Урок-презентация "Использование обращений в речи." 8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Урок–презентация «Использование обращений в речи. 8 класс"
Форма урока - презентация с использованием проектной деятельности учащихся. Учащиеся представляют общий проект – «Учебно-тренировочное пособие по использованию обращений в речи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-prezent.po_russkomu_yazyku_v_8_klasse_ispolzovanie_obrashcheniy_v_rechi.doc | 473.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок–презентация «Использование обращений в речи. Обобщение»
8 класс.
Форма урока - презентация с использованием проектной деятельности учащихся. Учащиеся представляют общий проект – «Учебно-тренировочное пособие по использованию обращений в речи». Общий проект состоит из мини-проектов, которые представляют части пособия.
Пособие адресовано ученикам, желающим повторить и закрепить знания и умения, связанные с употреблением такой необходимой синтаксической единицы, как обращение. Они найдут в нем определения, алгоритмы выбора нужной формы обращения, постановки знаков препинания, также познакомятся с интересными материалами из истории употребления обращений, смогут проверить свои знания, выполнив тестовые и другие задания.
Урок- презентация проекта по русскому языку в 8 классе.
Тема: «Использование обращений в речи. Обобщение»
Цели:
- с помощью проектной методики систематизировать знания об обращении, об использовании их в речи; совершенствовать навык использования различных источников в процессе подготовки и презентации проекта;
- развивать речь учащихся, в частности, умение интерпретировать учебный материал, используя различные стили;
- проверка и совершенствование ЗУНов по пунктуации.
Оборудование: выполненные учащимися проекты, рейтинговая таблица.
Литература: Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. Современная версия. М.:2000.
Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. М.: 1990.
Русский язык. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1979.
Леднева В.В., Халикова Н.В. Тесты. Классы 5-7 . М.: Дрофа. 1998.
и др.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас необычное занятие: мы проведем исследование о том, как употреблять такую синтаксическую единицу языка, как обращение, обобщим весь материал, привнесем и что-то новое. Мы попробуем свои силы в проектной деятельности.
Наша задача – выяснить, насколько полезна и интересна такая форма работы, что она дает каждому из нас. Мы должны будем решить, помогает ли проектная деятельность глубже изучать язык, развивать речь, логическое мышление, интеллект.
Вы знаете, что к этому уроку мы готовились практически всем классом, работали и индивидуально, и в парах. На сегодняшнем уроке у нас есть возможность представить продукт нашей совместной деятельности – «Учебно-тренировочное пособие по использованию обращений в речи».
Почему мы обратились к такой теме? Как возникла идея такого проекта? Для презентации темы проекта слово предоставляется учащимся нашего класса (два человека).
Выступление учащихся.
** Известно, что изучению такой синтаксической единицы, как обращение, в 8 классе отводится всего 2 часа. Как показывает практика, такое скромное внимание к обращению не всех нас удовлетворяет, не все хорошо усваивают прежде всего пунктуационные навыки, имеют далеко не полное представление об употреблении обращений с точки зрения стилистики. И ещё: мы вступили в эпоху всеобщей мобильной телефонизации, а это значит, что у каждого из нас есть замечательная возможность общения при помощи SMS. Вот здесь-то и возникла проблема, пусть не столь глобальная, но для человека, претендующего на роль образованного, немаловажно грамотно писать такие послания. При этом мы в подавляющем большинстве случаев прибегаем к употреблению обращений, но грамотно ли мы их используем? Не вызывает ли ироничную улыбку у нашего адресата , например, неверное пунктуационное оформление обращения, в особенности, если оно распространенное? Мы поддержали идею нашей учительницы изучить обращение гораздо глубже, используя самые различные источники научной и художественной литературы. Главное , что это мы должны сделать самостоятельно и оформить в виде учебного пособия. Было очень заманчиво выступить в роли исследователей и в качестве результата выдать продукт, имеющий прикладное значение. Мы должны были создать такое пособие, по которому будут расширять, закреплять и проверять свои знания об обращении ученики нашей школы. Надеемся, что такая работа станет прецедентом в нашей школе.
Учитель.
А теперь обозначим следующие разделы нашего проекта.:
- Вступительная статья.
- Теоретическая часть.
- Практическая часть.
- Творческие проекты.
Рассматривая тему нашего общего проекта, мы определили его микротемы, которые распределили между собой – так появились мини-проекты. Их мы и представляем на данном занятии.
Процедура защиты проекта.
1.Выступление участников проекта.
2. Обсуждение выступлений.( ученики и приглашенные учителя).
3. Выводы. Выставление оценок ( ученики и приглашенные учителя).
Критерии оценки проекта.
0 баллов – слабо
1 балл – хорошо
2 балла – отлично
Таблица оценивания.
Критерии Оценки | «Вступ. статья». «Что такое обращение?» | Использ. произв. сказ.фор- мы | Алгоритм употребл. обращений | Использобращений в худ. текстах. | Старинные формы обращеня | Тесты для проверки умения употр.обращения. |
Связь с программой | ||||||
Содержание проекта | ||||||
Оригинальность | ||||||
Практическая значимость проекта | ||||||
Презентационные умения | ||||||
ИТОГО: |
2.Презентация 1 части проектов и обсуждение.
1)Проект «Вступительная статья» ( см. Приложение №1)
Представляют Скрылев К. и Летов Д. и «Что такое обращение»
2) Проект «Использование произведений сказочной формы для повторения правила об обращении» ( см. Приложение №2)
Представляет Таратухин Д.
3) Проект « Алгоритмы употребления обращений и постановки знаков препинания при них» (см. Приложение №3)
Представляют Абакумова В. и Визитиу А.
3. Презентация практической части проекта.
1) Проект «Тесты для проверки умений использовать обращения в речи» ( см. Приложение №4)
Представляет Морозов М.
2) Выполнение тестовых заданий учащимися класса.
4. Презентация исследовательских мини-проектов.
1) Проект «Использование обращений в художественных текстах»
Представляет Шестаева Н.
2) Проект « Старинные формы обращения». ( см. Приложение №6)
Представляет Сергеева О.
5. Заключительное слово. Подведение итогов.
Выступают: учитель, приглашенные учителя, завуч школы, директор, учащиеся.
Приложение №1.
Мини-проект «Вступительная статья»
Мы предполагаем, что пользующийся нашим пособием ученик сумеет найти в нем
Немалое количество сведений о такой синтаксической единице, как обращение. Мы предлагаем повторить, закрепить весь материал по этой теме, а также выполнить ряд тестов и заданий по этой теме для проверки собственных знаний и умений.
Составители данного пособия потрудились немало. Ими было выполнено несколько мини-проектов, которые стали частями главного продукта проекта- «Учебно-тренировочного пособия по использованию обращений в речи». Открыв данное пособие, вы найдете в нем теоретический материал об обращении, который позволит вам вспомнить, что такое обращение, кроме того, вы найдете и разные определения обращения, в т. ч. и энциклопедические. Затем познакомитесь со сказкой об обращении и выполните задание. Дальше – еще интереснее: вас ожидает заботливо составленный алгоритм, позволяющий не ошибиться в верном выборе обращения и письменном его оформлении.
