Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

        Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов.

        Для его проведения участники  делятся на две  равноценные группы, каждая из которых выбирает себе название и капитана.   

       Учащиеся повторяют произведения, изученные в 7 классе, повесть «Капитанская дочка».

       Интеллектуальная игра «Пушкин-историк» проводится  в четыре тура. Оценивает ответы и подводит итоги интеллектуальной игры  авторитетное жюри.

       Цель: повторить и систематизировать знания учащихся   по  произведениям  А. С. Пушкина, воспитывать любовь к  его творчеству, развивать познавательный интерес, обогащать активный словарь детей.

     Задачи: – акцентировать внимание учащихся на деталях в произведения А.С.Пушкина;
– систематизировать знания, полученные во время изучения тем;
– выявить уровень свободного владения материалом;
– сформировать у учащихся умение работать в творческой группе;
– выявить творческий потенциал учащихся;
– развить внимание учащихся, научить их слушать друг друга, уважать мнение товарища;
– вызвать у учащихся желание самостоятельно продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_pushkin-istorik_lobanova_o.m.docx40.11 КБ

Предварительный просмотр:

Пушкин-историк.

(Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина)

        Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов.

        Для его проведения участники  делятся на две  равноценные группы, каждая из которых выбирает себе название и капитана.    

       Учащиеся повторяют произведения, изученные в 7 классе, повесть «Капитанская дочка».

       Интеллектуальная игра «Пушкин-историк» проводится  в четыре тура. Оценивает ответы и подводит итоги интеллектуальной игры  авторитетное жюри.

       Цель: повторить и систематизировать знания учащихся   по  произведениям  А. С. Пушкина, воспитывать любовь к  его творчеству, развивать познавательный интерес, обогащать активный словарь детей.

     Задачи: – акцентировать внимание учащихся на деталях в произведения А.С.Пушкина;
– систематизировать знания, полученные во время изучения тем;
– выявить уровень свободного владения материалом;
– сформировать у учащихся умение работать в творческой группе;
– выявить творческий потенциал учащихся;
– развить внимание учащихся, научить их слушать друг друга, уважать мнение товарища;
– вызвать у учащихся желание самостоятельно продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина.
 

     Оборудование:  репродукции портретов А.Пушкина Кипренского, Тропинина; Гейтмана, Фаворского, Уткина; открытки с изображением Петербурга, памятника Петру, репродукции с картин, гравюр, иллюстрации Ф.Константинова, А.Бэнуа к поэме «Медный всадник»; иллюстрации к «Песни о вещем Олеге» В.Васнецова; иллюстрации к трагедии «Борис Годунов» В.И.Сурикова, В.Г.Перова;  фрагмент оперы «Борис Годунов» Мусоргского,    иллюстрации к повести «Капитанская дочка».

                                                               

Ход игры.

Эпиграф:  «Гордиться славою своих предков

 не только можно, но и должно;

не уважать оной – постыдное малодушие»

                                                          А.С. Пушкин.

Несколько слов о поэте.

      Ведущий 1.

-  Говоря о Пушкине, вспомним поэтические слова Е. Баратынского:

            Ничто не оставлено им

            Под солнцем живым без привета.

            На всё отзывается он сердцем своим,

            Что просит у сердца ответа.

      Относится это и к истории.

      Интерес А.С. Пушкина к истории пробудился очень рано. Уже его первая поэма «Руслан и Людмила» (1920 г.), содержит эпизоды, основанные на данных «Истории государства Российского» Карамзина. В основе «Песни о вещем Олеге» – летописный рассказ. Замысел трагедии «Борис Годунов» (1824-1825) возник также после прочтения 2-х томов «Истории» Карамзина.

      Интерес Пушкина к Петровской эпохе выразился в предпринятой в начале 1824 г. поездке из Одессы в Бендеры с целью отыскать следы лагеря Карла ХII и могилу гетмана Мазепы. А в 1828 году появляется поэма «Полтава».

