Система уроков русского языка и литературы. 6 класс.
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Панькова Евгения Георгиевна

Данный материал предназначен для организации работы учителей русского языка, работающих по УМК М.Т. Баранова, предназначен для 6-часовой учебной недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_i_literatura_dlya_6_klassa.docx44.07 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование  уроков русского языка

                                                            в 6 классе

№ п/п

Дата

      Тема

Кол-во часов

Название контрольных, практических работ

Основные понятия

Домашнее задание

Примечание

1

«Русский язык – один из развитых языков мира»

1

Формирование понятия о богатстве русского языка

Упр.3

2

. Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия, орфография

1

Обобщение знаний о звуках русского языка

Фонетический разбор , упр.6

3

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов.

1

Морфемы, морфемный разбор

Упр.14

Интерактивный тест 2184

4

Части речи, морфологический разбор слова

1

Обобщение знаний о частях речи, морфологический разбор

Упр.18

5

Орфограммы в окончаниях слов

1

Орфографические умения

Упр.22

6

Словосочетание .Простое предложение

1

Словосочетание, предложение, пунктуация

Упр.33

7

Сложное предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

1

Синтаксический и пунктуационный разбор,

Сделать синтаксический и пунктуационный разбор, упр.39

8

Сложное предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

1

Синтаксический и пунктуационный разбор,

Сделать синтаксический и пунктуационный разбор, упр.41

9

Прямая речь. Диалог.

1

Способы передачи чужой речи

Упр.44

10

РР. Текст

1

Коммуникативные умения, текст

Упр.48

11

РР. Официально-деловой стиль речи

1

Стили речи, официально-деловой стиль

Привести примеры необходимости владения оф.-дел. стилем

12

Контрольная работа №1

1

Итоговый контрольный диктант

Усвоение теоретического материала, сформированность языковых умений

Вспомнить омонимы, синонимы и т.д.

13

Лексика. Повторение изученного в 5 классе

1

Синонимы, антонимы, омонимы, лексика, лексикология

Упр.57

Презентация 2627

14

Синонимы, антонимы, омонимы

1

Синонимы, антонимы, омонимы, лексика, лексикология

15

РР. Собирание материалов к сочинению

1

Описание как тип речи, сочинение-описание

Упр.63

16

РР Сочинение-описание

1

Описание

Отредактировать написанное

17

Общеупотребительные слова

1

Слова общеупотребительные

Упр.64

18

Профессионализмы. Диалектизмы.

1

Профессионализмы, диалектизмы

Пар.16,15 упр.73

19

РР. Сжатое изложение

1

Сжатие текста, изложение

Отредактировать текст

20

Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова.

1

Термины, их место в языке.

Пар.17,18, упр.77

21

Устаревшие слова. Новые слова

1

Неологизмы, устаревшие слова

Пар.19, 20, упр.87

22

Исконно-русские и заимствованные слова

1

Исконно – русские, заимствованные слова

Пар.21, упр.93

23

Фразеологизмы

1

Фразеология, фразеологизм

Пар.22, упр.102

24

Источники фразеологизмов

1

Исконно-русские и заимствованные фразеологизмы

Пар.12-23, упр.107, подготовиться к диктанту

25

Контрольная работа № 2

1

Итоговый контрольный диктант

Уровень усвоения материала

Повторить пройденное

26

Анализ диктанта

1

Орфографические и пунктуационные умения

Повторить пройденное

27-28

Словообразование и орфография. Культура речи. Повторение изученного в 5 классе.

2

Состав слова, орфография

Стр.50, упр.112, 114

29

Правописание гласных и согласных в морфемах. Повторение изученного в 5 классе.

1

Гласные и согласные, морфема

Упр.119

30

РР. Описание помещения.

1

Тип речи - описание

Упр.121

31

РР. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

1

План сочинения, сложный план.

Упр.135,

32

РР. Сочинение-описание интерьера

1

Стиль речи, тип речи, интерьер

Отредактировать текст

33

Основные способы образования слов в русском языке.