А знаете ли вы, как используют авторы художественных текстов? Конечно, встречали обращения в различных произведениях, но не всегда обращали на них внимания, не говоря о том, что ,наверное, не задумывались над ролью этих обращений. Авторы нашего пособия привлекут ваше внимание к этому вопросу. Думаем, что будет интересно обратиться и к старине, узнав, какие формы обращения использовали несколько веков назад.
В заключение вы можете выполнить тестовые задания, проверив свою грамотность. Желаем удачи!
Приложение №2.
Мини-проект «Что такое обращение?»
Теоретическое знание языка совершенствует
способность хорошо говорить и писать.
В.Г.Белинский.
Цель: найти теоретический материал, дающий точное определение Обращения
и составить 1 главу нашего учебного проекта.
Задачи:
- для реализации цели познакомиться с различным теоретическим материалом ,
содержащимся в в различных учебных пособиях, энциклопедиях и др.;
- выбрать наиболее адаптированные для учащихся определения.
Познакомившись с такими учебными пособиями, как «Русский язык. 8 класс» (под ред. М.М.Разумовской и др.), «Русский язык. 8 класс» ( под ред. С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова), «Русский язык. Энциклопедия» ( под ред. Ф.П.Филина), «Современный русский язык» , учебное пособие для студентов пед.вузов и др., мы выбрали следующие определения синтаксической единицы ОБРАЩЕНИЕ.
- Обращение- грамматически независимый и интонационно обособленный компонент предложения или более сложного синтаксического целого, обозначающий лицо или предмет, которому адресована речь. ( Русский язык. Энциклопедия.)
- Обращение – это слово ( или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. ( Русский язык. 8 кл. Под ред. Бархударова С.Г и др.)
3. Обращение – это слово или словосочетание, обозначающее того, к кому или к чему адресована ( обращена речь) ( Русский язык. 8 класс. Под ред.Разумовской М.М.)
Рассмотрим примеры.
- Друзья, к чему весь этот шум? (И.А.Крылов)
- Здравствуй, дорогая бабушка!
- Память, не ершись! (Б.Пастернак)
- Мой милый дом, прости меня!
- Принеси воды, сынок.
Прочитали? Обдумали? Теперь ответьте, пожалуйста на вопросы:
- Какое из определений, на ваш взгляд, самое точное?
-Какое определение самое простое для понимания и запоминания?
-По каким признакам вы найдете обращение в предложении?
Попробуйте дать свое определение ОБРАЩЕНИЯ.
Приложение №3
Мини-проект «Использование произведений сказочной формы для повторения правила об обращении»
Цель проекта: интерпретация понятия об обращении и постановки знаков при нем в сказочной форме для обратной интерпретации учащимися, которые будут пользоваться нашим пособием.
В ходе работы над мини-проектом мы познакомились с несколькими сказками на грамматическую и орфографическую темы. Интересны «Подсказки на каждый день» Угроватовой Т.Ю.
Читая миниатюры на лингвистическую тему, мы пробовали сами составлять подобные тексты, для того чтобы затем интерпретировать их, т. е. перевести в правило, обращаясь уже к научному стилю.
Предлагаем вариант нашей нехитрой сказочной версии о синтаксической единице- Обращении.
Как Волк и Лиса придумали Обращение.
Это было очень, очень давно. Волк и Лиса дружили. Вместе добывали себе пропитание, вместе отдыхали, вместе голодали. В один из невеселых дней, когда никак не удавалось что- нибудь раздобыть для пропитания, грустные, они брели по лесу. Уставшие приятели присели отдохнуть под высоким развесистым дубом. Вдруг они услышали какой-то шорох сверху, посмотрели – там сидит какая-то черная птица и держит во рту что- то съестное – очевидно, приготовилась закусывать… И Волк, и Лиса быстро вскочили и хотели буквально взлететь на дерево, но они и влезть- то на него не могли. Бедная птица была ни жива ни мертва от страха и неожиданности. Находчивая Лиса предложила Волку ласково обратиться к птице и просто попросить ее поделиться с ними.
- Но как же к ней обратиться? Ведь мы не знаем, кто она, как ее зовут., произнес рассудительный Волк ( он, кстати, в те времена был достаточно вежливым).
Лиса подумала и сказала:
- Давай назовем ее Ворона, так и обратимся. Наверняка она откликнется на это обращение, поделись с нами своим обедом: ведь рядом больше никого нет. И вот они дружно крикнули:
-Уважаемая Ворона! Мы очень голодны, поделись с нами своим обедом!
Ворона, каркнув от неожиданности и удивления, выронила свою добычу и улетела прочь.
Обрадовашись даже такому маленькому кусочку, Волк и Лиса мгновенно его съели.
-Видишь, какая я умная: придумала обращение! – хвасталась Лиса. Волк, чуть подумав, добавил:
- Пожалуй, этой Вороне следует написать записку, чтобы в следующий раз она не улетала, а оставалась бы с нами, мы бы общались. Поскольку Волк был вдобавок еще и грамотный, он нацарапал на дереве: «Ворона, давай дружить!»
Лиса спросила:
- А зачем запятая?
- Запомни, что обращение надо всегда выделить запятой или …или восклицательным знаком, чтобы оно виднее было и понятнее.
- Не зря Волка считают рассудительным, -подумала про себя плутовка, но вслух ничего не сказала.
Так придумали обращение и отличительные его знаки Волк и Лиса.
Задание: прочитали сказку? Теперь интерпретируйте ее, чтобы получилось краткое правило об обращении. Попробуйте сами сочинить историю на лингвистические темы.
Приложение №4
Мини – проект «Алгоритм употребления обращений и постановки знаков препинания при них».
Цель нашей работы состояла в том, чтобы на основе существующих правил составить алгоритм употребления обращения в соответствии речевой ситуацией, а также алгоритм постановки знаков препинания при обращении.
Для этого мы рассмотрели такой теоретический и дидактический материал, как учебники русского языка для 8 кл. под ред. М.М.Разумовской, М.Т.Баранова, работу Л.Б.Селезневой «Русская орфография и пунктуация.Алгоритмизированный курс», «Русский язык» .Поурочные планы. Составитель Н.В.Сиденко., другие издания, включая Толковый словарь и энциклопедию по русскому языку.