      Будучи в Михайловском, Пушкин живо интересовался своими предками по матери. А.С. Пушкин получил, от жившего по соседству в Петровском двоюродного деда Петра Абрамовича Ганнибала, рукопись биографии его отца, Абрама Петровича Ганнибала, на немецком языке. Находясь под впечатлением от большой и героической жизни «птенца гнезда Петрова», Александр Сергеевич написал неоконченный исторический роман «Арап Петра Великого» (1827).

      Ведущий 2.

    -  Разинско-пугачёвская тема приковывает внимание Пушкина. В 1824 году в письме из Михайловского к брату Льву он просит прислать ему «Жизнь Емельки Пугачёва». Здесь же, в Михайловском, он обрабатывает фольклорные песни о Разине.

      Сложная историческая и политическая ситуация 1830-х годов вызывала противоречивые тенденции в историко-философских взглядах Пушкина. Его высказывания в защиту русской государственности отражала веру поэта в историческое предназначение России столь энергично выраженную в поэме «Медный всадник» (1833).

      В 1833 году на основе архивных источников Пушкин создаёт «Историю Пугачёва» – широкую историческую панораму крестьянского восстания.

      А в «Капитанской дочке» (1836 г.) Пушкин прежде всего хотел показать, как складывалась судьба героев повествования, попавших в круговорот исторических потрясений.

      Ведущий 1.

-  Обращены к истории, к «давно минувшим временам» относятся и лирические произведения А.С. Пушкина, исторические записи и заметки, историческая публицистика.

      Но сегодняшняя наша игра будет основана на самых известных исторических произведениях А.С. Пушкина.

      Ведущий 2.

- Итак, начнем игру с разминки. Каждая команда по очереди получает по вопросу. За правильный ответ  команда получает 1 балл. Первый тур игры начинает команда, которая наберет наибольше количество баллов.

Разминка.

1.С какой целью Петр I решает «…в Европу прорубить окно»?

А) расширить торговые отношения с Европой

Б) «…назло надменному соседу»

В) так было «суждено» Петру I

Г) для того чтобы вывести Россию из вековой изоляции и возвысить ее роль на международной арене

2.  Расположите события, описываемые А. С. Пушкиным в поэме «Полтава», в хронологической последовательности: Появление Петра, смотр войск, Петр

приветствует полки, Карл дает сигнал к началу сражения, первый утренний

бой, победа России, Полтавская битва, пир Петра 1.

3.Какой смысл вложен в строки «…Горит восток зарею новой»?

А) начало нового дня

Б) алые отблески лучей солнца

В) восхождение России

Г) отблески пожаров в Полтаве

 4.  Расположите события, описываемые А. С. Пушкиным в поэме «Полтава», в хронологической последовательности: Появление Петра, смотр войск, Петр

приветствует полки, Карл дает сигнал к началу сражения, первый утренний

бой, победа России, Полтавская битва, пир Петра 1.

5.   На какие чувства читателя воздействует Пушкин в описании боя?

«…Швед, русский – колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.»

А) зрительное восприятие

Б) звуковое восприятие

В) духовное состояние

6.   Что явилось источником создания  «Песни о вещем Олеге»

А) «Повесть временных лет»

Б) «История государства Российского» Н, М. Карамзина

В) исторические хроники

Г) олицетворение

7. Какие исторические реалии введены в «Песни о вещем Олеге»?

А) образ кудесник

Б) описание дружины

В) щит на вратах Царьграда

Г) языческий бог Перун

   Жюри подводит итоги разминки.

  Ведущий 2.

-   Итак, начинаем первый тур игры.

  Вопросы первой команде:

          1. Назовите выдающегося русского историка конца 18 - начала 20 века, с которым близко был знаком А.С. Пушкин.  ( Н. Карамзин)      

          2. Какую оперу по сюжету поэмы Пушкина создал П.И.Чайковский, где дан образ юной девы и её трагической любви. («Мазепа», поэма Пушкина «Полтава»)

        3. Кто из композиторов написал оперу «Борис Годунов»  (М.Б. Мусоргский)

        Звучит   фрагмент оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского.

