календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс
календарно-тематическое планирование (русский язык, 7 класс) по теме

Основа: федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, Примерная программа по русскому языку (5 – 9 классы): Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – Министерство образования Российской Федерации. – М.: Дрофа, 2008)

 

Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2010

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7kl_rus_da.doc328.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование 7 класс

урока

Виды

контроля/ формы

Сроки изчения

Тема урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Домашнее задание / примечание

Основные теоретические понятия/

Использование ЦОРов и ЭОР, наглядность

Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.  

 

Уметь выделять ключевые фразы в тексте, понимать содержание текстовой информации, ее анализировать. Знать системные составляющие системы русского языка. Понимать новационный характер развития системы русского языка

С. 3

№ 4

№ 3 (устно)

Русский язык как система

Новации в языке

Презентация «Развитие общества - развитие языка»

Русский язык – национальный язык русского народа. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому   языку как к национальной ценности.

Понимать духовно-нравственные основы русского языка, знать национальные особенности развития русского языка

Ответить письменно на вопрос: «Как сохранить родной язык?»

Духовно-нравственные составляющие русского языка

Повторение изученного в 6 классе (9 ч.) РР (2 ч.)

Текущий

РР № 1. Повторение изученного в 6 классе. Текст как речевое произведение. Смысловая и  композиционная цельность, связность текста. Тема,

Коммуникативная установка, основная мысль. Актуализация знаний учащихся  (подобрать аргументы).

Знать признаки текста, уметь определять виды связи предложений в тексте, понимать идею текста, уметь определять структуру текста, его композицию

Написать

сочинение-миниатюру «Живой как жизнь»

Текст

Виды связи предложений в тексте

Аргумент в рассуждении

Текущий

Проверочная работа по проверке знаний, практических умений учащихся за  курс 6 класса

Уметь на практике использовать теоретические знания

Составить 5 вопросов по любым темам, изученным в 6 классе

Синтаксис. Синтаксический разбор. Повторить основные понятия (термины) по  теме, выполнить тестовые задания  (указать грамматическую основу в предложениях)

Знать основные понятия синтаксиса: слово, словосочетание, грамматическая основа предложения, предложение, текст. Уметь производить синтаксический разбор предложений,

С. 5

№ 9

Синтаксис

Синтаксический разбор

Грамматическая основа

РР № 2. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения использования

различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи. Практикум. Переконструировать предложения. Упражнение № 7 (по данным словосочетаниям составить текст-описание «Любимый уголок природы»)

Знать способы передачи чужой речи, уметь использовать средства усиления выразительности, понимать различие синтаксических конструкций по наличию средств усиления выразительности речи

Составить таблицу примеров средств усиления выразительности речи

Способы передачи речи

Средства выразительности

Пунктуация. Пунктуационный разбор.  Практикум. Выполнить тестовые задания по вариантам (в том числе повышенного уровня сложности).

Знать пунктуационные знаки и понимать их различие в зависимости от их функции, уметь использовать функции знаков препинания при    конструировании  предложений

С. 6

№ 11

№ 12 (устно)

Пунктуация

Знаки пунктуации

Лексикология. Лексика как словарный  состав языка. Использование словарей  для уточнения лексического значения слова. Исконно русские и заимствованные  слова. Оценка речи с точки зрения целесообразности использования иноязычной лексики

Знать понятие лексики, уметь определять лексическое значение слова, уметь пользоваться толковым словарем, знать основные лексические понятия и понимать их назначение

С.7

№ 14

№ 16 (устно)

Лексика

Лексическое значение слова

Толковый словарь

текущий/

В начале урока – диктант по № 16 (орфография)

РР № 3. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением. Урок-исследование. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Наблюдение за использованием антонимов, нейтральных и стилистически окрашенных слов. Терминологическая лексика как признак языка науки. Упражнение № 15

Знать различие омонимов, антонимов и синонимов. Понимать различие омонимов и многозначных слов, уметь использовать в речи омонимы, синонимы, антонимы и их функции

Работа по карточкам

Омоним, синоним, антоним

РР № 4. Основные виды тропов. Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах. Упражнение № 14. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста

Знать основные виды тропов, уметь использовать тропы при составлении текстов различных типов речи

Анализ фрагмента художественного теста на наличие тропов (индивидуальные тексты)

Тропы как средства выразительности художественной речи, основные тропы (термины)

Презентационный материал «Средства выразительности художественной речи»

Фразеология как раздел лексикологии. Различия между свободными сочетаниями  слов и фразеологическими оборотами. Нейтральные и стилистически  окрашенные фразеологизмы. Особенности их употребления в речи. Фразеологические словари. Работа с фразеологизмами в № 16

Знать определение фразеологизма и его функции в речи, уметь пользоваться фразеологизмами, понимать различие между свободными словосочетаниями и фразеологическими оборотами, уметь пользоваться фразеологическим словарем.

Выписать из указанного текста стилистически окрашенные слова, а затем - фразеологические обороты. Дать толкование двум письменно(остальным устно)

Фразеологизм, свободное сочетание слов

Стилистически окрашенные слова и фразеологизмы

РР № 5. Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова, их уместное употребление в речевой практике. Говорение.

Знать понятие поговорки и пословицы, уметь использовать поговорки и пословицы и понимать их сходство и различие. Понимать нравственно-этическую заданность фразеологических сочетаний.

Составить устный рассказ на нравственно-этическую тему (по выбору) с использованием фразеологических единиц

Фразеологизм, свободное сочетание слов

Стилистически окрашенные слова и фразеологизмы.

текущий/

(фонетический анализ и разбор слов).

Фонетика, орфоэпия и орфография. Фонетический разбор слова. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью транскрипции. Выполнение тестовых заданий базового уровня Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания

Знать понятие фонемы, знать основные фонетические понятия, уметь производить фонетический разбор, понимать взаимосвязь орфоэпии, фонетики и орфографии. Уметь использовать фонетический принцип русской орфографии.

 С.10

§4 Упр.19

Фонетика, фонема, орфоэпия, фонетический разбор слова

Орфоэпический словарь

РР № 6. Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью свернутости. Упражнение № 21, 22

Уметь передавать содержание  прослушанного или прочитанного текста. Знать жанровые особенности письма.

Жанр письма

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфема как минимальная значимая единица языка. Виды морфем. Основные способы образования слов

Знать понятие морфемы, уметь производить морфемный и словообразовательный разборы, знать виды морфем, знать основные способы образования слов

§5

 упр.26

Морфема, словообразование, способы образования слов, морфемный разбор словообразовательный разбор

Морфология как раздел науки о языке. Принципы выделения частей речи. Составление таблицы «Самостоятельные и служебные части речи».

Морфологический разбор слова

Знать грамматические признаки частей речи, понимать различие функций самостоятельных и служебных частей речи, уметь производить морфологический разбор слов.

