Система уроков русского языка и литературы. 6 класс.
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
Данный материал предназначен для организации работы учителей русского языка, работающих по УМК М.Т. Баранова, предназначен для 6-часовой учебной недели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_i_literatura_dlya_6_klassa.docx | 44.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
в 6 классе
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Название контрольных, практических работ | Основные понятия | Домашнее задание | Примечание |
1 | «Русский язык – один из развитых языков мира» | 1 | Формирование понятия о богатстве русского языка | Упр.3 | |||
2 | . Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия, орфография | 1 | Обобщение знаний о звуках русского языка | Фонетический разбор , упр.6 | |||
3 | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. | 1 | Морфемы, морфемный разбор | Упр.14 | Интерактивный тест 2184 | ||
4 | Части речи, морфологический разбор слова | 1 | Обобщение знаний о частях речи, морфологический разбор | Упр.18 | |||
5 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 | Орфографические умения | Упр.22 | |||
6 | Словосочетание .Простое предложение | 1 | Словосочетание, предложение, пунктуация | Упр.33 | |||
7 | Сложное предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. | 1 | Синтаксический и пунктуационный разбор, | Сделать синтаксический и пунктуационный разбор, упр.39 | |||
8 | Сложное предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. | 1 | Синтаксический и пунктуационный разбор, | Сделать синтаксический и пунктуационный разбор, упр.41 | |||
9 | Прямая речь. Диалог. | 1 | Способы передачи чужой речи | Упр.44 | |||
10 | РР. Текст | 1 | Коммуникативные умения, текст | Упр.48 | |||
11 | РР. Официально-деловой стиль речи | 1 | Стили речи, официально-деловой стиль | Привести примеры необходимости владения оф.-дел. стилем | |||
12 | Контрольная работа №1 | 1 | Итоговый контрольный диктант | Усвоение теоретического материала, сформированность языковых умений | Вспомнить омонимы, синонимы и т.д. | ||
13 | Лексика. Повторение изученного в 5 классе | 1 | Синонимы, антонимы, омонимы, лексика, лексикология | Упр.57 | Презентация 2627 | ||
14 | Синонимы, антонимы, омонимы | 1 | Синонимы, антонимы, омонимы, лексика, лексикология | ||||
15 | РР. Собирание материалов к сочинению | 1 | Описание как тип речи, сочинение-описание | Упр.63 | |||
16 | РР Сочинение-описание | 1 | Описание | Отредактировать написанное | |||
17 | Общеупотребительные слова | 1 | Слова общеупотребительные | Упр.64 | |||
18 | Профессионализмы. Диалектизмы. | 1 | Профессионализмы, диалектизмы | Пар.16,15 упр.73 | |||
19 | РР. Сжатое изложение | 1 | Сжатие текста, изложение | Отредактировать текст | |||
20 | Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова. | 1 | Термины, их место в языке. | Пар.17,18, упр.77 | |||
21 | Устаревшие слова. Новые слова | 1 | Неологизмы, устаревшие слова | Пар.19, 20, упр.87 | |||
22 | Исконно-русские и заимствованные слова | 1 | Исконно – русские, заимствованные слова | Пар.21, упр.93 | |||
23 | Фразеологизмы | 1 | Фразеология, фразеологизм | Пар.22, упр.102 | |||
24 | Источники фразеологизмов | 1 | Исконно-русские и заимствованные фразеологизмы | Пар.12-23, упр.107, подготовиться к диктанту | |||
25 | Контрольная работа № 2 | 1 | Итоговый контрольный диктант | Уровень усвоения материала | Повторить пройденное | ||
26 | Анализ диктанта | 1 | Орфографические и пунктуационные умения | Повторить пройденное | |||
27-28 | Словообразование и орфография. Культура речи. Повторение изученного в 5 классе. | 2 | Состав слова, орфография | Стр.50, упр.112, 114 | |||
29 | Правописание гласных и согласных в морфемах. Повторение изученного в 5 классе. | 1 | Гласные и согласные, морфема | Упр.119 | |||
30 | РР. Описание помещения. | 1 | Тип речи - описание | Упр.121 | |||
31 | РР. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | 1 | План сочинения, сложный план. | Упр.135, | |||
32 | РР. Сочинение-описание интерьера | 1 | Стиль речи, тип речи, интерьер | Отредактировать текст | |||
33 | Основные способы образования слов в русском языке. | 1 | Способы образования, словообразовательная цепочка | Пар.26, упр.125 | |||
