урок русского языка "Космическое путешествие на планету Писем"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок -путешествие, где дети знакомятся с эпистолярным жанром. (В рамках года Космонавтики)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_puteshestvie_na_planetu_pisem.doc | 165 КБ |
planeta_druzey.doc | 221.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Космическое путешествие на планету Писем».
Цели и задачи: 1) познакомить со способами отправки почты;
2) научить искусству писать письма;
3) повторить знаки препинания при обращении;
4) развивать логическую письменную речь;
5) воспитывать дружелюбие, милосердие, любовь к близким
людям;
Оборудование: рисунки, раздаточный материал (конверты, части ракеты),
карточки; магнитофонная запись звука стартующей ракеты.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Как вы думаете, зачем люди пишут друг другу? Почему мы ждем писем от близких нам людей, от родных? Мы ждем именно писем, а не звонков, не открыток? Ответ очевиден: письма помогают общаться душою. Не случайно существует и такое определение письма: это труд души, обращенной к другому человеку.
К сожалению, эта удивительная, благородная форма письма сегодня вытесняется другими. Мы звоним, шлем факсы, отправляем интернет-письма. Общаемся? Да. Но уж очень по-деловому, подчас забывая, что эпистолярная форма – это художественное произведение, искусство слова.
И сегодня на уроке мы отправляемся в космическое путешествие на планету Писем.
III. «Подготовка к полету» (историческая справка)
Учитель: Сегодня мы считаем вполне обычным делом отправить по почте письмо. А как это делали раньше?
Каждый ученик показывает рисунок с изображением способов отправки почты.
1 ученик: Так, например в Древней Греции служили необычайно выносливые гонцы – гемеродромы. Некоторые из них были способны пробежать за сутки более 200 км!
2 ученик: Доставка писем нередко была делом отважных людей. Во времена освоения Америки существовала почтовая линия «Пони-экспресс». Рискуя жизнью в перестрелках с бандитами и индейцами, наездники перевозили почту через весь континент всего за неделю.
3 ученик: Какими только способами не переправляли письма! Когда корабль терпел бедствие, в море бросали закупоренную бутылку с посланием. Иной раз из Англии она доплывала до Австралии. Первооткрыватель Колумб тоже воспользовался «бутылочной» почтой . Правда, его письмо было выловлено из воды через 363 года.
4 ученик: Почтальонами работали голуби. И даже пчелы, которые хорошо ориентировались в полетах и легко могли найти свой улей, расположенный за много километров.
Учитель: Сегодня у нас необычный полет. В космос на нашем корабле желает отправиться турист. Но ему сначала предстоит выполнить задание.
Уважаемый турист! Для нас абсолютно привычно находить в почтовом ящике письма издалека, преодолевшие сотни километров. Но как они доходят до нас? Расскажите, пожалуйста, об этом.
Турист ( работник почты): Итак, сначала письмо опускают в почтовый ящик, затем приходит почтальон и собирает письма изо всех ящиков квартала и относит их в центральное почтовое отделение. Сотрудник почты делает гашение марок и штемпелевание. Потом письма сортируются. Это очень кропотливая работа: нужно учитывать различные области, районы и города нашей страны и зарубежных стран. Почта, которую приходится отправлять самолетом, упаковывается в специальные мешки, их отвозят в аэропорт. Обычная почта отвозится на грузовиках на вокзалы. В поездах дальнего следования существуют специальные вагоны, и там почта сортируется согласно месту назначения. Так упаковки с письмами передаются с одного вокзала на другой. К вокзалам подъезжают грузовики и развозят письма по почтовым отделениям в зависимости от адресов, указанных на конвертах. Там письма сортируются в последний раз и разносятся почтальонами каждому конкретному адресату. (прилож.: рисунок движения почты)
IV. «Взлет ракеты». ( Искусство писать письма)
Учитель: Но чтобы письмо проделало нелегкий путь и попало в руки адресата, его нужно написать. О том, как это правильно сделать, мы сейчас и поговорим.
- А что называется письмом? ( письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь.)
