Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы
статья по русскому языку на тему

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. Задачи эти решаются в первую очередь через работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем – словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в процессе обучения предмету.

Современный ритм жизни вносит свои коррективы в методику преподавания, заставляет учителя менять свои подходы к организации уроков русского языка и литературы, осваивать современные образовательные технологии. Как никогда актуально звучат сегодня строки  из стихотворения А.С.Пушкина «Чаадаеву»  «и в просвещении быть с веком наравне». Сегодня, когда в нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как информационные технологии,  трудно представить  себе урок без использования компьютера, мультимедийных продуктов, ресурсов  Интернет. Для этого,  естественно, учитель сам должен владеть навыком общения с компьютером и в школе должна быть соответствующая материально-техническая база.

На компьютерных курсах я в полной мере изучила и освоила текстовый и графический редакторы Word Paint, электронные таблицы Excel, простейший редактор компьютерной верстки Publisher, программу PowerPoint из пакета Microsoft Office, вышла в Интернет.

В 2008 году наша школа стала обладателем гранта в рамках ПНПО «Школа – победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы», что дало возможность приобрести современное компьютерное оборудование и открыло широкие перспективы для использования ИКТ на уроках и во внеурочное время. В школе укомплектовано два учебных компьютерных класса, объединённых локальной сетью с выходом в Интернет, есть четыре интерактивных доски. Ученики нашей школы, начиная со второго класса, изучают предмет информатики и в 5 класс приходят со сформировавшимися навыками владения компьютером.

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. Задачи эти решаются в первую очередь через работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем – словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.

ИКТ  на уроках русского языка   использую:

- как сопровождение объяснения учителя: на слайдах кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, правила, опорные схемы.

- как информационно-обучающее пособие: на слайдах даны советы по организации собственной  деятельности ученика  по поиску, осознанию и переработке новых знаний, алгоритмы  самостоятельной деятельности учащихся;

- для контроля знаний: тестовый контроль с помощью компьютера дает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить уровень ЗУН  обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

Использование ИКТ на  уроках русского языка мне позволяет:

- развивать умение учащихся ориентироваться в современном информационном  пространстве, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

- перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне, с интеграцией всех видов искусств;

- осуществлять  дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.

На уроках литературы применяю компьютер и интерактивную доску для ознакомления с наиболее интересными фактами биографии писателя, совершения заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью поэта или писателя, видеопросмотра кинофильмов, мультипликационных фильмов, спектаклей, по произведениям того или иного писателя, прослушивания мастеров художественного слова.                                                                                   

В настоящее время  к юбилеям писателей и поэтов выпускаются  диски, на которых собран богатейший материал. Приобретаю эти диски и использую  на уроке в программе «PowerPoint» при помощи проектора. Это очень удобно в сельской местности, где нет музеев, театров, регулярных художественных выставок.

         Мои ученики, готовясь к урокам, пользуются Интернетом. Используя электронные учебники и словари,  выполняют индивидуальные задания творческого характера. Готовясь к урокам литературы, пользуются сайтом WWW.LITRU.RU – Бесплатная электронная библиотека.  Взаимодействуя в группах, учащиеся создают  презентации к урокам.                              

         Использую ИКТ на занятиях курса по выбору, элективных курсов, кружков. Уже четвертый  год на занятиях курса по выбору ученики работают с CD диском «Репетитор по русскому языку». На элективных курсах и на отдельных занятиях по подготовке к ЕГЭ организую с учащимися работу на сайтах: WWW.GRAMMA.RU – Культура письменной речи. Экзамен,   WWW.EGETESTONLINE.COM.–Русский язык. Онлайн-тесты, http://Letopisi.ru/  – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ, раздел «Русский язык».

Для облегчения самостоятельной  работы учащихся с Интернет-ресурсами  каждому  предложила таблицу « Полезные сайты».

Настоящей «палочкой-выручалочкой» стал для меня и моих учеников электронный учебник «ЕГЭ без ошибок» с приложенными к нему тестами, разработанный специалистами ИРО РТ.  При помощи всех возможностей этого электронного учебника  («ловушки», подсказка, индикатор оценки знаний) учащиеся в  комфортной обстановке  могут  получать знания, проверять  умения и навыки, выявлять «западающие» темы,  устранять   пробелы.

Максимально использую на уроках возможности  информационной системы «Электронное образование в РТ». Это и цифровые образовательные ресурсы по творчеству Л.Н.Толстого, М.И.Цветаевой, Г.Р.Державина, выложенные на сайте http://www.edu/tatar.ru, и материалы, имеющиеся в сообществах моих коллег.

Внеклассные мероприятия по предмету: литературно-музыкальные композиции, предметные недели, интеллектуальные игры и викторины -  провожу  с обязательным использованием ИКТ. Так, в этом учебном году провела интеллектуальную игру «Словесные игры», сопровождавшуюся презентацией. На Республиканском семинаре учителей русского языка и литературы подготовила и провела внеклассное мероприятие - литературно-музыкальную композицию, посвященную 65-летию Великой Победы, сопровождавшуюся презентацией. Разработала и провела литературно-музыкальную композицию, посвященную 100-летию со дня рождения А.Т.Твардовского, также сопровождавшуюся презентацией.

В этом учебном году я с помощью Интернета открыла новое поле деятельности,  как  для моих учеников,  так и для себя. Мои ученики принимают участие  в дистанционных олимпиадах, организованных ЦТИ  SNAIL и  Интернет-порталом «Мир конкурсов». Сама я участвую в конкурсе «Источник знаний» и в Интернет-проекте «Разработка внеклассного мероприятия» на Интернет- портале ProШколу.ru.

В своей работе использую электронную почту для консультации, отправки тестов, контрольных работ учащимся и профессионального общения с коллегами.

Систематическое использование ИКТ на уроках, приобретенные учащимися навыки работы в онлайн-режиме помогли моим учащимся справиться с онлайн-тестированием, организованным КФУ.

Моя ИКТ-компетентность позволила мне успешно  справиться с дистанционным модулем во время прохождения курсов повышения квалификации при ИРО РТ в сентябре 2010 года.

Я на своей практике убедилась в том, что использование современных образовательных технологий позволяет на основе личностно-ориентированного подхода к каждому ученику развивать его индивидуальные способности, обеспечивает информационную насыщенность урока и внеклассного мероприятия, делает его доступным и наглядным, помогает лучше понять и усвоить учебный материал. Благодаря использованию ИКТ  повышается  интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, экономится  время на опрос, у учащихся появляется возможность  самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, растет компетенция самого учителя и уважение к нему  со стороны учеников и коллег.

В моей творческой лаборатории накопилось много  готовых медиаресурсов, которые я систематически использую на уроках и во внеурочной деятельности.. Сама также создаю компьютерные презентации для проведения уроков,  разрабатываю  уроки с использованием мультимедийных презентаций. Разработки двух моих уроков с использованием ИКТ опубликованы в сборнике материалов Республиканской научно-практической конференции «Информационные технологии в образовательных областях «Русский язык» и «Литература».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от...

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Научно-методическая публикация по проблемам образования и воспитания обучающихся  "Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)"...

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.

Из опыта работы использования современных педагогических технологий на уроках русского  языка и литературы...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Поиск… Вероятно, это то, чем живёт современная школа. Вероятно, это то, что не даёт нам, учителям, быть статичными, остановиться в современном быстро развивающемся обществе. Поиск – это то, что ...

Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы (описание опыта работы)

Описание опыта работы по применению проектной технологии на уроках русского языка и литературы...