Экспертиза учебника русского языка Г.Г.Граник. 8 класс.
материал по русскому языку (8 класс) по теме
Заключение Российской Академии Образования
на учебник «Русский язык» 8 класс: Учебник для образовательных учреждений, Москва, 2011 г.; в 2 - х частях, 320 стр.;
под редакцией Г.Г. Граник;
авторский коллектив: Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская, С.М. Бондаренко, , издательство - Мнемозина.
В Российской Академии образования рассмотрен учебник Русский язык под редакцией Г.Г. Граник, предназначенный для 8 класса общеобразовательной школы.
По результатам проведённой экспертизы сделаны следующие выводы.
1. Общая характеристика учебника.
Для проведения экспертизы представлен оригинал – макет учебника русского языка для 8 класса в двух частях (из серии учебников, завершающих предметную линию учебников), сопроводительное письмо и пояснительная записка к данной линии учебников.
Представленное издание является учебником: оно содержит систематическое изложение содержания предмета русский язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaklyuchenie__rossiyskoy__akademii__obrazovaniyagranik_8_klass.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Заключение Российской Академии Образования
на учебник «Русский язык» 8 класс: Учебник для образовательных учреждений, Москва, 2011 г.; в 2 - х частях, 320 стр.;
под редакцией Г.Г. Граник;
авторский коллектив: Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская, С.М. Бондаренко, , издательство - Мнемозина.
В Российской Академии образования рассмотрен учебник Русский язык под редакцией Г.Г. Граник, предназначенный для 8 класса общеобразовательной школы.
По результатам проведённой экспертизы сделаны следующие выводы.
1. Общая характеристика учебника.
Для проведения экспертизы представлен оригинал – макет учебника русского языка для 8 класса в двух частях (из серии учебников, завершающих предметную линию учебников), сопроводительное письмо и пояснительная записка к данной линии учебников.
Представленное издание является учебником: оно содержит систематическое изложение содержания предмета русский язык.
2. Оценка по критериям с комментариями.
Содержание учебника соответствует федеральному государственному образовательному стандарту общего образования второй ступени.
Учебник обеспечивает возможность формирования предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, специфических для русского языка и обеспечивающих возможность продолжения образования в третьей ступени.
2.1. Содержание учебника и специальные задания в нём направлены на формирование языка науки данной предметной области (слова – предложения, приложения, вводные слова, междометия) и совершенствование видов речевой деятельности – говорения (стр.5, задание 2); письма (упр. 8.), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами. Курс нацелен на формирование универсальных учебных действий (упр.12, § 11 «Предлоги и стиль»). Первая часть учебника содержит повторение по синтаксису и морфологии (самостоятельные и служебные части речи); во второй части учебника – синтаксис и пунктуация. В курс 8 класса из 7-го перенесён раздел «Служебные части речи», неразрывно связанный с синтаксисом. Основа программы 8 класса – изучение сложного предложения.
Первая часть учебника содержит повторение по теме «Осложнённое предложение», повторяются части речи; изучаются предлог, союз, частица. Во второй части учебника рассматриваются синтаксис и пунктуация.
Основы синтаксиса и пунктуации изучаются в учебнике с помощью «образной грамматики», авторы идут от речи к слову.
2.2. Задания учебника направлены на освоение обучающимися видов деятельности по получению (§ 1), преобразованию (упр.5 - изложение) и применению (упр.6, задание 2) новых знаний в учебных, учебно – проектных и социально – проектных ситуациях (проект - упр. 97 - распределить рассказы на две группы с точки зрения нравственности).
2.3. Содержание и методика обучения направлены на формирование научного типа мышления (§ 4), научных представлений о ключевых теориях (психолого – дидактический подход при изучении грамматики), типах и видах отношений (стр. 37 - о производных и непроизводных предлогах), владение научной терминологией (словосочетание, примыкание), ключевыми понятиями (части речи, члены предложения), методами и приёмами (обучение приёмам работы с книгой, создание условий для непроизвольного и произвольного запоминания учебного материала: упр. 161 - исправить синтаксические ошибки). Особое внимание уделяется формированию и совершенствованию основных видов компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой
3. Учебник предоставляет возможность достижения метапредметных результатов обучения.