1 ученик: Умение писать такие послания, которые люди хранят и берегут годами – Божий дар. Однако неправильно было бы полагать, что, не обладая этим даром, не стоит вообще пытаться писать письма. Чтобы создать волшебное ощущение беседы с помощью письма и избежать фальши, нужно использовать определенные приемы.
2 ученик: В личных письмах следует употреблять характерные для вашей речи обороты, а не заменять их на более официальные.
3 ученик: Неполные или сокращенные фразы тоже помогут сделать ваше письмо более естественным. Если вы говорите : «Не знаю» вместо : «Я этого не знаю», почему бы вам так и не написать?
4 ученик: Время от времени упоминайте имя человека, которому пишите, это сделает ваше письмо дружеским и искренним.
5 ученик: Не думайте слишком долго над тем, как именно выразить свою мысль. Решите, что вы хотите сказать,
и напишите об этом как можно быстрее; так создается впечатление, что вы действительно беседуете со своим другом.
V. «Комета-пунктограмма». (знаки препинания при обращении)
Учитель: Ребята, на нашем пути обязательно встретится комета. Скажите, пожалуйста, как она называется. (знаки препинания при обращении)
Вспомните, какими знаками препинания мы выделяем обращения. В каких случаях?
VI. « Звездное небо». (типы писем)
Учитель: Письма можно разделить на личные и деловые. Ребята, напишите на конвертах типы писем, которые вы знаете.
VII. « Звезда им. Д. С. Лихачева» (письмо о добром и прекрасном)
Учитель: Ребята, мы выяснили, что существует множество типов писем. Есть письма, которые предназначены только одному человеку либо нескольким. Но существуют и такие, которые написаны потомкам, Человечеству. Среди таких «Письма о добром и прекрасном» Д. С. Лихачева, великого мужа, ученого, 100-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году. Я хочу познакомить вас сегодня с отрывками из этого цикла.
Ученик: В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо больше, а если в большом попытаться уместить малое, то большее просто перестанет существовать.
Поговорка «Цель оправдывает средства» губительна и безнравственна… Преступление ничем не может быть оправдано. Стремиться к великой цели низкими средствами нельзя.
А в чем же самая большая цель жизни?
Я думаю: увеличить добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей, оно слагается из много, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать…
Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается и в близком. Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью , свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя на этом нельзя останавливаться и надо любить человека в человеке….
Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает более широкий круг вопросов. Любовь и дружба, расширяясь и распространяясь, на многое обретают новые силы, становятся все выше, а человек – мудрее.
Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной…
Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость…
2 ученик: я вам прочитаю десять заповедей человечности:
- Не убей и не начинай войны.
- Не помысли народ свой врагом других народов
- Не укради и не приписывай труда брата своего.
- Ищи в науке только истину, и не пользуйся ею во злости или ради корысти.
- Уважай мысли и чувства братьев своих.
- Чти родителей и прародителей своих, и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
- Чти природу как матерь свою и помощницу.
- Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
- Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
- Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.
Учитель: Ребята, какие проблемы затрагивает в своих «Письмах» Д. С. Лихачев.
Актуальны ли они сегодня? Докажите.
.
VIII. «Стыковка кораблей» ( план письма)
Учитель: Впервые в практике пилотируемой космонавтики стыковку двух кораблей на орбите совершили космонавты Владимир Шаталов и Борис Волынов. Как известно, заключительный этап стыковки включает в себя причаливание и соединение кораблей. Мы осуществим стыковку, если правильно соединим части письма, части корабля.
Итак, (на партах у детей лежит раздаточный материал)
- Подпись;Заключение;
- Приветствие и обращение;
- Дата;
- Изложение того, что хочешь написать, и вопросы о том, о чем хочешь узнать.
IX. «Работа в открытом космосе».
Учащиеся получают карточки с заданиями. (Письма находятся в конвертах и лежат на партах)
Карточка №1
1) Прочитайте текст. О чем это письмо? Кто его написал? Что вы узнали об авторах письма?
