Конспект урока для 10 класса "Компьютеризированное образование или нужны ли школе электронные учебники"
план-конспект урока по английскому языку (10 класс)

Кривошонок Наталья Николаевна

Тип урока- активизация изученного материала

Технология - Case study

Форма организации-Дебаты

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Computerized education” or “Does school need electronic textbooks?”

Слайд 2

Electronic education – electronic books The 18 th of August in 2011

Слайд 3

Students have tested it in several regions of our country, including 6 schools of St. Petersburg.

Слайд 4

Opinion polls Respondents were asked: “Does school need electronic textbooks?” Yes, the progress is inexorable Yes, but gradually and moderately The book should be rather support element No, it will destroy the book culture It’s difficult to answer

Слайд 5

Does school need electronic textbooks ?

Слайд 6

Слайд 7

SWOT-analysis

Слайд 8

Economic: Advantages are: The price is greatly reduced Mass production of e-books would contribute further development of the IT sector. Time of publications of textbooks would be reduced from 6 months to a week. Electronic textbook has an ability to store a variety of information.

Слайд 9

Socio-cultural advantages are: Student more often reads from a screen than from paper. The environmental aspects of book publishing

Слайд 10

It makes student’s schoolbags easier and helps to prevent health problems . Personal advantages:

Слайд 11

Disadvantages are: Technical: E-readers are devices which are very difficult to use Electronic books are fragile devices Readers are offered in a black and white format and is not capable of supporting images, it means there are no visibility Work of any textbook is limited by battery capacity

Слайд 12

Socio-cultural disadvantages: Most teachers do not have sufficient qualifications to work with electronic textbooks. It is proved that the electronic media technology reduces the technique of reading An e-book kills the book culture

Слайд 13

Economic: High price of e-books. They cost 12 000 rubles. Juridical: The question of copyright remains unsolved.

Слайд 14

Opportunities: Optimization the process of finding information The possible creation of an electronic educational-methodical complex

Слайд 15

Risks: Many teachers continue to work as they get used to do it. The educational-methodical base isn’t formed to introduce an electronic textbook It is possible that e-books will be bought abroad. Do not exclude the possibility of "epidemics" of viruses for e-books. Virtualization will be the final educational space

Слайд 16

Modernization of electronic education should be a state program.

Слайд 17

“ Does school need electronic textbooks?”



Предварительный просмотр:

Тема урока: "Компьютеризация образования или нужны ли школе электронные учебники?"
10-й класс

Тип урока: урок активизации изученного материала.

Технология: case study.

Форма организации: Дебаты

Цель урока: продолжить развивать монологическую и диалогическую речь по теме “ Электронные учебники ”

Задачи:

  1. формировать готовность к самостоятельному непрерывному  изучению иностранного языка и потребность использовать его для самообразования в других областях знаний;
  2. создавать условия для наблюдения за собственной речью на  иностранном и русском языках и обсуждения этих результатов;
  3. создавать ситуации, требующие от учащихся применения и усиления когнитивных и аффективных функций личности, то есть развития дедуктивного и индуктивного мышления, памяти, воображения, способности к сопереживанию и т. д.;
  4.  создавать условия для получения опыта принятия решений и рефлексии последствий принятых решений;
  5. способствовать равномерному развитию всех компонентов коммуникативной компетентности учащихся, а именно: лингвистической, социолингвистической, социокультурной, дискурсивной и стратегической компетентностей;
  6. способствовать приобретению учащимися опыта решения различных жизненных  задач с помощью иностранного и родного языков.
  7. создавать условия для осмысления учащимися демократического способа организации и управления, помогать приобрести опыт демократического взаимодействия в коллективе;
  8. способствовать приобретению учащимися опыта обсуждения, переживания и размышления в рамках поставленных проблем, а также некоторого опыта их решения;
  9. задавать нормы уважительного отношения к индивидууму, к индивидуальному мнению, к личности учащегося и учителя.
  10. способствовать развитию интереса к реализации своих управленческих и организационных способностей
  11. способствовать созданию атмосферы здоровой конкуренции.

