Уроки-семинары
статья по русскому языку по теме
Нетрадиционные формы работы на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki-seminary.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные формы работы на уроках русского языка.
Уроки-семинары
Уроки-семинары – это уроки систематизации и обобщения изученного, поднимающие уровень знаний учащихся, уровень их ассоциативного мышления. Они помогают осознать взаимосвязь различных языковых явлений, внутри- и межпредметные связи. Проникновение в глубь языкового явления позволяет учащимся видеть живые процессы в языке.
На семинаре совершенствуется монологическая и диалогическая речь учащихся, углубляются их теоретические знания и практические умения.
На уроке-семинаре учащиеся выступают сами и слушают одноклассников; учатся выделять главное, конспектировать, делать записи, рецензировать, включать новую информацию в свой активный запас знаний. Они овладевают некоторыми ораторскими приемами, позволяющими привлечь внимание слушателей, учатся работать со справочной литературой, пользоваться аппаратом книги, овладевают умением выбрать нужную книгу и представить ее.
Уроки –семинары позволяют расширить образовательные функции урока русского языка в соответствии с современными требованиями.
Традиционные уроки иногда создают у учащихся представление о русском языке как о чем-то бесспорном, бесперспективном для каких-либо открытий. Уроки-семинары являются в этом отношении переломным моментом, переходом от формального отношения к представлению о русском языке как о живом, истинно родном и близком.
В системе вопросов к семинару важен какой-либо проблемный, даже провокационный вопрос, который сразу вызывает дискуссию, заставляет любознательных, лингвистически умных ребят пересмотреть, перечитать чуть ли не всю предложенную литературу.
Например:
- Всегда ли важен порядок слов в предложении?
- Можно ли отменить пунктуацию?
- Какой из главных членов предложения главнее?
- Можно ли по суффиксу определить часть речи?
Чтобы двухчасовая работа не утомляла учащихся, необходимо, продумывая ход семинара сознательно планировать момент, снимающий напряжение, включая лингвистические фельетоны, шутки, инсценировки.
Учитель на уроке-семинаре не только ведущий, дирижер, но и равный участник. На каком-то этапе урока он предлагает подобранный им материал, включая его в общее рассуждение по теме. Он должен познакомиться со всей рекомендуемой литературой и иметь в запасе какую-то интересную информацию или задачу, чтобы остаться для учеников интересной личностью. Он вместе с учащимися готовит выставку лингвистической литературы, подбирает интересные, эмоционально окрашенные тексты для практического задания. Новая, нестандартная форма урока-семинара включает много привычных традиционных приемов. Именно они становятся своеобразной базой в творческом поиске учителя. Внимание участников семинара стимулирует разнообразие заданий, включающих и синтаксический разбор, и разбор по составу, и этимологический разбор, и работу со словарями.
На уроке-семинаре работа с текстом идет как лингвистический эксперимент. Учащиеся проводят наблюдение за живым русским языком – например, определяют роль причастия в речи, убеждаются, что это книжная форма. Сопоставляют конструкции предложений в устной речи и в письменной (в своих сочинениях), в художественной литературе и в статьях учебников, в научно-популярной и научной лингвистической литературе, к которой они обращались во время подготовки к семинару.
Самостоятельной исследовательской работой учащихся является анализ выбранного текста под определенным углом зрения. Вся совокупность деятельности учащихся на уроке-семинаре способствует формированию речевой компетентности, овладению правилами сочетаемости единиц в тексте, правилами выбора языковых средств, построения текстов разных типов и стилей. Семинар совершенствует монологическую и диалогическую речь учащихся, готовит их к общению на разных уровнях жизни.
Заканчивается семинар обычно вопросом, чье выступление особенно запомнилось и почему. Высказывая свое мнение, учащиеся должны суметь обосновать свою точку зрения, найти убедительные аргументы, проявить доброжелательность по отношению к товарищу, найти слова для тактичной критики.
Работа учащихся на уроке-семинаре – это участие в общем процессе познания. Они выступают сами, слушают одноклассников ( в 5-6 классе это является серьезной проблемой: дети слушают и слышат себя, даже когда говорит другой). На таком уроке-семинаре уже в 5-6 классах школьники учатся выделять главное, конспектировать, делать записи в специальных семинарских тетрадях, рецензировать, включать новую информацию в свой активный запас знаний. Они овладевают некоторыми ораторскими приемами, позволяющими привлечь внимание слушателей. Готовясь к семинару и работая на самом уроке-семинаре, учащиеся делают краткие конспекты по выбранному вопросу, некоторые пишут рефераты.
