Урок русского языка в 5 классе «Знаки препинания и их роль в письменной речи (завершение, разделение, выделение)»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Фомина Татьяна Николаевна

 

Урок русского языка в 5 классе по УМК «Школа 2100». Цель данного урока – формирование понятия о роли знаков препинания – реализуется через применение технологии проблемного диалога, позволяющей заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Использование на таком уроке ИКТ развивает интерес обучающихся к предмету, позволяет формировать у них интеллектуальные и  коммуникативные умения, развивать языковую компетенцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx85.61 КБ
Office presentation icon rol_znakov_prepinaniya_prezentaciya_k_uroku_v_5_kl..ppt1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знаки препинания и их роль в письменной речи

           (завершение, разделение, выделение)

Знаки препинания - это как нотные знаки,

они твёрдо держат текст и не дают ему  

рассыпаться.

                                              К. Паустовский

Цель: научить определять роль знаков препинания в письменной речи.

Задачи: - дать понятие о  роли знаков препинания в письменной речи;    

              - формировать пунктуационную грамотность обучающихся;

              - развивать навык выразительного чтения, соблюдая знаки

                препинания;  

             - развивать речь учащихся, их мышление, творческие

               способности;

             - воспитывать в детях чувство коллективизма, взаимопомощи.

I. Оргмомент 

Приветствие, запись в тетрадь даты и вида работы.

II. Лингвистическая разминка

 Построить схемы предложений, не записывая их в тетрадь.

(Один ученик у доски)

Горный воздух, несомненно, действует благотворно на здоровье человека.

Расскажи мне о себе Элли о своей стране.

Вокруг каждого дома росли цветы маргаритки ромашки одуванчики.

Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лёг первый снег.

Самопроверка

III. Постановка проблемы (слайд 3)

- Определите тему и цели урока.

Запись темы.

ПРОБЛЕМА

Зачем нужны знаки препинания?        (на доске)

Можно ли без них обойтись?

- А как вы считаете, ребята, можно ли обойтись без знаков препинания?

- Как можно определить, какой знак препинания нужно ставить?

IV. Наблюдение по учебнику (с. 153), обобщение и систематизация материала.

Упр. 286 (устно коллективно по «шагам» задания: чтение предложений по группам).

- С какой целью используются знаки препинания каждой из групп?

- Какие знаки препинания вы знаете?

- Как бы вы их классифицировали?

- Кто такой вития? (см. словарь, с.185)

 V. Работа с текстом (слайд 4)

- Прочитайте текст. Легко ли его понять? Почему?

…вдруг все кругом задрожало что это да это гроза туча растет все кругом потемнело  

- Расставьте  знаки препинания. Запишите в тетрадь.                                        

 (… Вдруг всё кругом задрожало. Что это? Да это гроза! Туча растет. Все кругом потемнело…)

                                                         По И.С.Тургеневу «Записки охотника»

VI. Работа с таблицей

- Возьмите таблицы, которые лежат у вас на парте. Как называются столбцы в таблице?

Знаки препинания

Какую роль выполняют

-Прочтите еще раз текст и выпишите знаки препинания.

(. ? ! …)

- Какую роль выполняют на письме?

( завершения)                                                   (на доске)

- Когда ставятся эти знаки препинания?

(В конце предложения)

- Прочтите предложения и выпишите знаки препинания, которые  не встретились в предыдущем тексте. (слайд 5)

                                                                                                       

Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. Не слыхать, не видать ни одной птицы.

                                                               По И.С.Тургеневу «Голуби»

- Какие знаки препинания вы выписали?

(; : ,)

- Как вы думаете, какую роль они выполняют на письме?

(Разделение)                                                              (на доске)

- Какие смысловые отрезки они разделяют?

(однородные члены предложения, части сложного предложения)

- Прочтите предложения и выпишите знаки препинания, которые  не встретились в предыдущем тексте (слайд 6).

                                                                                                         

…Мы, наконец, добрались до Лысой горы. Как вдруг Петя закричал: «Ой, змея, змея! Постой, Валя, не подходи к ней!.»

                                                        По В.П.Астафьеву. «Последний поклон»

- Какие знаки препинания вы выписали?

(кавычки, две запятые)

- Как вы думаете, какую роль они выполняют на письме?

(Выделение)                                                           (на доске)

- Какие смысловые отрезки они выделяют?

(Вводные слова, обращение, прямая речь)

Физминутка

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

Упр. 287  

- Сравните выводы, полученные нами, с таблицей.

VII. Развитие умений определять роль знаков препинания в письменной речи

- Вы в таблице распределили знаки препинания по группам. На какие группы вы их разделили?

(Знаки препинания завершения, разделения, выделения) (слайд 7)

- Теперь работаем по рядам. Приведите свои примеры предложений. Можно пользоваться примерами из упр.289

1 ряд- со знаками препинания завершения;

2 ряд – со знаками препинания разделения;

3 ряд – со знаками препинания выделения.

- Проверим, что у вас получилось?

VIII. Развитие устной речи учащихся

- Ребята, давайте вернемся к проблеме урока. Сейчас будете работать в парах. Подготовьте устное сообщение по теме: «Знаки препинания и их роль в письменной речи».