2) Какое чувство вызвало у вас содержание письма? Почему?
3) Определите, что именно вы прочитали письмо-просьбу, письмо-сообщение, письмо-приглашение, письмо-поздравление.
4) Найдите в письме приветствие, обращение, заключение. Какие части отсутствуют в этом письме? Какие предложения вам кажутся лишними? Почему?
5) Замените словосочетания наладить связь, появилась охота, посредством письма другими, похожими по смыслу.
Здравствуйте, дорогие ребята, юные пчеловоды! Примите наш пламенный ученический привет. Пишут вам ученики ремесленного училища. Мы прочитали про вас в газете и хотим познакомиться с вами посредством письма и наладить связь. Ваша работа очень понравилась нам, и у нас появилась охота тоже заняться пчеловодством. Просим сообщить нам размеры улья и по возможности прислать чертеж. Мы, будущие столяры-мебельщики, уже умеем делать табуретки, скамейки, столы, а с будущего года можем наделать ульев и тем даже ребятам, которые захотят. Еще сообщите, где можно достать пчел. Еще раз примите наш пламенный, горячий привет! Не сочтите за труд ответить. Пишите как можно скорее. Ждем с нетерпением ответа. Поздравляем с великим достижением и желаем вам новых больших успехов в работе.
(По Н. Носову)
Карточка №2
1) прочитайте. Как надо переделать текст, чтобы он стал письмом?
2) К какому виду письма вы отнесете этот текст? Докажите.
3) Какие сочетания прилагательных с другими частями речи использованы в содержании ? Какой эмоциональный настрой придают они тексту?
Ура! Я купил тебе самые красивые в мире туфли! Закачаешься! Вот так!
Дорогая сестра! С Новым годом, с новым счастьем! Прими от меня сердечные пожелания. Хочу, чтобы удача никогда не покидала тебя. Хочу, чтобы ты была здорова и любима.
Мама и папа собираются тебя навестить.
Пиши почаще, не забывай своего лучшего друга – любящего брата.
26.12.05.
Карточка №3
1) Прочитайте текст. Найдите предложение, которое выражает основную мысль текста. Определите тему письма.
2) Каков характер письма: нравоучительный, строгий или доверительный, сердечный?
3) Выделите в письме обращения. Чем они выражены?
Мой дорогой Гена, я был болен и поэтому отвечаю на твое письмо так поздно.
Ты спрашиваешь, как начинают писать стихи. Я начал с того, что очень внимательно читал стихи хороших поэтов – Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других. Читал я стихи в слух, вдумываясь в каждое слово.
Попробуй и ты научиться понимать чужие хорошие стихи – тогда, может быть, и у тебя будут выходить настоящие стихи.
Шлю тебе сердечный привет! С. Я. Маршак.
X. «Возвращение на Землю»
Учитель: Это один из самых ответственных этапов полета. Чтобы ракета быстро и без препятствий возвратилась на землю, необходимо правильно выполнить задание. Что бы вы посоветовали Гене Крахмальцеву? Напишите ему письмо.
XI. «Адаптация космонавтов». (объяснение домашнего задания)
Учитель: Напишите письмо потомкам, которые будут учиться в нашей прекрасной школе через 30 – 50 лет. В своем письме поднимите одну из проблем: проблема экологии, милосердия, моя малая Родина, наша школьная жизнь.
ХII. Итог урока.
Конец формы
Предварительный просмотр:
Классный час.
Тема: Планета Друзей.
Учитель: Добрый день всем, я рада вас видеть и приветствую всех на планете Друзей.
Ведущий 1: «Дерево сильно корнями , а человек – друзьями», - гласит пословица. «Кто не ищет дружбы с ближним, тот себе заклятый враг», - говорил в 12 веке великий грузинский поэт Шота Руставели.
Ведущий 2: Наш разговор пойдет сегодня – о дружбе, о взаимоотношениях людей.
Чтец:
Люди сильны друг другом.
Что равнодушья мерзей?
Люди сильны испугом
Вдруг потерять друзей.