34 | Основные способы образования слов в русском языке. Неморфемный способ | 1 | Словообразовательная цепочка, неморфемный способ | Упр.124 | |||
35 | Этимология слов | 1 | Этимология | Упр 131 | |||
36 | Буквы О и А в корне –КОС – КАС- | 1 | Орфографические умения | Упр.138, пар.29 | |||
37 | Буквы О и А в корне –КОС – КАС- | 1 | Чередование гласных | Упр.139 | |||
38 | Буквы О и А в корне –КОС – КАС- | Чередование гласных | Упр. 140 | ||||
39 | Буквы О и А в корне –ГОР-ГАР- | 1 | Орфографические умения | Пар.30, упр.142 | |||
40 | Буквы О и А в корне –ГОР-ГАР- | 1 | Орфографические умения | Упр. 144 | |||
41 | Правописание слов с чередующимися гласными в корне. | 1 | Орфографические умения | Упр.146, 148 | |||
42 | Буквы Ы-И после приставок. | 2 | Орфографические умения | Пар.31, упр.153 | |||
43 | Буквы Ы-И после приставок | Орфографические умения | Упр. 154 | ||||
44 | Гласные в приставках ПРЕ-ПРИ | 1 | Орфографические умения | Пар.32, упр.156 | |||
45 | Гласные в приставках ПРЕ-ПРИ | 1 | Орфографические умения | Упр.159 | |||
46 | Гласные в приставках ПРЕ-ПРИ | 1 | Орфографические умения | Упр.163 | |||
47 | Гласные в приставках ПРЕ-ПРИ | 1 | Орфографические умения | Упр.164 | |||
48 | Контрольная работа за 1 четверть. Диктант с грамм. Заданием. | 1 | Орфографические умения | Принести текст повести «Станционный смотритель» | |||
49 | РР. Выборочное изложение по тексту повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» | 1 | Текстовая деятельность, выборочный текст | Отредактировать текст | |||
50 | Соединительные О и Е в сложных словах | 1 | Способы образования сложных слов | Пар.33, упр.168 | |||
51 | Сложносокращённые слова. | 1 | Сложносокращённые слова | Пар.34, упр. 176 | |||
52 | РР. Подготовка к сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро» | 1 | План, материалы сочинения, редактирование | Подобрать материал | |||
53 | РР. Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро» | 1 | План, материалы сочинения, редактирование | Повторить пройденное | |||
54 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | 1 | Способы разбора слова | Упр.191, стр.76 | |||
55 | Словообразование и орфография. Повторение изученного | 1 | Обобщение-повторение изученного | Упр.190 | |||
56 | Словообразование и орфография. Повторение изученного | 1 | Обобщение-повторение изученного | Подготовиться к диктанту | |||
57 | Контрольная работа №3 | 1 | Итоговый контрольный диктант | Уровень усвоения материала | Повторить пройденное | ||
58 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Работа над ошибками | Повторить: «Что такое имя существительное» | |||
59-60 | Повторение изученного по теме «Имя существительное в 5 классе» | 2 | Морфологические признаки существительного | Упр.198,199 | |||
61-62 | Разносклоняемые существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН существительных на –МЯ. | 2 | Разносклоняемые существительные | Упр.210, 212 | |||
63-64 | Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака» и в моём понимании» | 2 | Нравственность, доброта, милосердие | Написать сочинение | |||
65-66 | Род несклоняемых имён существительных. Несклоняемые существительные. | 2 | Несклоняемые существительные, | упр. 225, 227(2) | |||
67 | Имена существительные общего рода | 1 | Существительные общего рода | Упр.231 | |||
68 | РР Урок-конференция «Имя в реке времени» | 1 | Своеобразие имён, история имён | Написать сочинение-миниатюру о своём имени | |||
69 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | Параметры разбора существительных | Упр.234 | |||
70-71 | Повторение изученного по теме «Имя существительное» | 2 | Систематизация знаний | Упр.235 | |||
72-74 | НЕ с существительными. | 3 | Навыки написания НЕ с сущ. | Упр.239 | |||
75 | Буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК - ЩИК | 1 | Правописание суффиксов | Упр.247 | |||
76-77 | Гласные в суффиксах существительных –ЕК и ИК | 2 | Правописание суффиксов | Упр.251 | |||
78-79 | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. | 2 | Правописание суффиксов | Упр.254 | |||
80 | Повторение изученного об имени существительном | 1 | Систематизация знаний | Пар.43-45 упр.239, 249, 251 | |||