1

Способы образования, словообразовательная цепочка

Пар.26, упр.125

34

Основные способы образования слов в русском языке. Неморфемный способ

1

Словообразовательная цепочка, неморфемный способ

Упр.124

35

Этимология слов

1

Этимология

Упр 131

36

Буквы О и А в корне –КОС – КАС-

1

Орфографические умения

Упр.138, пар.29

37

Буквы О и А в корне –КОС – КАС-

1

Чередование гласных

Упр.139

38

Буквы О и А в корне –КОС – КАС-

Чередование гласных

Упр. 140

39

Буквы О и А в корне –ГОР-ГАР-

1

Орфографические умения

Пар.30, упр.142

40

Буквы О и А в корне –ГОР-ГАР-

1

Орфографические умения

Упр. 144

41

Правописание слов с чередующимися гласными в корне.

1

Орфографические умения

Упр.146, 148

42

Буквы Ы-И после приставок.

2

Орфографические умения

Пар.31, упр.153

43

Буквы Ы-И после приставок

Орфографические умения

Упр. 154

44

Гласные в приставках ПРЕ-ПРИ

1

Орфографические умения

Пар.32, упр.156

45

Гласные в приставках ПРЕ-ПРИ

1

Орфографические умения

Упр.159

46

Гласные в приставках ПРЕ-ПРИ

1

Орфографические умения

Упр.163

47

Гласные в приставках ПРЕ-ПРИ

1

Орфографические умения

Упр.164

48

Контрольная работа за 1 четверть. Диктант с грамм. Заданием.

1

Орфографические умения

Принести текст повести «Станционный смотритель»

49

РР. Выборочное изложение по тексту повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

1

Текстовая деятельность, выборочный текст

Отредактировать текст

50

Соединительные О и Е в сложных словах

1

Способы образования сложных слов

Пар.33, упр.168

51

Сложносокращённые слова.

1

Сложносокращённые слова

Пар.34, упр. 176

52

РР. Подготовка к сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро»

1

План, материалы сочинения, редактирование

Подобрать материал

53

РР. Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро»

1

План, материалы сочинения, редактирование

Повторить пройденное

54

Морфемный и словообразовательный разбор слова

1

Способы разбора слова

Упр.191, стр.76

55

Словообразование и орфография. Повторение изученного

1

Обобщение-повторение изученного

Упр.190

56

Словообразование и орфография. Повторение изученного

1

Обобщение-повторение изученного

Подготовиться к диктанту

57

Контрольная работа №3

1

Итоговый контрольный диктант

Уровень усвоения материала

Повторить пройденное

58

Анализ контрольного диктанта

1

Работа над ошибками

Повторить: «Что такое имя существительное»

59-60

Повторение изученного по теме «Имя существительное в 5 классе»

2

Морфологические признаки существительного

Упр.198,199

61-62

Разносклоняемые существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН существительных на –МЯ.

2

Разносклоняемые существительные

Упр.210, 212

63-64

Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака» и в моём понимании»

2

Нравственность, доброта, милосердие

Написать сочинение

65-66

Род несклоняемых имён существительных. Несклоняемые существительные.

2

Несклоняемые существительные,

упр. 225, 227(2)

67

Имена существительные общего рода

1

Существительные общего рода

Упр.231

68

РР Урок-конференция «Имя в реке времени»

1

Своеобразие имён, история имён

Написать сочинение-миниатюру о своём имени

69

Морфологический разбор имени существительного

1

Параметры разбора существительных

Упр.234

70-71

Повторение изученного по теме «Имя существительное»

2

Систематизация знаний

Упр.235

72-74

НЕ с существительными.

3

Навыки написания НЕ с сущ.

