Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) на тему
Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал) | 194.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ СЕМИНАРЫ 7-8
Задание С5. Решение заданий, содержащих уравнения и неравенства с параметрами.
Необходимые навыки: вариативные действия в зависимости от значений параметра при алгебраическом решении уравнений и неравенств; навыки создания графических иллюстраций в осях хОу, анализ расположения однопараметрических семейств кривых (сдвиги и растяжения); навыки создания графических иллюстраций в осях переменная-параметр, навыки чтения графиков и определения количества и качества решений уравнения; работа с основными свойствами функций – монотонность, выпуклость, ограниченность, четность-нечетность; использование симметрий в множестве решений.
ОЧЕНЬ желательные навыки, помогающие облегчить решение: владение техникой перехода к равносильной системе или совокупности условий, в том числе в задачах с модулями; умение строить графики и анализировать уравнения и неравенства с модулями; владение понятием кусочно-заданной функции, в особенности составленной из квадратичных и линейных фрагментов; нахождение точек экстремума( в том числе без производной) или конструирование нужной комбинации отрезков квадратичных или линейных функций по заданным условиям на экстремумы; умение работать с квадратичной функцией, в том числе применять теоремы о расположении корней квадратного трехчлена.
Советы:
1) Построение графика в осях хОу удобно прочитывается в условии. Но требует аккуратности при перемещении линий, зависящих от параметра – сдвигах и вращениях. Работа в осях переменная – параметр дает стабильную картинку, но требует большей предварительной работы. Что выбрать – дело вкуса. Кроме того, в каждой конкретной задаче смотрите, какой способ графического решения (если оно вам симпатично) лучше выбрать, то есть под какой способ сделана задача.
2) Обращайте внимание на ВСЕ слова в условии. Это может помочь.
3) Пробуйте найти ВСЕ варианты взаимного расположения фигур. Может быть, Вы что-то не заметили… Все рассмотренные случаи могут дать некоторое количество баллов.
4) Вовремя сделанная замена переменной сильно облегчает решение.
5) Обращайте внимание на симметричность условия.
6) Умение работать со сложной функцией входит в необходимый набор знаний. Обращайте внимание на ограниченность множества значений функции.
7) Свойства входящих в условие функций могут помочь в неочевидных случаях.
8) Обычно задачи сводятся к рассмотрению хорошо известных функций и типов уравнений и неравенств. Поэтому повторите свойства линейной и квадратичной функций. И, конечно, поучитесь заранее работать с кусочно-заданными функциями.
Характеристика блоков заданий:
Блок 1 – Подготовка к выполнению задач уровня С3. Основные приемы в заданиях весьма умеренного уровня сложности.
Блок 2 – Работа на занятии. Задания немного более высокого уровня, или более комплексные, включающие различные приемы. Заданий достаточно много, преподаватель имеет возможность выбрать, какие примеры надо в первую очередь разобрать на семинарах. Всем, даже хорошо решающим, есть, чем заняться.
Блок 3 – Домашнее задание. Большая практика решения задач - большая вероятность успеха на экзамене!
Внимание! Задания не всегда расположены в порядке возрастания сложности!
Примеры для разбора на занятии:
Задание | Комментарии | Ответ | |
Блок 1. (обязательный минимум-подготовка к задачам ЕГЭ) | |||
| Проще всего построить график неравенства в осях переменная-параметр. Не забывайте про пунктирные границы! | ||
| В уравнении выразим параметр и построим график , после чего можно давать ответ. | ||
| Один из эффективных способов решения – рассмотреть разность левой и правой части, убедиться, что наименьшее значение кусочно-линейной функции (график – ломаная) с убывающим левым и возрастающим правым звеном может достигаться только в точках «стыка». На значения в них и ставим условия. Другой хороший способ – оставить слагаемое с модулем, содержащим параметр, в одной части, а остальное перенести в другую. После строим графики обеих частей. Придется подвигать «галочку». Полезно решить задачу двумя способами. | ||
| Не забываем ограничение на переменную! Для этого дана такая первая строка в системе. Потом строим график в осях переменная-параметр. Списываем с чертежа ответ! | ||
| Одно из уравнений системы заменяем на разность уравнений, после чего параметр остается лишь в одной строке. Работаем с «пульсирующей окружностью». | ||
Блок 2. (задания уровня ЕГЭ) | |||
| Наиболее разумным представляется решение простейшего тригонометрического уравнения и построение графиков обеих частей полученной серии уравнений в системе координат хОу, далее ставим условие на количество горизонтальных прямых, которые должны пересекаться «пульсирующей» полуокружностью радиуса . Какую по счету прямую надо пересечь, а до какой полуокружность «не дотягивается». Возможно и алгебраическое решение, но оно дольше. | ||
Первым действием заменяем переменную. Важно, что одно решение по переменной исходного уравнения соответствует одному решению нового уравнения с модулями относительно новой переменной . Далее строим график в осях , и мы готовы дать ответ на любой вопрос о количестве и качестве решений исходного уравнения. | |||
имеет решения. | Работаем в осях переменная-параметр. Разложив левую часть верхней строки на множители, видим два вертикальных кгла без границ, которые высекают на окружности две дуги (тоже без границ). Найдя соответствующие концам дуг значения параметра, пишем ответ. | ||
| Обращаем внимание на то, что знаменатель положителен при всех , то есть на него можно домножать. Получаем систему двух неравенств, каждое из которых (!) должно выполняться при всех значениях переменной. Работа только с дискриминантами. Дело техники. | ||
| Очень хорошая задача на множество значений сложной(!) функции. Попутно надо увидеть возможность введения вспомогательного аргумента, а далее придется найти все значения внутренней (показательной с квадратичным аргументом) функции и определить взаимное расположение чисел на тригонометрической окружности. | ||
| Проанализировав связь количества решений исходной системы и уравнения относительно с параметром , изображаем график в осях . Учитывая все нужные ограничения, получаем ответ. | ||