81-82 | Повторение изученного об имени существительном | 2 | Систематизация знаний | Повт.пар.46 | |||
83-84 | Повторение изученного об имени существительном | 2 | Систематизация знаний | Подготовиться к диктанту | |||
85 | Контрольная работа № 4 | 1 | Контрольный диктант | Уровень сформированности орфографических навыков | Повторить пройденное | ||
86 | Анализ диктанта | 1 | Навык самостоятельной работы | Доделать работу над ошибками | |||
87 | Повторение сведений об имени прилагательном, изученных в 5 классе | 1 | Морфологические признаки имени прилагательного | Упр.273, 274 | |||
88-89 | РР. Подготовка к сочинению-описанию «Краски осени» и написание сочинения ( по картинам И.И.Левитана «Золотая осень» и «Осенний день.Сокольники») | 2 | Описание, связный текст, редактирование | Повторение пройденного | Презентация 1821 | ||
90 | Степени сравнения имён прилагательных | 1 | Степень сравнения | Упр.283,284 | |||
91-92 | Степени сравнения имён прилагательных | 2 | Простая и составная форма превосходной степени | Упр.288 | |||
93 | Разряды прилагательных. Качественные прилагательные. | 1 | Разряд имен прилагательных | Пар.50, упр.290 | |||
94 | РР Выборочное изложение | Отбор текста для изложения | Повт.пар.49-52 | ||||
95 | Относительные прилагательны. | 2 | Относительное прилагательное | Пар.51, упр.296 | |||
96 | Контрольная работа за 2 четверть. Диктант с грамм. заданием. | ||||||
97-98 | Притяжательные прилагательные | 1 | притяжательные | Пар.52, упр.301 | |||
99-100 | Проверка сведений об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного. | 2 | Морфологический разбор | Упр.304 | |||
101 | НЕ с прилагательными | 1 | Основные случаи НЕ с прилагательными | Упр.309, пар.54 | |||
102 | НЕ с прилагательными | 2 | Основные случаи НЕ с прилагательными | Упр.306, | |||
103-104 | Буквы О и Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | 2 | Навыки грамотного письма | Упр.313, пар.56 | |||
105-106 | РР Сочинение по картине | 2 | Сочинение-описание | Повторить пройденное | |||
107-108 | Одна и две буквы Н и НН в суффиксах прилагательных | 2 | Правописание суффиксов | Упр.320, пар.56 | |||
109-110 | Различение на письме суффиксов –К и – СК- | 2 | Правописание суффиксов | Пар.58, упр.328 | |||
111-112 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 2 | Сложные имена прилагательные | Упр.334 | |||
113 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательного» | 1 | Повторить изученное | Подготовиться к контр.диктанту | |||
114 | Контрольная работа № 5 | 1 | Контрольный диктант | Уровень усвоения материала | Повторить изученное | ||
115 | Урок работы над ошибками | 1 | Совместная и индивидуальная работа | Повторить изученное | |||
116 | Имя числительное как часть речи | 1 | Числительное, разряды | Упр.347 | |||
117 | Простые и составные числительные | 1 | Строение числительных | Упр.349,350 | |||
118-120 | Ь на конце и в середине числительных | 3 | Навык правильного написания числительных | Пар.61, упр.355 | |||
121 | Разряды количественных числительных | 1 | Склонение, правописание числительных | Упр.357 | |||
122 | Числительные, обозначающие целые числа | 1 | Склонение числительных | Упр.358, 362 | |||
123 | Числительные, обозначающие целые числа | 1 | Склонение числительных | Упр.359 | |||
124 | Дробные числительные | 1 | Склонение дробных числительных | Записать словами в Тв.п.: 8,19, 2,5, 9,18, семь целых одна третья; восемь целых две восьмые. | |||
125-126 | Собирательные числительные | 2 | Собирательные числительные в речи | Упр.374, 375 | |||
127 | Порядковые числительные | 1 | Правописание порядковых числительных | Упр.388 | |||
128 | РР Выборочное изложение | 1 | Навык написания выборочного изложения | Повторить пройденное | |||
129-130 | РР урок-загадка. Описание помещения | 2 | Создание текста, используя жанр загадки | Повторить пройденное | |||
131 | Морфологический разбор имени числительного | 1 | Морфологический разбор | Упр.384 | |||
132 | Повторение и обобщение изученного | 1 | Повторение по теме «Имя числительное» | Подготовиться к контр. работе | |||
133 | Контрольная работа № 6 | 1 | Контрольный диктант | Проверка уровня знаний | Повторить пройденное | ||