Большое значение для всей дальнейшей жизни детей имеет то, что они учатся работать с различной справочной литературой, учатся пользоваться аппаратом книги, овладевают умением выбрать нужную книгу и представить ее товарищам.
Внушительные списки рекомендуемой литературы не должны пугать участников семинара: они могут выбрать всего одну книгу для работы, а об остальных услышат от товарищей.
Конечным результатом урока-семинара, как и традиционного урока, остается совершенствование теоретических знаний и практических умений школьников. Поэтому логичным после урока-семинара будет урок-зачет, урок-практикум, диктант.
Таким образом, уроки-семинары позволяют расширить образовательные функции урока русского языка в соответствии с современными требованиями, обратиться к проблемам функциональной грамотности учащихся, решать задачи использования языка, учитывая коммуникативный аспект обучения. Каждый учитель, согласившийся с идеей таких уроков, может вносить что-то свое в их понимание и исполнение применительно к классу и своему характеру. Общее одно – работа с лингвистической литературой, сотворчество учителя и учащихся, возрастающий интерес к родному языку, систематизация знаний. Уроки-семинары – один из эффективных путей обучения, не сковывающий, а развивающий ученика, доставляющий много вдохновенных минут ученику и учителю.
Учащиеся должны знать, что на семинаре один работает на всех, а все на одного, что результаты их труда обязательно будут оценены тремя оценками: за устное выступление на семинаре, за подготовленный материал в семинарской тетради и за практическое задание, выполненное нас уроке. Каждый должен знать, что конечный результат семинара – орфографическая и пунктуационная грамотность.
Чтобы все вопросы семинара были освещены достаточно полно, можно предложить учащимся при подготовке к нему разделиться на группы и выбрать для основательного исследования один вопрос. Кому-то учитель может дать и индивидуальное задание.
Для подготовки к семинару учитель предлагает вопросы за 7-10 дней. В течение 4-5 дней, подбирая литературу, учащиеся могут перейти из одной группы в другую. На стенде «Материалы к уроку» отмечается, какой вопрос выбрал каждый участник семинара.
Важно, чтобы задание давалось дифференцированно, чтобы в работу были вовлечены все ученики, чтобы не уверенные в себе ребята получили поддержку и консультацию учителя, а сильные, филологически одаренные ребята – его одобрение.
В течение всех дней подготовки учитель консультирует учащихся, помогает подбирать литературу, предоставляет учащимся литературу учебного комплекса и личную библиотеку, помогает продумать ответ на вопрос. Группы обсуждают форму своего выступления – они могут выделить одного выступающего, который обобщит подготовленный всеми материал, или может высказаться каждый участник семинара.
Результатом семинара будет возросший интерес к родному языку, приобщение к научной, научно-популярной и занимательной литературе, развитие монологической речи учащихся, совершенствование навыков выразительной речи учащихся, пунктуационных и речевых.
После семинара можно провести урок-зачет, урок-практикум, урок-тренировку или контрольную работу. Важна любая форма обратной связи, позволяющая проверить результативность урока-семинара.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый урок. Взаимосвязь между системами счисления. (урок семинар)
Такие уроки позволяют повысить интерес к предметам....
Урок-семинар"Мысль народная" и воля истории в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".
Урок-семинар проводится после изучения романа Л.Н.Толстого"Война и мир". Цели: обобщить знания учащихся по роману" Война и мир".Учащиеся должны знать содержание романа, понимать проблему национального...
Урок-семинар по наречию
Урок-семинар по теме «Наречие» I. Вопросы (вывешиваются за 7-10 дней).1. Какие в ...
Тема урока: «Пути постижения духовной истины в литературе» (урок-семинар по литературе в 10 классе, рассчитанный на 2 урока)
Урок проводится как урок- обобщение после изучения творчества А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина. Мы с учащимися знакомимся с теми периодами жизни писателей, которые раскрыв...
Урок-семинар как активная форма урока литературы.
Методика проведения урока - семинара может быть различной. В этой статье вы найдёте один из вариантов с конкретными советами....
Модель урока Урок-семинар «Сны: невозможное возможно»
Тема данного урока выбрана в рамках авторской программы «Человек и природа», составленной авторами этого урока. В рамках повторения русской литературы XIX века и курса биологии «Человек» нами ра...
Урок – семинар, разработанный на основе технологии СДО, как инструмент формирования функциональной грамотности на уроках обществознания
Отличительная особенность семинаров, разработанных в системе СДО – структура, которая обеспечивает наивысшую степень самостоятельности обучаемых при подготовке к нему и реализацию кр...