Конспект урока родного русского языка в 6 классе по теме "Искусство общения: роль обращений в речи"
план-конспект урока (6 класс)

Машукова Людмила Петровна

Представленный конспект урока родного русского языка разработан в рамках изучения раздела "Язык и культура. Речевой этикет" для 6 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rodnogo_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx718.07 КБ

Предварительный просмотр:

Искусство общения: роль обращения в речи.

Здравствуйте, дети! Проходите, садитесь.

Посмотрите на экран. (На слайде три картинки, связанные с понятием речевой этикет)

Давайте посмотрим на картинки и подумаем, что их объединяет? Что на них изображено? 

(правила поведения в обществе, культуры поведения.)

Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

 (о нормах этикета)

Отлично, а что вы понимаете под словом этикет?

(правила, которые нужно соблюдать, чтобы быть воспитанным, культурным)

Дети, подумайте, а где мы применяем нормы этикета?

(за столом, в общественных местах…)

Да, бывает соответственно столовый, деловой этикет.

(а бывает еще и речевой этикет)
Верно, а  как вы понимаете этот термин? Давайте дадим определение.

(это совокупность правил общения, норм речи в зависимости от ситуации)

Отлично, давайте запишем определение в ваши рабочие листы.

(На слайде определение:

Дети, скажите, для чего важно соблюдать нормы речевого этикета?

(это показатель культуры, помогает настроить собеседник, создать соответствующий тон общения)

Да, конечно.

Речевой этикет делится на две формы в зависимости от вида речи. Скажите, на какие?

(этикет устной речи и этикет письменной речи).

(На слайде: Речевой этикет:

  1. Устной речи – правила ведения разговора
  2. Письменной речи – правила ведения переписки).)

Давайте посмотрим, какие черты речевого этикета бывают?

Прочитайте, пожалуйста, отрывок из книги известного российского языковеда Иосифа Абрамовича Стернина и  определите, какие черты русского речевого этикета называет автор. Выделите их, пожалуйста, маркером.

Итак, какой же принцип является основополагающим в русском речевом этикете?

(это принцип вежливости в общении, поведении).

Да, вежливость – это основное требование речевого этикета.

А  давайте посмотрим, какие же формулы речевого этикета существуют в нашем языке?

Прочитайте лингвистическую заметку и выделите маркером  ключевые слова. ( На экране  и в рабочих листах теория)

Правильно, существует три группы формул речевого этикета.

Скажите, а вы помните, как я обратилась к вам в начале урока?

(Здравствуйте, дети!)

Отлично, а какое правило я использовала, когда приветствовала вас? Что содержалось в моем приветствии?

(Обращение)

Конечно, ребята.

Скажите, а как вам приятнее, когда обращаются: просто здравствуйте или здравствуйте, дети; здравствуй, Машенька, Петенька…?)

(приятнее, когда обращаются по имени)

Конечно, такие обращения всегда приятнее.

Давайте же запишем тему урока: «Искусство общения: роль обращений в речи».

Дети, вспомните, пожалуйста, что же такое обращение?

(Слово или группа слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью).

(На слайде определение).

- Ребята, в ваших рабочих предложения. Дополните эти предложения обращениями, обратитесь к кому-либо из класса с этими словами. Попробуйте в обращениях использовать разные формы имени, образные определения (эпитеты).

. . . . . . . . . . . . . я желаю тебе получить пятерку за урок.

. . . . . . . . . . . . . .ты готов к уроку?

. . . . . . . . . . .. . . не забудь писать в тетради чисто и аккуратно!

. . . . . . . . . .. . . . я думаю, что мы сегодня неплохо поработаем!

. . . . . . . . . . . . . .я буду рад, если тебе будет интересно на уроке.

- Как вы произносили слова-обращения?

(Обращение произносится с определённой интонацией, и эта интонация называется звательной)

Ребята, а ведь звательная интонация не случайна.

Давайте обратимся к сказке, которую я попросила для нас составить нейросеть, послушайте ее и выделите  маркером услышанный теоретический материал в сказке. Ведь «сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Сказка о Звательном Падеже

В одном далеком царстве-государстве жил-был добрый молодец по имени Иван. Однажды он отправился в дальний путь, чтобы найти ответы на свои вопросы о древних языках. В пути ему повстречался странный старик, который представился как Звательный Падеж.

— Добрый день, Иван! — сказал старик. — Я слышал, что ты интересуешься древними языками?