В битвах и перед казнью
Или на Млечном Пути
Люди сильны Боязнью
В чем-то друзей подвести.
Ведущий 1: Так поэт Евгений Евтушенко выразил отношение людей к ценности дружбы.
Ведущий 2: какие качества вы больше всего цените в друге?
Чтец: «Твой друг» С. В. Михалков.
Он честен и бесстрашен
На суше и в воде,
Товарища и друга
Не бросит он в беде.
Он гнезд не разоряет,
Не дразнит и не врет,
Не виснет на подножках
Чужого не берет.
Раздаются анкеты «Какие качества в друге, по вашему мнению, цените больше всего?» Расставьте числа.
Доброта
Внимательность
Преданность
Верность
Смелость
Ум
Знания
Воспитанность
Чтец: «Мне бы друга…» А. Шлыгин.
Мне бы друга,
Да такого,
Чтоб меня не предавал,
Чтоб подсказывал толково,
Чтобы списывать давал…
Чтобы сильным был и ловким,
За меня горой стоял –
Он тогда бы задал Вовке
И Андрюшке наподдал!
С другом было бы прекрасно,
Если б был он здоровяк –
Чтоб в походе безотказно
За меня таскал рюкзак.
Я б ни в жизнь такого друга
На других не променял!
Мне бы друга…
Что-то туго
С этим делом у меня.
Ведущий 1 : Нет на земле человека, который бы не задумывался, что такое дружба,
В чем ее особая сила, непреходящая ценность.
Ведущий 2: Чувство дружбы – это огромная ценность, которой равновелики любовь и внутренняя свобода.
Исполнение песни «Если с другом вышел в путь»
Чтец: С. Михалков.
Когда живется дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
Ты в дальнюю дорогу
Бери с собой друзей.
Они тебе помогут ,
И с ними веселей.
Чтец: «Настоящий друг» Ялушкин.
Когда не понял и не смог решить задачу,
Когда проблемы возникают вдруг,
Когда обидел кто, и от досады плачешь, -
Как хорошо, что рядом есть надежный друг.
И настоящий друг всегда тебе поможет,
Не подведет, не бросит никогда,
И часть беды он на себя возложит,
С тобою рядом долгие года.
Ведущий 1: Если мы хотим иметь друзей, то должны твердо представлять себе и точно чувствовать, что нужно другому человеку.
Чтец:
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу – дружи со мной…
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: Но ты учти:
Ты во всем должна идти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной:
Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной:
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной -
Стану знаменита!
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: - Ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать,
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят: - молчала бы!
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье:
Срочно требуется друг!
Ведущий1: Встречались ли вы с такими «друзьями» в жизни?
Ведущий 2: Почему у девочки возникли проблемы с друзьями?
Чтец: «Стих о дружбе» Багданович.
Без дружбы человек себя особо зрит,
Пустыннику подобен,
Который жизнь влачит,
К успехам не способен,
Но дружбою свое,
Мы множим бытие.
О дружба, дар небесный!
Чудеснейших сердец союз узнали тесный.
Теснейшее пристанище души.
О дружба! Наконец, ты стих мой доверши,
И будь толико в нем любезна,
Колико в нем полезна!
Работа в группах.
Задание №1
« А вдруг?..»
С утра прошел дождь. Андрей прыгал через лужи и быстро-быстро шагал. Нет, он вовсе не опаздывал в школу. Просто он еще издали заметил синюю шапочку Тани Шибановой.
Бежать нельзя: запыхаешься. А она может подумать, что бежал за ней всю дорогу.
Ничего, он и так ее догонит. Догонит и скажет… Только вот что сказать? Больше недели, как поссорились. А может, взять да и сказать: «Таня, пойдем в кино сегодня?». А может, подарить ей гладкий черный камушек, который он привез с моря?..
А вдруг Таня скажет: « Убери, Вертишеев, свой булыжник. На что он мне нужен?!».
Андрей сбавил, было, шаг, но, взглянув на синюю шапочку, вновь заторопился.