   Вопросы второй команде:

        1.   Владимир Иванович Даль – писатель, фольклорист, автор знаменитого «Толкового словаря», помогал Пушкину в Оренбурге в сборе сведений о Пугачёве. Кем был Даль по образованию? (врач)

         2.     Какие вам известны кинофильмы, поставленные по историческим произведениям А.С. Пушкина?  («Капитанская дочка», «Как  царь Пётр арапа женил»)

            3.     Какой композитор написал оперы по сюжетам пушкинских произведений «Капитанская дочка», «Пир во время чумы», «Кавказский пленник»?    (Ц. А. Кюи )

        Жюри подводит итоги 1 тура.

   Вопросы второго тура первой команде.

          Откуда эти строки?

             1.      Один:

                                            «Все плачут

                             заплачем брат и мы»

                   Другой: 

                            « Я силюсь, брат,

                              да не могу»

                   Первый:

                            « Я также. Нет ли луку?

                               Потрём глаза»

              (Пушкин А.С. Борис Годунов. Сцена: народ умоляет Бориса  на царство).

                                         

2. Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
 

       (  Поэма «Медный всадник» в начале поэмы дается картина пустынной местности, того, что было на месте будущей столицы – Петербурга)

  3. «Скажи мне, кудесник, любимец богов,
     Что сбудется в жизни со мною?
    И скоро ль, на радость соседей-врагов,
     Могильной засыплюсь землею?

 («Песнь о вещем Олеге», обращение Олега к кудеснику).

 

Вопросы  второго тура    второй команде.

              1.     Не знаешь ли чем сильны мы, Басманов?

                   Не войском, нет, не польскою помогой,

                   А мнением; да! Мнением народным.

          (Пушкин А.С. «Борис Годунов», слова Пушкина А.М.).

           2. «Не приведи видеть русский бунт бессмысленный и беспощадный»                                    

                                                          (Пушкин А.С. «Капитанская дочка»)

           3.   Была та смутная пора

                Когда Россия молодая,

                В бореньях силы напрягая

                 Мужала гением Петра.

                                        (Пушкин А.С. «Полтава»)

Жюри подводит итоги 2 тура.

Вопросы третьего тура первой команде. Назовите  произведение.

 

  1.       « Стыдно тебе, старый пёс, что ты, невзирая на мои строгие указания, мне не донёс о сыне моём…и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю?»

                                                                     ( Пушкин А.С. «Капитанская дочка»).

                                         

  1.       «Учись мой сын: наука сокращает

               Нам опыты быстротекущей жизни»

                                     ( Пушкин А.С. «Борис Годунов»).

        3.        «Волхвы не боятся могучих владык,

                 А княжеский дар им не нужен;

                 Правдив и свободен их вещий язык

                  И с волею небесною дружен»

                                 ( Пушкин А.С. «Песня о вещем Олеге»)

   

 Вопросы третьего тура второй команде.

  1.     Кому принадлежат эти слова, произнесённые перед боем:

«Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой стороне. Вместе жить и вместе умирать».

               ( Пушкин А.С. «Капитанская дочка»,  слова Василисы Егоровны Мироновой).

    2.     Давно замыслили мы дело

          Теперь оно кипит у нас.

          Склоняли долго мы главы

         Под покровительство Варшавы

         Под самовластием Москвы

         Но независимой державой

         Украйне быть уже пора:

         И знамя вольности кровавой

         Я поднимаю на Петра».

                                    (Пушкин А.С. «Полтава», слова Мазепы).

                     

     3.     «Ох, тяжела ты шапка Мономаха»»

                                               (Пушкин А.С. «Борис Годунов»).

Ведущий.

