Урок русского языка "Комплексный анлиз текста" при обобщающем повторении
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Булатова Гульзида Галиевна

Данный урок является уроком повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_k_konkursu.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

             План - конспект урока по русскому языку в 6 классе.

  Тема урока: Комплексный анализ текста «Зимний лес»

                        при обобщающем повторении изученных тем.

  Цели урока:

  1. Образовательные: продолжить формирование и закрепление у учащихся  навыков работы с текстом, повторить основные речеведческие понятия, закрепить  навыки правописания орфограмм, личных окончаний глаголов, выполнять морфологический, синтаксический разборы, отработать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами;
  2. Развивающие: развитие умения

- логически излагать свои мысли;

- слушания и распределения внимания во время слушания;

- выделять главное, сравнивать, обобщить.

      3.   Воспитательные: воспитание любви к природе, развивать чувство                 прекрасного, воспитание сознательной дисциплины.

Тип урока: повторение и обобщение материала.

Технология: индивидуальная, групповая.

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:

  1. Устный и письменный
  2. Фронтальный, групповой, индивидуальный.

                                                     Ход урока:

-Здравствуйте, дети. Меня зовут Гульзида Галиевна.  Я буду вести  у вас урок русского языка. Надеюсь, мы подружимся и сработаемся.

- Дети, а вы верите в чудеса? (ответы).

-А все эти чудеса творят волшебники. Ребята, а вы знаете , кто такой волшебник? (ответы).

- А разве не назовешь волшебством то, что сейчас у нас происходит? Ведь до этого дня мы совсем ничего не знали друг о друге.  А теперь мы встретились . и я стою перед вами, и такое чувство, будто  я знала вас  так давно.

- Я ведь тоже считаю себя, хоть и немного, но  волшебником. Волшебство в моем сердце. Знаете , дети, на это меня вдохновляет природа. Я очень люблю остаться наедине  с природой. А больше всего мне нравится бродить по лесу. Когда я гуляю,  в  моем сердце рождаются стихотворные строки:   3слайд

Почему я люблю свой лесной городок?

Потому что души в нем не чаю!

Потому что я чувствую - здесь мой исток,

Потому что я здесь отдыхаю.

Почему мне свободно в лесном городке?

Потому что ничто не стесняет,

Потому что гуляю я здесь налегке,

Мне легко здесь, как только бывает!

Дети ,а вы считаете волшебниками русских писателей и поэтов? (ответы).

Правильно, дети. Природа всегда вдохновляла поэтов и писателей на волшебство. Они изобразили волшебный мир  природы  в своих произведениях.

Перед вами лежат листочки с волшебным текстом, который сотворил  Иван Соколов- Микитов. 4слайд

- Ребята, а вы знаете, кто такой Иван Соколов - Микитов? (ответы).

У Ивана Соколова- Микитова много рассказов о природе, о зверях, о птицах. И это не удивительно, потому что  родился  он в Смоленской губернии(1892- 1975) в семье лесничего. Рано узнал лес, полюбил, изучил его. Позже много путешествовал, плавал на кораблях, матросом бывал в экспедициях на севере нашей страны.  Его произведения, такие, как «Детство», «северные рассказы», « На речке Невестнице», пробуждают в читателях любовь к родной земле, умение дорожить природой, с уважением относиться к людям.

- Дети, а я ведь вас тоже считаю волшебниками. Но вы это должны доказать. А доказать это вы должны своими знаниями и умениями по пройденным темам, работая над этим текстом. 5 слайд

Итак, приступим к делу! Внимательно прочитайте текст. Обратите внимание, сколько в нем волшебства! Сколько там пропущенных букв,  знаков препинания, нераскрытых скобок.

Чтобы было поинтереснее работать. Сделаем так. Класс разделим на три группы. 1 группа работает по 1 абзацу, 2группа по 2 и3 , а 3 группа по 4 абзацу.

Открыли тетради, написали сегодняшнее число.  Когда пишете, вставьте пропущенные буквы, поставьте ,где нужно, знаки препинания. Подчеркните пропущенные буквы.

                                                                   Текст:

     Зимой и летом осенью и весною хорош..  рус..кий лес! В тихий зимний день выйд..ш.., бывало, в лес на лыжах- дыш..ш.. и (не)надыш..ш..ся. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тр..пинками кружевными белыми арками с..гнулись под т..жестью инея стволы молодых берёз. Т..жёлыми шапками белого снега покрыты тёмно- зелёные ветви высоких и маленьких елей.