Таня шла себе преспокойно и слушала, как машины шуршат колесами по мокрой мостовой. Вот она оглянулась и увидела Андрея, который как раз перепрыгивал через лужу.
Она пошла тише, но больше не оглядывалась. Хорошо бы он догнал ее возле того палисадника. Они пошли бы вместе, и Таня спросила бы: «Не знаешь, Андрюша, почему у одних кленов листья желтые, а у других красные?». Андрей посмотри-посмотрит и … А может и не посмотрит совсем, а буркнет только: «Читай, Шиба, книжки. Тогда все знать будешь». Ведь поссорились…
За углом большого дома была школа, и Таня подумала, что Андрей, пожалуй, не успеет догнать ее. Нужно остановиться. Только ведь не встанешь просто так, посреди тротуара.
В большом доме был магазин «Одежда», Таня подошла к витрине и стала разглядывать манекены.
Андрюшка подошел и встал рядом…Таня посмотрела на него и чуть улыбнулась… «Сейчас что-нибудь сказанет», - подумал Андрей, и, чтобы опередить Таню, проговорил:
- А-а, это ты, Шиба… Здравствуй…
- Привет, Вертишеев, бросила она
Андрюшка быстро зашагал дальше, а Таня задержалась у витрины.
Снова стал накрапывать дождь.
Вопрос: Что бы вы могли посоветовать героям этого рассказа.?
Учитель: Вы начали действовать и поступили правильно, но и действовать надо верно. «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего», - писал М. Горький.
Задание №2
Трое
Неуютный дождливый вечер. По пустынной дороге идут трое ребят. Идти им еще далеко, а попутных машин нет. Все устали. Но вот показалась машина. Ребята обрадовались, бросились к ней, но…но в ней оказалось только одно место. Как же быть? Это должна была подсказать ребятам дружба. На лице высокого, сильного парня спортивного вида явно читалось: «Меня возьмите, меня!». О других он не думал. Среди них был высокий, худенький, какой-то болезненный мальчик, но он просил шофера: «Возьмите Сашу, он натер ногу». Сашей звали третьего – самого, казалось, безучастного к тому, что происходило. А думал в это время: раз место одно – оно нам не нужно. И Саша решительно сказал: «Или всем ехать, или всем идти!» Машина уехала.
Задание: Что вы можете сказать о мальчиках? Как бы вы поступили в этой ситуации?
Задание №3
По рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»
Вопрос: Дж. Лондон выступает за дружбу и взаимопомощь. Трус, по его мнению, подвергается большей опасности, чем смелый человек. Покажите это на примере Билла, бросившего своего товарища. Были ли путники друзьями? Почему вы так думаете?
Задание №4
Ведущий 1: Всем хорошо известна пословица «Друг познается в беде»
Ведущий 2: А вот известный современный поэт А Дементьев считает, что в удаче друг познается больше, чем в беде.
Чтец: «Друг познается в удаче»
Друг познается в удаче
Так же порой, как в беде.
Если он душу не прячет.
Чувство не держит в узде.
Друг познается в удаче
Если удача твоя.
Друга не радует - значит,
Друг твой лукав, как змея.
Или же горькая зависть
Разум затмила его,
И на успех твой позарясь,
Он не простит ничего
Он не простит… Но иначе
Скажет об этом тебе.
Друг познается в удаче
Больше порой, чем в беде.
Чтение учащимися сочинений о дружбе.
Исполнение песни «Песня о друге» В. Высоцкого
Чтец: «Два друга» Л.М. Квитко
Об этих ребятах
Не зря говорят:
«Они за друг дружку
горою стоят!»
Их двое, а кажется, -
Топает взвод,
Когда подготовка
К сраженью идет.
Жуков изучают,
Сидят у реки
И очень охотно
Едят пирожки.
Один завздыхает,
Вздохнет и другой,
Один зачихает,
Чихнет и другой.
Они не дерутся
Почти никогда,
Ведь драка – не спорт,
Вот борьба – это да!
И оба ныряют
В горячую пыль,
Как только появится
Автомобиль.
