Сочинение-рассуждение. Часть С1. 11 класс.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Материал дает возможность реализовать требования к сочинению, отражённые в критериях оценивания ответа на задание С1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chast_s.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Часть С
I ПРОБЛЕМА
- В тексте (...) затронута проблема (...).
- Прочитав тест (...), я задумался о (...). Эта проблема всегда волновала и будет волновать людей.
- Когда я познакомился с текстом (...), то еще раз задумался о (..). Подобные вопросы всегда волновали и будут волновать (...).
- Проблема (...), рассматриваемая автором текста (поставленная в тексте), связана с (...).
- В народе говорят: (пословица или поговорка). Это изречение пришло на мысль (об этом я задумался), когда я познакомился с текстом (...), в котором затронута (четко обозначена) проблема (...) .
- У русских есть пословица: .... Ее смысл заключается в том, что... . Именно проблему (...) поднимает в своем тексте (...).
- Правильно (точно, верно) подметил (...): «Цитата...». Об этом я задумался, когда прочитал (познакомился) с текстом (...)., который раскрывает проблему (...).
- «Цитата...», - эта выдержка (фраза) из текста (...) заставила меня задуматься о проблеме (...), которая очень часто встречается в жизни.
- «Цитата...», - когда-то мудро заметил (...). Эта мысль становится наглядной, бесспорной, когда читаешь такие тексты (статьи), как текст (статья) (...). Автор поднимает проблему (...). Он говорит о ...
- Представленный для размышления текст (...) отражает проблему (...).
II ВИД ПРОБЛЕМЫ, ПОЧЕМУ АКТУАЛЬНА
II а ВИД ПРОБЛЕМЫ:
- нравственная (человек, его внутренний мир, мотивация, мировоззрение, то, что определяет качество личности и оценку человека);
- философская (то, что требует глубокого размышления; это место человека в мире, проблема жизни и смерти, извечные проблемы человечества);
- экологическая ( человек и природа, отношение человека к природе);
- социальная ( человек и общество, положение человека в обществе, отношение к обществу);
- этическая ( стиль поведения человека, соответствие поведения человека нормам общества),
- социально-психологическая ( переосмысление человеческих поступков, место человека в окружающем мире),
- социально-философская ( размышление человека о проблемах общества);
- научная ( область науки);
- социально-этическая ( нормы поведения в обществе, как нельзя поступать в обществе).
Варианты оформления в сочинении:
- На мой взгляд, эта проблема является (вид), потому что она связана (см. скобки в II а).
- На мой взгляд, это (вид) проблема, так как она затрагивает... (см. скобки в II а)
- Я считаю, что это (вид) проблема, так как она связана с...(см. скобки в II а)
- Эта (вид) проблема заставляет (позволяет) еще (в который раз) задуматься о.. (см. скобки в II а).
- В своем тексте...(назвать автора) поднимает проблему (вид), раскрывающую (позволяющую понять, рассмотреть)...
II б ПОЧЕМУ АКТУАЛЬНА (Варианты оформления в сочинении):
- Думаю, что никто не сомневается в важности этой (вид) проблемы...
- Злободневна ли эта (вид) проблема? Безусловно (конечно)!..
- Мне кажется, эта тема актуальна по нескольким причинам...
- По-моему, злободневность этой проблемы в том, что...
- Данная проблема достаточно современна...
- Эта (вид) проблема сегодня актуальна как никогда...
- (Назвать автора) привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме...
- (Вид) проблема. (чего?) – острая проблема сегодняшнего дня.
III КАК ВИДИТ ПРОБЛЕМУ АВТОР (Варианты оформления в сочинении):
- Автор убедительно доказывает, что...
- Автор текста замечает, что...
- (Ф.И.О. автора) верно подметил, что...
- (Ф.И.О. автора) утверждает (замечает, констатирует)...
- (Ф.И.О. автора) размышляет над...
!!! Возможен языковой анализ исходного текста с целью увидеть авторскую позицию, понять отношение автора к поставленным проблемам.
Языковые средства выразительности могут:
1. отражать | позицию автора; авторское отношение к чему-либо; авторское чувство(гнев, горечь, радость); авторскую попытку разобраться в сути происходящего; реальную картину происходящего | 4.подчеркивать | открытость чувств автора; остроту (вид) проблемы; открытость авторской позиции; мировоззрение автора; актуальность рассматриваемых проблем; положительное или отрицательное отношение автора к чему-либо; принципиальную позицию автора по отношению к ...; особое отношение автора к герою; |
2. передавать | эмоциональное состояние автора; глубокую заинтересованность автора рассматриваемыми проблемами; глубину проблем (авторской мысли, идеи, чувств); | ||
5.помочь автору | эмоционально воздействовать на читателя; делать читателя своим союзником; точнее характеризовать мысль; усиливать полож. или отриц. отношение к чему-либо; передать глубину проблемы; раскрывать сущность поставленных проблем; заставить читателя задуматься над...; | ||
3. делать | авторскую мысль более точной(полной, верной, убедительной);текст динамичным; убедительными выводы; речь автора живой, раскованной; |
IV СОГЛАСИЕ / НЕСОГЛАСИЕ С ПОЗИЦИЕЙ АВТОРА + 2-3 АРГУМЕНТА В ЗАЩИТУ СВОЕГО МНЕНИЯ
(можно делить на микротемы)
Варианты введения в сочинение собственной позиции:
- Трудно не согласиться с мнением автора, потому что..
- Нельзя не согласиться с мнением автора текста, так как...
- Мне близка позиция автора текста...
- Я считаю, что...
- Автор точно подметил, что...
- И мне близка позиция автора...