134 | Местоимение как часть речи | 1 | Местоимение, разряды | Упр.392 | |||
135 | Разряды местоимений | 1 | Разряды местоимений по значению | Упр.391 | |||
136 | Личные местоимения | 1 | Особенности изменения личных местоимений | Упр.397, 498 | |||
137 | Возвратное местоимение | 1 | Особенности возвратного местоимения | Упр.404 | |||
138-139 | РР Рассказы по сюжетным рисункам | 2 | Сочинение-рассказ | Редактирование текста | |||
140-141 | Вопросительные местоимения | 2 | Особенности вопросительного местоимения | Упр.409 | |||
142 | Относительные местоимения | 1 | Признаки относительных местоимений | Упр.412,413 | |||
143-144 | Неопределённые местоимения | 2 | Признаки неопределённых местоимений | Упр.416 | |||
145-146 | Отрицательные местоимения | 2 | Признаки местоимений | Упр.425 | |||
147-148 | Притяжательные местоимения | 2 | Признаки местоимений | Упр.433 | |||
149-150 | Указательные местоимения | 2 | Признаки местоимений | Упр.439 | |||
151-152 | Определительные местоимения | 2 | Признаки местоимений | Упр.445 | |||
153-154 | РР. Сочинение-рассуждение | 2 | Сочинение-рассуждение | Повторить пройденное | |||
155 | Морфологический разбор местоимения | 1 | Морфологический разбор | Упр.449 | |||
156 | Контрольная работа за 3 четверть. Диктант с грамматическим заданием. | ||||||
157-159 | Обобщающее повторение изученного по теме «Местоимение» | 4 | Повторить пройденное | Упр.452,454, подготовиться к контр.раб. | |||
160 | Контрольная работа № 7 по теме «Местоимение» | 1 | Тест | Проверка уровня знаний | Повторить пройденное | ||
161 | Урок работы над ошибками | 1 | Навыки самостоятельной работы | Повторить морфологические признаки глагола | |||
162-163 | Глагол. Повторение изученного в 5 классе. | 2 | Морфологические признаки глагола | Упр.461,468 | |||
164 | РР Рассказ по сюжетным картинкам | 1 | Совершенствование текстовой деятельности | Редактирование текста | |||
165-166 | Разноспрягаемые глаголы | 2 | Особенности разноспрягаемых глаголов | Упр.472,474 | |||
167-168 | Глаголы переходные и непереходные | 2 | Смысл грамматической категории-переходность-непереходность | Упр.476, 479 | |||
169-170 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | 2 | Категория наклонения | Упр.482 | |||
171 | РР Подготовка к изложению рассказа от лица его участника. | 1 | Текстовые умения учащихся | Подготовиться к изложению | |||
172 | РР Изложение рассказа от лица участника | 1 | Текстовая деятельность | Повторение пройденного | |||
173-174 | Условное наклонение глагола | 2 | Понятие условного наклонения | Упр.488, | |||
175-177 | Повелительное наклонение | 3 | Значение и способы образования наклонения | Упр.501,495, 502 | |||
178 | Употребление наклонений | 1 | Устная речь учащихся | Упр.506 | |||
179-180 | Наклонение глагола. Обобщение изученного | 2 | Наклонение глагола | Упр.508 | |||
181-182 | Безличные глаголы | 2 | Безличные глаголы | Упр.516,514 | |||
183 | Морфологический разбор глагола | 1 | Морфологические признаки глагола | Упр.529 | |||
184 | РР Подготовка к сочинению: рассказ на основе услышанного | 1 | Сочинение-рассказ | Подготовить материалы сочинения | |||
185 | РР Рассказ на основе услышанного | 1 | Совершенствование письменной речи | Редактирование текста | |||
186-188 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 3 | Суффиксы глаголов | Упр. 526,535 | |||
189-191 | Глагол. Повторение. | 3 | Актуализация знаний | Упр.530,531 | |||
192 | Контрольная работа № 8 | 1 | Контрольный диктант | Уровень знаний | Повторение пройденного | ||
193 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Навык самостоятельной работы | Повторение пройденного | |||
194-199 | Обобщающее повторение изученного | 7 | Систематизация знаний | Задание в тетради | |||
200 | Контрольная работа за 4 четверть. Диктант с грамматическим заданием. | ||||||
201-202 | РР Написание сочинения на одну из данных тем | 2 | Сочинение-рассуждение | Подготовиться к диктанту | |||
203 | Итоговая контрольная работа № 9 | 1 | Диктант | Проверка знаний | Повторение пройденного | ||
204 | Урок анализа контрольного диктанта | 1 | Подведение итогов | Повторение пройденного | |||
Итого: | 204 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС.
