тест (2 варианта) и комплексный анализ текста к переводным экзаменам в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Материалы для переводного экзамена по русскому языку в 5 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тест.
А1. Найдите имя существительное.
1) звоню 2) звон
3) звонки 4) звонко
А2. Какое из данных слов является проверочным для ос тальных?
1) д..рить 3) безд..рь
2) од..рённый 4) под..рок
А3. В каком слове следует писать букву Б?
1) ке..ка 3) ю..ка
2) тро..ка 4) заклё.ка
А4. В каком слове нет непроизносимых согласных?
1) бесхитрос..ный 3) со..нце
2) ужас..ный 4) извес..ный
А5. В каком слове следует писать букву Ь?
- тягач.. 3) чуш...
2) пять встреч.. 4) шалаш..
А6. В каком слове следует писать букву Ь?
- в..юга 3) об..яснить
- в..езжать 4) с..ежился
А7. В каком примере пишется Е?
1) Близко локоть, да не укус..шь.
2) Тише ед..шь, даль буд. .шь.
3) Подальше полож..шь, поближе возьмёшь.
4) Золотые руки на серебро не куп..шь.
А8. В каком примере_пишется -ТСЯ?
1) Легко подружит..ся - тяжело разлучит..ся.
2) Кто бережет...ся, тот не обожжет...ся.
3) Кто любит трудит...ся, тому есть чем гордит...ся.
4) Нужно наклонит..ся, чтоб из ручья напит...ся.
А9. В каком из примеров прилагательное употреблено не в том значении, что в других?
1) золотая монета 3)золотая брошь
2) золотые часы 4) золотой характер
А10. Выберите самую узкую тему сочинения.
1) Зима в нашем парке
2) Зима
3) Мороз и солнце день чудесный!
4) Снег на зимнем солнце
А11. Укажите, в каком заголовке содержится не только тема, но и основная мысль сочинения.
1) Зимние каникулы
2) Мы впервые в Третьяковке. Вот это музей!
3) Экскурсия в зимний лес
4) Шахматный турнир на первенство школы
А12. Укажите, в каком порядке следует расставить предложения, чтобы получился текст.
А. И народ заметил: снегири прилетели — значит, завтра- послезавтра пойдет снег.
Б. Поэтомуэта красногрудая птица и зовется снегирем.
В. Почти всегда так бывает.
Г. Чуть раньше первого снега появляются снегири.
1)А,Г,Б,В 2)Г,А,В,Б 3)Г,Б,В,А 4)А,В,Г,Б
А13. Укажите, в каком словосочетании главное слово выделено неверно.
1) ЗАБОТИТЬСЯ о детях З) бронзовый ЗАГАР
2) площадка для ИГРЫ 4) громко СМЕЯЛСЯ
А14. Укажите, где надо написать окончание -И:
1) говорили об уровн.. жизни З) мылся в бан..
2) лечился в госпитал.. 4) мчался по магистрал..
А15. Укажите, где надо написать окончание -ОМ
1) с добр.. советом З) в свободн.. полёте
2) за лилов.. туманом 4) со страшн.. зверем
А16. Найдите ошибку в анализе предложения.
Над седой равниной моря ветер тучи собирает.
1) это предложение повествовательное
2) это предложение простое
3) главные члены — тучи собирает
4) это предложение распространенное
А17. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Набежал ветер, и лодки закачались на волне.
2) Белка песенки поёт, и орешки все грызёт.
3) Колючий иней тут же стаял с ресниц, с мохнатой шапки, с воротника.
4) Ты не пой, косарь, про широку степь.
А18. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) В комнате было уютно, чисто, светло.
2) В зоопарке живут разные звери:. тигры, слоны, львы, крокодилы.
З) «Не смей трогать Тотошку!» гневно закричала на Льва Элли.
4) Мама вошла в комнату и сказала: «Помогите мне, девочки, вымыть посуду».
А19. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие.
1)испуг З) гриб
2) тягач 4) жест
А20. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.
1)полёт З) южный
2) ехать 4) подъём
А21. Укажите, в каком столбике слова расположены строго по алфавиту.
1) журавль 2) ежевика З) ежевика 4) игра
ежевика журавль журавль инспектор
игра инспектор игра ежевика
инспектор игра инспектор журавль
А22. Укажите, в каком слове безударную гласную нельзя проверить ударением.
