От орфографии и пунктуации к культуре речи
статья по русскому языку (10 класс) по теме
Данная статья посвящена очень важному виду работы на уроках русского языка и литературы. Каждый ученик должен постоянно работать над развитием устной и письменной речи с целью успешного выполнения заданий. связанных с уроками развития речи,начиная от миниатюрных работ до заданий в формате С-ГИА и ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_ispravlennyy_variant.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
От орфографии и пунктуации к культуре речи.(Использование новейших технологий на уроках русского языка и литературы).
Ивета Павловна Чаповская,учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №8 гор. Конаково Тверской обл.,высшая категория.
Основная идея инновационного опыта.
1)Формирование коммуникативной компетенции, умения находить оптимальные средства речевого воздействия как важнейшего компонента мастерства. 2) Воспитание речевой личности выпускника, способного молниеносно разобраться в различных речевых ситуациях. 3) Условием формирования абсолютной грамотности становится творческое отношение к языку, возможность не только репродуцировать, но и созидать.4) Изучение личности ученика, постижение его собственных «кодов». 5)Необходимость использования образной памяти, присущей подросткам. 6)Объединение грамматики и семантики, стремление искать их возможные связь.
Универсальность
предъявленного опыта.
Результат моей инновационной деятельности будет полезен самому ученику, молодому учителю и каждому, кто заинтересован в воспитании грамотного человека, обладающего высокой речевой культурой.
Значимость предъявленного опыта для развития
Региональной системы образования.
Полученные результаты будут иметь важное значение, т. к. из стен школы выйдут грамотные люди, способные принести пользу не только себе, но и своему окружению. Наша речь эталонна, и уже в силу этого коммуникативное лидерство профессионалов обеспечено.
Предъявление опыта инновационной деятельности .
На педсоветах, мастер-класс, заседаниях М О.
Темы моих выступлений.
1. Формирование личности учащихся на уроках русского языка и литературы.
2. Нужно ли изучать русский язык?
3. Формирование орфографической и пунктуационной зоркости учащихся.
4. Проблемы экологии на уроках русского языка.
5. Обучение тезированию.
6.Уроки развития устной и письменной речи.
Т Е М А «От орфографии и пунктуации к культуре речи»
Орфографическая грамотность получает своё значение в связи с культурой речи в целом.
Е.И. Истрина
Одной из самых существенных особенностей русского языка как учебного предмета является то, что объектом изучения здесь служит сам язык, которым ученик в той или иной мере уже владеет и которым он пользуется при изучении всех других предметов. Язык и мышление неразрывно связаны между собой, их развитие взаимообусловлено.
Задачей преподавания русского языка в школе является подготовка вполне грамотных людей (в широком смысле слова), обладающих определённой суммой знаний о самом языке и его грамматическом строе, вооружённых всеми средствами пользования русским языком) (А.В. Текучёв), хорошо владеющих навыками литературного произношения и выразительного чтения, навыками построения правильной устной и письменной речи, навыками правописания, а также развитие творческих сил учащихся, их познавательных способностей, навыков самостоятельной работы.
Каждый урок русского языка воспитывает ученика (дисциплинирует, развивает устойчивое внимание, обогащает знаниям). Каждый урок- звено в цепи учебного процесса. Очень важно соблюдать в работе с учащимися дидактический принцип преемственности и перспективности.
Соблюдение дидактического принципа последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает возрастание уровня самостоятельной творческой активности учащихся.
Психолого-педагогические основы урока.
Весьма важным является применение различных видов самостоятельной творческой работы учащихся на основе прочных навыков. Автоматизированные навыки обеспечивают экономию работы коры головного мозга, «разгружают» сознание ученика от напряжённого обдумывания каждого действия и этим экономят его время и энергию, а главное- обеспечивают проявление творческой индивидуальности учащихся.
Правильные и прочные навыки вырабатываются только в процессе упражнений, которые дают положительные результаты только в том случае, когда они опираются на прочное и глубокое понимание теоретического материала.