Упр.239

75

Буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК - ЩИК

1

Правописание суффиксов

Упр.247

76-77

Гласные в суффиксах существительных –ЕК и ИК

2

Правописание суффиксов

Упр.251

78-79

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

2

Правописание суффиксов

Упр.254

80

Повторение изученного об имени существительном

1

Систематизация знаний

Пар.43-45 упр.239, 249, 251

81-82

Повторение изученного об имени существительном

2

Систематизация знаний

Повт.пар.46

83-84

Повторение изученного об имени существительном

2

Систематизация знаний

Подготовиться к диктанту

85

Контрольная работа № 4

1

Контрольный диктант

Уровень сформированности орфографических навыков

Повторить пройденное

86

Анализ диктанта

1

Навык самостоятельной работы

Доделать работу над ошибками

87

Повторение сведений об имени прилагательном, изученных в 5 классе

1

Морфологические признаки имени прилагательного

Упр.273, 274

88-89

РР. Подготовка к сочинению-описанию «Краски осени» и написание сочинения ( по картинам И.И.Левитана «Золотая осень» и «Осенний день.Сокольники»)

2

Описание, связный текст, редактирование

Повторение пройденного

Презентация 1821

90

Степени сравнения имён прилагательных

1

Степень сравнения

Упр.283,284

91-92

Степени сравнения имён прилагательных

2

Простая и составная форма превосходной степени

Упр.288

93

Разряды прилагательных. Качественные прилагательные.

1

Разряд имен прилагательных

Пар.50, упр.290

94

РР Выборочное изложение

Отбор текста для изложения

Повт.пар.49-52

95

Относительные прилагательны.

2

Относительное прилагательное

Пар.51, упр.296

96

Контрольная работа за 2 четверть. Диктант с грамм. заданием.

97-98

Притяжательные прилагательные

1

притяжательные

Пар.52, упр.301

99-100

Проверка сведений об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.

2

Морфологический разбор

Упр.304

101

НЕ с прилагательными

1

Основные случаи НЕ с прилагательными

Упр.309, пар.54

102

НЕ с прилагательными

2

Основные случаи НЕ с прилагательными

Упр.306,

103-104

Буквы О и Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

2

Навыки грамотного письма

Упр.313, пар.56

105-106

РР Сочинение по картине

2

Сочинение-описание

Повторить пройденное

107-108

Одна и две буквы Н и НН в суффиксах прилагательных

2

Правописание суффиксов

Упр.320, пар.56

109-110

 Различение на письме суффиксов –К и – СК-

2

Правописание суффиксов

Пар.58, упр.328

111-112

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

2

Сложные имена прилагательные

Упр.334

113

Повторение изученного по теме «Имя прилагательного»

1

Повторить изученное

Подготовиться к контр.диктанту

114

Контрольная работа № 5

1

Контрольный диктант

Уровень усвоения материала

Повторить изученное

115

Урок работы над ошибками

1

Совместная и индивидуальная работа

Повторить изученное

116

Имя числительное как часть речи

1

Числительное, разряды

Упр.347

117

Простые и составные числительные

1

Строение числительных

Упр.349,350

118-120

Ь на конце и в середине числительных

3

Навык правильного написания числительных

Пар.61, упр.355

121

Разряды количественных числительных

1

Склонение, правописание числительных

Упр.357

122

Числительные, обозначающие целые числа

1

Склонение числительных

Упр.358, 362

123

Числительные, обозначающие целые числа

1

Склонение числительных

Упр.359

124

Дробные числительные

1

Склонение дробных числительных

Записать словами в Тв.п.: 8,19, 2,5, 9,18, семь целых одна третья; восемь целых две восьмые.