Основные виды деятельности учащихся и решаемые развивающие задачи :

Вид деятельности

Решаемая педагогическая задача (развитие УУД)

Говорение (диалогическая и монологическая речь)

  • Излагать свою точку зрения, аргументируя ее.
  • Быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Участвовать в диалоге.
  • Понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде.
  • Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.
  • Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
  • Уметь структурировать знания.
  • Представлять информацию в сжатом и развернутом виде.
  • Выдвигать средства достижения цели.
  • Планировать свои действия.

Аудирование

  • Определение основной и второстепенной                   информации.
  • Установление логических связей
  • Оценивание степени успешности достижения цели по известным критериям.
  • Умение анализировать, сравнивать, классифицировать.

Письмо

  • Работать по плану
  • Знаково-символические действия, моделирование.

Чтение

  • Определять основную и второстепенную                   информацию.
  • Определять цель, обнаруживать и формулировать проблему  полученных заданий  самостоятельно.              

Ожидаемые результаты:

Предметные

В результате реализации данного урока учащийся

- узнает значение новых лексических единиц, связанных с  соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка;

-научится использовать языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера;

- научится вести диалог, используя оценочные суждения, участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета;

-научится рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики

-научится относительно полно и точно понимать высказывания собеседника, понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных источников

Метапредметные

Учащийся научится:

-  самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов

- самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

- осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы

- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

- создавать , применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы  для решения познавательных задач

- планировать свое речевое и неречевое поведение

 Учащийся овладеет навыками

-осознанного определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификаций на основе данных критериев

- взаимодействия  с окружающими, выполняя разные социальные роли

- смыслового чтения, включая умение выделять тему, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов.

Личностные результаты

У учащихся продолжит формироваться  

-  способность  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,

- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

-умение осваивать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах,

- умение осознавать возможности самореализации средствами иностранного языка

 -стремление к совершенствованию речевой культуры в целом.

- умение гибко адаптироваться в ситуации, быть самостоятельным в принятии решений,

- умение самостоятельно работать над собой, познавать и развивать свой потенциал.

- умение осознавать свои личностные качества и черты характера в процессе работы в группе

Оборудование урока:  МК, ММК с  фотографиями, презентацией и видео по теме, тексты для чтения, секундомер, колокольчик, карточки с заданиями, карточки для оценивания заданий, карточки для деления по группам и внутри группы, бейджики.

Оформление доски:

Экран с презентацией, темой  урока

Дата

Оформление кабинета:

TV announcer

Believers( для работы в группе)

Non-believers( для работы в группе)

Judges( для работы в группе)

Ход урока:

1.Орг. момент. Введение в языковую среду(1мин)

Учитель проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся, предлагая разделиться на 3 группы по 4 человека, не объясняя принцип деления, вводит в языковую среду. Учащиеся готовятся к работе в группе, занимая места. На столах подготовлены карточки с заданиями, карточки для оценивания заданий, карточки для деления по группам и внутри группы, тексты для чтения, ноутбуки.    

Glad to see you. Divide into 3 groups of four. Let's start our lesson and work together.

2. Речевая зарядка, целеполагание (2мин)

Учитель проводит речевую зарядку с помощью слайда, в центре которого- тема урока, которая появится после обсуждения с учащимися , а по периметру слова и рисунки по теме. Ставит вопрос, о чем бы они хотели узнать на этом уроке, и просит сформулировать учащихся цели урока.

 (gargets, text-books, books, heavy, expensive, download, light, replace)

 

Look at the screen. Name the pictures and read the given words. What are they connected with? Why do you think so? What are we going to discuss at the lesson? What is the aim of the lesson?

3. Актуализация.

а) организация работы в группах(1 мин)

Учитель сообщает учащимся, в какой форме будет проводиться урок, просит сформулировать проблему для дебатов( спрашивает как будет звучать либо отрицание , либо утверждение) и выдает:1) карточки для работы по группам- судьи, группа утверждения и группа отрицания 2) карточки для деления внутри группы с заданиями или критериями оценивания, бейджики

Today we are going to work in the form of Debates. What is the topic of debating? Name a statement. Give a negative statement. You are believers, non-believers and judges. Take the card and choose who you want to be today. (Дать время)Everybody has his own duties.  Remember that your time for the answer is limited. Who are you today?

Карточки, которые объясняют функции  каждого из группы отрицания и утверждения:

  • Спикер №1- формирует понятийную базу, выбирает из данного учителем материала понятия, которыми они будут пользоваться во время дебатов и дает их развернутые определения. Время для выступления -1 минута. Задание- дать определения как можно большему количеству понятий. Оценивание- по 1 баллу за определение + личное мнение судьи от 0 до 3 баллов.
  • Спикер №2- представляет факто логический материал. Время для выступления -2 минуты. Задание- привести как можно больше примеров, случаев с аргументами за или против . Оценивание- по 1 баллу за пример без доводов, по 2 балла за пример с аргументами + личное мнение судьи от 0 до 3 баллов.
  • Спикер №3- визуализирует образ, выбирая фото по теме из ряда предложенных. Время для выступления -1,5 минуты. Задание- выбрать как можно больше фотографий, доказывающих определенную точку зрения с аргументами за или против. Оценивание- по 1 баллу за фото без комментариев, по 2 балла за фото с комментариями + личное мнение судьи от 0 до 3 баллов.
  • Спикер №4- обобщает. Время для выступления – 1,5 минуты. Задание- представить  эмоциональное обобщение , используя понятийную базу, визуализацию образа,  примеры из речи спикера №2. Оценивание- по 1 баллу за использование в речи  понятийной базы, визуализации образа,  примеров из истории, эмоционального обобщения + личное мнение судьи от 0 до 3 баллов.

Speaker №1.

The task is to choose words appropriative for the topic and give their definitions. You’ll get 1 point –for each definition+ the personal judge’s opinion (from O to 3 points). Your time is 1 minute.

Speaker №2.

The task is to give examples of events, incidents appropriative for the topic and give them your arguments. You’ll get 1 point –for each example without arguments or 2 points for each example with arguments + the personal judge’s opinion (from O to 3 points). Your time is 2 minutes.

Speaker №3.

The task is to choose photos given on the screen of your laptop proving your opinion and be ready to explain them. You’ll get 1 point –for each photo without arguments or 2 points for each photo with arguments + the personal judge’s opinion (from O to 3 points). Your time is 1,5 minutes.

Speaker №4.

The task is to summarize the group’s opinion giving arguments for or against  using the discussed definitions, examples of events, photos and to give them your arguments. You’ll get 1 point –for the usage of definitions, examples, photos, emotional speech  + the personal judge’s opinion (from O to 3 points). Your time is 1,5 minutes.

Карточки, которые объясняют функции и  критерии оценивания  каждого из группы судей.

  • Судья №1- оценивает  понятийную базу. Время для выступления -1 минута. Язык- русский. Оценивание- по 1 баллу за определение + личное мнение  от 0 до 3 баллов.
  • Судья №2- оценивает факто логический материал.Время для выступления -1 минута. Язык- русский.  Оценивание- по 1 баллу за пример без доводов, по 2 балла за пример с аргументами + личное мнение  от 0 до 3 баллов.
  • Судья №3- оценивает визуализацию  образа. Время для выступления -1 минута. Язык- русский. Оценивание- по 1 баллу за фото без комментариев, по 2 балла за фото с комментариями + личное мнение от 0 до 3 баллов.
  • Судья №4- оценивает обобщение  и 3 вопроса, заданных во время прений оппоненту. Время для выступления - 2 минуты. Язык- русский. Оценивание обобщения- по 1 баллу за использование в речи  понятийной базы, визуализации образа,  примеров из истории, эмоционального обобщения + личное мнение  от 0 до 3 баллов. Оценивание вопросов - по 1 баллу за информативный, правильный вопрос, соответствующий теме.

Judge №1.

The task is to estimate the definitions given by Speakers № 1. You give 1 point –for each definition+ your personal  opinion (from O to 3 points). Your time is 1 minute. The language is Russian.

Believers

Non-believers

Definitions( 1 point)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Your personal  opinion

(from O to 3 points)

Total

Judge №2.

The task is to estimate the examples given by Speakers № 2. You give 1 point –for each example without arguments or 2 points for each example with arguments + your personal opinion (from O to 3 points). Your time is 1 minute. The language is Russian.

Believers

Non-believers

Examples

With arguments

(2 points)

Without arguments

(1 point)

1

2

3

4

5

Your personal  opinion

(from O to 3 points)

Total

Judge №3.

The task is to estimate the photos chosen by Speakers № 3. You give 1 point –for each photo without arguments or 2 points for each photo with arguments + your personal opinion (from O to 3 points). Your time is 1 minute. The language is Russian.

Believers

Non-believers

Photos

With arguments

(2 points)

Without arguments

(1 point)

1

2

3

4

5

6

Your personal  opinion

(from O to 3 points)

Total

Judge №4.

The task is to estimate the summary given by Speakers № 4 and 3 questions used in the discussing. You give 1 point –for the usage of definitions, examples, photos, emotional speech + the personal judge’s opinion (from O to 3 points). You give 1 point –for each question if it is informative, correct and according to the topic. Your time is 2 minutes. The language is Russian.

Believers

Non-believers

Summary(1 point)

1. Definitions

2. Examples

3. Photos

4.Emotions

Questions(1 point)

1.

2.

3.

Your personal  opinion

(from O to 3 points)

Total

Учитель объясняет, что будет делать пометки по каждому учащемуся во время всего урока, оценивая количество используемых лексических единиц, языковой аспект. Оценки будут сказаны на следующем уроке, когда учитель суммирует баллы судей и свои заметки.

During the lesson I will be making some notes about your speaking skills, the number of words appreciative to the topic and then sum them up with judges’ estimation of every participant.

б) мозговой штурм, технология “Case study”(12 мин)

Учитель предлагает каждой группе одинаковый  кейс, состоящий из видео фрагмента, текстов  про школьные электронные учебники на английском и русском языках, ряда фотографий по теме или нет. Сообщает время для подготовки обсуждения-10 минут.

You have a case consisting of a video, articles about School uniforms both in Russian and English, photos. Watch the video and then you’ll have 10 minutes to prepare for the discussions.

Учащиеся работают индивидуально и в группе, выполняя поставленные задачи.

в) Дебаты(16 мин)

Учитель дает слово для выступления спикерам №1,2,3 по очереди из каждой группы отрицания и утверждения. Время регламентируется одним из судей с помощью секундомера и колокольчика.

Затем предлагает начать прения, задавая по 3 вопроса группе оппонентов. Данные ответы должны быть краткими. Время –по 1 минуте на группу.

Затем учитель дает слово для выступления спикерам №4  для обобщения своего мнения по теме.

 

Now it’s time to start discussing. I’ll give a word to Speaker №1,2,3.

Now ask your 3 questions to your opponents. The given answers must be short: Yes or No. Your time is limited. It’s 1 minute.

I’ll give a word to Speaker №4.

4.Подведение итогов урока(8 мин)

Учитель предлагает учащимся из группы судей подвести итоги и оценить работу спикеров, после каждого выступления одинаковых спикеров.. Например, судья №1 комментирует ответ спикеров №1, говоря сколько определений каждый из них дал и сколько баллов соответственно за это получает с учетом общего впечатления от ответа.

Now listen to our judges’ points with their reasons.

5.Рефлексия(2 мин)

а)результатов урока; настроения, эмоционального состояния

Учащиеся оценивают свою работу на уроке, высказывают свое мнение о достижении цели урока, о своем настроении и эмоциональном состоянии.                                                                                                                                                                      Сегодня на нашем уроке я узнал…                                                                                                                            …….понял, …..выяснил                                                                                                                                         …получил новую информацию                                                                                                                                   ….у меня получилось хорошо..                                                                                                                                                      ….мне было трудно…                                                                                                                          

I would like you to express your attitude to the lesson and give your self-assessment. You may begin with:   Today at our lesson I have learnt……                                                                                                                               got new information…                                                                                                                                                      understood                                                                                                                                                                                                                             discussed…                                                                                                                                                                                                   It was difficult\easy  to…

б)настроения, эмоционального состояния; деятельности и содержания учебного материала

Учитель предлагает учащимся поделиться впечатлением о своей роли и поставить “+” на своем бейджике, если она устраивала или записать другой желаемый вариант. Учитель собирает бейджики или они остаются на столе для дальнейшего анализа.

Take your badges and write down “+” if you like the role you have today and another variant if you don’t want to be again who you are.

6.Оценивание знаний (1 мин)

Учитель напоминает, что оценивание работы учащихся проходило во время всего урока. Оценки будут сказаны на следующем уроке, когда учитель суммирует баллы судей и свои заметки.

7.Домашнее задание(2 мин)

Учитель предлагает выполнить домашнее задание- группы спикеров должны поменять свое мнение и представить его в виде монолога в формате выступления спикера №4( эмоциональное обобщение) по теме “За (или против) школьных электронных учебников”, а группа судей, которая выслушала мнения двух сторон должна написать эссе по теме “Необходимы ли  школе электронные учебники ?”  по плану.                                                                        



Предварительный просмотр:

“Computerized education” or “Does school need electronic textbooks?”

Hello. Let me introduce myself. My name is Christina, my surname is Egorova. I’m a student of the 10th  form. To begin with, I would like to make a  presentation on the topic “Does the school need electronic textbooks?”

One of the most important problems of modern education is the problem of informatization of educational process. It includes interactive whiteboards, mobile computer labs, electronic magazines. Now there are active discussions about the possible replacement of usual textbooks with electronic ones.

On the 18th of August in 2011, the head of RusNano Anatoly Chubais presented V.V. Putin a model of one electronic textbook for pupils. Since September, students have tested it in several regions of our country, including 6 schools of St. Petersburg. The results of this experiment haven’t been known yet, and there is no final decision on the implementation of this invention, therefore, this topic is very up-to-date.

First of all, let us turn to the results of opinion polls. There are two sociological surveys – one is in the Internet, another one has taken place in the streets of different districts of St. Petersburg. Respondents were asked if schools needed electronic textbooks and the following answers were offered:

  • Yes, the progress is evident.
  • Yes, but gradually and moderately.
  • The books should be just a support element.
  • No, it will destroy the book culture.
  • It’s difficult to answer.

The Internet voting results are presented on the slide.

What conclusions can be drawn from these results: Firstly, when people grow older, the quantity of unambiguously support connected with the introduction of electronic textbooks decreases. In my opinion, it's not just because of the conservatism among people older than 30, but also because of life experience, their understanding of positive and negative factors of such an innovation. Secondly, a considerable proportion of people who worry about the use of electronic textbooks and their fears are understandable. The introduction of electronic books can cause serious problems for higher school.

Finally, the diagram shows that public opinion is not the same. It demands further analysis and discussion of this problem.

This research allows us to review the SWOT-analysis of the present situation. In other words it shows the Strengths, Weaknesses, Opportunities and Threats connected with the use of electronic books.

On the one hand there are some advantages:

Firstly, economic:

1) A significant  reduction of the price for books. All school textbooks cost about 5-7 thousand rubles, with the e-book - the price is greatly reduced.

2) Mass production of e-books in our country would contribute further development of the IT (Information Technology) sector and related industries.

3) Time of publications of textbooks would be reduced from 6 months to a week.

4) Finally, any electronic textbook is a universal device, which has an ability to store a variety of information.

Secondly, there are socio-cultural advantages:

5) There is a legacy format "paper-based." Modern students prefer reading information on a screen of a phone or a computer than the printed versions.

6) Children have changed so much. We need a new format of educational texts for them.

7) Moreover, the environmental aspects of book publishing are very important in this case. It takes about 8 kg. of wood for a publication of one book.

Personal advantages:

9) It makes student’s schoolbags lighter and helps to prevent health problems.

On the other hand, there are some disadvantages:

Technical:

1) E-readers are devices which are very difficult in use.

2) There are technical difficulties that may arise during the work with readers.

3) Electronic books are fragile devices and relatively short-lived, especially among children.

4) Readers are offered in a black and white format and are not capable of supporting images, it means there is no visibility.

5) Work of any textbook is limited by battery capacity.

Socio-cultural:

6) Unfortunately, most teachers do not have sufficient qualifications to work with electronic textbooks.

7) The influence of e-books on our vision has not been studied seriously.

8) It is proved that the electronic media technology reduces the technique of reading.

9) In addition, an e-book kills the book culture.

Economic:

10) High price of e-books. They cost about 12 000 rubles.

Juridical:

11) Besides, the question of copyright remains unsolved.

   Opportunities:

1) Readiness for the subject substitute.

2) Rapid file sharing.

3) Use of the latest data. (Возможности использования оперативной информации, свежих данных)

4) Optimization of the information search.

5) The possible creation of an electronic educational-methodical complex.

Risks:

1) The technical aspect of electronic textbooks can lead to duplication of benefits in paper and electronic form. Just like now, with some electronic magazines.

2) Many teachers continue to work as they get used to do it.

3) The educational-methodical base isn’t formed to introduce electronic textbook.

4) It is possible that e-books will be bought abroad.

5) Do not forget about the risks of low-quality e-books, with unqualified technical support.

6) Do not exclude the possibility of viruses for e-books.

7) Finally, we cannot miss the fact that virtualization will be the final educational space.

Thus, the introduction of electronic textbooks is an controversial issue which requires further research.

One thing is clear, our educational system needs modernization in the technical area. Therefore it should be done correctly and carefully. In my opinion, it should be a state program, the same for all schools.

To sum it up, I would like to say that an electronic book has become a daily part of our lives, like a cell phone or a computer. Unfortunately, it is not clear how to use this technical device in the educational process. This question is still open.

Thank you for your attention.



Предварительный просмотр:

Российские школы официально перешли на электронные книги. В соответствии с приказом Минобрнауки в федеральный перечень учебников могут попасть только те, которые имеют цифровые копии. Однако, по мнению экспертов, речи о прогрессе пока нет. Компьютерные книги — просто оцифровка бумажной версии. Такой суррогат не может стать полноценным электронным учебником. Как ридеры влияют на здоровье детей и почему на Западе многие школы начинают отказываться от компьютеров? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответила директор института возрастной физиологии российской академии образования, доктор биологических наук, профессор, академик РАО Марьяна Безруких.

«Лента.ру»: По поводу необходимости электронных учебников на семейных интернет-форумах ведутся баталии. Но родители сходятся в одном — ридеры существенно разгрузят портфели. Это важный аргумент в их пользу?

Марьяна Безруких: Облегчение ранцев — единственное преимущество. Но так ли это важно? Мы сегодня все время сетуем на то, что ребенок много времени проводит за компьютером. Не усилит ли внедрение электронных учебников эту компьютерную зависимость? Вопрос достаточно серьезный и сложный. Электронные учебники должны бы, по идее, задавать совершенно другие виды деятельности. Иные, чем обычные книги. Необходимо интерактивное взаимодействие, другие варианты подачи информации, другие задания.

То есть компьютерные учебники не должны копировать обычные?

Да. Иначе какой в них смысл? А сейчас, к сожалению, большая часть учебников — прямой перевод бумажных книг в электронную форму. На мой взгляд это никакого положительного эффекта дать не может. Первый учебник, который я увидела в интернете, был букварь. Там заутробным голосом диктор говорил: «Это пенал». Пенал светился. «Это ручка». Ручка светилась. «Это тетрадь». Светилась тетрадь. Я спросила разработчиков: вы понимаете, что уже после «тетради» ребенок не сможет ничего воспринимать? Он не в состоянии 17 раз подряд слушать одно и то же. Нет, говорят, мы этого не знали. Мы учебник копировали.

Могут ли электронные книги негативно влиять на здоровье ребенка?

