Урок по теме "Фразеологизмы"
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме
урок в 5 классе по УМК под ред. Бабайцевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy_pervyy_urok.doc | 78 КБ |
frazeologizmy_otkrytyy_urok.ppt | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Фразеологизмы
(путешествие в страну Знаний)
Тип урока: объяснение нового материала.
Актуальность и значимость этого урока заключается в том, что он, прежде всего, направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы.
На уроке используются разнообразные методы, приёмы и средства обучения.
Цели:
познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов,
развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения,
воспитывать любовь к слову и к родному языку,
повторить основные термины и понятия лексики;
совершенствовать навыки связной речи учащихся;
развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности, чувство слова и языковое чутье учащихся;
воспитывать интерес к изучению родного языка.
Дидактическое и методическое оснащение урока:
-дополнительная литература: словари фразеологические
- презентация.
Структура урока.
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Актуализация опорного материала (фронтальный опрос).
Этап первичного знакомства
Работа со словарём
Закрепление материала
Работа с учебником. Задания по группам.
Фразеологическая викторина.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Круг рассматриваемых вопросов: фразеология; фразеологические единицы; явления синонимии и антонимии среди фразеологизмов.
В конце урока
учащиеся должны знать:
• определение фразеологических оборотов;
• основные источники появления фразеологизмов;
• значение основных фразеологизмов, часто встречающихся в речи;
учащиеся должны уметь:
• объяснять значение устойчивых оборотов речи;
• пользоваться справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации.
Находить фразеологизмы в предложениях и определять их синтаксическую роль.
ХОД УРОКА
Организационный момент. (слайд 1)
Сообщение темы и цели урока.
Вы уже пять лет путешествуете по стране Знаний. Многое успели узнать, полюбить.
Я приглашаю вас сегодня продолжить это увлекательное путешествие.
(слайд 2)
Кто за приключения?
Все без исключения!
Давай поднимаем парус
И прямо в океан!
Ведь и для нас осталось
Еще немало стран,
Пока что не открытых,
Или давно забытых!
Дорог в морях немало -
Смелее у штурвала!
Давайте откроем рабочие тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока.
Актуализация опорного материала (фронтальный опрос).
- Но чтобы нам отправиться в путь, необходимо погрузить в трюм то, что нам может пригодиться.
(свиток развернуть)
Слайд2
Синонимы. Кто подскажет, как выглядят синонимы? Что это такое? Привести примеры.
Здесь какое-то странное определение написано: «Слова одной части речи с противоположным лексическим значением». Что это такое. Примеры.
Какой раздел науки о языке изучает и синонимы, и антонимы?
(слайды )
- Чтобы выдержать испытания во время путешествия¸ нам нужна соответствующая экипировка. Давайте посмотрим в словаре, что означает это слово. (работа со словарём)
Экипировка - снаряжение, обмундирование
Экипаж - команда, личный состав корабля, самолёта, танка; состав специалистов, обслуживающих какой-либо движущийся механизм
«Четвёртый лишний» (слайд 3 )
Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
Что общего у этих слов? (устаревшие – архаизмы)
Этап первичного знакомства (Остров знакомства. Слайд 4)
Сейчас мне покажут,
Где раки зимуют…...
Где раки зимуют, мне растолкуют.
Ведь неизвестно,
Где раки зимуют!
Неинтересно, где раки зимуют.
Пускай где угодно раки зимуют.
Где раки зимуют, меня не волнует.
Этого мне не показывайте!
Вы меня
Не наказывайте!
- Почему герой этого стихотворения просит его не наказывать, ведь ему всего лишь хотят показать, где раки зимуют?
(ответы учащихся о том, что «показать, где раки зимуют» означает «наказывать»)
- то есть для того, чтобы понять лексическое значение этого фразеологизма, нам с вами не надо знать лексического значения каждого из слов этого словосочетания?
Фразеологизмы – устойчивые словосочетания, близкие по значению одному слову.
Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным: крокодиловы слёзы, вбивать клин, вопрос жизни или смерти, ворон считать.
Работа со словарём.
- Давайте посмотрим, насколько верно мы определили значение фразеологизма «раки зимуют». (слайд 5)
- В состав каких ещё фразеологизмов входит слово РАК? (слайд 6)
Итак, наше путешествие началось! (слайд 7)
Работа с учебником.
- Слово фразеология произошло путем сложения двух греческих слов phrasis (фрасис) + logos (логос) выражение, оборот речи слово, понятие, учение.
(слайд 8)
- Из этимологии этого слова следует, что оборот речи выступает как слово, имеющее единое значение. Значение фразеологизма в целом отличается от суммы значения его частей.