Один-два раза в месяц можно отводить целый урок на контрольное комментированное письмо. Это позволит:
А) тренировать учащихся в применении ими всех изученных правил;
Б) проверить за урок знание грамматики у 10-15 и более учеников, которые будут комментировать по одному предложению;
В) формировать общественное мнение в классе, ибо каждый ученик будет стремиться комментировать не хуже других; все ученики интенсивно работают, внимательны, собранны, сосредоточенны.
В основе выработки пунктуационных навыков методом комментирования лежит тот же принцип, что и при формировании орфографических навыков, т. е. первоначальное создание правильного образа синтаксической конструкции в сознании, а потом фиксация этого образа в виде предложения. При изучении пунктуации, особенно в сложных конструкциях, полезны зрительные образы предложения, поэтому целесообразно использование схем и периодическое обращение к доске.
Комментированные упражнения имеют свою специфику: этот приём позволяет непрерывно работать над ошибками и повторять ранее пройденное, постоянно совершенствовать знания, умения и навыки учащихся.
Формирование лингвистического мировоззрения и лингвистического мышления.
Этапы работы для осуществления данной цели:
- Накопление определённого запаса лингвистических знаний.
- Выработка навыка творчески использовать языковые средства.
- Использование в процессе обучения познавательных задач поискового характера.
- Развивать языковую личность обучаемого.
- Сформировать у школьника взгляды на русский язык как национальный феномен.
Пути развития дара слова.
К.Д. Ушинский писал: «Дар слова есть сила, врождённая в душе человека, и, как всякая сила, телесная или душевная, крепнет и развивается от упражнений».
Какие же должны быть упражнения для развития дара слова?
- Самостоятельные (пересказ, сочинение).
- Систематические.
- Логические ( развитие логического мышления).
- Устные и письменные.
Обладая большим запасом слов и форм слов и развитым навыком в употреблении, их ученик сводит всё это в одну систему при изучении русского языка. Это полезно, потому что развивает сознание детей, укрепляет в них уже приобретённое и приучает детей к наблюдению над таким духовным предметом, как слово.
Русский язык является национальным языком народа и языком межнационального общения народов мира. В процессе занятий по русскому языку необходимо привить школьникам любовь к русскому языку, вызвать стремление бороться за культуру речи.
Изучение языка играет очень важную роль в развитии мышления учащихся, т.к. сопровождается постоянной аналитико-синтетической работой, в процессе которой осуществляются такие мыслительные операции, как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала.
Уроки грамматики помогают учащимся осознать нормы русского литературного языка и лучше овладеть навыками. Изучение грамматики предполагает большую работу, направленную на развитие речи учащихся ( расширение их словаря, совершенствование навыков выразительного чтения, правильного литературного произношения
Между уроками языка и литературы должна быть установлена самая тесная связь.
При чтении литературных произведений объясняются непонятные слова, при этом нередко производится и морфологический (иногда этимологический) анализ слов.
На уроках языка учитель привлекает разнообразный лексический и фразовый материал из произведений художественной литературы (трудные для правописания слова, примеры для иллюстрации правил, для разбора и др.).
Необходимо приучать учащихся к использованию различных справочных пособий- словарей, таблиц и особенно школьного орфографического словаря. Надо учить школьников самостоятельно обнаруживать и исправлять в своих письменных работах ошибки того или иного типа (находить в сочинении тавтологии, ошибки, нарушающие орфографические правила и пр.).
Учитель должен заботиться о прочности приобретённых учащимися знаний и навыков. Необходимо систематически проводить повторение пройденного как в процессе изучения очередных тем курса русского языка, так и в специальные часы, отведённые в программе на повторение.
Повышение эффективности урока, безусловно, зависит от многообразных видов и приёмов работы, но отбор их должен быть строго продуманным, с учётом содержания урока, его задач, эффективности каждого метода работы.
Языковое развитие учащихся при обучении русскому языку.
Н.М. Шанский писал: «Углублённое изучение русского языка в старших классах основывается не только на расширении лингвистических знаний учащихся, оно предполагает осознанное прочтение изучаемых литературных произведений, т.е. чтение текста под «лингвистическим микроскопом».