Вы ждете,
Что вылезут двое ребят,
А видите двух
Озорных чертенят.
Где первый,
Там, стало быть, будет второй!
Стоят друг за дружку
Ребята горой.
Опрос, в котором принимают участие учителя школы, родители, гости.
- Если у вас друг? На чем основана ваша дружба?
- Нужно ли обижаться на друга, если он говорит чистую правду?
Объявляются результаты анкетирования.
Чтец: В. Шекспир.
Настоящий друг везде,
Верен в счастье и в беде.
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может.
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям не сходны,
Верный друг и льстец негодный.
Чтец: «Дружба» Муталиб Мутаров
Спросили как-то раз у мудреца:
- Дед,
что ценней всего на белом свете?
Недолго думал старый аксакал.
- Всего ценнее дружба, -
он ответил.
Тогда ему сказали:
- сталь крепка,
но что прочней ее на белом свете?
Недолго размышлял седой мудрец.
- Всего прочнее дружба, -
он ответил.
- Старик, по нраву всем душистый мед.
Он, словно, солнце, и лучист, и светел.
Старик,
Всего на свете слаще мед.
- Нет – слаще меда! –
он ответил.
Театрализованное представление
«Если вместе мы, друзья,
зла не будет никогда»
Занавес закрыт. Полная темнота. Загораются бегущие огни. В записи звучат сигналы «SOS» и текст:
Кто слышит нас?
Кто может? Помогите!
Планету Друзей от Злорадии спасите!
Доброту и Дружбу спрятала она в сундук,
Зло и гадость царствуют вокруг.
Бегущие огни гаснут, звучат космические звуки, луч прожектора мечется по залу, звучит текст:
О беде планеты вашей знаем,
И на помощь друга посылаем,
Мудростью своей он знаменит,
Вместе с вами Зло он победит!
Занавес открывается.
На фоне шума «летающей тарелки» идет фрагмент из м/ф (полет корабля).
Экран убирается. На сцене – царство Злорадии. Лучом высвечивается гость другой планеты – Ушастик (текст в течение всего спектакля звучит в убыстренном темпе).
Ушастик. Кажется, приземлился точно. Царство Злорадии должно быть здесь. Пока никого не вижу, но слышу хорошо, что сюда кто-то идет. Надо спрятаться. Может, удастся узнать что-нибудь интересное.
Звучит вступление к песне, загораются галогенные лампы, в танцевальной проходке появляются Вредомор и Злорадия. Она поет.
Злорадия. Какая это радость,
Когда кому-нибудь
Устроить можешь гадость,
А также обмануть.
С презрением смотрю я
На радостные лица,
Ведь мне Тоска Зеленая –
Любимая сестрица.
Ну, вот. Теперь можно и отдохнуть. Кругом серость и темнота. А Доброта и Дружба спрятаны в надежном месте.
Обнимает сундук, садится рядом с ним.
Злорадия. А ключики-то, вот они! Теперь, что захочу, то и сделаю. Я здесь – полная хозяйка!
Кладет голову на сундук, засыпает.
Вредомор (отгоняет от Злорадии мух и поет).
Я злой охранник – Вредомор,
На все готов Зла ради.
И самый вредный я с тех пор,
Как стал служить Злорадии.
Появляется Ушастик. Вредомор удивленно смотрит на него.
Вредомор. А это еще кто такой?
Ушастик. А ты кто такой?
Вредомор. Да я тебе щас...
Ушастик. И я тебе щам...
Вредомор. Что?! Мне грубить?!
Ушастик. И мне не грубить!
Вредомор. Ну, хлюпик, спасайся, если сможешь.
Звучит космическая музыка. Вредомор гоняется за Ушастиком, затем бросает в него что-то, но промахивается и попадает в Злорадию. Она просыпается, а Ушастик убегает.
Злорадия. Что такое? Какая наглость! Меня будить?! Кто посмел?
Вредомор. Наша, что ни на есть ни с кем не сравненная Злорадия! Только что я чуть не задержал опасного преступника – шпиона.
