Урок русского языка в 5 классе «Знаки препинания и их роль в письменной речи (завершение, разделение, выделение)»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка в 5 классе по УМК «Школа 2100». Цель данного урока – формирование понятия о роли знаков препинания – реализуется через применение технологии проблемного диалога, позволяющей заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Использование на таком уроке ИКТ развивает интерес обучающихся к предмету, позволяет формировать у них интеллектуальные и коммуникативные умения, развивать языковую компетенцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 85.61 КБ |
rol_znakov_prepinaniya_prezentaciya_k_uroku_v_5_kl..ppt | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Знаки препинания и их роль в письменной речи
(завершение, разделение, выделение)
Знаки препинания - это как нотные знаки,
они твёрдо держат текст и не дают ему
рассыпаться.
К. Паустовский
Цель: научить определять роль знаков препинания в письменной речи.
Задачи: - дать понятие о роли знаков препинания в письменной речи;
- формировать пунктуационную грамотность обучающихся;
- развивать навык выразительного чтения, соблюдая знаки
препинания;
- развивать речь учащихся, их мышление, творческие
способности;
- воспитывать в детях чувство коллективизма, взаимопомощи.
I. Оргмомент
Приветствие, запись в тетрадь даты и вида работы.
II. Лингвистическая разминка
Построить схемы предложений, не записывая их в тетрадь.
(Один ученик у доски)
Горный воздух, несомненно, действует благотворно на здоровье человека.
Расскажи мне о себе Элли о своей стране.
Вокруг каждого дома росли цветы маргаритки ромашки одуванчики.
Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лёг первый снег.
Самопроверка
III. Постановка проблемы (слайд 3)
- Определите тему и цели урока.
Запись темы.
ПРОБЛЕМА
Зачем нужны знаки препинания? (на доске)
Можно ли без них обойтись?
- А как вы считаете, ребята, можно ли обойтись без знаков препинания?
- Как можно определить, какой знак препинания нужно ставить?
IV. Наблюдение по учебнику (с. 153), обобщение и систематизация материала.
Упр. 286 (устно коллективно по «шагам» задания: чтение предложений по группам).
- С какой целью используются знаки препинания каждой из групп?
- Какие знаки препинания вы знаете?
- Как бы вы их классифицировали?
- Кто такой вития? (см. словарь, с.185)
V. Работа с текстом (слайд 4)
- Прочитайте текст. Легко ли его понять? Почему?
…вдруг все кругом задрожало что это да это гроза туча растет все кругом потемнело
- Расставьте знаки препинания. Запишите в тетрадь.
(… Вдруг всё кругом задрожало. Что это? Да это гроза! Туча растет. Все кругом потемнело…)
По И.С.Тургеневу «Записки охотника»
VI. Работа с таблицей
- Возьмите таблицы, которые лежат у вас на парте. Как называются столбцы в таблице?
Знаки препинания | Какую роль выполняют |
-Прочтите еще раз текст и выпишите знаки препинания.
(. ? ! …)
- Какую роль выполняют на письме?
( завершения) (на доске)
- Когда ставятся эти знаки препинания?
(В конце предложения)
- Прочтите предложения и выпишите знаки препинания, которые не встретились в предыдущем тексте. (слайд 5)
… Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. Не слыхать, не видать ни одной птицы.
По И.С.Тургеневу «Голуби»
- Какие знаки препинания вы выписали?
(; : ,)
- Как вы думаете, какую роль они выполняют на письме?
(Разделение) (на доске)
- Какие смысловые отрезки они разделяют?
(однородные члены предложения, части сложного предложения)
- Прочтите предложения и выпишите знаки препинания, которые не встретились в предыдущем тексте (слайд 6).
…Мы, наконец, добрались до Лысой горы. Как вдруг Петя закричал: «Ой, змея, змея! Постой, Валя, не подходи к ней!.»
По В.П.Астафьеву. «Последний поклон»
- Какие знаки препинания вы выписали?
(кавычки, две запятые)
- Как вы думаете, какую роль они выполняют на письме?
(Выделение) (на доске)
- Какие смысловые отрезки они выделяют?
(Вводные слова, обращение, прямая речь)
Физминутка
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
Упр. 287
- Сравните выводы, полученные нами, с таблицей.
VII. Развитие умений определять роль знаков препинания в письменной речи
- Вы в таблице распределили знаки препинания по группам. На какие группы вы их разделили?
(Знаки препинания завершения, разделения, выделения) (слайд 7)
- Теперь работаем по рядам. Приведите свои примеры предложений. Можно пользоваться примерами из упр.289
1 ряд- со знаками препинания завершения;
2 ряд – со знаками препинания разделения;
3 ряд – со знаками препинания выделения.
- Проверим, что у вас получилось?
VIII. Развитие устной речи учащихся
- Ребята, давайте вернемся к проблеме урока. Сейчас будете работать в парах. Подготовьте устное сообщение по теме: «Знаки препинания и их роль в письменной речи».
