Экспертиза учебника русского языка Г.Г.Граник 6 класс.
материал по русскому языку (6 класс) на тему

Заключение  Российской  Академии  Образования

на учебник «Русский язык»  6 класс: Учебник для образовательных учреждений, Москва, 2011 г.; в 2 - х частях, 430стр.;

под редакцией Г.Г. Граник;

авторский коллектив: Г.Г. Граник, С.Н. Бондаренко, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская;

издательство -  Мнемозина.

 

   В Российской Академии образования рассмотрен учебник Русский язык  под редакцией Г.Г. Граник, предназначенный для  класса  общеобразовательной школы.

   По результатам проведённой экспертизы сделаны следующие выводы.

1.                 Общая характеристика учебника.

   Для проведения экспертизы представлен оригинал – макет учебника русского языка для 6 класса из двух частей (из серии учебников, завершающих предметную линию учебников), сопроводительное письмо  и пояснительная записка к данной линии учебников.

   Представленное издание является учебником: оно содержит систематическое изложение содержания предмета русский язык. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Заключение  Российской  Академии  Образования

на учебник «Русский язык»  6 класс: Учебник для образовательных учреждений, Москва, 2011 г.; в 2 - х частях, 430стр.;

под редакцией Г.Г. Граник;

авторский коллектив: Г.Г. Граник, С.Н. Бондаренко, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская;

издательство -  Мнемозина.

   В Российской Академии образования рассмотрен учебник Русский язык  под редакцией Г.Г. Граник, предназначенный для  класса  общеобразовательной школы.

   По результатам проведённой экспертизы сделаны следующие выводы.

1.                 Общая характеристика учебника.

   Для проведения экспертизы представлен оригинал – макет учебника русского языка для 6 класса из двух частей (из серии учебников, завершающих предметную линию учебников), сопроводительное письмо  и пояснительная записка к данной линии учебников.

   Представленное издание является учебником: оно содержит систематическое изложение содержания предмета русский язык.

2.                 Оценка по критериям с  комментариями.

    Содержание учебника соответствует федеральному государственному образовательному стандарту  общего образования второй ступени.

   Учебник обеспечивает возможность формирования предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, специфических для русского языка  и обеспечивающих возможность продолжения образования в третьей ступени.

 2.1. Содержание учебника  и специальные задания в нём  направлены на формирование языка науки данной предметной области (фразеологизмы, сравнение, метафора, олицетворение и др.)  и совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, смыслового  чтения специфических текстов данного предметного содержания –  § 1 «Фонемы, фонемные правила…»), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами (рубрика «В копилку слов» - стр.5). Курс нацелен на формирование универсальных учебных действий (раздел «Почтительное внимание к слову», стр.157, «Учимся сравнивать», стр.208).

 2.2.  Задания учебника  направлены на освоение обучающимися  видов деятельности по получению (§ 2, упр.3), преобразованию (упр.16 – записать слова в транскрипции) и применению (стр. 27)  новых знаний в учебных, учебно – проектных  (упр. 439) и  социально  – проектных ситуациях.   В первой части содержится повторение материала 5-го класса, а также словообразование, лексическое значение слова, фразеология и средства художественной выразительности. Во второй части учебника 2 раздела: глагол, существительное, прилагательное, местоимение и числительное как часть речи – первый раздел; интонационные средства, синтаксис –  второй раздел. «Ответы к заданиям и словарики» изданы как приложение.

2.3. Содержание и методика обучения  направлены на  формирование  научного типа мышления (темы - словообразование и правописание, лексическое значение слова), научных представлений о ключевых теориях (психолого – дидактический подход при изучении частей речи – существительных, прилагательных и глаголов), типах и видах отношений (стр. 91 «Такие разные суффиксы», § 7 «Этимология на службе орфографии»),  владение научной терминологией (средства художественной выразительности, фразеологизмы), ключевыми понятиями (словосочетания, виды связи, обобщающие слова), методами и приёмами (обучение приёмам работы с книгой, создание условий для непроизвольного и произвольного запоминания учебного материала; обучение написанию изложения – миниатюры – упр. 122).  Особое внимание уделяется формированию и совершенствованию основных видов компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой (стр. 69 «Любопытные истории», упр. 162 о книгопечатании на Руси, упр. 192 о М.Сервантесе, упр. 236, 280 – о древнерусской одежде, языке, О.Генри, упр. 365 – о Пизанской башне). Много заданий: выучить наизусть.

 3.  Учебник предоставляет возможность достижения метапредметных результатов обучения.