Злорадия. Откуда здесь взяться шпиону? С чего ты взял, что он – шпион?
Вредомор. Но его внешность... таких ушастых и носатых у нас нет. Я думаю, что это шпион с другой планеты.
Злорадия. Он думает! Здесь думаю только я, а все делают. Видимо, кто-то успел сообщить о моем захвате планеты, но им не удастся победить меня, пока сундук закрыт – я непобедимая. И ключи у меня.
Вредомор. А вдруг вы их потеряете? Или у вас их похитят?
Злорадия. Никогда! Хотя... А что, если... Позвать ко мне сюда мушкетеров!
Гаснет свет.
Вредомор (произносит заклинание).
Эни – бени – рес,
Квинтер – финтер – жес,
Эни – бени – раба,
Квинте – финтер – жаба!
Загорается свет в зале, через зал «скачут на лошадях» под музыкальное сопровождение, затем поднимаются на сцену три мушкетерки: Барбосиха, Подносиха, Арахисиха.
Мушкетерки. Прибыли по вашему заклинанию!
Злорадия. Слушай мою команду! Вот вам по одному ключику (раздает ключи) от этого сундука, в котором запрятаны Доброта и Радость. Пуще глаза стеречь, а не то – голова с плеч! Ясно?!
Мушкетерки. Так точно!
Злорадия. А мы с Вредомором отправляемся на поимку шпиона. От меня еще никому не удалось скрыться.
Вредомор со Злорадией уходят, мушкетерки прячут у себя ключи и поют.
Мушкетерки.
Мы – вредные, мы – самые
ужасные на свете,
А то, что очень мы глупы,
храним от всех в секрете.
Припев
Пусть не страшны огонь и дым,
Пусть море по колено,
Кому-нибудь, а нам поспать,
Поесть – вот это дело!
Врага, завидя за версту,
бежим мы все от страха,
Ведь ближе к телу своему
у нас своя рубаха.
Мушкетерки садятся вокруг сундука и от скуки начинают зевать, в это время появляется Ушастик.
Ушастик. Привет, бабульки!
Барбосиха. Что он сказал?
Подносиха. Привет, бабульки!
Арахисиха. Где это здесь бабульки?
Подносиха. Это он, наверное, нас так назвал.
Барбосиха. Что?! Какие мы тебе бабульки?
Ушастик. А кто же вы?
Арасихиха. Мы – мушкетерки самой Злорадии.
Ушастик. Вот вы кто! А где ваша Злорадия?
Барбосиха. Они ушли.
Ушастик. Куда ушли?
Арахисиха. Ловить какого-то шпиона.
Ушастик. А вас, значит, с собой не взяли? Не доверяют?
Барбосиха. Очень даже доверяют.
Подносиха. Вот, охранять поставили! (Показывает на сундук.)
Арахисиха. Даже ключи дали. Вот!
Ушастик. Ух, ты! Это хорошо!
Мушкетерки снова начинают зевать.
Ушастик. Скучно тут у вас.
Все. Ага, скукота!
Ушастик. Может, поиграем?
Все. А во что?
Ушастик. У меня для каждой из вас есть игра. Но только одно условие: если проиграешь, то отдаешь фант.
Барбосиха. Фант? Это что еще такое?
Ушастик. Любая вещь, которая принадлежит тебе.
Подносиха. Понятно.
Арахисиха. Согласны.
Ушастик. Кто первый?
Арахисиха. Можно мне?
Ушастик начинает первый конкурс, но Арахисиха его не понимает.
Арахисиха. Что-что? Ребята, вы что-нибудь поняли? А вы? (К мушкетеркам.) И я ничего не поняла. Ты не мог бы сказать нормальным языком, чтобы было все понятно.
Ушастик. Хорошо, я попробую.
Мушкетерки, проиграв, отдают фанты – ключи и с недоумением смотрят друг на друга.
Ушастик начинает говорить, как прежде.
Барбосиха. Ой, что мы наделали?!
Подносиха. Что теперь с нами будет?!
