урок в 5 лассе по теме "Глагол"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Урок посвящён 200-ю Бородинскому сражению.Учебная деятельность по теме "Глагол"построена на познавательном материале "Минувших дней немеркнущая слава"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yaz._5_klass.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

                                МКОУ «УЛАНЭРНИНСКАЯ СОШ»

  УРОК  РУССКОГО ЯЗЫКА  В 5 КЛАССЕ

                           

   «Что обозначает глагол»

( на материале «Минувших дней немеркнущая слава»)

                                                         Учитель: Бадмаева Нина Дорджиевна

Тема  урока:  «Что обозначает глагол».

 Тип учебного занятия: Вводный . Изучение нового материала.

 Цели урока:  

 Обучающие:. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

 Развивающие: Развивать умения учащихся:

- самостоятельно определять свои знания — незнания по изучаемой теме;
- работать в парах;

- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.

Воспитательные :  Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение,интерес к истории Отечества, малой родины,чувство патриотизма .

Задача: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме “Глагол в языке и речи”; “прочувствовать” и “прожить” ее.

Применяемые технологии: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Здоровьесберегающая, ИКТ.

Применение НРК, связь с предметами  литература и история.

Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; работа в парах;  “инсерт”; составление кластера.

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Планируемые результаты (УУД):  личностные : воспитывать чувства патриотизма, любви к родному языку, бережного отношения к своему здоровью;

 Предметные : обеспечить усвоение  узнавание глагола;

 Метапредметные: Владение предметными знаниями и умениями.

Умение применить их для решения конкретно-практической задачи

Формы  организации  УПД  учащихся: Работа в парах, коллективные.

Оборудование: Презентация, таблица, тексты для анализа, портрет М.Ю.Лермонтова, слова для составления таблицы.


Этапы и задачи урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1.Организационный

момент

Цель: обеспечить готовность к уроку.

Учитель: Добрый день, ребята! Как вы себя чувствуете? С Масленицей вас! Сегодня на уроке  у нас гости. Поздоровайтесь.

Дети приветствуют гостя.

Включение учащихся в учебную деятельность.

2.Актуализация изученного материала, постановка проблемы 

Стадия вызова

Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о частях речи, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Ребята, что это за знак?   SOS  !!!

Страна Лингвистика просит вас о помощи…

Помогите каждому разделу русского языка найти свой предмет изучения

Приём «Найди соответствие»:

Звуки речи          лексика

Части слова              синтаксис и пункт.

Значение слова       фонетика

Предложение и            морфемика

знаки препинания

норма произношения    морфология

образование слова     орфоэпия

                                     словообразование

3.Предмет изучения  какого раздела не указано?

 Что изучает Морфология?

Назовите части речи, и скажите, как они различаются. Для чего мы с вами составили эту таблицу? ( Слайд 1)

Верно, Я предлагаю вам слово «одержали» рассмотреть по всем предметам изучения разделов Р.Я.

4. – А в морфологии это слово  к какой части речи относится? Помогите сформулировать тему урока.

И вторая тема, на которой мы построим изучение глагола, связана со словом «одержали» (повторите, что означает это слово)

Тема так и называется «Минувших дней немеркнущая слава». Урок посвящаем юбилейной дате:200-ю Бородинскому сражению. Слайд 2

Сигнал бедствия, просьба о помощи.

Составляют таблицу.

(дети работают с карточками: соединяют слова первого столбика со словами второго)

Морфологии

Слово как часть речи.

….по значению, морф. признакам, синт. ролью.

Повторить разделы Лингвистики.

Дети выходят к доске с цветными мелками:

К глаголу

Глагол как часть речи.

Запись числа и темы урока

«добиться обладания чем – нибудь, получить усилием, борьбой, завоевать…)

Умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу

3. «Открытие» нового знания. 

Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков, самостоятельное формулирование правила о глаголе

6.Учитель: Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь».  «Глаголить»  - говорить. « Глаголом жги сердца людей», – писал А.С.Пушкин

Глагол – это важная часть речи в русском языке.

Как вы думаете, почему?

-Заполните таблицу (слайд 3)

Какие вопросы, вы можете поставить к тому, что знаете о глаголе:

7.Работа с учебником.

- Выпишите слова Александра Матвеевича Пешковского ,во вторую половину таблицы запишите, что вы узнали нового. Объясните знак препинания в предложении: Глаголы – это слова, оживляющие всё, к чему они приложены.

Обозначает действие

Заполнение таблицы на планшетах.

Что такое глагол? На какие вопросы отвечает? И т.д.

Чтение второго текста, запись на поставленный вопрос

Запись предложения, объяснение пунктуации

Умение анализировать, самостоятельное формулирование правила о глаголе, умение делать общие выводы    

Первичное закрепление.

отрабатывать умение находить глаголы , закрепление нового знания ,видеть роль глаголов в тексте

8 Работа с текстом (слайд 4). Выпишите глаголы и докажите слова А.М.Пешковского, охарактеризуйте явления

9.-Вспомните начало из стихотворения «Бородино»

  Подвиг трёх калмыцких полков в Отечественной войне 1812 года – славная страница в истории калмыцкого народа…(Слайды 5-10).Определите в предложении глагол, назовите, какое это предложение

 10.Физминутка   слайд (11)

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Повернись скорее к другу.

Правую  ему дай руку .

11.Ребята, сейчас мы выпишем паспорт глаголу и в течение изучения темы, будем заполнять его приметы. Заполните графы приметами уже вами знакомыми.

12.Работа с текстом в формате ЕГЭ.