3.1. Работа по учебнику помогает развитию универсальных учебных действий шестиклассников (рубрики: «Учимся понимать художественный текст», «Творческое задание», «Поработайте над культурой речи», стр. 18 – работа со словарями, «Учимся составлять таблицы и самоинструкции» - стр.3, 2 часть и др.) Система предъявления заданий  отражает направленность курса  на усвоение не только предметных, но и метапредметных результатов обучения:

- умения планировать и оценивать свою работу (специальная рубрика после изучения каждого раздела  «Проверьте свои знания» - стр. 26, рубрика «Оцените свои знания»).  Регулятивные умения последовательно формируются  с помощью системы ответов – ключей «Проверьте себя по ответу», проектных заданий (упр.105 - проект по словарю В.Даля, упр. 252, § 64 «Что с чем нельзя путать»).

-умение пользоваться информацией в разном виде (приём самоинструкции осуществляется систематически – стр. 137, таблицы – стр. 87, 92, рубрики «Найдите информацию в Интернете»;  «Значение слов раскрывается  в «Толковом словарике»);

- умение представлять информацию в разных формах  (упр. 33: «Пофантазируйте! Продолжите эту историю»; упр.52 – переписать рассказ, чтобы всё стало правильно по смыслу, упр. 76 – «Опишите свой характер», § 54 –морфологический разбор), с помощью компьютерных технологий;

- умение анализировать и структурировать информацию (самоинструкции – стр. 122, 137).

   Задания учебника направлены на освоение обучающимися межпредметных понятий  и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных): упр. 54: «Посмотрите в «Толковом словарике»…, стр.58: «Проверьте себя по «Школьному словарю…» Такие задания отмечены пиктограммой «Обращаемся к другим наукам и предметам»; ведущие связи - с предметом «Литература» (тексты А. Аверченко, Г. Лорки, В. Бианки, Э. Мошковской, К Чуковского, А. Толстого, Е. Носова, Э Успенского, В. Берестова, Л. Кассиля, Д. Свифта, Ф. Рабле; притча – упр. 125, , сказка – упр. 126, Гоголь «Майская ночь», А. Кушнер, Ю. Мориц).

   Последовательно осуществляется связь с историей (упр. 189, 216, упр. 352 – о курантах, упр. 435 – легенды о богах и героях, упр. 450, 451, упр. 495 о Фениксе, устаревшие слова), биологией (упр.3, 12),  психологией (задания «Включите воображение», «Как развивать орфографическую зоркость»),  с астрономией – упр. 79, 500, с мифологией – упр.117, с музыкой (упр.312), с географией (упр. 325, 367 - об Атлантиде), с математикой – стр. 72 – о слове «миллион», упр.384 о единицах  длины.

   Упражнения учебного пособия направлены на развитие способностей, их использования в учебной (упр. 381 – диктант, упр. 440 - изложение), познавательной и социальной практике (упр. § 15 «Дети создают слова», упр.354 – об умении писать расписку, отсылка к Интернету о написании любого документа, упр.373 - «Поработайте редактором», упр.382 – задание написать открытку к празднику).

 3.2. Учебник содержит задания, направленные на формирование и развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать (упр. 9), устанавливать причинно – следственные связи (задание «Закончите предложения» - стр. 28 2 часть), строить логическое рассуждение, умозаключение  и делать выводы (стр. 29: «Выполните задания»). Этому способствует проведение разнообразных видов языкового анализа (стр. 430 - сделать графический  разбор предложения). Ученик приобретает способность осуществлять разные виды деятельности и самостоятельно получать новые знания (стр.146 - дан порядок разбора), применяя их в учебной  работе. Учебный текст часто начинается с создания проблемной ситуации (§ 77 «Внимание! Объявляется розыск одного – единственного местоимения…»).

 3. 3. Содержание и методика обучения направлены на формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности в  сотрудничестве с педагогами и сверстниками (формулировка заданий предполагает совместную деятельность: «Работайте вдвоём» - упр. 41, 85, 178, 180, действует рубрика «Работайте вдвоём, в паре»). Особое место уделяется на уроках формированию коммуникативных универсальных учебных действий  с использований форм  коллективно – распределённой деятельности - проектная деятельность (упр. 300). Это помогает сформировать свою точку зрения, аргументировать её, развивать чувство товарищества (упр.390 «Письмо», упр.494 о рыцарстве, стихи А. Кешокова «Мне больно, мальчики»).