Арахисиха. Злорадия нас погубит!
Ушастик. Ничего не бойтесь. С помощью этих ключей я помогу вам избавиться от Злорадии и Вредомора, а пока спрячьтесь.
Мушкетерки прячутся, а Ушастик начинает открывать сундук. Раздаются три щелчка, но сундук не открывается, неожиданно появляется Вредомор, он набрасывается на Ушастика и связывает его.
Вредомор. Попался, шпион?! Ну, теперь тебе крышка! Злорадия тебе покажет, где раки зимуют!
Ушастик. Ой, испугался! А у самого-то коленки трясутся при ее имени.
Вредомор. И ничего у меня не трясутся. И совсем я ее не боюсь. Да я – самый храбрый, самый умный, все умею, все могу.
Ушастик. Ну, уж и все?!
Вредомор. Все!
Ушастик. А вот сундук открыть не сможешь!
Вредомор. Я не смогу?
Ушастик. Да, не сможешь!
Вредомор. Да, что тут не уметь-то! Надо произнести заклинание, и сундук откроется.
Ушастик. А заклинание это ты и не знаешь!
Вредомор. Это я-то не знаю?!
Ушастик. Конечно, не знаешь, если б знал, то давно уже сказал.
Вредомор. И скажу!
Ушастик. И скажи...
Вредомор. И скажу:
Сундучок! Сундучок!
Позолоченный бочок!
Расписная крышка!
Медная задвижка!
Ушастик. И все?
Вредомор. Нет, не все, есть еще слова:
Скажем только: 1, 2, 3,
Свой замочек отопри!
Ушастик. И, когда скажешь эти слова, сундук откроется?
Вредомор. Откроется, но только у тебя ничего не выйдет. Сейчас я позову Злорадию, и она тебя самого в сундук запрячет.
Он убегает, появляются мушкетерки.
Ушастик. Скорее развяжите меня, пока Вредомор не привел Злорадию.
Мушкетерки развязывают Ушастика.
Ушастик. Ребята, помогите нам. Давайте все вместе произнесем заклинание, чтобы сундук открылся.
Ушастик говорит заклинание по строчке, а зал повторяет:
Эни – бени – рес,
Квинтер – финтер – жес,
Эни – бени – раба,
Квинтер – финтер – жаба!
На последних словах вбегают Вредомор и Злорадия. Свет гаснет, звучит красивая мелодия, в сундуке загораются огни. Затем полный свет. На месте Злорадии и Вредомора – остатки одежды.
Барбосиха. Ой, смотрите, что осталось от Вредомора и Злорадии.
Подносиха и Арахисиха (поют).
Остались от козлика рожки да ножки...
Ушастик. Ну, вот, а вы боялись.
Барбосиха. Спасибо тебе, Ушастик!
Подносиха. Теперь на нашей планете опять стало светло.
Арахисиха. И как хорошо, что у нас опять стало радостно. Все такие добрые и нет злых.
Ушастик. Если вместе мы, друзья,
Зла не будет никогда!
Исполняется песня «Ты, да я, да мы с тобой»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Путешествие в страну "Морфемику"
Урок обобщающего повторения...
Урок-игра "Космическое путешествие на планету Лингвистика"
Обобщающий урок по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"...
Обобщающий урок по теме: Путешествие на планету «Пропорция». 6 класс
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"6178020",...
Конспект урока русского языка "Путешествие в мир русской иконописи"
ЦЕЛИ УРОКА:• учиться рассуждать об иконописи как о ценности культуры;• дать необходимые фоновые знания об этом виде искусства;• расширить лексический запас культуроведческой лексикой...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Учимся писать изложение"
Педагогическая цельСоздать условия для развития умения озаглавливать текст, составлять план, писать текст по заданному плану, писать выборочное изложениеТип урокаРазвитие речи / решение частной задачи...
Технологическая карта урока русского языка «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ФГОС.
Технологическая карта урока русского языка «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ...
Технологическая карта урока русского языка «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ФГОС.
Технологическая карта урока русского языка «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ...