Материал для подготовки к ГИА (тест)
тест по русскому языку (9 класс) по теме

Майорова Елена Николаевна

Для каждого учителя, работающего в 9 классе, одной из главных задач является подготовка обучающихся к ГИА. Материал составлен с использованием  отрывков из «Записок из Мёртвого дома» Ф.М. Достоевского.  «Записки из Мёртвого дома» — произведение, состоящее из одноимённой повести в двух частях, а также нескольких рассказов; создано в 1860-1861 годах. Создано под впечатлением от заключения в Омском остроге в 1850—1854 гг.

Повесть носит документальный характер и знакомит читателя с бытом заключённых преступников в Сибири второй половины XIX века. Писатель художественно осмыслил всё увиденное и пережитое за четыре года каторги в Омске (с 1850 по 1854 годы), будучи сосланным туда по делу петрашевцев. Произведение создавалось с 1860 по 1862 года, первые главы были опубликованы в журнале «Время».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_dlya_podgotovki_k_gia.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Материал для подготовки к ГИА.

Для учителей, работающих в 9 классе, одной из главных задач является подготовка обучающихся к ГИА. В данном разделе предлагается тест для подготовки к ГИА. Материал составлен с использованием отрывков из «Записок из Мёртвого дома» Ф.М. Достоевского.  «Записки из Мёртвого дома» — произведение, состоящее из одноимённой повести в двух частях, а также нескольких рассказов; создано в 1860-1861 годах. Создано под впечатлением от заключения в Омском остроге в 1850—1854 гг.

Повесть носит документальный характер и знакомит читателя с бытом заключённых преступников в Сибири второй половины XIX века. Писатель художественно осмыслил всё увиденное и пережитое за четыре года каторги в Омске (с 1850 по 1854 годы), будучи сосланным туда по делу петрашевцев. Произведение создавалось с 1860 по 1862 года, первые главы были опубликованы в журнале «Время».

Часть1. Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения –не менее  90 слов.

МЕРТВЫЙ ДОМ

Острог  наш  стоял  на  краю  крепости,  у  самого  крепостного   вала.

Случалось, посмотришь сквозь щели забора на свет божий: не увидишь  ли  хоть

чего-нибудь? - и только и увидишь, что краешек неба да высокий земляной вал,

поросший бурьяном, а взад  и  вперед  по  валу,  день  и  ночь,  расхаживают

часовые; и тут же подумаешь, что пройдут целые  годы,  а  ты  точно  так  же

подойдешь смотреть сквозь щели забора и увидишь тот же вал, таких же часовых

и тот же маленький краешек неба, не  того  неба,  которое  над  острогом,  а

другого, далекого, вольного неба. Представьте себе  большой  двор,  шагов  в

двести длины и шагов в полтораста ширины, весь  обнесенный  кругом,  в  виде

неправильного шестиугольника, высоким тыном,  то  есть  забором  из  высоких

столбов (паль), врытых стойком глубоко в землю, крепко прислоненных  друг  к

другу ребрами, скрепленных поперечными планками и  сверху  заостренных:  вот

наружная ограда острога. В одной из сторон ограды  вделаны  крепкие  ворота,

всегда запертые, всегда день и ночь  охраняемые  часовыми;  их  отпирали  по

требованию, для выпуска на работу. За этими воротами  был  светлый,  вольный

мир, жили люди, как и все. Но по сю сторону ограды о том  мире  представляли

себе, как о какой-то несбыточной сказке. Тут был свой особый мир, ни на  что

не похожий, тут были свои особые законы, свои костюмы, свои нравы и  обычаи,

и заживо мертвый дом, жизнь - как  нигде,  и  люди  особенные.  Вот  этот-то

особенный уголок я и принимаюсь описывать.

Как входите в ограду - видите внутри  ее  несколько  зданий.  По  обеим

сторонам широкого внутреннего двора тянутся два длинных  одноэтажных  сруба.

Это казармы. Здесь  живут  арестанты,  размещенные  по  разрядам.  Потом,  в

глубине ограды, еще такой же сруб: это кухня,  разделенная  на  две  артели;

далее еще строение, где под одной крышей помещаются погреба, амбары,  сараи.

