Страна МОРФЕМ
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Панкова Оксана Игоревна

Урок русского языка 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_morfem.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

 Страна морфем

Цели:

- систематизация ранее полученных знаний о морфемах с помощью игры;

- развитие умения делить слова на морфемы и образовывать новые слова;

- активизация познавательной деятельности на уроке посредством дидактической игры.

Оборудование:

Карточки «Исправь ошибку, дай совет», «Найди сорняк и вырви с корнем»,  «Допиши сказку» (для выполнения домашнего задания)

 Ход урока:

  1. Организационный момент

 2. Орфографическая минутка

 Увядать, одаренный, спешить, кладовая, сотрясение, ужасный, костюм.

 3. Постановка цели

- Комментируя орфограммы, мы обязательно называли морфему, ту часть слова, в которой орфограмма встречалась.

Для чего мы это делали?

Действительно ли имеет значение в какой именно морфеме встречается орфограмма?

Давайте вспомним, что такое морфемы. Назовите их.

Итак, сегодня мы отправимся в путешествие по стране морфем.

 Друзья, задача наша такова – открыть друг другу, как построены слова,

Какие их морфемы составляют, какую роль они в словах играют.

 4. “Исправь ошибку, дай совет”.

 Существует такое понятие КАКОГРАФИЯ, в переводе с греческого это обозначает неправильное правописание. Именно этим мы сейчас и займемся, будем искать ошибки. Исправлять их, тем самым развивать свое внимание и орфографическую зоркость. 

В  предложениях найдите орфографические ошибки. Выделите морфемы, в которых они допущены. При необходимости,  укажите в скобках проверочные слова. Запишите предложения в исправленном виде в тетради.

Из-за озера покозались  (показ) птицы, они выделяются грозными фигуроми (1 скл., Т. п.) на фоне заката. Все пернатые перипугались и смотрят на них. А наблюдатильные селезни не дерутся, а разглядывают странных гостей.

- Что вы посоветуете ученику, который сделал эти ошибки?

5. “ Найди сорняк и вырви с корнем”.

- Для этого вспомните, что такое корень слова? (Главная значимая часть родственных слов).

- Объясните, как вы понимаете слово сорняк?

- Вам предстоит вырвать сорняки, т.е найти лишнее слово.

- Итак, внимание! Задание: в каждой группе слов – “родственников” есть одно “чужое” слово, это и есть сорняк, но он внешне похож на остальные слова! Ваша задача – отыскать и “вырвать сорняк с корнем”, т.е. выделить корень и вычеркнуть лишнее слово.

Смешной, усмешка, смешать, рассмешить, смешинка;

Левый, слева, лев, налево, левая;

Диво, удивиться, диванный, удивление, подивился.

Ветер, безветрие, ответил, подветренный обветриться;

Стол, столик, столетие, настольный; 

Мешает, мешочек, мешковина, мешковатый, мешок;

Склон, поклониться, клонировать, наклон.

Варить, сварим, доварить, утварь, поваренный;

Прелестный, лестно, льстивый, лестничный;

Кривой, окриветь, скривиться, креветка;

6.  «Дивный сад» (проверка домашнего задания)

Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым- был он только словом.
Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло- стало много новых слов.

Пришло время посадить в нашей стране морфем дивный сад, представить то задание, которое вы выполняли дома.

- Что надо было сделать? С помощью каких морфем вы создавали новые слова? Почему корень считается главной значимой морфемой?

Зачитывание однокоренных слов, представление своего дерева.

7.     «Отгадай слово»

Пришло время проверить, как вы знаете состав слова. Умеете ли  составлять слова, используя суффикс и приставку, изменять слова, применяя окончание.

-  Приставка, окончание и суффикс те же, что и в слове появление, корень в слове ручка. (Поручение)

-  Корень возьмите у слова полагать, приставку – у слова приложение, суффикс – у слова восклицательный, окончание – у слова числительное. (Прилагательное)

- В слове такая же приставка, как в слове полёт,  корень такой же, как в слове дружба,  суффикс такой же, как в слове артистка. (Подружка)

8. Грамматическая остановка

На доске записаны и разобраны по составу слова. Докажите, что слова разобраны по составу верно:

стекло (стекл – корень, о – окончание) – сущ., ср.р.

