Урок письма и развития речи в 7 классе КРО
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Елена Алексеевна Владимирова

Урок разработан по программе КРО. Тип урока: повторительно-обобщающий с использованием технологии мониторинга и ИКТ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka.doc200 КБ
Office presentation icon sklonenie_imen_sushchestvitelnyh.ppt2.74 МБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока письма и развития речи в 7 классе КРО, обучающемся по специальной (коррекционной) программе школы 8 вида

по теме «Склонение имен существительных»

 

Тип урока: повторительно-обобщающий с использованием технологии процессуального мониторинга и ИКТ.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  1. Повторить и закрепить ранее полученные знания по теме «Склонение  имен существительных»;
  2. закрепить навык разграничения существительных 1, 2 и 3 склонения, а также умение нахождения в тексте таких существительных.

Коррекционно-развивающие:

  1. развивать самоконтроль (умение планировать деятельность, умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму);
  2.  развивать концентрацию внимания (физминутка);
  3. развивать речь (активизация словаря, монологическая речь);
  4. развивать творческие способности при помощи использования творческой работы по теме урока.

Коррекционно-воспитательные:

  1. создать комфортную и здравосозидательную обстановку на уроке;
  2. создать условия для формирования интереса к уроку русского языка через использование технологии процессуального мониторинга, ИКТ, постоянную смену деятельности, создания ситуации успеха.
  3. воспитывать ответственность учащихся за результат своей деятельности.

    Оборудование:

Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «Русский язык. 7 класс». Автор: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, «Просвещение», 2009 год, ноутбук, проектор для слайдовой презентации, классная доска, раздаточный материал по теме урока.

Подготовка к уроку:

Диагностика на определение уровня предметной успеваемости каждого ученика. В результате диагностики класс разделен на 3 уровня: 1 – высокая степень успеваемости, 2- средняя степень успеваемости, 3 – низкая степень успеваемости. Во время работы с листами достижений ученики уже знают свой уровень и оценивают себя в соответствующую графу.

Дополнительные материалы:

Приложение 1. Лист достижений по теме «Склонение имен существительных, 7 класс».

Приложение 2. Раздаточный материал.

Презентация к уроку.

Этап урока, цель

Время, мин.

Содержание

Примечание

Действия учителя

Действия ученика

1.Организационный момент

Цель: психологический настрой на урок 

1

Приветствие. Настрой на урок.

- Надеюсь, что по-настоящему солнечное настроение появится у каждого из вас в течение сегодняшнего урока.

На доске:

Дата. Классная работа

Слайд 1

(солнышко)

Психологический настрой учащихся

Включаются  в учебную деятельность

2.Предметная разминка

Цель: повторение темы «Безударные гласные в корне слова».

1

На партах у вас находятся «ленты с гласными», при помощи них повторим тему «Безударные гласные в корне слова».

 Вспомним правило:

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты ее немедленно поставь под ударение.

(Учитель диктует слова, а ученики при помощи «лент» показывают безударную гласную, которая пишется в каждом слове).

Диктуемые слова: зима, ряды, холода, вязание, морской, цветок, листок, столы,

Ленты сделаны из бумаги в виде полоски с напечатанными гласными, раздаются до начала урока.

Слайд 2 (Правило)

Диктует слова

Повторяют тему «Безударные гласные в корне слова».

3.Подготовка к работе

Цель: заинтересовать учащихся при помощи грамматической сказки

1

Грамматическая сказка

- Ребята, а вы знаете, что в русском языке существует страна, которая называется Существительное? Это особенная страна. В ней живут жители, называемые «существительными». Живут они в домиках, а домиков всего три. Для того чтобы попасть в домик, нужно ответить на вопрос (кто? что?). Вход в каждый из домиков охраняет слово, которое помогает всем жителям домика изменяться одинаково: земля (1 скл.), конь (2 скл.), степь (3 скл.). Хотите попасть в эту страну и посмотреть на ее жителей? Для этого нам нужно повторить тему «Склонение имен существительных». Попробуем в течение урока сделать это вместе. Пойдем с вами по вот этой солнечной дороге.

