Урок письма и развития речи в 7 классе КРО
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок разработан по программе КРО. Тип урока: повторительно-обобщающий с использованием технологии мониторинга и ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.doc | 200 КБ |
sklonenie_imen_sushchestvitelnyh.ppt | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока письма и развития речи в 7 классе КРО, обучающемся по специальной (коррекционной) программе школы 8 вида
по теме «Склонение имен существительных»
Тип урока: повторительно-обобщающий с использованием технологии процессуального мониторинга и ИКТ.
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- Повторить и закрепить ранее полученные знания по теме «Склонение имен существительных»;
- закрепить навык разграничения существительных 1, 2 и 3 склонения, а также умение нахождения в тексте таких существительных.
Коррекционно-развивающие:
- развивать самоконтроль (умение планировать деятельность, умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму);
- развивать концентрацию внимания (физминутка);
- развивать речь (активизация словаря, монологическая речь);
- развивать творческие способности при помощи использования творческой работы по теме урока.
Коррекционно-воспитательные:
- создать комфортную и здравосозидательную обстановку на уроке;
- создать условия для формирования интереса к уроку русского языка через использование технологии процессуального мониторинга, ИКТ, постоянную смену деятельности, создания ситуации успеха.
- воспитывать ответственность учащихся за результат своей деятельности.
Оборудование:
Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «Русский язык. 7 класс». Автор: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, «Просвещение», 2009 год, ноутбук, проектор для слайдовой презентации, классная доска, раздаточный материал по теме урока.
Подготовка к уроку:
Диагностика на определение уровня предметной успеваемости каждого ученика. В результате диагностики класс разделен на 3 уровня: 1 – высокая степень успеваемости, 2- средняя степень успеваемости, 3 – низкая степень успеваемости. Во время работы с листами достижений ученики уже знают свой уровень и оценивают себя в соответствующую графу.
Дополнительные материалы:
Приложение 1. Лист достижений по теме «Склонение имен существительных, 7 класс».
Приложение 2. Раздаточный материал.
Презентация к уроку.
Этап урока, цель | Время, мин. | Содержание | Примечание | Действия учителя | Действия ученика | ||||||
1.Организационный момент Цель: психологический настрой на урок | 1 | Приветствие. Настрой на урок. - Надеюсь, что по-настоящему солнечное настроение появится у каждого из вас в течение сегодняшнего урока. На доске: Дата. Классная работа | Слайд 1 (солнышко) | Психологический настрой учащихся | Включаются в учебную деятельность | ||||||
2.Предметная разминка Цель: повторение темы «Безударные гласные в корне слова». | 1 | На партах у вас находятся «ленты с гласными», при помощи них повторим тему «Безударные гласные в корне слова». Вспомним правило: Если буква гласная вызвала сомнение, Ты ее немедленно поставь под ударение. (Учитель диктует слова, а ученики при помощи «лент» показывают безударную гласную, которая пишется в каждом слове). Диктуемые слова: зима, ряды, холода, вязание, морской, цветок, листок, столы, | Ленты сделаны из бумаги в виде полоски с напечатанными гласными, раздаются до начала урока. Слайд 2 (Правило) | Диктует слова | Повторяют тему «Безударные гласные в корне слова». | ||||||
3.Подготовка к работе Цель: заинтересовать учащихся при помощи грамматической сказки | 1 | Грамматическая сказка - Ребята, а вы знаете, что в русском языке существует страна, которая называется Существительное? Это особенная страна. В ней живут жители, называемые «существительными». Живут они в домиках, а домиков всего три. Для того чтобы попасть в домик, нужно ответить на вопрос (кто? что?). Вход в каждый из домиков охраняет слово, которое помогает всем жителям домика изменяться одинаково: земля (1 скл.), конь (2 скл.), степь (3 скл.). Хотите попасть в эту страну и посмотреть на ее жителей? Для этого нам нужно повторить тему «Склонение имен существительных». Попробуем в течение урока сделать это вместе. Пойдем с вами по вот этой солнечной дороге. | Слайд 3 (тема) Слайд 4 (дорога) | Рассказывает грамматическую сказку | Анализируют сказку, настраиваясь на работу | ||||||
4.Постановка целей урока Цель: сформулировать цели урока | 2 | - Посмотрите внимательно на слайд. Три предложения, которые на нем находятся, просят вашей помощи, т.к. слова в них перепутались и поэтому трудно понять их смысл. Помогите предложениям восстановить правильную последовательность слов.