Средина двора пустая и составляет ровную, довольно большую  площадку.  Здесь

строятся арестанты, происходит поверка  и  перекличка  утром,  в  полдень  и

вечером, иногда же и еще по нескольку раз в день,  -  судя  по  мнительности

караульных и их уменью скоро считать.

Часть 2. Прочитайте текст и выполните задание А1 – А3; В-1 – В-14.К каждому заданиюА-1 – А-3 даны 4 варианта ответа, один из которых правильный. Номер этого задания обведите кружком.

(1)В отдаленных краях Сибири, среди степей, гор  или  непроходимых  лесов,

попадаются изредка  маленькие  города,  с  одной,  много  с  двумя  тысячами

жителей, деревянные, невзрачные, с двумя церквами - одной в  городе,  другой

на кладбище, - города, похожие более на хорошее подмосковное  село,  чем  на

город. (2)Они обыкновенно весьма достаточно снабжены исправниками, заседателями

и всем остальным субалтерным чином.(3) Вообще  в  Сибири,  несмотря  на  холод,

служить  чрезвычайно  тепло. (4) Люди  живут  простые,  нелиберальные;  порядки

старые, крепкие, веками освященные. (5)Чиновники,  по  справедливости  играющие

роль сибирского дворянства, - или туземцы, закоренелые сибиряки, или наезжие

из России, большею частью из  столиц,  прельщенные  выдаваемым  не  в  зачет

окладом  жалованья,  двойными  прогонами  и  соблазнительными  надеждами   в

будущем.(6) Из них умеющие разрешать загадку  жизни  почти  всегда  остаются  в

Сибири и с наслаждением в ней укореняются. (7) Впоследствии они приносят богатые

и сладкие плоды. (8) Но другие, народ  легкомысленный  и  не  умеющий  разрешать

загадку жизни, скоро наскучают Сибирью и с тоской себя спрашивают: зачем они

в нее заехали? (9)С нетерпением отбывают они свой законный термин  службы,  три

года, и по истечении его тотчас же хлопочут о своем переводе и  возвращаются

восвояси, браня Сибирь и подсмеиваясь над нею. (10) Они  неправы:  не  только  с

служебной, но даже со многих точек зрения  в  Сибири  можно  блаженствовать.

(11)Климат превосходный; есть много замечательно богатых и хлебосольных  купцов;

много чрезвычайно достаточных инородцев. (12)Барышни цветут розами и нравственны

до последней крайности. (13)Дичь летает по улицам и сама натыкается на охотника.

(14)Шампанского выпивается неестественно много.(15) Икра удивительная. (16) Урожай бывает

в иных местах сам-пятнадцать...(17) Вообще  земля  благословенная. (18) Надо  только

уметь ею пользоваться.  (19)В Сибири умеют ею пользоваться.

(20)  В одном из таких веселых и довольных собою городков, с  самым  милейшим

населением, воспоминание о котором останется  неизгладимым  в  моем  сердце,

встретил я Александра Петровича Горянчикова, поселенца, родившегося в России

дворянином и помещиком, потом сделавшегося ссыльно-каторжным второго разряда

за  убийство  жены  своей  и,  по  истечении   определенного   ему   законом

десятилетнего термина каторги, смиренно и неслышно доживавшего  свой  век  в

городке К. поселенцем. (21) Он, собственно,  приписан  был  к  одной  подгородной

волости, но жил в городе, имея возможность добывать в нем хоть  какое-нибудь

пропитание обучением детей.  (22)В сибирских городах часто встречаются учителя из

ссыльных  поселенцев;  ими  не  брезгают. (23) Учат   же   они   преимущественно

французскому языку, столь необходимому на поприще жизни и о котором без  них

в отдаленных краях Сибири не имели бы и понятия. (24) В  первый  раз  я  встретил