1) взгл..нуть З) св...детель
2) к...бинет 4) увл...кательный
А23. Укажите, в каком слове надо писать Ь.
1) нян..чить З) мен..шинство
2) бан..тик 4) руч..ка
А24. Найдите ошибку в ударении.
1) алфавит 3) понял
2) диалог 4) звонит
А25. В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении?
1) ледяная сосулька, широкая натура
2) широкая улица, ледяной тон
З) широкая натура, ледяной тон
4) широкая улица, ледяная сосулька
А26. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
1) смелый З) мужественный
2) гордый 4) храбрый
А27. Какие слова нельзя считать антонимами?
1) увлекательно, скучно З) добро, злой
2) здоровый, больной 4) здороваться, прощаться
А28. Среди многозначных слов оказался ОМОНИМ. Найдите его.
1) происхождение МИРА
2) чемпион МИРА по шахматам
З) МИР животных
4) заключить МИР с Японией
А29. В каком слове пропущена буква А?
1) т. .ржественный З) б. .гатырь
2) 6. .гровый 4) апл. .дисменты
А30. У какого слова лексическое значение определено неверно?
1) невежливый — грубый, неучтивый
2) жюри — человек, который присуждает награду
З) изморось — очень мелкий дождь
4) бирюзовый — зеленовато-голубой
А31. Найдите неверное утверждение.
1) Окончание — это часть слова, которая изменяется при образовании форм слова (падежа, числа, лица и т.д.).
2) Корни, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, являются разными корнями.
З) Любое слово имеет окончание, окончание — это последние буквы (и звуки) слова.
4) Чтобы найти окончание существительного, нужно сравнить формы разных падежей этого существительного.
А32. В каком слове суффикс имеет не такое значение, как в трех других?
1) ельник 3) орешник
2) малинник 4) подснежник
А33. В каком ряду даны только разные формы одного слова?
1) лист, листок, листочек
2) дар, дарить, подарок
3) скрипач, скрипачи, скрипачам
4) певец, певица, певцы
А34. В каком ряду все слова с непроверяемой безударной гласной в корне?
1) к..р..ндаш, к..нфета, к..рзина
2) г.. рдероб, пол. .жить, прив. .зать
З) выр..сла, р..бина, к..пуста
4) ур. .жай, п..стух, разъ..снить
Тест.
А1. В каком слове орфограмма — гласная буква в корне?
1) примерка 3) глинистый
2) выявлю 4) подошла
А2. Какое слово неправильно разобрано по составу?
1) растоплю 2) завтра 3) геройский 4) герой
А3. Укажите существительное с окончанием –Е.
1) заботиться о здоровь..
2) рассказывал об авари..
3) ошибка в упражнении..
4) был в Сибир..
А4. В окончаниях каких слов пишется Е?
В повест.. (1) рассказывается о жизн... (2) коренных обитател..й (З) Сибир.. (4).
1)1,3 2)1,2 3) 2,3,4 4)3
А5. Какая форма множественного числа образована неправильно?
1) учителя З) докторы
2) торты 4) шофёры
А6. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е(Ё)?
1) ш..потом, состорож..м, надзадач..й
2) ч..рный, кирпич..м, товарищ..м
3) расч..т, врач..м, блюдц. .м
4) марш..м, ш..в, плащ..м
А7. В каком ряду оба существительных имеют только форму множ. ч.?
1) просторы, листья 3) чернила, сутки
2) гвозди, переговоры 4) ножницы, перья
А8. Какое окончание у существительного ТЕРПЕНИЕ в предложном падеже?
1) -е 2) -и 3) -ие 4) –ии
А9. В какой фразе есть слово с пропущенным Ь?
1) Раздался громкий плач...
2) На левом берегу реки нет дубовых рощ...
З) Как колюч.. шиповник!
4) В дупле оказалась белич. .я кладовая.
А10. В какой пословице сказуемое выражено прилагательным?
1) Без топора не плотник, без иглы не портной.
2) у страха глаза велики.
З) Семь раз отмерь, один — отрежь.
4) Ржаной хлеб — всему голова.
А11. В каком слове есть окончание -Е?