125-126

Собирательные числительные

2

Собирательные числительные в речи

Упр.374, 375

127

Порядковые числительные

1

Правописание порядковых числительных

Упр.388

128

РР Выборочное изложение

1

Навык написания выборочного изложения

Повторить пройденное

129-130

РР урок-загадка. Описание помещения

2

Создание текста, используя жанр загадки

Повторить пройденное

131

Морфологический разбор имени числительного

1

Морфологический разбор

Упр.384

132

Повторение и обобщение изученного

1

Повторение по теме «Имя числительное»

Подготовиться к контр. работе

133

Контрольная работа № 6

1

Контрольный диктант

Проверка уровня знаний

Повторить пройденное

134

Местоимение как часть речи

1

Местоимение, разряды

Упр.392

135

Разряды местоимений

1

Разряды местоимений по значению

Упр.391

136

Личные местоимения

1

Особенности изменения личных местоимений

Упр.397, 498

137

Возвратное местоимение

1

Особенности возвратного местоимения

Упр.404

138-139

РР Рассказы по сюжетным рисункам

2

Сочинение-рассказ

Редактирование текста

140-141

Вопросительные местоимения

2

Особенности вопросительного местоимения

Упр.409

142

Относительные местоимения

1

Признаки относительных местоимений

Упр.412,413

143-144

Неопределённые местоимения

2

Признаки неопределённых местоимений

Упр.416

145-146

Отрицательные местоимения

2

Признаки местоимений

Упр.425

147-148

Притяжательные местоимения

2

Признаки местоимений

Упр.433

149-150

Указательные местоимения

2

Признаки местоимений

Упр.439

151-152

Определительные местоимения

2

Признаки местоимений

Упр.445

153-154

РР. Сочинение-рассуждение

2

Сочинение-рассуждение

Повторить пройденное

155

Морфологический разбор местоимения

1

Морфологический разбор

Упр.449

156

Контрольная работа за 3 четверть. Диктант  с грамматическим заданием.

157-159

Обобщающее повторение изученного по теме «Местоимение»

4

Повторить пройденное

Упр.452,454, подготовиться к контр.раб.

160

Контрольная работа № 7 по теме «Местоимение»

1

Тест

Проверка уровня знаний

Повторить пройденное

161

Урок работы над ошибками

1

Навыки самостоятельной работы

Повторить морфологические признаки глагола

162-163

Глагол. Повторение изученного в 5 классе.

2

Морфологические признаки глагола

Упр.461,468

164

РР Рассказ по сюжетным картинкам

1

Совершенствование текстовой деятельности

Редактирование текста

165-166

Разноспрягаемые глаголы

2

Особенности разноспрягаемых глаголов

Упр.472,474

167-168

Глаголы переходные и непереходные

2

Смысл грамматической категории-переходность-непереходность

Упр.476, 479

169-170

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

2

Категория наклонения

Упр.482

171

РР Подготовка к изложению рассказа от лица его участника.

1

Текстовые умения учащихся

Подготовиться к изложению

172

РР Изложение рассказа от лица участника

1

Текстовая деятельность

Повторение пройденного

173-174

Условное наклонение глагола

2

Понятие условного наклонения

Упр.488,

175-177

Повелительное наклонение

3

Значение и способы образования наклонения

Упр.501,495, 502

178

Употребление наклонений

1

Устная речь учащихся

Упр.506

179-180

Наклонение глагола. Обобщение изученного

2

Наклонение глагола

Упр.508

181-182

Безличные глаголы

2

Безличные глаголы

Упр.516,514

183

Морфологический разбор глагола

1

Морфологические признаки глагола

Упр.529

184

РР Подготовка к сочинению: рассказ на основе услышанного

1

Сочинение-рассказ

Подготовить материалы сочинения

185

РР Рассказ на основе услышанного

1

Совершенствование письменной речи

Редактирование текста

186-188

Правописание гласных в суффиксах глаголов

3

Суффиксы глаголов

Упр. 526,535

189-191

Глагол. Повторение.

3

Актуализация знаний

Упр.530,531

192

Контрольная работа № 8

1

Контрольный диктант

Уровень знаний

Повторение пройденного

193

Анализ контрольного диктанта

1

Навык самостоятельной работы

Повторение пройденного

194-199

Обобщающее повторение изученного

7

Систематизация знаний

Задание в тетради

200

Контрольная работа за 4 четверть. Диктант  с грамматическим заданием.