Изучив необходимый материал об обращении, мы пришли к следующему. Исходя из того, что основная роль обращения звательная, мы решили выяснить, как эту функцию обращение может выполнять в разных стилях речи, как правильно выбрать нужное обращение. Кроме того, выяснить, как правильно пунктуационно его оформить. Изучив внимательно теоретический материал, рассмотрев массу примеров употребления обращений, мы выяснили, что употребление того или иного обращения зависит от речевой ситуации. Например, в официальной речи мы не можем употребить такие обращения, как «дорогой мой», «малыш», «ребята», «касатик», «девочки», «братишка», «голубушка», «соколик» и другие. И, наоборот, в разговорной речи мы вряд ли употребим такие формы обращения, как «уважаемый суд», «ваша честь», «товарищи депутаты», «солдаты и офицеры», «господин посол», «уважаемые коллеги», и прочие. Мама, мамочка, бабуля, дядя Петя, молодой человек, господин, дедушка – эти слова адресуют вашу просьбу или вопрос конкретному человеку. Эти обращения вам давно знакомы и понятны, но речевой этикет разных времён и народов предусматривал очень странные, на наш взгляд, формы обращений. Петровские «Приклады или како пишутся комплименты разные или образцы как писать письма к разным особам» узаконят как обращение к одному лицу Милостливый государь, Господин мой, Высокочтимый приятель, Дражайший друг, Приятнолюбезный сродственник, а указом 1701 года Пётр Первый запретил подписываться «полуименами», то есть уменьшительными именами, бывшими до этого в ходу. Так исчезли из письменной речи Васьки, Варьки, Петрушки, Варварки. Понаблюдайте за своей речью. Не сохранились ли в ней запрещённые более двух веков назад обидные клички – «полуимена»? Знаете ли вы, какие обращения рекомендует современный деловой этикет?
Мы не говорим уже о тех обращениях, которые имеют экспрессивную окраску, даже жаргонную. Например: «Мерзавец, ты зачем это сделал?». С ними надо быть очень осторожными. Итак, чтобы соблюсти точность и необходимую корректность при выборе обращения для употребления в речи, надо сделать следующее, т.е. выполнить такой простой алгоритм:
- Выясните:
- где говорите;
- с кем говорите;
- о чём хотите сказать.
2. Определите, какое отношение хотели бы выразить.
3. Подберите нужное обращение.
Например, вам нужно попросить подругу принести книгу, но так, чтобы она не отказала. Вариант: «Машенька, пожалуйста, принеси, мне сегодня книгу». Или попросить друга помочь вам с домашним заданием: «Миша, помоги мне, пожалуйста, сделать уроки». Обращение с экспрессивной окраской помогает расположить к себе того, к кому обращаются. Это влияние, к тому же, усилено этикетным словом вежливости. Представим, что надо обратиться к президенту с письменным обращением. Наверное, удобно будет использовать обращение не фамильярное, а строгое: «Господин президент!», если речь идёт о каком – либо официальном вопросе. И допустимо обратиться так: «Уважаемый Владимир Владимирович!», если вопрос не совсем строго официальный. А если вы решили написать письмо товарищу, то можно написать: «Привет, Петька!», т. к. это неофициальное обращение.
Теперь представим, что надо написать SMS подруге и сообщить о совместном походе на дискотеку. Возможно употребить такое обращение: «Танюх, зайдёшь за мной вечером на дискотеку?» Или вам необходимо предупредить друга о предстоящим походе в цирк: «Кать, завтра идём в цирк, сбор в парке в 10.00» - такое употребление обращения совершенно оправданно для данной разговорной ситуации.
Что же касается художественного стиля, то здесь разговор особый. Мы рассмотрели множество примеров из художественных текстов, где использовано обращение. Отметили следующее: обращения адресованы не только людям, но и неодушевлённым предметам! Например: «О лето красное! Любил бы я тебя», «Дорогой, любимый шкаф!» - читаем мы у А. П. Чехова. «Память моя, память, что ты делаешь со мной?!» (В.Астафьев). Об особенностях использования обращений в художественном стиле вы узнаете из другого мини – проекта.
Теперь рассмотрим алгоритм правильной постановки знаков препинания при обращении. Известно, что допустимо, при соответствующих условиях, ставить запятые и восклицательные знаки.
Для того чтобы соблюсти пунктуацию при употреблении обращения, надо выполнить следующие действия:
- посмотреть, где находится обращение:
- если в начале предложения, то:
выделяется запятыми, и если оно эмоционально окрашено, ставится восклицательный знак.
Примеры: «Товарищи! Я сейчас так счастлив!»
«Эх, братцы! Хорошо у вас!»
«Друзья, вы просите невозможного!»
«Милая мама, прости меня!»
- если обращение находится в середине предложения, то:
выделяется с двух сторон запятыми (при этом не забудь посмотреть, не распространённое ли оно).
Пример: «На всей планете, товарищи, объявите: войны нет!»
«Не прав твой, о небо, святой приговор».
- если обращение стоит в конце предложения, то:
перед ним ставится запятая, а после него тот знак, который нужен по смыслу предложения.
Пример: «О чём ты думаешь, казак?»
«Здравствуй, красавица Волга!»
Выводы. Итак, мы рассмотрели различные варианты употребления обращения и выяснили, что в соответствии с речевыми ситуациями употребляются соответствующие обращения. Корректность и точность обращения имеют большое значение при решении различных вопросов. Правильный подбор обращения может вызвать симпатию к вам у того человека, к кому вы обращаетесь. И, возможно, это поможет вам при решении вашего вопроса. И наоборот, неверное использование обращения, фамильярность, неправильная эмоциональная окраска может оттолкнуть от вас того, кому оно адресовано. Вы в любой ситуации будете в выигрыше, если при обращении к другим людям будете тактичны, вежливы, терпимы.
Мы выяснили также большое значение правильности постановки знаков препинания при обращении. При эмоциональном обращении не обойтись без восклицательного знака. Он сразу же придаёт обращению соответствующую окраску. Этим знаком мы выражаем радость, воодушевление, чувство удовлетворения, гордость, а также раскаяние, горе, возмущение и т. п. Если же обращение не носит эмоциональной окраски, то достаточно запятой.
Итак, роль обращения значительна, функции обращения разнообразны, нужно только уметь правильно выбирать нужное обращение. Желаем успехов!
Приложение №5
Мини-проект «Использование обращений в художественных текстах».
Цель: рассмотреть художественные тексты разных жанров и выявить характер использования авторами обращений, какую роль играют обращения особенно в поэтической речи.
Задачи: - перечитать художественные тексты, сделать выводы о характере использования авторами обращений, их стилистической окраске, художественно-эмоциональной нагрузке, которые они несут.
Познакомившись с теоретическим материалом об обращении, мы стали больше внимания обращать на употребление авторами художественных произведений этой синтаксической единицы языка, особенно это проявилось на уроках литературы, при домашнем чтении. Так, читая, например, повесть «Капитанская дочка», мы обнаружили такие необычные обращения: «Батюшка Пётр Андреевич,- не умори меня с печали». Почему «батюшка Пётр Андреевич?» Ведь Петруша Гринёв в сыновья Савельичу годится? Или: «Что это, сударь, с тобою сделалось?» Почему Савельич называет Петрушу сударем?
Тогда я решила детальнее изучить этот вопрос. Обратилась к сборнику басен И.А. Крылова и выбрала случаи употребления им обращений. И вот что обнаружила: через слово-обращение можно увидеть характер того человека, кто употребил то или иное обращение. Но это ещё не всё: как и следовало ожидать, обнажается также и качество отношений между собеседниками. Приведу примеры: в басне: «Волк и Ягнёнок» читаем такие реплики: «Как смеешь ты, наглец, своим нечистым рылом здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом?» «Досуг мне разбирать вины твои, щенок!» Конечно, это произносит Волк, олицетворяющий бесцеремонного, жестокого человека, вдобавок наделённого силой и даже властью. Хотя беззащитный Ягнёнок обречённо величает его «Ваша светлость»…
А вот характер другого персонажа: «Ах ты, обжора! ах злодей!»- обращается Повар к глупому Коту в басне «Кот и Повар». Мы понимаем, что виноват не кот, а безалаберный повар.