Александра Петровича в доме одного старинного, заслуженного и  хлебосольного

чиновника, Ивана Иваныча Гвоздикова, у которого было  пять  дочерей,  разных

лет, подававших прекрасные надежды.(25) Александр Петрович давал им уроки четыре

раза в неделю, по тридцати копеек серебром  за  урок. (26) Наружность  его  меня

заинтересовала.(27) Это был чрезвычайно бледный и худой человек,  еще  нестарый,

лет тридцати пяти, маленький и тщедушный. (28) Одет  был  всегда  весьма  чисто,

по-европейски. (29) Если вы с ним заговаривали, то он смотрел на вас  чрезвычайно

пристально и внимательно, с  строгой  вежливостью  выслушивая  каждое  слово

ваше, как будто в него вдумываясь, как будто вы вопросом  вашим  задали  ему

задачу или хотите выпытать у него какую-нибудь тайну,  и,  наконец,  отвечал

ясно и коротко, но до того взвешивая каждое слово  своего  ответа,  что  вам

вдруг становилось отчего-то неловко и вы, наконец, сами радовались окончанию

разговора.

А-1. Какое из  высказываний, приведённых ниже,  содержит ответ на вопрос: «Почему при разговоре с  Александром Петровичем становилось неловко?»

  1. Он был груб.
  2. Он взвешивал каждое слово.
  3. Он был глуп.
  4. Он не слушал собеседника.

А-2. Почему автор говорит, что «служить в Сибири чрезвычайно тепло»?

1). Там тёплый климат

2). Там живут простые люди.

3). Там хорошо отапливаемое жильё.

4). Там начальники любят своих подчинённых.

А-3. Как характеризует учителей информация, заключённая в предложении 23?

1). Они любят детей.

2). Они дают прочные знания.

3). Они обижают детей.

4). Они учат жителей французскому языку.

Ответы на задания В-1 – В-14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В-1. Замените  слово ХЛЕБОСОЛЬНЫХ (купцов) из предложения 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите ответ.

В-2. Из предложения 4 выпишите слово с безударной гласной, не проверяемой ударением.

В-3. Из предложения 21 выпишите слово, правописание которой определятся правилом: «Гласные в приставках пре- и при-».

В-4. Из предложения 1 выпишите слово,  которое является исключением из правила «Одна и две Н в суффиксах прилагательных».

В-5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, служащие для обособления  определений, выраженного причастными оборотами.

Чиновники(1)  по  справедливости  играющие роль сибирского дворянства(2)  (3) или туземцы (4)закоренелые сибиряки(5) или наезжие из России, большею частью из  столиц(6)  прельщенные  выдаваемым  не  в  зачет окладом  жалованья(7)  двойными  прогонами  и  соблазнительными  надеждами   в будущем.

В-6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения.

Люди  живут  простые(1)  нелиберальные(2)  порядки

старые(3) крепкие(4) веками освященные.

В-7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения.

В  первый  раз  я  встретил Александра Петровича в доме одного старинного (1) заслуженного и  хлебосольного чиновника (2) Ивана Иваныча Гвоздикова (4) у которого было  пять  дочерей (5)  разных лет (6)подававших прекрасные надежды.

В-8. Замените словосочетание  ЗАГАДКУ ЖИЗНИ(предложение 8), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите полученное словосочетание.

В-9.Выпишите грамматическую основу предложения  2.

В-10.Среди предложений 7-9 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В-11. Среди предложений 8-10 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

В-12.Укажите количество  грамматических основ  в предложении 10.

В-13. Среди предложений 6-9 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В-14. Среди предложений 26-29 найдите предложение с  несколькими придаточными. Напишите номер этого предложения.

Часть 3.

Используя прочитанный  текст части В, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер заданий:С2.1 или С2.2.

Ознакомьтесь с мнением Оли и Пети о роли знаков препинания..

Оля: «Я считаю, что все знаки препинания не нужны. Достаточно лишь тех знаков, которые стоят в конце предложения.»

Петя: «На письме без знаков препинания не обойтись….»

С2.1. Помогите Пете доказать свою точку зрения.

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, почему «… со многих точек зрения можно в Сибири блаженствовать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ГИА. Тест 6. Итоговый тест.

В рамках подготовки  к Государственной Итоговой Аттестации неоценимую помощь окажет материал данного раздела. Тематический тест  включает в себя три раздела: задания на чтение, задания на гр...

Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...