201-202

РР Написание сочинения на одну из данных тем

2

Сочинение-рассуждение

Подготовиться к диктанту

203

Итоговая контрольная работа № 9

1

Диктант

Проверка знаний

Повторение пройденного

204

Урок анализа контрольного диктанта

1

Подведение итогов

Повторение пройденного

Итого:

204

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ       6 КЛАСС.

№ п/п

№ урока в теме

Дата

           Тема

Кол-во часов

Название контрольной, практической работы

    Основные понятия о мифе

Домашнее задание

Примечание

1

Введение. Литература-художественное отражение жизни.

1

Дать представление о художественной литературе как особой форме познания действительности.

Прочитать статью «Мифы»

2

Понятие о мифе.

1

Дать представление о мифе, его природе.

Пересказ по одному из мифов

3

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Миф «Скотный двор царя Авгия».

1

Дать понятие «герой» в древнегреческой мифологии, раскрыть многозначность понятия.

Составить план мифа

Презентация 1678

4

Подвиги Геракла. Миф «Яблоки Гесперид»

1

Показать, как отражены в мифах представления древних людей о мироустройстве.

Прочитать и пересказать легенду об Арионе

5

Легенда об Арионе.

1

Показать общее и различное в понятиях «миф» и «легенда».

Прочитать статью  о Гомере

6

Гомеровский эпос.

1

Познакомить с образом Гомера.

Составить план отрывка «Одиссей на острове циклопов»

7

«Одиссей на острове циклопов» Полифем.

1

Дать почувствовать неповторимость, красоту и богатство поэмы Гомера.

Выразительное чтение сцен и эпизодов

8

Устное народное творчество. Мифы древних славян.

1

Показать образность, поэтичность славянской мифологии.

Пересказ мифа о солнце

9

РР. «Я придумываю миф…»

1

Дать возможность проявить свое творчество, фантазию

Подготовить сообщение о скандинавской мифологии и мифологии североамериканцев

10

Знакомство с мифологией других народов.

1

Расширить представления учащихся о мифе и его природе.

Подготовиться к игре

11

Игра-конкурс «Олимпийские игры» (по мифам Древней Греции)

1

Повторение и закрепление материала.

Прочитать статью «Устное народное творчество»

12

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор.

1

Познакомить с образцами обрядового фольклора.

Выразительное чтение песен

13

Календарно-обрядовые песни.

1

Продолжить знакомство с обрядовой поэзией.

Прочитать статью учебника о пословицах и поговорках, подобрать интересные.

14

Пословицы и поговорки

1

Показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок.

Придумать небольшой рассказ по одной из пословиц

15

Знакомство с Библией. Рождество Иисуса Христа.

1

Рассказать о значении Библии для человечества.

Прочитать притчи

16

Притчи Иисуса Христа.

1

Донести нравственные идеи притч через художественный текст.

Пересказать притчи

17

РР «Знакомство с Библией».

1

Научиться понимать язык иконописи, научиться сопоставлять прозаический и стихотворный текст.

Прочитать статью о «Повести временных лет» и «Сказание о Кожемяке»

18

Древнерусская литература. Русская летопись «Повесть временных лет» «Сказание о Кожемяке».

1

Знакомство с историей- осознание себя звеном в цепи поколений.

Пересказать повести

19

«Сказание о Белгородском киселе»

1

Показать, как отражены в летописи народные идеалы.

Нарисовать иллюстрации к «Повести…»

20

ВЧ «Повесть временных лет»

1

Закрепить ощущение связи времен, подлинности описанного в летописи.

Подготовиться к контрольной работе

21

Контрольная работа по теме «Древнерусская литература»

1

Проверит степень усвоения материала.

Подготовить сообщение о Хемницере

22

ВЧ Баснописец И.Хемницер

1

Познакомить автором.

Прочитать статью о лицейских годах Пушкина

23

А.С.Пушкин. Лицейские годы.

1

Познакомить с детством и юношескими годами поэта.

Выучить стихотворение «Узник» наизусть

24

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Узник»

1

Обучение анализу стихотворения.

