Изобразительно-выразительные возможности морфем в художественном тексте
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Интегрированный урок-исследование проводится в форме лабораторной работы, в ходе которой учащиеся выполняют лингвистический анализ текстов М.И.Цветаевой, рассматривая морфемы (приставки) в единстве формы, содержания и функции, и получают представление о возможностях словообразовательного повтора для создания художественного образа, выражения чувства, настроения. В завершение работы учащиеся выполняют творческую работу - создают собственные тексты по аналогии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelno-vyrazitelnye_vozmozhnosti_morfem_v_hudozhestvennom_tekste.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
УРОК СЛОВЕСНОСТИ
в 7 классе
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФЕМ
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ»
(ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА)
УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ БОГАЧЁВОЙ ГАЛИНЫ ГЕННАДЬЕВНЫ
Цели:
- познакомить учащихся с изобразительно-выразительными возможностями морфем в художественном тексте;
- способствовать совершенствованию речи, развитию образного мышления;
- воспитывать любовь к родному языку.
Задачи:
- рассмотреть морфемы (приставки) в единстве формы, содержания и функции;
- дать представление о приёме словообразовательного повтора;
- проанализировать примеры употребления словообразовательного повтора в стихотворениях М.И.Цветаевой для создания художественного образа, выражения чувства, настроения;
- побудить учащихся к использованию словообразовательного повтора в собственной речи (художественном описании).
Характер материала – частично знакомый.
Тип урока – интегрированный,
урок-исследование.
Приёмы и методы:
- лингвистический анализ текста на уровне состава слова;
- наблюдение за языковыми явлениями;
- стилистический эксперимент;
- словообразовательный и морфемный разборы;
- орфографическая работа;
- творческое задание (создание собственного текста по аналогии).
Оборудование урока:
- Потиха З.А. «Школьный словарь строения слов русского языка»;
- словарик значения морфем (у каждого учащегося);
- тексты стихотворений М.И.Цветаевой (у каждого учащегося);
- инструктивная карта к лабораторной работе (у каждого учащегося);
- портрет М.И.Цветаевой;
- карточки-схемы, отражающие значение морфем;
- схема «Единицы языка»;
- эпиграф: «Язык всем знаниям и всей природе ключ» (Г.Р.Державин).
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя и «разминка».
- На сегодняшнем занятии нам предстоит исследовать художественный текст, чтобы понять, как работают в нём единицы языка, как помогают автору выразить чувства, настроения, мысли. Мы не раз уже убеждались в верности слов Г.Р.Державина «Язык всем знаниям и всей природе ключ» (эпиграф), применяя знания о языке для проникновения в идею художественного текста.
1. Схема «Единицы языка»
п р е д л о ж е н и я
с л о в о с о ч е т а н и я
с л о в а
м о р ф е м ы
звуки
буквы
- Как вы расшифруете эту схему?
(Из звуков в устной, а из букв в письменной речи состоят морфемы, из морфем – слова, из слов – словосочетания, из словосочетаний – предложения, из предложений составляется текст.)
- Какие у этих единиц языка есть изобразительно-выразительные возможности? Что мы уже знаем?
Игра с мячом: учитель бросает мяч, указывая единицу языка, учащиеся возвращают мяч, называя изобразительное средство.
Звуки – аллитерация, ассонанс;
буквы – акростих;
слова и словосочетания – эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы;
предложения – градация, антитеза, инверсия, параллелизм, повторы и др.
морфемы - ? (пока не знаем).
- А что мы знаем о морфемах?
(Морфемы являются строительным материалом слов. В русском языке более 4,5 тысяч корней, около 500 суффиксов, 100 приставок. Каждая из этих морфем значима и оказывает влияние на лексическое значение слова. Смотри словарик значения морфем.)
- Можете ли вы предположить, есть ли и у морфем изобразительно-выразительные возможности? На чём основывается ваше предположение?
(И у морфем должны быть изобразительно-выразительные возможности, так как морфема – часть системы, в которой на всех остальных уровнях действует закономерность: в художественном тексте любая единица языка способна рисовать образ, выражать чувства, настроения.)
- Проверим нашу гипотезу.
II. Постановка учебной задачи.
- Сегодня нам предстоит провести лабораторную работу, чтобы выяснить, обладают ли морфемы изобразительно-выразительными возможностями. Исследуем, как «работают» морфемы в художественном тексте, помогают ли они создавать художественный образ, выражать чувства, настроения.
III. Работа по инструктивным картам (Приложение № 1)
Стихотворение М.И.Цветаевой «Рас-стояние: вёрсты, мили…»
Б.Пастернаку
Рас-стояние: вёрсты, мили…
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: вёрсты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это – сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не рассорили – рассорили,
Расслоили…
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов-
Заговорщиков: вёрсты, дали…
Не расстроили – растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.
Который уж – ну который – март?!
Разбили нас – как колоду карт!
24 марта 1925
1.Чтение стихотворения учителем.
2.Определите тему стихотворения.
(Стихотворение о разлуке.)