Упр. 31 подготовка к диканту

Морфология (грамматика)

грамматические признаки частей речи

17

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и

проведения синтаксического анализа предложения. Упражнения № 27, 43

Уметь применять теоретические знания на практике

Индивидуальные карточки

18

тематический

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Повторение изученного за 5-6 класс»

Уметь выполнять контрольную работу, организовывать свою деятельность на контрольном уроке

19

РР № 7. Текст как продукт речевой деятельности. Способы и средства связи предложений  и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Микротема текста. Упражнения № 46 – 48

Знать признаки текста, уметь  выделять абзацное членение, знать признаки выделения микротем в тексте

упр. 40

повторить признаки текста (индивидуальные сообщения или реферат)

Текст

Признаки текста

Способы связи предложений в тексте

Микротема

20

РР № 8. Функциональные разновидности языка: разговорный язык и стили речи (научный, официально-деловой, публицистический, язык художественной литературы). Творческое задание: составить текст на одну тему, но в разных стилях (использовать разные способы поиска информации)

Знать функциональные разновидности языка — стили речи, уметь определять стилистические особенности текста, понимать стилистические различия текстов

§ 8

 упр. 51

Стилистические особенности текста

Отличительные признаки стилей

ЭОР «Стили русского языка»

21

тематический /

творческая работа

РР № 9. Композиционно-жанровое разнообразие текстов. Упражнение № 44. Подготовка  к домашнему сочинению по картине И. Бродского «Летний сад осенью» в форме письма другу

Уметь составлять текст-описание по картине-пейзажу, уметь вычленять структурные части собственного текста

Написать сочинение

ЭОР «Картина И. Бродского  «Летний сад осенью»

Система языка (1 ч.) Грамматика (1 ч.)

22

Повторение изученного в 5-6 классах. Основные единицы языка: звук, морфема, слово,  словосочетание, предложение, текст

Знать признаки основных единиц языка: звука, морфемы, слова, словосочетания, предложения, текста

Составить пять вопросов по изученному в пятом классе

Основные единицы языка

звук, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст

23

Повторение изученного в 5-6 классах. Грамматика как раздел науки о языке

Знать грамматические признаки частей речи, отличать грамматическое значение лова от лексического

Морфологический разбор записанных в тетради слов

Грамматика — раздел науки о языке, изучающий части речи

Морфология (1 ч.)

24

Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического

Знать признаки частей речи, уметь отличать самостоятельные части речи от служебных, понимать функциональность частей речи

Индивидуальные карточки

Грамматическое значение слова

грамматические категории

презентация «Грамматическая система русского языка»

Причастие (25 ч.) РР (2 ч.)

                                     

                                                                                                     Задание по всей теме: приготовить презентацию

                                                                                                   «Что я знаю о причастии» к   последнему уроку по данной теме

25

Вопрос о причастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические  признаки

Уметь находить в тексте прич., отличать  их от глаголов  и прилагательных,  знать грамматические  признаки причастия

§ 9

 упр. 57

Причастие

Глагол

Имя прилагательное

Презентация «Причастие и его признаки»

26

Текущий/

Грамматические признаки глагола в причастии.

Грамматические признаки глагола в причастии. Урок-исследование

Уметь находить грамматические признаки глагола в причастии

Образовать от записанных глаголов причастия

Категория глагола в русском языке, глагольные грамматические признаки

27

Грамматические признаки прилагательного в причастии. Практикум. Различение причастий и прилагательных

Уметь находить грамматические признаки прилагательного в причастии, понимать отличие причастия от прилагательного

Образовать от записанных прилагательных причастия и просклонять их

Грамматические признаки прилагательного

28

тематический/ творческая работа

РР № 10. Публицистический стиль. Основные признаки, сфера употребления, типичные ситуации речевого общения. Упражнение № 62 (составить устное выступление-обращение в публицистическом стиле)

Уметь распознавать публицистический стиль речи, знать признаки публицистического стиля

§ 10

 упр. 63

Публицистический стиль и его признаки

ЭОР «Публицистический стиль»

29

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях

Знать правописания окончаний причастий, прилагательных, уметь правильно писать гласную  в окончании причастия

§ 11

 упр. 67

Категория склонения

Форма падежа

ЭОР «Склонение причастий и прилагательных»

30

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

Знать о ПО, уметь находить в тексте, знать постановку запятых при  ПО, уметь конструировать  предложения  с ПО

§ 12

 упр. 73

Причастный оборот

обособление

зависимое слово, определяемое слово

Презентация «Причастный оборот»

таблица «Обособление причастного оборота»

31

Тематический /

Описание внешности человека.

РР № 11. Функционально-смысловые типы речи.  Описание внешности человека. Упражнение № 81. Аудирование. Понимание коммуникативных целей и мотивов  говорящего

Знать отличительные признаки типов речи. Уметь написать грамотно сочинение – описание внешности человека, применять в письменной речи предложения с причастным оборотом

Завершить работу

Упр 80

Типы речи

Описание

32

Действительные и страдательные причастия

Знать грамматические признаки  действительных и страдательных причастий, уметь их отличать, уметь составлять текст и предложения с данными причастиями.

§ 14

упр.85

Действительны причастия страдательные причастия (залог причастия)

33

Полные и краткие формы страдательных причастий

Уметь отличать полные и краткие страдательные причастия, уметь находить их в тексте, отличать от полных и кратких прилагательных, определять их синтаксическую роль.

§ 15 упр. 89 (частично)

Форма причастия

Презентация «Причастие в краткой форме»

34

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах  

действительных причастий настоящего времени

Знать признаки формы настоящего времени. Знать правило написания гласных в падежных окончаниях прич. наст. времени, уметь составлять предложения с действ. прич. в наст. времени

§ 16

 упр.94

Категория времени глагола

Форма настоящего времени

суффиксальный способ образования

суффикс

35

Действительные причастия прошедшего времени

Знать способы образования действ. прич. прошедшего времени, условия выбора глаголов суф. этих прич., умение составлять причастия с действ. прич. прошедшего времени.

§ 17

упр. 98

Форма прошедшего времени

Суффикс

36

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах

страдательных причастий настоящего времени

Знать образование страдательные причастия настоящего времени. Применять орфограмму на практике. Уметь использовать в речи данные причастия.

§18

упр.106

№ 107 (устно)

Категория времени глагола

Форма настоящего времени

суффиксальный способ образования

суффикс

37

Текущий/

В начале урока – диктант по упр. 107

Страдательные причастия прошедшего времени

Знать образование страдательных прич.прош.вр., суффиксы, уметь выбирать верное написание суффикса у страдательного прич. прош. времени. Уметь использовать в речи данные причастия.

§19

упр.110

Форма прошедшего времени

Суффикс

38

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

Знать причины написания Н и НН в страдательных причастиях. Уметь верно выбрать гласную перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

§20

упр.112

№ 133 (устно)

Презентация «Н и НН в страдательных причастиях»

39

Текущий/

Практикум.

Правописание гласной в суффиксах разных частей речи

Уметь применять теоретические знания на пракике

Индивидуальны задания

ЭОР «Правописание суффиксов причастий

40

41

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего  времени

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего  времени

Знать  правило н и нн в суф. прич. и прил., образованных от глаголов, умение разграничивать причастия  и прилагательные, образованные от глаголов, умение правильно писать н и нн в суффиксах причастий

в начале второго урока — диктант по изученным орфограммам  «Суффиксы в причастиях»

§21

упр.117

упр.121

Залог причастия суффикс страдательного причастия

42

Различение страдательных причастий и отглагольных прилагательных

Знать признаки различения страдательных причастий и отглагольных прилагательных.  Понимать значение временного и постоянного признака. Уметь разграничивать  краткие прич. и отглагольные прил., умение правильно писать н и нн в суф. прич.

