"Обучение сочинению-рассуждению в части С при подготовке к ЕГЭ"
план-конспект урока русского языка (11 класс) по теме
Данная работа представляет собой конспект урока, главная цель которого - обучение выпускников умению выполнять часть С при подготовке к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_sochinenie-rassuzhdenie_podgotovka_k_gia.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Сочинение-рассуждение по заданному тексту».
Цели урока:
- ознакомление обучающихся с третьей частью тестового задания ГИА, требованиями к выполнению и критериями оценки;
- формирование умения извлекать информацию из прочитанного текста, выявлять и осознавать проблему;
- формирование лингвистических и языковых умений опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения их уместности, целесообразности, выразительности;
- формирование умений адекватно понимать и передавать основную мысль в собственном письменном высказывании, логично, последовательно и связно подтверждать версию автора, приводя как собственные аргументы, так и извлеченные из текста;
- формирование практических умений речевой практики: речевого оформления текста: смысловой цельности, структурной связности, членимости, логике развития замысла, законченности.
Ход урока
I.1.Ознакомление с заданием С2.2 тестового задания ГИА, постановка проблемы.
Запись задания на доске.
Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста «Земля наша справедлива ко всем, хоть маленькой радостью наделяет она всякую сущую душу, всякое растение, всякую тварь, и самая бесценная, бескорыстно дарованная радость – сама жизнь!»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).
Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Учитель: Мы знакомимся с одним из видов тестового экзаменационного задания, это третья часть,
творческое задание, небольшое сочинение – рассуждение на морально – этическую тему по заданному тексту. Что мы прежде всего должны сделать, чтобы ответить на поставленный вопрос?
(Ознакомиться с текстом, осознать, выделить главную мысль.)
2.Работа с содержанием текста.
1) Знакомство с текстом (чтение учителем).
2) Анализ текста. Беседа.
- Какие типы текста включает данный текст? (Повествование, рассуждение.)
-К какому стилю он относится? Укажите приметы этого стиля. (Публицистический стиль. Обращение к важной общественной проблеме, цель – воздействие на читателей, образность, эмоциональность, использование лексики разных стилей – «валялись труженики», «обшарпанным», «выпросталась» и «бескорыстно дарованная», риторические вопросы и др.)
- Что навело писателя на размышления? (Прогулка по лесу, наблюдение за «тружениками» и березовым листом, их сопоставление.)
- Какие чувства переживает В.П.Астафьев в своих размышлениях? (Грусть, язвительную насмешку по отношению к людям и восхищение щедростью и добротой природы.)
Знакомство с новым лингвистическим термином:
Сарказм – один из видов сатирического обличения, язвительная насмешка, содержит негативную окраску и указывает на недостаток человека или явления («валялись труженики», «наехали», «притомились»)
- Дает ли автор готовые ответы или предлагает читателям задуматься и найти ответы самим?
Какой прием подтверждает это? (Риторические вопросы.)
- Какова основная мысль текста? К чему призывает писатель?
3.Работа по осознанию темы.
- Тема человека и природы традиционная в русской литературе. В фольклоре, в древнерусской литературе отражены гармоничные взаимоотношения между человеком и природой. А вот в 19 в. появляется тема конфликта между ними и стремления к прежнему воссоединению, эта тема особенно остро звучит в литературе ХХ в.
Определите, кто авторы приведенных строк, какую тему во взаимоотношениях человека и природы они поднимают?
И ныне все дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с дремучим ручьем:
Напрасно Пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскаленный заносит.
(М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Тема потребительского отношения к природе.
Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
…Они стоят, молчат: молчи и ты…
(А.Фет. Человек черпает в природе духовные силы в тяжелых жизненных ситуациях.)
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
(Н.Рубцов. «Тихая моя родина». Тема единства человека с родной природой.)
4.Тестовое задание.
Самостоятельно прочитать текст и ответить на вопросы теста А1 – А7 (на отдельных бланках ответов). После сдачи ответов фронтальная проверка тестов.
II.Работа над сочинением.