В басне «Рыбья пляска» мужик оказался слабее: «Всесильный царь! Великий государь!» «О мудрый царь!- они от радости, тебя увидя, пляшут».-обращается мужик к великому льву. Все помнят басню «Ворона и Лисица», где льстивая плутовка обращается к глупой Вороне: «Голубушка! Как хороша!» Если бы не это – «Голубушка!», вряд ли в полной мере удалось так быстро вскружить голову «вещунье».
Обратимся к произведению Д.И. Фонвизина: «Недоросль». В нём тоже есть своеобразные обращения. Так, глядя, например, на обращения Простаковой к Тришке, мы видим, что это грубая и бесчеловечная женщина: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире! Скажи, болван, чем ты оправдаешься!» В то время Тришка отвечает ей с уважением и с каким-то испугом: «Да ведь я, сударыня, учился самоучкой». Несмотря на все оскорбления, Тришка называет её сударыней.
Не только к Тришке Простакова так относилась, но и ко многим другим. Хотя к сыну Митрофану она относилась совсем по- другому, к нему она была ласкова: «Что с тобою сделалось, Митрофанушка»? И он с такой же лаской и любовью величает её «Матушкой».
А теперь обратимся к обращениям в поэтической речи: « Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор!» Автор очень любит свою сторону и называет её не просто сторона, а «сторона родная». У А.Твардовского в поэме «Страна Муравия» есть слова-обращения матери к дочери: « Лети, лети, ластынька… Прощай-прощай, Настенька, дочушка моя» Сколько здесь материнской нежности и любви!
В художественной речи обращение нередко адресовано неодушевлённым предметам, явлениям. Например: «Память моя, память, что ты делаешь со мной?» В.Астафьев обращается к своей памяти. Или: «Играй, гармонь любимая»! - автор обращается к гармони. И мы понимаем, что ему дорога эта гармонь, он любит её. «Хороша ты, о белая гладь!»-восклицает С.Есенин о …березе.
«Ты права, родная, это счастье-всё на свете словом покорить».- М.Алигер обращается к неопределённому лицу-женщине. Он обращается к ней с уважением, с теплотой.
Выводы:
Проведя наше небольшое исследование по проблеме «Использование обращений в текстах художественной литературы», мы убеждаемся в следующем:
- Обращения помогают понять характер героев, персонажей
- Служат для усиления выразительности речи.
Мы надеемся, что наша работа поможет тем ребятам, кто заботится о грамотности своей речи. Познакомившись с данными материалами, они обогатят свои знания, в частности, о такой немаловажной синтаксической единице языка, как Обращение..
Приложение №6.
Мини-проект «Использование старинных форм обращения»
Цель:
- выяснить, какие формы обращения использовали в старину (17-19 в.) всегда ли они были однозначные;
- познакомиться с различными текстами той эпохи;
Задачи:
- прочитать необходимую литературу; провести необходимые наблюдения над текстами;
- сделать выводы по проблеме;
- посмотреть в словаре значения старинных слов;
Мною были перечитаны художественные произведения: повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», «Песнь о вещем Олеге», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Песня про царя Ивана Васильевича..» М.Ю.Лермонтова, пьеса «Горе от ума» А. С.Грибоедова и др.
Выполнена необходимая работа со словарями В. И. Даля; С. И. Ожегова, кроме того, я обращалась к специальной литературе по русскому языку: энциклопедии, учебникам по русскому языку под ред. М.М.Разумовской, Бархударова, Крючкова С.И.
Изучая тему «Обращение», мы обратили внимание на то, что, оказывается, есть специфические слова-обращения: господа, товарищи, милейший, барышня, леди, друзья,и др. Их используют в конкретных ситуациях. Читая художественные произведения, мы заострили внимание на обращениях, использованных в том или ином тексте. В 8 классе мы изучаем произведения в хронологическом порядке, начиная с глубокой старины… И вот я заметила, что значения многих старинных слов мне не известны, это относится и к формам обращения, которые имели место в то далекое от нас время.
. Мне показалась интересной эта проблема, и я решила выяснить, какие формы обращений использовали в старину. Так обозначилась тема моего проекта.
Вот цитата из произведения «Песня про купца Калашникова»: « Государь ты мой, красно солнышко, иль убей меня или выслушай». Это обращение не к царю и не к князю, а к мужу, так как в мужьях жены видели защитников, их сильно уважали. Встарь государь или осударь употребляли безразлично, поныне царю говорим и пишем: Всемилостивейший государь; великим князьям: Милостивейший государь; всем частным лицам: Милостивый государь. Вот цитата из произведения А.С.Пушкина «Повести Белкина»: «Милостивый государь мой ***. Почтеннейшее письмо ваше получить имел я честь.» Это обращение к равному, так как к «Милостивый государь» добавляется местоимение «мой». Кстати, у А.С.Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке», если помните, старик обращается: «Смилуйся, государыня рыбка!» Он, бедолага, увидел в ней, крошечной, владычицу, способную подобно царице решить его участь, судьбу.
К родителям в былые времена обращались с большим уважением. Мать и отец в ласкательном виде переиначено на разные лады, и в обращениях могло употребиться по-разному, «батюшкой» можно было назвать духовного отца, а если из уважения - царя, князя или высшего по чину, то же самое и к матери.
У А.С. Пушкина в известной сказке мы читаем: «Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Что за форма старче? В обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: « Возвратился старик ко старухе…» Сравним еще более древние тексты: «Поди, княже, с нами в дань. («Повесть временных лет».); Милостивейший государь батюшко! (Обращение в письме царевича Алексея к царю Петру). Князь – княже, Батюшка – батюшко, отец – отче, старик – старче – во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка, который называется звательным и употребляется при обращении. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском; в русском же исчез.
Вот еще один пример. «Как поживаете, ваша милость?» Разве слово милость – обращение. Читаем у В. И. Даля: «Милость – это прощение пощада; благодеяние, щедрота; благоволение, оказание кому-либо отличия; Ваша милость – это общее обращение простолюдина к кому-либо.
Также интересно отметить, как слуги обращались к своим господам, несмотря на то, что «господин» и во внуки слуге мог годиться. Вот пример обнаруживаем в повести «Капитанская дочка»: «Батюшка Петр Андреич, - произнес он дрожащим голосом», - «Не умори меня с печали: Свет ты мой! Послушай меня, старика! Напиши этому разбойнику, что ты пошутил…»
Вот обращение из «Песни о вещем Олеге»: «Вы, отроки- други, возьмите коня» Кто же такие отроки? Слово « отрок» имеет два значения. Первое значение: Отрок – это подросток от 7 до 15 лет. Второе значение: Отрок – это царская, княжеская прислуга; паж; служитель или раб вообще.