3.Когда оно написано?
( 24 марта 1925 года)
4. Какова в нём роль личного местоимения?
(Местоимением 1 лица множественного числа в стихотворении обозначен лирический герой и те, с кем он разлучён, его современники-соотечественники.)
5. Комментарий учителя.
Единое «мы» разделено. Чем? Роковыми для России событиями Октябрьской революции и гражданской войны, после которых многие русские люди, не принявшие новой власти, оказались на чужбине. В 1922 году уехала и Марина Цветаева вслед за своим мужем Сергеем Эфроном – офицером Добровольческой белой армии. Германия, Чехия, Франция. 17 лет эмиграции, мучительного одиночества без России, без Родины.
Стихотворение посвящено другу и единомышленнику М.Цветаевой – поэту Борису Пастернаку, остававшемуся в России.
6. Каким чувством, настроением проникнуто стихотворение?
(Боль от насильственной разлуки с близкими людьми, Родиной нарастает и прорывается криком отчаяния в двух последних строках:
Который уж – ну который – март?!
Разбили нас – как колоду карт!)
7. На какие слова в стихотворении падает основная смысловая нагрузка? Занесите их в таблицу.
(Рас-стояние, рас-ставили, рас-садили, расклеили, распаяли, развели, распяв, не рассорили, рассорили, расслоили, расселили, не расстроили, растеряли, рассовали, разбили.)
8. Сравните состав этих слов.
(В них повторяется приставка рас- / раз- )
9. Объясните правописание этой приставки.
10. Среди 15 слов с приставкой рас- / раз- 13 глаголов, образованных по одной словообразовательной модели. Составьте схему, назовите способ образования этих слов. (Приставочный.)
11. 13 раз повторяется эта словообразовательная модель. Каково назначение повтора?
(Усилить, значение приставки.)
12. Каково значение приставки? ( См. «Словарик значения морфем»)
(Разъединение, разобщение.)
13. Так зачем же в стихотворении повторяются слова с приставкой рас-/раз-? Какую художественную задачу решает в стихотворении автор?
(Чтобы рассказать о разлуке, автор выбирает слова с приставкой, обозначающей разъединение. Чтобы подчеркнуть её значение и передать, как велика утрата, наполняет текст словами с этой приставкой, образованными по одной словообразовательной модели, то есть использует приём словообразовательного повтора. Именно словообразовательный повтор задаёт ритм, передаёт нарастание напряжения: по мере того, как в тексте накапливаются слова с рас-/раз-, мы ощущаем, как разрастается горе, увеличивается боль утраты, испытываемые лирической героиней.)
14. Обладает ли морфема изобразительно-выразительными возможностями?
(Да. Рисует образ разлуки.)
15. Какие ещё художественные приёмы использует автор для создания образа разлуки?
- Приём искусственного разрыва слова. Графическое средство выделения ключевой по значению морфемы передаёт и ощущение разорванности, и понимание неестественности этого разрыва (одно слово – один народ), и авторское неприятие рас-/раз-.
- Повтор (аллитерация) резкого, «бьющего», «разъединяющего» звука р
- Насыщение текста словами со значением пространства (вёрсты, мили, дали, два разных конца земли, стена да ров, трущобы земных шрот).
- Частое употребление многоточия, словно удлинняющего расстояние; в нём и невысказанность горя.
- Употребление лексики, эмоционально характеризующей участников этой драмы (сироты, разбитая колода карт, орлы-заговорщики, сплав вдохновений и сухожилий).
- Страдание передано образом распятия:
В две руки развели, распяв…
Всё вместе и выражает силу чувств лирической героини.
IV. Закрепление.
Отрывок из стихотворения М.И.Цветаевой «Так вслушиваются…»
Так вслушиваются (в исток
Вслушивается – устье).
Так внюхиваются в цветок:
Вглубь – до потери чувства!
……………………………….
…Так влюбливаются в любовь:
Впадываются в пропасть.
1. Чтение отрывка учителем.
2. Просто ли сразу понять, о чём стихотворение?
(Нет, не просто, но помогут морфемы.)
3. Есть ли здесь словообразовательный повтор? (Заполняем в таблице графу «Ключевые слова».)
(Вслушиваются, внюхиваются, влюбливаются, впадываются.)
4. Какова словообразовательная модель этих слов?
5. Определите значение приставки.
(«Движение внутрь, вглубь».)
6. Ещё одно ключевое слово – «любовь».
О чём же этот отрывок?
( О любви, о глубине чувства лирической героини.)
Отрывок из стихотворения М.И.Цветаевой «Настанет день – печальный, говорят!..»
Настанет день – печальный, говорят! –
Отцарствуют, отплачут, отгорят,-
Остужены чужими пятаками,-
Мои глаза, подвижные, как пламя.
- Чтение отрывка учителем.
- Есть ли здесь словообразовательный повтор?
(Отцарствуют, отплачут, отгорят.)
3. Словообразовательная модель.
- Значение приставки.
(«Довести до конца, закончить».)
