Урок – исследование в 7 классе «Для чего нам нужны наречия?»
план-конспект урока русского языка (7 класс) по теме
Обобщающий урок, который расширяет знания учащихся о наречии как части речи, обогащает их слварный запас, развивает кругозор. Задания способствуют выработке навыков правильного написания наречий, на уроке используется не только познавательный, но и занимательный материал, воспитыватся интерес к урокам русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issled_v_7_kl_o_narech..zip | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – исследование в 7 классе «Для чего нам нужны наречия?»
Цели урока: 1) обобщить и расширить знания о наречии как части речи, обогатить речь
учащихся наречиями;
2) вырабатывать навыки правильного написания наречий;
3) воспитание интереса к урокам русского языка.
Ход урока
1. Беседа о наречии.
- Можно ли обойтись без наречий в нашей речи? Для чего они нам нужны? Что такое наречие? Каковы отличительные признаки наречия? От какой части речи оно зависит? Подберите к глаголам читать, работать как можно больше наречий.
(Читать громко, тихо медленно, красиво, старательно, легко, вдумчиво, выразительно; работать допоздна, тщательно, аккуратно, умело, сознательно, весело, тяжело, добросовестно, вручную, изредка, усердно, рано, поздно)
Вывод: наречие – часть речи, обозначает признак действия, не изменяется: не склоняется, не спрягается, отвечает на вопросы как? когда? где? куда? зачем? с какой целью?
Задание 1. Запишите. Подчеркните наречия как члены предложения.
Есть существа, способные так прямо, и верно, и открыто, и сияющее смотреть, что сами станов..тся похожи на солнце. Сколько есть таких светл..любивых р..стений с цветом-солнцем посреди. (М.Пришвин)
- Попробуйте прочитать текст про себя, мысленно опуская наречия. Это поможет вам ответить на вопрос: какова роль наречий в тексте?
- К наречию верно подберите синоним, придумайте предложение, используя наречия-синонимы в качестве однородных членов.
(Текст станет бессмысленным. Обозначая признак действия, наречия необходимы для того, чтобы более точно характеризовать действие, предмет, признак, передать наше отношение к ним. Верно – преданно. - Он служил делу верно и преданно.)
Задание 2. Замените фразеологизмы наречием:
1) спит как убитый (беспробудно, крепко) 6) знать как свои пять пальцев (наизусть)
2) работать спустя рукава (небрежно, плохо) 7) работать засучив рукава (старательно)
3) на живую нитку (непрочно, небрежно) 8) не в бровь, а в глаз (удачно, остро)
4) при царе горохе (очень давно, неизвестно когда) 9) на птичьих правах (незаконно)
5) на ночь глядя (поздно вечером, ночью) 10) идти своей дорогой (самостоятельно)
Задание 3. Составьте и запишите словосочетания с данными наречиями. Какие из данных наречий являются родственными. Устно подберите проверочные слова.
Т..инственно, невд..леке, уд..влённо, вд..ли, непод..лёку, напр..мик, изд..вна, дот..мна, изд..лека, изр..дка, исподт..шка, бер..жно, вс..мером, доч..ста, впл..тную, ш..потом.
( Шептать таинственно, находиться невдалеке, смотреть удивлённо, разгорается вдали, увидеть неподалёку, идти напрямик, жить издавна, гулять дотемна, услышать издалека, изредка вспоминать, делать исподтишка, относиться бережно, репетировать всемером, вымыть дочиста, подойти вплотную, говорить шёпотом)
(Невдалеке, неподалёку, издавна, издалека.)
-От какой части речи зависит наречие?
Вывод: наречие зависит от глагола.
4. Прослушайте стихотворение С.Я.Маршака «Друзья – товарищи». Какая часть речи встречается в этом стихотворении? Каким членом предложения являются наречия? Сделайте морфологический, словообразовательный и морфемный разбор одного из наречий.
День стоял весёлый А потом обратно,
Раннею весной, А потом кругом,
Шли мы после школы – А потом вприпрыжку,
Я да ты со мной. А потом бегом.
Куртки нараспашку, Весело бродили
Шапки набекрень – Я да ты со мной,
Шли куда попало Весело вернулись
В первый тёплый день. К вечеру домой.
Шли куда попало – Весело расстались -
Просто наугад, Что нам унывать?
Прямо и направо, Весело друг с другом
А потом назад. Встретимся опять.
Вывод: наречие – неизменяемая часть речи, не имеет окончания, образуется от прилагательных.
5. Синтаксический разбор предложения.
Впереди перед другими понёсся витязь всех бойчее, всех прекраснее.
-Из какого произведения это предложение? (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)
-Чем отличаются наречия в этом предложении? (Стоят в превосходной степени)
Вывод: наречия имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.
6. Прочитай правильно: пиши красивее, сядь удобнее, вытри дочиста, сделай иначе, уехать надолго.
(пиши краси´вее, сядь удо´бнее, вытри до´чиста, сделай и´на´че, уехать надо´лго)
7. Сценка «Рецепт».
Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:
- В каком классе ты учишься, молодой человек?
- В седьмом.
- А дружно вы живёте в своём классе?
- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело...
- Жутко дружно, ужасно весело! А учитесь-то хорошо?
- Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
- Нормально... В пух и прах хвалит... Да, болезнь серьёзная, у тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.
Врач даёт рецепт – учебник русского языка.
- Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? Как их исправить?
(Жутко дружно – очень дружно, жутко весело – очень весело, в пух и прах хвалит – часто)
8. Рассмотрите таблицу и сделайте вывод: какая гласная в приставке отрицательного наречия пишется при отрицательном сказуемом?
Никак не ожидал Никуда не торопился Некуда спешить Нисколько не удивился Никогда не возражал |
9. Продолжите предложения, используя наречия:
Читай задание к упражнению (как?)...
(Внимательно, вдумчиво)
К учёбе относись (как?)...
(Старательно)
Воспитанный человек должен относиться к окружающим (как?)...
(Хорошо - неплохо, прекрасно, превосходно, доброжелательно)
Физминутка с наречими.
Встаньте прямо, поверните голову налево, направо, посмотрите вверх, вниз; слегка закройте глаза, сильно зажмурьте глаза, посмотрите вдаль, сядьте правильно, слушайте внимательно, пишите аккуратно.
10. Прочитайте пословицы и поговорки. Спишите, подчеркните наречия. Что общего в этих предложениях?
1) Кто без устали болтает, в том толку (не) бывает. 2) Делать наспех – сделать на смех. 3) Неправдой нажитое впрок (не) пойдёт. 4) Предупредить (во)время – дело друзей. 5) И мешок (не) покажется тяж..лым, если его поднимать (в)двоём. 6) Колос зреет – голову клонит (к)низу, человек богатеет – голову зад..рает (к)верху.
1) Кто без устали болтает, в том толку не бывает. 2) Делать наспех – сделать на смех. 3) Неправдой нажитое впрок не пойдёт. 4) Предупредить вовремя – дело друзей. 5) И мешок не покажется тяжёлым, если его поднимать вдвоём. 6) Колос
зреет – голову клонит книзу, человек богатеет – голову задирает кверху.
11. Выберите нужное слово из двух данных и вставьте в предложение.
1) Весна торопит: ... она ранняя. Я ... вновь еду в деревню. ( Нынче, вновь) 2) Хорошо слушать, как ... ворчит собака. Хозяин, придя со службы, ... обедал, отдыхал. ( Сытно, сыто) 3) Полежав ... минут пять, он опять повернулся на спину. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лёг, играя, ... на песок. (Ничком, навзничь)
Вывод: надо различать наречия по смыслу.
12. К данным наречиям подберите антонимичные наречия.
Вниз -..., вперёд -..., вдали - ..., вперёд - ..., встарь - ..., часто - .., засветло -..., поздно -..., глубоко -..., узко -..., рассеянно -..., небрежно - ..., тяжело -..., медленно - ... .
(Вверх, вниз, вблизи, назад, вновь, редко, затемно, рано, мелко, широко, сосредоточенно, старательно, легко, быстро)
13. Диктант «Проверь себя». Какое из наречий отличается по правописанию о т других?
Сделать точ..(в)точ.., идти еле(еле), жить (по)прежнему, когда(нибудь) сбудет..ся, где(то) встретит..ся, одет..ся (по)зимнему, предл..гать (во)первых, насч..тал (во)время.
14. Найди в загадках наречия.
1) Вечером наземь слетает, 3) Крупно, дробно зачастил,
Ночь на земле прибывает, Всю землю напоил. (Дождь)
Утром опять улетает. (Роса) 4) Зимой греет, весной тлеет,
2) Громко стучит, звонко кричит, Летом умирает, осенью оживает. (Снег)
А что говорит, никому не понять 5. Что вверх корнем растёт? (Сосулька)
И мудрецам не узнать. (Гром) 6. Посреди поля лежит зеркало,
3) Сперва блеск, за блеском треск, Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд)
За треском плеск. (Молния, гром, дождь) 7. Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
Выводы.
- Для чего нам нужны наречия?
- Что нужно помнить об их морфологических признаках? О правописании?
Рефлексия.
-Понравился вам наш урок?
-Что особенно понравилось?
-Было ли вам интересно?
-Понадобятся ли вам знания, полученные на уроке для сдачи ГИА?
Домашнее задание. 1) разгадайте кроссворд.
Заполните клеточки кроссворда наречиями. Как они пишутся с приставками?
1. Уклониться в сторону. 2. Запомнить надолго. 3. Сделать что-то очень быстро. 4. Прийти в нужный час. 5. Бежать, догоняя кого-то. 6. Разбить на мелкие кусочки.
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 |
(Вбок, навек, наспех, вовремя, вдогонку, вдребезги)
2) Контрольное списывание текста. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Подчеркните наречия. Сделайте морфологический разбор выделенных наречий.
1) Пар..ход сел на мель на рас..вете. Он долго работал то (в)перёд то назад (из)под колёс буграми била вода но снят..ся с мели было (не)вмоч.. . Вода (на)пролом в..лочила грунт на перекате с такой силой что было видно как песчан..ое дно перел..вает..ся (в)низ по течению. Засели (на)долго и проч..но. Пар..ход жалобно загудел но всем стало ясно что гудеть бе..полезно и гудок (в)скоре затих. Ост..валось ждать попутного или встречного буксира в од..ночку было (не) справит..ся. (К. Паустовский)
2) Последнее кувыркание (в)воздухе от..желё..ого листвой ж..лтого листа,- и он (на)всегда рас..таёт..ся с формой листа и пр.соединяет..ся (в)низу к масс..е ароматной тлеющ.. листвы. Лист упавший на листву был ведь тоже единствен..ый, как и я среди людей, и едва ли найдёт..ся во всём лесу другой такой листик чтобы с ним мог жилка в жилку сл..жит..ся а теперь в листве он будет слёживат..ся вместе преть и соединят..ся с масс..ой как удобрение. (М. Пришвин)
3) Индивидуальная работа.
Используя данные ниже примеры, заполните таблицу.
Приставки в наречиях пишутся
слитно | раздельно | через дефис |
(На)бок, (на)века, (на)верх, (на)верху, (на)зло, (на)кануне, (по)два, (по)уши, (на)авось, (по)французски, (по)польски, (по)братски, (на)слово, (на)смех, (на)вытяжку, (на)глухо, (на)силу, (по)верху, (по)долгу, (по)птичьи, (по)прежнему, (по)дружески, (на)берегу, (на)глаз, (на)славу, (в)глубь, (в)высь, (в)верх, (в)низ, (в)начале, (с)начала, (до)тла, (до)верху, (до)низу, (до)свидания, (до)отвала, (по)одиночке, (с)плеча, (с)роду, (к)стати, (в)сухомятку, (в)плавь, (от)части, (по)зарез, (по)неволе, точь(в)точь, (во)первых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Измерение-основа техники!" Урок-исследование. 7 класс
Материал поможет спланировать исследовательскую работу учащихся на уроке физики....
Система линей ных уравнений. (урок-исследования 7 класс)
Данный урок является вторым в теме «Система линейных уравнений» (программа Ю.Н. Макарычева, учебник «Алгебра 7 класс.» под редакцией С.А. Теляковского). Цель этого урока ...
Урок- исследование в9 классе.
данный урок соответствует современным требованиям преподавания....
Урок в 8 классе "От чего зависит выталкивающая сила"
Урок с применением здоровьесберегающих технологий...
Конспект урока для 10 класса "Компьютеризированное образование или нужны ли школе электронные учебники"
Тип урока- активизация изученного материалаТехнология - Case studyФорма организации-Дебаты...
Конспект урока музыки (5 класс): «Из чего состоит опера».
Цели:Образовательные: познакомить учащихся с оперой и её содержанием. Раскрыть понятие из каких концертных номеров она состоит. Определить какую роль в опере играет ария и песня. Что она передаёт. Сфо...
Урок в 6 классе на тему "Найдется нужный словарь"
Урок общеметодической направленности ко Дню словаря...