( Знаки препинания очень важны в письменной речи. Они делают нашу речь понятной, яркой, выразительной. В письменной речи знаки препинания выполняют роль завершения, когда в конце предложения ставится точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Также роль разделения, когда разделяют однородные члены предложения и части сложного предложения, разделяют запятой, двоеточием, точкой с запятой.
Еще знаки препинания выполняют роль выделения, когда в предложении находятся обращения, вводные слова, прямая речь, на письме выделяются запятыми, кавычками).
IX. Решение пунктуационной задачи (слайд 8)
X. Подведение итогов
- Вам понравился урок?
– Что понравилось?
- На какие группы делятся все знаки препинания?
- Зачем нужны знаки препинания? Согласны ли вы с высказыванием К.Г.Паустовского, взятым в качестве эпиграфа к нашему уроку?
Знаки препинания - это как нотные знаки: они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться (слайд 9)
- Можно ли без них обойтись?(слайд 10)
Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слова, а был только знак: «!» Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем!
– Расскажите, как вы понимаете смысловое и эмоциональное «содержание» этих писем.
Конечно, мы понимаем, что письмо В. Гюго содержало вопросы: «Ну, как? Понравилось ли? Можно ли будет издать?» Ответ: «Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-то держал в руках! Я ее немедленно издам!»
Маленькая шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.
- Определите роль знаков препинания в следующих предложениях?
Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык. (Запятая - разделительный знак)
Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (Точка - знак завершения)
Скоро, вероятно, пойдет снег.. (Две запятые - выделительный знак.)
Выставление оценок
XI. Домашнее задание (слайд 11)
Сочинить сказку «Зачем нужны знаки препинания».
Задания к уроку
1.Построить схемы предложений, не записывая их в тетрадь.
Горный воздух, несомненно, действует благотворно на здоровье человека.
Расскажи мне о себе Элли о своей стране.
Вокруг каждого дома росли цветы маргаритки ромашки одуванчики.
Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лёг первый снег.
Текст №1
…вдруг все кругом задрожало что это да это гроза туча растет все кругом потемнело
- Расставьте знаки препинания. Запишите в тетрадь.
Работа с таблицей
Знаки препинания | Какую роль выполняют |
- Перенесите таблицу себе в тетрадь
- Прочтите еще раз текст и выпишите знаки препинания.
Текст №2
… Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. Не слыхать, не видать ни одной птицы.
По И.С.Тургеневу «Голуби»
- Выпишите знаки препинания, которые не встретились в предыдущем тексте
Текст №3
…Мы, наконец, добрались до Лысой горы. Как вдруг Петя закричал: «Ой, змея, змея! Постой, Валя, не подходи к ней!»
По В.П.Астафьеву. «Последний поклон»
- Выпишите знаки препинания, которые не встретились в предыдущем тексте
Какие знаки препинания привели к искажению смысла предложения? Исправьте ошибки.
А) Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
В) В продажу поступили музыкальные инструменты: телевизоры, радиотовары, фотоаппараты, бинокли.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: научить определять роль знаков препинания в письменной речи. Задачи: - дать понятие о роли знаков препинания в письменной речи; - формировать пунктуационную грамотность обучающихся; - развивать навык выразительного чтения, соблюдая знаки препинания; - развивать речь учащихся, их мышление, творческие способности; - воспитывать в детях чувство коллективизма, взаимопомощи.
… вдруг все кругом задрожало что это да это гроза туча растет все кругом потемнело … Вдруг всё кругом задрожало. Что это? Да это гроза! Туча растет. Все кругом потемнело… По И.С.Тургеневу «Записки охотника»
… Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. Не слыхать, не видать ни одной птицы. По И.С.Тургеневу «Голуби»
… Мы, наконец, добрались до Лысой горы. Как вдруг Петя закричал: «Ой, змея, змея! Постой, Валя, не подходи к ней!» По В.П.Астафьеву. «Последний поклон»
Знаки препинания знаки завершения разделительные выделительные одиночные двойные , , , . ? ! … (конец предложения)
А) Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать. В) В продажу поступили музыкальные инструменты: телевизоры, радиотовары, фотоаппараты, бинокли.
Виктор Гюго
Домашнее задание Сочинить сказку «Зачем нужны знаки препинания».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Знаки препинания при причастном обороте"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Знаки препинания при причастном обороте"...
Методическая разработка урока русского языка: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Методическая разработка модульного урока - цикла....
Урок русского языка 6 класс "Знака препинания при причастном обороте"
Урок сопровождается презентацией, помогает осмыслитьспецифику причастного оборота и употребления его в речи, усвоить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленны...
Конспект урока русского языка по теме "Знаки препинания в БСП"
Цель: Систематизировать изученное по теме. Развивать практические умения и навыки работы с тестами...
Конспект урока русского языка. 11 класс. "«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»"
Данный урок позволит углубить знания учащихся 11 класса о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; отработать умение правильно ставить знаки препинания в СП...
Урок русского языка 5 класс "Знаки препинания в простом предложении"
Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал. Урок составлен согласно требований ФГОС....
Самоанализ урока русского языка.Тема: «Обращение. Знаки препинания при обращении».5 класс
Алгоритм "современного " анализа урока....