§ 22

упр. 128

Временный признак

Постоянный признак

отглагольное прилагательное

43

Тематический/ творческая работа

РР № 12. Овладение умениями адекватно передавать содержание прочитанного текста с  заданной степенью сжатости. Упражнение № 130. Написать выборочное изложение (темы по вариантам)

Знать способы сжатия текста,Уметь передавать сжато содержание прочитанного текста, уметь выделять микротемы.

Закончить работу

Виды сжатия текста, микротемы

ЭОР «Пишем сжатое изложение»

44

Морфологический разбор причастия

Знать материал по теме «Причастия, уметь делать его морфологический разбор», уметь анализировать грамматическое значение причастия

§23

упр.131

Грамматические признаки причастия

Ученические презентации «Что я знаю о причастии»

45

46

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Знать правописание Не с прилагательными, причастиями, существительными, наречиями, глаголами, уметь определять слитное или раздельное написание НЕ с причастиями

§24

упр.135

составить словарный диктант на обобщенное правило «Не с разными частями речи»

47

Текущий/

словарный диктант на обобщенное правило «Не с разными частями речи»

Буквы Е – Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего  времени.

Повторение по теме «Причастие»

Знать причины выбора Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

§25

упр.144 (части №3,4)

48

Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие»

Знать основные орфограммы  по теме «Причастие», уметь находить в предложении ПО, определять  вид прич., уметь определять грамматические признаки причастия

упр.151

Ученические презентации «Что я знаю о причастии»

49

Тематический

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Уметь грамотно писать и выполнять дополнительные грамматические задания

Деепричастие (10 ч.) РР (2 ч.)

50

Деепричастие, его наречные и глагольные признаки

Знать грамматические особенностей деепричастия, уметь употреблять деепричастия в речи, уметь находить сходство и различия между наречием и деепричастием

§ 26 упр. 160

Деепричастие

Грамматические особенности деепричастия

51

РР № 13. Наблюдение за особенностями употребления причастий и деепричастий в речи. Правильное употребление причастий и деепричастий в речи

Знать функциональные возможности причастий и деепричастий, уметь использовать их грамматические признаки в речи

52

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Знать о деепричастном обороте, уметь выделять запятыми деепричастный оборот.

§ 27 упр.165

Деепричастный оборот

Обособление деепричастного оборота

Презентация «Деепричастный оборот и его обособление»

53

Текущий/

правописание НЕ с деепричастиями

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

Знать правило написания НЕ с деепричастием, уметь правильно писать не с гл. и деепричастием

§ 28 упр.173

54

Деепричастия несовершенного вида

Знать  способы образования деепричастия несовершенного  вида, уметь использовать деепричастия несовершенного вида на практике

§ 29 упр.177

Категория вида

Несовершенный вид

Незавершенное действие

55

Деепричастия совершенного вида

Знать  способы образования деепричастия совершенного  вида, уметь использовать деепричастия совершенного вида на практике

§ 30 упр.185

№ 186 (устно)

56

РР № 14. Повествование. Способы развития темы в тексте. Упражнение № 187. Составить рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь»

Знать отличительные особенности повествования как типа речи, уметь использовать повествование в речи

Завершить работу по упр.187

Типы речи

Повествование 

Презентация «Картина С. Григорьева «Вратарь»

57

Текущий/

В начале урока – диктант по №186

Морфологический разбор деепричастия

Знать грамматические признаки деепричастия, уметь производить морфологический разбор деепричастия

§ 31 упр. 189 (выборочное задание)

Стр. 91 – 92 – контрольные вопросы

Грамматическое значение

Грамматические признаки

58

Резерв

59

Резерв

60

Тематический

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие»

                                                                Наречие (26 ч.) РР (3 ч.)                                                                                                                      

                                                                                                       Задание по всей теме: «Чем необычно наречие?»

61

Наречие как часть речи

Знать грамматические отличия наречия от других частей речи, уметь определять наречие в речи

§32 упр.200

Наречие

62

Разряды наречий

Знать признаки разрядов наречия, уметь определять разряд наречия

Стр. 97 – 100   упр.205

Разряды наречия (смысловые группы)

Презентация «Разряды наречий»

63

Способы образования наречий

Знать способы образования наречий, уметь использовать различные способы образования наречий на практике, уметь правильно писать орфограммы при образовании наречий

Упр. 209

№ 211 (устно)

Словообразование

Суффикс

Суффиксальный способ образования слов

64

Тематический / творческая работа

РР № 15. Композиционно-жанровое разнообразие текстов. Упражнение № 211. Написать сочинение по картине И. Попова «Первый снег» в форме дневниковых записей

Знать отличительные особенности текстов в форме дневниковых записей

Завершить работу

Форма дневниковой записи

Презентация «Картина И. Попова «Первый снег»

64

Степени сравнения наречий

Знать грамматические признаки  сравнительной. и превосходной степени сравнения наречий, уметь отличать их от степеней сравнения прилагательных, уметь образовывать степени сравнения наречий.

§34  упр.214

№ 215 (устно)

Степень сравнения

Способы образования

65

Текущий/

В начале урока – диктант по № 215

Различение прилагательного и наречия в сравнительной степени

Знать грамматические признаки сравнительной степени прилагательного и сравнительной степени наречия, уметь распознавать  грамматические признаки сравнительной степени и использовать их в речи

§ 34

индивидуальные карточки

Сравнительная таблица «Сравнительная степень имен прилагательных и наречий»

66

Морфологический разбор наречия

Знать грамматические признаки наречия, уметь производить морфологический разбор наречия

§35  упр. 216

67

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О, -Е

Знать причины слитного и раздельного написания НЕ с наречиями, уметь пользоваться данной орфограммой на практике

§36  упр.222

Синоним

Противопоставление союзом А

68

Буквы Е – И в приставках НЕ- НИ- отрицательных наречий

Знать способ образования отрицательных наречий, уметь применять орфограмму № 58 на практике

§37  упр. 232

№ 231 (устно)

Вопросительные наречия

Отрицательные наречия

69

Текущий/

В начале урока – диктант по № 231

Проверочная работа. Правописание НЕ с разными частями речи

Уметь применять теоретические знания на практике

Повторить орфограммы С. 100, 102, 104, 108

70

71

Одна и две буквы Н в наречиях на О –Е.

Одна и две буквы Н в суффиксах разных частей речи.

Знать причины написания одну и две буквы Н в суффиксах наречий, уметь использовать орфограмму на практике

§38  упр.

236 (№3,4)

Имя прилагательное

Причастие 

72

РР № 16. Основные жанры публицистического стиля. Упражнение № 240. Написать сочинение о труде в жанре по выбору (репортаж, интервью, статья, очерк).  

Знать признаки публицистического стиля, знать отличительные особенности тестов публицистического стиля, уметь создавать тексты разных жанров публицистического стиля

Завершить работу по упр.240

Публицистический стиль

Жанр

Репортаж

Интервью

Статья

Очерк 

Презентация «Жанры публицистического стиля»

73

74

Буквы О – Е после шипящих на конце наречий.

Правописание О – Ё после шипящих в разных частях речи.

Знать причины написания О-Ё после шипящих на конце наречий, уметь определять сильную позицию гласного

§40   упр.243

Сильная позиция гласного

75

Буквы О – А на конце наречий.

