Урок развития речи. Создание собственного текста.
методическая разработка (8 класс) на тему
Подготовка учащихся к написанию сочинения на тему "Море"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_8_kl._more_-_1.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность учителя | Время | Деятельность обучающихся |
| ||
| 1 мин. |
|
| ||
| 1 мин. | |
| ||
| 35 мин. |
|
«Море гудело грозно, выделяясь из всех шумов в этой тревожной и сонной ночи. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, все величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью. Затем, скользя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных лестниц, мы стали спускаться вниз, к сверкающему пеной прибою. Высились и гудели черные тополя, а под ними, как будто в ответ им, жадным и бешеным прибоем играло море. Высокие, долетающие до нас волны с грохотом пушечных выстрелов рушились на берег, кружились и сверкали целыми водопадами снежной пены, рыли песок и камни и, убегая назад, увлекали спутанные водоросли, ил и гравий, который гремел и скрежетал в их влажном шуме. Весь воздух был полон тонкой, прохладной пылью, и все вокруг дышало вольною свежестью моря. Темнота бледнела, и море уже ясно видно было на далекое пространство». ». [2] |
| |
Работу с данным текстом мы начнем с составления таблицы. |
|
Таблица № 1
Мои ощущения: | Авторские ассоциации: |
Тревога; страх; волнение; опасность; жуть; одиночество; восхищение; радость; успокоение | Гудело море; в сознании силы; мягкая проникающая свежесть; сверкающий пеной прибой; жадный бешеный прибой; волны с грохотом рушились целыми водопадами снежной пены; рыли песок; гравий скрежетал; вольная свежесть моря; далекое пространство |
Деятельность учителя | Время | Деятельность обучающихся |
|
| |
|
| |
|
| |
|
|
Таблица № 2
Мои ощущения: | Авторские ассоциации: | Ключевые слова, раскрывающие тему | Ключевые слова, раскрывающие основную мысль | Заглавие Композиция |
Тревога; страх; волнение; опасность; жуть; одиночество; восхищение; радость; успокоение | Грозно; тревожная ночь; безлюдное место; ночь поздней осени; жуткие; заброшенность; на обрыве; бешеный прибой; черные тополя; гремя, скрежетая; вольная свежесть; темнота бледнеет; остатки лестниц | Море гудело; одно море гудело, проникающая свежесть; прибой; играло море; волны; пена; водоросли; свежесть моря | Гудело грозно; тревожная ночь; старый сад; забитый дом; заброшенность; гудело победно, все величавее в сознании своей силы; не в состоянии насытиться мягкой, проникающей свежестью; сверкающий пеной прибой; играло море; волны рушились, кружились и сверкали, вольная свежесть, ясно; видно | Море; Линейная композиция: бушует стихия, ее величавая сила, мощь; красота - успокоение. В основе композиции - антитеза. Страх – красота; ужас – восхищение; жизнь моря - заброшенность домов, сада; ночь – темнота бледнела; море гудело – успокоение. |
Тема - «Море» | Основная мысль: передать грозное и в то же время чарующее явление природы. |
Деятельность учителя | Время | Деятельность обучающихся |
| . |
|
|
| |
|
| |
|
| |
Задача: определить тип текста, стиль текста, понаблюдать за видами связи предложений в данном тексте. |
|
Таблица № 3
Связь предложений в тексте | Тип текста | Стиль текста |
а) повторение слов б) замена местоимения в) союзное соединение г) однокоренные слова Цель повтора: Акцентировать внимание, привлечь внимание. |
повествования. Доказать. (Описание — изображение предметов, людей, животных, явлений природы...) Вопрос - КАКОЕ? Признаки: Много существительных, прилагательных, наречий, местоимений. | Художественный. Доказать. 1. Изобразительно-выразительные средства (по вариантам): 1 вар. - эпитеты 2 вар. — сравнения 3 вар. — олицетворение 4 вар. – метафоры 5 вар. - инверсия |