Иван удивленно посмотрел на него и ответил:

— Да, правда так. Но кто же ты такой? Никогда раньше я тебя не встречал!

Старик улыбнулся и рассказал свою историю:

— Давным-давно, когда ещё на Руси говорили на церковнославянском языке, был я одним из главных падежей. Меня использовали, чтобы обращаться к кому-то с уважением и почтением. Например, когда хотели позвать кого-то, говорили «О брате!» или «О друге!». Так я и стал называться — Звательным Падежом.

Иван задумался над этими словами и спросил:

— А почему сейчас тебя редко используют? Ведь звучит это очень красиво и уважительно!

Звательный Падеж вздохнул и продолжил свой рассказ...

Когда-то давно, в те времена, когда люди жили в гармонии с природой и верили в силу слов, Звательный Падеж был неотъемлемой частью языка.

— Он использовался в молитвах, обращениях к святым и даже в обычной жизни, когда нужно было выразить уважение к собеседнику.

Но со временем язык менялся. Люди стали использовать другие способы обращения, а Звательный Падеж постепенно исчез из обихода. Однако, несмотря на это, он всё равно остался важной частью истории русского языка.

— Ты знаешь, Иван, — продолжал старик, — хотя меня больше не используют в повседневной речи, мои следы остались в некоторых словах. Например, слово «боже» происходит от старого звательного падежа «бо́же», которое использовалось для обращения к Богу.

Иван внимательно слушал и понимал, насколько важна была роль Звательного Падежа в прошлом.

После долгого разговора Иван и Звательный Падеж решили расстаться. Старик подарил молодцу старинную книгу, в которой были записаны примеры использования Звательного Падежа в церковнославянских текстах.

Вернувшись домой, Иван начал изучать эту книгу и делиться своими знаниями с друзьями и соседями. Постепенно люди снова начали вспоминать о Звательном Падеже и использовать его в своих разговорах, выражая уважение и почитание друг к другу.

Так Звательный Падеж вернулся в жизнь людей, напоминая им о важности уважения и красоты древнего языка.

Дети, что же вы узнали о звательном падеже?

(он был и остается частично в церковно-славянском языке, раньше его использовали в речи..)

Маш, Вань, Петь (реальные имена скажу) ...дети, а вы знаете, что отголоски звательного падежа действительно есть и в современном русском языке. Я не случайно сейчас к вам так обратилась.  Ведь в  современном русском языке для обращения употребляется усеченная форма И.п. одушевленных существительных 1 склонения: пап, мам, Ир, Вань. Это своего рода «остатки» звательного падежа в русском языке, его разговорная форма.

- Итак, в устной речи обращение выделяем звательной интонацией. А как это выразить на письме?

(Знаками препинания).

- Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

(запятая, а в начале предложения может и восклицательным знаком).

Верно.

Итак, сегодня мы с вами поговорим о роли обращений в формулах речевого этикета.

Сейчас я предлагаю поработать с предложениями.

На экране и у детей на листах написаны предложения:

Проходите, добры молодцы.

Парни, проходите в комнату.

Прощайте, любезный батюшка, ваш сын нежно вас обнимает.

Ма, па, пока.

Ребята, посмотрите на эти предложения, что их объединяет?

(В них есть обращения)

Сравните, а что их отличает?

(Обращения стоят в разном месте в предложениях)

А можете ли вы по обращениям сказать о характере  человека?

(человек, говорящий «парни», не выражает эмоции, говорит обычно, равнодушно; в обращении «добры молодцы, любезный батюшка» есть душевность, эмоциональность. Человек,  говорящий «ма, па» использует разговорные, усеченные формы обращения, не выражает уважения).

Да, ребята, как вы думаете, какую же еще функцию, кроме выделения того, кому направлена речь, имеют обращения?

(выделения, раскрытия эмоций)

Конечно, обращения очень важный элемент всех формул речевого этикета, ведь они выполняют эмотивную функцию.

Давайте же начнем формировать правила культурной, красивой речи при обращении к другому человеку.

Ребята, у вас на столах лежат части текста.

У каждого ряда цитаты из разных былин. Найдите в них, пожалуйста, обращения, выделите их маркером и оформите правильно пунктуационно.

1 ряд ( «Добрыня Никитич»)

1. Молод ты еще слишком, милый сын.

2. Не убивай меня, добрый молодец!»

3. Нет, родимая матушка, принял меня князь с почетом.

