Харламова Елена Андреевна

сайт учителя русского языка

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: комплексная работа с текстом

Увлечения: современная литература

Регион: Московская область

Населенный пункт: Балашиха

Место работы: Земская гимназия

Навигация

Последние записи в блоге
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kharlamova-elena-andreevna
Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями, своим отношением к миру…
Д.С. Лихачев

Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своем мини-сайте! Буду рада, если мои материалы хоть немного облегчат и разнообразят ваши уроки! Будем сотрудничать!!!

О себе

 

По точному замечанию поэта М. Волошина, «каждый рождается дважды», второй раз, когда «сердце горит и трепещет». Мы рождаемся во второй раз, когда избираем свою профессию, определяющую наш жизненный путь. Так уж случилось, что передо мной никогда не вставал вопрос «кем быть?». Я всегда, с самого детства знала, что обязательно буду учителем, как мои бабушка и дедушка.

И вот уже более десяти лет я работаю учителем. И чем глубже я вникаю в суть учительской профессии, тем больше вопросов задаю я сама себе и порою мучительно пытаюсь найти на них ответ.

Меня всегда волновал вопрос: каким видят педагога ученики, какова его роль в их воспитании?

По – моему, учитель предстает перед детьми прежде всего как посредник. Посредник в том смысле, как понимал роль учителя Л. С. Выготскийфигура, которая обеспечивает встречу ребенка с его потенциальными возможностями, с идеальной формой его существования. И в этом смысле учитель является детям как взрослый, как представить того мира, куда им еще придется войти. От того, какими наши ученики видят нас, своих учителей, зависит, что они будут думать о взрослой жизни. Ведь мы – первые взрослые, которых они видят «в работе», вне обыденных забот.

Мне бы очень хотелось, чтобы образ моей «взрослости» воспринимался учениками как нечто достойное и внушал им уважение к нашей профессии. А это требует постоянной работы над собой.

Я считаю, учитель состоится как мастер, если будет видеть природную талантливость каждого ученика, его неповторимый внутренний мир. Учитель должен делать жизнь ребенка счастливой.

Мы часто сердимся на нерадивых учеников, редко им улыбаемся, много требуем, мало сочувствуем, скупо поощряем. Я пытаюсь преодолеть этот стереотип строгого учителя. Дети приходят в школу с желанием не только учиться, но и общаться со сверстниками и учителями. В ходе такого диалога и происходит взаимообогащение и взаиморазвитие взрослого и ребенка. Двойка для многих ребят – несчастье, такую оценку они часто воспринимают как приговор, как негативное к себе отношение со стороны учителя. А ведь в наших силах сделать жизнь каждого ученика в школе радостной, увлекательной, счастливой. Считаю, что в этом и состоит главная задача каждого учителя, когда, «стараясь о счастье других, мы находим свое собственное» (Платон)

В этом смысле я считаю себя счастливым человеком.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мой взгляд на мир

 

«Педагоги должны относиться к ребенку так, как будто он уже такой, каким бы вы хотели его видеть». А стало быть, и помогать ему стать таким. Оказывается, человек ведет себя по отношению к окружающим так, как относится к самому себе. Из этого следует очень важный вывод: чтобы наш воспитанник стал добрым, честным, справедливым, ему необходимо неустанно внушать установки, что он добрый, честный, справедливый.

Внушение гуманных установок, увлечение высокими идеалами, подражание привлекательным жизненным и литературным примерам – все это «вбрасывается» мною в подсознание моих воспитанников на каждом уроке, (благо, преподаваемые мною предметы позволяют это делать).

Я стараюсь научить своих детей победной тактике жизни. Начиная очередной урок, я даю им установку на то, что в ходе урока мы с ними должны будем решить невероятно сложную проблему, разобраться в очень сложном материале. И к концу урока я вижу: с этими трудными задачами справились все ученики. Вот тогда я не скуплюсь на добрые слова, со всей серьезностью убеждаю своих ребят в том, что они очень умные, сообразительные, талантливые. Говорю об удовольствии работать с ними, о том, что мне повезло. И делаю это искренне, ведь ребята заслужили похвалу.

