Урок русского языка в 5 классе "Слов диалектных клады драгоценные.."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Подкорытова Жанна Викторовна

Представлен урок нового поколения. Урок-исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podkorytova_zh.v._simfoniya_uroka.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс «Симфония урока»

Тема урока: Слов диалектных клады драгоценные…

Предмет: русский язык

Учитель: Подкорытова Жанна Викторовна, первая квалификационная категория

Название ОУ:  Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 47 п.г.т. Шерловая Гора»

2012 – 2013 учебный год

Пояснительная записка

Класс: 5

Программа под редакцией  В.В. Бабайцевой

Авторы учебного комплекса:

  1. Русский язык. Теория. 5-9класс:  В.В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова.
  2. Русский язык. Практика. 5 класс: А.П. Купалова, А.П. Еремеева,   Г.К. Лидман-Орлова,  С. Н. Молодцова, Т.М. Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С. Пичугов, Л.Ф.Талалаева.
  3. Русская речь. 5 класс:   Е.И. Никитина

Учебно-методический комплекс  для общеобразовательных учреждений / В.В. Бабайцева. – Москва.: Дрофа, 2010.

Изучаемый раздел: Лексика.

Место урока в разделе: 5 тема  в разделе,  первый урок по теме «Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении»

Конспект урока

Слов диалектных клады драгоценные…

Цель урока: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации и способов ее получения в рамках технологии развития критического мышления.

Цель ученика: формирование умения распознавать диалектизмы, определять их роль в речи путем осуществления исследовательской деятельности на уроке.

Задачи урока:

  1. обучающие: способствовать осознанию особенностей  и роли диалектных слов   в речи
  2. развивающие: способствовать формированию и развитию  исследовательских навыков учащихся, развивать навыки мыслительной  и самостоятельной деятельности, развивать связную речь учащихся
  3. воспитывающие: воспитывать бережное отношение к родному языку, языку малой Родины и любовь к ней.

Тип урока: урок-исследование.

Технологии: ТРКМ, РО, ИКТ,ЗСТ

 Методы: частично-поисковый, исследовательский

Формы работы: групповая, индивидуальная

ТСО, оборудование: персональный компьютер, медиапроектор, экран, презентация, подготовленная учителем в программе Power  Point, таблички: НИИ, Лаборатория №1, Лаборатория №2, Словарь диалектных слов Забайкалья, составленный   Зиновьевым – собирателем сказок, Словарь диалектных слов Борзинского района, который составили ребята из школьного кружка «Горница», руководитель Приезжих Т.П.

I этап. Вызов

Цель:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Приветствие учащихся.
  2. Сообщение о продолжении работы НИИ, чтение сообщения, полученного факсом (Слайд)

  1. Помогает учащимся при обсуждении сообщения прийти к нужному выводу

  1. Предлагает рассмотреть разные названия понятия «дом»

 (Слайд 3)

  1. Называет тему урока, (Слайд 4) предлагает учащимся предположить, что такое диалектные слова.
  2. Предлагает прослушать результаты исследования понятия «диалектизм» младшего научного сотрудника, учащегося 5 класса.
  3. Предлагает продолжить предложение: Диалектизм – это… и проверить его по слайду №5,6
  4. Предлагает учащимся сформулировать цель урока
  1. Приветствуют учителя.
  2. Начинают работу в лабораториях НИИ.
  3.  Интерпретируют пришедшее сообщение (Слайд 1)
  4. В ходе обсуждения приходят к выводу, что люди говорят по-разному, потому что живут в разных регионах России

(Слайд 2)

  1. Приходят к выводу, что одно понятие, называется по-разному в зависимости от региона.

  1. Записывают тему в рабочие дневники, предлагают свои версии о значении понятия.
  2. Слушают, делают пометы.

  1. Записывают предложения, сравнивают их с записями на слайдах.

  1. Формулируют возможные цели урока.

II этап. Осмысление

Цель:

  1. Предлагает ответить на вопрос: Зачем изучать диалектные слова? (слайд 7)
  2. Представляет предмет исследования - русские народные сказки (Слайд 8), предлагает учащимся провести сравнительное исследование двух  сказок.
  3. Сообщает, что одна из сказок забайкальская.
  4. Раздает лабораториям словари диалектных слов Забайкалья и Борзинского района, предлагает учащимся выписать из забайкальской сказки диалектизмы.
  5. Объявляет об эксперименте. Раздает тексты известной сказки, предлагает добавить в нее диалектные слова из словаря, сравнить полученные сказки, ответить на вопрос: Зачем изучать диалектные слова?( Слайд 10)
  6. Подводит итог (Слайд 11)
  7. Возвращается к теме: Почему Г.Граубин называет диалектизмы драгоценными кладами?
  8. Спрашивает об уместности диалектизмов в речи (Слайд 12)
  9. Задает домашнее задание.
  1. Высказывают свои предположения.

  1. Изучают тексты, сравнивают их

  1. Лаборатории выступают с результатами исследований.

  1. Исследуют тексты, работая со словарями, выписывают диалектизмы (Слайд 9), выступают с результатами.

  1. Проводят эксперимент. Готовят ответ на поставленный вопрос.

  1. Читают полученные сказки, отвечают на вопрос.

  1. Дают аргументированный ответ на вопрос.

  1. Рассуждают, читают памятку.
  2. Записывают задание.

III этап. Рефлексия.

Цель:

  1. Предлагает проанализировать и оценить работу лабораторий.
  2. На сиреневых цветочках предлагает написать слово, выражающее настроение, цветочки прикрепить на ветку.
  3. Благодарит за урок
  1. Высказывают свои мнения.

  1. Записывают на цветах соответствующие настроению слова, цветы крепят на ветку, которая напоминает ветку цветущего багульника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)

Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Урок русского языка по теме «Слова с гласными буквами Е, Ё, И, Я ,Ю в начале слова.» 5 класс

Урок русского языка в 5 классе специальной школы-интерната...