№ п/п | № урока в теме | Дата | Тема | Кол-во часов | Название контрольной, практической работы | Основные понятия о мифе | Домашнее задание | Примечание |
1 | Введение. Литература-художественное отражение жизни. | 1 | Дать представление о художественной литературе как особой форме познания действительности. | Прочитать статью «Мифы» | ||||
2 | Понятие о мифе. | 1 | Дать представление о мифе, его природе. | Пересказ по одному из мифов | ||||
3 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Миф «Скотный двор царя Авгия». | 1 | Дать понятие «герой» в древнегреческой мифологии, раскрыть многозначность понятия. | Составить план мифа | Презентация 1678 | |||
4 | Подвиги Геракла. Миф «Яблоки Гесперид» | 1 | Показать, как отражены в мифах представления древних людей о мироустройстве. | Прочитать и пересказать легенду об Арионе | ||||
5 | Легенда об Арионе. | 1 | Показать общее и различное в понятиях «миф» и «легенда». | Прочитать статью о Гомере | ||||
6 | Гомеровский эпос. | 1 | Познакомить с образом Гомера. | Составить план отрывка «Одиссей на острове циклопов» | ||||
7 | «Одиссей на острове циклопов» Полифем. | 1 | Дать почувствовать неповторимость, красоту и богатство поэмы Гомера. | Выразительное чтение сцен и эпизодов | ||||
8 | Устное народное творчество. Мифы древних славян. | 1 | Показать образность, поэтичность славянской мифологии. | Пересказ мифа о солнце | ||||
9 | РР. «Я придумываю миф…» | 1 | Дать возможность проявить свое творчество, фантазию | Подготовить сообщение о скандинавской мифологии и мифологии североамериканцев | ||||
10 | Знакомство с мифологией других народов. | 1 | Расширить представления учащихся о мифе и его природе. | Подготовиться к игре | ||||
11 | Игра-конкурс «Олимпийские игры» (по мифам Древней Греции) | 1 | Повторение и закрепление материала. | Прочитать статью «Устное народное творчество» | ||||
12 | Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. | 1 | Познакомить с образцами обрядового фольклора. | Выразительное чтение песен | ||||
13 | Календарно-обрядовые песни. | 1 | Продолжить знакомство с обрядовой поэзией. | Прочитать статью учебника о пословицах и поговорках, подобрать интересные. | ||||
14 | Пословицы и поговорки | 1 | Показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок. | Придумать небольшой рассказ по одной из пословиц | ||||
15 | Знакомство с Библией. Рождество Иисуса Христа. | 1 | Рассказать о значении Библии для человечества. | Прочитать притчи | ||||
16 | Притчи Иисуса Христа. | 1 | Донести нравственные идеи притч через художественный текст. | Пересказать притчи | ||||
17 | РР «Знакомство с Библией». | 1 | Научиться понимать язык иконописи, научиться сопоставлять прозаический и стихотворный текст. | Прочитать статью о «Повести временных лет» и «Сказание о Кожемяке» | ||||
18 | Древнерусская литература. Русская летопись «Повесть временных лет» «Сказание о Кожемяке». | 1 | Знакомство с историей- осознание себя звеном в цепи поколений. | Пересказать повести | ||||
19 | «Сказание о Белгородском киселе» | 1 | Показать, как отражены в летописи народные идеалы. | Нарисовать иллюстрации к «Повести…» | ||||
20 | ВЧ «Повесть временных лет» | 1 | Закрепить ощущение связи времен, подлинности описанного в летописи. | Подготовиться к контрольной работе | ||||
21 | Контрольная работа по теме «Древнерусская литература» | 1 | Проверит степень усвоения материала. | Подготовить сообщение о Хемницере | ||||
22 | ВЧ Баснописец И.Хемницер | 1 | Познакомить автором. | Прочитать статью о лицейских годах Пушкина | ||||
23 | А.С.Пушкин. Лицейские годы. | 1 | Познакомить с детством и юношескими годами поэта. | Выучить стихотворение «Узник» наизусть | ||||
24 | Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Узник» | 1 | Обучение анализу стихотворения. | Выучить наизусть «Пущину» | ||||
25 | Дружба в жизни и творчестве Пушкина. Стихотворение «Пущину» | 1 | Учиться видеть за строчками стихов чувства, переживания, настроения, реальные события и нравственный смысл. | Выразительное чтение «Бесы» | ||||
26 | Болдинская осень в жизни Пушкина. Стихотворение «Бесы». Человек и стихия. | 1 | Показать как по-разному может изображаться поэтом одна и та же картина природы. | Прочитать статью о стихотворной речи | ||||
27 | «Зимнее утро» Стихотворная речь | 1 | Выработка умений восприятия поэтического слова через выражение чувств. | Прочитать о двусложном размере стиха | ||||
28 | Теория литературы. Двусложный размер стиха. | 1 | Формировать умение определять размер стиха. | Прочитать роман «Дубровский» | ||||
29 | История романа А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | Рассказать об истории создания романа, | Ответить на вопросы | ||||
30 | Анализ главы. Ссора К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского. | 1 | Помочь учащимся разобраться в отношениях между героями. | Перечитать 2 и 3 главы, озаглавить их. | ||||
31 | Суд и его последствия (главы 2-3) | 1 | Помочь вникнуть в характер отношений между героями | Перечитать 4-5 главы | ||||
32 | Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом. | 1 | Показать как изображаются чувства, переживания героя автором. | Перечитать 6-7 главы | ||||
33 | Пожар в Кистеневке. | 1 | Выяснить мотивировку поступков героев. | Перечитать 8-10 главы, пересказать «Обед в Покровском» от лица одного из персонажей | ||||
34 | Учитель (главы 8-9) | 1 | Помочь учащимся понять авторское отношение к героям. | Перечитать 11 -16 главы, озаглавить | ||||
35 | Маша Троекурова и Владимир Дубровский. | 1 | Прояснить характер отношений между Машей и Дубровским. | Выразительное чтение 17 главы | ||||
36 | Два мальчика. | 1 | Помочь ученикам почувствовать переживания героев. | Перечитать 18-19 главы | ||||
37 | Развязка романа «Дубровский» | 1 | Прояснить мотивировку поступков героев. | Составить план для письменного ответа на один из вопросов | ||||
38 | РР Подготовка к сочинению по роману «Дубровский». | 1 | Составить план, подобрать рабочие материалы. | Редактировать текст | ||||
39 | РР Сочинение по роману «Дубровский» | 1 | Сочинение | Учиться писать сочинение. | Прочитать «Метель» | |||
40 | ВЧ «Повести Белкина». «Метель» | 1 | Раскрыть сюжет художественного произведения. | Ответить на вопросы | ||||
41 | Композиция повести Пушкина «Метель» | 1 | Рассмотреть композицию повести. Ее элементы. | Прочитать первую часть повести «Станционный смотритель» | ||||
42 | Повесть «Станционный смотритель» | 1 | Обсудить эпиграф, выявить и обсудить тему повести. | Прочитать до конца повесть | ||||
43 | Нравственные проблемы повести, тема «блудных детей» | 1 | Рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в повести. | Прочитать статью о Лермонтове | ||||
44 | М.Ю. Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение «Парус» | 1 | Познакомить с личностью поэта. | Выучить стих-е «Парус» наизусть | ||||
45 | Стихотворения Лермонтова «Три пальмы», «Тучи» | 1 | Помочь почувствовать настроение лермонтовских стихов. | Выучить стих-е «Тучи» наизусть | ||||
46 | Стихотворение М.Лермонтова «На севере диком…» | 1 | Показать оригинальность лермонтовского перевода стихотворения Гейне. | Выучить наизусть «На севере диком…» | ||||
47 | Мотив одиночества в лирике Лермонтова. | 1 | Учиться выразительному чтению стихотворений. | Выучить любое понравившееся стих-е Лермонтова наизусть | ||||
48 | ВЧ Конкурс на лучшее чтение стихотворений М.Лермонтова. | 1 | Анализ обученности выразительного чтения стихотворений. | Прочитать «На хуторе…» | ||||
49 | Н.В.Гоголь. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» Работа над первой частью повести «Ночь перед Рождеством» | 1 | Познакомить с историей создания произведения. | Рассказать об одном из героев | ||||
50 | Картины народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством» | 1 | Развить речи учащихся, обратить внимание на выразительные | Перечитать и озаглавить следующие пять эпизодов повести | ||||
51 | Любовь кузнеца Вакулы. Теория литературы: юмор в повести. | 1 | Проанализировать поведение героев, учиться видеть смешное в повести. | Найти комические ситуации и подумать, что вызывает смех | ||||
52 | Приключения кузнеца в поисках черевичек. | 1 | Учиться распознавать юмористические приемы, анализировать поступки героев. | Ответить на вопросы | ||||
53 | Реалистическое и фантастическое в повести. | 1 | Определить юмористические и фантастические элементы в повести. | Прочитать «Майская ночь или Утопленница» | ||||
54 | ВЧ Н.В.Гоголь. «Майская ночь или Утопленница» | 1 | Возбудить интерес к прочтению других повестей Гоголя. | Прочитать статью о Некрасове | ||||
55 | Н.А.Некрасов. Главная тема поэзии Некрасова. | 1 | Познакомить учеников с важными вехами детства и юности поэта. | Прочитать стих-е Железная дорога», выучить наизусть три последних строфы | ||||
56 | Стихотворение «Железная дорога». Роль пейзажа. | 1 | Показать место стихотворения в творчестве поэта. | Ответить на вопросы | ||||
57 | Картины подневольного труда и утверждение мысли о величии народа-созидателя в стихотворении «Железная дорога» | 1 | Показать двойственность чувств поэта- страдания за народ и гордость за его свершения. | Подготовиться к сочинению | ||||
58 | РР Сочинение по стихотворению А.Некрасова «Железная дорога» | 1 | Сочинение | Анализ усвоения произведения. | Прочитать стихотворение «Школьник» | |||
59 | ВЧ Стихотворение А.Некрасова «Школьник». | 1 | Анализ стихотворения. | Прочитать сказ «Левша» | ||||
60 | Н.С.Лесков. Биография писателя. | 1 | Познакомить учащихся с биографией поэта. | Перечитать 4-10 главы | Презентация по биографии | |||
61 | Сказ «Левша». Особенности сказа. | 1 | Дать представление о жанре сказа. | Составить рассказ о судьбе Левши | ||||
62 | «Ужасный секрет тульских мастеров». | 1 | Помочь ученикам разобраться в характеристиках персонажей. | Ответить на вопросы | ||||
63 | Судьба Левши. | 1 | Помочь понять основную идею автора. | Прочитать о последователях Левши | ||||
64 | Судьба мастера. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. | 1 | Разобраться в отношении автора к народу: чувство гордости и униженности от бесправия. Едкая насмешка над произволом и беззаконием. | Ответить на вопросы | ||||
65 | Автор и сказитель в сказе «Левша» | 1 | Дать понятия «автор» и «сказитель» | Прочитать «Христос в гостях у мужика» | ||||
66 | ВЧ. Святочный рассказ Лескова «Христос в гостях у мужика» | 1 | Обозначить основные жанровые признаки святочного рассказа. | Прочитать «Лошадиная фамилия» | ||||
67 | А.П.Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия». | 1 | Дать представление о личности Чехова. Раскрыть природу смешного в рассказе. | Подготовиться к ВЧ | ||||
68 | ВЧ Мой любимый рассказ А.П.Чехова. | 1 | Закрепление понятия о комическом рассказе. | Выразительное чтение стихотворений | ||||
69 | Родная природа в стихотворениях Я.П.Полонского и Ф.И.Тютчева. | 1 | Пробудить интерес к поэзии. | Выучить наизусть Тютчева или Полонского | ||||
70 | Образы и настроения пейзажной лирики Ф.Тютчева и А.Фета. | 1 | Обрисовать зрительные образы при чтении стихотворений поэтов, понять настроения, чувства поэтов. | Выучить стихотворение А.Фета | ||||
71-72 | Образы родной природы в пейзажной лирике Е.Баратынского, И.Никитина, А.Майкова, А.Толстого. | 2 | Показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов. | Выучить стихотворение одного из поэтов Оренбуржья | ||||
73 | ВЧ. Стихотворения о природе поэтов Оренбуржья | 1 | Познакомить с творчеством поэтов Оренбуржья. | Прочитать «В прекрасном и яростном мире» | ||||
74 | А.Платонов. Автобиографичность рассказа «В прекрасном и яростном мире» | 1 | Познакомить учащихся с некоторыми вехами биографии писателя. Раскрыть систему образов рассказа. | Составить план рассказа | ||||
75 | Талант мастера и человека в рассказе А.Платонова «В прекрасном и яростном мире» | 1 | Передать чувства автора, которые вложены изображение героев рассказа. | Прочитать «Корова» | ||||
76 | ВЧ Сила любви в рассказе Платонова «Корова» | 1 | Обсудить проблему человека и окружающего мира. | Прочитать рассказ «Галоша» | ||||
77 | М.М.Зощенко. Автор и герой в рассказе «Галоша» | 1 | Познакомить с личностью писателя,раскрыть отношения автора и героя-повествователя. | Выразительно читать «Встреча» | ||||
78 | Своеобразие языка рассказов М.Зощенко. | 1 | Попытаться раскрыть особенности жанра и языка рассказов Зощенко. | Прочитать «Кладовая солнца» | ||||
79 | М.М.Пришвин. «Кладовая солнца» Особенности жанра» | 1 | Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя, раскрыть особенности жанра, характера героев. | Пересказать истории Антипыча, «Митраша в беде» | ||||
80 | «Кладовая солнца» Человек в окружающем мире. «Что есть правда» | 1 | Показать метафорический смысл сказки-были. | Прочитать «Мой первый друг…» | ||||
81 | Ю.М.Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный» | 1 | Познакомить с биографией Нагибина, определить жанр рассказа. | Ответить на вопрос «Что такое мнимая дружба?» | ||||
82 | Настоящая и мнимая дружба в рассказе Нагибина. | 1 | Вызвать отклик у читателей на вопросы, поднимаемые писателем. | Прочитать стих-я о ВОВ | ||||
83 | Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. | 1 | Рассказать о значении поэзии в годы ВОВ. | Прочитать и уметь кратко пересказать любое произведение о ВОВ | ||||
84 | ВЧ «Мы будем помнить эти годы…» | 1 | Показать что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями. | Прочитать «Конь с розовой гривой» | ||||
85 | В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». | 1 | Знакомство с автором и его рассказом. | Пересказать один из эпизодов | ||||
86 | Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе. | 1 | Отметить особенности композиции рассказа, своеобразие языка. | Ответить на вопросы | ||||
87 | Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» | 1 | Нравственные вопросы и отклик на них у учеников. | Читать «Уроки французского» | ||||
88 | В.Г.Распутин. «Уроки французского». | 1 | Познакомить с биографией писателя. | Ответить на вопросы | ||||
89 | Смысл названия рассказа Распутина. | 1 | Попытаться раскрыть содержание понятий «духовные ценности» | Читать «Тринадцатый подвиг Геракла» | ||||
90 | Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» | 1 | Познакомить с писателем и его произведением. | Прочитать статью и выучить любое стих-е наизусть | ||||
91 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века. | 1 | Проследить традиции поэзии 19 века в поэзии 20века. | Прочитать «Приключения Гекльберри Финна» | ||||
92 | Знакомство с зарубежной литературой. | 1 | Познакомиться с авторами зарубежной литературы. | Ответить на вопросы | ||||
93 | Марк Твен.»Приключения Гекльберри Финна». | 1 | Знакомство с биографией писателя, определить, в чем обаяние образов героев. | Прочитать «Любовь к жизни» | ||||
94 | Джек Лондон. «Любовь к жизни» | 1 | Познакомить с писателем, понять характерные особенности героев Лондона. | Прочитать «Снап» | ||||
95 | Эрнест Сетон-Томпосон. «Снап» | 1 | Пробудить интерес к творчеству писателя и его произведениям. | Пересказать один рассказ на выбор | ||||
96 | ВЧ Рассказы о животных» | 1 | Пробудить интерес к рассказам о животных. | Прочитать «Каникулы» | ||||
97 | Р.Брэдбери. Рассказ «Каникулы» | 1 | Формировать вкус к хорошей научно-фантастической литературе. | Прочитать «Зеленое утро» | ||||
98 | Рассказ «Зеленое утро» | 1 | Раскрыть основную идею рассказов- видеть в жизни хорошее. | Приготовиться к викторине | ||||
99 | Итоговый урок по литературе. | 1 | Провести анализ всего изученного | Приготовиться к проверочной работе | ||||
100-101 | Повторение по теории литературы. | 2 | Повторить ранее изученное. | Подготовить вопросы | ||||
102 | Что читать летом? | 1 | Рекомендовать список необходимой литературы. | |||||
Итого: | 102ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Презентация к выступлению на районном МО учителей русского языка и литературы "Разработка и применение заданий открытого типа на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах в условиях внедрения ФГОС"
Данная презентация отражает результаты работы по изучению личностно-ориентированных технологий в контексте внедрения ФГОС ООО...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы
В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...
Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна
Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...