Выучить наизусть «Пущину»

25

Дружба в жизни и творчестве Пушкина. Стихотворение «Пущину»

1

Учиться видеть за строчками стихов чувства, переживания, настроения, реальные события и нравственный смысл.

Выразительное чтение «Бесы»

26

Болдинская осень в жизни Пушкина. Стихотворение «Бесы». Человек и стихия.

1

Показать как по-разному может изображаться поэтом одна и та же картина природы.

Прочитать статью о стихотворной речи

27

«Зимнее утро» Стихотворная речь

1

Выработка умений восприятия поэтического слова через выражение чувств.

Прочитать о двусложном размере стиха

28

Теория литературы. Двусложный размер стиха.

1

Формировать умение определять размер стиха.

Прочитать роман «Дубровский»

29

История романа А.С.Пушкина «Дубровский»

1

Рассказать об истории создания романа,

Ответить на вопросы

30

Анализ главы. Ссора К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского.

1

Помочь учащимся разобраться в отношениях между героями.

Перечитать 2 и 3 главы, озаглавить их.

31

Суд и его последствия (главы 2-3)

1

Помочь вникнуть в характер отношений между героями

Перечитать 4-5 главы

32

Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом.

1

Показать как изображаются чувства, переживания героя автором.

Перечитать 6-7 главы

33

Пожар в Кистеневке.

1

Выяснить мотивировку поступков героев.

Перечитать 8-10 главы, пересказать «Обед в Покровском» от лица одного из персонажей

34

Учитель (главы 8-9)

1

Помочь учащимся понять авторское отношение к героям.

Перечитать 11 -16 главы, озаглавить

35

Маша Троекурова и Владимир Дубровский.

1

Прояснить характер отношений между Машей и Дубровским.

Выразительное чтение 17 главы

36

Два мальчика.

1

Помочь ученикам почувствовать переживания героев.

Перечитать 18-19 главы

37

Развязка романа «Дубровский»

1

Прояснить мотивировку поступков героев.

Составить план для письменного ответа на один из вопросов

38

РР Подготовка к сочинению по роману «Дубровский».

1

Составить план, подобрать рабочие материалы.

Редактировать текст

39

РР Сочинение по роману «Дубровский»

1

Сочинение

Учиться писать сочинение.

Прочитать «Метель»

40

ВЧ  «Повести Белкина».  «Метель»

1

Раскрыть сюжет художественного произведения.

Ответить на вопросы

41

Композиция повести Пушкина «Метель»

1

Рассмотреть композицию повести. Ее элементы.

Прочитать первую часть повести «Станционный смотритель»

42

Повесть «Станционный смотритель»

1

Обсудить эпиграф, выявить и обсудить тему повести.

Прочитать до конца повесть

43

Нравственные проблемы повести, тема «блудных детей»

1

Рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в повести.

Прочитать статью о Лермонтове

44

М.Ю. Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение «Парус»

1

Познакомить с личностью поэта.

Выучить стих-е «Парус» наизусть

45

Стихотворения Лермонтова «Три пальмы», «Тучи»

1

Помочь почувствовать настроение лермонтовских стихов.

Выучить стих-е «Тучи» наизусть

46

Стихотворение М.Лермонтова «На севере диком…»

1

Показать оригинальность лермонтовского перевода стихотворения Гейне.

Выучить наизусть «На севере диком…»

47

Мотив одиночества в лирике Лермонтова.

1

Учиться выразительному чтению стихотворений.

Выучить любое понравившееся стих-е Лермонтова наизусть

48

ВЧ Конкурс на лучшее чтение стихотворений М.Лермонтова.

1

Анализ обученности выразительного чтения стихотворений.

Прочитать «На хуторе…»

49

Н.В.Гоголь. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» Работа над первой частью повести «Ночь перед Рождеством»

1

Познакомить с историей создания произведения.

Рассказать об одном из героев

50

Картины народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством»

1

Развить речи учащихся, обратить внимание на выразительные

Перечитать и озаглавить следующие пять эпизодов повести

51

Любовь кузнеца Вакулы. Теория литературы: юмор в повести.