Слайд 3 (тема)

Слайд 4

(дорога)

Рассказывает грамматическую сказку

Анализируют сказку, настраиваясь на работу

4.Постановка целей урока

Цель: сформулировать цели урока

2

- Посмотрите внимательно на слайд. Три предложения, которые на нем находятся, просят вашей помощи, т.к. слова в них перепутались и поэтому трудно понять их смысл. Помогите предложениям восстановить правильную последовательность слов.

  1. Урок, начался, языка, русского.
  2. Закреплять, материал, изученный, будем, сегодня, мы.
  3. Вспомнить, три, нужно, склонения, нам, существительных, имен.

Проверяем получившиеся предложения.

Не случайно у нас получились именно такие предложения. Ведь это основные цели сегодняшнего урока.

На доску крепится листы формата А4 с текстом «Уметь: определять склонение имен существительных».

- На парте у каждого из вас лежит лист достижений. Оцените себя те, кто правильно сформулировал цели-результаты урока (ставят «+» в умение 1, если неверно сформулировали, ставят «-»).

(У1 - формулирую цели-результаты по теме урока).

Такая работа проводится в течение всего урока.

- Итак, в течение урока мы будем закреплять умение определять склонение имен существительных, чтобы попасть в страну «Существительное».

Слайд 5

Слайд 6

(проверка)

Координирует работу по постановке целей урока

Формулируют цели урока

5.Актуализация знаний

а) зрительный диктант

б) обсуждение правила

в) работа с таблицей в парах

3

2

2

- Первый этап на пути к стране Существительное будет заключаться в том, что я буду показывать картинки, а вам нужно записать одним словом то, что вы увидите.

На слайдах изображены: собака, черепаха, бабочка, заяц, яблоко, морковь.

Проверяем.

Посмотрите, в какой последовательности расположены слова на слайде. Они нам дают подсказку для дальнейшей работы. Первые три слова похожи между собой, т.к. относятся к 1 склонению. Слова заяц и яблоко относятся ко 2 склонению. Слово морковь – 3 склонение.

- Ребята, чтобы попасть в страну Существительное, нужно сначала до нее дойти, войти через арку, не простую арку, а теоретическую, подойти к воротам и открыть их. Откроет ворота тот, кто знает правила о склонении имен существительных. Кому доверим ключ от ворот?

(Ученики дают ответы, используя графическую подсказку (таблицу и слайд), ученик, который лучше всех справился с заданием, получает нарисованный ключ).

А теперь попробуйте в парах дополнить таблицу своими примерами.

Какое умение мы сейчас с вами отработали?

(У2 – пользуюсь таблицей «Склонение существительных», дополняя ее своими примерами).

1 склонен е

2 склонение

3склонение

М.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я.

Парта, мама, дядя, деревня

Ср.р. с окончаниями – о, - е.

Море, солнце, окно, дерево.

М.р. с нулевым окончанием, на согласный, й, ь.

Конь, сарай, гараж.

Ж.р. на ь знак.

Рожь, тень, мать, сирень.

Таблица - подсказка

Слайд 7-13

Слайд 14(проверка)

У каждого ученика на парте таблица-подсказка по теме урока

Слайд 15 (таблица-подсказка)

Организует и координирует работу учащихся по актуализации изученного.

Выполняют задание зрительного диктанта

Обсуждают правило

Дополняют таблицу своими примерами

в) предметная актуализирующая физминутка

2

- Сейчас мы проведем с вами игру на внимание. Я вам буду показывать несколько слов, а ваша задача будет состоять в том, чтобы определить одно «лишнее» слово и записать его в тетрадь.

  1. Класс, стул, мел, девочка;
  2. Алина, календарь, Настя, Вероника;
  3. Тетрадь, мать, ручка, кровать;
  4. Небо, земля, море, озеро.

- По какому принципу вы выбирали «лишние» слова?