4. Что с тобой, дитятко мое милое?

5. Много я за тебя странствовал, красна девица.

2 ряд (Ссора Ильи с князем Владимиром)

1. Пойди, Добрынюшка, за Ильею.

2. Братец мой крестовый, уйми ты свое сердце горячее.

3. Не припомню тебя, добрый молодец.

4. Ты лети, стрела, к окошкам княжеским

5. Встаньте-ка, богатыри могучие.

3 ряд  (Борьба Ильи Муромца с Калином-царем)

  1. Родимый батюшка, пошли слуг в погреба глубокие».
  2. Славный богатырь, Илья Иванович,  съезди к Калину- царю.
  3. Вставайте, братцы, стрела мне в грудь попала. Это Илья зовет на помощь.
  4. Останься у меня на службе, славный богатырь.
  5. Ты лети, стрела, выше леса дремучего.

(представители группы называют обращения, говорят, что выделили их запятыми. Первый ряд говорит еще, что междометие «Ай» и нахождение обращения в начале предложения показывает, что нужно поставить восклицательный знак, а не запятую.

На слайде вывожу правильный ответ по очереди для каждого ряда,  ученики читают, сравнивают, исправляют).

Ребята, а  можете ли вы  сказать о характере людей, которые используют такие обращения, какие они?

(так как обращения распространенный, яркие, значит  неравнодушные, выражают эмоции ).

Ребята, вы обратили внимание на источник этих обращений?

(это обращения из былин)

А былины относятся к какому творчеству?

(устному народному)

Да, фольклор является источником яркой, образной, метафоричной речи и обращений.

Соколики мои ясные, голубушки ненаглядные, продолжаем наш урок.

(Дети улыбнулись)

Вот вы улыбнулись, скажите, а что в моей фразе у вас вызвало улыбку?

 (Интересные обращения устаревшие).

Да, очень нежные, милые, но мы сейчас так уже не говорим. Возможно, к сожалению.

 А давайте  сейчас составим свои диалоги с использованием обращений, проявляя в них различные эмоции.

 Ребята, когда другие пары выступают, я прошу вас выступать в роли экспертов, подумать, соблюдались ли нормы этикета, передались ли нужные эмоции в выбранных предложениях.

  1. Диалог с выражением удивления:

Задание: разыграйте диалог между родителями и ребёнком, который неожиданно получил высокую оценку.

Используйте также в обращениях уместные и возможные  эпитеты.

Подсказка: такие обращения, как «сынок», «мамочка», «золотце», «родной», «любимый».

  1. Диалог с выражением радости:

Задание: разыграйте диалог между друзьями, поздравляющими друг друга с успешным завершением экзамена.  

Подсказка: такие обращения, такие как «дружище», «подружка», «талантище», «классный», «отличный»

  1. Диалог с выражением умиления, ласки:

Задание: разыграйте диалог между старшим братом (старшей сестрой) и малышом.

Подсказка: такие обращения, такие как «малыш», «солнышко», «радость моя», «милый», «сладкий».

  1. Диалог с выражением уважения:

Задание: разыграйте диалог ученика с учителем (классным руководителем).

 Используйте также в обращениях уместные и возможные  эпитеты.

Подсказка: такие обращения, как «уважаемый», «Вы».

  1. Диалог с выражением доброты

Задание: разыграйте диалог между бабушкой, которая просит помочь донести сумки,  и ее соседом.

Используйте также в обращениях уместные и возможные  эпитеты.

Подсказка: такие обращения, как «милок», «родненький».

  1. Диалог с  выражением вежливости.

Задание: разыграйте диалог между подростком, спрашивающим дорогу к остановке,  и случайным прохожим,

Используйте также в обращениях уместные и возможные  эпитеты.

Подсказка: такие обращения, как «извините», «простите».

        

Молодцы, дети. У вас получились очень интересные диалоги.

Давайте теперь сравним ваши диалоги и  подумаем, что влияет ли на выбор форм обращения?

 (Влияют эмоции  и ситуация общения).

Скажите, а вы всегда осознанно используете обращения в своей речи?

( нет, не всегда).

 

Давайте же внимательно следить за своей речью, использовать уместные обращения.

Ребята, а о каком виде обращений мы с вами сейчас говорили? В какой речи использовали?

(в устной речи)

Да, но ведь речевой этикет, форму обращения, важны и в письменной речи.

