Этюд "Мой Пушкин"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Харламова Елена Андреевна

Цель урока - познакомить учащихся с новым литературным жанром – этюдом, выявить его жанровые особенности посредством лингвистического анализа этюдов разных авторов; подготовить учащихся к самостоятельному написанию этюда на заданную тему 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon moy_pushkin.zip29.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА:
ЭТЮД «МОЙ ПУШКИН»  

Харламова Елена Андреевна

Место работы – МОУ городского округа Балашиха «Земская гимназия»

Должность – учитель русского языка и литературы

Предмет – русский язык

Класс - 8

Один из уроков в системе уроков развития речи

Цель: познакомить учащихся с новым литературным жанром – этюдом, выявить его жанровые особенности посредством лингвистического анализа этюдов разных авторов; подготовить учащихся к самостоятельному написанию этюда на заданную тему

Задачи урока:

1)собрать разнообразный языковой материал, переосмыслив личность и творчество А.С. Пушкина и мобилизуя творческие способности учащихся посредством эмоционального воздействия; тем самым сформировать у них потребность (мотивацию) в общении, желание поделиться своими мыслями и ощущениями; совершенствовать у учащихся навыки текстовосприятия (расчленение на главное и второстепенное, обнаружение ключевых слов, установление логики движения текста, понимание языковых единиц, анализ образной структуры текста и средств создания его выразительности), что станет основой для успешного создания собственного текста (текстообразования).

2) развивать ассоциативное и образное мышление учащихся, их коммуникативные умения: раскрыть тему и основную мысль текста, строить собственные устные высказывания, т.е. способствовать развитию языковой личности школьников, способной говорить, общаться, создавать устные и письменные речевые произведения, извлекать информацию из текстов, воспринимать чужую речь.

3) воспитывать интерес и любовь к родной русской речи через призму восприятия творчества и личности А.С. Пушкина, показывая нескончаемые возможности яркого и многогранного русского слова; воспитывать уважительное отношение к чужой точке зрения, доброжелательность друг к другу.

Тип урока: урок развития речи.

Методы: 1) словесные: эвристическая беседа, объяснение.

2) практические: наблюдение над языковым материалом, работа с текстом, словарно-орфографическая работа.

3) методы стимулирования интереса к учению и мотивации к общению (создание эмоциональных ситуаций).

4) репродуктивный метод.

Оборудование: индивидуальный раздаточный материал для учащихся, интерактивная доска.  

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Введение в тему урока.

Аудиозапись стихотворения Лермонтова М.Ю. «Смерть поэта» (№1)

Включение аудиозаписи, создание эмоционального настроя учащихся к восприятию темы

Прослушивание аудиозаписи, определение адресата лирического стихотворения М.Ю. Лермонтова

6

2.

Речевая разминка.

(игра «Ассоциации»)

Репродукция портрета Пушкина А.С. (автор – Кипренский) №2

Демонстрация, усиление эмоционального настроя учащихся

Составление ассоциативных рядов, визуальное восприятие

2

3.

Работа по теме урока.

1) Словарно-орфографическая работа

Проблемный вопрос, обращение к электронному словарю – работа с литературоведческим понятием (№3)

Направление поиска учащихся

Работа с электронным словарем литературоведческих терминов

7

2) Эвристическая беседа.

-

Мобилизация имеющихся знаний учащихся

Рефлексия

3

3) Работа с понятием «этюд».

Работа с литературоведческим понятием (№4)

Направление поиска учащихся

Работа с электронным словарем литературоведческих терминов

7

4) Работа с текстами-образцами.

-

Обучение навыкам текстовосприятия

расчленение на главное и второстепенное, обнаружение ключевых слов, установление логики движения текста, понимание языковых единиц, анализ образной структуры текста и средств создания его выразительности

15

4.

Заключение

Репродукция портрета Пушкина А.С. (автор – Кипренский) №2

Демонстрация, усиление эмоционального настроя учащихся

Визуальное восприятие, настрой на творческую работу

5

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»

локальный автономный ресурс открытого типа

Аудиозапись стихотворения Лермонтова М.Ю. «Смерть поэта»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e114ead5-b4f8-6e06-d9a8-93ac2c9133e0/Lermontov-Smert-poeta.mp3

2.

Кипренский «Портрет А.С. Пушкина»

локальный автономный ресурс открытого типа

Репродукция портрета Пушкина А.С. (автор – Кипренский)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a2fe0d3-6563-4239-bc25-786fbd797f9a/Kiprenskij.PortretPushkina.jpg

3.

Электронный словарь

локальный автономный ресурс закрытого типа

Электронный словарь

http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=%CF%C5%D0%C8%D4%D0%C0%C7%C0&bukv=%CF

4.

Электронный словарь

локальный автономный ресурс закрытого типа

Электронный словарь

http://feb-web.ru/feb/slt/abc/

ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА:

  1. Введение в тему урока.

- Я приветствую вас, мои юные друзья, и приглашаю совершить увлекательное путешествие в неповторимый и загадочный мир родной русской речи. А вот кто станет сопровождать нас в этом путешествии, вы поймете из стихотворения М.Ю. Лермонтова. Вслушайтесь в его строки.