Развитие языковых способностей учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Однако школьники заучивают лингвистические правила и определения, часто не осознавая их сущности и значений составляющих их слов, поэтому дети не всегда могут ввести заученные понятия в свою речь, построить связное монологическое высказывание на языковую тему.
В чём же выход из создавшейся ситуации?
Реализовать функционально-семантический подход к изучению языковых явлений в школьном курсе русского языка- это значит постоянно обращать внимание на 2 момента: 1)значение (семантика) и назначение (функции в речи) языковых единиц, взаимосвязь лексических и грамматических значений слова и 2) неразрывную связь языковых форм и значений.
Всё это поможет языковому развитию учащихся.
Развитие речи школьника в процессе обучения чтения.
Чтение- необходимый компонент обучения русскому языку. Чтение и анализ текстов позволяет научить школьников воспринимать и воспроизводить прочитанное и на этой основе излагать свои собственные мысли. Чтение способствует развитию различных видов памяти.
Т.к. чтение направлено на понимание, осмысление содержания, то включается в работу словесно- логический вид памяти.
В процессе обучения чтению активизируются и совершенствуются важнейшие речевые механизмы: механизм памяти, механизм антиципатии (предугадывания, предвидения), механизм эквивалентных замен (пересказ своими словами), механизм компрессии (сжатия) текста.
Главное в процессе работы- активизировать самостоятельные высказывания школьников. В результате школьники должны осознать основные функции чтения как вида речевой деятельности:
1) познавательную;
2) регулятивную ( читаю, чтобы регулировать свои действия);
3)эстетическую.
Различные виды упражнений активизируют мыслительную и речевую деятельность школьников, способствуют развитию коммуникативно- речевых умений, совершенствованию важнейших механизмов речи.
Принципы работы по развитию речи учащихся.
Развивать речь- значит систематически, планомерно работать над содержанием речи, над её последовательностью, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным (орфографически и пунктуационно ) оформлением мыслей и правильным орфоэпическим произношением.
Чтобы научить детей писать творческие работы, их также надо учить этому искусству. Для этого следует организовать коллективную работу над сочинением: составляется план, к каждому пункту подбирается материал, последовательно развивающий мысли. Степень самостоятельности и творчества учащихся в работе над сочинением (и над изложением) постепенно возрастает. Конечная задача развития речи заключается в том, чтобы приучить учащихся самостоятельно и в то же время грамотно передавать свои мысли в устной и письменной форме.
Развивать содержательную, последовательную и правильную речь учащихся следует на уроках, посвящённых орфографии. Учить детей грамотно выражать свои мысли- это и значит развивать речь в широком смысле этого слова.
Грамматика служит той базой, на которой идёт обучение отдельным устным и письменным формам речи. Особенно она важна при обучении письменной речи, где орфографические и пунктуационные упражнения теснейшим образом связываются с упражнениями по развитию речи.
Задачи и источники словарной работы.
- Обогащение словаря в связи с расширением представлений и понятий о предметах и явлениях действительности.
- Обогащение словаря словами в переносном значении.
- Активизация словаря (книги, речь учителя).
- Усвоение правильного произношения и написания слов.
Источники развития словаря.
- Наблюдение над окружающей действительностью.
- Классное и внеклассное чтение, сопровождаемое анализом.
- Изучение правописания, сопровождаемое специальными орфографическими упражнениями.
- Речевые упражнения.
Нетрадиционные формы проведения урока.
Степень самостоятельности учащихся на уроке различна. В зависимости от неё могут использоваться элементы семинарских занятий, а также помощь старших учащихся младшим, лекции, интегрированные уроки.
Урок- семинар.
Специфика семинара заключается, во-первых, в самостоятельной подготовке учащихся по определённой частной теме, во-вторых, в сообщениях учеников по этим темам, в-третьих, в обсуждении всеми учащимися заслушанного, в-четвёртых, в подведении итогов обсуждения темы преподавателем. Такая форма проведения урока наиболее рациональна при проверке знаний по ряду сходных тем и при изучении таких тем, о которых учащимся уже что- то известно.