Знать  правило правописания о, а на конце нареч. с прист.,  уметь определять способ образования наречия

§41   упр.247

Суффиксальный способ словообразования

приставочный способ словообразования

ЭОР «О-А на конце наречий»

76

РР № 17. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, выражения авторской  позиции. Упражнение № 248 или сочинение-рассуждение по предложенному  учителем тексту.

Знать, что такое идея текста, уметь выделять главное в текстовой информации, понимать точку зрения автора, понимать, о чем говориться  тексте

№ 248, закончить работу (на выбор)

Идея текста

Авторская позиция

Тема текста

Презентация «Структура текста»

77

Дефис между частями слова в наречиях.

Знать условия написания наречий с приставками через дефис, уметь определять способ образования наречий

§42   упр.253

78

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от

существительных и количественных числительных.

Уметь отличать наречие от сущ., прил, числит. с предлогами, знать условия слитного и разд. написания приставок в наречиях.

§43   упр.260

79

Различение именных частей речи и наречий.

Знать грамматические признаки частей речи, уметь определять грамматические признаки наречия

Индивидуальные задания

Грамматические признаки

Презентация «Различение именных частей речи и наречий»

80

Текущий/

практикум «Дефисное  написание разных частей речи»

Практическая работа. Дефисное  написание разных частей речи.

Уметь на практике применять теоретические знания

§43   упр.262

81

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Знать  условия употребления ь на конце наречий ,  уметь находить данную орфограмму.

§44   упр.266

82

Практикум. Правописание мягкого знака после шипящих в разных частях речи.

Знать  правописание Ь после шипящих в разных частях речи, Уметь на практике пользоваться орфограммой

Стр. 123 ответить устно на вопросы

упр. 274

83

Тематический/ Составить устное высказывание на лингвистическую тему.

РР № 18. Основные жанры научного стиля. Составить устное высказывание на лингвистическую тему. Упражнение № 267. Составить  и записать сложный план  сообщения на тему «Наречие».

Знать признаки научного стиля, уметь составлять научное высказывание

Завершить работу

Стилистические особенности текста

Научный  стиль

сложный план сообщения

84

Повторение изученного по теме «Наречие».

Уметь определять грамматические признаки наречия, Знать орфограммы, изученные в теме «Наречие», уметь использовать наречия в речи, не допуская ошибки на изученную тему.

Упр.269

подготовиться к контрольному диктанту

85

тематический

 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие»

Уметь использовать теоретические знания на практике

Категория состояния (4 ч.) РР (1 ч.)

86

Категория состояния как часть речи. Вопрос о словах категории состояния

Знать о словах категории состояния, уметь находить их в предложении, определять их синтаксическую функцию.

§ 45 упр.279

Слова категории состояния

Презентация «Категория состояния в русском языке»

87

Различение слов категории состояния и других частей речи.

Уметь отличать слова категории состояния по грамматическим признакам, понимать лексическое и грамматическое содержание слов категории состояния

Индивидуальные задания

Презентация «Способы выражения состояния человека, явлений природы лексическими средствами»

88

Текущий/

Морфологический разбор категории состояния.

Морфологический разбор категории состояния.

Знать грамматические признаки слов категории состояния, уметь определять их.

§ 46

упр.280

№ 281 (устно)

89

РР № 19. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью сжатости. Упражнение № 281. Написать сжатое изложение.

Знать способы сжатия текста, уметь составлять текст сжатого изложения по исходному

Способы сжатия текста

Микротема

Презентация «Сжатое изложение»

90

Тематический /

творческая работа

РР № 19. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью сжатости. Упражнение № 281. Написать сжатое изложение.

Служебные части речи (1 ч.)

91

Общая характеристика служебных частей речи, их отличие от самостоятельных частей речи

Знать грамматические признаки служебных частей речи, уметь определять функциональные свойства служебных частей речи

§ 47

индивидуальные задания

Служебные части речи

Презентация «Служебные части речи»

Предлог (10 ч.) РР (1 ч.)

92

Предлог как часть речи

Знать грамматические признаки предлогов, уметь писать предлоги с другими словами, уметь   употреблять предлоги в речи

48 упр.288

Предлог

93

Текущий/ практикум

Практикум. Употребление предлогов

Уметь использовать теоретические знания на практике, понимать отличие предлогов по грамматическим признакам

Индивидуальные задания на выбор

94

Непроизводные и производные предлоги

Знать способ образования предлога,уметь отличать  непроизводные и производные  предлоги, уметь различать предлог и самостоятельные части  речи.

§ 50 упр.300  

Производный предлог

Непроизводный предлог

95

Различение производных предлогов и самостоятельных частей речи

Знать грамматические признаки предлога,Уметь различать предлог и самостоятельные части  речи

Задание на карточках

96

Простые и составные предлоги

Уметь различать  простые и составные предлоги

§51  упр.304

97

Морфологический разбор предлога

Знать грамматические признаки предлога и уметь их определять на практике, уметь использовать предлоги в речи

§ 52  упр.306

ЭОР «Предлог как часть речи»

98

Текущий/ практикум

Практикум. Слитное и раздельное написание производных предлогов

Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов, уметь отличать производные  предлоги от  частей  речи,  которых они образованы

§ 53 упр.310

99

РР № 20. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения. Упражнение № 307 (записать варианты возможного диалога, составить   репортаж)

Знать жанровые и стилистические особенности репортажа, уметь составлять диалог

Завершить работу

Репортаж

публицистический стиль

диалог

100

Повторение изученного по теме «Предлог как часть речи»

Уметь анализировать учебную информацию, уметь использовать полученные знания на практике

упр.311

101

Тематический

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предлог»

Уметь использовать теоретические знания на практике

Союз (14 ч.) РР (1 ч.)

102

Союз как часть речи

Знать грамматические признаки союза, уметь определять синтаксическую роль союзов в предложении, уметь определять условия постановки знаков  препинания при однородных членах и в СП, уметь различать простые и составные союзы

§ 54, в записанном тексте указать союзы

Союз

средство связи

словосочетание

предложение

сложное предложение

однородные члены предложения

103

Простые и составные союзы

Уметь различать простые и составные союзы

§ 55 упр317

104

Сочинительные и подчинительные союзы

Знать признаки сочинительных и подчинительных союзов, уметь различать сочинит. и подчинит. союзы, уметь определять и их роль,

§ 56 упр.325

Сочинительные и подчинительные союзы

сочинительная связь

подчинительная связь

105

Запятая между простыми предложениями в союзном  сложном предложении

знать условия  постановки знаков препинания  между простыми предложениями в союзном сложном предложении

§ 57

расставить знаки препинания в записанном тексте и объяснить их

Сложно предложение

союзное сложное предложение

Презентация «Сложное предложения»

106

Запятая в сложном предложении

Знать признаки сложного предложения, уметь определять структуру сложного предложения, уметь определять способ связи с ложном предложении, понимать различия подчинения и сочинительной связи

Индивидуальные задания

107

Сочинительные союзы

Знать разряды сочинительных союзов по значению, уметь ставить запятые в ССП .