И  я не сомневаюсь, что уходят они с моего урока с гордостью за себя и что с нетерпением будут ждать урока следующего, чтобы еще раз пережить ни с чем не сравнимую радость победы над собой.

Как педагог я пытаюсь дать ребенку то, в чем он так больше всего нуждается, - торжество победы на уроке и чувство победителя. Победившего себя! Так и только так, на мой взгляд, следует понимать тот самый  «воспитательный момент» на уроке, о котором мы столько говорим. Воспитание есть прежде всего воспитание в ребенке чувства собственного достоинства.

Успех – самый лучший воспитатель, ибо дает ребенку главное: уверенность в собственных силах и веру в себя. Ребенок рождается для успеха.

Ну, а что касается любви, то, видимо, не стоит насиловать себя вселенской любовью к детям. Любовь – нередко опасное чувство. Она эгоистична, требует ответной благодарности, любви, повиновения, преданности. В данном случае гораздо более действенна формула А. С. Макаренко:«Как можно больше требовательности к ученику и как можно больше уважения к нему».

Я поняла: любить всех учеников невозможно – не хватит сердца. Но вот думать о каждом, заботиться, проявлять по малейшему поводу тревогу, оказывать поддержку – это входит в перечень наших профессиональных обязанностей.

И здесь огромную роль играет та атмосфера, которая царит на уроке.

Абсолютно все без исключения так или иначе влияет на атмосферу урока – внешний вид учителя и усвоенное им дежурное выражение лица, темп и ритм урока и, самое главное, особое внимание учителя к своим ученикам.

На мой взгляд, внимание является могущественным средством воздействия. Умелое владение этим средством как раз и характеризует опытного педагога, составляет главную профессиональную способность учителя – мастера. Это не простая, пусть и очень развитая наблюдательность. Это особое отношение к ученику, граничащее с заботливостью матери и ответственностью отца. Это внимание контролирует любое действие, любую мысль, любую эмоцию ученика. Здесь отходят на второй план все способы и методики и остается лишь педагогическая мудрость, тонкая интуиция, готовность по малейшему поводу прийти на помощь, поддержать, вселить уверенность.

Умное педагогическое воздействие, мне думается, всегда будет побуждением к поиску, к собственному действию, к обретению своей позиции. Наши ученики нуждаются в таком воздействии. Они нуждаются в нас, своих учителях, поскольку порою с нами они общаются гораздо больше, чем с собственными родителями.

Мои достижения

        Участие в конкурсах профессионального мастерства:

2002 – районный конкурс «Учитель года» (2 место);

2007 – районный конкурс методических систем (1 место);

2007 – районный конкурс «Лидер в образовании» (1 место);

2008 – областной конкурс «Лидер в образовании» (2 место);

2008, 2009 – всероссийская олимпиада аспирантов по педагогическим наукам, г. Санкт-Петербург.

НАГРАДЫ:

2002 г. – Благодарственное письмо Главы администрации МО Оренбургский район

2007 г. - Почетная грамота Министерства образования  Оренбургской области.

2008 г. – Почетная грамота Министерства образования и науки РФ как обладателю Президентского гранта ПНП «Образование».

Моё портфолио


Может быть, портфель моих достижений еще не слишком полон, но все, что там есть, - плоды трудов моих. Надеюсь, что его содержимое окажется полезным для всех, кто относится к своей профессии как к творчеству. Именно творчество делает нашу жизнь разнообразной. Именно благодаря творчеству ни одна суперсовременная инновационная технология не сможет заменить человека. Творчество – шанс человечества на вечность. В нем – спасение от рутинных дел и замкнутого круга событий. В нем – основы того, чтобы учительский труд не стал механистичным исполнением обязанностей. 

Мои публикации:
Классное руководство
Междисциплинарное обобщение
Общепедагогические технологии
Родной язык и литература
Русский язык
Публикации моих учеников:
Литературное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио