Урок русского языка в 6 классе "Способность озарять слова"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка в 6 классе. Посвящен изучению роли имен прилагательных в речи и в художественном тексте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 6 классе "Способность озарять слова" | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Способность «озарять» слова».
(Употребление имен прилагательных в речи.)
Вид урока: комбинированный, урок формирования ключевых компетентностей
(коммуникативной, информационной, социально-личностной)
Цели урока: 1) формировать коммуникативную компетентность учащихся (грамотно выражать свои мысли, анализировать текст, отдельные языковые явления);
2) формировать информационную компетентность (уметь работать с различными видами словарей, отбирать материал из разных источников, проводить наблюдение за объектом);
3) формировать социально-личностную компетентность (работать в группе, выслушивать и объективно оценивать другого, вырабатывать общее решение, быть корректным к мнению других);
4) воспитывать культуру речи учащихся с помощью образцов языка художественной литературы;
5) воспитывать внимательное отношение к слову.
Оборудование урока:
1. словари: Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка – 1997,
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М, 2006.
Этимологический словарь русского языка для школьников/сост. М.Э.Рут. – Екатеринбург, 2007;
2. раздаточный материал (тексты, карточки с заданиями);
3. иллюстрации осени;
4. музыкальная запись (П.И.Чайковский. Октябрь. Осенняя
песенка)
5. «шляпки», вырезанные из картона, для рефлексии.
Оформление доски:
1. иллюстрации осени;
2. словарь понятий и имен.
словарь понятий и имен
лексическое значение
синонимы Л.К.Татьяничева
толковый словарь А.А.Блок
словарь синонимов
этимологический словарь И.А.Бунин
этимология К.Г. Паустовский
эпитеты В.П. Боткин
индивидуально-авторский эпитет
Ход урока
Ι. 1.1. Приветствие «Подарки». (Тренинговое упражнение, создающее позитивный настрой на предстоящее активное взаимодействие с другими участниками урока, доброго отношения к ним).
Задание: подарить другому его лучшие качества.
Инструкция: подарите соседу по парте его лучшие качества.
Образец (дает учитель): Ульяна, прими в подарок доброту.
1.2. Доброта, смелость, заботливость... – дорогие подарки.
Нас с вами сейчас будет интересовать слово «дорогой», а значит, о чем мы будем говорить? (Учащимся предлагается пофантазировать относительно темы урока)
Запись числа, вида работы, темы. Целеполагание (учащимся предлагается определить для себя задачи урока и продолжить предложение: Хочу знать...)
ΙΙ. Решение учебной задачи.
2.1. Ученик читает наизусть стихотворение Л.К.Татьяничевой «Прекраснейшее слово» (тексты стихотворения находятся на столах у каждой группы)
Прекраснейшее слово-
«Дорогой».
Как много чувств
Оно одно вмещает
И радостью нам душу
Освещает,
Соперничая с радугой-дугой.
Но вот
Его глубинное значенье,
Как слякотью окно,
Затемнено.
Есть люди,
Кем приемлется оно
Как штамп,
Как ходовое обращенье.
Оно у них
Всечасно под рукой,
Нейтральное,
Как отсыревший порох.
Они любого -
Дорог он, не дорог –
Привычно называют
«Дорогой».
Слова...
Как мало бережем мы их,
Их точный смысл,
Окраску,
Динамичность.
Иные их стремятся обезличить,
Как властелины
Подданных своих.
Но слово –
Не сгибается дугой.
Оно – кристалл,
Что огранен веками.
...Любовно я высвечиваю
Грани
Прекраснейшего слова:
«Дорогой».
- Что для вас значит слово «дорогой»?
Для справок: Глубокоуважаемый, милый, любезный и т.д.
Дорогой – 1. стоящий больших денег, имеющий высокую цену;
2. близкий сердцу, вызывающий чувство глубокой привязанности,
любви, нежности; милый, драгоценный, ненаглядный (разговорное и народнопоэтическое), желанный, бесценный, любезный (устаревшее);
3. перен. стоящий больших усилий, жертв.
- Какова основная мысль стихотворения? В каких словах она выражена наиболее точно, ярко? Выпишите эти строки.
2.2 - Сейчас вам предстоит выступить в роли исследователей-лексикографов. Исследовать вы будете слова с помощью толкового словаря, который находится у вас на столах.
Задание: как вы понимаете слова и выражения, запишите их значение в тетрадь. Подумайте, почему употребляет эти слова автор?
1 группа: глубинное значенье
2 группа: ходовое обращенье
3 группа: динамичность, штамп
4 группа: обезличить, нейтральное
(Глубинное значенье – перен. истинное значенье
Ходовое обращенье – находящееся в ходу, в употреблении
Динамичность – движение, действие, развитие
Штамп – перен. готовый образец, трафарет, которому слепо следуют
Обезличить – лишить своих отличительных черт, самостоятельности
Нейтральное – перен. лишенное окраски, утерявшее свое истинное значенье)
2.3. – Какие чувства вызывает у вас слово «дорогой»?
Задание по группам: выберите из игровой карты для лото «Синонимы» синонимы к слову «дорогой», учитывая значение слова в предложенных для каждой группы словосочетаниях.
1 группа: дорогой автомобиль (дорогостоящий, ценный)
2 группа: дорогой человек (любезный, милый, любимый, желанный, дражайший)
3 группа: дорогая вещь (высокая по качеству, ценная, дорогостоящая)
4 группа: дорогие камни (драгоценные, отличающиеся красотой, редкие)
дорогостоящий | высокий по качеству | любезный |
драгоценный | милый | редкий |
желанный | дражайший (устаревшее) | ценный |
отличающийся красотой | бесценный | любимый |
- Придумайте и запишите несколько предложений с обращениями, используя данное слово или его синонимы (Вспомнить пунктограмму « Знаки препинания при обращении»), решая лингвистические задачи по речевому этикету:
1 группа: Составить утешительную записку для ослика Иа, который потерял хвост.
2 группа: Составить утешительную записку для Кота Леопольда, который очень расстроился после очередного нашествия мышей.
3 группа: Составить утешительную записку для Винни-Пуха, который объелся в гостях у Кролика и застрял в норе.
4 группа: Составьте утешительную записку для родителей, которые очень расстроились после того, как Дядя Федор уехал с котом в Простоквашино.
ΙΙΙ. Экспериментируем.
3.1. Минутка музыкальной психотерапии.
Установка: сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. (Звучит музыка). Представьте себе, что к вам пришла Осень. Она идет по кабинету и ласково касается вас. Руки у нее теплые, мягкие и ласковые, вам приятно ее прикосновение. Каждому она дарит маленький подарок. (Музыка затихает, наступает пауза). А теперь медленно откроем глаза, посмотрим вперед, вправо, влево, вверх. Что подарила каждому из вас Осень? (Выслушиваются ответы нескольких учащихся).
3.2. На дворе октябрь. И сейчас я предлагаю вам послушать этимологическую справку об этом месяце (рассказывает подготовленный ученик).
На Руси октябрь имел свое имя, и не одно. Чаще всего его называли листопадом и листобоем. В доме тепло и уютно, а выглянешь в окошко – дождь да грязь, отсюда «грязник». Глядя на обеденный стол, давали и другие прозвища: хлебник, кисельник. Слыл этот месяц тихим, семейным временем для домашних дел и свадеб. Поэтому чаще всего именовали его свадебником: «Месяц ненастья – начало семейного счастья».
- К какому словарю можно обратиться при необходимости получить справку из истории слова? (к этимологическому)
3.3. – Вспомните осень в лесу. Позднюю, уже холодную, но не хмурую. Подумайте и расскажите, как выглядят:
1 группа: тропинки
2 группа: деревья
3 группа: трава
4 группа: небо
- Какие ассоциации вызывает у вас небо осенью? Какими словами вы бы описали его?
- Выразительно прочитайте в группах отрывок из стихотворения А.А.Блока.
Осень поздняя. Небо...
И леса сквозят тишиной.
Прилегла на берег размытый
Голова русалки больной.
Бездыханный покой очарован,
Несказанная боль улеглась,
И над миром холодом скован,
Пролился звонко-синий час.
- С каким настроением читали?