§58 упр.333

Сочинительная связь

108

Текущий / практикум

Практикум. Различение предложений с однородными членами и  сложносочинённых предложений

Знать понятие однородных членов предложения, знать условия постановки знаков препинания при однородных членах предложения, понимать различие между осложнённым простым предложением и сложным предложением

Индивидуальные задания (на выбор)

109

 Подчинительные союзы. Различение союзов и союзных слов

Знать разряды подчинительных союзов по значению, уметь определять условия постановки запятых в СПП

§59 упр. 339

Подчинительная связь

110

Морфологический разбор союза

Знать грамматические признаки союза, уметь их анализировать

§ 60 упр. 342

111

Тематический/ творческая работа

РР № 21. Создание собственных письменных текстов на актуальные нравственно-этические темы на основе отбора необходимой информации. Упражнение № 343. Написать сочинение-рассуждение на тему «Книга – наш друг и советчик» (сформулировать тезис, подобрать аргументы)

Знать определение тезиса, аргумента, уметь создавать текст-рассуждение, понимать актуальность проблемы, обозначенной в заглавии, уметь доказательно раскрывать тему

Завершить работу

Актуальность

рассуждение

аргумент

тезис

112

Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ. Различение союзов и омонимичных сочетаний

Знать условия слитного -раздельного написания союзов также, тоже, чтобы, уметь различать союзы от омонимичных сочетаний

§61 упр.349

упр.350 (устно)

Омонимичные сочетания

113

текущий/ в начале урока – диктант по № 350

Повторение изученного по теме «Союз как часть речи»

Знать грамматические признаки союзов, уметь их определять, знать изученные орфограммы

упр.356

стр. 165 (контр.вопросы)

114

Тематический

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Уметь применять теоретические знания на практике

Частица (14 ч.) РР (1 ч.)

                                                         Задание по теме: «Частицы в русском языке и их функции»

115

Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы

Знать грамматические признаки частицы, уметь выделять формообразующие частицы в речи, понимать формообразующую функцию частиц

§62,63

упр.363

Частица

формообразующие частицы

функция формообразования

презентация «Разряды частиц»

116

Смысловые (модальные) частицы

Знать  смысловые группы частиц, уметь определять значение частицы, её функцию

§64 упр.374

Смысловые группы частиц

117

Раздельное и дефисное написание частиц

Знать условия раздельного и дефисного  написания частиц, уметь определять условия написания частиц и употреблять их в речи.

§65 упр.381

118

Текущий/

проверочная работа в начале урока

 Дефисное написание прилагательных, местоимений, наречий, частиц

Знать условия дефисного написания имен прилагательных, местоимений, наречий, частиц

Составить словарный диктант по теме: «Дефисное написание различных частей речи»

119

РР № 22. Культура речи. Выбор и организация языковых средств как необходимое условие эффективности речевого общения. Упражнение № 382. Подготовить выступление  на телевидении

Знать функции языковых средств, уметь использовать их в речи

Закончить работу

Языковые средства

речевое общение

публичное выступление

120

Тематический

Морфологический разбор частицы

Знать грамматические признаки частиц, уметь их определять

§ 66 упр. 384

Грамматические признаки частицы

121

Отрицательные частицы НЕ и НИ

Знать признаки отрицательных частиц, понимать значение частиц не и ни в предложении, уметь разграничить частицы не и ни.

§ 67 упр.388

Отрицательные частицы

Презентация «Частицы НЕ и НИ»

122

Различение частицы и приставки НЕ

Знать определение приставки, знать грамматические признаки частицы, уметь отличать приставку НЕ от частицы НЕ, уметь определять условия их написания

§68 упр.399

Приставка

частица

125

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ

Знать грамматические признаки  частицы ни, союза ни-ни, приставки ни, уметь различать их и определять условия написания.

§69 упр.406

стр.187 отв.на вопр.

126

Текущий / практикум

Практикум. Различение частиц НЕ и НИ

Знать условия определения частиц НЕ и НИ, уметь применять их на практике

Индивидуальные задания

127

Повторение изученного по теме «Частица как часть речи»

Знать грамматические признаки частицы, знать основные теоретические понятия по теме, уметь определять частицу  и её свойства в речи

упр. 414

стр. 187 (контр.вопросы)

128

тематический

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Уметь использовать теоретические знания на практике

Междометие (2 ч.)

129

Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Разряды  междометий

Знать грамматические признаки междометия, уметь определять условия знаков препинания  при междометии, уметь находить в тексте и употреблять междометия в своей речи.

§70  упр.419

Междометие

Производные и непроизводные междометия

Лексическое значение слова

130

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

Звукоподражательные слова (1 ч.)

131

Урок-игра. Просмотр мультфильмов. Составление мини-диалогов  персонажей-животных  анимационных картин

Знать функции звукоподражательных слов, уметь составлять собственный текст, уметь использовать диалог в речи

Завершить работу

Звукоподражание

DVD-файл «Сборник любимых мультфильмов»

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (8 ч.) РР (1 ч.)

132

тематический / анализ текста, написание рецензии

РР № 23. Текст. Стили речи. Основные жанры научного стиля. Произвести анализ предложенного текста, дать первоначальные навыки написания рецензии (рассказ Н. Соколовой «Рябинка»)

Знать основные жанры научного стиля, определять стилистические особенности научного текста, уметь создавать текст-рецензию

Жанр

Научный стиль

Рецензия

133

Фонетика. Графика

Знать теоретические сведения по теме: «Фонетика», уметь использовать теоретические знания на практике

§74 упр.431

Фонема

Фонетический разбор слова

134

Лексика и фразеология

Знать теоретические сведения по теме: «Лексика и фразеология», уметь использовать теоретические знания на практике

§75 упр.434

Лексика

Лексическое значение слова

Многозначные и однозначные слова

Омонимы, синонимы, антонимы

135

Морфемика. Словообразование. Орфография

знать определение морфемы, уметь определять способы словообразования, использовать способы словообразования на практике

§76 упр.439

Морфема

Способ словообразования

Орфограммы

136

Синтаксис. Пунктуация

Знать синтаксические функции частей речи

Уметь определять синтаксические характеристики конструкций, использовать теоретические знания по синтаксиса на практике

§79 упр462

Словосочетание

Предложение грамматическая основа предложения

Синтаксическая функция

137

Подготовка к итоговой контрольной работе

Уметь применять теоретические знания на практике

§ 78 упр.453

Основные теоретические понятия по всем темам

138

итоговый

Итоговая контрольная работа

Уметь применять теоретические знания на практике

139

Анализ выполнения итоговой контрольной работы

Уметь анализировать свои ошибки, пути их устранения

140

Резерв

                    

Примечание:  выделены курсивом темы уроков, которые включены в планирование  в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта  и  Примерной  программой основного общего образования и в  которых изменены традиционные формулировки.

Работы для контроля знаний

  1. 1. Упражнение на редактирование текста. 7 класс.

1. Человек, закаляющий с детских лет, всегда здоров и бодр. 2. Ребята катались по замерзнувшей реке. 3. Лица ребят, описывающих о поездке, раскраснелись от оживления. 4. Плакат, нарисуемый художником, повесили в классе. 5. Хорошая книга – это подарок, завещавший автором человеческому роду.  6. Развитие системы электростанций будет идти в убыстряющем темпе.

Задание.

1. Исправьте ошибки в предложениях.

2. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты и причастия.

  1. 2. Диктант с грамматическим заданием. 7 класс.

Великая заслуга Рахманинова – в его напевнейшей мелодии. Здесь он упорно утверждал свою линию. Это не было теоретическим искажением. Мелодика Рахманинова всегда стелется, как тропа в полях, непридуманная, ненавязываемая. Подсказана ли она стихом, внушена ли симфоническим замыслом, напета ли чуткими пальцами Рахманинова-пианиста. В ней чувствуется плавное дыхание и естественность рисунка, рожденные сильным, но глубоко дисциплинированным чувством.