1

Проанализировать поведение героев, учиться видеть смешное в повести.

Найти комические ситуации и подумать, что вызывает смех

52

Приключения кузнеца в поисках черевичек.

1

Учиться распознавать юмористические приемы, анализировать поступки героев.

Ответить на вопросы

53

Реалистическое и фантастическое в повести.

1

Определить юмористические и фантастические элементы в повести.

Прочитать «Майская ночь или Утопленница»

54

ВЧ Н.В.Гоголь. «Майская ночь или Утопленница»

1

Возбудить интерес к прочтению других повестей Гоголя.

Прочитать статью о Некрасове

55

Н.А.Некрасов. Главная тема поэзии Некрасова.

1

Познакомить учеников с важными вехами детства и юности поэта.

Прочитать стих-е Железная дорога», выучить наизусть три последних строфы

56

Стихотворение «Железная дорога». Роль пейзажа.

1

Показать место стихотворения в творчестве поэта.

Ответить на вопросы

57

Картины подневольного труда и утверждение мысли о величии народа-созидателя в стихотворении «Железная дорога»

1

Показать двойственность чувств поэта- страдания за народ и гордость за его свершения.

Подготовиться к сочинению

58

РР Сочинение по стихотворению А.Некрасова «Железная дорога»

1

Сочинение

Анализ усвоения произведения.

Прочитать стихотворение «Школьник»

59

ВЧ Стихотворение А.Некрасова «Школьник».

1

Анализ стихотворения.

Прочитать сказ «Левша»

60

Н.С.Лесков. Биография писателя.

1

Познакомить учащихся с биографией поэта.

Перечитать 4-10 главы

Презентация по биографии

61

Сказ «Левша». Особенности сказа.

1

Дать представление о жанре сказа.

Составить рассказ о судьбе Левши

62

«Ужасный секрет тульских мастеров».

1

Помочь ученикам разобраться в характеристиках персонажей.

Ответить на вопросы

63

Судьба Левши.

1

Помочь понять основную идею автора.

Прочитать о последователях Левши

64

Судьба мастера. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм.

1

Разобраться в отношении автора к народу: чувство гордости и униженности от бесправия. Едкая насмешка над произволом и беззаконием.

Ответить на вопросы

65

Автор и сказитель в сказе «Левша»

1

Дать понятия «автор» и «сказитель»

Прочитать «Христос в гостях у мужика»

66

ВЧ. Святочный рассказ Лескова «Христос в гостях у мужика»

1

Обозначить основные жанровые признаки святочного рассказа.

Прочитать «Лошадиная фамилия»

67

А.П.Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия».

1

Дать представление о личности Чехова. Раскрыть природу смешного в рассказе.

Подготовиться к ВЧ

68

ВЧ Мой любимый рассказ А.П.Чехова.

1

Закрепление понятия о комическом рассказе.

Выразительное чтение стихотворений

69

Родная природа в стихотворениях Я.П.Полонского и Ф.И.Тютчева.

1

Пробудить интерес к поэзии.

Выучить наизусть Тютчева или Полонского

70

Образы и настроения пейзажной лирики Ф.Тютчева и А.Фета.

1

Обрисовать зрительные образы при чтении стихотворений поэтов, понять настроения, чувства поэтов.

Выучить стихотворение А.Фета

71-72

Образы родной природы в пейзажной лирике Е.Баратынского, И.Никитина, А.Майкова, А.Толстого.

2

Показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов.

Выучить стихотворение одного из поэтов Оренбуржья

73

ВЧ. Стихотворения о природе поэтов Оренбуржья

1

Познакомить с творчеством поэтов Оренбуржья.

Прочитать «В прекрасном и яростном мире»

74

А.Платонов. Автобиографичность рассказа «В прекрасном и яростном мире»

1

Познакомить учащихся с некоторыми вехами биографии писателя. Раскрыть систему образов рассказа.

