сочинение - рассуждение (урок в 11 классе)
презентация к уроку (русский язык, 11 класс) по теме
Данная презентация будет хорошей помощью учителю при работе над сочинением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_-_rassuzhdenie.pptx | 888.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: 1.продолжить обучение написанию сочинения-рассуждения; 2.систематизировать знания и умения учащихся по созданию сочинений; 3.формировать у учащихся коммуникативную компетенцию.
Дьёрдь Пойа «… если хотите научиться плавать, то смело входите в воду, если хотите научиться решать задачи, то решайте их…»
« … если хотите научиться писать сочинения, то … … пишите их ».
Основная цель Написать сочинение-рассуждение на основе текста В. Солоухина
Солоухин Владимир Алексеевич Владимир Алексеевич Солоухин-русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы»
Особенности публицистического стиля речи 1 группа: Отличительные особенности публицистического стиля речи 2 группа : Языковые особенности публицистического стиля речи -актуальность темы; -общедоступность; -образность речи; -своевременность; -обращение к широкой аудитории; -экспрессивность; -обсуждение насущных общественных вопросов; -эмоциональность; -четкость и логичность. -широкое использование общественно-политической лексики; -побудительные предложения; -устойчивые обороты и выражения; -неологизмы; -каламбур; -сленги; -призывный пафос; -совмещение книжного и разговорного стиля; -наличие риторических приемов.
Исходный текст ( 1) 3 емля — космическое тело, а мы — космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет . З) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. (4)Но вот постепенно , последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7)Вопрос только размеров и времени.
( 8) Человечество, по-моему, — это своеобразная болезнь планеты. (9) Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10) Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) — и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (12)Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли. (13) К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению. 15) Неизвестно , чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?
Определите тему текста, основную мысль, тип и стиль речи, способ связи слов в предложении.
Алгоритм написания сочинения-рассуждения Формулировка одной из проблем исходного текста; Комментарий по выбранной проблеме; Формулировка позиции автора; Аргументы за или против авторской позиции(один из литературных источников, второй основан на жизненном опыте); Заключение.
Задание: Построить предложение с глагольным управлением и записать в тетрадях(работа по группам)
Определите лексическое значение слова «комментировать»
Виды комментария текстуальный концепционный Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы . При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу
Социальные, религиозные, моральные, этические, нравственные, философские, экологические, национальные, психологические.
Какими могут быть эти проблемы с точки зрения актуальности?
Что такое позиция? Это отношение автора к проблеме
Речевые клише выражение уверенности или предположения: по моему убеждению, на мой взгляд, автор убедительно доказывает, что…; нет сомнений, что; я считаю, что… выражение эмоциональной оценки: к своему удивлению, к сожалению, радует то, что…; нельзя остаться равнодушным, интересно то, что… выражение согласия (несогласия) с мнением автора: разделяю точку зрения автора, не могу не согласиться с автором, к сожалению, вынужден буду возразить; по моему, автор упустил из виду то, что…; на мой взгляд, проблема заключается в другом…
Основные варианты вступления Проблемный вопрос Общие сведения об обсуждаемой проблеме Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме Цитата из текста или другого источника, связанная с рассматриваемой проблемой. Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определённые жизненные ситуации, связанные с проблемой текста Создание определённого эмоционального настроя; Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста С кратких сведений об авторе, о его творчестве С двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли
Работа над заключением обобщить информацию, сказанное; подвести итоги размышления; дать оценку сказанному; дать ответ на вопрос, если он поставлен во вступлении; вновь привлечь внимание к проблеме, подчеркнув ее актуальность; призвать читателя к выполнению тех или иных задач
Рефлексия Продолжите предложения: Я получил конкретные рекомендации… Мне эта работа была необходима… Для меня было недостаточно…
Домашнее задание Закончить сочинение-рассуждение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система уроков по написанию сочинений-рассуждений в старших классах социально-гуманитарного профиля .
В рамках подготовки к написанию сочинения-рассуждения части С ЕГЭ целесообразно проводить работу по активизации в сознании подростков таких нравственных проблем,как взаимоотношение человек...
Урок-практикум как форма подготовки к написанию сочинения - рассуждения в 11 классе
Предложенный урок-практикум предполагает закрепить умения и навыки работы с текстом, а содержательная сторона урока (отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма») позволяет в по...
Урок развития речи. Уроки доброты. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. 7 «А» класс.
Цель: духовное обогащение личности ребенка через знакомство с произведениями литературы, через беседу о красоте души. Задачи: развитие коммуникативных возможностей для включения в социальные отнош...
Урок-практикум Обучение написанию сочинения-рассуждения . Урок русского языка в 10 классе
Урок-практикум Обучение написанию сочинения-рассуждения Цели:закреплять навыки вычленения основной проблемы текста;развивать умения комментировать проблему, определят...
Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе»
Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе» ...
Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения в 11 классе
Цели урока: образовательные: обучение анализу текста публицистического стиля; подготовка к написанию сочинения-рассуждения; развивающие: формировать умение определять основную проблему текста, автор...
Технологическая карта урока "Подготовка к написанию сочинения - рассуждения в 6 классе".
Работа представлена в гуманитарном направлении - урок русского языка в 6 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения - рассуждения». Данный урок разработан для общеобразовательного класса...