Экспертиза учебника русского языка Г.Г.Граник 9 класс
материал по русскому языку (9 класс) по теме
Заключение Российской Академии Образования
на учебник «Русский язык» 9 класс: Учебник для образовательных учреждений, Москва, 2011 г.; в 2 - х частях, 203 стр.;
под редакцией Г.Г. Граник;
авторский коллектив: Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н.Владимирская;
издательство - Мнемозина.
В Российской Академии образования рассмотрен учебник Русский язык под редакцией Г.Г. Граник, предназначенный для класса общеобразовательной школы.
По результатам проведённой экспертизы сделаны следующие выводы.
1. Общая характеристика учебника.
Для проведения экспертизы представлен оригинал – макет учебника русского языка для 9 класса (из серии учебников, завершающих предметную линию учебников), сопроводительное письмо и пояснительная записка к данной линии учебников.
Представленное издание является учебником: оно содержит систематическое изложение содержания предмета русский язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaklyuchenie__rossiyskoy__akademii__obrazovaniya_granik_9.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Заключение Российской Академии Образования
на учебник «Русский язык» 9 класс: Учебник для образовательных учреждений, Москва, 2011 г.; в 2 - х частях, 203 стр.;
под редакцией Г.Г. Граник;
авторский коллектив: Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н.Владимирская;
издательство - Мнемозина.
В Российской Академии образования рассмотрен учебник Русский язык под редакцией Г.Г. Граник, предназначенный для класса общеобразовательной школы.
По результатам проведённой экспертизы сделаны следующие выводы.
1. Общая характеристика учебника.
Для проведения экспертизы представлен оригинал – макет учебника русского языка для 9 класса (из серии учебников, завершающих предметную линию учебников), сопроводительное письмо и пояснительная записка к данной линии учебников.
Представленное издание является учебником: оно содержит систематическое изложение содержания предмета русский язык.
2. Оценка по критериям с комментариями.
Содержание учебника соответствует федеральному государственному образовательному стандарту общего образования второй ступени.
Учебник обеспечивает возможность формирования предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, специфических для русского языка и обеспечивающих возможность продолжения образования в третьей ступени.
В учебнике на завершающем отрезке обучения повторяется, систематизируется и обобщается весь курс русского языка, ведётся подготовка к итоговой аттестации, усиливается речевая направленность курса.
2.1. Содержание учебника и специальные задания в нём направлены на формирование языка науки данной предметной области (бессоюзные сложные предложения, речеведение, двусоставные предложения) и совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, смыслового чтения специфических текстов данного предметного содержания – §1), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами (рубрика «Диалог», «Цитаты», «Эпитет», «Текст и его признаки», «Основные виды информационной переработки текста»). Курс нацелен на формирование универсальных учебных действий («Культура речи и речевой этикет», «План, тезисы, конспект, реферат, аннотация», § 17 «Эпиграф»).).
2.2. Задания учебника направлены на освоение обучающимися видов деятельности по получению (§ 9, стр. 20 - 21), преобразованию (стр. 4 «Перескажите общий смысл предложения») и применению (упр. 3) новых знаний в учебных, учебно – проектных (упр.13 «Диктант рождающегося текста») и социально – проектных ситуациях (упр.51 –«Поработайте корректором»). «Ответы к заданиям и словарики» изданы как приложение.
2.3. Содержание и методика обучения направлены на формирование научного типа мышления (стр.12), научных представлений о ключевых теориях (психолого – дидактический подход при изучении типов сложного предложения – сложноподчинённых, сложносочинённых), типах и видах отношений (стр. 12: «А какие отношения существуют между частями следующих бессоюзных сложных предложений?»), владение научной терминологией (определение, обстоятельство, тире, двоеточие), ключевыми понятиями (бессоюзное предложение, сложное предложение, способы передачи чужой речи), методами и приёмами (обозначить грамматическую основу предложения, сделать разбор предложения). Особое внимание уделяется формированию и совершенствованию основных видов компетенций: языковой (упр.10), лингвистической (стр.13, упр. 145 - А.М. Пешковский), коммуникативной (§ 26) и культуроведческой (упр. 28, упр. 28 – Ю. Тынянов «Пушкин», упр.35 - список книг для чтения, упр. 159 о дуэлях). Много заданий: выучить наизусть (стр. 33, упр. 44, задание 3).
3. Учебник предоставляет возможность достижения метапредметных результатов обучения.
3.1. Работа по учебнику помогает развитию универсальных учебных действий девятиклассников (рубрики стр. 19 «Как вы понимаете смысл первых трёх высказываний») Система предъявления заданий отражает направленность курса на усвоение не только предметных, но и метапредметных результатов обучения:
- умения планировать и оценивать свою работу (специальная рубрика после изучения каждого раздела «Проверьте свои знания» - стр. 46, «Выполните задания» - стр.46, рубрика «Оцените свои знания»). Регулятивные умения последовательно формируются с помощью системы ответов – ключей «Проверьте себя по ответу», проектных заданий;
-умение пользоваться информацией в разном виде (приём самоинструкции осуществляется систематически – стр. 31, 32, таблицы – стр. 14, рубрики «Найдите информацию в Интернете»; «Значение слов раскрывается в «Толковом словарике»);
- умение представлять информацию в разных формах (с помощью компьютерных технологий, упр. 152 - «Как пишут публицистические статьи», стр. 148 – о конспекте, реферате, аннотации);
- умение анализировать и структурировать информацию (самоинструкции – стр. 31, упр. 49).
Задания учебника направлены на освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных): упр. 54: «Посмотрите в «Толковом словарике»…, стр.58: «Проверьте себя по «Школьному словарю…» Такие задания отмечены пиктограммой «Обращаемся к другим наукам и предметам». Ведущие связи - с предметом «Литература» (тексты С. Надсона, упр.11 «Евгений Онегин», упр. 34, стр. 44 - Пушкин «Осень», упр. 51 – «Пиковая дама», упр. 42, упр. 59 – «Арап Петра Великого», Лермонтов «Герой нашего времени», упр. 102 - Дж. Дарелл, упр.192 – о П.Я. Чаадаеве, стр. 41 – раскройте письменно смысл 2 и 5 предложений и т.д.)
Последовательно осуществляется связь с историей (упр. 54 – о веере, упр. 58, упр. 109 – о томагавке, упр. 134 – лекция о Средних веках, «Русский язык как один из индоевропейских языков. Славянские языки»), психологией (задания «Включите воображение», «Как развивать орфографическую зоркость»), с мифологией – стр.6, с географией (упр. 155 – географический очерк), с музыкой (стр.33 - о вальсе), с литературоведением – упр. 9, с зоологией – упр. 107, 137 – о зайцах, с духовным краеведением – стр. 102, стр. 104 – с языкознанием, § 23 – со старославянским языком, с риторикой – упр.141, 162, с информатикой (упр. 144 о смайликах), с химией (упр.150), с искусством – упр. 193, 205.
Упражнения учебного пособия направлены на развитие способностей, их использования в учебной (стр. 93 – диктант, самопроверка, упр. 156, 211 – изложение, упр. 54, 52 – морфемный и словообразовательный разборы), познавательной и социальной практике (упр. 113 - проект о знаках препинания в предложении, упр.148 – обучение написанию заявления).
3.2. Учебник содержит задания, направленные на формирование и развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать (упр.7), устанавливать причинно – следственные связи (задание «Закончите предложения»), строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы (стр.74: «Выполните задания», стр 76 – составление самоинструкции). Этому способствует проведение разнообразных видов языкового анализа. Ученик приобретает способность осуществлять разные виды деятельности и самостоятельно получать новые знания (стр. 69, 79 - дан порядок разбора), применяя их в учебной работе. Учебный текст часто начинается с создания проблемной ситуации (§ 2 »А как быть, если в сложном предложении нет таких помощников, как союзы или союзные слова…»).
3. 3. Содержание и методика обучения направлены на формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности в сотрудничестве с педагогами и сверстниками (формулировка заданий предполагает совместную деятельность: «Работайте вдвоём» - упр.15, 20, 24, 32), действует рубрика «Работайте вдвоём, в паре»). Особое место уделяется на уроках формированию коммуникативных универсальных учебных действий с использований форм коллективно – распределённой деятельности - проектная деятельность (упр. 17). Это помогает сформировать свою точку зрения, аргументировать её, развивать чувство товарищества (упр. 48, задание 2 – дискуссия, стр. 102: «Как вы думаете, почему Бог так поступил?»).
3. 4. Обучение направлено на развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Три группы понятий составляют в учебнике теоретическую основу обучения связной речи: текст, стили речи, типы речи. Девятикласснику предложены различные виды речевой деятельности: смысловое чтение, восприятие и анализ высказывания, его воспроизведение, а также совершенствование и развитие интуиции («Соберите рассыпавшееся предложение»).
3. 5. Содержание и методика обучения по данному учебнику направлены на формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ – компетенции) в процесс изучения русского языка в школе. Учебник содержит ссылки на электронные образовательные ресурсы (более 15 ссылок). При работе с интернет – ресурсами предлагается работа с электронными словарями, использование информации о лингвистах и лингвистике – упр. 27 о филологе М.М. Бахтине, стр. 115 – об А.Х. Востокове, М.В. Панове дополнительный тренинг по правописанию, знакомство с книгами и писателями, с сайтами общекультурного содержания, систематически даются рекомендации книг, отрывки из которых предложены для работы. Учебник даёт возможность учащимся в течение года выполнить 5 – 6 небольших проектов (упр. 23 - создать таблицу, упр. 84 - проект по русскому языку и литературе, упр. 184 – проект о лингвистах).
3. 6. Учебник формирует экологическое мышление обучающихся через тексты о природе и Родине (упр. 78 – писатели о природе, упр.101 – стихи С. Есенина, упр. 103 - Б. Пастернак «Золотая осень», упр. 138 – И. Бунин «Вечер», упр. 203 - С. Островой «Родник», А.И. Солженицын «Крохотки», М. Светлов, упр. 210 - «Защитник Москвы», В. Шефнер «Предвестия»).
4. Возможность достижения личностных результатов обучения.
4. 1. ФГОС предусматривает достижение личностных результатов обучения. С этим связана направленность учебника на формирование ответственности девятиклассников, способности к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, к потребности обращаться к словарно – справочной литературе (словари учебника, В. Даля, З. А. Потихи, М. Т. Баранова Р.П. Рогожниковой и Т.С. Карской – стр. 25 и других авторов, интернет – справочникам (рубрика «Материал повышенной сложности», «NВ - Обратите внимание», «В копилку слов» - стр.9, 32, 27, 19).
В учебнике представлено содержание, формирующее социальную роль учащегося: оно требует самооценки девятиклассника, повышает его ответственность и самостоятельность. С первых уроков 9 класса учебник помогает ученикам подготовиться к экзаменам по русскому языку – ГИА и ЕГЭ (упр.16, 20 – афоризмы, стр. 17 - архив афоризмов в интернете, упр.30 – «Энциклопедический словарь юного филолога», упр.31 – юмористический рассказ А.П.Чехова «Восклицательный знак», упр. 35, 173 – сжатое изложение, упр. 37 сочинение по темам ЕГЭ, упр. 82 – Ю. Олеша о книгах, упр. 119 – об этимологии, § 24, 25, упр. 127 – сказка С. Писахова, упр.130 – «Язык русской деревни»). В формате будущего экзамена предлагается рубрика «Выполните задания» - стр. 47 – сочинение – миниатюра, упр. 149 - «Штампы. Клише», упр.169, 171 – орфоэпическая разминка, типы ошибок в сочинениях и др.
Работа по учебнику способствует реализации деятельностного подхода: параграфы строятся так, чтобы учащиеся самостоятельно извлекали знания из учебного текста (упр.83 – составьте план текста, стр. 114 – о заполнении анкеты)
С помощью художественных текстов, написанных современными писателями Р. Коваленко – стр. 74 - 75 и др., решается проблема нравственности. Текст учебника содержит обращение к личному опыту учащихся, способствует установлению связей изучаемого материала с жизнью (упр. 82: «Согласны ли вы с автором…», упр. 140 –«Напишите рассказ по предложению», § 32 «Культура речи и речевой этикет», упр. 167).
4. 2. Содержание и методика обучения направлены на формирование готовности и способности девятиклассников к саморазвитию и личностному самоопределению, способствуют выработке способности к самооценке, развитию познавательных интересов; направлены на всестороннее развитие личности девятиклассника средствами русского языка: развивают мышление и речь (текст из «Большого фразеологического словаря русского языка» - упр. 92, отсылка к «Словарю сравнений и сравнительных оборотов» К. Горбачевича - стр. 88), эмоционально – волевую сферу, логическое мышление (предложены темы для сочинения – рассуждения – стр. 87, задание 2; учебник знакомит учащихся со списком познавательных книг для самостоятельного чтения – стр. 26, стр. 82 – с интернет - ресурсами).
4. 3. Обучение по данному учебнику способствует формированию и развитию системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно – смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в их деятельности (стр. 85: «Объясните письменно, как вы понимаете выражение: «У каждого человека свои звёзды»?, упр. 117 – о Кирилле и Мефодии, упр. 120 – Пушкин «Воспоминание в Царском селе», упр. 133 - стихи К. Бальмонта).
4. 4. Содержание учебника позволяет формировать социальные компетенции способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Это способствует формированию у девятиклассников культуроведческой компетенции (тексты о Я.А. Коменском, упр. 22, 23 – народные приметы, стр. 38 – пословицы; с помощью сведений об истории языка, этимологии, о русских учёных – лингвистах, упр. 69 – о Чехове, упр. 134 – лекция профессора МГУ, упр. 211 «Что такое Хохлома» и т.д.). Всё это способствует выработке ценностных ориентаций и воспитанию любви к русскому языку и литературе (упр. 60, раздел «Общие сведения о русском языке»).
4. 5. Учебник содержит большой воспитательный потенциал, обладает социально – гуманитарной направленностью, что способствует утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика, его успешной социализации (упр. 58. – советы Д. Карнеги, упр. 80 – Д. Кедрин «Сердце», упр 88 – Е. Евтушенко, упр. 94 – Сент – Экзюпери, упр. 96 - Ф.Искандер, упр. 199 - «Пёс» Р.Ивнева ).
5. Содержание учебника соответствует возрастным и психологическим возможностям обучающихся.
5. 1. Объём теоретического материала и текстов соответствуют нормам учебного времени. Компоновка дидактического материала и количество информации в нём продуманы с точки зрения физиологии девятиклассника. Тексты способствуют повышению настроения, выработке оптимизма (упр. 57 – В. Высоцкий, упр. 62, упр. 73 – шутливое стихотворение В. Соловьёва).
Оформление учебника соответствует возрастным особенностям обучающихся - помогает ученикам в постижении родного языка. Доступность материала обеспечена выделением теоретической информации, аппарат ориентировки учебника снабжён системой сигналов – символов (дополнительные задания и задания повышенной сложности); продумана наглядность: рисунки (стр. 11, 13, 25), схемы, таблицы (упр. 55), даны образцы записи (стр. 35), учебник снабжён юмористическими рисунками – подсказками (стр. 8, 29), репродукциями фотографий (упр. 200, стр. 201). Текст учебника написан в особом стиле изложения – с помощью «устной речи в её письменной форме».
5. 2. В материалах учебника учтена ведущая деятельность, характерная для девятиклассников – общение (с учебником, с товарищами, с учителем). Особенностью является текстоцентрический подход к изучению русского языка – это учебные (упр. 33), познавательные (упр. 29) и художественные тексты (упр. 44, 33, 71).
5. 3.Учебник предполагает использование разных форм организации обучения (эксперимент, диалог, самостоятельная работа, стр.175 - конкурс и пр.)
5. 4. Содержание учебника обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и успешность продвижения девятиклассника, предусматривая, например, обучение его самоорганизации, проверке и оценке своей самостоятельной работы (по данным ответам).
5. 5. Объёмы, компоновка и количество информации, характер наглядности в материалах учебника продуманы с точки зрения физиологии девятиклассника (выделяется основной и дополнительный материал, задания повышенной трудности). Прекрасным подспорьем являются справочные материалы (« Ответы к заданиям и словарики»).
5. 6. Гармоничны и оправданы для учеников 9 класса в структуре методического аппарата пропорции репродуктивных и развивающих заданий, а также обязательных и дополнительных материалов. В основу методической системы учебника положена идея синтеза языкового и речевого развития учащихся, усиление коммуникативного аспекта в изучении русского языка.
5. 7. Подобранный учебный материал учитывает предполагаемый уровень личностного развития учащихся 9 класса, а также психологические новообразования и уровень развития абстрактного мышления для возможного адекватного восприятия (стр. 42 Б. Окуджава «Песенка о пехоте»). Авторы учебника ставят целью курса русского языка усвоение системы знаний о языке и речи, способов оперирования ими и совершенствование на этой основе важнейших видов речевой деятельности.
6. Пояснительная записка соответствует реализованным в учебнике целям, а также содержанию и технологии обучения.
7. Учебник принадлежит к завершённой предметной линии.
8.Общий вывод об оценке рассматриваемого материала.
-Содержание учебника соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (9 класс). Ученики приобретают опыт использования речевых средств в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
-Содержание учебника соответствует возрастным и психологическим особенностям обучающихся.
-Учебник принадлежит к завершённой предметной линии учебников.
Рецензент: Перепёлкина Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, учитель высшей категории школы № 75 г. Черноголовка Московской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспертиза учебника русского языка М.М. Разумовской. 5 класс.
Заключение Российской Академии Образования на учебник Русский язык 5 класс: Учебник для образовательных учреждений,19 –е издание, переработанное, 2011 г. – 317 стр., ил. - 16, под ...
Экспертиза учебника русского языка М. М. Разумовской. 7 класс.
Заключение Российской Академии Образования на учебник «Русский язык» 7 класс: Учебник для образовательных учреждений, Москва, 2011 г.; в 2 - х частях, 342 стр.; под редакцией...
Экспертиза учебника русского языка Г.Г.Граник 6 класс.
Заключение Российской Академии Образования на учебник «Русский язык» 6 класс: Учебник для образовательных учреждений, Москва, 2011 г.; в 2 - х частях, 430стр.; под редакцией ...
Экспертиза учебника русского языка Г.Г.граник 5 класс.
Заключение Российской Академии Образования на учебник «Русский язы...
Экспертиза учебника русского языка Г.Г.Граник. 8 класс.
Заключение Российской Академии Образования на учебник «Русский язык» 8 класс: Учебник для образовательных учреждений, Москва, 2011 г.; в 2 - х частях, 320 стр.; под р...
Экспертиза учебника русского языка Г.Г.Граник 7 класс.
Заключение Российской Академии Образования на учебник «Русский язык» 7 класс: Учебник для образовательных учреждений, Москва, 2011 г.; в 2 - х частях, 342 стр.; под редакцией...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)
Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...