Учебная деятельность по формированию читательской грамотности на уроках русского языка.
презентация к уроку по русскому языку

Федулова Валентина Михайловна

Презентация на тему "Учебная деятельность по формированию читательской грамотности на уроках русского языка."

Теория, методы обучения, рекомендации по применению.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У чебная деятельность по формированию читательской грамотности на уроках русского языка. Проблемы восприятия учебно-научной информации.

Слайд 2

Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.

Слайд 3

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает: формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении жизни; разумное и безопасное использование цифровых технологий, обеспечивающих повышение качества результатов образования и поддерживающих очное образование; формирование у обучающихся системных знаний о месте Российской Федерации в мире, ее исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, вкладе страны в мировое научное наследие и формирование представлений о современной России, устремленной в будущее;

Слайд 4

развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ), расширение возможностей индивидуального развития обучающихся посредством реализации индивидуальных учебных планов с учетом получения предпрофессиональных знаний и представлений, направленных на осуществление осознанного выбора образовательной программы следующего уровня образования и (или) направленности.

Слайд 5

Достижения обучающимися, полученные в результате изучения учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, характеризующие совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, а также уровень овладения междисциплинарными понятиями (далее - метапредметные результаты), сгруппированы во ФГОС по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение овладевать: учебными знаково-символическими средствами, являющимися результатами освоения обучающимися программы основного общего образования, направленными на овладение и использование знаково-символических средств (замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач) (далее - универсальные учебные познавательные действия);

Слайд 6

учебными знаково-символическими средствами, являющимися результатами освоения обучающимися программы основного общего образования, направленными на приобретение ими умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, коррекцию с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером (далее - универсальные учебные коммуникативные действия);

Слайд 7

учебными знаково-символическими средствами, являющимися результатами освоения обучающимися программы основного общего образования, направленными на овладение типами учебных действий, включающими способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Слайд 8

Учебный текст Учебный текст как продукт письменной речевой деятельности автора, автора-составителя учебника, является основной формой передачи знаний школьникам. Именно поэтому он был и остается основной содержательной единицей обучения. Важнейшей характеристикой учебного текста является наличие в нем образовательного, культурологического, воспитывающего и развивающего потенциала. Из этого следует, что предназначение учебного текста - хранить информацию, а в процессе ее передачи воздействовать на сознание обучаемых, мотивировать их на работу с учебным материалом, способствовать развитию их креативных качеств. Порождение учащимися новых текстов-дискурсов на базе усвоенного учебного текста позволяет им демонстрировать интеллект, формировать мировоззрение, реализовать творческие способности личности.

Слайд 9

Учебный текст должен воплощать в себе целостную систему деятельности учащегося, а также содержать компоненты, обеспечивающие восприятие заключенной в нем информации. Учебный текст - это, прежде всего, текст обучающий. Следовательно, он должен включать средства, благодаря которым деятельность учащегося стимулируется, мотивируется, программируется и реализуется, приводя, в конечном счете, к достижению целей, поставленных в процессе изучения предмета. Для учителя текст является средством обучения, а для ученика – объектом. Итак, учебный текст является, во-первых, одной из главных содержательных единиц обучения, т.к. он выполняет очень важные образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Во-вторых, учебный текст является важной составляющей учебного дискурса, т.к. в учебном дискурсе два участника - учащийся и учебный текст.

Слайд 10

Учебный текст, являясь материализованным носителем содержания образования, должен быть одновременно и организатором процесса усвоения этого содержания. Очень важными задачами учебного текста и соответственно его автора являются управление собственно процессом чтения обучаемого, возможность предвидеть возможные затруднения в понимании. Основные функции учебно-научного текста - информационная, коммуникативная, развивающая, моделирующая. Моделирующая функция - работа с учебно-научными текстами (текстами-определениями, текстами-объяснениями, текстами-правилами) проводится: до текста учащимся выполняют упражнение, затем школьники анализируют содержание, формулируют правило и проверяют свои выводы читая правило, составляют схемы по орфограммам, вносят информацию в таблицы.

Слайд 11

Информационная функция учебно-научного текста заключается в том, что данный текст - это средство фиксации определенной части социального опыта, в том числе научного, который предназначен для усвоения подрастающим поколением с целью образования. Коммуникативная функция учебно-научного текста определяется тем, что ученик вступает в процесс коммуникации с учебником, автором учебника, конкретным текстом. В учебниках большинства предметных областей акты коммуникации, как правило, представлены в предельно свернутом виде либо вообще отсутствуют, например, в том случае, когда знание дается в готовом виде без учета особенностей его восприятия и воспроизведения в сознании читателя в режиме диалога.

Слайд 12

Развивающая функция - о бучение работе с учебно-научным текстом (определением, правилом, рассуждением и т.д.) ведется эмпирическим путем. Сначала авторы задают проблемный вопрос, на который дети пытаются ответить путем предположения, а далее идет сам текст. Работа с текстом-определением, текстом-объяснением, текстом-правилом на уроках русского языка проводится следующим образом: перед текстом предлагается вопрос, затем учащиеся читают текст и пересказывают его. Школьники усваивают основные признаки учебно-научного текста - доказательность (почему тетрадь так называется?), терминированность (Элеватор - это огромное хранилище для зерна. Экскаватор - машина, которая с помощью ковша вынимает землю. Что такое подлежащее?), информативность (в тексте представлена информация двух видов - теоретическая и иллюстративная, т.е. дети подкрепляют свой ответ примером: Что такое алфавит? А что такое азбука? Почему их так называют?), членимость (Спиши вторую часть текста).

