Викторина "Знатоки русского языка"
материал по русскому языку (10 класс) по теме
Задания для викторины по русскому языку могут быть использованы отдельными элементами на уроках или в качестве внеклассного мероприятия в рамках предметной недели. Задания будут интересны ребятам разной возрастной категории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задания для викторины по русскому языку.docx | 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Булдыгина Елена Николаевна
Образовательное учреждение: ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 13» р.п. Романовка Саратовской области
Предмет: русский язык
Возрастная группа, класс: учащиеся 1 курса (9 - 10 классы). Количество команд зависит от количества классов или групп в параллели.
Викторина «Знатоки русского языка»
Цель: привлечь внимание учащихся к изучению русского языка, формировать умение пользоваться знаниями в нестандартных ситуациях, развивать чувство товарищества.
Задачи:
обучающие – повторить и закрепить знания учащихся по темам, изученным в средних классах школы;
развивающие – сформировать навыки по практическому решению поставленных задач, способствовать развитию у учащихся речи, мышления, памяти, творческой активности;
воспитывающие – развивать навыки работы в группах, обратив особое внимание на вопросы взаимопомощи, контроля и самоконтроля, прививать интерес к русскому языку и предмету.
Подготовительный этап: Предварительно за неделю объявляется время проведения викторины, формируются команды, участники придумывают название команды, девиз, приветствие соперникам.
Оформление класса: высказывания о русском языке, праздничное оформление, карточки с заданиями, гонг, музыка.
Время реализации: 45 минут
Ход викторины
1. Организационный момент
Звучат фанфары, появляются команды-участницы во главе с капитанами.
Ведущий: Приветствуем самых отчаянных и смелых, эрудированных и уверенных в своих знаниях! (Команды строятся)
Конкурс «Приветствие». Капитаны по очереди произносят приветственные речи, представляя свои команды.
Жюри оценивает владение литературной речью, оригинальность, лаконичность – каждый конкурс оценивается по 5-балльной системе, результаты объявляются в конце викторины.
Команды располагаются за столами, расставленными в классе.
1. Конкурс-разминка «Знаешь ли ты?»
Объясните значение фразеологизмов:
Водой не разольешь, как в воду опущенный, толочь воду в ступе, седьмая вода на киселе, набрал в рот воды, как в воду глядел, как две капли воды, прошли огонь и воду.
2.Конкурс «В стране Грамматике»
Задания:
&изменив в слове только одну букву, получите как можно больше новых слов:
бак, дом, кот, бочка.
& Помогите восстановить загадочную надпись (кто быстрее).
Однажды ветер решил пошутить. Над дверью училища он заметил плакат. Ветер налетел и сорвал все буквы, кроме гласных. Когда утром в училище пришли ребята, то увидели такую надпись: .О..О .О.А.О.А..
Ответ: Добро пожаловать.
& Решите ребусы: 7я 40а 100л е2 о5 сЗж ФОРИ УШКА
Ответы: семья, сорока, стол, едва, опять, стриж, фонари, подушка.
& В каждом из приведенных ниже слов переставьте буквы так, чтобы из нарицательных существительных получились собственные – географические названия (например: весна – Севан): игра, ворон, остров, рубаха, дно.
Ответы: Рига, Ровно, Ростов, Бухара, Дон.
& «Собери пословицу»
Что на уме, | умей отдать |
Что посеешь, | чьё мясо съела |
Чует кошка, | то и на языке |
Умел взять - | тому ничего не удаётся |
Красна птица перьем, | то и пожнёшь |
Кто за всё берётся, | не будь лапшой |
Расти большой, | а человек уменьем |
3. Конкурс «Без запинки»
Каждый участник команды по очереди составляет короткое предложение с приведенными на доске сочетаниями местоимений с предлогами, например: это письмо от его друга.
Для него, для его, из ее, из нее, из-за них, из-за их, около ее, от него, от его, на их, против ее, за нее, до их, в его, после нее, среди их, под его, от их, на них, мимо его.
4.Конкурс капитанов.
Передайте значение фразеологических оборотов при помощи жестов.
1 команда
Водить за нос
Льёт как из ведра
Засучить рукава
2 команда
Дело в шляпе
Намылить шею
Пальчики оближешь
6. Конкурс «Противопоставление».
Заполните вертикальные строчки антонимами к словам: 1. Восточный. 2. Длинный. 3.Находка. 4. Отдохнувший. 5. Прямой. 6. Брать. 7. Мало. 8. Острый. 9. Тот. 10. Полон (краткая форма прилагательного). 11. Зимой. 12. Друзья. 13. Будущий. 14. Близко. 15. Темный. 16. Начинать. 17. Увезти. 18. Плакать.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
п | р | о | т | и | в | о | п | о | с | т | а | в | л | е | н | и | е |
Ответы: западный, короткий, пропажа, усталый, кривой, давать, много, тупой, этот, пуст, летом, враги, бывший, далеко, светлый, кончать, привезти, смеяться.
7.Конкурс «За кем последнее слово?»
Слово «вода». Каждая команда по очереди называет слово с этим же корнем. Выигрывает та команда, которая последней назовет слово с данным корнем. (Например: вода, водичка, водица, водяной, водник, водовоз, водоворот, водоем, водокачка, водоплавающий, водопой, водопровод, водораздел, водород, водолаз, подводный, наводнение, половодье, пресноводный, водянка и др.)
Заключение, итоги:
Жюри подводит итоги. Награждение самого красноречивого капитана, самого активного игрока, команды-победителя.
Звучат фанфары. Ведущий объявляет об окончании викторины. Удар гонга.
Использованная литература:
- Брякин В. В. Лингвистическая игра: теория и практика: Учебно-методическое пособие / В. В. Брякин, Л. А. Разаева, Л. Н. Седова, Е. Б. Скриплюк. – Балашов: Весы. Альманах гуманитарных кафедр БФ СГУ – 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Интегрированный урок русского и французского языков"Заимствования (из русского языка фо французский, из французского в русский), их роль в межкультурном обогащении языков двух стран"
Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...