- Значения фразеологизмов можно узнать в толковых словарях. Существуют словари фразеологизмов. Например, Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И. Молоткова. М., 1987.
Из такого словаря можно узнать об истории происхождения фразеологизмов. Прочитаем словарные статьи «Бить баклуши», с. 27; «Авгиевы конюшни», с. 21.
- Посмотрите на доску. Как вам кажется, о каких фразеологизмах идёт речь?
(слайды9 – 13)
- Что значит выражение «устойчивое сочетание»? На что ещё необходимо обратить внимание? (можно заменить одним словом)
- Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).
Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
- Предлагаю сегодня на уроке отправится в путешествие, окунуться в мир слов и вы, несомненно, повысите уровень своих знаний, обогатите свой словарный запас, проникните в тайны истории и происхождении слов. Итак, отправимся в путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями.
Задание. Сравните два предложения: (слайд 14)
Мальчик приветливо махнул рукой мне – Он рукой махнул на все невзгоды! Укажите в них словосочетания, состоящие из одинаковых слов. Какое из них является свободным, а какое несвободным, т.е. фразеологизмом? Что значит этот фразеологизм?
Закрепление материала
Найди соответствие. (слайд 15)
Выписать из общего списка фразеологизмы со значением: (слайд 16 – 17)
1-я команда: "бездельничать"
2-я команда: "обманывать"
Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, гонять лодыря, бить баклуши, водить за нос, вводить в заблуждение, со всех ног.
Дополнительно (кто быстрее): определить общее значение оставшихся фразеологизмов.
(слайд 18 – 20)
SOS!!! Буря! Продолжать путь мы не можем, пока буря не утихнет. А произойдёт это, если мы сможем раскрыть значение фразеологизма буря в стакане воды.
(Буря в стакане воды – большое волнение по ничтожному поводу.)
Уже в Древней Греции употреблялось выражение в буквальном переводе «гроза из корыта», которое обозначало то же самое: шум по пустякам, не стоящим внимания.
Фразеологизмы, как правило, не могут быть дословно переведены на какой-нибудь другой язык.
(слайд 21 - 23)
3.Шторм спутал нам все карты: слова, входящие в состав фразеологизмов , рассыпались и перемешались. Давайте соберём их.
(всего 5) за 2 минуты.
лясы в пятки в рукавицах кашу бить душа заметать точить ежовых баклуши расхлебывать следы уходит
лясы точить
в ежовых рукавицах
расхлебывать кашу
бить баклуши
душа в пятки уходит
Вывод: слова во фразеологизмах тесно связаны между собой, и разрывать их связь нельзя.
4. Бухта синонимов и антонимов. (слайд24)
Фразеологизм – это устойчивое выражение, но лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. Это очень сближает фразеологизм со словом. И как и слова, фразеологизмы могут быть однозначными и многозначными.
Как и у слова, у фразеологизма могут быть синонимы и антонимы.
1) Подберите слова-синонимы к фразеологизмам:
бить баклуши (бездельничать);
сломя голову (быстро);
в час по чайной ложке (очень медленно);
водить за нос (обманывать);
себе на уме (хитрый);
2) Подберите к данным фразеологизмам фразеологические синонимы:
бить баклуши (валять дурака, гонять собак);
водить за нос (вешать лапшу на уши, обвести вокруг пальца));
3) Подберите к данным фразеологизмам фразеологические антонимы:
кот наплакал (куры не клюют);
спустя рукава (засучив рукава);
как кошка с собакой (душа в душу, водой не разольешь);
за словом в карман не полезет (язык проглотил, воды в рот набрал);
от горшка два вершка (верста коломенская).
4. « Свистать всех наверх!» физкультминутка
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Штормы и ветры нам не страшны.
Ждут берега нас далекой страны.
Пусть бури и ветры с тобой верный друг
И помощь протянут тебе сорок рук.
5. Работа у доски.
6. Рыбацкая гавань. (слайд25)
В любом путешествии вам пригодятся смелость и внимательность. В том, что все вы смелые, я не сомневаюсь, но давайте проверим, все ли внимательные?
В тексте, который я вам сейчас прочитаю, есть фразеологизмы. Постарайтесь обнаружить их все и записать в свои рабочие тетради.
Попались на удочку.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. На рыбалку, говорит, сходим, рыбу ловить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья, покою мне не давал: Пойдём, да поёдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, растерялись мы. Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Ответ: (В рассказе встретились следующие выражения, употреблённые в переносном смысле: пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать).
В рассказе нужно найти 10 фразеологизмов, объяснить их смысл.
6. На кудыкиных горах. (слайд26)
Теперь мы отправляемся на кудыкины горы. В каких случаях используется этот фразеологизм?
Ответ: Так отвечают на вопрос куда?, когда не хотят сказать правду.