  Сейчас запишите, пожалуйста, следующие предложения, найдите в них обращения и правильно выделите:

1)Дедушка, расскажи мне про войну.

2)Помните, ребята, о героических подвигах своих дедов и прадедов!

3)Спасибо за наше мирное детство, дорогие ветераны!

- О чем идет речь в предложениях, с которыми мы сейчас работали?

(вспоминают о великом подвиге в годы Вов, выражают благодарность)

- Как вы думаете, почему я сегодня упомянула эту тему?

- Сколько лет исполняется в этом году со Дня Великой победы?

 (80 лет)

- Все меньше остается тех, кто мог рассказать нам о событиях той страшной войны.

- Поднимите руку, чьи деды и прадеды участвовали в ВОв?

- Как мы можем отблагодарить наших дорогих ветеранов?

(написать письмо благодарности)

Да, ребята. Написание письма- дело ответственное. Оно требует соблюдения определённых правил этикета и уважения к адресату.

Давайте вместе составим план вашего письма.  С чего оно должно начинаться? (дети в рабочих листах фиксируют план, по которому потом будут работать).

(1. Приветствие

Начните письмо с приветствия. Можно использовать следующие варианты:

Здравствуй, уважаемый  ветеран Великой Отечественной войны!

Здравствуй, дорогой  ветеран Великой Отечественной войны!

Если мы пишем письмо ветерану, то что мы обязательно дальше должны выразить в письме? Что важно подчеркнуть?

(2. Благодарность

Выразите благодарность за подвиг, совершённый ветераном. Важно подчеркнуть значимость его вклада в Победу и сохранение мира:

Спасибо Вам, дорогие ветераны , за Ваш героизм и мужество.

Мы благодарны Вам за Вашу смелость и стойкость.

Низкий поклон Вам за Ваше служение Родине.)

Как можно дальше продолжить основную часть письма?

(3. Поздравление (если письмо приурочено к празднику)

Если письмо написано ко Дню Победы или другому важному событию, обязательно поздравьте ветерана:

С Днём Победы! Желаю Вам здоровья и долгих лет жизни.

Пусть этот праздник приносит радость и тепло в Ваш дом.

С праздником! Пусть Вас окружают любовь и забота близких.)

Отлично, ребята.

А как нужно закончить письмо?

(6. Прощание

Закончите письмо вежливым прощанием:

С уважением,

С наилучшими пожеланиями,

Искренне Ваш(а),

Подпишите письмо своим именем и фамилией.)

А теперь, когда мы с вами обсудили план письма, пожалуйста, напишите первые две части письма (приветствие и благодарность), используйте в них добрые, приятные, уважительные обращения. Помните, что ядром речевого, как писал известный Иосиф Абрамович Стернин, является что?

(вежливость)

Да, не забывайте об этом и в своих письмах.

Даю ребятам время, они пишут. Дети, кто хотел бы прочитать свое письмо? ( один или несколько читают).

Спасибо большое , дети, за ваши прекрасные письма.

Скажите, трудно ли вам было подбирать обращения?

Получилась ли ваша речь вежливой и искренней?

Какие советы вы могли бы дать другим ученикам по улучшению навыков обращения?

А как вы думаете, какое домашнее задание вы сегодня получите?

(дописать письмо).

Да, ребята, допишите, пожалуйста, ваши письма, отправьте их ветеранам, выразите свою благодарность.

Завершить наш урок мне бы хотелось бы обращением к нашему с вами родному русскому языку:

Родной язык, святой язык.
Отца и матери язык!
Как ты прекрасен! Целый мир
В твоем богатстве я постиг!

Дети, помните, что речевая культура должна проявляться не только в уважительном обращении к окружающим людям, но и к нашему родному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Наречие как часть речи.

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Служебные части речи. Предлог.

Служебные части речи. Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги....

Конспект урока по русскому языку 8 класс "Обращение, знаки препинания при нем"

Урок изучения нового материала, повторяем  раздел "Орфоэпия", затем работаем с предложением, осложняя его новыми конструкциями, отрабатываем правило постановки знаки препинания при обра...

Конспект урока по русскому языку _5 класс_Обращение

Конспект урока по теме "Обращение"...

урок родного русского языка, 6 класс, тема: Разграничение деловой и научной речи

Цель: выделение стилистических особенностей научного и официально-делового стилей....

Конспект урока родного (русского) языка "Орфоэпические нормы русского языка"

Конспект урока родного языка. Возможно для использования при подготовке к ЕГЭ...