Тематическое планирование по русскому языку в 5 классе
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме
Тематическое планирование по русскому языку в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_po_russkomu_yazyku_dlya_5_klassa.doc | 272 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 5 класса
Программа: Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы : основной курс, элективные курсы / (автор-составитель С.И. Львова), 2-е изд., перераб., М. : Мнемозина, 2008.
Учебник: Русский язык. 5 класс. В 3 ч. : учебник для общеобразовательных учреждений / С.И. Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мнемозина, 2006.
№ п/п | № ур. в теме | Дата | Т е м а у р о к а | Контроль знаний (контрольные работы, провероч-ные работы) | Р а з в и т и е р е ч и | |||||
Л и н г в и с т и к а – н а у к а о я з ы к е (2 ч.) | ||||||||||
1 | 1 | 02.09 | Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики. | |||||||
2 | 2 | 03.09 | Основные единицы языка. | |||||||
Ф о н е т и к а (4 ч.) | ||||||||||
3 | 1 | 03.09 | Фонетика как раздел лингвистики. Звук – основная единица фонетики. | |||||||
4 | 2 | 07.09 | Фонетическая транскрипция как специальный способ записи звучащей речи. | Подготовка к сочинению по картине М.Н. Врубеля «Ца-ревна-лебедь». | ||||||
5 | 3 | 08.09 | Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости. | |||||||
6 | 4 | 09.09 | Особенность словесного ударения в русском языке: силовое, разноместное, подвижное. | Звукопись как выразительное средство устной речи. | ||||||
О р ф о э п и я (5 ч.) | ||||||||||
7 | 1 | 10.09 | Орфоэпия как раздел языкознания. Особенности произношения безударных гласных, некоторых согласных звуков и их сочетаний. | |||||||
8 | 2 | 12.09 | Изменение звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. | |||||||
9 | 3 | 14.09 | Оглушение и озвончение парных согласных звуков. Правильное произношение некоторых групп согласных. | |||||||
10 | 4 | 15.09 | Произношение мягкого или твердого согласного перед [Э] в иноязычных словах. | |||||||
11 | 5 | 15.09 | Орфоэпический словарь. Орфоэпический разбор. | Сочинение-миниатюра. | ||||||
Г р а ф и к а (7 ч.) | ||||||||||
12 | 1 | 16.09 | Графика как раздел лингвистики. | |||||||
13 | 2 | 17.09 | Происхождение русской письменности и алфавита. | Использование алфавита в практической деятельности. | ||||||
14 | 3 | 18.09 | Обозначение звуков с помощью букв Е, Ё, Ю, Я | Проверка орфогра-фических умений (взаимодиктант) | ||||||
15 | 4 | 18.09 | ||||||||
16 | 5 | 19.09 | Роль букв Ь и Ъ в обозначении звукового состава словоформы. | |||||||
17 | 6 | 21.09 | Сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова. | |||||||
18 | 7 | 22.09 | Контр. диктант по разделам «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика» | |||||||
М о р ф е м и к а (5 ч.) | ||||||||||
19 | 1 | 22.09 | Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова. | |||||||
20 | 2 | 23.09 | Словарь значения морфем. Корень слова. Однокоренные слова. | |||||||
21 | 3 | 24.09 | Окончание как формообразующая морфема. | |||||||
22 | 4 | 26.09 | Приставка и суффикс как словообразующие морфемы. | |||||||
23 | 5 | 28.09 | Чередование гласных и согласных в морфемах. Типы чередований. | Проверочная работа по разделу «Морфемика». | ||||||
Л е к с и к о л о г и я (5 ч.) | ||||||||||
24 | 1 | 28.09 | Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова. | |||||||
25 | 2 | 29.09 | Основные способы объяснения лексического значения. | |||||||
26 | 3 | 30.09 | Толковый словарь. Словари синонимов и антонимов. | |||||||
27 | 4 | 01.10 | Слова нейтральные и стилистически окрашенные. Тематические группы слов. | |||||||
28 | 5 | 02.10 | Сочинение по картине А.А. Рылова «Полевая рябинка» | |||||||
29 | 03.10 | Резервный урок | ||||||||
О р ф о г р а ф и я (15 ч.) | ||||||||||
30 | 1 | 05.10 | Орфография как система правил правописания. | |||||||
31 | 2 | 06.10 | Орфограмма. Правописание морфем. | |||||||
32 | 3 | 06.10 | Употребление прописных и строчных букв. Перенос слова. | |||||||
33 | 4 | 07.10 | Виды орфограмм в корне слова. Безударные гласные. | |||||||