-    А теперь наше жюри подведёт итоги игры.   Пока жюри совещается, проведем  конкурс с болельщиками. Самый активный и знающий болельщик получает приз. 

Конкурс для болельщиков.

- Назовите исторические лица и исторические события в Романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Материал для ведущих, учителя:

      В романе «Капитанская дочка», наряду с вымышленными персонажами, описываются и реальные люди, жившие в изображаемую Пушкиным эпоху: Емельян Пугачев, Екатерина II, Б.К.Миних, Анна Иоановна, А.П.Сумароков, Траубенберг, Ф.Чумаков, Г.Отрепьев, Е.Харлова, Белобородов, Афанасий Соколов (Хлопуша), Фредерик II, И.И. Михельсон, А.П.Волынский, П.А.Румянцев.

     А.С.Пушкин повествует об одном их важных событий русской истории – восстание под предводительством Е.Пугачева (бунт яицких – уральских – казаков 1772 года; осада Кистрина русской армией; движение раскольников в России; осада Оренбурга; сражение под Юзевой; взятие крепости Нижнеозерной; взятие Казани; казнь Емельяна Пугачева).

 Все это делает повествование достоверным, исторически реальным и конкретным, дает возможность глубже осмыслить описываемые Пушкиным события.

 Кратко охарактеризуем указанные исторические имена и исторические события в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

 Пугачев Емельян Иванович (1740 или 1742-1775), предводитель Крестьянской войны, донской казак, участник Семилетней и русско-турецкой войн,  хорунжий. Под именем Петра III поднял восстание яицких казаков в августе 1773 г., проявил выдающиеся военные и организаторские способности. В сентябре 1774 г. был выдан властям заговорщиками. Казнен  в Москве на Болотной площади.

Екатерина II Алексеевна (1729-1796), российская императрица с 1762 г. До восхождения на российский престол была немецкой принцессой Софьей Фридерикой Августой. Пришла к власти, свергнув с помощью гвардии Петра III. При Екатерине II русское государство существенно окрепло, были оформлены сословные привилегии дворян, усилилось угнетение крестьян; в царствование Екатерины II произошла Крестьянская война под руководством Е.Пугачева (1773-1775). За годы ее правления к России были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Северный Кавказ, западно-украинские, белорусские и литовские земли.

Миних Бурхард Кристофер (1683-1767) — граф, русский военный и государственный деятель, генерал-фельдмаршал. Родился в Ольденбурге, на русской службе с 1721 г. Командовал русской армией в русско-турецкой войне 1735—1739 гг. В 1742 г. сослан Елизаветой Петровной, возвращен из ссылки Петром III в 1762 г.

Анна Иоанновна (1693-1740) — русская императрица с 1730 г., племянница Петра I. Годы царствования в России: 1730-1740 гг.

Сумароков Александр Петрович (1717-1777) — русский поэт и драматург, теоретик русского классицизма.

Траубенберг — генерал-майор. В 1771 г. был направлен для peopганизации казачьего войска, лишения его самостоятельности. Деятельность Траубенберга и привела к восстанию яицких (уральских) казаков. Он предпринял попытки усмирить казаков, подавить восстание, но это ему не удалось: его войска были разбиты, а сам он убит.

Чумаков Федор — яицкий казак, начальник артиллерии у Пугачева. За  содействие в аресте Пугачева после подавления восстания был помилован.

Григорий Отрепьев (в романе — Гришка Отрепьев) — самозванец, ставленник польских панов. Под именем Дмитрия, сына русского царя  Ивана IV (Ивана Грозного), в 1605 г. захватил русский престол; убит в 1606 г. во время народного восстания. В русской истории известен под именем Лжедмитрия I.

Елизавета Харлова — жена убитого пугачевцами коменданта Нижнеозерной крепости. После захвата крепости сначала была пощажена Пугачевым и даже приближена к нему; однако после настойчивых требований приближенных к Пугачеву атаманов, которые опасались влияния Е.Харловой на Е.Пугачева, была казнена вместе с малолетним братом.

