Система уроков русского языка в 11 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Трофимова Светлана Григорьевна

Данные уроки используются при подготовке обучающихся к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система уроков русского языка в 11 классе при подготовке обучающихся к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ

«Формирование универсальных учебных действий : личностные и метапредметные результаты на уроках русского языка»

·  составление и использование контрольно - измерительных материалов под новые образовательные результаты: метапредметные и личностные.

·  разработка ряда уроков по курсу русского языка в 11 классе с основой подготовки к ЕГЭ.

Автор: Трофимова Светлана Григорьевна

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №6

Пояснительная записка

В результате изучения курса русского языка в 11 классе у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умения учитывать позицию автора, организовывать и осуществлять сотрудничество и с учителем, и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Личностные универсальные учебные действия

у обучающихся будут сформированы:

·  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

·  широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·  ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей;

·  способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

·  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·  устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

·  адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

·  положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

·  компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

·  принимать и сохранять учебную задачу;

·  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

·  учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данного задания;

·  различать способ и результат действия;

·  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Обучающиеся получат возможность научиться:

·  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·  преобразовывать практическую задачу в познавательную;

·  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·  самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

·  осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;

·  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

·  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

·  осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации;

·  строить сообщения в устной и письменной форме;

·  основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

·  осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·  устанавливать аналогии;

Обучающиеся получат возможность научиться:

·  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·  осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

·  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

·  адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

·  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·  формулировать собственное мнение и позицию;

·  задавать вопросы;

·  контролировать действия партнёра;

·  использовать речь для регуляции своего действия;

·  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

·  учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

·  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·  аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·  продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

·  с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действия;

·  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

·  осуществлять контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

·  адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Чтение. Работа с текстом

(метапредметные результаты)

В результате изучения курса русского языка выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.

У обучающихся будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Обучающиеся получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

·  Обучающиеся научатся находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

·  определять тему и главную мысль текста;

·  делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

·  вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

·  сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два три существенных признака;

·  понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

·  понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

·  использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

·  ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Обучающиеся получат возможность научиться:

·  использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

·  работать с несколькими источниками информации;

·  сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

·  обучающиеся научатся соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

·  формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

·  сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

·  составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

·  выпускник получит возможность научиться делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Работа с текстом: оценка информации

·  Выпускник научится высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

·  оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

·  на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

·  участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

·  Выпускник получит возможность научиться сопоставлять различные точки зрения,

·  соотносить позицию автора с собственной точкой зрения, в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование компетентности обучающихся

(межпредметные результаты)

В результате изучения предмета формируются навыки, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, изображения неподвижные и движущиеся изображения, базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете. Они приобретут навыки обработки и поиска информации.

Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание изучаемого предмета, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в дальнейшем.

Разработки уроков в 11 классе

№1. ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГЛАВНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Цели:

·  закрепить сведения о способах выражения подлежащего и сказуемого в простом и сложном предложении;

·  сформировать навыки определения грамматической основы;

·  осуществить подготовку к ЕГЭ.

Ход урока

I. Вступление.

Слово учителя о целях и задачах урока.

II. Комплексный анализ текста.

Не видно птиц. Покорно гаснет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялася трава,

И, под дождем осенним тлея,

Чернеет темная листва.

А в поле ветер. День холодный

Угрюм и свеж - и целый день

Скитаюсь я в степи свободной,

Вдали от сел и деревень.

Задание: объяснить постановку знаков препинания в предложениях текста, подчеркнуть грамматические основы, охарактеризовать каждое предложение, составить схемы предложений.

Вопросы по тексту:

-Определите тему, основную мысль текста.

-С помощью каких средств выразительности автор сумел передать картины осени и настроение героя?

СЛОВАРЬ: ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, МЕТАФОРА, ЭПИТЕТ, ЗВУКОПИСЬ, ИНВЕРСИЯ.

-Объясните значение слов свалялася, тлея, скитаюсь.

В каком значении употреблены эти слова – в прямом или переносном?

-Какие слова, имеющие стилистическую окраску, встречаются в тексте? Какова их роль?