1) крайнее 2) синие З) пение 4) золотое
А12. В каком предложении можно использовать только краткое прилагательное?
1) Мы были очень ... своей первой победой. /ГОРДЫ — ГО РДЫЕ/
2) Наша речка ... . /НЕГЛУБОКА - НЕГЛУБОКАЯ/
3) Вид у ребят был ... . /РАСТЕРЯН — РАСТЕРЯННЫИ/
4) Мы с братом очень ... . /ПОХОЖИ - ПОХОЖИЕ/
А13. В какой фразе слово КРАСИВО не является прилагательным?
1) Каждое растение красиво.
2) Всё было необыкновенно красиво.
З) Море красиво в любую погоду.
4) Не все танцевали красиво.
А14. В каком ряду все глаголы совершенного вида?
1) поговорить, приезжать, знаю
2) скажет, продолжить, дадут
З) сказали, сдают, покататься
4) разыскал, кончаем, продадут
А15. Какая пара глаголов не является видовой парой?
1) смотреть — посмотреть З) класть — положить
2) заметить — замечать 4) идти — ходить
А16. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
1) подст..лить, бл..стательный, сж..гать
2) выж..чь, отд..рал, зап..р
З) забл..стят, оп..рлась, изм..рять
4) прим..рение, соб..ру, т..реть
А17. Какому глаголу неправильно подобрана неопределенная форма?
1) уберёт — убрать З) отвечу — ответить
2) сдаст — сдать 4) представлю — представлять
А18. Найдите ошибку в объяснении орфограммы.
1) слАгаемое — чередующаяся гласная в корне -ЛАГ-/-ЛОЖ-, после корня стоит
суффикс -А-
- потЕрять — чередующаяся гласная в корне -ТИР-/-ТЕР-, после корня нет суффикса -А З) зажИгалка — чередующаяся гласная в корне -ЖИГ-/-ЖЕГ-, после корня стоит
суффикс -А-
4) примИрить — безударная гласная корня, проверяемая ударением /МИР/
А19. Укажите, в каком словосочетании главное слово выделено неверно.
1) ярко СВЕРКАТЬ
2) ПИСАТЬ сочинение
3) марш для ОРКЕСТРА
4) торжественный МАРШ
А20. Найдите предложение, в котором есть пунктуационная ошибка.
1) Кот широко раскрыл глаза и осторожно шагнул к незнакомцу.
2) Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице
З) Те не пой, соловей, под моим окном.
4) Мороз скрипуч, но не больно жгуч.
А21. Укажите, в каком заголовке содержится не только тема, но и основная мысль сочинения.
1) Зима в нашем парке.
2) Деревья в инее.
З) Первый снег.
4) “Мороз и солнце, день чудесный!”
А22. Укажите, в каком порядке следует расставить предложения, чтобы они составили текст.
А. Он бывает разный.
Б. Летний дождь...
В. А иной раз начинается почти не заметно и идёт долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов.
Г. Иной раз хлещет как из ведра, прибьёт к земле траву, заставит низко пригнуться ветки кустарника.
1) А, Г, Б, В 2) Б, А, В, Г 3) Б, А, Г, В 4) Б, Г, А, В
А23. Укажите, в каком слове надо писать Ь.
1) нян..чить З) мен..шинство
2) бан..тик 4) руч..ка
А24. Найдите ошибку в ударении.
1) алфавит 3) понял
2) диалог 4) звонит
А25. В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении?
1) ледяная сосулька, широкая натура
2) широкая улица, ледяной тон
З) широкая натура, ледяной тон
4) широкая улица, ледяная сосулька
А26. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
1) смелый З) мужественный
2) гордый 4) храбрый
А27. Какие слова нельзя считать антонимами?
1) увлекательно, скучно З) добро, злой
2) здоровый, больной 4) здороваться, прощаться
А28. Среди многозначных слов оказался ОМОНИМ. Найдите его.
1) происхождение МИРА
2) чемпион МИРА по шахматам
З) МИР животных
4) заключить МИР с Японией
А29. В каком слове пропущена буква А?
1) т. .ржественный З) б. .гатырь
2) 6. .гровый 4) апл. .дисменты
А30. У какого слова лексическое значение определено неверно?
1) невежливый — грубый, неучтивый
2) жюри — человек, который присуждает награду
З) изморось — очень мелкий дождь
4) бирюзовый — зеленовато-голубой
А31. Найдите неверное утверждение.
1) Окончание — это часть слова, которая изменяется при образовании форм слова (падежа, числа, лица и т.д.).
2) Корни, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, являются разными корнями.
З) Любое слово имеет окончание, окончание — это последние буквы (и звуки) слова.
4) Чтобы найти окончание существительного, нужно сравнить формы разных падежей этого существительного.
А32. В каком слове суффикс имеет не такое значение, как в трех других?
1) ельник 3) орешник
2) малинник 4) подснежник
А33. В каком ряду даны только разные формы одного слова?
1) лист, листок, листочек
2) дар, дарить, подарок
3) скрипач, скрипачи, скрипачам
4) певец, певица, певцы
А34. В каком ряду все слова с непроверяемой безударной гласной в корне?
1) к..р..ндаш, к..нфета, к..рзина
2) г.. рдероб, пол. .жить, прив. .зать
З) выр..сла, р..бина, к..пуста
4) ур. .жай, п..стух, разъ..снить
Комплексный анализ текста
В магазине электр. .приборов Люстра пол.. зовалась большим ув. .жением.
— Ей бы только добрат. .ся (до) своего пот. .лка, — говорили (на) стольные лампы. — Тогда в мире сра зу станет св. .тлее.
И долго еще, уже заняв свои места на рабочих столах, (на) стольные лампы всп. .минали (о) своей знаменитой з..млячке, которая теперь, ого! — стала большим св. .тилом. А Люстра между тем дни и ночи пров. .дила в ресторан.. . Устроилась она неплохо, в самом центре потолка, и, осл. .пленная собственным блеском, прожигала за вечер столько, сколько (на) стольным лампам хв. .тило бы (на) всю жизнь. Но (от) этого в мир.. (не) стало св. .тлее.
(Ф. Кривин.)
1. Озаглавьте текст.
2. Тема текста ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Основная мысль текста_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Стиль текста________________________________________________________________
5. Тип текста__________________________________________________________________
6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
7. В прямом или переносном смысле использованы глаголы в тексте? Как вы думаете, почему? Определите жанр данного текста.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Вспомните и приведите примеры, в каких произведениях литературы вам встречалось подобное использование глаголов:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Объясните лексическое значение слова:
землячка — ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
10. Как вы понимаете выражение стала большим светилом: _________________________
_____________________________________________________________________________
11. Выпишите из текста синонимичные имена существительные:______________________
_____________________________________________________________________________
12. Выпишите из текста однокоренные слова к слову свет:___________________________
_____________________________________________________________________________
13. Произведите фонетический разбор слова всю:___________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Выпишите из текста два словосочетания «глагол + существительное в предложном падеже» и произведите их разбор: ________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ текста по русскому языку. 5 класс.
Комплексный анализ текста как эффективный способ подготовки к последующей сдаче ГИА и ЕГЭ....
Урок "Комплексный анализ текста" (подготовка к ГИА, 9 класс)
Открытый урок по русскому языку, направленный на подготовку учащихся 9 классов к сдаче ГИА. Рассматриваются приемы сжатия текста, тестовые задания....
Выступление по теме "Комплексный анализ текста при подготовке учащихся 9 класса к написанию изложения и сочинения"
Работа над изложением связана со всеми сторонами языка, с развитием логического мышления, содействует развитию навыков самостоятельного изложения мыслей в связной форме, обогащению словаря и зак...
Конспект урока с презентацией по русскому языку "Комплексный анализ текста. Подготовка к ГИА", 9 класс
В ходе урока идёт работа над содержанием и сжатием исходного текста. Рассматриваются приёмы сжатия текста. Используется групповая работа....
Спецкурс " Комплексный анализ текста" по русскому языку, 9 класс
Спецкурс рассчитан на подготовку учащихся к ОГЭ...
Разновозрастный урок по теме «Комплексный анализ текста» в 8 и 10 классах
Разновозрастный урок по теме «Комплексный анализ текста» в 8 и 10 классах...
Тематическое планирование элективного курса «Комплексный анализ текста по русскому языку" 10 класс
Комплексный анализ текста....