| Задача сводится к исследованию отрезка квадратичной функции. Некоторое количество вычислений… | ||
| Анализ геометрической ситуации. Приходим к выводу, что окружности (модуль!) не должны сливаться, а прямая должна касаться обеих окружностей. Геометрия помогает получить ответ. | ||
| Конструируем кусочно- квадратичную функцию так, чтобы выполнялось условие задачи. Смотрим, где должны быть вершины частей. | ||
| Красивое логическое действие: наименьшее значение функции (если оно есть) меньше числа тогда и только тогда, когда хоть какое-нибудь значение меньше этого числа. Наибольшее значение меньше числа, когда все значения меньше. Наименьшее больше – когда все больше. Наибольшее больше- когда хоть какое-нибудь больше. Далее строим неподвижный график, и. вращая прямую вокруг фиксированной точки, добиваемся выполнения поставленного условия. | ||
| Разложение на множители, построение графиков неравенств методом областей и анализ взаимного расположения графиков. Найдя соответствующие границам значения параметра, пишем ответ. | ||
| Во-первых, ищем положительное значение параметра. Если положительные есть, то наибольшее – среди них! Далее удобно взять не переменную , а переменную . Монотонность от этого не меняется. График – ломаная. Найдя пределы на бесконечности, определяем взаимное расположение экстремумов. | ||
| Нужно понимать, что график функции в левой части представляет собой ломаную, то есть функция непрерывна; пределы на бесконечности равны . Проверьте коэффициенты при и при и сделайте вывод об экстремуме, дающем наименьшее значение. Далее решение задачи даст техника решения неравенств с модулями. Возможно другое решение – бесхитростное построение графика в осях переменная-параметр, но оно требует значительно большего времени. Довольно трудоемко, но надежно. Можно даже… сам график не строить, а указать на его особенности и просчитать значения в точках «стыка». | ||
| Элементарные навыки построения графиков с модулями, плюс исследование «пульсирующей окружности». Да, еще умение вычислять высоту прямоугольного треугольника. | ||
| Придется аккуратно решить классический вопрос о единственности решения уравнения с помощью исследования графика функции, связанной с логарифмами. Применяем математический анализ. | ||
| График, зависящий от параметра, правда, его форма определена четко. Далее вращаем прямую вокруг начала координат. Попутно придется найти касательную. Аккуратнее с количеством пересечений прямой с ветвью параболы! Здесь могут быть ошибки. | ||
| Используется симметрия множества решений, связанная с четностью функций по . С помощью этой симметрии получаем необходимое (но не достаточное) условие единственности решения. Далее придется проверить каждое из найденных значений параметра. | решение | |
| Задача содержит два параметра, но очевидным образом проглядывается основной мотив: гарантировать два пересечения прямой с окружностью может только нахождение фиксированной точки прямой внутри окружности. Далее немного геометрии. | ||
| Пересечение внутренних областей двух парабол с различным направлением ветвей может заключать горизонтальный отрезок длины 1 в трех разных случаях…. Вот их-то и надо внимательно рассмотреть. Придется порешать неболшие иррациональные уравнения и посравнивать числа, содержащие иррациональности. | ||
| Анализ монотонности кусочно-квадратичной функции сводится к локализации вершин парабол. | ||
| Задача аналогична предыдущей, но немного поменяли вопрос и поставили ограничение, связанное с параметром. Решается так же. Нужен хотя бы один экстремум. | ||
| Замена переменной и расположение корней квадратного трехчлена. Четыре случая расположения параболы. Внимательно! Реализуются два. | ||
| Сравнение расположения графиков степенной и логарифмической функции. Потребуется применить математический анализ. Например, чтобы найти касание. Не забудьте случай убывающего логарифма! | ||
| Уравнение – хорошего типа: с различной монотонностью частей; следовательно, решений либо нет, либо одно. Рассмотрим две задачи уже без параметров, и найдем, нужное ли количество решений в каждом случае! | 1 | |
| Пересечение полосы и окружности, центр которой «бегает» по фиксированной прямой ( к счастью, прямая перпендикулярна границам полосы), а радиус зависит от параметра. Возможны два случая: либо окружность «стянулась» в точку, либо имеет место касание полосы внешним образом. Дальше дело техники…. | ||
| Теорема Виета. Только надо учесть, что она работает только при наличии корней! График может помочь при решении, но он не является необходимостью. | ||
| Переходим к равносильной системе, строим график в осях переменная-параметр. Чем точнее он построен, тем легче увидеть отрезки вертикальных прямых по полуцелым точкам, получаемых из второго уравнения. | ||
| Задачу удобно решать как в осях , двигая вдоль оси абсцисс «галочку», с нахождением касания и учетом области определения, так и построением в осях переменная-параметр ( с предварительной заменой корня на новую переменную). Конечно, и в том, и в другом варианте надо учитывать ограничения. |
Блок 3. (домашнее задание) | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справочный материал при подготовке к заданию В 8 (ЕГЭ по русскому языку)
Справочное пособие по средствам выразительности (В8). Позволяет организовать подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Есть проверочные задания и ключи....
Стратегии выполнения письменного задания повышенного уровня (раздаточный материал к уроку)
Раздаточный материал к уроку "Стратегии выполнения письменного задания повышенного уровня"...
Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)
Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...
Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)
Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...
Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)
Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...
Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)
Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...
Материал для подготовки с заданию С6 ЕГЭ (задания для разбора)
Материал для подготовки с заданию С6 ЕГЭ (задания для разбора)...