Еще один пример: «А поведай мне, добрый молодец, ты какого роду племени?» (Лермонтов) В песнях и сказках «молодец» - это не только молодой, но еще и удалой и хвастливый. А есть еще и не только «добры молодцы», но и «красны девицы». И многие, наверное, знают, что «красные»- это не от цвета кожи или одежды, а от слова «красивый». Со словом красный можно привести примеры: красно солнышко, красный молодец и т. п.
Многие считают, что «Ваше высочество» - это обращение к царю или высшему по званию, на самом деле так обращались и обращаются к принцу, наследнику престола, сыну императора. А вот «ваше превосходительство» - это как раз обращение к высшему по чину – генералу или же губернатору.
Еще я бы хотела сказать, что раньше, в 18-19 веке, модно было выражаться по-французски. И многие русские забывали русскую грамоту и разучивались писать и читать на нашем языке. Вот пример из комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова: «Сердечный друг! Любезный друг! Mon cher!»
Выводы.
Таким образом, проведя небольшое исследование об особенностях употребления старинных форм обращений, видим, что все они не случайны, а выполняют определенную стилистическую, коммуникативную функции.
Мне было очень интересно работать в рамках такого проекта, я училась работать с несколькими источниками сразу, самостоятельно подбирать материал, наблюдать, сравнивать, делать выводы. Надеюсь, мой небольшой проект принесет пользу тем, кто хочет хорошо владеть своим родным языком, в том числе и на уровне его исторического развития.
Желаю удачи и успехов в учебе!
Приложение №7.
Мини-прект «Тесты для проверки умения использовать обращения в речи»
Цель проекта: составить по аналогии или подобрать такие тестовые задания, которые помогли бы проверить умения правильно употреблять обращения в речи и расставлять знаки препинания при них.
Задачи: - рассмотреть тестовые задания в учебной литературе, предназначенной для
школьников;
- составить собственные тестовые задания.
Мы проанализировали тестовые и другие задания по русскому языку в таких изданиях:
1) Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 6 класс: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1997.
2) Леднева В.В., Халикова Н.В. Русский язык: Тесты. 5-7 классы. М.: Дрофа. 1999.
3) Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. 8 класс. М.:Дрофа. 2004.
- ЕГЭ. Русский язык. М.: Просвещение. 2002 -2006 г.г.
Выполнив интересующие нас задания, мы решили составить по подобию свои варианты тестов, которые предлагаем выполнить и вам.
- Является ли обращение членом предложения?
а) да
б) нет
- Какое обращение возможно употребить в следующем предложении?
…. ваш долг стоять до последнего, защищая столицу нашей Родины!
А) милые мои
Б) солдаты и офицеры
В) господа
- В каком предложении употреблено распространенное обращение?
- Певец любви, певец богов, скажи мне, что такое слава?
- О Петя, ты ещё многого не знаешь о нас!
- Вперед чужой беде не смейся, Голубок!
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) ни в каком
- Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
- Широко, ты Русь, по лицу земли в красе царственной развернулася.
- Любите живопись, поэты!
- Вот за что тебя глубоко я люблю, родная Русь!
А) 3 Б) 1 В) 2 Г) ни в каком
- В каком предложении употреблена старинная форма обращения?
- Когда-нибудь, прелестное созданье, я стану для тебя воспоминаньем. (Цветаева)
- Здравствуй, душа моя, что скажешь?
- А вас, сударыня, я попрошу остаться.
А) 2 Б) 1 В) 3
Желаем удачи!
Вступительная статья.
Мы предполагаем, что пользующийся нашим пособием ученик сумеет найти в нем
Немалое количество сведений о такой синтаксической единице, как обращение. Мы предлагаем повторить, закрепить весь материал по этой теме, а также выполнить ряд тестов и заданий по этой теме для проверки собственных знаний и умений.
Составители данного пособия потрудились немало. Ими было выполнено несколько мини-проектов, которые стали частями главного продукта проекта- «Учебно-тренировочного пособия по использованию обращений в речи». Открыв данное пособие, вы найдете в нем теоретический материал об обращении, который позволит вам вспомнить, что такое обращение, кроме того, вы найдете и разные определения обращения, в т. ч. и энциклопедические. Затем познакомитесь со сказкой об обращении и выполните задание. Дальше – еще интереснее: вас ожидает заботливо составленный алгоритм, позволяющий не ошибиться в верном выборе обращения и письменном его оформлении.
А знаете ли вы, как используют авторы художественных текстов? Конечно, встречали обращения в различных произведениях, но не всегда обращали на них внимания, не говоря о том, что ,наверное, не задумывались над ролью этих обращений. Авторы нашего пособия привлекут ваше внимание к этому вопросу. Думаем, что будет интересно обратиться и к старине, узнав, какие формы обращения использовали несколько веков назад.
В заключение вы можете выполнить тестовые задания, проверив свою грамотность. Желаем удачи!
Глава 1.
Что такое обращение?
Теоретическое знание языка совершенствует
способность хорошо говорить и писать.
В.Г.Белиский.
Познакомившись с такими учебными пособиями, как «Русский язык. 8 класс» (под ред. М.М.Разумовской и др.), «Русский язык. 8 класс» ( под ред. С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова), «Русский язык. Энциклопедия» ( под ред. Ф.П.Филина), «Современный русский язык» , учебное пособие для студентов пед.вузов и др., мы выбрали следующие определения синтаксической единицы ОБРАЩЕНИЕ.
- Обращение- грамматически независимый и интонационно обособленный компонент предложения или более сложного синтаксического целого, обозначающий лицо или предмет, которому адресована речь. ( Русский язык. Энциклопедия.)
2. Обращение – это слово ( или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. ( Русский язык. 8 кл. Под ред. Бархударова С.Г и др.)
3. Обращение – это слово или словосочетание, обозначающее того, к кому или к чему адресована ( обращена речь) ( Русский язык. 8 класс. Под ред.Разумовской М.М.)
Рассмотрим примеры.
- Друзья, к чему весь этот шум? (И.А.Крылов)
- Здравствуй, дорогая бабушка!
- Память, не ершись! (Б.Пастернак)
- Мой милый дом, прости меня!
- Принеси воды, сынок.
Прочитали? Обдумали? Теперь ответьте, пожалуйста на вопросы:
- Какое из определений, на ваш взгляд, самое точное?
-Какое определение самое простое для понимания и запоминания?
-По каким признакам вы найдете обращение в предложении?
-Попробуйте дать свое определение ОБРАЩЕНИЯ.
Глава 2.
Использование произведений сказочной формы для повторения правила об обращении
Читая миниатюры на лингвистическую тему, мы пробовали сами составлять подобные тексты, для того чтобы затем интерпретировать их, т. е. перевести в правило, обращаясь уже к научному стилю.
Предлагаем вариант нашей нехитрой сказочной версии о синтаксической единице- Обращении.
Как Волк и Лиса придумали Обращение.