Ребята отвечают, что основным принципом выбора слов было их склонение.

Слайд 16-19

Ученики отвечают, после каждого ответа производится проверка.

Слайд 20 (молодцы)

Проводит предметную игру на внимание

Определяют «лишние» слова

Закрепление

а) работа с учебником

б)дифференцированная работа по группам

в) графический диктант с последующей самопроверкой

г) зрительная гимнастика

д) предметная физминутка

е) творческая работа с последующей проверкой и обсуждением

ж) физминутка

«Дождик»

з) работа по карточкам

3

3

3

1

3

1

- Следующим этапом нашего пути к стране Существительное будет работа с 104 упражнением  учебника. Откройте его на странице 80.

Попробуем определить склонение имен существительных устно по цепочке.

- Какое умение отработали?

(У3 – определяю склонение существительных, аргументируя свой ответ).

- Справились с заданием. Переходим к следующему этапу испытаний. Вспомним, как мы с вами научились работать в группах. Задание для каждой из групп будет разным.

1 группа (1 уровень предметной успеваемости)

Задание: Найти в тексте существительные(-ое) 1 склонения и составить с ними(-им) предложение. Определить склонение остальных существительных.

Текст: Осень золотая в гости к нам пришла. Листья облетают. Скоро наступит зима.

2 группа:

Задание: Найти в тексте существительные(-ое) 2 склонения и составить с ними(-им) предложение.

Текст: Осень золотая в гости к нам пришла. Лист осенний облетает. Скоро наступит зима.

3 группа

Задание: определить склонение существительных.

Существительные: остров, осень, дом, лист, зима.

Кто справился, можете поменяться карточками и попробовать выполнить задание другого уровня сложности.

- Какое умение отработали?

(У4- выполняю задания разной степени сложности на определение склонения существительных).

- Двигаемся с вами дальше на пути к необычной стране. Разделите тетрадь на три столбика, сделав таблицу.  Сейчас мы с вами попробуем распределить в них существительные относительно их  склонения.

Слова на слайде: роза, телевизор, река, метель, лошадь, окно, Москва, море, дочь.

Проверка:

1 скл.: роза, река, Москва;

2 скл.: телевизор, окно, море;

3 скл.: метель, лошадь, дочь.

- Какое умение отработали?

(У5 – распределяю слова в таблицу относительно их склонения).

- Отдохнем. Двигаемся зрительно от единицы к восьмерке.

- Проведем еще одну полюбившуюся нам физминутку. Я буду называть разные слова, если слово женского рода – хлопаем, мужского – топаем, среднего – встаем.

Слова: Зима, окно, девочка, стул, солнце, цветок, телефон, игрушка, море, пятерка.

- Последним этапом на пути к стране Существительное будет творческая работа под названием «Зима» (с использованием опорных слов), которые являются  существительными 1, 2 и 3 склонения.

Опорные существительные: зима, мороз, снег,  метель,  улица.

Вариант текста

Наступила зима. Начался мороз и сильные метели. Все вокруг замело снегом. На улицу никто не хотел выходить.

- Прослушаем несколько получившихся текстов.

Молодцы, вы замечательно справились с работой. Все тексты получились оригинальными и интересными.

- Какое умение отработали?

(У6 – выполняю творческую работу, используя слова разного типа склонения).

- Ребята, смотрите, дождик начинается.

Учитель начинает стучать одним пальцем по ладошке, затем стучит двумя пальцами и так до пяти. В конце дождик стал сильным, т.е. ученики хлопают в ладоши.

- Молодцы! Вот мы и похвалили себя за работу.

Резервное задание

Вставить пропущенные в тексте слова, используя слова для справок. Определить склонение вставленных слов.

Текст

Хорошо летом в … . Светит яркое … . Зеленеет … . На поляне растет ягода … . Катя и  … любят собирать спелую ягоду. Ребята всегда набирают полную … . А … варит из клубники вкусное ... .