Ребята, горы эти, по правде сказать, нельзя найти на обычной географической карте. Но на карте страны Грамматика мы сразу заметим это неприветливое место. Ведь даже в словаре рядом с этим фразеологизмом стоит пометка: «просторечное, пренебрежительное». Чтобы удачно пройти эти горы, мы должны выполнить следующее задание.
Отгадайте: какие фразеологизмы имеются в виду?
Его вешают, приходя в уныние; задирают – зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
Нос – вешать нос; задирать нос; совать нос.
7. Заповедник фразеологизмов. (слайд27-28)
Нем как… (рыба)
Хитёр как … (лиса)
Труслив как … (заяц)
Голоден как … (волк)
(слайд29)Загадочный закат.
Нам с вами сейчас надо будет закончить стихотворные строчки.
(слайд30)
Будь смел и отважен -
Прочти много книг,
В большом море знаний
Плыви, ученик.
К заветной мечте и чудесной земле.
В нагруженном знаниями корабле!
Подведение итогов урока.
- Подведём итоги нашего путешествия.
-Что мы узнали? Чему научились?
-Что называется фразеологизмом?
- Каковы особенности фразеологизмов?
Задание на дом.
Выполните один из вариантов задания.
Составить 3-4 предложения с фразеологическими оборотами.
КАРТОЧКА
Перепишите, заменяя выделенные слова синонимичными фразеологическими оборотами.
Долго размышлять над задачей, работать небрежно, трудиться упорно, совсем отчаяться, сильно преувеличивать, уметь молчать, сильно рассердиться, собрать наспех, делать неохотно, крайне затруднить.
Для справки:
Спустя рукава, не покладая рук, ломать голову, делать из мухи слона, выйти из себя, держать язык за зубами, на скорую руку, скрепя сердце, упасть духом, поставить в тупик .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. СИНОНИМЫ 2. Слова одной части речи с противоположным лексическим значением ВЗЯТЬ В ДОРОГУ
Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки. Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан. Экипировка экипажа
Остров знакомств
Где раки зимуют (разг.) – 1 (бран.) (показать) выражение угрозы; 2 (фамильярн.) - (знать) о хитроумном человеке; 3 (экспрес.) - (узнать) кто-либо испытывает трудности; понести суровое наказание.
Как рак варёный (разг., шутл.) – очень красный (о человеке) Когда рак на горе свистнет (прост., экспрес.) – неизвестно когда; в неопределённом будущем; никогда. Лебедь, рак да щука – (ирон.) – о компании с различными интересами.
– устойчивые словосочетания, близкие по лексическому значению одному слову. Фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным: рукой подать хоть пруд пруди спустя рукава на всех парусах Фразеологизмы -
Фразеоло́гия от греч. φράσις — «оборот речи» и λόγος — «учение»
водить за нос
сесть в калошу
как из ведра
сесть на шею
как курица лапой
Мальчик приветливо мне махнул рукой. Он махнул рукой на все невзгоды. Доктор проп..сал б..льному лекарство в час по чайной ло..ке. Мы продв..гаемся вперёд в час по чайной ло..ке.
Спать Взять себя Капля Принять Зарубить себе на носу в руки без задних ног в море За чистую монету
Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, гонять лодыря, бить баклуши, водить за нос, вводить в заблуждение, со всех ног.
Втирать очки водить за нос вводить в заблуждение Сломя голову во все лопатки со всех ног Сидеть сложа руки гонять лодыря бить баклуши
Свистать всех наверх!
БУРЯ в стакане воды большое волнение по ничтожному поводу
СОБЕРИ ФРАЗЕОЛОГИЗМ
лясы кашу в пятки в рукавицах бить душа точить ежовых баклуши расхлебывать уходит
душа в пятки уходит в ежовых рукавицах лясы точить расхлебывать кашу бить баклуши
Бухта синонимов и антонимов
пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, попались на удочку, одним духом, морочить голову, слёзы в три ручья, ни в сказке сказать, ни пером описать Рыбацкая гавань
Кудыкины горы
Заповедник фразеологизмов
Пишет как лапой Делить шкуру неубитого На сердце скребут носа не подточит курица медведя кошки Комар
Загадочный закат Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой не разольёшь. Мы исходили городок Буквально вдоль и поперёк И так устали мы в дороге, Что еле Волочили ноги. Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо, ведь этим ты другу Окажешь Медвежью услугу. Фальшивят, путают слова, поют, Кто в лес, кто по дрова. Ребята слушать их не станут: От этой песни Уши вянут .
Будь смел и отважен, Прочти много книг, В большом море знаний Плыви, ученик. К заветной мечте и чудесной земле. В нагруженном знаниями корабле!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...