3. 4. Обучение направлено  на развитие умения осознанно использовать речевые средства  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей (упр. 392 – «сочините текст…»).  Три группы  понятий составляют в учебнике теоретическую основу обучения связной речи: текст, стили речи, типы речи. Шестикласснику предложены  различные виды речевой деятельности: смысловое  чтение, восприятие и анализ высказывания, его воспроизведение, а также совершенствование и развитие интуиции  (стр. 208 «Учимся сравнивать», упр. 296: «Соберите рассыпавшееся предложение»).

 3. 5. Содержание и методика обучения по данному учебнику направлены на формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ – компетенции) в процесс изучения русского языка в школе.  Учебник содержит ссылки на электронные образовательные ресурсы (более 15 ссылок). При работе с интернет – ресурсами предлагается работа с электронными словарями, использование информации о лингвистах и лингвистике, дополнительный тренинг по правописанию, знакомство с книгами и писателями, с сайтами общекультурного содержания (стр. 16  – систематически даются рекомендации книг, отрывки из которых предложены  для работы). Учебник даёт возможность учащимся в течение года выполнить 5 – 6 небольших проектов (упр. 151 - создать таблицу).

 3. 6. Учебник формирует экологическое мышление обучающихся через тексты о природе и Родине (упр. 22 об оляпке, упр.57 об осени, упр.60 – о кашалоте, упр.78, упр. 81 «Цвета цветов», упр. 84, 88, 89, 166, 107 – о птицах, упр. 118 – о дельфинах, упр. 122 о весне, 191).

4. Возможность достижения личностных результатов обучения.

 4. 1. ФГОС предусматривает достижение личностных результатов обучения. С этим связана направленность учебника на формирование ответственности шестиклассников, способности к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, к потребности обращаться к словарно – справочной литературе (словари учебника, В. Даля, З. А. Потихи, М. Т. Баранова и других авторов, интернет – справочникам, действует рубрика «Материал повышенной сложности», «NВ - Обратите внимание»).

   В учебнике представлено содержание, формирующее социальную роль учащегося: оно требует самооценки шестиклассника, повышает его ответственность и самостоятельность. С первых уроков 6 класса учебник помогает ученикам подготовиться к экзаменам по русскому языку – ГИА и ЕГЭ (Стр. 29 – рассказ о Л.В.Щербе, Г.О. Винокуре – стр. 51 притчи – упр.8, упр. 328 по орфоэпии, обращение к порталу «Культура письменной речи» - стр.328, тема «Фразеологизмы» и т.д.). В формате будущего экзамена предлагается рубрика «Выполните задания» - стр.27 – 28, 89, 105, 129 и др.  

   Работа по учебнику способствует реализации деятельностного подхода: параграфы строятся так, чтобы учащиеся самостоятельно извлекали знания из учебного текста.

  С помощью художественных текстов, написанных современными писателями  Р. Коваленко,  Т. Крюковой, решается проблема нравственности. Текст учебника содержит обращение к личному опыту учащихся, способствует установлению связей изучаемого материала с жизнью (упр. 407: »Какая мудрость заложена в этой сказке?»).

 4. 2. Содержание и методика обучения направлены на формирование готовности и способности шестиклассников к саморазвитию и личностному самоопределению, способствуют выработке способности к самооценке, развитию познавательных интересов; направлены на всестороннее развитие личности шестиклассника средствами русского языка: развивают мышление и речь, эмоционально – волевую сферу, логическое мышление (предложены темы для сочинения – рассуждения;  учебник  знакомит учащихся со списком познавательных книг для самостоятельного чтения).

4. 3.  Обучение по данному учебнику способствует формированию и развитию системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно – смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в их деятельности.    

 4. 4. Содержание учебника позволяет формировать социальные компетенции  способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Это способствует формированию у щнстиклассников культуроведческой компетенции, с помощью  сведений об истории языка, этимологии,  о русских учёных – лингвистах (упр. 239 - отрывок из летописи, С. Есенин - «В хате», стр. 44 - текст «Невод», упр.338 – о числах, § 73 «Старинные меры длины и веса», стр. 199 - о появлении чая на Руси). Всё это способствует выработке ценностных ориентаций и  воспитанию любви к русскому языку и  литературе (упр.322 - В. Астафьев, упр. 326 о валдайских колокольчиках).

  4. 5. Учебник содержит большой воспитательный потенциал, обладает социально – гуманитарной направленностью, что способствует утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика, его успешной социализации (упр.209, 214 –текст М. Пришвина, упр.320,321 – С. Есенин).

5.   Содержание учебника соответствует возрастным и психологическим возможностям обучающихся.