1) Запись на доске: «Прежде чем писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». (М. Горький)
- Как бы вы ответили на вопрос «что»? (Сочинение – рассуждение)
- На вопрос «для чего»? (Сегодня – чтобы научиться, на экзаменах – чтобы показать свои умения составлять текст сочинения – рассуждения по заданному тексту.)
-На вопрос «как» поможет ответить таблица «Критерии оценивания сочинения – рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста».
-Тезис в данном случае – главная мысль автора текста. Какая это мысль? (В.П.Астафьев призывает задуматься, прислушаться к своей душе, найти в ней общее с жизнью природы.)
- Какие можно привести аргументы из текста, подтверждающие эту мысль? (Природа справедлива ко всем, всем дарит радость жизни – предложение № 9,10; но люди «не научились у матери-природы справедливой благодарности за дарованное счастье жизни» – предложения № 11, 2, 3.)
- В выводе вы должны выразить свои собственные суждения. Как вы поняли текст? Как бы вы ответили на вопросы автора в конце текста? (В жизни человека и природы, даже простого березового листа, много общего. Жизнь человека проходит по общим законам природы: природа дает ему жизнь, радость, но в назначенный час он уходит из жизни. Человек видит в этом трагическую тайну жизни, которая тревожит и мучит его. И только природа может придать ему душевные силы, стать примером доброты, бескорыстной щедрости, справедливой благодарности. Надо только прислушаться к своей душе, проникнуться душой природы.)
2) Исправить возможные ошибки в приведенном сочинении.
В приведенном тексте автор с сарказмом говорит о деятельности горожан в «затоптанном», «обшарпанном» лесу. Как не похоже их потребительское отношение к природе на ее бескорыстную щедрость и доброту. В.П.Астафьев призывает читателей задуматься, прислушаться к своей душе, найти в ней общее с жизнью природы.
Земля бескорыстно дарит радость жизни всему живому (предложение №10). Береза отдает свои силы каждому листочку (предложение №9). В этом красота и мудрость природы. А «так называемые разумные существа» губят природу, не чувствуя благодарности за «дарованное счастье жизни».
Мне понравился рассказ В.П.Астафьева. Он глубоко чувствует природу и призывает ее беречь.
(В первом абзаце нет логической связи между предложениями 2 и 3. Следует указать на схожесть жизни человека и простого березового листка. Неверно сделан вывод. Излишне приведена оценка текста и автора. Вывод: Все сказанное убеждает в том, что человек должен жить в гармонии с природой, быть благодарным за радость, за душевные силы, дарованные ею, и учиться самому бескорыстно дарить радость другим.)
III. Написание сочинения –рассуждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему
Презентация помогает организовать подготовку к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание С1 ГИА по русскому языку). Учащиеся, анализируя текст, повторяют алгоритм написания сочи...
Обучение сочинению-рассуждению
Урок развития речи на тему "Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему" в 7 классе с презентацией....
Обучение сочинению-рассуждению в 7 классе.
В центре урока текст С.Соловейчика. Учитель обучает детей умению читать текст вдумчиво, оценивая каждое его ключевое понятие.- Привлекается компьютерная презентация, которая помогает ребен...
Обучение сочинению-рассуждению на моральную тему.
Задачи: образовательная: повторить тип речи- рассуждение, публицистический стиль речи, его средства выражения;развивающая: развивать и совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения;вос...
Сочинение- рассуждение (готовимся к части С) ЕГЭ
Данную презентацию можно использовать как наглядный материал для подготовки самой сложной части ЕГЭ по русскому языку...
ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ЭКЗАМЕНОВ.
Здесь представлены материалы выступления учителя на августовском совещании на секции учителей русского языка в виде схем-блоков....
КИМ: Тест. Сочинение-рассуждение как задание части С. Основные требования, критерии оценивания.
Данная разработка урока отражает работу над типичными ошибками учащихся в тестах и сочинении(тест №25 из "Типовых экзаменационных материалов"под редакцией И.П.Цыбулько 2017г.)...