Белобородов — один из ближайших помощников Пугачева, выходец из среды уральских крепостных рабочих.

Хлопуша  (настоящее имя — Афанасий Тимофеевич Соколов, 1714- 1774) -  сподвижник Е. Пугачева в Крестьянской войне 1773-1775 гг.,  талантливый командир в пугачевском войске; крепостной крестьянин, затем -  беглый каторжник; послан Оренбургским губернатором в лагерь  восставших для подрывной работы, перешел на сторону Пугачева. Возглавил отряды заводских крестьян, организовал отливку пушек на заводах.  Казнен в Оренбурге.

Фредерик (1712-1786)— король Пруссии Фридрих II, сын ФридрихаI; на русский лад Пугачев называет его «Федором Федоровичем». Е.Пугачев, будущий казацкий атаман, принимал участие в Семилетней войне России с Пруссией (1756 – 1763), в ходе которой русская армия разгромила Фридриха II и взяла берлин, столицу Пруссии.

Михельсон И.И.. (1746-1807)  -  генерал кавалерии, один из главных и самых жестоких усмирителей крестьянского восстания под предводительством Е. Пугачева.

Волынский А.П. (1689-1740) - министр в правительстве Анны Иоан- Иоановны; руководитель группы дворянства, выступавшего против засилия немцев на русском престоле. В 1840 г. был публично казнен.

Румянцев (Румянцев-Задунайский) Петр Александрович (1725-1796) — Гриф, крупный полководец в период правления Екатерины II, генерал- фельдмаршал. Участник Семилетней и русско-турецкой войн. Под его командованием русская армия одержала несколько побед в русско-турецкой войне (1768-1774). Автор военно-теоретических работ. В Царском Селе в честь победы при Качуле ему был поставлен памятник в 1770 г.

Реальные исторические события, упоминаемые в романе «Капитанская дочка».

Пугачевское восстание - восстание яицких (уральских) казаков 13 января - 6 июня 1772 г. под предводительством атамана Емельяна Пугачева. Причины восстания: притеснение простых казаков, возвращение беглых казаков помещикам. Восстание продолжалось около 5 месяцев и было жестоко подавлено правительством Екатерины II.

Осада Кистрины русской армией. Во время Семилетней войны (1756-1763) в 1758 г. русская армия осаждала прусскую крепость Кистрин на р. Одер.

Движение раскольников. В своем романе А.С. Пушкин упоминает движение раскольников. Раскольники - это последователи раскола, религиозного движения в России. Это движение возникло в XVII в., когда русский патриарх Никон предпринял попытки провести серьезные изменения в Русской Православной Церкви по аналогии с греческой Церковью.  Последователи этого движения противостояли официальной церкви, выступали за «старую веру» (их называли старообрядцами) и были подвергнуты жестоким гонениям, нередко вплоть до смертной казни (Протопоп  Аввакум, боярыня Морозова и др.). В XVIII в. это движение было широко распространено в Зауралье, на Дону, в Поволжье, где укрывалось немало беглых крестьян.

Оренбургская осада - осада г. Оренбурга войсками Пугачева в течение почти полугода (с начала октября 1773 г. до марта 1774 г.)

Сражение под Юзевой - 8 ноября 1773 г. около деревни Юзева под  Оренбургом состоялся бой войска Пугачева с правительственными войсками,  в результате которого царские войска потерпели поражение.

Взятие крепости Нижнеозерной -  в ходе восстания Нижнеозерная  крепость - укрепленное поселение казаков недалеко от Оренбурга – была захвачена войсками Пугачева.

      Взятие Казани – 12 июня 1774 года войска Пугачева захватили Казань.

      Казнь Емельяна Пугачева – 10 января 1775 года при огромном скоплении  народа Е.Пугачев был казнен в Москве.