Составить план рассказа

75

Талант мастера и человека в рассказе А.Платонова «В прекрасном и яростном мире»

1

Передать чувства автора, которые вложены изображение героев рассказа.

Прочитать «Корова»

76

ВЧ Сила любви в рассказе Платонова «Корова»

1

Обсудить проблему человека и окружающего мира.

Прочитать рассказ «Галоша»

77

М.М.Зощенко. Автор и герой в рассказе «Галоша»

1

Познакомить с личностью писателя,раскрыть отношения автора и героя-повествователя.

Выразительно читать «Встреча»

78

Своеобразие языка рассказов М.Зощенко.

1

Попытаться раскрыть особенности жанра и языка рассказов Зощенко.

Прочитать «Кладовая солнца»

79

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца» Особенности жанра»

1

Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя, раскрыть особенности жанра, характера героев.

Пересказать истории Антипыча, «Митраша в беде»

80

«Кладовая солнца» Человек в окружающем мире. «Что есть правда»

1

Показать метафорический смысл сказки-были.

Прочитать «Мой первый друг…»

81

Ю.М.Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный»

1

Познакомить с биографией Нагибина, определить жанр рассказа.

Ответить на вопрос «Что такое мнимая дружба?»

82

Настоящая и мнимая дружба в рассказе Нагибина.

1

Вызвать отклик у читателей на вопросы, поднимаемые писателем.

Прочитать стих-я о ВОВ

83

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.

1

Рассказать о значении поэзии в годы ВОВ.

Прочитать и уметь кратко пересказать  любое произведение о ВОВ

84

ВЧ «Мы будем помнить эти годы…»

1

Показать что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями.

Прочитать «Конь с розовой гривой»

85

В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой».

1

Знакомство с автором и его рассказом.

Пересказать один из эпизодов

86

Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе.

1

Отметить особенности композиции рассказа, своеобразие языка.

Ответить на вопросы

87

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

1

Нравственные вопросы и отклик на них у учеников.

Читать «Уроки французского»

88

В.Г.Распутин. «Уроки французского».

1

Познакомить с биографией писателя.

Ответить на вопросы

89

Смысл названия рассказа Распутина.

1

Попытаться раскрыть содержание понятий «духовные ценности»

Читать «Тринадцатый подвиг Геракла»

90

Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

1

Познакомить с писателем и его произведением.

Прочитать статью и выучить любое стих-е наизусть

91

Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века.

1

Проследить традиции поэзии 19 века в поэзии 20века.

Прочитать «Приключения Гекльберри  Финна»

92

Знакомство с зарубежной литературой.

1

Познакомиться с авторами зарубежной литературы.

Ответить на вопросы

93

Марк Твен.»Приключения Гекльберри Финна».

1

Знакомство с биографией писателя, определить, в чем обаяние образов героев.

Прочитать «Любовь к жизни»

94

Джек Лондон. «Любовь к жизни»

1

Познакомить с писателем, понять характерные особенности героев Лондона.

Прочитать «Снап»

95

Эрнест Сетон-Томпосон. «Снап»

1

Пробудить интерес к творчеству писателя и его произведениям.

Пересказать один рассказ на выбор

96

ВЧ Рассказы о животных»

1

Пробудить интерес к рассказам о животных.

Прочитать «Каникулы»

97

Р.Брэдбери. Рассказ «Каникулы»

1

Формировать вкус к хорошей научно-фантастической литературе.

Прочитать «Зеленое утро»

98

Рассказ «Зеленое утро»

1

Раскрыть основную идею рассказов- видеть в жизни хорошее.

Приготовиться к викторине

99

Итоговый урок по литературе.

1

Провести анализ всего изученного

Приготовиться к проверочной работе

100-101

Повторение по теории литературы.

2

Повторить ранее изученное.

Подготовить вопросы

102

Что читать летом?

1

Рекомендовать список необходимой литературы.

Итого:

102ч.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы

В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...

Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна

Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...