     Идёш.. по зимн..му тихому лесу и (не) налюбу..ш..ся. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных ств..лов лежат на белых нетронутых сугробах.

     Невидимой жизнью полнит..ся зимний лес. От дерева к дереву тянут..ся лёгкие следы белок маленькие следоч..ки лесных мышей и птиц.

    Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимн… леса. Нужно уметь ходить тихо слушать и ост..навливат..ся. Только тогда откроет..ся вам вся чудесная красота спящего зимнего леса.

Итак, ребята проверим. Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием.

-Дети вы обратили внимание на то, что у текста нет названия? А как бы вы его озаглавили?( «Зимний лес», и  др.) 6 слайд

-Какова тема текста? ( красота зимнего леса).

- Какова основная мысль текста? Что хотел сказать  автор своим текстом? (как красив лес зимой, последний абзац).

-Определим стиль и тип текста. (Художественный стиль, описание)

Чтобы описать красоту леса автор обращается к образно- выразительным средствам. По- моему, здесь очень много эпитетов и метафор. Давайте попробуем их найти. Каждая группа работает по своим абзацам.

И с этим заданием вы легко справились, молодцы, ребята. Ну что, устали немножко? А теперь отдохнем. Отдохнем с пользой. Заодно вспомним имена существительные. На доске 2 существительное. Из каждого ряда выходят по одному ученику, каждый по порядку разбирает имя существительное. Какая группа быстрее и правильнее закончит, та группа победит. Вперед, ребята!

1 группа-  по лесу; 2 группа- к дереву.

Молодцы, ребята! И с заданием справились и отдохнули.

Теперь к делу. Дети, в описании очень много прилагательных. Вы, наверное, хорошо знаете, какая это часть речи. Скажите, ребята, день какой по тексту? Сугробы какие? Лес какой? 7 слайд

   8 слайд.Выпишите из текста однокоренные глаголы и разберите их по составу. Можем ли мы определить спряжение, какое? А как вы узнали? Какой вид, время?

-Дети,  обратите внимание на экран.  9 слайд.Нам даётся предложение. Сделаем быстренько разбор по членам предложения.

Обратите внимание на выделенное дополнение. Чем оно выражено? Какая часть речи называется местоимением? Какая у него начальная форма?

Какие вы у меня молодцы, ребята!  Так быстро справились со всеми заданиями. Вы, оказывается, действительно волшебники. Какие у вас прочные знания по предмету. Я вами горжусь. И оценки у вас должны быть волшебные. А какие у нас волшебные оценки? 4 и 5.  

 10 слайд. Домашнее задание я вам дам тоже волшебное. Составьте рассказ по данному началу:

« Вообще всё в лесу… может обернуться сказкой».

Надеюсь, что и здесь вы проявите своё волшебство. Спасибо за урок, ребята. И до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 8 классе "Обобщающее повторение по теме сложные вещества"

Ресурс содержит подробный план- конспект, презентацию и схему классификации веществ по теме, соответствует программе по химии 8 класса О.С. Габриеляна.Основная форма работы на уроке - групповая. Урок ...

Космическое путешествие - урок математики в 6 классе (обобщающее повторение)

Этот урок я проводила в День Космонавтики 12 апреля.Урок-путешствие, урок-игра, с презентацией....

Игровые формы в обучении. Разработка урока по географии на тему:Обобщающее повторение «Западная экономическая зона». Игра «Самый умный» .

Игра, игровые приемы достаточно широко используются в методике обучения географии. Игра позволяет разнообразить приемы обучения, усилить мотивацию учебной деятельности, интерес к ней. Игровые методы и...

Урок географии в 7 классе «Обобщающее повторение темы «Северная Америка»».

Повторение и обобщение знаний учащихся 7 класса в конце изучения темы Северная Америка. Включены такие виды деятельности как  устная работа по вопросам, письменная работа по карточкам-заданиям, р...

Урок в 11 классе разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Решение показательных неравенств».

Урок в 11 классе разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Решение показательных неравенств».  Урок разработан для учащихся 11 класса, проходил в январе 2014 г .Тема урока выбрана на основ...