урок - игра по теме "Лексика" (5кл.)
план-конспект урока русского языка (5 класс) на тему

Обобщающий урок по теме "лексика". Игровые технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx48.46 КБ
Файл urok.docx48.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Азбука и алфавит.

Цель: обобщить первоначальные сведения об азбуке и определить роль алфавита в жизни людей.

Задачи:

  1. Формировать умение пользоваться алфавитом, способствовать постепенному запоминанию алфавита;
  2. Развивать мышление, внимание, память, интерес к предмету;
  3. Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
  1. Организационный момент.

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живет,

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска ее боится.

Что это? (улыбка)

  1. Актуализация знаний.

У: О чем мы будем с вами говорить на уроке, вы узнаете, прослушав и отгадав загадку:

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

Д: азбука, алфавит.

У: А как вы догадались?

Дети отвечают.

У:  я вам приготовила еще одну загадку: соедините все буквы русского алфавита по порядку и у вас получится картинка.

У: О чем мы будем с вами говорить на уроке? Кто догадался?

Д: Об азбуке, об алфавите, о буквах.

У: Что такое азбука? Что такое алфавит?

Дети отвечают.

У: Азбука – это система графических знаков для передачи звучания славянской речи. Алфавит – это набор букв, используемых в письменности, где каждая буква обозначает один или несколько звуков.

У: Я вам расскажу, как образовались слова «алфавит» и «азбука».  Слово «азбука» русское, «алфавит» – греческое. Образованы они одинаково – из названий первых букв. Раньше А – называли «Аз», Б – «Буки». Эти названия сохранились в слове «азбука». В греческом языке первая буква называлась «Альфа», вторая – «Вита». Отсюда  - слово «алфавит». Первая славянская азбука (Кириллица) была создана братьями Кириллом и Мефодием, в ней было 43 буквы, из них 19 гласных; при Петре 1 – новый алфавит был очень похож на современный , но названия букв были другие.  Современный алфавит существует более 80 лет.

У. Как вы думаете, для чего нужно знать порядок, в котором построены буквы в алфавите?

Где можно воспользоваться им?

-Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке;

-Книги в библиотеке стоят по алфавиту;

-Карточки медицинские в больнице также стоят по алфавиту;

-Справочники составляются по алфавиту.

Ошибка в названиях букв – грубое нарушение норм языка, а правильное название букв является показателем культуры человека. Нам сегодня  на уроке предстоит  научиться правильно пользоваться алфавитом и хорошо усвоить порядок букв и их названия. Итак, приступим. Назовите буквы по порядку с помощью учебника (с. 40) Дети называют.

  1. Работа над темой урока.

Сколько букв в русском алфавите?

Д. 33 буквы.

У. 10 букв, которые обозначают гласные звуки и 21 буква обозначает согласные звуки и две буквы, которые не обозначают звуков.

Физминутка.

Встаем рядом с партой. Первому ученику вручается символический предмет (азбука), который передается по цепочке, называя буквы алфавита по порядку.

У. Давайте прочитаем вывод на с. 40.

Д. Азбука или алфавит – это буквы, расположенные друг за другом в определенном порядке.

У. Поиграем в игру «Знаешь алфавит – угадаешь слово». (у всех алфавит перед глазами)

1. Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой «Б», вторая за – буквой «Н», третья – за «К», последняя – за буквой «Й» - ВОЛК

2. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой «Л», вторая – перед буквой «П», третья – перед «Т», четвертая – перед «Б» - КОСА.

3. Первая буква этого слова стоит за буквой «Д», вторая – за буквой «К», третья – перед «Э». – ЕЛЬ.

(у детей карточки с пустыми клетками, они вписывают, как кроссворд)

Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга. Запишем слова в тетрадь:

Волк, коса, ель.

(Дети записывают слова, делят на слоги, ставят ударение).

У: На какие группы можно разделить слова?

Д: Одушевленные и неодушевленные, 1 слог и 2 слога.

У: Что общего у этих слов?

Д: Они единственного числа, нарицательные, обозначают предмет.

У: А кроме нарицательных имен, какие еще есть имена?

Д: Имена собственные.

У: Как пишутся имена собственные?

Д: С заглавной буквы.

У: Я вам предлагаю поупражняться в написании имен в алфавитном порядке. Возьмите карточки с именами. Расположите по алфавиту. Запишите в тетради. (у доски ученик)

Андрей, Виктор, Елена, Иван, Людмила, Сергей, Яков.

У: Вы уже знаете, что книги в библиотеке стоят по алфавиту. Работаем в парах. Прочитайте фамилии писателей и расположите их по алфавиту, запишите в тетради. (раздаю карточки).

Толстой Л., Крылов И., Чехов А., Пушкин А., Житков Б.

Житков Б., Крылов И., Пушкин А., Толстой Л., Чехов А.

(называю пару, чтобы проверили все написание)

У: А теперь будем составлять справочник городов России. Вы знаете, что в справочниках слова располагаются тоже в алфавитном порядке. Расположите названия городов по алфавиту. с. 42 упр. 63. (Желающие выходят по одному к доске и записывают названия).

Бийск, Вологда, Иркутск, Москва, Омск, Рязань, Самара, Тула, Уфа.

  1. Итог урока.

У: Над какой темой мы сегодня работали?

Д: Азбука или алфавит.

У: Что такое алфавит? (Дети отвечают, учебник в помощь)

У: Что понравилось на уроке?