Проверяем получившиеся предложения. Не случайно у нас получились именно такие предложения. Ведь это основные цели сегодняшнего урока. На доску крепится листы формата А4 с текстом «Уметь: определять склонение имен существительных». - На парте у каждого из вас лежит лист достижений. Оцените себя те, кто правильно сформулировал цели-результаты урока (ставят «+» в умение 1, если неверно сформулировали, ставят «-»). (У1 - формулирую цели-результаты по теме урока). Такая работа проводится в течение всего урока. - Итак, в течение урока мы будем закреплять умение определять склонение имен существительных, чтобы попасть в страну «Существительное». | Слайд 5 Слайд 6 (проверка) | Координирует работу по постановке целей урока | Формулируют цели урока | ||||||
5.Актуализация знаний а) зрительный диктант б) обсуждение правила в) работа с таблицей в парах | 3 2 2 | - Первый этап на пути к стране Существительное будет заключаться в том, что я буду показывать картинки, а вам нужно записать одним словом то, что вы увидите. На слайдах изображены: собака, черепаха, бабочка, заяц, яблоко, морковь. Проверяем. Посмотрите, в какой последовательности расположены слова на слайде. Они нам дают подсказку для дальнейшей работы. Первые три слова похожи между собой, т.к. относятся к 1 склонению. Слова заяц и яблоко относятся ко 2 склонению. Слово морковь – 3 склонение. - Ребята, чтобы попасть в страну Существительное, нужно сначала до нее дойти, войти через арку, не простую арку, а теоретическую, подойти к воротам и открыть их. Откроет ворота тот, кто знает правила о склонении имен существительных. Кому доверим ключ от ворот? (Ученики дают ответы, используя графическую подсказку (таблицу и слайд), ученик, который лучше всех справился с заданием, получает нарисованный ключ). А теперь попробуйте в парах дополнить таблицу своими примерами. Какое умение мы сейчас с вами отработали? (У2 – пользуюсь таблицей «Склонение существительных», дополняя ее своими примерами).
Таблица - подсказка | Слайд 7-13 Слайд 14(проверка) У каждого ученика на парте таблица-подсказка по теме урока Слайд 15 (таблица-подсказка) | Организует и координирует работу учащихся по актуализации изученного. | Выполняют задание зрительного диктанта Обсуждают правило Дополняют таблицу своими примерами | ||||||
в) предметная актуализирующая физминутка | 2 | - Сейчас мы проведем с вами игру на внимание. Я вам буду показывать несколько слов, а ваша задача будет состоять в том, чтобы определить одно «лишнее» слово и записать его в тетрадь.
- По какому принципу вы выбирали «лишние» слова? Ребята отвечают, что основным принципом выбора слов было их склонение. | Слайд 16-19 Ученики отвечают, после каждого ответа производится проверка. Слайд 20 (молодцы) | Проводит предметную игру на внимание | Определяют «лишние» слова | ||||||
Закрепление а) работа с учебником б)дифференцированная работа по группам в) графический диктант с последующей самопроверкой г) зрительная гимнастика д) предметная физминутка е) творческая работа с последующей проверкой и обсуждением ж) физминутка «Дождик» з) работа по карточкам | 3 3 3 1 3 1 | - Следующим этапом нашего пути к стране Существительное будет работа с 104 упражнением учебника. Откройте его на странице 80. Попробуем определить склонение имен существительных устно по цепочке. - Какое умение отработали? (У3 – определяю склонение существительных, аргументируя свой ответ). - Справились с заданием. Переходим к следующему этапу испытаний. Вспомним, как мы с вами научились работать в группах. Задание для каждой из групп будет разным. 1 группа (1 уровень предметной успеваемости) Задание: Найти в тексте существительные(-ое) 1 склонения и составить с ними(-им) предложение. Определить склонение остальных существительных. Текст: Осень золотая в гости к нам пришла. Листья облетают. Скоро наступит зима. 2 группа: Задание: Найти в тексте существительные(-ое) 2 склонения и составить с ними(-им) предложение. Текст: Осень золотая в гости к нам пришла. Лист осенний облетает. Скоро наступит зима. 3 группа Задание: определить склонение существительных. Существительные: остров, осень, дом, лист, зима. Кто справился, можете поменяться карточками и попробовать выполнить задание другого уровня сложности. - Какое умение отработали? (У4- выполняю задания разной степени сложности на определение склонения существительных). - Двигаемся с вами дальше на пути к необычной стране. Разделите тетрадь на три столбика, сделав таблицу. Сейчас мы с вами попробуем распределить в них существительные относительно их склонения. Слова на слайде: роза, телевизор, река, метель, лошадь, окно, Москва, море, дочь. Проверка: 1 скл.: роза, река, Москва; 2 скл.: телевизор, окно, море; 3 скл.: метель, лошадь, дочь. - Какое умение отработали? (У5 – распределяю слова в