3.1. Работа по учебнику помогает развитию универсальных учебных действий восьмиклассников. Система предъявления заданий отражает направленность курса на усвоение не только предметных, но и метапредметных результатов обучения:
- умения планировать и оценивать свою работу (специальная рубрика после изучения каждого раздела «Проверьте свои знания» (стр. 26, 57), «Выполните задания» (стр.27, 58), рубрика «Оцените свои знания»). Регулятивные умения последовательно формируются с помощью системы ответов – ключей «Проверьте себя по ответу», проектных заданий;
-умения пользоваться информацией в разном виде: приём самоинструкции осуществляется систематически (стр.125), таблицы (стр. 38), рубрики «Найдите информацию в Интернете»; «Значение слов раскрывается в «Толковом словарике»;
- умения представлять информацию в разных формах (написать отзыв о рассказе), в том числе с помощью компьютерных технологий (стр. 60 – задание найти сайт «Грамота»);
- умения анализировать и структурировать информацию (упр. 44 - соберите рассыпанные слова в предложении).
Задания учебника направлены на освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). Такие задания отмечены пиктограммой «Обращаемся к другим наукам и предметам»; ведущие связи - с предметом «Литература» (упр. 117 «Недоросль» Д. Фонвизина, упр. 3 - Н.Гоголь «Нос», упр.110 - «Капитанская дочка» Пушкина, упр.186 – биография Пушкина, упр.292 «Вновь я посетил…»Пушкин, упр. 286 – Грибоедов, упр.18 – М. Лохвицкая, Ю. Олеша, А. Твардовский «Василий Тёркин», П. Вяземский, М. Басё, А.Р. Беляев, А.Приставкин и др.).
Последовательно осуществляется связь с историей (упр. 24 о Ю. Цезаре, упр.81, 384 – мифы, упр.281 о Египте, история пунктуации, проект «Вчера, сегодня, завтра русской пунктуации»), с математикой (стр. 29 - что такое миля), с информатикой (подготовка презентаций проектов, упр.178: «Рассмотрите клавиатуру компьютера…», упр.179 – о смайликах), психологией (задания «Включите воображение», «Словосочетание и прогноз» ), с иностранным языком – сведения о транскрипции, ударении и интонации в других языках, с физикой (упр.66 о шаровых молниях, упр.90 о Архимеде, упр.102 – об Эйнштейне), с философией (упр.91. о Диогене), с ботаникой (об анчаре – упр.76), с хореографией (упр.95), с музыкой (упр. 126 – о Шостаковиче), с духовным краеведением (о святом Георгии – упр.166, упр. 192 – о монастырях), с зарубежной литературой - упр.224 «Жизнь господина де Мольера» М.Булгакова, с астрономией (упр.278 – о планетах), с иностранными языками (о знаках препинания).
Упражнения учебного пособия направлены на развитие способностей и их использования в учебной (упр. 200), познавательной и социальной практике (упр.162, стр.8, 2 - я часть, упр. 201 – «Набрать на клавиатуре компьютера…»).
3.2. Учебник содержит задания, направленные на формирование и развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии (упр. 160), классифицировать (§ 5 «Поговорим о классификации частей речи», стр.39 – классификация предлогов, «В копилку слов» - стр.40, 21 - 2 часть), делать умозаключение и выводы. Этому способствует проведение разнообразных видов языкового анализа (сделать фонетический разбор слов). Ученик приобретает способность осуществлять разные виды деятельности и самостоятельно получать новые знания (§ 10 – «Морфологический разбор предлога», § 18 – «Морфологичекий разбор союза»), применяя их в учебной работе. Учебный текст часто начинается с создания проблемной ситуации (§ 41 «Что необходимо для создания предложения»).