34 | 5 | 08.10 | Изложение текста с опорой на выписанные ключевые слова. | |||||||
35 | 6 | 10.10 | Правописание согласных (звонкие – глухие согласные). | |||||||
36 | 7 | 12.10 | Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. | |||||||
37 | 8 | 13.10 | Понятие об омофонах и особенностях их значения, произ-ношения и написания. | |||||||
38 | 9 | 13.10 | Гласные Е – И в падежных окончаниях существительных. | Устное объяснение правописания анализируемых слов в виде рассуждения. | ||||||
39 | 10 | 14.30 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | |||||||
40 | 11 | 15.10 | Употребление Ъ и Ь на письме. Разделительные Ъ и Ь. | |||||||
41 | 12 | 16.10 | Ь для обозначения мягкости. -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. | |||||||
42 | 13 | 17.10 | Ь после шипящих. | |||||||
43 | 14 | 19.10 | Слитные, раздельные и дефисные написания слов. | |||||||
44 | 15 | 20.10 | Контрольный диктант по разделу «Орфография». | |||||||
М о р ф о л о г и я (4 ч.) | ||||||||||
45 | 1 | 20.10 | Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи. | |||||||
46 | 2 | 21.10 | Типичные суффиксы и окончания разных частей речи. | |||||||
47 | 3 | 22.10 | Слова изменяемые и неизменяемые. | |||||||
48 | 4 | 24.10 | Нулевое окончание и его значение. | |||||||
К у л ь т у р а р е ч и (5 ч.)* | ||||||||||
49 | 1 | 26.10 | Культура речи как раздел лингвистики. | |||||||
50 | 2 | 27.10 | Норма как правильное употребление в речи языковых единиц. | |||||||
51 | 3 | 27.10 | Нормы построения текста. | |||||||
52 | 4 | 28.10 | Речевой этикет. Понятие речевой ситуации. | |||||||
53 | 5 | 29.10 | Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности. | |||||||
54 | 31.10 | Резервный урок. | ||||||||
С и н т а к с и с и п у н к т у а ц и я (30 ч.) | ||||||||||
55 | 1 | 02.11 | Синтаксис как раздел лингвистики. Основные единицы синтаксиса. | |||||||
56 | 2 | 03.11 | Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. | |||||||
57 | 3 | 03.11 | Виды словосочетаний. | |||||||
58 | 4 | 05.11 | Подготовка к сочинению по картине И.И. Фирсова «Юный живописец» | |||||||
59 | 5 | 06.11 | Предложение как основная единица синтаксиса. Интонация предложения. | Элементарный ин-тонационный анализ предложения. | ||||||
60 | 6 | 07.11 | Грамматическая основа предложения. Основные типы грамматических основ. | Конструирование предложений по заданным типам грамматических основ. | ||||||
61 | 7 | 09.11 | Способы выражения сказуемого. | |||||||
62 | 8 | 10.11 | Постановка тире между подлежащим и сказуемым. | |||||||
63 | 9 | 10.11 | Второстепенные члены предложения и основные способы их выражения. | |||||||
64 | 10 | 11.11 | Второстепенные члены предложения. Определение. | Словарь эпитетов: его назначение, структура, содер-жание словарной статьи. | ||||||
65 | 11 | 12.11 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | |||||||
66 | 12 | 14.11 | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. | |||||||
67 | 13 | 23.11 | Проверочная работа по теме «Второстепенные члены предложения» | |||||||
68 | 14 | 24.11 | Сжатое изложение-миниатюра по гл. 5 рассказа Л. Андре-ева «Кусака». | |||||||
69 | 15 | 25.11 | Предложение, его виды по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). | |||||||
70 | 16 | 26.11 | Виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклица-тельные) . | |||||||
71 | 17 | 27.11 | Виды предложений по наличию второстепенных членов (распространенные и не-распространенные). | |||||||
72 | 18 | 28.11 | Виды предложений по составу граммати-ческой основы (двусоставные и одно-составные). | |||||||
73 | 19 | 30.11 | Виды предложений по количеству грам-матических основ (простые и сложные). | |||||||
74 | 20 | 01.12 | Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения. | |||||||
75 | 21 | 01.12 | Постановка запятой перед союзом И в простом и сложном предложении. | |||||||
76 | 22 | 02.12 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | |||||||
77 | 23 | 03.12 | Обращения. | Роль обращения в художественной речи. Приемы поэтического обращения. | ||||||