Слова для справок: Ваня, мама, трава, корзина, лес, варенье, солнце, клубника.

Слайд 21

(таблица-подсказка)

Ученики заранее распределены на группы по степени успеваемости. Каждая группа получает задания на карточках.

Слайд 22 (молодцы)

Трое учеников работают на доске, первый выписывает сущ.1 скл, 2 – 2 скл, 3 – 3 скл.

Слайд 23,24

Слайд 25

Слайд 26,27

Слайд 28 (молодцы)

Координирует работу по закреплению темы

Выполняют задание учебника

Работают по группам диффиренцированно

Выполняют задание графического диктанта

Выполняют творческую работу

Работают по карточкам

Итоги урока

1

- Мы хорошо сегодня поработали, прошли все этапы испытаний и посмотрите, мы уже дошли до страны Существительное. Вот эта замечательная страна.

- Итак, какую тему мы с вами сегодня повторяли и закрепляли?

- Выполнили ли мы цели, которые поставили в начале урока?

- Сколько умений отработали?

- С какими умениями нам нужно будет поработать на следующем занятии?

Ответы детей.

Слайд 29

(страна)

Подводит итоги урока с помощью учеников

Анализируют свою работу на уроке

Рефлексия.

Оценивание.

1

- Ребята, что вам сегодня особенно понравилось на уроке?

Ответы детей.

- В течение урока вы все активно работали над закреплением темы. Все показали хорошие знания и поэтому все получают заслуженные оценки.

Домашнего задания не будет, поскольку со следующего урока мы с вами начнем новую тему.

Спасибо за урок.

Проводит рефлексию и оценивание

Делятся впечатлениями от урока


Приложение 1.

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ ПО ТЕМЕ «СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ», 7 КЛАСС

ФИ _____________________________________________

1 уровень

У1

У2

У3

У4

У5

У6

Формулирую цели-результаты по теме урока

Пользуюсь таблицей «Склонение существительных», дополняя ее своими примерами

Определяю склонение существительных, аргументируя свой ответ (без помощи таблицы-подсказки)

Выполняю задания разной степени сложности на определение склонения существительных

Распределяю слова в таблицу относительно их склонения

Выполняю творческую работу, используя слова разного типа склонения

2 уровень

У1

У2

У3

У4

У5

У6

Формулирую цели-результаты по теме урока

Пользуюсь таблицей «Склонение существительных», дополняя ее своими примерами

Определяю склонение существительных, аргументируя свой ответ (иногда пользуясь таблицей-подсказкой)

Выполняю задания разной степени сложности на определение склонения существительных

Распределяю слова в таблицу относительно их склонения (иногда пользуясь таблицей-подсказкой)

Выполняю творческую работу, используя слова разного типа склонения

3 уровень

У1

У2

У3

У4

У5

У6

Формулирую цели-результаты по теме урока (с помощью учителя)

Пользуюсь таблицей «Склонение существительных», дополняя ее своими примерами (иногда с помощью учителя)

Определяю склонение существительных, аргументируя свой ответ (с помощью таблицы-подсказки)

Выполняю задания разной степени сложности на определение склонения существительных (иногда с помощью учителя)

Распределяю слова в таблицу относительно их склонения (с помощью таблицы-подсказки)

Пробую выполнять творческую работу, используя слова разного типа склонения


Приложение 2.

Раздаточный материал

Таблица – подсказки

Склонение имен существительных

1 склонение

2 склонение

3склонение

М.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я.

Парта, мама, дядя, деревня

Ср.р. с окончаниями – о, - е.

Море, солнце, окно, дерево.

М.р. с нулевым окончанием, на согласный, й, ь.

Конь, сарай, гараж.

Ж.р. на ь знак.

Рожь, тень, мать, сирень.

Карточка (резервное задание)

Задание: вставь пропущенные имена существительные, определи их род и склонение.

Хорошо летом в … . Светит яркое … . Зеленеет … . На поляне растет ягода … . Катя и  … любят собирать спелую ягоду. Ребята всегда набирают полную … . А … варит из клубники вкусное ... .