Для проведения таких уроков следует, выбрав тему, наметить частные вопросы, по которым ученики(3-4) подготовят пяти-семиминутные сообщения с использованием дополнительной литературы.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Н.В. Гоголь так писал о значении русского языка: « Перед вами громада-русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».
Из опыта работы.
Лингвистический анализ текста.
В поисках гармонии.
М. Ю. Лермонтов.
«Выхожу один я на дорогу…»
Оформление доски.
Портрет М. Ю. Лермонтова.
Текст стихотворения у каждого ученика (задание по группам)
1.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
2.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?
3.
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
4.
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
5.
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Тёмный дуб склонялся и шумел.
Запись на доске.
- Основная функция художественного текста - эстетическая.
- Любой текст- единица различного уровня.
- Д. Лихачёв писал: «В художественном тексте витает некий сверхсмысл. Каждая языковая единица выполняет эстетические функции».
- Лексический уровень. Фонетический уровень. Морфологический уровень. Синтаксический уровень.
Цель работы с этими уровнями: увидеть глубину души поэта, понять его,
разобраться в мыслях и чувствах.
Темы стихотворения.
- Тема одиночества
- Слияние человека с природой.
- Тема любви.
- Тема жизни и смерти.
Задание по группам.
I группа.
1. Культурологический аспект.
2. Определите тему стихотворения.
3. Определите количество предложений, установите их тип по интонации и цели высказывания ( повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные, невосклицательные).
4. Найти глаголы; определить их роль.
5. Посчитайте количество согласных в 1- ой строфе и в 5- ой строфе: сколько звонких и глухих согласных.
6. Звуковая и цветовая гамма.
II группа.
1.Куллтурологический аспект.
2. Роль 1- го предложения.
3. Найти слова, передающие состояние природы и человека (категория состояния).
4. Выстройте образный ряд с помощью имён существительных.
5. Посчитайте количество согласных во 2- й и 5-й строфах(сколько звонких и глухих).
6. Звуковая и цветовая гамма.
III группа.
- Культурологичкий аспект.
- Роль последней строчки предложения.
- 3. Найти односоставные предложения; определить их роль (с одним главным членом-только подлежащее или только сказуемое).
- Определить роль служебных частей речи (предлоги, союзы, частицы).
- Посчитайте количество звонких и глухих согласных в 3-й и 5-й строфах.
- Звуковая и цветовая гамма.
IV группа.
- Культурологический аспект.
- Ключевые слова, раскрывающие тему и идею стихотворения.
- Роль инверсии.
- Найти повторы и определить их роль.
- Посчитайте количество звонких и глухих согласных в 4-й и 5-й строфах.
- Звуковая и цветовая гамма.
Общие выводы, сделанные учащимися по группам.
- 10 предложений передают одиночество поэта, восхищение природой, жизненные вопросы, поиск свободы. Многоточие-это размышление о жизни и о судьбе.
- Антитеза-противоречие и в природе и в душе человека (торжественно, чудно- больно, трудно).
- 21 глагол передают движение в природе и в душе лирического героя.
- Существительные: дорога, путь, туман, ночь, пустыня, Бог, звезда, небеса, земля, сиянье, жизнь, могила, грудь, ночь, слух, любовь, дуб.
Схема: человек + природа + жизнь + Бог.
В каждой строфе звонких согласных звуков больше, чем глухих, что говорит о блеске ночи, о жизненных желаниях, о сиянии природы, о свободе.
Звуковая и цветовая гамма.
Разговор звёзд
Пение голоса с неба.
Шум листвы дуба.
Серый, блестящий, сиянье, голубое, тёмное, зелёный.
Вывод: лирический герой тянется к жизни. Читатель вместе с лирическим героем видит, слышит, философствует благодаря языковым единицам.
Черты поэтики.
- Звукопись.
- Символика цвета.
- Повторы.
- Метафоричность.
- Длинные стихи.
6. Кинематографичность.
Домашнее задание: сделать лингвистический анализ отрывка из «Песни про купца Калашникова…» (« Над Москвой великой, златоглавою…»).
О Б Р А З Ц Ы Д И Д А К Т И Ч Е С К О Г О М А Т Е Р И А Л А.