стекло (с-приставка, тек – корень, л- суффикс, о – окончание)  - гл., пр.вр., ср.р.

осиной (осин – корень, ой – окончание) – сущ., ж.р., Т. п.

осиной (ос – корень, ин – суффикс, ой – окончание)  - прил., ж.р.

допили (до- приставка, пил – корень, и – окончание) – гл., повелительного наклонения

допили (до- приставка, пи - корень, л- суффикс, и – окончание) – гл.,, пр. вр., мн.ч.

Вывод: с помощью знания морфем можно определять грамматические признаки слов

9. Остановка загадочная

 Может ли в слове быть два корня? Приведите пример.

Проведем загадочный блиц-опрос. Отгадки запишите, выделите корни, подчеркните соединительную гласную

 Закручу, зажурчу,
 В небеса улечу.
(Самолет)

Не турист, а словно птица
По горам взбирается.
(Скалолаз)

 Всем поможет, всех спасет
Человек в халате
Но уколы больше любит
Ставить нам в палате.
(Медсестра)

 Стоит красивый сундучок,
Его не тронешь он молчок.
А стоит ручки повертеть,
Он будет говорить и петь.
(Радиоприемник)

 Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я -…
(Осьминог)

 

10. Подведение итогов

Итак, наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке? Что показалось трудным? Что понравилось?

11. Домашнее задание. «Допиши сказку»

Жил-был корень ХВАТ. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А корень вдруг чудесным образом заговорил: “А вы посадите меня в землю и водичкой полейте, разрастусь я в большое дерево”. Посадили корень ХВАТ, он сначала один росток дал, а затем еще и еще. Все ростки на корень похожи, но все разные. (Допиши сказку, расскажи, какие слова “выросли” из корня ХВАТ).

Бродили по свету приставки ДО- и ЗА-. У мели они дела завершать. А у глаголов неопределенной формы работы по строительству дома полно, но закончить её никак не удается . Что делать? Звать приставки ДО- и ЗА. Пришли приставки помочь закончить и доделать работу. Глаголы варить, пилить, сверлить, красить взялись за дело.(Допиши, как достроили дом выделенные глаголы и приставки).

Жили да были друзья- суффиксы – ЩИК, -ИСТ, -НИК и -ТЕЛЬ. К кому ни придут в гости, всех трудиться научат. Сначала познакомился суффикс -ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь целый ансамбль заиграл: пианист, гитарист и баянист. А суффиксы -ТЕЛЬ, -НИК и –ЩИК пошли к глаголам строить, воспитать, охранять, подобрали по дороге даже камень. (Обрати внимание на выделенные слова, подбери к ним подходящие суффиксы и допиши сказку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительно-выразительные возможности морфем в художественном тексте

Интегрированный урок-исследование проводится в форме лабораторной работы, в ходе которой учащиеся выполняют   лингвистический анализ текстов М.И.Цветаевой, рассматривая морфемы (приставки) в един...

"Путешествие по городу Морфем" интегрированный урок в 5 классе (русский и немецкий язык)

Конспект открытого интегрированного урока, составлен в соавторстве с учителем русского языка Кудашовой М.В....

Урок русского языка (с применением ИКТ) Варианты морфем. История происхождения чередования фонем <е> и <о> с нулём фонемы.

Главный принцип  линии учебников под редакцией М.В.Панова – «обучение должно быть научным».  Новый стиль общения авторов с учеником-читателем – диалог, активизирующий мысл...

Разработка урока русского языка по теме "Морфемы. Значение морфем" 5 класс

Разработка урока русского языка по теме "Морфемы. Значение морфем". 5 класс. Учебник под редакцией Т.А. Ладыженской. Урок составлен с применением блочно-модульной технологии....

Варианты морфем. Вторые имена морфем.

Презентация для 5 класса по теме: "Варианты морфем. Вторые имена морфем"....

Интегрированное занятие по рассказу М.Булгакова «Морфий»

Интеграция как принцип взаимодействия литературы и психологии...

Понятие о морфологическом уровне языка. Морфы и морфемы. Приемы вычленения и идентификации морфов.

Понятие о морфологическом уровне языка. Морфы и морфемы. Приемы вычленения и идентификации морфов....