Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы
статья по русскому языку на тему
Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. Задачи эти решаются в первую очередь через работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем – словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_na_urokah._ahmetzyanova_dokument_microsoft_office_word_2.docx | 531.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в процессе обучения предмету.
Современный ритм жизни вносит свои коррективы в методику преподавания, заставляет учителя менять свои подходы к организации уроков русского языка и литературы, осваивать современные образовательные технологии. Как никогда актуально звучат сегодня строки из стихотворения А.С.Пушкина «Чаадаеву» «и в просвещении быть с веком наравне». Сегодня, когда в нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как информационные технологии, трудно представить себе урок без использования компьютера, мультимедийных продуктов, ресурсов Интернет. Для этого, естественно, учитель сам должен владеть навыком общения с компьютером и в школе должна быть соответствующая материально-техническая база.
На компьютерных курсах я в полной мере изучила и освоила текстовый и графический редакторы Word Paint, электронные таблицы Excel, простейший редактор компьютерной верстки Publisher, программу PowerPoint из пакета Microsoft Office, вышла в Интернет.
В 2008 году наша школа стала обладателем гранта в рамках ПНПО «Школа – победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы», что дало возможность приобрести современное компьютерное оборудование и открыло широкие перспективы для использования ИКТ на уроках и во внеурочное время. В школе укомплектовано два учебных компьютерных класса, объединённых локальной сетью с выходом в Интернет, есть четыре интерактивных доски. Ученики нашей школы, начиная со второго класса, изучают предмет информатики и в 5 класс приходят со сформировавшимися навыками владения компьютером.
Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. Задачи эти решаются в первую очередь через работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем – словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.
ИКТ на уроках русского языка использую:
- как сопровождение объяснения учителя: на слайдах кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, правила, опорные схемы.
- как информационно-обучающее пособие: на слайдах даны советы по организации собственной деятельности ученика по поиску, осознанию и переработке новых знаний, алгоритмы самостоятельной деятельности учащихся;
- для контроля знаний: тестовый контроль с помощью компьютера дает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить уровень ЗУН обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
Использование ИКТ на уроках русского языка мне позволяет:
- развивать умение учащихся ориентироваться в современном информационном пространстве, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
- перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне, с интеграцией всех видов искусств;
- осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.
На уроках литературы применяю компьютер и интерактивную доску для ознакомления с наиболее интересными фактами биографии писателя, совершения заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью поэта или писателя, видеопросмотра кинофильмов, мультипликационных фильмов, спектаклей, по произведениям того или иного писателя, прослушивания мастеров художественного слова.
В настоящее время к юбилеям писателей и поэтов выпускаются диски, на которых собран богатейший материал. Приобретаю эти диски и использую на уроке в программе «PowerPoint» при помощи проектора. Это очень удобно в сельской местности, где нет музеев, театров, регулярных художественных выставок.
Мои ученики, готовясь к урокам, пользуются Интернетом. Используя электронные учебники и словари, выполняют индивидуальные задания творческого характера. Готовясь к урокам литературы, пользуются сайтом WWW.LITRU.RU – Бесплатная электронная библиотека. Взаимодействуя в группах, учащиеся создают презентации к урокам.
Использую ИКТ на занятиях курса по выбору, элективных курсов, кружков. Уже четвертый год на занятиях курса по выбору ученики работают с CD диском «Репетитор по русскому языку». На элективных курсах и на отдельных занятиях по подготовке к ЕГЭ организую с учащимися работу на сайтах: WWW.GRAMMA.RU – Культура письменной речи. Экзамен, WWW.EGETESTONLINE.COM.–Русский язык. Онлайн-тесты, http://Letopisi.ru/ – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ, раздел «Русский язык».
Для облегчения самостоятельной работы учащихся с Интернет-ресурсами каждому предложила таблицу « Полезные сайты».
Настоящей «палочкой-выручалочкой» стал для меня и моих учеников электронный учебник «ЕГЭ без ошибок» с приложенными к нему тестами, разработанный специалистами ИРО РТ. При помощи всех возможностей этого электронного учебника («ловушки», подсказка, индикатор оценки знаний) учащиеся в комфортной обстановке могут получать знания, проверять умения и навыки, выявлять «западающие» темы, устранять пробелы.
Максимально использую на уроках возможности информационной системы «Электронное образование в РТ». Это и цифровые образовательные ресурсы по творчеству Л.Н.Толстого, М.И.Цветаевой, Г.Р.Державина, выложенные на сайте http://www.edu/tatar.ru, и материалы, имеющиеся в сообществах моих коллег.
Внеклассные мероприятия по предмету: литературно-музыкальные композиции, предметные недели, интеллектуальные игры и викторины - провожу с обязательным использованием ИКТ. Так, в этом учебном году провела интеллектуальную игру «Словесные игры», сопровождавшуюся презентацией. На Республиканском семинаре учителей русского языка и литературы подготовила и провела внеклассное мероприятие - литературно-музыкальную композицию, посвященную 65-летию Великой Победы, сопровождавшуюся презентацией. Разработала и провела литературно-музыкальную композицию, посвященную 100-летию со дня рождения А.Т.Твардовского, также сопровождавшуюся презентацией.
В этом учебном году я с помощью Интернета открыла новое поле деятельности, как для моих учеников, так и для себя. Мои ученики принимают участие в дистанционных олимпиадах, организованных ЦТИ SNAIL и Интернет-порталом «Мир конкурсов». Сама я участвую в конкурсе «Источник знаний» и в Интернет-проекте «Разработка внеклассного мероприятия» на Интернет- портале ProШколу.ru.
В своей работе использую электронную почту для консультации, отправки тестов, контрольных работ учащимся и профессионального общения с коллегами.
Систематическое использование ИКТ на уроках, приобретенные учащимися навыки работы в онлайн-режиме помогли моим учащимся справиться с онлайн-тестированием, организованным КФУ.
Моя ИКТ-компетентность позволила мне успешно справиться с дистанционным модулем во время прохождения курсов повышения квалификации при ИРО РТ в сентябре 2010 года.
Я на своей практике убедилась в том, что использование современных образовательных технологий позволяет на основе личностно-ориентированного подхода к каждому ученику развивать его индивидуальные способности, обеспечивает информационную насыщенность урока и внеклассного мероприятия, делает его доступным и наглядным, помогает лучше понять и усвоить учебный материал. Благодаря использованию ИКТ повышается интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, экономится время на опрос, у учащихся появляется возможность самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, растет компетенция самого учителя и уважение к нему со стороны учеников и коллег.
В моей творческой лаборатории накопилось много готовых медиаресурсов, которые я систематически использую на уроках и во внеурочной деятельности.. Сама также создаю компьютерные презентации для проведения уроков, разрабатываю уроки с использованием мультимедийных презентаций. Разработки двух моих уроков с использованием ИКТ опубликованы в сборнике материалов Республиканской научно-практической конференции «Информационные технологии в образовательных областях «Русский язык» и «Литература».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парная и групповая работа на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Доклад на РМО учителей русского языка и литературы...
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы
В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от...
Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Научно-методическая публикация по проблемам образования и воспитания обучающихся "Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)"...
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.
Из опыта работы использования современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы...
Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.
В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Поиск… Вероятно, это то, чем живёт современная школа. Вероятно, это то, что не даёт нам, учителям, быть статичными, остановиться в современном быстро развивающемся обществе. Поиск – это то, что ...
Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы (описание опыта работы)
Описание опыта работы по применению проектной технологии на уроках русского языка и литературы...