5. Обратите внимание на образ остуженных пятаками глаз. Пятаки накладывают на глаза умершим. Определите тему отрывка.
(Тема смерти.)
Вывод:
- в художественном тексте морфема обладает изобразительно-выразительными возможностями;
- повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели, служит усилению значения морфемы, помогает понять и почувствовать главное;
- словообразовательный повтор – излюбленный приём М.И.Цветаевой.
V. Лингвистический эксперимент.
Заменим в последнем отрывке слова с приставкой от- близкими по значению словосочетаниями, то есть уберём словообразовательный повтор.
(Отцарствуют – прекратят царствовать,
отплачут – перестанут плакать,
отгорят – закончат гореть.)
Что изменилось?
(Напряжение, передаваемое словообразовательным повтором, ослабевает, утрачивается краткость, ёмкость.)
Вывод:
- словообразовательный повтор передаёт нарастание напряжения;
- его отличительная черта – краткость, ёмкость.
VI. Домашнее задание.
Используя словообразовательный повтор, напишите сочинение-миниатюру на одну из тем:
- Боязливо-осторожный человек.
- Всё у него без меры.
- Целеустремлённость.
Какие приставки и суффиксы вам помогут?
1. Боязливо-осторожный человек.
Морфемы, обозначающие неполноту действия, признака:
приставка при- (присматриваться),
суффикс –оват-/-еват- (трудновато).
- Всё у него без меры.
Морфемы со значением «высшая степень проявления признака»:
приставки сверх-, архи-, пре-(= «очень»)
(сверхмощный, архивспыльчивый, премудрый);
суффикс –айш-/-ейш- (высочайший).
- Целеустремлённость.
Приставка до- со значением «доведение действия до конца» (добиться).
VII. Творческие работы учащихся.
Лучше «пере- », чем «недо- ».
Присаживается, приглядывается,
Прислушивается, принюхивается…
Ему говорю:
- Поезжай-ка туда-то.
А он отвечает:
- Да вот…трудновато…
Живу плоховато…и сил маловато…
Такой весь прилизанный,
Весь мягковатый.
Уж лучше бы был
Презадиристый и сверхдрачливый,
Беспечнейший, резвый сверх меры
И архикрикливый.
(Пожарская Даша, 7 «А»)
* * *
Безмолвно, беззвучно, бесшумно,
Бесхитростно, просто бездумно,
Без всяких расчётов на завтра,
Без паники, целой гурьбой,
Беззлобно и очень бесстрашно…
Сбежали с уроков домой.
(Гладышева Ксюша, 7 «А»)
Приложение № 1
Изобразительно-выразительные возможности морфем
в художественном тексте.
Лабораторная работа
Ф.И.____________________________________________
класс__________
Цель: выяснить, обладают ли морфемы изобразительно-выразительными возможностями.
1. Проведите наблюдение над текстом, заполните таблицу:
Автор, название произведения | Тема | Ключевые слова | Словообразова-тельная модель | Значение морфемы |
Вывод:_______________________________________________________________ ___ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
2. Проведите лингвистический эксперимент:
Замените в тексте № 3 слова с повторяющейся приставкой близкими по смыслу словосочетаниями. Что изменилось? __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вывод:_______________________________________________________ _____ ________________________________________________________________ _ __________________ _______________________________________________ ___ _______ _____________________________________________________
3. Используя словообразовательный повтор, напишите сочинение-миниатюру на одну из тем:
- «Боязливо-осторожный человек»
- «Все у него без меры»
- «Целеустремленность»
Какие приставки и суффиксы вам помогут?
- _____________________________________________________________
- _____________________________________________________________
- _____________________________________________________________
Сочинение-миниатюра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Читая между строк» /функционирование изобразительно-выразительных средств языка в художественных текстах/
Содержание курса «Читая между строк» соответствуют «Образовательному стандарту по русскому языку» для предпрофильного уровня.Программа адресована учащимся 9-х классов....
Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.
Цели: 1. закрепить знания учащихся по лексике (прямое и переносное значения слов, выразительные средства - синонимы, антонимы);отрабатывать навыки различения речевых ошибок;отрабатывать навыки в разли...
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.
Презентация предназначена для повторения изобразительно-выразительных средств учащимися 10-11 классов, при подготовке части В8 ЕГЭ по русскому языку. Вней представленны различные виды работы на уроке,...
Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах
Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...
Открытый урок в 10 классе"Изобразительно-выразительные возможности лексических и синтаксических средств языка."
Этот урок поможет учащимся разобраться в выразительных средствах языка....
Конспект урока "Наблюдение над стилем. Эмоционально-экспрессивные возможности глагола в художественном тексте" 10 класс
Урок "Наблюдение над стилем. Эмоционально-экспрессивные возможности глагола в художественном тексте"...
Язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи: образность, изобразительно-выразительные средства
В данном уроке рассматривается важнейший аспект проблемы имплицитности в лингвистической науке – источники выявления и интерпретации скрытых смыслов с помощью изобразительно-выразительных ...