Конечно. Ребенок устает в процессе чтения, а не будет ли он уставать еще больше, используя электронный учебник? У ридеров, например, разная разрешающая способность экрана, разный шрифт, размер поля. Все это оказывает определенное воздействие на организм. Значение имеет даже длина строки. Если она короткая, то это усиливает напряжение. Часто издатели не понимают элементарных вещей, о которых давно известно медикам. Разработчики считают, что чем больше картинок на электронной странице, тем лучше. А на самом деле это не так. Неслучайно в свое время были сформулированы очень жесткие требования к шрифту, четкости, размеру строки обычных школьных учебников.

Сторонники планшетов и прочих ридеров говорят, что в прошлом веке, когда переходили от перьевой ручки к шариковой, всех тоже пугали, что это губительно скажется на здоровье детей.

Это совершенно разные вещи. Я не говорю, что электронные книги — плохо. Я говорю о том, что хорошо бы провести исследование и понять, как использовать их эффективней. Понятно, прогресс не остановить. Для детей важна компьютерная грамотность. Вопрос в том, как именно использовать электронные книги и какими они должны быть. И ответа на него пока нет.

Но ведь года три назад Минобрнауки проводило в регионах эксперимент по использованию разных видов ридеров на уроках?

Там учитывались только учебные результаты, однако не анализировалось какой ценой они были получены, пострадало ли здоровье детей или наоборот. Есть оценка функциональной цены, которую платит организм за разные виды деятельности: напряжение, утомление. Это все можно проанализировать. Кроме того, СанПин жестко регламентирует применение компьютера в школах. Для первоклассников — не более 20 минут, для 11-х классов — максимум 35 минут. Учитывая это, необходимо понять, на каком уроке, в каком объеме, какие виды заданий наиболее эффективно выполнять на компьютерах. То есть вопросов много.

Что сейчас можно сказать о здоровье школьников?

У нас примерно 25-30 процентов детей первой группы здоровья, то есть абсолютно здоровых. У остальных те или иные отклонения. Причем показатели меняются. Раньше всегда на первом месте были лор-заболевания. Но в последние два года отмечается ухудшение зрения у школьников. И это может быть связано в том числе с компьютерами. Поэтому добавлять факторы, которые могут еще больше усугубить ситуацию, по меньшей мере нецелесообразно.

На Западе этой проблемой занимаются?

Во многих странах мира, где ридеры внедряются уже давно, постоянно отслеживается их эффективность. И никакого особенного положительного эффекта ученые не заметили. Наоборот, публикуется все больше исследований о том, что это дает достаточно высокую нагрузку для зрения, дополнительное функциональное, психологическое и эмоциональное напряжение и так далее. Уже есть школы, где отказываются от электронных книг. Например, в Кремниевой долине компьютеры из процесса обучения детей исключили. Местные преподаватели считают, что это не самый лучший вариант для того, чтобы научить ребенка думать, а не получать готовую информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока английского языка по теме « Нужно ли ходить в школу?» с использованием ИКТ

Аннотация к работе : УМК Биболетовой М.З. « Английский с удовольствием», 7 класс Тема урока: « Нужно ли ходить в школу?» Тип урока: ОбобщающийЦель урока: развитие коммуникативной, социо-куль...

План-конспект урока информатики и ИКТ "Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете" 8 класс

План-конспект урока информатики и ИКТ, раскрывает тему "Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете"....

Конспект урока по Истории Нового времени "Нужна ли нам единая и неделимая Италия?"

Цель урока: проследить динамику освободительного движения в Италии; познакомить учащихся с различными направлениями Итальянского освободительного движения....

Дидактические возможности планшета на уроках литературы в 5 классе как образовательный ресурс электронного учебника автора-составителя Г. С. Меркина (издательство "Русское слово")

Данная статья содержит рекомендации для работы учителя с планшетом, направлена на использование электронного учебника литературы в 5 классе....

Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)

Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...

Конспекты уроков для начального образования в коррекционной школе VIII вида.

Конспект урока по Чтению.Конспект урока по Русскому языку....

Конспект урока по теме «Мир глазами эколога» (УМК: "Школа России" (авт. учебника А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова)

Интерактивный метод дебатов широко используется в среднем и старшем звене на уроках устной направленности. Данная методическая разработка отражает успешную практику использования метода дебатов на уро...