Задание по группам:
1 группа: Попробуйте восстановить пропущенное слово. Обоснуйте свой выбор.
2 группа: Поработать с отрывком из рассказа И.Бунина «Антоновские яблоки». Выписать слова, с помощью которых писатель описывает осеннее небо.
И.А.Бунин
Антоновские яблоки
С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. Иногда к вечеру между хмурыми низками тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца; воздух делался тих и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра. Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков.
Небо: между хмурыми низкими тучами, над тяжелыми свинцовыми тучами, жидкое голубое небо, хребты снеговых гор-облаков.
3 группа: Поработать с отрывком из текста К.Г.Паустовского.
Выписать слова, с помощью которых писатель описывает осеннее небо.
Осень в этом году стояла – вся напролет – сухая и теплая. Березовые рощи долго не желтели. Долго не увядала трава. Только голубеющая дымка (ее зовут в народе «мга») затягивала плесы на Оке и отдаленные леса.
«Мга» то сгущалась, то бледнела. Тогда сквозь нее проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах, увядшие пажити и полосы изумрудных озимей.
Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти наполняли все пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли.
(К.Г.Паустовский)
Небо: в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти наполняли все пространство между рекой и небосводом.
4 группа: Поработать с отрывком из рассказа И.Бунина «Антоновские яблоки». Выписать слова, с помощью которых писатель описывает осеннее небо.
..А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому... Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!
Небо: черное небо, чертят огнистыми полосками звезды, темно-синяя глубина, переполненная созвездиями.
3.4. – Возвращаемся к заданию первой группы. Поэт выбирает эпитет «открытое». Как вы думаете, почему?
- Что видится вам за словом «открытое»? Только ли небо оно описывает? Какие зрительные образы рождает оно в вашем воображении?
- Определите способ образования выделенных в стихотворении слов:
Несказанный: приставочно-суффиксальный (не + сказа(ть) + нн (ый)
Бездыханный: приставочно-суффиксальный (без + дыхан(ие) + н (ый)
- Какой дополнительный смысл вносят приставки в текст стихотворения?
- Как вы понимаете индивидуально-авторский эпитет «звонко-синий»?(Эпитет – слово греческого происхождения, означает «приложение», имеет значение «образное определение». Один из типов эпитетов – индивидуально-авторский, в основе которого лежит неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации, поэтому они обычно невоспроизводимы)
- Раскройте значение слова «очарован» (поддался чарующей силе, неотразимой прелести)
-Давайте вернемся к теме нашего урока. Что же это за способность «озарять слова»? (Важнейшей функцией прилагательных является определение предметов, выделение их среди других таких же предметов. В художественной литературе они имеют дополнительное значение – «озарять предметы», по меткому выражению критика 19 века В.П.Боткина).
ΙV. Рефлексия.
4.1. Каждая группа подводит «шляпочный» итог.
1 группа: белая шляпка – Что было?
2 группа: красная шляпка – Эмоции.
3 группа: желтая шляпка – Позитив.
4 группа: черная шляпка – Негатив.
Учитель: зеленая шляпка – Ростки.
4.2 Оценки в группах.
- Вернитесь к задачам, которые ставил каждый из вас для себя в начале урока. Оцените по десятибалльной шкале, насколько вам удалось их решить.
- Заполните оценочный лист.
Группа № | ||
ФИ ученика | Оценка группы | Самооценка |
4.3. Письменный ответ на любой из предложенных вопросов каждым участником группы:
Самое интересное было...
Я бы мог, но не спросили...
Мне понравилось...
Если бы я был учителем...
V. Домашнее задание: За окном осень. Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. Каждый осенний лист – шедевр. И дома я вам предлагаю описать осенний лист, бережно выбирая слова. Желаю вам помнить, что слово – кристалл, что огранен веками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.
В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
Презентация к уроку русского языка на тему "Вводные слова"
Данная презентация поможет учителю доступно и интересно познакомить учеников 8 класса с новой темой, покажет особенности расстановки энаков препинания при вводных словах....
Урок русского языка в 5 классе "Слов диалектных клады драгоценные.."
Представлен урок нового поколения. Урок-исследование....
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...