Это было очень, очень давно. Волк и Лиса дружили. Вместе добывали себе пропитание, вместе отдыхали, вместе голодали. В один из невеселых дней, когда никак не удавалось что- нибудь раздобыть для пропитания, грустные, они брели по лесу. Уставшие приятели присели отдохнуть под высоким развесистым дубом. Вдруг они услышали какой-то шорох сверху, посмотрели – там сидит какая-то черная птица и держит во рту что- то съестное – очевидно, приготовилась закусывать… И Волк, и Лиса быстро вскочили и хотели буквально взлететь на дерево, но они и влезть- то на него не могли. Бедная птица была ни жива ни мертва от страха и неожиданности. Находчивая Лиса предложила Волку ласково обратиться к птице и просто попросить ее поделиться с ними.
- Но как же к ней обратиться? Ведь мы не знаем, кто она, как ее зовут., произнес рассудительный Волк ( он, кстати, в те времена был достаточно вежливым).
Лиса подумала и сказала:
- Давай назовем ее Ворона, так и обратимся. Наверняка она откликнется на это обращение, поделись с нами своим обедом: ведь рядом больше никого нет. И вот они дружно крикнули:
-Уважаемая Ворона! Мы очень голодны, поделись с нами своим обедом!
Ворона, каркнув от неожиданности и удивления, выронила свою добычу и улетела прочь.
Обрадовашись даже такому маленькому кусочку, Волк и Лиса мгновенно его съели.
-Видишь, какая я умная: придумала обращение! – хвасталась Лиса. Волк, чуть подумав, добавил:
- Пожалуй, этой Вороне следует написать записку, чтобы в следующий раз она не улетала, а оставалась бы с нами, мы бы общались. Поскольку Волк был вдобавок еще и грамотный, он нацарапал на дереве: «Ворона, давай дружить!»
Лиса спросила:
- А зачем запятая?
- Запомни, что обращение надо всегда выделить запятой или …или восклицательным знаком, чтобы оно виднее было и понятнее.
- Не зря Волка считают рассудительным, -подумала про себя плутовка, но вслух ничего не сказала.
Так придумали обращение и отличительные его знаки Волк и Лиса.
Задание: прочитали сказку? Теперь интерпретируйте ее, чтобы получилось краткое правило об обращении. Попробуйте сами сочинить историю на лингвистические темы.
Глава 3.
Алгоритм употребления обращений и постановки знаков препинания при них.
Цель нашей работы состояла в том, чтобы на основе существующих правил составить алгоритм употребления обращения в соответствии речевой ситуацией, а также алгоритм постановки знаков препинания при обращении.
Для этого мы рассмотрели такой теоретический и дидактический материал, как учебники русского языка для 8 кл. под ред. М.М.Разумовской, М.Т.Баранова, работу Л.Б.Селезневой «Русская орфография и пунктуация.Алгоритмизированный курс», «Русский язык» .Поурочные планы. Составитель Н.В.Сиденко., другие издания, включая Толковый словарь и энциклопедию по русскому языку.
Изучив необходимый материал об обращении, мы пришли к следующему. Исходя из того, что основная роль обращения звательная, мы решили выяснить, как эту функцию обра
щение может выполнять в разных стилях речи, как правильно выбрать нужное обращение. Кроме того, выяснить, как правильно пунктуационно его оформить. Изучив внимательно теоретический материал, рассмотрев массу примеров употребления обращений, мы выяснили, что употребление того или иного обращения зависит от речевой ситуации. Например, в официальной речи мы не можем употребить такие обращения, как «дорогой мой», «малыш», «ребята», «касатик», «девочки», «братишка», «голубушка», «соколик» и другие. И, наоборот, в разговорной речи мы вряд ли употребим такие формы обращения, как «уважаемый суд», «ваша честь», «товарищи депутаты», «солдаты и офицеры», «господин посол», «уважаемые коллеги», и прочие. Мама, мамочка, бабуля, дядя Петя, молодой человек, господин, дедушка – эти слова адресуют вашу просьбу или вопрос конкретному человеку. Эти обращения вам давно знакомы и понятны, но речевой этикет разных времён и народов предусматривал очень странные, на наш взгляд, формы обращений. Петровские «Приклады или како пишутся комплименты разные или образцы как писать письма к разным особам» узаконят как обращение к одному лицу Милостливый государь, Господин мой, Высокочтимый приятель, Дражайший друг, Приятнолюбезный сродственник, а указом 1701 года Пётр Первый запретил подписываться «полуименами», то есть уменьшительными именами, бывшими до этого в ходу. Так исчезли из письменной речи Васьки, Варьки, Петрушки, Варварки. Понаблюдайте за своей речью. Не сохранились ли в ней запрещённые более двух веков назад обидные клички – «полуимена»? Знаете ли вы, какие обращения рекомендует современный деловой этикет?
Мы не говорим уже о тех обращениях, которые имеют экспрессивную окраску, даже жаргонную. Например: «Мерзавец, ты зачем это сделал?». С ними надо быть очень осторожными. Итак, чтобы соблюсти точность и необходимую корректность при выборе обращения для употребления в речи, надо сделать следующее, т.е. выполнить такой простой алгоритм:
1.Выясните:
- где говорите;
- с кем говорите;
- о чём хотите сказать.
2. Определите, какое отношение хотели бы выразить.
3. Подберите нужное обращение.
Например, вам нужно попросить подругу принести книгу, но так, чтобы она не отказала. Вариант: «Машенька, пожалуйста, принеси, мне сегодня книгу». Или попросить друга помочь вам с домашним заданием: «Миша, помоги мне, пожалуйста, сделать уроки». Обращение с экспрессивной окраской помогает расположить к себе того, к кому обращаются. Это влияние, к тому же, усилено этикетным словом вежливости. Представим, что надо обратиться к президенту с письменным обращением. Наверное, удобно будет использовать обращение не фамильярное, а строгое: «Господин президент!», если речь идёт о каком – либо официальном вопросе. И допустимо обратиться так: «Уважаемый Владимир Владимирович!», если вопрос не совсем строго официальный. А если вы решили написать письмо товарищу, то можно написать: «Привет, Петька!», т. к. это неофициальное обращение.
Теперь представим, что надо написать SMS подруге и сообщить о совместном походе на дискотеку. Возможно употребить такое обращение: «Танюх, зайдёшь за мной вечером на дискотеку?» Или вам необходимо предупредить друга о предстоящим походе в цирк: «Кать, завтра идём в цирк, сбор в парке в 10.00» - такое употребление обращения совершенно оправданно для данной разговорной ситуации.
Что же касается художественного стиля, то здесь разговор особый. Мы рассмотрели множество примеров из художественных текстов, где использовано обращение. Отметили следующее: обращения адресованы не только людям, но и неодушевлённым предметам! Например: «О лето красное! Любил бы я тебя», «Дорогой, любимый шкаф!» - читаем мы у А. П. Чехова. «Память моя, память, что ты делаешь со мной?!» (В.Астафьев). Об особенностях использования обращений в художественном стиле вы узнаете из другого мини – проекта.
Теперь рассмотрим алгоритм правильной постановки знаков препинания при обращении. Известно, что допустимо, при соответствующих условиях, ставить запятые и восклицательные знаки.