(РЕСУРС 1)

 - Кто же этот поэт, который сегодня распахнет перед нами двери в удивительный мир русской речи?                                                                   (А.С. Пушкин)

- Действительно, это великий русский поэт, тонкий знаток русского языка А.С. Пушкин. Позвольте узнать, как вы догадались, что речь в стихотворении идет именно о нем, а не о другом поэте, ведь имя Пушкина автором стихотворения не называлось.

- Таким образом, используя ассоциативный образный ряд, автор стихотворения дает нам понять, что главный герой его произведения – великий поэт А.С. Пушкин.

(РЕСУРС 2)

II. Речевая разминка.

 - Давайте с вами продолжим составление ассоциаций и поиграем в игру «Ассоциации». Запишите, пожалуйста, ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите А.С. Пушкин. На эту работу вам дается 1 минута.

(чтение получившихся ассоциативных рядов)

- Вы замечательно справились с заданием! Посмотрите, насколько по-разному вы воспринимаете личность и творчество А.С. Пушкина, насколько разные возникают у вас ассоциации, когда вы слышите это имя. Так и должно быть: все мы разные и непохожие друг на друга, естественно, что различаются и наши мысли, наше мировосприятие. У каждого из нас «свой» Пушкин. Именно поэтому тема сегодняшнего нашего урока так и звучит «Мой Пушкин». Запишите ее.

 III. Работа по теме урока.

  1. Словарно-орфографическая работа: запишите слова и выражения с попутным комментированием:

Первый поэт-художник Руси, лелеющая душу гуманность, образователь юного чувства.

Баловень природы, чародей, самородок.

Солнце русской поэзии, великий желанный спутник, златоустый певец.  

        - Скажите, что объединяет все записанные слова и выражения.  (Они характеризуют А.С. Пушкина)

- Какие выражения особенно ярко показали вам, что речь идет именно об А.С. Пушкине? (Солнце русской поэзии)

- Понятие «Пушкин» заменено здесь его описанием. Вспомните, как называется такой прием. (Перифраза)

(РЕСУРС 3)

- Хочу вам напомнить, что перифраза помогает избежать лишних повторов одного и того же слова и делает текст более образным и выразительным.

Все записанные выражения принадлежат разным людям, это тоже своего рода «ассоциации», связанные с именем Пушкина. Запишите авторов этих выражений.             1. В.Г. Белинский.          2. А. Григорьев.             3. Ю. Айхенвальд.

- Какие из этих выражений понравились вам больше всего. Прочтите их.

- Глядя на эти высказывания разных людей, мы в очередной раз убеждаемся, насколько по-разному каждый человек воспринимает личность Пушкина, что каждый в душе хранит образ «своего» неповторимого Пушкина.

2) Эвристическая беседа.

- Скажите, когда вы впервые в своей жизни встретились с именем А.С. Пушкина. Как он «вошел» в вашу жизнь?

- Почему нам всю жизнь помнятся сказки Пушкина?

- Да, А.С. Пушкин – желанный спутник многих и многих людей, почитателей его таланта, на протяжении вот уже нескольких веков. Неравнодушные к поэту люди выражают свое отношение к нему по-разному: пишут о Пушкине большие книги и небольшие статьи, посвящают ему стихи. Писать о поэте, восхищаться им, оформлять свои мысли о нем, его творчестве можно, обратившись к такому литературному жанру, как этюд.

3) Работа с понятием «этюд».

- На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с эти новым для вас литературным жанром, его характерными признаками и особенностями, соберете достаточно богатый и разнообразный языковой материал, чтобы попробовать свои творческие силы в написании этюда на заданную тему. А чтобы облегчить ваш труд, прошу вас очень внимательно отнестись ко всему, что вы услышите на уроке друг от друга, от меня. Фиксировать в памяти понравившиеся мысли и, конечно, активно включаться в беседу, чтобы наше общение было плодотворным.

Итак, что же такое этюд?  (РЕСУРС 4)

Запишите определение. Этюд – небольшое по объему литературное произведение, посвященное частному вопросу.

- Скажите, что в определении этюда в большей степени подчеркивает его особенности как жанра.  (Посвящен частному вопросу, касающемуся только отдельного человека, его отношения к тому или иному лицу, явлению, предмету).

- Чтобы вы могли более отчетливо уяснить особенности нового для вас литературного жанра, обратимся к этюдам, написанным разными людьми, но посвященным одному человеку, поэту А.С. Пушкину.

4) Работа с текстами.

Текст № 1

Кажется, о Пушкине сказано все, что только можно сказать о литературе и о человеке; а в то же время ясно, что не годы, не десятилетия - века к нему будут возвращаться снова и снова...

Солнце - одно, но по-разному отражается оно в разных каплях росы или дождя. По-разному титанический образ Пушкина воспринимается каждой душой, каждой личностью! И как из миллиардов преломленных каплями солнечных лучей на небе слагается радуга, так, можно думать, общечеловеческое представление о величайшем из наших гениев образует в веках многоцветный и прекрасный образ его.