3. 3. Содержание и методика обучения направлены на формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности в сотрудничестве с педагогами и сверстниками (формулировка заданий предполагает совместную деятельность: (упр.11, 58, 79). Особое место уделяется на уроках формированию коммуникативных универсальных учебных действий с использований форм коллективно – распределённой деятельности - проектная деятельность (упр. 180 – подготовить групповой проект). Это помогает сформировать свою точку зрения, аргументировать её, развивать чувство товарищества (самоинструкции – стр. 54 - задание составить самоинструкцию, стр.78).
3. 4. Обучение направлено на развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Три группы понятий составляют в учебнике теоретическую основу обучения связной речи: текст, стили речи, типы речи. Восьмикласснику предложены различные виды речевой деятельности: смысловое чтение, восприятие и анализ высказывания, его воспроизведение, а также совершенствование и развитие интуиции(стр. 22 , 2 часть –сопоставить разные мнения по поводу одного стихотворения).
3. 5. Содержание и методика обучения по данному учебнику направлены на формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ – компетенции) в процесс изучения русского языка в школе. Учебник содержит ссылки на электронные образовательные ресурсы (более 15 ссылок, упр. 203 – проект «Готовимся к экзаменам»). При работе с интернет – ресурсами (стр. 77) предлагается работа с электронными словарями, использование информации о лингвистах и лингвистике, дополнительный тренинг по правописанию, знакомство с книгами и писателями, с сайтами общекультурного содержания (систематически даются рекомендации книг, отрывки из которых предложены для работы – сайты – стр., 79, 83, 87, 90, 94, 7-2 часть, ). Учебник предоставляет возможность учащимся в течение года выполнить 5 – 6 небольших проектов (упр.26, упр. 377 т.д.) Примеры проектных заданий : « Подготовьте компьютерную презентацию на тему «Части речи в русском языке». Изложите разные точки зрения учёных на этот вопрос. Какая из классификаций кажется вам наиболее убедительной?»
3. 6. Учебник формирует экологическое мышление обучающихся через тексты о природе и Родине (упр. 9 – Б. Пастернак, упр. 20 – о птице – секретаре, упр. 50 - А Жемчужников «Придорожная берёза», В. Овчинников «Ветка сакуры» - о Японии, упр.89 - стихи Есенина, упр.116 - И. Бунина «Старая яблоня», упр. 125 - П. Орешин о черёмухе, упр.157 –Н. Рубцов о цветах, В. Рождественский об осени – упр. 277, упр.313 – стихи об осени Ю. Левитанского , упр.383 - Н. Заболоцкий).
4. Возможность достижения личностных результатов обучения.
4. 1. ФГОС предусматривает достижение личностных результатов обучения. С этим связана направленность учебника на формирование ответственности восьмиклассников, способности к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения (упр. 98 «Поработайте экспериментаторами», к потребности обращаться к словарно – справочной литературе, интернет – справочникам (рубрика «Материал повышенной сложности», «NВ - Обратите внимание»).
В учебнике представлено содержание, формирующее социальную роль учащегося: оно требует самооценки восьмиклассника, повышает его ответственность и самостоятельность. С первых уроков 8 класса учебник помогает ученикам подготовиться к экзаменам по русскому языку – ГИА и ЕГЭ: (упр.5, 276, 314, 332, 359 – изложение, упр.17- «Поработайте редактором», упр.21 - о Ф.Ф.Фортунатове, упр.28 – задание ЕГЭ, упр. 51- изложение, упр.77 – Паустовский о словах, упр. 93, упр. 142, 147 - этимология фразеологизмов, упр.151 - «Поработайте корректором», упр.168, упр. 172, упр.180, 203 –проект – сочинение к ГИА, упр.387 о письменности упр.337 – пословицы, упр.296-изложение – миниатюра на лингвистическую тему).
Работа по учебнику способствует реализации деятельностного подхода: параграфы строятся так, чтобы учащиеся самостоятельно извлекали знания из учебного текста (сочинение – рассуждение «Зачем нужны знаки препинания?» - упр.172, упр. 322 - написать сочинение – оценку прочитанного).
С помощью художественных текстов, написанных современной писательницей Р. Коваленко (упр.41, 46, 56, 61), решается проблема нравственности. Текст учебника содержит обращение к личному опыту учащихся, способствует установлению связей изучаемого материала с жизнью (упр. 41- выразить собственное мнение о ситуации в рассказе, упр.163 – языковые шутки, «Что такое синтаксис», «Похвальное слово знакам препинания или Что такое пунктуация»).
4. 2. Содержание и методика обучения направлены на формирование готовности и способности восьмиклассников к саморазвитию и личностному самоопределению, способствуют выработке способности к самооценке, развитию познавательных интересов; направлены на всестороннее развитие личности восьмиклассника средствами русского языка: развивают мышление и речь (стр. 39 - 2 часть, § 40 «Словосочетание и прогноз»), эмоционально – волевую сферу, логическое мышление (предложены темы для сочинений – рассуждений; учебник знакомит учащихся со списком познавательных книг для самостоятельного чтения - стр. 19 - 2 часть и др.; даны самоинструкции на стр. 110, 111, 120, 122).
4. 3. Обучение по данному учебнику способствует формированию и развитию системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно – смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в их деятельности. Интериоризация знаний происходит с помощью лично обращённого к ученику знания (упр. 297 – проект).
4. 4. Содержание учебника позволяет формировать социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме (упр.10 о водяном, упр.19 – о леших, стр. 21 – о Бабе - Яге, упр. 31 – о золотых монетах на Руси, упр. 84, 85 – об увлечениях писателей, упр. 126 – о седьмой симфонии Шостаковича, упр. 158 – Лермонтов о панораме Москвы, упр.370 о древних рукописях). Это способствует формированию у восьмииклассников культуроведческой компетенции - с помощью сведений об истории языка (стр. 18 - 2 часть - о русских знаках препинания, Евангелии, упр.324 о русской тройке), этимологии, о русских учёных – лингвистах, о писателях (упр.4, 5 о Диккенсе, упр. 12 – Ф. Шиллер, А. Дюма, Ф. Вийон, притчи и т.д.) Всё это способствует выработке ценностных ориентаций и воспитанию любви к русскому языку и литературе (упр.349).
4. 5. Учебник содержит большой воспитательный потенциал, обладает социально – гуманитарной направленностью, что способствует утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика, его успешной социализации (упр.2, стр. 65 –А. Ахматова о войне, Р. Гамзатов «Журавли» упр. 30 – К. Ваншенкин «Мальчишка», упр. 34 – Пушкин «Кавказ», упр. 80 - М. Светлов о любви, А. Куприн о птицах, о щенке – упр.93, 135, упр. 136 Н. Гумилёв «Капитаны», упр.137 – «Поучения»…В. Мономаха, упр.141- Маяковский о любви, стр. 131 – советы Д. Карнеги, упр. 171 – стихи Ж. Превера, упр. 229 стихи М. Бородицкой «Прогульщик и прогульщица», В. Соколов «Спасибо, музыка» - упр. 269, упр. 282 , стр. 100 – стихи Твардовского, упр. 311, упр. 328 о развитии воли, упр. 349 о филологе Е. Поливанове, упр.348 – Окуджава о синем троллейбусе, упр.391 «Как увеличить личное обаяние»).
5. Содержание учебника соответствует возрастным и психологическим возможностям обучающихся.
5. 1. Объём теоретического материала и текстов соответствуют нормам учебного времени. Компоновка дидактического материала и количество информации в нём продуманы с точки зрения физиологии восьмиклассника и делится на обязательную и дополнительную. Тексты способствуют повышению настроения учеников, выработке оптимизма .
Для осуществления принципа преемственности в учебнике изменена последовательность подачи материала, изучение языка строится по принципу расширяющейся спирали
Оформление учебника соответствует возрастным особенностям обучающихся, помогая ученикам в постижении родного языка. Доступность материала обеспечена выделением теоретической информации, аппарат ориентировки учебника снабжён системой сигналов – символов (дополнительные задания и задания повышенной сложности); продумана наглядность: рисунки (стр 47,75), схемы, таблицы (стр 43, 73) даны образцы записи (стр.66 - 2 часть), учебник снабжён юмористическими рисунками – подсказками (стр. 13, 38, 43), репродукциями фотографий (стр.107). Текст учебника написан в особом стиле изложения – с помощью «устной речи в её письменной форме». Помогают обучению самоинструкции ( стр.57).