(Б. Астафьев.)

Грамматическое задание.

1. Подчеркните полные и кратные причастия как члены предложения.

2. Объясните правописание причастий.

3. Выясните значение выделенного слова

  1. 3. Итоговый диктант. 7 класс.  

По засыпан…ому галькой берегу шли три медведя. Б…льшая медведица стала перех…дить (не)широкую, но быструю реку. Шлепая по воде лапами медведица дойдя до сер…дины р…ки ре…ко погрузилась в воду и вышла на Бере…. С ее шкуры с журчаньем стекала вода.

Примеру ее последовал (не)большой медве…ь. На правой стороне реч…шки остал ся маленький медвеж..нок. Он побрел по воде но д…стигнув глубокого места и не решаясь идти дальше остановился.

Медведица в одно мгновение оч…тилась около среднего медвежонка и дала ему такую затрещину, что тот пол…тел на отмель. Схватившись 2 обеими лапами за левое 1 ухо он заорал диким голосом. Продолжая держаться лапой за ушиблен(н)ое место он стремительно кинулся через речку схватил маленького 3 братишку за шиворот 1 и все еще вскрикивая переволок его через глубокое место.

Вся груп..а исчезла в ч…ще но еще долго в тишине утра до нас дон…сились жалобные вопли наказан(н)ого медвежонка. 4

(1З6 слов.)

4.  «Правописание причастий и деепричастий», диктант.

Колыбель Ворши.

На дне оврага безмолвие охватило меня. Тогда в лунном безмолвии послышалось далёкое, но явственное булькание воды. Я пошёл на звук. От главного большого оврага отходил в сторону небольшой овражек-тупичок. Он был не более ста шагов в длину и кончался крутой поперечной горкой. У входа в него росла высокая ветвистая ива. Никаких деревьев или кустов вокруг этой ивы не было видно. По овражку-тупичку, гремя, журча, переливаясь, бежал ручеёк. Он пробил себе узкое углубленное руслице, над которым разрослись травы так, что самого ручейка не было видно.

У крутой поперечной горки, то есть у задней стенки овражка, травы буйствовали невероятно. Оттуда плыл, наполняя овражек до краёв, резкий, душноватый аромат дягиля. Его белые пышные соцветия зеленовато светились. Там, окружённая могучими травами, и была колыбель Ворши.

Выливаясь из сруба, вода обретала голос и видимость, потому что начинала переливаться, течь, быть ручьём. Текущий по овражку, переливающийся ручей был зелёный, но я уже видел, представлял, как ярко сверкает и блестит он при утреннем солнце.

Только так, среди травы, цветов, пшеницы, и могла начаться наша река Ворша. (168 слов.)

(В.А. Солоухин).

  1. 5. Словарные диктанты. Наречие. 7 класс.

Взять кв…танц…ю у почталь..на, п…ставить шт..мпель, н…клее…ть марку, на дальн…е рас..тояние, (не)без..нтересно узнать, взгл…нуть удивле..о, стосвеч..вая лампоч…ка, ориентироват…ся на мес...ности; (не)вымоще..ая, а асфальтирова..ая доро..ка; среди п…лей рассея..о много гр…чихи.

(Не)благовидный п..ступок; прыгнуть (не)высоко, а низ …ко; (не)высоко лететь, певуче прот…нуть, горяч… обсуждать, лише..ный света, никак (не)достать, (ни)сколько (не)бояться, она взволнова(н)а Ра…сказом, девушка взволнован..а и сердита, см…треть ра..сеянно, женщина стара и рассея..а.

6. Контрольная работа Вариант 1.

Теория.

Выбери  нужное:

Причастием называется самостоятельная часть речи, обозначающая:

А) признак предмета; Б) действие; В) признак предмета по действию.

2. Действительные  причастия   обозначают …(продолжи и приведи не менее   2-х примеров)

Не с причастием пишется раздельно, если:

А) причастие имеет при себе зависимые слова;

Б) причастие не имеет зависимых от него слов;

В) в предложении есть противопоставление;

Г) причастие краткое.

Практическая работа.

4.Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните графически расстановку знаков препинания.

1) Петька и Мишка устало плелись по пусты…ному берегу моря усе…ному галькой  отшлифова…ной волнами. 2) От едва колыш…щегося моря на мальчиков ве…ло стран…ым покоем и тишиной. 3) Лучи (не)зашедшего еще за г…ризонт солнца скользили по легким волнам наб…гавшим на берег.
4) Пропита…ная  полынным запахом длин…ая степная дорога тянувшаяся к морю от далекого города осталась позади. 5) Мальчики утомлен…ые долгим путем шли молча.

5. Спиши слова, соблюдая все правила орфографии.

Стел…щий, терп…щий, бор…щийся, пуга…ная ворона, облака рассеян..ы, затоплен…ая печь, священ…ая война, (не) встречен…ый никем., по (не)зависящим причинам, трава (не)скошена, (не)решен…ая задача по физике, бешен…ый, ранен…ый солдат, замеш…ный в преступлении.

6. Разберите слова по составу (морфемный разбор).

Разрывающийся, замаринованный, кованый, движущегося.

7. Образуйте от данных глаголов действительные и страдательные причастия (если это возможно).

Бить,  блистать, застелить, дремать.

8. Назовите фразеологизм  (с причастием) по его толкованию:

1) Умеет хорошо говорить.

2) Лишен свободы действий, поступков.

3) Суждено, предопределено.

4) Человек, утративший от усталости физические силы или творческие способности.

Вариант 2.

Теория.

Выбери  нужное:

Причастие, как и прилагательное, изменяется по:

А) родам, числам;       Б) временам; В) родам, числам и падежам.

2. Страдательные   причастия   обозначают ….( продолжи и приведи не менее 2-х примеров)

  1. 3. Не с причастием пишется слитно, если:

А) причастие имеет при себе зависимые слова;

Б) причастие не имеет зависимых от него слов;

В) в предложении есть противопоставление;

Г) причастие краткое.

Практическая работа.

4.Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните графически расстановку знаков препинания.

1) Стало плохо видно из (за) стел…щегося по земле дыма. 2) Мелкий се…щий дождь стал наб…рать силу. 3) Воцарилась полная тишина наруша…мая только квакан…ем л…гушек в пруду. 4) За у…кой полоской мелкого песка лежала просторная заводь едва тревож…мая ветерком. 5) Солнце заст…ла…мое дымом стояло еще высоко.

5.Спиши слова, соблюдая все правила орфографии.

Бре…щий, стро…щий, кол…щий, перепуга…ные люди, девочка рассеян..а, свежеморожен…ые овощи, смышлён…ый малыш, (не)прекращающийся ливень, (не)решаемая задача, книга (не)прочитана, (не)исправлен…ая работа по математике, взбешён…ый, изранен…ый солдат, замеш…ное тесто

6. Разберите слова по составу (морфемный разбор).

Затерявшийся, разукрашенных, запломбированный, окружавшими.

7. Образуйте от данных глаголов действительные и страдательные причастия (если это возможно).

Читать, клеить, плакать, слышать.

8.Подберите фразеологизм-синоним с причастием.

1) Сами с усами.

2) Два сапога – пара.