Предварительный просмотр:

Тема: Азбука и алфавит.

Цель: обобщить первоначальные сведения об азбуке и определить роль алфавита в жизни людей.

Задачи:

  1. Формировать умение пользоваться алфавитом, способствовать постепенному запоминанию алфавита;
  2. Развивать мышление, внимание, память, интерес к предмету;
  3. Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
  1. Организационный момент.

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живет,

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска ее боится.

Что это? (улыбка)

  1. Актуализация знаний.

У: О чем мы будем с вами говорить на уроке, вы узнаете, прослушав и отгадав загадку:

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

Д: азбука, алфавит.

У: А как вы догадались?

Дети отвечают.

У:  я вам приготовила еще одну загадку: соедините все буквы русского алфавита по порядку и у вас получится картинка.

У: О чем мы будем с вами говорить на уроке? Кто догадался?

Д: Об азбуке, об алфавите, о буквах.

У: Что такое азбука? Что такое алфавит?

Дети отвечают.

У: Азбука – это система графических знаков для передачи звучания славянской речи. Алфавит – это набор букв, используемых в письменности, где каждая буква обозначает один или несколько звуков.

У: Я вам расскажу, как образовались слова «алфавит» и «азбука».  Слово «азбука» русское, «алфавит» – греческое. Образованы они одинаково – из названий первых букв. Раньше А – называли «Аз», Б – «Буки». Эти названия сохранились в слове «азбука». В греческом языке первая буква называлась «Альфа», вторая – «Вита». Отсюда  - слово «алфавит». Первая славянская азбука (Кириллица) была создана братьями Кириллом и Мефодием, в ней было 43 буквы, из них 19 гласных; при Петре 1 – новый алфавит был очень похож на современный , но названия букв были другие.  Современный алфавит существует более 80 лет.

У. Как вы думаете, для чего нужно знать порядок, в котором построены буквы в алфавите?

Где можно воспользоваться им?

-Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке;

-Книги в библиотеке стоят по алфавиту;

-Карточки медицинские в больнице также стоят по алфавиту;

-Справочники составляются по алфавиту.

Ошибка в названиях букв – грубое нарушение норм языка, а правильное название букв является показателем культуры человека. Нам сегодня  на уроке предстоит  научиться правильно пользоваться алфавитом и хорошо усвоить порядок букв и их названия. Итак, приступим. Назовите буквы по порядку с помощью учебника (с. 40) Дети называют.

  1. Работа над темой урока.

Сколько букв в русском алфавите?

Д. 33 буквы.

У. 10 букв, которые обозначают гласные звуки и 21 буква обозначает согласные звуки и две буквы, которые не обозначают звуков.

Физминутка.

Встаем рядом с партой. Первому ученику вручается символический предмет (азбука), который передается по цепочке, называя буквы алфавита по порядку.

У. Давайте прочитаем вывод на с. 40.

Д. Азбука или алфавит – это буквы, расположенные друг за другом в определенном порядке.

У. Поиграем в игру «Знаешь алфавит – угадаешь слово». (у всех алфавит перед глазами)

1. Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой «Б», вторая за – буквой «Н», третья – за «К», последняя – за буквой «Й» - ВОЛК

2. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой «Л», вторая – перед буквой «П», третья – перед «Т», четвертая – перед «Б» - КОСА.

3. Первая буква этого слова стоит за буквой «Д», вторая – за буквой «К», третья – перед «Э». – ЕЛЬ.

(у детей карточки с пустыми клетками, они вписывают, как кроссворд)

Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга. Запишем слова в тетрадь:

Волк, коса, ель.

(Дети записывают слова, делят на слоги, ставят ударение).

У: На какие группы можно разделить слова?

Д: Одушевленные и неодушевленные, 1 слог и 2 слога.

У: Что общего у этих слов?

Д: Они единственного числа, нарицательные, обозначают предмет.

У: А кроме нарицательных имен, какие еще есть имена?

Д: Имена собственные.

У: Как пишутся имена собственные?

Д: С заглавной буквы.

У: Я вам предлагаю поупражняться в написании имен в алфавитном порядке. Возьмите карточки с именами. Расположите по алфавиту. Запишите в тетради. (у доски ученик)

Андрей, Виктор, Елена, Иван, Людмила, Сергей, Яков.

У: Вы уже знаете, что книги в библиотеке стоят по алфавиту. Работаем в парах. Прочитайте фамилии писателей и расположите их по алфавиту, запишите в тетради. (раздаю карточки).

Толстой Л., Крылов И., Чехов А., Пушкин А., Житков Б.

Житков Б., Крылов И., Пушкин А., Толстой Л., Чехов А.

(называю пару, чтобы проверили все написание)

У: А теперь будем составлять справочник городов России. Вы знаете, что в справочниках слова располагаются тоже в алфавитном порядке. Расположите названия городов по алфавиту. с. 42 упр. 63. (Желающие выходят по одному к доске и записывают названия).

Бийск, Вологда, Иркутск, Москва, Омск, Рязань, Самара, Тула, Уфа.

  1. Итог урока.

У: Над какой темой мы сегодня работали?

Д: Азбука или алфавит.

У: Что такое алфавит? (Дети отвечают, учебник в помощь)

У: Что понравилось на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Своя Игра"

Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....

Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс

Урок на действия с дробями....

Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"

Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств».  При обучении классов, в которых биология не является профильной дисциплиной, во...

Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"

Заключительный урок русского языка в 5 классе...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...