Для того чтобы соблюсти пунктуацию при употреблении обращения, надо выполнить следующие действия:
- посмотреть, где находится обращение:
- если в начале предложения, то:
выделяется запятыми, и если оно эмоционально окрашено, ставится восклицательный знак.
Примеры: «Товарищи! Я сейчас так счастлив!»
«Эх, братцы! Хорошо у вас!»
«Друзья, вы просите невозможного!»
«Милая мама, прости меня!»
- если обращение находится в середине предложения, то:
выделяется с двух сторон запятыми (при этом не забудь посмотреть, не распространённое ли оно).
Пример: «На всей планете, товарищи, объявите: войны нет!»
«Не прав твой, о небо, святой приговор».
- если обращение стоит в конце предложения, то:
перед ним ставится запятая, а после него тот знак, который нужен по смыслу предложения.
Пример: «О чём ты думаешь, казак?»
«Здравствуй, красавица Волга!»
Выводы. Итак, мы рассмотрели различные варианты употребления обращения и выяснили, что в соответствии с речевыми ситуациями употребляются соответствующие обращения. Корректность и точность обращения имеют большое значение при решении различных вопросов. Правильный подбор обращения может вызвать симпатию к вам у того человека, к кому вы обращаетесь. И, возможно, это поможет вам при решении вашего вопроса. И наоборот, неверное использование обращения, фамильярность, неправильная эмоциональная окраска может оттолкнуть от вас того, кому оно адресовано. Вы в любой ситуации будете в выигрыше, если при обращении к другим людям будете тактичны, вежливы, терпимы.
Мы выяснили также большое значение правильности постановки знаков препинания при обращении. При эмоциональном обращении не обойтись без восклицательного знака. Он сразу же придаёт обращению соответствующую окраску. Этим знаком мы выражаем радость, воодушевление, чувство удовлетворения, гордость, а также раскаяние, горе, возмущение и т. п. Если же обращение не носит эмоциональной окраски, то достаточно запятой.
Итак, роль обращения значительна, функции обращения разнообразны, нужно только уметь правильно выбирать нужное обращение. Желаем успехов!
Глава 4.
Использование обращений в художественных текстах.
Познакомившись с теоретическим материалом об обращении, мы стали больше внимания обращать на употребление авторами художественных произведений этой синтаксической единицы языка, особенно это проявилось на уроках литературы, при домашнем чтении. Так, читая, например, повесть «Капитанская дочка», мы обнаружили такие необычные обращения: «Батюшка Пётр Андреевич,- не умори меня с печали». Почему «батюшка Пётр Андреевич?» Ведь Петруша Гринёв в сыновья Савельичу годится? Или: «Что это, сударь, с тобою сделалось?» Почему Савельич называет Петрушу сударем?
Тогда я решила детальнее изучить этот вопрос. Обратилась к сборнику басен И.А. Крылова и выбрала случаи употребления им обращений. И вот что обнаружила: через слово-обращение можно увидеть характер того человека, кто употребил то или иное обращение. Но это ещё не всё: как и следовало ожидать, обнажается также и качество отношений между собеседниками. Приведу примеры: в басне: «Волк и Ягнёнок» читаем такие реплики: «Как смеешь ты, наглец, своим нечистым рылом здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом?» «Досуг мне разбирать вины твои, щенок!» Конечно, это произносит Волк, олицетворяющий бесцеремонного, жестокого человека, вдобавок наделённого силой и даже властью. Хотя беззащитный Ягнёнок обречённо величает его «Ваша светлость»…
А вот характер другого персонажа: «Ах ты, обжора! ах злодей!»- обращается повар к глупому коту в басне «Кот и Повар». Мы понимаем, что виноват не кот, а безалаберный повар.
В басне «Рыбья пляска» мужик оказался слабее: «Всесильный царь! Великий государь!» «О мудрый царь!- они от радости, тебя увидя, пляшут».-обращается мужик к великому льву. Все помнят басню «Ворона и Лисица», где льстивая плутовка обращается к глупой Вороне: «Голубушка! Как хороша!» Если бы не это – «Голубушка!», вряд ли в полной мере удалось так быстро вскружить голову «вещунье».
Обратимся к произведению Д.И. Фонвизина: «Недоросль». В нём тоже есть своеобразные обращения. Так, глядя, например, на обращения Простаковой к Тришке, мы видим, что это грубая и бесчеловечная женщина: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире! Скажи, болван, чем ты оправдаешься!» В то время Тришка отвечает ей с уважением и с каким-то испугом: «Да ведь я, сударыня, учился самоучкой». Несмотря на все оскорбления, Тришка называет её сударыней.
Не только к Тришке Простакова так относилась, но и ко многим другим. Хотя к сыну Митрофану она относилась совсем по- другому, к нему она была ласкова: «Что с тобою сделалось, Митрофанушка»? И он с такой же лаской и любовью величает её «Матушкой».
А теперь обратимся к обращениям в поэтической речи: « Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор!» Автор очень любит свою сторону и называет её не просто сторона, а «сторона родная». У А.Твардовского в поэме «Страна Муравия» есть слова-обращения матери к дочери: « Лети, лети, ластынька… Прощай-прощай, Настенька, дочушка моя» Сколько здесь материнской нежности и любви!
В художественной речи обращение нередко адресовано неодушевлённым предметам, явлениям. Например: «Память моя, память, что ты делаешь со мной?» В.Астафьев обращается к своей памяти. Или: «Играй, гармонь любимая»! - автор обращается к гармони. И мы понимаем, что ему дорога эта гармонь, он любит её.
«Ты права, родная, это счастье-всё на свете словом покорить».- М.Алигер обращается к неопределённому лицу-женщине. Он обращается к ней с теплотой.
Выводы:
Проведя наше небольшое исследование по проблеме «Использование обращений в текстах художественной литературы», мы убеждаемся в следующем:
1) Обращения помогают понять характер героев, персонажей
2) Служат для усиления выразительности речи.
Мы надеемся, что наша работа поможет тем ребятам, кто заботится о грамотности своей речи. Познакомившись с данными материалами, они обогатят свои знания, в частности, о такой немаловажной синтаксической единице языка, как Обращение.
Глава 5.
Использование старинных форм обращения.
Нами были перечитаны художественные произведения: повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», «Песнь о вещем Олеге», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Песня про царя Ивана Васильевича..» М.Ю.Лермонтова, пьеса «Горе от ума» А. С.Грибоедова и др.
Выполнена необходимая работа со словарями В. И. Даля; С. И. Ожегова, кроме того, мы обращались к специальной литературе по русскому языку: энциклопедии, учебникам по русскому языку под ред. М.М.Разумовской, Бархударова, Крючкова С.И.
Во время изучения темы «Обращение» мы обратили внимание на то, что, оказывается, есть специфические слова-обращения: господа, товарищи, милейшие, барышня, леди, друзья и др. Их используют в конкретных ситуациях. Читая художественные произведения, наше внимание заострилось на обращениях, использованных в том или ином тексте. В 8 классе мы изучаем произведения в хронологическом порядке, начиная с глубокой старины… И вот мы заметили, что значения многих старинных слов нам не известны, это относится и к формам обращения, которые употреблялись в то далекое от нас время.