5. 2. В материалах учебника учтена ведущая деятельность, характерная для восьмиклассников – общение (с учебником, с товарищами, с учителем). Особенностью является текстоцентрический подход к изучению русского языка – это учебные (упр.138, познавательные (упр.137) и художественные тексты (упр.136).
5. 3.Учебник предполагает использование разных форм организации обучения (эксперимент, диалог, самостоятельная работа, проектная деятельность и пр.)
5. 4. Содержание учебника обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и успешность продвижения восьмиклассника, предусматривая обучение его самоорганизации, проверке и оценке своей самостоятельной работы (например, по данным ответам).
5. 5. Объёмы, компоновка и количество информации, характер наглядности в материалах учебника продуманы с точки зрения физиологии восьмиклассника (выделяется основной и дополнительный материал, задания повышенной трудности, разъясняются условные обозначения). Прекрасным подспорьем являются справочные материалы (« Ответы к заданиям и словарики»).
5. 6. Гармоничны и оправданы для учеников 8 класса в структуре методического аппарата пропорции репродуктивных и развивающих заданий, а также обязательных и дополнительных материалов. В основу методической системы учебника положена идея синтеза языкового и речевого развития учащихся, усиление коммуникативного аспекта в изучении русского языка (упр. 172 - шуточные стихи).
5. 7. Подобранный учебный материал учитывает предполагаемый уровень личностного развития учащихся 8 класса, а также психологические новообразования и уровень развития абстрактного мышления для возможного адекватного восприятия (стр. 127 –ответить на вопрос: «Какие наставления В. Мономаха вам близки?»). Авторы учебника ставят целью курса русского языка усвоение системы знаний о языке и речи, способов оперирования ими и совершенствование на этой основе важнейших видов речевой деятельности.
6. Пояснительная записка соответствует реализованным в учебнике целям, а также содержанию и технологии обучения.
7. Учебник принадлежит к завершённой предметной линии.
8.Общий вывод об оценке рассматриваемого материала.
-Содержание учебника соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (8 класс). Ученики приобретают опыт использования речевых средств в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
-Содержание учебника соответствует возрастным и психологическим особенностям обучающихся.
-Учебник принадлежит к завершённой предметной линии учебников.
Рецензент: Перепёлкина Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, учитель высшей категории школы № 75 г. Черноголовка Московской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспертиза учебника русского языка М.М. Разумовской. 5 класс.
Заключение Российской Академии Образования на учебник Русский язык 5 класс: Учебник для образовательных учреждений,19 –е издание, переработанное, 2011 г. – 317 стр., ил. - 16, под ...
Экспертиза учебника русского языка М. М. Разумовской. 7 класс.
Заключение Российской Академии Образования на учебник «Русский язык» 7 класс: Учебник для образовательных учреждений, Москва, 2011 г.; в 2 - х частях, 342 стр.; под редакцией...
Экспертиза учебника русского языка Г.Г.Граник 9 класс
Заключение Российской Академии Образования на учебник «Русский язык» 9 к...
Экспертиза учебника русского языка Г.Г.Граник 6 класс.
Заключение Российской Академии Образования на учебник «Русский язык» 6 класс: Учебник для образовательных учреждений, Москва, 2011 г.; в 2 - х частях, 430стр.; под редакцией ...
Экспертиза учебника русского языка Г.Г.граник 5 класс.
Заключение Российской Академии Образования на учебник «Русский язы...
Экспертиза учебника русского языка Г.Г.Граник 7 класс.
Заключение Российской Академии Образования на учебник «Русский язык» 7 класс: Учебник для образовательных учреждений, Москва, 2011 г.; в 2 - х частях, 342 стр.; под редакцией...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)
Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...