5. 1. Объём теоретического материала и текстов соответствуют нормам учебного времени. Компоновка дидактического материала и количество информации в нём продуманы с точки зрения физиологии шестиклассника. Тексты способствуют повышению настроения, выработке оптимизма (стр. 4 – продолжите игру со словами, весёлые детские стихи – упр. 12, шуточные стихотворения - стр.35 и т.д.).

   Оформление учебника соответствует возрастным особенностям обучающихся -    помогает ученикам в постижении родного языка.  Доступность  материала обеспечена выделением теоретической информации, аппарат ориентировки учебника снабжён системой сигналов – символов (дополнительные задания и задания повышенной сложности); продумана наглядность: рисунки, кроссворд (упр. 238), схемы, таблицы, даны образцы записи, учебник снабжён  юмористическими рисунками – подсказками (стр.37, 55, 78). Текст учебника написан в особом стиле изложения – с помощью «устной речи в её письменной форме».

5. 2. В материалах учебника учтена ведущая деятельность, характерная для шестиклассников – общение (с учебником, с товарищами, с учителем). Особенностью является текстоцентрический подход к изучению русского языка – это учебные, познавательные и художественные тексты (упр.179, 187, 188).  

5. 3.Учебник предполагает использование разных форм организации обучения  (эксперимент, диалог, самостоятельная работа    и пр.)

5. 4. Содержание учебника обеспечивает  учёт индивидуальных особенностей и успешность продвижения шестиклассника, предусматривая, например,  обучение его самоорганизации, проверке и оценке своей самостоятельной работы   (по данным ответам).

5. 5. Объёмы, компоновка и количество информации, характер наглядности в материалах учебника продуманы с точки зрения физиологии шестиклассника (выделяется основной и дополнительный материал, задания повышенной трудности).  Прекрасным подспорьем являются справочные материалы (« Ответы к заданиям и словарики»).

5. 6. Гармоничны и оправданы для учеников 6 класса в структуре методического аппарата пропорции репродуктивных и развивающих заданий, а также обязательных и дополнительных материалов. В основу методической системы учебника положена идея синтеза языкового и речевого развития учащихся, усиление коммуникативного аспекта в изучении русского языка.

5. 7. Подобранный учебный материал учитывает предполагаемый уровень личностного развития учащихся 6 класса, а также психологические новообразования и уровень развития абстрактного мышления для возможного адекватного восприятия. Авторы учебника ставят целью курса русского языка усвоение системы знаний о языке и речи, способов оперирования  ими и совершенствование на этой основе важнейших видов речевой деятельности .

6. Пояснительная записка соответствует реализованным в учебнике целям, а также содержанию и технологии обучения.

7. Учебник принадлежит к завершённой предметной линии.

8.Общий вывод об оценке рассматриваемого материала.

   -Содержание учебника соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (6 класс). Ученики приобретают опыт использования речевых средств  в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

   -Содержание учебника соответствует возрастным и психологическим особенностям обучающихся.

   -Учебник принадлежит к завершённой предметной линии учебников.

                                                         

Рецензент: Перепёлкина Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, учитель высшей категории  школы  № 75 г. Черноголовка Московской области.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертиза учебника русского языка М.М. Разумовской. 5 класс.

Заключение  Российской  Академии  Образования на учебник Русский язык 5 класс: Учебник для образовательных учреждений,19 –е издание, переработанное, 2011 г. – 317 стр., ил. - 16, под ...

Экспертиза учебника русского языка М. М. Разумовской. 7 класс.

Заключение  Российской  Академии  Образования на учебник «Русский язык»  7 класс: Учебник для образовательных учреждений, Москва, 2011 г.; в 2 - х частях, 342 стр.; под редакцией...

Экспертиза учебника русского языка Г.Г.Граник 9 класс

Заключение  Российской  Академии  Образования на учебник «Русский язык»  9 к...

Экспертиза учебника русского языка Г.Г.граник 5 класс.

Заключение  Российской  Академии  Образования на учебник «Русский язы...

Экспертиза учебника русского языка Г.Г.Граник. 8 класс.

Заключение  Российской  Академии  Образования на учебник «Русский язык»  8 класс: Учебник для образовательных учреждений, Москва, 2011 г.; в 2 - х частях, 320 стр.; под р...

Экспертиза учебника русского языка Г.Г.Граник 7 класс.

Заключение  Российской  Академии  Образования на учебник «Русский язык»  7 класс: Учебник для образовательных учреждений, Москва, 2011 г.; в 2 - х частях, 342 стр.; под редакцией...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)

Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...