Вот цитата из произведения М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»: « Государь ты мой, красно солнышко, иль убей меня или выслушай». Это обращение не к царю и не к князю, а к мужу, так как в мужьях жены видели защитников, их сильно уважали. Встарь государь или осударь употребляли безразлично: «..поныне царю говорим и пишем: Всемилостивейший государь; великим князьям: Милостивейший государь; всем частным лицам: Милостивый государь». Вот цитата из произведения А.С.Пушкина «Повести Белкина»: «Милостивый государь мой **. Почтеннейшее письмо ваше получить имел я честь.» Это обращение к равному, так как к «Милостивый государь» добавляется местоимение «мой». Кстати, у А.С.Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке», если помните, старик обращается: «Смилуйся, государыня рыбка!» Он, бедолага, увидел в ней, крошечной, владычицу, способную подобно царице решить его участь, судьбу.
К родителям в былые времена обращались с большим уважением. Мать и отец в ласкательном виде переиначено на разные лады, и в обращениях могло употребиться по-разному, «батюшкой» можно было назвать духовного отца, а если из уважения - царя, князя или высшего по чину, то же самое и к матери.
У А.С. Пушкина в известной сказке мы читаем: «Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Что за форма старче? В обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: « Возвратился старик ко старухе…» Сравним еще более древние тексты: «Поди, княже, с нами в дань. («Повесть временных лет».); Милостивейший государь батюшко! (Обращение в письме царевича Алексея к царю Петру). Князь – княже, Батюшка – батюшко, отец – отче, старик – старче – во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка, который называется звательным и употребляется при обращении. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском; в русском же исчез.
Вот еще один пример. «Как поживаете, ваша милость?» Разве слово милость – обращение. Читаем у В. И. Даля: «Милость – это прощение пощада; благодеяние, щедрота; благоволение, оказание кому-либо отличия; Ваша милость – это общее обращение простолюдина к кому-либо.
Также интересно отметить, как слуги обращались к своим господам, несмотря на то, что «господин» и во внуки слуге мог годиться. Вот пример обнаруживаем в повести «Капитанская дочка»: «Батюшка Петр Андреич, - произнес он дрожащим голосом», - «Не умори меня с печали: Свет ты мой! Послушай меня, старика! Напиши этому разбойнику, что ты пошутил…»
Вот еще одно обращение (« Песнь о вещем Олеге»): «Вы, отроки- други, возьмите коня» Кто же такие отроки? Слово «отрок» имеет два значения. Первое значение: Отрок – это подросток от 7 до 15 лет. Второе значение: Отрок – это царская, княжеская прислуга; паж; служитель или раб вообще.
Еще один пример: «А поведай мне, добрый молодец, ты какого роду племени?» (Лермонтов) В песнях и сказках «молодец» - это не только молодой, но еще и удалой и хвастливый. А есть еще и не только «добры молодцы», но и «красны девицы». И многие, наверное, знают, что «красные»- это не от цвета кожи или одежды, а от слова «красивый». Со словом красный можно привести примеры: красно солнышко, красный молодец и т. п.
Многие считают, что «Ваше высочество» - это обращение к царю или высшему по званию, на самом деле так обращались и обращаются к принцу, наследнику престола, сыну императора. А вот «ваше превосходительство» - это как раз обращение к высшему по чину – генералу или же губернатору.
Еще я бы хотела сказать, что раньше модно было выражаться
по-французски. И многие русские забывали русскую грамоту и разучивались писать и читать на нашем языке. Вот пример из комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова: «Сердечный друг! Любезный друг! Mon cher!»
Выводы.
Таким образом, проведя небольшое исследование об особенностях употребления старинных форм обращений, видим, что все они не случайны, а выполняют определенную стилистическую и коммуникативную функции.
Мне было очень интересно работать в рамках такого проекта, я училась работать с несколькими источниками сразу, самостоятельно подбирать материал, наблюдать, сравнивать, делать выводы. Надеюсь, мой небольшой проект принесет пользу тем, кто хочет хорошо владеть своим родным языком, в том числе и на уровне его исторического развития.
Желаю удачи и успехов в учебе!
Глава 6.
Тесты для проверки умения использовать обращения в речи.
Мы проанализировали тестовые и другие задания по русскому языку в таких изданиях:
1) Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 6 класс: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1997.
2) Леднева В.В., Халикова Н.В. Русский язык: Тесты. 5-7 классы. М.: Дрофа. 1999.
3) Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. 8 класс. М.:Дрофа. 2004.
- ЕГЭ. Русский язык. М.: Просвещение. 2002 -2006 г.г.
Выполнив интересующие нас задания, мы решили составить по подобию свои варианты тестов, которые предлагаем выполнить и вам.
1.Является ли обращение членом предложения?
а) да
б) нет
2.Какое обращение возможно употребить в следующем предложении?
…. ваш долг стоять до последнего, защищая столицу нашей Родины!
А) милые мои
Б) солдаты и офицеры
В) господа
3. В каком предложении употреблено распространенное обращение?
1)Певец любви, певец богов, скажи мне, что такое слава?
2) О Петя, ты ещё многого не знаешь о нас!
3) Вперед чужой беде не смейся, Голубок!
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) ни в каком
- Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
- Широко, ты Русь, по лицу земли в красе царственной развернулася.
- Любите живопись, поэты!
- Вот за что тебя глубоко я люблю, родная Русь!
А) 3 Б) 1 В) 2 Г) ни в каком
- В каком предложении употреблена старинная форма обращения?
- Когда-нибудь, прелестное созданье, я стану для тебя воспоминаньем. (Цветаева)
- Здравствуй, душа моя, что скажешь?
- А вас, сударыня, я попрошу остаться.
А) 2 Б) 1 В) 3
Желаем удачи!
Садчикова Л.И. МОУ Кинзельская средняя общеобразовательная школа
Красногвардейский район
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект зачётного урока русского языка в 5 классе "Обращение. Прямая речь. Сложное предложение"
Данная разработка может служить основой для зачётного урока . Урок может проходитьс использованием компьютерных технологий. (на базе игровой компьютерной программы для начальной школы , поставлен...
Существительные - синонимы, антонимы и обращения в речи
Существительные - синонимы, антонимы и обращения в речи. Разработка урока...
Конспект урока по теме "Обращение. Функции обращения" в 8 классе
Представлена технологическая карта урока с презентацией...
Презентация "Роль обращений в речи"
Письмо и развитие речи...
Тема: Употребление обращений в речи. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС
Тема: Употребление обращений в речи. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС...
Презентация на повторение темы "Прямая речь.Обращение" 5,6 классы
презентация 5-6 класс...
Проверочная работа 5 класс. Обращение. Прямая речь
Данный материал можно использовать на уроке русского языка в качестве закрепления или повторения тем: "Обращение. Прямая речь.", применять при отрабатывании пунктуационных навыков при...