Слова для справок: Ваня, мама, трава, корзина, лес, варенье, солнце, клубника.

Задания для работы в группах

1 группа (1 уровень предметной успеваемости)

Задание: Найти в тексте существительные(-ое) 1 склонения и составить с ними(-им) предложение. Определить склонение остальных существительных.

Текст: Осень золотая в гости к нам пришла. Листья облетают. Скоро наступит зима.

2 группа:

Задание: Найти в тексте существительные(-ое) 2 склонения и составить с ними(-им) предложение.

Текст: Осень золотая в гости к нам пришла. Лист осенний облетает. Скоро наступит зима.

3 группа

Задание: определить склонение существительных.

Существительные: остров, осень, дом, лист, зима.

Кто справился, можете поменяться карточками и попробовать выполнить задание другого уровня сложности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Если буква гласная вызвала сомнение, Ты ее немедленно поставь под ударение!

Слайд 3

Склонение имен существительных

Слайд 5

1 . Урок, начался, языка, русского. 2 . Закреплять, материал, изученный, будем, сегодня, мы . 3. Вспомнить, три, нужно, склонения, нам, существительных, имен .

Слайд 6

1. Начался урок русского языка . 2. Мы сегодня будем закреплять изученный материал. 3. Нам нужно вспомнить три склонения имен существительных .

Слайд 7

Зрительный диктант

Слайд 14

Собака, черепаха, бабочка Проверь себя 1 склонение ; заяц, яблоко - 2 склонение ; морковь - 3 склонение .

Слайд 15

1 склонение: сущ. м.р. и ж.р. с окончаниями – а, -я; 2 склонение: сущ. м.р., оканчивающиеся на согласный, ь или й , сущ. ср.р. с окончаниями – о, -е ; 3 склонение: сущ. ж.р ., оканчивающиеся на ь

Слайд 16

Класс стул мел девочка

Слайд 17

Алина календарь Настя Вероника

Слайд 18

Тетрадь мать ручка кровать

Слайд 19

Небо земля море озеро

Слайд 20

Молодцы!

Слайд 21

1 склонение: сущ. м.р. и ж.р. с окончаниями – а, -я; 2 склонение: сущ. м.р., оканчивающиеся на согласный, ь или й , сущ. ср.р. с окончаниями – о, -е ; 3 склонение: сущ. ж.р ., оканчивающиеся на ь

Слайд 22

Молодцы!

Слайд 23

Распредели существительные в три столбика: 1 скл., 2 скл., 3 скл. Роза, телевизор, река, метель, лошадь, окно, Москва, море, дочь.

Слайд 24

Проверь себя 1 скл.: роза, река, Москва; 2 скл.: телевизор, окно, море; 3 скл.: метель, лошадь, дочь.

Слайд 26

Творческая работа Зима

Слайд 27

Придумай рассказ, используя в нем существительные 1, 2 и 3 склонения Зима, мороз, снег, метель, улица.

Слайд 28

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи 6 класс. Тема: «Приставка и предлог».

Цель: закрепление знаний, умений и навыков грамотного написания приставок и предлогов.Задачи: Совершенствование умений и навыков дифференциации приставки и предлога;Коррекция логического мышления на о...

Презентация к уроку письма и развития речи, 6 класс. Имя Существительное (обобщение).

Данный урок проведен в рамках повторения учебного материала за год....

Презентация к уроку письма и развития речи 6 класс

"Склонение имен прилагательных женского рода"...

Урок письма и развития речи 5 класс

"Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения...

Урок письма и развития речи 6 класс

"Склонение имён прилагательных женского рода"...

урок письма и развития речи 4 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Правописание безударной гласной в слове"

Урок - закрепление учебного материала. Урок предполагает использование коррекционо-развивающей технологии и коррекционно-развивающих методов....

Конспект урока письма и развития речи (7 класс)

Конспект урока  по теме "Согласование имён прилагательных и именами сушествительными" (7класс)...