таблицу относительно их склонения). - Отдохнем. Двигаемся зрительно от единицы к восьмерке. - Проведем еще одну полюбившуюся нам физминутку. Я буду называть разные слова, если слово женского рода – хлопаем, мужского – топаем, среднего – встаем. Слова: Зима, окно, девочка, стул, солнце, цветок, телефон, игрушка, море, пятерка. - Последним этапом на пути к стране Существительное будет творческая работа под названием «Зима» (с использованием опорных слов), которые являются существительными 1, 2 и 3 склонения. Опорные существительные: зима, мороз, снег, метель, улица. Вариант текста Наступила зима. Начался мороз и сильные метели. Все вокруг замело снегом. На улицу никто не хотел выходить. - Прослушаем несколько получившихся текстов. Молодцы, вы замечательно справились с работой. Все тексты получились оригинальными и интересными. - Какое умение отработали? (У6 – выполняю творческую работу, используя слова разного типа склонения). - Ребята, смотрите, дождик начинается. Учитель начинает стучать одним пальцем по ладошке, затем стучит двумя пальцами и так до пяти. В конце дождик стал сильным, т.е. ученики хлопают в ладоши. - Молодцы! Вот мы и похвалили себя за работу. Резервное задание Вставить пропущенные в тексте слова, используя слова для справок. Определить склонение вставленных слов. Текст Хорошо летом в … . Светит яркое … . Зеленеет … . На поляне растет ягода … . Катя и … любят собирать спелую ягоду. Ребята всегда набирают полную … . А … варит из клубники вкусное ... . Слова для справок: Ваня, мама, трава, корзина, лес, варенье, солнце, клубника. | Слайд 21 (таблица-подсказка) Ученики заранее распределены на группы по степени успеваемости. Каждая группа получает задания на карточках. Слайд 22 (молодцы) Трое учеников работают на доске, первый выписывает сущ.1 скл, 2 – 2 скл, 3 – 3 скл. Слайд 23,24 Слайд 25 Слайд 26,27 Слайд 28 (молодцы) | Координирует работу по закреплению темы | Выполняют задание учебника Работают по группам диффиренцированно Выполняют задание графического диктанта Выполняют творческую работу Работают по карточкам | ||||||
Итоги урока | 1 | - Мы хорошо сегодня поработали, прошли все этапы испытаний и посмотрите, мы уже дошли до страны Существительное. Вот эта замечательная страна. - Итак, какую тему мы с вами сегодня повторяли и закрепляли? - Выполнили ли мы цели, которые поставили в начале урока? - Сколько умений отработали? - С какими умениями нам нужно будет поработать на следующем занятии? Ответы детей. | Слайд 29 (страна) | Подводит итоги урока с помощью учеников | Анализируют свою работу на уроке | ||||||
Рефлексия. Оценивание. | 1 | - Ребята, что вам сегодня особенно понравилось на уроке? Ответы детей. - В течение урока вы все активно работали над закреплением темы. Все показали хорошие знания и поэтому все получают заслуженные оценки. Домашнего задания не будет, поскольку со следующего урока мы с вами начнем новую тему. Спасибо за урок. | Проводит рефлексию и оценивание | Делятся впечатлениями от урока |
Приложение 1.
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ ПО ТЕМЕ «СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ», 7 КЛАСС
ФИ _____________________________________________
1 уровень | |||||
У1 | У2 | У3 | У4 | У5 | У6 |
Формулирую цели-результаты по теме урока | Пользуюсь таблицей «Склонение существительных», дополняя ее своими примерами | Определяю склонение существительных, аргументируя свой ответ (без помощи таблицы-подсказки) | Выполняю задания разной степени сложности на определение склонения существительных | Распределяю слова в таблицу относительно их склонения | Выполняю творческую работу, используя слова разного типа склонения |
2 уровень | |||||
У1 | У2 | У3 | У4 | У5 | У6 |
Формулирую цели-результаты по теме урока | Пользуюсь таблицей «Склонение существительных», дополняя ее своими примерами | Определяю склонение существительных, аргументируя свой ответ (иногда пользуясь таблицей-подсказкой) | Выполняю задания разной степени сложности на определение склонения существительных | Распределяю слова в таблицу относительно их склонения (иногда пользуясь таблицей-подсказкой) | Выполняю творческую работу, используя слова разного типа склонения |
3 уровень | |||||
У1 | У2 | У3 | У4 | У5 | У6 |
Формулирую цели-результаты по теме урока (с помощью учителя) | Пользуюсь таблицей «Склонение существительных», дополняя ее своими примерами (иногда с помощью учителя) | Определяю склонение существительных, аргументируя свой ответ (с помощью таблицы-подсказки) | Выполняю задания разной степени сложности на определение склонения существительных (иногда с помощью учителя) | Распределяю слова в таблицу относительно их склонения (с помощью таблицы-подсказки) | Пробую выполнять творческую работу, используя слова разного типа склонения |
Приложение 2.