I вид работы.
Грамматико-стилистические упражнения.
Группы существительных по значению.
- Прочитайте, найдите существительные, которые обозначают лица и предметы ( вещи).
Над Доном листопад. В лесках и рощах появился сказочный колдун. Его никто не видел, но работа его видна повсюду. Ночью ходит колдун по лесу. В руках у него ведёрко с краской и большая кисть. Мазнёт кистью- как подожжённый запылает клён. «Ах, как хорош !»- вздохнёт берёзка. Красавице невдомёк, что и на неё брызнул золотом лесной волшебник. И рябину не обошёл и дикую грушу. А сосенку не стал красить- побоялся колючек. Вот и стоят молодые сосенки тёмными монашками. Но лес от этого не подурнел.
Стоит лес тихий и задумчивый. Налетит ветерок-падают, падают золотые монетки листьев… Идёт листопад над Доном. (В. Песков)
Найти слова, употреблённые в переносном значении.
- Прочитайте; отметьте отвлечённые существительные.
Но гроза уже утихла над нашим кровом. Она уходила частью дальше, частью выдыхалась…В доме было тепло и спокойно, отблески молний вспыхивали за окнами, пахло освежённой зеленью, Гром ещё рычал где-то, но всё тише и тише, и сквозь разряды « спидола» негромко играла чью-то прекрасную музыку. Было слышно, как с крыши капают последние капли, и музыка, похожая на эту капель, звучала в домике. Кажется, это была одна из шопеновских мазурок. Та самая, в которой слышится спокойная радость жизни, светлая, прекрасная музыка, что в твоём голосе была поддержка, и дружба, и мужество, хотелось снова что-то делать в этом непостижимом мире, для людей и для времени.
Определите роль глаголов и существительных в данном тексте. (В. Белов)
- Найдите существительные и определите, какими членами предложения они являются.
I.1) Доброе дело в воде не утонет. 2) Мудрость не нуждается в мудрой одежде. 3)Человек собой весь мир украшает. 4) Хлеб плачет, когда его бездельник ест. 5) На свете самое большое богатство-труд. 6) Книга-стол мысли, за который приглашается каждый. (Пословицы)
I.11) Талант-это дар удивлять правдой. Истинный художник-это божественная страсть созидания, ангельское терпение в труде, дьявольское упорство в борьбе за правду и вели
кая человеческая любовь к жизни. (Кас.) 2) Гриб в природе- это архитектурное творение…
3) Ласковое слово что весенний день.4)Правда- это победа совести в человеке. (Пр.).
5) Нет, ты не сказка и не сон, ты- явь, представшая пред нами. (Св.). 6) Грамматика является порогом всякого знания, не переступить через который невозможно.(Пешк.)
- Сравните полногласные и неполногласные формы прилагательных. Какие из них кажутся нейтральными, какие придают тексту торжественность, величавость?
1)Над Москвой великой, златоглавою…
Заря алая поднималася…(Л.)
В золотом ковше не мочил усов. (Л.)
2) На бледно-голубом эфире златая плавала луна. (Держ.)
3) Ещё дуют холодные ветры…(П.)
4) Сияньем хладным солнце блещет…
5) Мне слышалось их гладное блеянье…
6) Бури грохот, бури свист!
Вихорь хладный! Вихорь жгучий!
Бьёт меня древесный лист,
Удушает прах летучий. (Барат.)
- Отметьте прилагательные с приметами старославянского языка. В каких случаях они сочетаются со словами книжного характера, а в каких- со словами разговорными? Как это сочетание влияет на эмоциональную окраску речи? Определите разную эмоциональную окраску речи? Определите разную эмоциональную окраску данных отрывков.
- Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво…
- Уж утро хладное сияло
На темени полнощных гор;
Но в дивном замке всё молчало.
В досаде скрытой Черномор,
Без шапки, в утреннем халате,
Зевал сердито на кровати.
- …Ей шепчут: «Дуня, примечай!»
Потом приносят и гитару:
И запищит она ( Бог мой!):
Приди в чертог ко мне златой!..
- Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне
Князь по полю едет на верном коне.
( А. С. Пушкин)
- Подберите к прилагательным из левой колонки антонимы из правой колонки. Составьте с некоторыми из них предложения.
Искренний Жаркий
огромный маленький
холодный бездарный
светлый тёмный
лживый свежий
чистый лицемерный
талантливый отзывчивый
равнодушный грязный
чёрствый правдивый
- В отрывках из рассказа Л. Н. Толстого « После бала» рассмотрите антитезу, построенную на противопоставлении эпитетов-прилагательных. Отметьте отдельные прилагательные и целые ряды, которые противопоставлены друг другу.
Б А Л.
Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты- знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный…Она ( Варенька) была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках…и в белых атласных башмачках…Я видел только высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, её сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые милые глаза.
…Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми…подвижными усами, белыми же подведёнными к усам бакенбардами и зачёсанными вперёд височками, и та же ласковая, улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах.
П О С Л Е Б А Л А .
Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидел в конце его, по направлению гулянья, что-то большое и чёрное и услышал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня всё время пело, но это была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка…Пройдя шагов сто, я из-за тумана стал различать много чёрных людей…Солдаты в чёрных мундирах стояли двумя рядами друг против друга…Позади их стояли барабанщики и флейтщик и не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию.-
Что это они делают?- спросил я…- Татарина гоняют за побег…
Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне.
Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не
поверил, чтобы это было тело человека.
1-в.
- Читатель д…г…дался что на другой день Лиза (не) з…медлила явит?ся в рощу.
- Берег как я уже ск…зал был ни…кий песча…ый.
- То скрипн…т дверь то тихо то тихо отв…рит?ся к…литка то (с,з)горбле(н, нн)ая фигура пл…тёт?ся от дома к огородам.
- Погода утихла тучи р…сх…дились перед ним л…жала р…внина.
II-в.
1) Б…льш…й город пр…тяг…вал св…ей мощ…ю жизненностью суетой (не)пр…рывных человеческих п…оттоков грох…том тр…мваев и криком с…рен автомобилей.
2) Год…сть за п…другу пр…враща(у, ю) щуюся в бол?шевика см…гчала т…ж…лое пол…жжение Павла.
3) Мать старалась (не) щуметь п…ссудой нал…вала чай и вслуш…валась в плавную реч… девушки.
4) Поз…но вечером то есть ч…сов в оди(н,нн)адцать я пош…л гулять по липовой алле… бульвара.
5) Вы Петя ра(с,сс)кажите лучше о пл…нетах.
6) Дубечня так н…зывалась наша первая станц…я нах…дилась в семнадцат… в…рстах от города.
7) Под вечер Беликов оделся (по)теплее хотя на дворе погода с…всем тёплая и п…плёлся к Коваленкам.
8)Нач…нало т…мнеть и на небе з…ж…гались звёзды.
9)Короче пр…мой (не) пройдёшь короче п…словиц… (не) скаж…ш…
Цель моего проекта (работы):
Мой проект будет интересен тем, кто хочет вырастить грамотных детей, молодым учителям, коллегам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный тренажёр и проверочный тест по теме "Пунктуация. Культура речи"
Данный ресурс проверяет знания про теме "Пунктуация.Культура речи". (Подготовка к ЕГЭ.)...
"Синтаксис и пунктуация" , "Культура речи" 10 класс.
Материалы для практических занятий и упражнения для самостоятельеной работы по темам: "Синтаксис и пунктуация" , "Культура речи" для 10 класса. Предоставленные тексты и упражнения реко...
Итоговый тест по теме «Синтаксис, пунктуация, культура речи»
Тест предназначен для проверки знаний учащихся 5-го класса по всем темам изученного раздела....
Конспект урока Обобщение и систематизация знаний по теме Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Конспект урока...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся", 9 класс
Рабочая программа по элективному курсу «Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся» для 9 класса составлена н...
Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Понятие о норме литературного языка
Маршрутный лист дистанционного урока...
«Современный русский язык. Орфография и пунктуация. Культура речи»
Программа элективого курса для 10-11 классов....