3) От чистого сердца.

4) Старого воробья на мякине не проведешь.

ДИКТАНТЫ       Тема: «Причастие»
НОЧЬ НА ПЕРЕВАЛЕ

Как ножом срезанный полукруг луны горел ослепительным синеватым светом. В бездонном сером прорезе между двумя каменными волнами бледно сияли звезды. Горы, слившиеся с тенями, возвышались по сторонам над перевалом. Казалось, что огромные чудовища прилегли, выпятили горбатую спину. Вокруг одного из чудовищ вилось кольцами черное облако. На склоне мелькнула и исчезла блестящая золотая нитка. Это мимо узкой горной струи кто-то прошел с фонарем. Камни, веками неподвижно лежавшие в котловине, придавали ей вид огромного кладбища. Вода озера быстро дрожала в черной каменной чашке. Становилось все холоднее. Гул затих, костры догорели. Пепельные пятна снега посинели и растворились. Змея оторвалась от горы и поползла вверх. Крутой горб чудовища обнажился, точно очерченный черным карандашом. Затем все потухло. Фиолетовая ночь стала черной.
(По М.Алданову)
(115 слов)
МОНАСТЫРСКИЙ САД
Они вышли в тихий тенистый монастырский сад. Семинария занимала здание старинного монастыря, и двести лет назад его квадратный двор содержался в безупречном порядке. Монахи в белой одежде, когда-то ухаживавшие за растениями, были давно забыты. Но душистые травы все еще благоухали здесь в мягкие летние вечера, хотя уже никто не собирал их для лекарственных целей. Теперь между каменными плитами дорожек пробивались усики дикой петрушки. Запущенные розы одичали, их длинные спутанные ветки тянулись по всем дорожкам. Бесплодные виноградные лозы свисали с ветвей кустарника, уныло кивавшего своей верхушкой.
В одном углу сада поднималась ветвистая пышная магнолия с темной листвой, окропленной брызгами молочно-белых цветов. У ствола магнолии стояла грубая деревянная скамья.
(По Э.Л. Войнич)
(118 слов)
Итоговый диктант
(Годовой, пониженной степени сложности)
СОКОЛИНЫЙ ГЛАЗ

Разведчик сначала сидел, равнодушно опершись подбородком на руку, но мало-помалу его суровые черты смягчились. Задумчивые глаза жителя лесов увлажнились, слезы покатились по щекам.
И вдруг раздался вопль, который не был похож ни на человеческий крик, ни на вопль другого земного существа. Он потряс воздух и проник не только во все уголки пещеры, но и в самые укромные тайники человеческих сердец. Вслед за этим наступила полная тишина.
Ни Соколиный Глаз, ни индейцы не ответили. Они слушали, ожидая повторения вопля. Наконец они быстро и серьезно заговорили между собой. По окончании их беседы Ункас выскользнул из пещеры. Когда он ушел, разведчик снова заговорил по-английски. Потом он уселся над потухающими углями, закрыв лицо руками.
(По Ф.Куперу)
(113 слов)

Итоговый диктант
(Годовой, средней степени сложности)
АДМИРАЛ

Памятью Адмирал жил еще в том мире, где перед смертью допускалось просить с кем-то свидания. Но на смену этому миру отныне пришел другой, где людям в его положении уже не с кем прощаться.
В свете ламп лица двинувшихся к Адмиралу солдат вдруг обозначились перед ним резче. И он не почувствовал в них ни вызова, ни злобы, одно только любопытство.
Двинулись строем. В безветренной ночи скрип наста под ногами казался почти оглушительным. Сквозь черноту все вокруг воспринималось резче, чем обычно. Студеный воздух, обжигая легкие, впервые не забивал дыхание, а клубился под сердцем пьяняще и освежающе.
На снегу, заштрихованном размашистым углем соснового леса, человеческие тени выглядели огромными. Душа жила уже сама по себе, воспринимая окружающее как бы сверху или со стороны.
(По В.Максимову)
(119 слов)
Тема: «Деепричастие»   ПЕСТРАЯ ЛЕНТА
Просматривая свои записи о приключениях Шерлока Холмса, я нахожу в них много трагических случаев. Работая из любви к своему искусству, этот сыщик никогда не брался за расследование будничных преступлений. Вот одно из таких дел.
Проснувшись в одно апрельское утро, я увидел, что Шерлок Холмс стоит у моей кровати. Обычно он поднимался с постели поздно, но сейчас часы на камине показывали лишь четверть восьмого. «Весьма сожалею, что разбудил вас, Уотсон», – сказал он. Я удивленно спросил: «Что случилось?». Оказалось, что к нам пришла клиентка и ждет в приемной. Я быстро оделся, и через несколько минут мы спустились в гостиную. Дама, одетая в черное, поднялась при нашем появлении. Она подняла вуаль, и мы увидели ее посеревшее лицо. Ей было не больше тридцати лет, но в волосах блестела седина.
(По А.К. Дойлу)
(125 слов)

Итоговый диктант
(I полугодие)   ПОХОЖДЕНИЕ БУРОЙ КРЫСЫ

По желтовато-зеленой равнине спокойно текла неширокая река. На берегу у одного из ее плавных изгибов возвышался изъеденный непогодами столб. Шагах в ста от старого столба была видна такая же старая, поросшая травой плотина. А за плотиной начинались голубовато-зеленые луга, по которым протекал узенький ручеек.
В одно солнечное летнее утро у подножия столба показалась острая мордочка с крошечными ушками и маленькими глазами. Ноздри зверька, нервно дрожащие, настороженно втягивали воздух. Нигде ничего опасного не было. Лишь пестрая гусеница перебиралась по траве.
Зверек вышел из своего убежища – и вдруг очень быстро вернулся назад, снова скрывшись под землей. Оказалось, что вдали появился болотный ястреб. Его немигающие глаза жадно искали что-то в траве. Вдруг ястреб упал в траву, а несколько секунд спустя взлетел, крепко держа в когтях серенький комочек. Несчастная землеройка!
Крысе, сидящей в норе, очень повезло. Осторожность спасла ей жизнь.

(По Ч.Робертсу)
(138 слов)

Итоговый диктант

(I полугодие,)

КРЫСИНЫЕ КАНИКУЛЫ

Прошло несколько дней. Юго-западный ветер стих. Вода спала, и многие переселенцы вернулись на свои места обитания. Но бурая крыса предпочла остаться под кустом дикой розы. Ей понравилось охотиться в густой луговой траве, где прыгали большие и очень вкусные кузнечики. В жаркие летние дни ей понравилось плавать в чистом ручейке. Нора у бурой крысы была вместительная, и скоро в ней нашелся уголок для подруги, одетой в красивую шелковистую шубку.
Успешно избегая встреч с ястребами, бурая крыса провела на лугу почти целое лето. Но в одно прекрасное утро все изменилось. На лугу раздались громкие голоса людей, топот лошадей, появились какие-то красные чудовища. Трава стала падать на землю, образуя длинные ряды.
Когда все сено убрали, луг оказался совершенно открытым для глаз ястребов. Грызунам требовалась особая осторожность. Но скоро молодая зелень снова появилась над землей, и в траве до самых холодов кипела жизнь.