- С (Ф. И. О.автора) трудно не согласиться...
- Я разделяю позицию (чувства) автора:...
- С мнением автора я полностью согласна, так как ...
Аргументация в изложении собственной позиции с основой на:
жизненный опыт: читательский опыт:
- реальные факты из 1. художественная литература;
жизни окружающих; 2. историческая литература;
- собственные наблюдения и выводы; 3. научно-популярная литература.
- традиционно-исторический опыт.
Варианты введения в сочинение аргументов:
Убедиться в правоте авторского мнения помогают примеры из художественной литературы. К примеру, в произведении (Чьем? Каком?) рассказывается (повествуется), как... . Подобные ситуации встречаются и в жизни (Часто и в жизни так бывает). Однажды я оказался свидетелем (со мной произошел такой случай; наблюдал, как...)...
V ВЫВОД ПО ПРОБЛЕМЕ (варианты оформления в сочинении):
Подытоживая сказанное, следует подчеркнуть, что...;
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод...
Таким образом, следует сделать вывод о том, что...
Не остается сомнений в том, что...
Подводя итог размышлению, хочется подчеркнуть...
В заключении необходимо сказать..
Итогом моих размышлений может стать русская пословица:...
Порассуждав над проблемой, можно сделать вывод о том, что...
Я еще раз убедился, что...
.____________________________________________________________________________________________
Образец
(1)На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением.
(2) Учение с мучением – это дело известное. (3) Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. (4) Наконец откроешь, а в ней все не понятно, все скучно, все неинтересно. (5) Ну, ладно, сегодня кое-как выучишь урок. (6) А завтра ведь опять садиться за учебники? (7) Опять это мучение?
(8) Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? (9) Какое это счастье торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? (10) Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть ее все так и этак, прикидывать – может, и получиться? (11) Не-ет, не выходит. (12) А если попробовать по-другому? (13) Ура!, просвет! (14) Неужели просвет?
(15) В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогнете, оглянетесь в недоумении: (16) «Что случилось? Разве в мире есть еще что-нибудь, кроме этой задачи?» (17) Просвет, просвет, предчувствие успеха, - а вот и сам успех, вот решение... (18) Да такое неожиданное, такое простое и ловкое!
(19) И на следующий день вы никак не дождетесь того часа, когда можно будет взяться за учебник или задачник. (20) Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. (21) Учение с увлечением – счастливая жизнь. (22) Таков закон.
(По Л. Ф. Талалаевой)
Сочинение-рассуждение по тексту
Правильно говорят в народе: «Ученье – свет, неученье – тьма». Именно над этой пословицей я задумалась, прочитав статью известного публициста Л. Ф. Талалаевой, которая в своем тексте поднимает важную, злободневную проблему отношения к учебе.
Мне кажется, что данная проблема является социально-нравственной. Она актуальна в наши дни, ведь на протяжении многих лет учение играло важную и чуть ли ни самую основную роль в жизни каждого человека.
Автор приходит к выводу о том, что есть «два вида знаний: учение с мучением и учение с увлечением». Истинное учение с увлечением пробуждает в нас лучшие качества, доставляет внутреннее удовольствие и служит главной причиной нашего духовного развития. «Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон».
С автором текста я полностью согласна. Каждый человек представляет собой независимое и обособленное целое. Быть самостоятельной единицей, то есть иметь свое действительно своим, - идеал образованного человека. Но приобрести убеждения, которые образовали бы в нас личность, можно лишь путем долгого и упорного изучения наук. Изучение наук относится именно к «учению с увлечением», ведь настоящий ученый получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы. «Почему вы всю жизнь занимаетесь червями?» - спросили одного ученого. «Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая», - ответил он. Спустя время в Австралии открыли Музей червей. А ведь началось все с любви исследователей – одиночек к своим предметам исследования. О роли учения в жизни каждого человека говорит в своих произведениях Толстой, известный русский писатель, который был приверженцем распространения образования в низших слоях общества.
Порассуждав над прочитанным текстом, я еще раз убедилась в значимости слов В. Харченко: «При помощи ума человек может не только познать мир, но может своей волей изменять среду обитания, создавать новое качество, не существовавшее до этого в природе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Обучение сочинению-рассуждению в части С при подготовке к ЕГЭ"
Данная работа представляет собой конспект урока, главная цель которого - обучение выпускников умению выполнять часть С при подготовке к ЕГЭ. ...
Урок "Речеведческий анализ текста при написании сочинения-рассуждения в части С ЕГЭ"
Представлен поэтапный речеведческий анализ текста, необходимый для создания собственного текста-рассуждения по проблеме, поднятой автором. Даются памятки для учащихся, алгоритм написания сочинения, от...
сочинение - рассуждение (урок в 11 классе)
Данная презентация будет хорошей помощью учителю при работе над сочинением...
Экологическое воспитание при подготовке к сочинению-рассуждению в 11-м классе (ЕГЭ, часть С)
На ЕГЭ наиболее сложным для учащихся является задание С1. Поэтому в процессе подготовки ведется целенаправленная кропотливая работа по обучению учащихся. Особое внимание уделяется основному свойству т...
Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению по части С ЕГЭ.
Урок предназначен для подготовки к сочинению - рассуждению по части С ЕГЭ в 11 классе....
"Обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе" (подготовка к ЕГЭ)
Урок проводится с использованием материала сборника Н.А.Сениной, А.Г. Нарушевича «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ» («Легион»,2013 г.). Данный урок проводится после изучения структуры сочине...
Материнское сердце. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. ЕГЭ Часть С.
Данная работа содержит рекомендации по подготовке к написанию сочинения-рассуждения. ЕГЭ Часть С....