(По Л. Успенскому)

- На что обращает внимание Л. Успенский, говоря о Пушкине?

- Подчеркнем в этом этюде ключевые слова и фразы.

- Какие изобразительно-выразительные средства языка помогают почувствовать отношение Успенского к Пушкину?

- Каково оно, это отношение?

- Какие слова и выражения вам особенно понравились?

- Как вы понимаете выражение «общечеловеческое представление»? А мы можем внести свой вклад в это представление?

- Пусть ваши этюды станут теми яркими лучиками, которые слагают сияющую радугу общечеловеческого представления о нашем великом гении.

Текст № 2

Пинежский Пушкин

(из текста северного рассказа о Пушкине)

Он певец был, песенный наблюдатель, книгам сказатель, грамоты описатель. Землю, как цветами, стихами украсил.

...Не было от сотворенья, чтобы таки многолюдны книги в такой короткий век кто сложил. Век короткий, да разум быстрый: годы молоды, да ум тысячелетен...

У другого человека ум никуда не ходит, на спокое стоит. У Пушкина, как стрела, как птица, ум-от.

Что люди помыслят, то он делом сотворит...

И настолько он хитрой прикладывать слово-то к слову!.. Пушкин говорил, как с полки брал; и всё разно сказывал. Век не придумать никому, как он придумывал...

Пушкин нов чин завёл в стихах... В еговых словах не заблудисся. Кабыть в ростил лежит. Всё-то видишь, всё-то понятно: выговаривать-то не спутаешь. Сколь письмо егово до людей дохоже! Старых утешает, молодых забавляет, малых учит...

(По Б. Шергину)

- Чем удивил вас этот этюд?

- Перечитайте его и подчеркните слова, которые вызывают у вас улыбку, непонятны вам. Как называются такие слова?  (Диалектные, просторечные)

- От кого мы могли бы их услышать? Кто мог так выражать, сказывать свои впечатления о Пушкине?  (Малограмотный человек, который сам плохо владеет пером, письменной речью, однако способен прочитать и понять творения великого поэта, объяснить, в чем прелесть его стихов, т.е. творчество Пушкина общенародно).

- Что ставит в заслугу поэту человек из народа А. Щеголева, со слов которой Б. Шергин записал этот текст?

- Какие образные выражения, слова помогают передать отношение читательницы к поэту?

- Что легло в основу этюда: черты характера поэта или общее впечатление от его творчества?

Текст №3

Мой Пушкин

...Самое любимое из страшных, самое по-родному страшное и по-страшному родное были «Бесы»:

«Мчатся тучи, вьются тучи — Невидимкою луна...»

Всё страшно — с самого начала: луны не видно, а Она — есть, луна-невидимка, луна в шапке-невидимке, чтобы всё видеть и чтобы её не видели. Странное стихотворение...

«Сквозь волнистые туманы пробирается луна...» — опять пробирается, как кошка, как воровка, как огромная волчица в стадо спящих баранов (бараны... туманы...). «На печальные поляны льёт печально свет она...» О, Господи, как печально, как дважды печально, как безысходно, безнадёжно печально, как навсегда припечатано — печалью, точно Пушкин этим повторением печаль луною, как печатью, к поляне припечатал.

(По М. Цветаевой.)

- На чем основано цветаевское восприятие Пушкина?  (На впечатлении от одного из произведений поэта).

- С каким произведением ассоциируется поэт у Цветаевой? Какие чувства возникают у нее при чтении стихотворения?

- Обратите внимание на то, какой знак чаще всего ставит в конце предложения поэтесса. О чем это говорит?

- Какие выразительные средства делают этюд ярким, эмоционально окрашенным?

5) Жанровые особенности этюда.

- Вы  прочитали произведения разных авторов. По жанру все они этюды. Выделим то, что характеризует этюд как литературный жанр, в частности, этюд «Мой Пушкин». Запись в тетрадях: 1) личное отношение к поэту; 2) выделение того, с чем ассоциируется восприятие поэта (общее впечатление от личности поэта или от его творчества, черты характера, эпизод из жизни, конкретное произведение); 3) яркие, точные, образные слова, выражающие личное эмоциональное отношение к поэту.

IV. Заключение. (РЕСУРС 2)

- Откройте, пожалуйста, последний лист ваших рабочих тетрадей. Это единственный пока еще пустующий лист, но он самый важный, поскольку на него лягут строки вашего этюда  с вашими мыслями и чувствами. Пусть он станет очередной или первой страничкой вашего творчества. Надеюсь, на сегодняшнем уроке вы получили достаточный языковой и литературоведческий материал, а главное – эмоциональный заряд, чтобы создать свой этюд. Желаю вам творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Презентация внеклассного урока "Наш Пушкин"(к 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)

Методическая разработка внеклассного урока "Наш Пушкин" (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России....

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова

Цель Научно-исследовательского  проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...

Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...

Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)

Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов.        Для его проведения ...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...