(По Ч.Робертсу)
(140 слов)
Итоговый диктант

(III четверть)

СЛУЧАЙ С ГУСЯМИ


Пока я устраивался на привале, гусь уже успел несколько раз подраться с соседями. Потом откуда-то прибежал бычок с обрывками веревки на шее. Гусь набросился на него.
Теленок пустился наутек. Гусь бежал следом, наступал лапами на обрывок веревки и кувыркался через голову. Некоторое время гусь лежал на спине, беспомощно перебирая лапами. Но потом он опомнился, еще сильнее разозлился и опять погнался за теленком. Под конец теленок забился под непролазный лозняк, стоявший стеной у обрыва, и тоскливо замычал. Его обидчик громко загоготал, победно подергивая хвостом. Из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной. Солнце бесследно исчезло, луг потемнел. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья и, закружив их хороводом, унес вверх.
Гуси полегли в траву, замерли. Под ними спрятались выводки. По всему лугу были видны тревожно поднятые головы.

(По Е.Носову)
(126 слов)

  1. Итоговые контрольные диктанты

I
Вставало солнце, растопляя сентябрьские туманы, расчищая небо. На земле снова начиналось лето. Так продолжалось в течение целой недели.
Опираясь на палку, выломанную из старой заброшенной засеки, шагал он лугами, сосняком, мысленно не переставая благодарить встретившуюся старушонку, открывшую ему этот полузабытый способ передвижения по родной земле.
Первую ночь он провел возле порожистой речонки, да чересчур загляделся на играющую на вечерней заре рыбешку. Ночлег под открытым небом, под звездами вошел у него в привычку. Питался он сухарями, размоченными в ручье, печеной картошкой, ягодами.
Он был по-настоящему счастлив. Никогда прежде не доставляли ему столько радости такие пустяки, как запах дыма, шорох падающей с дерева сухой прошлогодней шишки, полыхающая на солнце рябина. Когда он по утрам слышал прощальные песни журавлей, у него на глазах выступали слезы. (122 слова)
(По Ф. Абрамову)
II
Дом стоял несколько в стороне. Окна его были покрашены масляной краской, а небольшое крылечко сбоку еще пахло сосной. Двери были раскрыты настежь, но хозяев в доме не оказалось. Направо от двери стоял некрашеный стол, слева виднелась массивная печь.
Вскоре с улицы прибежала Наташа, встретившая меня так, как будто мы с ней были старые знакомые. Она радушно предложила мне чаю и ранней малины, но я попросил ее сначала показать мне сад, выращенный чуть ли не под самым Полярным кругом.
Мы вышли из дома. Сад лепетал тополиной листвой. Перешагнув за калитку, я неожиданно увидел яблоньки, малинник, густо усыпанный кое-где уже поспевающей ягодой. Почувствовав смолистый аромат, я повернул голову налево и увидел кедры. Они были иссиня-черные, по-медвежьи угрюмы и неприветливы. Наташа ласково и как-то застенчиво потрепала одно дерево. (125 слов)
(По Ф. Абрамову)
III
Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по-прежнему была прозрачной. Сквозь нее в глубине можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду. Слева она увидела огромный камень, обвешанный водорослями.
Вдоль берега тянулось углубление, заполненное водой. Казалось,5 это была та же ямка, в которой девочка когда-то нашла камень удивительной формы.
Впервые оказавшись здесь, Даша, покачивая ручонками, сначала опустила одну, затем другую ногу и на цыпочках вошла в воду. Не заходя вглубь, нагнувшись над отшлифованными морским прибоем камнями, в течение нескольких секунд в ничем не нарушаемой тишине она наблюдала за хорошо видимой подводной жизнью. Тут-то она и заметила его. Бледно-голубой камень с прожилками, будто искусно нарисованными художником, поразил ее. (116 слов)
IV
Я пробирался нетоптаной тропинкой через поле. Несмотря на ненастье, настроение было легкое. Увидев поблизости копну сена, привалился к обдерганному коровами подножию, наблюдая за вороной, летавшей по серому небу. Отдохнув, зашагал к деревне и вскоре очутился в чужом огороде.
Дождь копошился в опавших тополиных листьях, усеявших грядки. На них еще голубели крепкие студеные кочаны. Свежо пахло поздней капустой и усталой землей, отработавшей свое. На подсолнухе, забытом у межи, по-зимнему тенькала синица. Прицепившись к растрепанной голове подсолнуха, она теребила его решетку.
Я отыскал в плетне калитку и, боясь, что меня облает не маленькая незлобивая собачонка, а цепной пес, протиснулся за скрипучую деревянную калитку. Навстречу мне шла хозяйка с нарубленным хворостом, чтобы растопить еще не топленную печь. (115 слов)
(По Е. Носову)
V
Мы расположились на берегу небольшой речонки, решив сначала ненадолго остановиться здесь. Но в течение короткого времени небо сплошь покрылось облаками. Пришлось отыскать недалеко от берега в лесу полянку, окруженную со всех сторон березками. Решили заночевать здесь, потому что тут было удобно установить палатки и разложить костер.
Между тем облака, сбившиеся в кучу, медленно превращались в грозовую тучу, застилавшую все небо. Края ее были как будто посеребрены каким-то чудесным светом. Небо затянулось тяжелой пеленой, нахмурилось по-осеннему, и начался не умолкающий ни на минуту ливень. Лишь к утру он прекратился. Заголубело небо, очистившееся от туч, но земля еще хранила следы непогоды. Справа и слева от палаток, переливаясь в лучах солнца, блестели лужицы. (110 слов)
VI
Далеко-далеко жили-были снежинки. Родились они в облаке, пролетавшем высоко-высоко над землей, и каждая из них была по-своему красива.
Одна была похожа на блистающие искорки, другая напоминала серебристо-белый иней, третья сверкала,5 будто драгоценный камень.
Земля нетерпеливо ожидала появления снежинок. Ей тоже хотелось одеться по-праздничному. Но ветер, не давая снежинкам медленно спускаться на землю, закружил их в воздухе, подбрасывая, заставляя плясать под свою неугомонную музыку.
Несмотря на старания ветра, снежинки опускались на землю, покрывая ее сверху белым покрывалом. За снежным потоком не было видно ни поля, ни леса, ни речонки. Одни путешественницы ложились на склоне оврагов, другие располагались на ночлег в лесу. Были и такие, которые неосторожно опускались посреди дороги.
На земле, волшебно преображенной, расстилался белый ковер.(115 слов)
(По М. Ильину, Е. Сегалу)
VII
   Зеленых предгорий, поросших лесами, здесь не было и в помине. Горы показались неожиданно. Они начинались отвесной скалой, вздымавшейся ввысь. Ветер, вода в течение минувших веков немало потрудились над ней. Во многих местах были отчетливо заметны пласты разнородного камня, то лежавшие ровно, то немыслимо перекошенные и изломанные. Кое-где они напоминали искусно сделанную каменную кладку.  

Стена, выходившая на север, никогда не освещалась солнцем, поэтому граница вечных снегов здесь спускалась низко. Задолго до нее деревья начинали мельчать и редеть, затем совсем пропадали. Под стеной лежала травянистая пустошь, и по ней тянулась дорога. Она тоже старалась не прижиматься вплотную к стене. Но жизнь ничто не может остановить. Даже по самой стене ползли вверх цепкие кустики, выросшие из семян, занесенных сюда птицами или ветром. (119 слов)
(М. Семенова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематический план по предмету "Русский язык и культура речи"

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", 1 курс...

Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)

Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс

Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...