Раздаточный материал
Таблица – подсказки Склонение имен существительных
| Карточка (резервное задание) Задание: вставь пропущенные имена существительные, определи их род и склонение. Хорошо летом в … . Светит яркое … . Зеленеет … . На поляне растет ягода … . Катя и … любят собирать спелую ягоду. Ребята всегда набирают полную … . А … варит из клубники вкусное ... . Слова для справок: Ваня, мама, трава, корзина, лес, варенье, солнце, клубника. |
Задания для работы в группах
1 группа (1 уровень предметной успеваемости)
Задание: Найти в тексте существительные(-ое) 1 склонения и составить с ними(-им) предложение. Определить склонение остальных существительных.
Текст: Осень золотая в гости к нам пришла. Листья облетают. Скоро наступит зима.
2 группа:
Задание: Найти в тексте существительные(-ое) 2 склонения и составить с ними(-им) предложение.
Текст: Осень золотая в гости к нам пришла. Лист осенний облетает. Скоро наступит зима.
3 группа
Задание: определить склонение существительных.
Существительные: остров, осень, дом, лист, зима.
Кто справился, можете поменяться карточками и попробовать выполнить задание другого уровня сложности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если буква гласная вызвала сомнение, Ты ее немедленно поставь под ударение!
Склонение имен существительных
1 . Урок, начался, языка, русского. 2 . Закреплять, материал, изученный, будем, сегодня, мы . 3. Вспомнить, три, нужно, склонения, нам, существительных, имен .
1. Начался урок русского языка . 2. Мы сегодня будем закреплять изученный материал. 3. Нам нужно вспомнить три склонения имен существительных .
Зрительный диктант
Собака, черепаха, бабочка Проверь себя 1 склонение ; заяц, яблоко - 2 склонение ; морковь - 3 склонение .
1 склонение: сущ. м.р. и ж.р. с окончаниями – а, -я; 2 склонение: сущ. м.р., оканчивающиеся на согласный, ь или й , сущ. ср.р. с окончаниями – о, -е ; 3 склонение: сущ. ж.р ., оканчивающиеся на ь
Класс стул мел девочка
Алина календарь Настя Вероника
Тетрадь мать ручка кровать
Небо земля море озеро
Молодцы!
1 склонение: сущ. м.р. и ж.р. с окончаниями – а, -я; 2 склонение: сущ. м.р., оканчивающиеся на согласный, ь или й , сущ. ср.р. с окончаниями – о, -е ; 3 склонение: сущ. ж.р ., оканчивающиеся на ь
Молодцы!
Распредели существительные в три столбика: 1 скл., 2 скл., 3 скл. Роза, телевизор, река, метель, лошадь, окно, Москва, море, дочь.
Проверь себя 1 скл.: роза, река, Москва; 2 скл.: телевизор, окно, море; 3 скл.: метель, лошадь, дочь.
Творческая работа Зима
Придумай рассказ, используя в нем существительные 1, 2 и 3 склонения Зима, мороз, снег, метель, улица.
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок письма и развития речи 6 класс. Тема: «Приставка и предлог».
Цель: закрепление знаний, умений и навыков грамотного написания приставок и предлогов.Задачи: Совершенствование умений и навыков дифференциации приставки и предлога;Коррекция логического мышления на о...
Презентация к уроку письма и развития речи, 6 класс. Имя Существительное (обобщение).
Данный урок проведен в рамках повторения учебного материала за год....
Презентация к уроку письма и развития речи 6 класс
"Склонение имен прилагательных женского рода"...
Урок письма и развития речи 5 класс
"Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения...
Урок письма и развития речи 6 класс
"Склонение имён прилагательных женского рода"...
урок письма и развития речи 4 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Правописание безударной гласной в слове"
Урок - закрепление учебного материала. Урок предполагает использование коррекционо-развивающей технологии и коррекционно-развивающих методов....
Конспект урока письма и развития речи (7 класс)
Конспект урока по теме "Согласование имён прилагательных и именами сушествительными" (7класс)...