Слайд 13

Рекомендации систему обучения работе с информацией учебно-научного текста, направленную на решение следующих задач: обучение восприятию и пониманию учебно-научного текста; формирование умений извлекать и обрабатывать информацию учебно-научного текста, умений работать с различными видами учебно-научного текста в следующей последовательности: текст-определение, текст-правило, текст-описание, текст-объяснение, текст-рассуждение; обучение созданию учебно-научных текстов разных жанров (сообщение, языковой пример, объяснение-толкование, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка); дифференциации учебно-научного текста (выделение признаков, языковых особенностей учебно-научного текста).

Слайд 14

С учетом основных структурных компонентов учебной деятельности (учебные ситуации (или задачи), учебные действия, контроль, оценка) были определены этапы формирования информационно-аналитических умений. I этап – пропедевтический Методы и приемы: постановка вопросов от заголовка к тексту, прогнозирование учебно-научного текста по заголовку, ключевым словам, нахождение главных (ключевых) слов, терминов в учебно-научном тексте, ответ на вопросы к тексту, нахождение непонятных и понятных слов, их толкование, извлечение главной информации по вопросам учителя, определение известной/неизвестной информации, подбор предложений к графической схеме, составление схемы (рисунка) учебно-научного текста.

Слайд 15

II этап – репродуктивный Методы и приемы: прогнозирование содержания учебно-научного текста перед его прочтением (прием предвосхищение); озаглавливание текста, определение темы и основной мысли текста, и др.; определение главной / второстепенной информации в тексте по вопросам, составление вопросов к тексту, определение известной/неизвестной информации в тексте. Составление графической схемы текста (по образцу, восстановление недостающих элементов в схеме и т.д.). Подробный пересказ учебно-научного текста по вопросному плану. Создание учебно-научных текстов различных жанров (устный ответ, сообщение, языковой пример, объяснение-толкование) по вопросам и образцу, использование речевой основы высказывания.

Слайд 16

III этап – продуктивный Методы и приемы: озаглавливание текста с опорой на тему и основную мысль; выделение ключевого слова в тексте; членение текста на части, определение содержания каждой части; составление плана текста; составление вопросов к тексту; нахождение главной/второстепенной информации из учебно-научного текста (самостоятельно составляют вопросы); определение известной/неизвестной информации в учебно-научном тексте (по вопросам); представление текста в разных формах (схема, таблица и т.д.); интегрировать содержащиеся в разных частях детали сообщения, формулировать на основе текста выводы, построение графической схемы к учебно-научному тексту, преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу; составлять учебно-научные тексты разных жанров (языковой пример, сообщение, объяснение-толкование, ответ-анализ, объяснение-толкование, объяснение-пояснение + ответ-обобщение, ответ-группировка) с опорой на схему; пересказ (подробный и сжатый) текста, с использованием языковых средств автора; определение стиля и типа учебно-научного текста, на основе характерных признаков; дополнять текст в соответствии со стилем, редактирование текстов (в парах, в группах).

Слайд 17

Каждое занятие соответствует структуре учебной деятельности. Учебные ситуации (задачи) Занятие начинается с постановки учебной ситуации (задачи). Поставить перед учащимися учебную задачу – это означает ввести его в ситуацию, требующую ориентации на общий способ ее разрешения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий. На данном этапе большую роль играет мотивация. Учебная деятельность побуждается и направляется разными учебными мотивами, например, средством установки на общую мотивацию может служить сам учебно-научный текст с яркими иллюстрациями. Учебные действия. Работа школьников в учебных ситуациях складывается из действий разного типа, особое место среди них занимают учебные действия. У школьников необходимо специально формировать умения работать с информацией учебно-научного текста, поскольку без этого усвоение материала будет происходить формально, путем заучивания чисто словесных характеристик понятий или приемов решения задач. На основе правильных учебных действий школьники смогут в последующем точно и полно анализировать информацию учебно-научного текста и создавать на его основе собственный.

Слайд 18

Действия контроля. Полноценная работа в учебных ситуациях требует выполнения действия контроля. Учащийся должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами (например, при пересказе учебно-научного текста), связать качество этих результатов с уровнем и полнотой выполненных учебных действий. Благодаря контролю школьник может сознательно установить зависимость между слабым или совсем плохим воспроизведением образца и недостатками собственных учебных действий. Устранение этих недостатков (введение новых действий или их операций, более тщательное их выполнение и т.д.) позволяет улучшить результаты усвоения и довести их до требуемых норм. Действия оценки. От характера оценки зависит организация учебной работы. Если оценка положительная, то данная учебная ситуация исчерпала себя и можно переходить к другому материалу, и наоборот.

Слайд 19

Таким образом, для эффективного формирования умений работать с учебно-научным текстом на уроках предметной области «Русский язык» необходимо, чтобы работа учащихся с учебной книгой осуществлялась как их взаимодействие в информационном обмене. Задача учителя заключается в том, чтобы выявить структуру и содержание деятельности школьников по анализу учебно-научного текста, определить степень помощи в проведении ими анализа учебно-научного текста, реализовать приемы, обеспечивающие формирование необходимых для этого умений. Следует вести целенаправленную работу с учебно-научными текстами: описанием, правилом, объяснением на уроках русского языка по предложенному нами алгоритму. Уделять внимание работе над созданием учебно-научных текстов различных жанров. Организовывать работу, используя вопросы, образец, план, графическую схему, таблицу и т.д. Можно полагать, что организованная таким образом работа с учебно-научным текстом, т.е. равитие читательской грамотности поможет школьнику в освоении и усвоении информации и в овладении научной картиной мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

Павлуцкая Е.В., учитель  русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Материал к мастер-классу по теме «Учебно- деятельностный подход при формировании читательской грамотности на уроках русского языка»

Материал может быть востребован при подготовке к урокам русского языка в среднем звене....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...

Методическая разработка урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Конспект урока русского языка по работе с информацией при подготовке к ОГЭ....

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...