     

       Жюри выявляет самого активного и эрудированного болельщика, вручает приз.

       Вопросы четвёртого тура “Вопрос – ответ”.

         При проведении этого тура викторины командам задаётся вопрос и даётся время на его обсуждение (приблизительно 30 секунд или минута). Отвечает команда, капитан которой первым поднял руку. Правильно ответившая команда получает 1 балл за ответ. В этом туре побеждает команда, набравшая больше всего очков.

1 вопрос.

        А. Архангельский замечает, что во вступлении к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»безымянный царь, с его великой творческой мощью, лишен  личностного начала».

      - Почему литературовед называет царя безымянным? Так ли это? Если царь безымянный, то откуда мы знаем, что перед нами Петр I?

2 вопрос.

        А.И.Герцен писал: «Петр I – самый полный тип эпохи, призванный к жизни гений-палач, для которого государство было все, а человек ничего».

       - Говорит ли во вступлении поэмы А.С.Пушкин о гениальности Петра I? Заметили ли вы во вступлении поэмы мысль о том. Что для Петра I «государство было все, а человек ничего»?

3 вопрос.  

         С.М.Петров пишет, что «в центре поэмы «Полтава» - изображение Полтавского боя как великого исторического события, поставившего Россию на одно из первых мест в Европе. В основу героического содержания поэмы легла идея о том, что Полтавская битва была подготовлена всем развитием петровской России, что это была битва за существование целого народа, за будущность России».

        -  Можно ли считать Полтавский бой великим историческим событием для России? Как это отразилось в поэме?

4 вопрос.

        Т.Галушко считает, что «Песнь о вещем Олеге» решает вопрос «о роли и месте  поэта (пророка) в истории».

      -  Каким изображается кудесник в «Песне о вещем Олеге»? Можно ли считать этот образ аллегорией поэта? Если произведение решает вопрос о роли и месте поэта (пророка) истории, то каким будет ответ?

        Жюри подводит итоги, награждает победителей, благодарит участников.

Список литературы:

1. Большой энциклопедический словарь. В 2-х т. – М., 1991.

2.  Пушкин А.С. Капитанская дочка. – М.: АСТ, Астрель, 2006.

3.  Пушкин «Поэмы». – М.: «Дет.лит.», 1975.

4. Пушкин А.С. Драматические произведения. – М.: Худ.лит., 1982.

5. Ревякин А.И. История русской литературы XIX в.: Первая половина. 3-е изд. – М., 1985.

6.  Юшков С.В. Пушкин-историк. – Свердловск, 1938.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ЛиРусс". Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе. 5 класс

"ЛиРусс" - интеллектуально-познавательная игра по русскому языку и литературе  для пятиклассников.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ...

Интеллектуальная игра по истории для учащихся 5-7 классов "Своя игра"

Интеллектуальная иградля 5–7-х классов "Своя игра"Цель игры:расширение кругозора;формирование устойчивого интереса к предмету;развитие интереса к изучению истории родного краяПорядок проведения и прав...

Интеллектуальная игра на французском языке для 9-10 классов "Поле чудес", тема игры "Музеи Франции Лувр"

В учебной программе по французскому языке предусмотрено узучение темы "Музеи Франции. Лувр". В целях более детального изучения, знакомства с фактами, не отраженными в учебнике по французскому языку дл...

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" А. С. Пушкин "Евгений Онегин".

Интерактивная презентация, позволяющая в игровой форме проверить знания учеников, увлекающихся литературой....

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" А. С. Пушкин. Роман "Дубровский".

Интерактивная презентация к интеллектуальной игре (с ответами)....

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" А. С. Пушкин "Маленькие трагедии".

Интерактивная презентация к интеллектуальной игре (с ответами). Для учебных заведений с литературным уклоном....

Интеллектуальная игра " Викторина по сказкам А.С.Пушкина"

Методическая разработка игры - викторины по сказкам А.С.Пушкина. Для занимательного досуга детей....