Нравственное воспитание на уроках гуманитарного цикла
статья по русскому языку по теме

Ничкова Татьяна Анатольевна

Воспитание нравственности всегда ставилось во главу угла в нашей системе формирования подрастающего поколения, поэтому в педагогике существуют различные традиции и подходы в понимании этого вопроса. Оно  воплощено в разнообразных концепциях, имеющих как теоретическое обоснование, так и практическое воплощение в деятельности лучших умов педагогической мысли. Но, несмотря на это многообразие, одно остается неизменным. Это моральная основа – стержень, на который должно нанизываться любое проявление человеческой жизнедеятельности. Потребность в труде, в человеческом общении, совесть, стыд, чувство родства, забота о сохранении общественных благ, снисхождение к слабому, отвращение к насилию – без этих кажущихся элементарными нравственных норм общество не сможет существовать и развиваться.

Выработке нравственных норм учащихся во многом способствуют уроки гуманитарного цикла, например, русский язык.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie_na_urokah_gum_ikla.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

«Из опыта работы»

Нравственное воспитание на уроках гуманитарного цикла

Ничкова Т.А.,

учитель русского языка и

литературы,

педагог дополнительного образования детей

Воспитание нравственности всегда ставилось во главу угла в нашей системе формирования подрастающего поколения, поэтому в педагогике существуют различные традиции и подходы в понимании этого вопроса. Оно  воплощено в разнообразных концепциях, имеющих как теоретическое обоснование, так и практическое воплощение в деятельности лучших умов педагогической мысли. Но, несмотря на это многообразие, одно остается неизменным. Это моральная основа – стержень, на который должно нанизываться любое проявление человеческой жизнедеятельности. Потребность в труде, в человеческом общении, совесть, стыд, чувство родства, забота о сохранении общественных благ, снисхождение к слабому, отвращение к насилию – без этих кажущихся элементарными нравственных норм общество не сможет существовать и развиваться.

Выработке нравственных норм учащихся во многом способствуют уроки гуманитарного цикла, например, русский язык. В учебнике 6 кл. М. Т. Баранова и др. содержится ряд упражнений под общим названием «Отечество мое Россия», способствующий привитию учащимся чувства патриотизма. В упражнении 163 приводится информация о самом важном качестве человека, о его характере, а также ряд советов как его «закалять». На воспитание привязанности к Родине оказывает влияние и изобразительный ряд учебника.  

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Рассматривая вопрос нравственного воспитания в контексте уроков литературы (5-6 кл.), можно сделать вывод, что тексты, подобранные автором учебника – Коровиной В. Я. – способствуют формированию нравственности. Примером могут служить следующие тексты:

  1. Фольклор;
  2. «Повесть временных лет». Подвиги во имя мира на родной земле;
  3. А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание;
  4. М. Ю. Лермонтов «Бородино». Отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837 г.);
  5. И. С. Тургенев «Муму». Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие;
  6. Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов;
  7. Поэты 19 и 20 веков о Родине и родной природе;
  8. И. А. Бунин «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами;
  9. В. Г. Короленко «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Осуждение равнодушия окружающих людей к беднякам. Взаимопонимание – основа отношений в семье;
  10. П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка». Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя;
  11. К. Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание;
  12. С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом;
  13. А. П. Платонов «Никита». Единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира;
  14. В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций;
  15. «Ради жизни на земле…» стихотворные произведения о войне и др.

Таким образом, нравственное воспитание учащихся среднего звена (5-6 кл.) строится на текстах, которые логически можно разделить на четыре типа:

  1. Любовь и воспевание родной земли, ее героического прошлого и природы;
  2. Борьба добра и зла;
  3. Становление характера человека и его отношения внутри общества;
  4. Законы нравственности, отраженные в фольклоре (пословицы, сказки).

Подобным образом построен курс изучения литературы для 6 класса.

На воспитание нравственности учащихся направлено изучение произведений факультативного курса «Вокруг тебя – Мир…». Большая часть текстов нацеливает  читателя на гуманизм, толерантность и милосердие.

Посредством опоры на подобные художественные произведения,   тексты для языкового анализа, совместной выработке социальных норм, социально значимых качеств личности создается образ сообщества, в котором превыше всего ценятся свобода и любовь, терпимость и взаимопонимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание школьников на уроках гуманитарного цикла и внеклассных мероприятиях

Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. У школьников до...

Православные нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла.

Православные нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла....

Статья по теме "Использование возможностей Рейтинговой накопительной системы на уроках гуманитарного цикла (на примере уроков истории)".

Статья по теме "Использование возможностей Рейтинговой накопительной системы на уроках гуманитарного цикла (на примере уроков истории)"....

Художественно -эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла

Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла.Леденёва С.Г.  учитель иностранного языкаШевченко С.А.  учитель историиЧтобы воспитать человека чувствующим...

Современные технологии воспитания одаренных детей на уроках гуманитарного цикла (истории и обществознания)

Выступление на заседании РМО учителей истории и обществознания «Историческое и обществоведческое знание сегодня» с докладом «Современные технологии воспитания одаренных детей на уроках истории и общес...