78 | 24 | 04.12 | Вводные слова. | |||||||
79 | 25 | 05.12 | Сравнительные обороты. | |||||||
80 | 26 | 07.12 | Предложения с прямой речью. | |||||||
81 | 27 | 08.12 | Диалог. | |||||||
82 | 28 | 08.12 | Пунктуация как раздел правописания. Связь пунктуации и синтаксиса. | |||||||
83 | 29 | 09.12 | Основные разделы пунктуации. Синтаксический разбор предложения. | |||||||
84 | 30 | 10.12 | Контрольная работа (диктант с языковым анализом по разделам «Син-таксис и пунк-туация». | |||||||
85 | 12.12 | Резервный урок. | ||||||||
Т е к с т о в е д е н и е (13 ч.)* | ||||||||||
86 | 1 | 14.12 | Текст и его признаки. Тема и основная мысль (идея) текста. | |||||||
87 | 2 | 15.12 | Строение текста и развитие основной мысли. Последова-тельность и связь предложений в тексте. | |||||||
88 | 3 | 15.12 | Типы речи. Повествование. Строение текста-повествования. | |||||||
89 | 4 | 16.12 | Описание. Строение текста-описания. | |||||||
90 | 5 | 17.12 | Подготовка к сочинению по картине В.Д. Поленова «Московский дворик». | |||||||
91 | 6 | 19.12 | Рассуждение. Строение текста-рассуждения. | |||||||
92 | 7 | 21.12 | Проверочная работа – построение текста-рассуждения. | Обобщение по теме «Типы речи». | ||||||
93 | 8 | 22.12 | План текста. План простой и сложный. | |||||||
94 | 9 | 22.12 | Тезисный план. | |||||||
95 | 10 | 23.12 | Изложение с использованием тезисного плана. | |||||||
96 | 11 | 24.12 | Основные нормы построения текста. | |||||||
97 | 12 | 25.12 | Микротема. Абзац. | |||||||
98 | 13 | 26.12 | Обобщение по разделу «Текстоведение» | |||||||
С л о в о о б р а з о в а н и е (12 ч.) | ||||||||||
99 | 1 | 28.12 | Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования. | |||||||
100 | 2 | 29.12 | Словообразовательная пара и словообра-зовательная цепочка. | Работа со словарем значения морфем. | ||||||
101 | 3 | 29.12 | Правописание букв А –О в корнях с чере-дованием. Правописание слов с корнями ЛАГ//ЛОЖ, КАС//КОС. | |||||||
102 | 4 | 13.01 | Правописание слов с корнями РАСТ//РАЩ//РОС. | |||||||
103 | 5 | 14.01 | Правописание слов с ударными О-Ё после шипящих в корне. | |||||||
104 | 6 | 15.01 | Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень». | |||||||
105 | 7 | 16.01 | Типичные способы словообразования имен существительных, имен прилагательных, глаголов. | |||||||
106 | 8 | 18.01 | Выборочное изло-жение (упр. 617) | |||||||
107 | 9 | 19.01 | Правописание не изменяемых на письме приставок. | |||||||
108 | 10 | 19.01 | Правописание приставок на З/С. | |||||||
109 | 11 | 20.01 | Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- | |||||||
110 | 12 | 21.01 | Контрольный диктант с язы-ковым анализом по разделу «Словообразо-вание». | |||||||
111 | 23.01 | Резервный урок. | ||||||||
Л е к с и к о л о г и я и ф р а з е о л о г и я (15 ч.) | ||||||||||
112 | 1 | 25.01 | Подготовка к сочинению по картине Н.М. Ромадина «Вербы в половодье». | |||||||
113 | 2 | 26.01 | Лексика как словарный состав языка. Слова однозначные и многозначные. | |||||||
114 | 3 | 26.01 | Переносное значение слова. Тропы: эпитет. | Наблюдение за употреблением слов, использованных в переносном значении, в худо-жественном тексте. | ||||||
115 | 4 | 27.01 | Метафора. Олицетворение. | |||||||
116 | 5 | 28.01 | Слова-синонимы. Слова-антонимы. | Использование синонимов как средства связи предложений в тексте. | ||||||
117 | 6 | 30.01 | Омонимы. Разные виды омонимов. | |||||||
118 | 7 | 01.02 | Подготовка к сочинению по картине А.И. Куинджи «Бе-резовая роща». | |||||||
119 | 8 | 02.02 | Исконно русская лексика и заимствованные слова. | |||||||
120 | 9 | 02.02 | Правописание букв Ы и И после Ц. | |||||||
121 | 10 | 03.02 | Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления. Диалектизмы. Профессионализмы. | Уместность испо-льзования в речи лексики ограниченного употребления. | ||||||
122 | 11 | 04.02 | Устаревшие слова. | |||||||
123 | 12 | 05.02 | Подготовка к сочинению-миниатюре по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». | |||||||
124 | 13 | 06.02 | Фразеология как раздел лингвистики. | |||||||
125 | 14 | 08.02 | Повторение и обобщение по разделу «Лексика и фразеология». Лексический разбор. | |||||||
126 | 15 | 09.02 | Зачет по разделу «Лексика и фразеология». | |||||||
127 | 09.02 | Резервный урок. | ||||||||
М о р ф о л о г и я. И м я с у щ е с т в и т е л ь н о е (16 ч.) | ||||||||||
128 | 1 | 10.02 | Морфология. Принципы классификации частей речи. | |||||||
129 | 2 | 11.02 | Имя существительное как часть речи. | |||||||
130 | 3 | 13.02 | Словообразование имен существительных. Правописание суффиксов –ЧИК - -ЩИК. | |||||||
131 | 4 | 15.02 | Правописание суффиксов –ЕК - -ИК. | |||||||
132 | 5 | 16.02 | Постоянные морфологические признаки имени существительного. Имена сущест-вительные собственные и нарицательные. | Проверочная рабо-та «Правописание суффиксов имен существительных» | ||||||
133 | 6 | 16.02 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | |||||||
134 | 7 | 17.02 | Род имен существительных. Существите-льные общего рода. | |||||||
135 | 8 | 18.02 | Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные. | |||||||
136 | 9 | 20.02 | Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными. | |||||||
137 | 10 | 22.02 | Непостоянные морфологические признаки имен существительных. Несклоняемые имена существительные. | |||||||
138 | 11 | 24.02 | Число имен существительных. Существи-тельные, имеющие только форму единст-венного числа или только форму множе-ственного числа. | |||||||
139 | 12 | 24.02 | Правописание безударных окончаний –Е и –И имен существительных. Различие окончаний –Е и –И существительных на –ИЕ, -ИЯ, -ИЙ. | |||||||
140 | 13 | 25.02 | Синтаксическая роль имен существитель-ных в словосочетании и предложении. | |||||||
141 | 14 | 27.02 | Культура речи. Правильное упо-требление имен существительных. | |||||||
142 | 15 | 01.03 | Повторение и обобщение по теме «Имя существительное». | |||||||
143 | 16 | 02.03 | Диктант по теме «Имя суще-ствительное». | |||||||
144 | 02.03 | Резервный урок. | ||||||||
И м я п р и л а г а т е л ь н о е (14 ч.) | ||||||||||
145 | 1 | 03.03 | Имя прилагательное как часть речи. | Роль имен прилагательных в речевом высказывании. | ||||||
146 | 2 | 04.03 | Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Алёнушка». | |||||||
147 | 3 | 06.03 | Разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия. Качественные прилагательные. | |||||||
148 | 4 | 18.03 | Относительные прилагательные. | |||||||
149 | 5 | 19.03 | Притяжательные прилагательные. | |||||||
150 | 6 | 20.03 | Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень. | Проверочная работа «Разряды имен прил-х» | ||||||
151 | 7 | 22.03 | Превосходная степень. | |||||||
152 | 8 | 23.03 | Полные и краткие имена прилагательные. | |||||||
153 | 9 | 23.03 | Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. | |||||||
154 | 10 | 24.03 | Склонение имен прилагательных. Право-писание безударных окончаний имен прилагательных. | |||||||
155 | 11 | 25.03 | Особенности склонения притяжательных прилагательных. | |||||||
156 | 12 | 27.03 | Синтаксическая роль имен прилагательных. | |||||||
157 | 13 | 29.03 | Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных. | |||||||
158 | 14 | 30.03 | Зачет по теме «Имя прилагательное» | |||||||
159 | 30.03 | Резервный урок. | ||||||||
Г л а г о л (27 ч.) | ||||||||||
160 | 1 | 31.03 | Глагол как часть речи. Общее значение глаголов в речи и их употребление. | |||||||
161 | 2 | 01.04 | Инфинитив. | |||||||
162 | 3 | 02.04 | Словообразование глаголов. | |||||||
163 | 4 | 03.04 | Вид глагола. Видовая пара. | |||||||
164 | 5 | 05.04 | Правописание суффиксов –ЫВА-(-ИВА-) - -ОВА-(-ЕВА-) | |||||||
165 | 6 | 06.04 | Переходные и непереходные глаголы. | |||||||
166 | 7 | 06.04 | Возвратные е невозвратные глаголы. | |||||||
167 | 8 | 07.04 | Правописание корней с чередующимися гласными Е – И. | |||||||
168 | 9 | 08.04 | Изменение глагола по наклонениям. | Проверочная работа «Чередова-ние гласных Е-И» | ||||||
169 | 10 | 10.04 | Условное наклонение. | |||||||
170 | 11 | 12.04 | Повелительное наклонение. | |||||||
171 | 12 | 13.04 | Правописание Ь в глаголах повелительного наклонения. | |||||||
172 | 13 | 13.04 | Написание суффикса –И- в формах пове-лительного наклонения глаголов. | |||||||
173 | 14 | 14.04 | Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. | |||||||
174 | 15 | 15.04 | Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам. | |||||||
175 | 16 | 17.04 | Написание гласной перед суффиксом –Л- в глаголах прошедшего времени. | |||||||
176 | 17 | 19.04 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. | |||||||
177 | 18 | 20.04 | ||||||||
178 | 19 | 20.04 | Морфологический разбор глагола. | |||||||
179 | 20 | 21.04 | Чередование гласных и согласных в корнях глаголов. | |||||||
180 | 21 | 22.04 | Корни с чередованием Е//И и их написание. | |||||||
181 | 22 | 24.04 | Безличные глаголы. | |||||||
182 | 23 | 26.04 | Изложение текста-повествования (проверка правильного использования видо-временных форм глагола). | |||||||
183 | 24 | 27.04 | Синтаксическая роль глагола. | |||||||
184 | 25 | 27.04 | Культура речи. Правильное употребление глаголов. | |||||||
185 | 26 | 28.04 | Повторение по теме «Глагол». | |||||||
186 | 27 | 29.04 | Диктант с язы-ковым анализом текста по теме «Глагол». | |||||||
187 | 30.04 | Резервный урок. | ||||||||
188 | 03.05 | Резервный урок. | ||||||||
П о в т о р е н и е и з у ч е н н о го ( 12 ч.). | ||||||||||
189 | 1 | 04.05 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. | |||||||
190 | 2 | 04.05 | Морфемика как раздел лингвистики. | |||||||
191 | 3 | 05.05 | Лексикология как раздел лингвистики. | |||||||
192 | 4 | 06.05 | Разделы русской орфографии и обоб-щающее правило для каждого из них. | |||||||
193 | 5 | 07.05 | Морфология как раздел грамматики. | |||||||
194 | 6 | 10.05 | Культура речи как раздел лингвистики, устанавливающий правила (нормы) поль-зования языком в речевом общении. | |||||||
195 | 7 | 11.05 | Синтаксис как раздел лингвистики. | |||||||
196 | 8 | 11.05 | Пунктуация как раздел правописания. | |||||||
197 | 9 | 12.05 | Словообразование как раздел лингвистики. | |||||||
198 | 10 | 13.05 | Морфология. Имя существительное как часть речи. | |||||||
199 | 11 | 15.05 | Имя прилагательное как часть речи. | |||||||
200 | 12 | 17.05 | Глагол как часть речи. | |||||||
201 | 18.05 | Резервные уроки. | ||||||||
202 | 18.05 | |||||||||
203 | 19.05 | |||||||||
204 | 20.05 |
По программе | По планированию | |
Всего часов | 204 | 204 |
Резервное время | 13 | 13 |
Повторение | 12 | 12 |
Контрольные работы | Не указано | 8 |
Проверочные работы | Не указано | 7 |
Развитие речи | Не указано | 35 |
*Примечание: Все уроки разделов «Культура речи», «Текстоведение» классифицированы как уроки развития речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по русскому языку 5 класс
Примерное тематическое планирование по русскому языку для 5 класса по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. Учебник Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова,Л. А. Тростенцовой Русский ...
календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе по УМК В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко (2часа в неделю, 70 часов)...
тематическое планирование по русскому языку 11 класс
Тематическое планирование по русскому языку в 11 классе составлено на основе программы для общеобразовательных школ (базовый уровень).Автор программы А.И.Власенков. 34 часа....
календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс
календарно-тематическое планирование составлено к учебнику Бархударова...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе М.Т. Баранова и др.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы, написанная учителем русского языка МБОУ СОШ №82 Романовой Ю.Ю. по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др....
Тематическое планирование по русскому языку 7 класс
Тематическое планирование...
календарно-тематическое планирование по русскому языку 11 класс Гольцова
планирование составлено на основе УМК«Русский язык 10-11 классы», Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, Москва, 2006 год из расчета 68 часов в году....