   Ключ: А1 -4; А2 -3; А3 -4; А4 -7; В1.-  ; В2.-повеств. С1-

 - Какую роль играют глаголы в тексте

Не видать - состояние

Носились - движение

Блестел – состояние

Звучал, визжала – звуковые явления

Пролетать мешала – движение

Колоть устала – состояние

Чтение отрывка…/Скажи –ка,дядя,…/

«видел, пить водил» – состояние, движение, СПП.    

Заполнение паспорта.

Работа по тексту, взаимопроверка.

Олицетворение как средство худ. выразительности. Ведущая часть речи

 в типе речи - повествование

Умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые

Рефлексия учебной деятельности на уроке. 

Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения

14.Рефлексия. Какие вопросы стояли перед нами? Что узнали?

Слайд 13. «Незаконченное предложение»

Мне на уроке понравилось ........                                             Мне показалось трудным...........

Я бы хотел ещё..................

Главным своим результатом я считаю.........                          

15.Составление синквейна  по теме «Глагол» и по  теме «Герои войны 1812г.»

16. Слайд 14 Памятник воинам.

17.Домашнее задание.П.71.№577,580.Разъяснение.

18. 18.Комментирование оценок. Вручение медалей

«За успехи», «За активность», «За аккуратность», «За трудолюбие», «за умение дружить».

Запись ответов

Разный, нужный, деятельный….

Работает, является, отвечает…

Обозначает действие предмета

Работник, труженик

 Герои (воины…)

Смелые, отважные,.храбрые…

Защищали,.воевали, одержали….

Спасли свою Отчизну

Защитники (патриоты…)

 Чтение стихотворения «Бородино»

Умение делать самооценку учебной деятельности, умение творчески выражаться.

Приложение 1.

(1)Утром 7 октября 1812 года французская армия начала отступление  из Москвы.(2)Захватчики везли с собой  (на)повозках много награбленного добра.(3)Уходя из города, Наполеон приказал взорвать Кремль.(4)Это была месть непокорённому народу за (не)удачи завоевателей.(5)….. (6)Кремль был спасён.Выйдя из Москвы, французская армия направилась на юг, чтобы двигаться по ещё не разорённым местам, где можно  (до)быть продовольствие.(8)Но русские войска преградили  ей путь.(9)После ожесточённых боёв они заставили  французов отступать по местности, которую те сами же разорили.

А1.Определите тему текста: 1).отечественная война 1812г.; 2).Уход французской армии из Москвы;

3)Армия Наполеона в Москве;4).Спасение Кремля;

А2.Какое предложение должно быть на месте номера5 в этом отрывке?

1)Немногим больше месяца были французы в Москве и убедились, что она стала для них ловушкой.

2)Французы вели себя как варвары.  3).Но патриоты –москвичи сумели вовремя потушить фитили у большинства пороховых зарядов.4)Кремлю угрожало полное уничтожение.

А3.Объясняется ли в тексте, почему Наполеон отдал приказ взорвать Кремль?

1)не объясняется. 2).Объясняется в предложении7. 3) ….в предложении 3.  4)……в предложении 4.

А4.Этот текст нужно разделить на  два абзаца.Каким предложением должен начинаться второй абзац? Укажите номер предложения__________________

В1.Напишите правильно выделенные слова _________________________________________________________

В2.Какой тип речи используется в   тексте,докажите_______________________________________________________

С1.Почему русские войска преградили путь французской армии, отступавшей из Москвы? Напишите развёрнутый ответ из 3-5 предложений.

Матрица оценки деятельности учащихся на уроке

ФИ учащегося

Тест

Лингвистическое исследование

Устная работа на уроке

Индивид.

задание

Отметка

Работа в группе

Фонетический анализ

слова

Морфемный анализ слова

Словообразов.

анализ слова

Шкала:

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 - 2 ошибки

«3» - 3 ошибки

Шкала:

«5» - активное решение учебной проблемы

«4» - принимал участие в решении учебной проблемы

«3» - слушатель

Шкала:

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 - 2 ошибки

«3» - 3 - 4 ошибки

Шкала:

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 - 2 ошибки

«3» - 3 - 4 ошибки

Шкала:

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 - 2 ошибки

«3» - 3 - 4 ошибки

Шкала:

«5» - активное решение учебной проблемы

«4» - принимал участие в решении учебной проблемы

«3» - слушатель

Шкала:

«5» - отл.

«4» - хорошо

«3» - удовл.

1

Анджаев Очир

2

Катаева Айлана

3

Кошманова Лиза

4

Нармаева Вика

5

Цебекова Оля

6

Эрднеев Санджи



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 5 лассе по теме "Глагол"

Урок посвящён 200-ю Бородинскому сражению.Учебная деятельность по теме "Глагол"построена на познавательном материале "Минувших дней немеркнущая слава"...

Конспект урока для 8 ласса "строение и функции головного мозга"

Конспект урока для 8 класса по теме: "строение и функции головного мозга" Изучается строение головного мозга, его отделы и функции. Причины нарушения деятельности головного мозга....

Урок русского языка 6 ласс "Действительные и страдательные причастия"

«Действительные и страдательные причастия»Цели:А) образовательная: знакомство с новым материалом;Б) развивающая: формирование  навыка правильного написания суффиксов действительных и страдательны...

Интегрированный урок математики в 6 лассе на тему "Масштаб"

Разработка данного урока содержит конспект урока и презентацию....

Презентация к уроку по теме "Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" 7 ласс

Презентация к уроку, позволяющая осмыслить изученное произведение, сформулировать идею и основную мысль повести; ещё раз сравнить жизненные установки героев произведения. Поставлена  проблема выб...

презентация к уроку "Озёра России" 6 ласс

презентация к уроку "Озёра России" 6 класс школа 8 вида...

Технологическая карта урока английского языка по теме экологические проблемы, 8 ласс

Технологическая карта урока по учебнику Биболетова 8 класс "Enjoy English"...