( Знаки препинания очень важны в письменной речи. Они делают нашу речь понятной, яркой, выразительной. В письменной речи знаки препинания выполняют роль завершения, когда в конце предложения ставится точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Также роль разделения, когда разделяют однородные члены предложения и части сложного предложения, разделяют запятой, двоеточием, точкой с запятой.

Еще знаки препинания выполняют роль выделения, когда в предложении находятся обращения, вводные слова, прямая речь, на письме выделяются запятыми, кавычками).

IX. Решение пунктуационной задачи (слайд 8)

X. Подведение итогов

- Вам понравился урок?

– Что понравилось?

- На какие группы делятся все знаки препинания?

- Зачем нужны знаки препинания? Согласны ли вы с высказыванием К.Г.Паустовского, взятым в качестве эпиграфа к нашему уроку? 

Знаки препинания - это как нотные знаки: они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться (слайд 9)

- Можно ли без них обойтись?(слайд 10)

Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слова, а был только знак: «!» Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем!

– Расскажите, как вы понимаете смысловое и эмоциональное «содержание» этих писем.

Конечно, мы понимаем, что письмо В. Гюго содержало вопросы: «Ну, как? Понравилось ли? Можно ли будет издать?»  Ответ: «Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-то держал в руках! Я ее немедленно издам!»

Маленькая шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому,  что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.

- Определите роль знаков препинания в следующих предложениях?

                                                                                                                 

Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык. (Запятая - разделительный знак)

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (Точка - знак завершения)

Скоро, вероятно, пойдет снег.. (Две запятые - выделительный знак.)

                             Выставление оценок

XI. Домашнее задание (слайд 11)

Сочинить сказку «Зачем нужны знаки препинания».


Задания к уроку

1.Построить схемы предложений, не записывая их в тетрадь.

Горный воздух, несомненно, действует благотворно на здоровье человека.

Расскажи мне о себе Элли о своей стране.

Вокруг каждого дома росли цветы маргаритки ромашки одуванчики.

Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лёг первый снег.

Текст №1

…вдруг все кругом задрожало что это да это гроза туча растет все кругом потемнело  

  1. Расставьте  знаки препинания. Запишите в тетрадь.                                        

 Работа с таблицей

Знаки препинания

Какую роль выполняют

  1. Перенесите таблицу себе в тетрадь
  2. Прочтите еще раз текст и выпишите знаки препинания.

Текст №2 

                                                                                                       

Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. Не слыхать, не видать ни одной птицы.

                                                                       

                                                                          По И.С.Тургеневу «Голуби»

  1. Выпишите знаки препинания, которые  не встретились в предыдущем тексте

Текст №3                                                                                                         

…Мы, наконец, добрались до Лысой горы. Как вдруг Петя закричал: «Ой, змея, змея! Постой, Валя, не подходи к ней!»

                                                            По В.П.Астафьеву. «Последний поклон»

  1. Выпишите знаки препинания, которые  не встретились в предыдущем тексте

Какие знаки препинания  привели к искажению смысла предложения? Исправьте ошибки.

А) Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

 В) В продажу поступили музыкальные инструменты: телевизоры, радиотовары, фотоаппараты, бинокли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знаки препинания и их роль в письменной речи (завершение, разделение, выделение ) Урок русского языка в 5 классе по УМК «Школа 2100» Фомина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Школа №14» г.Полысаево

Слайд 2

Цель: научить определять роль знаков препинания в письменной речи. Задачи: - дать понятие о роли знаков препинания в письменной речи; - формировать пунктуационную грамотность обучающихся; - развивать навык выразительного чтения, соблюдая знаки препинания; - развивать речь учащихся, их мышление, творческие способности; - воспитывать в детях чувство коллективизма, взаимопомощи.

Слайд 4

… вдруг все кругом задрожало что это да это гроза туча растет все кругом потемнело … Вдруг всё кругом задрожало. Что это? Да это гроза! Туча растет. Все кругом потемнело… По И.С.Тургеневу «Записки охотника»

Слайд 5

… Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. Не слыхать, не видать ни одной птицы. По И.С.Тургеневу «Голуби»

Слайд 6

… Мы, наконец, добрались до Лысой горы. Как вдруг Петя закричал: «Ой, змея, змея! Постой, Валя, не подходи к ней!» По В.П.Астафьеву. «Последний поклон»

Слайд 7

Знаки препинания знаки завершения разделительные выделительные одиночные двойные , , , . ? ! … (конец предложения)

Слайд 8

А) Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать. В) В продажу поступили музыкальные инструменты: телевизоры, радиотовары, фотоаппараты, бинокли.

Слайд 10

Виктор Гюго

Слайд 11

Домашнее задание Сочинить сказку «Зачем нужны знаки препинания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Знаки препинания при причастном обороте"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Знаки препинания при причастном обороте"...

Урок русского языка 6 класс "Знака препинания при причастном обороте"

Урок сопровождается презентацией,  помогает осмыслитьспецифику  причастного  оборота и употребления его в речи, усвоить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленны...

Конспект урока русского языка по теме "Знаки препинания в БСП"

Цель: Систематизировать изученное по теме.           Развивать практические умения и навыки работы с тестами...

Конспект урока русского языка. 11 класс. "«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»"

Данный урок позволит   углубить знания учащихся 11 класса о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; отработать умение правильно ставить знаки препинания в СП...

Урок русского языка 5 класс "Знаки препинания в простом предложении"

Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал. Урок составлен согласно требований ФГОС....