III. Повторение.

Схема на плакате:

Грамматическая основа

(основа предложения;

главные члены предложения)

 

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы И. п. кто? что?

 

Сказуемое - главный член предложения, который обозначает то, что именно говорится о предмете речи, выраженном подлежащим, и отвечает на вопросы:

·  что говорится о предмете речи?

·  что делает предмет?

·  каков он?

·  какой он?

·  кто он такой?

·  что такое предмет?

 

1.  Выполнение задания №1 ( на листках контроля)

Задание 1.

Подчеркните подлежащее и сказуемое и обозначьте, чем они выражены.

1. Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости.

2. Нюанс - оттенок, тонкое различие в чём - нибудь.

3. Отрицать - значит отвергать существование, необходимость, обязательность чего - нибудь.

4. Шли два приятеля вечернею порою.

5. Присутствующие делились впечатлениями об экскурсии.

6. Никто не отвечал мне.

7. Далече грянуло ура.

8. Бывалые и старые поучали молодых.

9. По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

10. Октябрь уж наступил.

11. Я помню чудное мгновенье.

12. Приезд отца явился полной неожиданностью.

13. Некоторые подростки в годы войны были удостоены боевых наград.

Выводы:

-Чем может быть выражено подлежащее?

·  Сущ. И. п.

·  Мест. И. п.

·  Инфинитивом

·  Цельным словосочетанием

·  Любой частью речи, которая занимает место подлежащего (прилагательным, причастием, наречием, числительным, междометием)

СЛОВАРЬ:

СУБСТАНТИВАЦИЯ – явление, когда прилагательные или причастия, а также другие части речи выступают в роли подлежащего и приобретают признаки существительного.

2. Работа с классом.

-Прокомментируйте высказывания языковедов.

«Сказуемое есть неограниченный властитель, царь предложения». (Г. Павловский)

«Важнейшая часть предложения - это сказуемое». (Д. Овсянико-Куликовский)

Согласны ли вы с мнением ученых?

Объясните постановку тире во втором предложении.

-Чем может быть выражено сказуемое?

Сказуемое

 

Схема:

 

глагольное

 

именное

 

составное

 

простое

 

глагольное

 

 

Вопросы:

- Пользуясь таблицей, назовите типы сказуемых. Проиллюстрируйте свои ответы примерами из задания 1.

-Что обозначает термин «простое глагольное сказуемое»?

(Далее устные развернутые ответы о способах выражения простого глагольного сказуемого, составного глагольного и составного именного сказуемых.)

3.  Решите уравнения:

?

 

Вспомогательный

глагол

 

Составное глагольное сказуемое

 

= ==+ +

?

 

Глагол-связка

 

Именная часть

 

= +

4. Практикум:

- Найти в задании №1 (Листок контроля) составное именное сказуемое.

(Предложения 2,12,13)

СЛОВАРЬ:

НУЛЕВАЯ СВЯЗКА – явление, когда глагол - связка быть, который не имеет яркого лексического значения в настоящем времени, отсутствует.

Например: Он был геологом.

Он геолог. (Пример – 2-е предложение)

В то время, пока класс работает с Листком контроля, выполняется задание у доски:

-В каком предложении сказуемое – составное глагольное?

1) Ты будешь решать, кого послать вперед.

2) Мальчишки решили ползти по одному, друг за дружкой.

3) Отступать от правил игры считалось недопустимым нарушением.

4) Вечерами брат учил меня рисовать.

5) Дворец казался островком печальным.

5. Подготовка к ЕГЭ.

Учитель:

-В конце года вам предстоит сдавать ответственный экзамен – ЕГЭ по русскому языку. Задания А5 и А8 напрямую связаны с сегодняшней темой. В задании А5 вам необходимо будет найти нарушения синтаксических норм (согласования и управления), в том числе и между главными членами предложения, а в А8 – выделить грамматическую основу.

Работа с Листком контроля (задание2).

Задание 2.

Согласуйте подлежащее со сказуемым.

1. Все, кто видел эту картину, хвалил(и) игру актёров

2. Правление клуба, в том числе председатель, много сделали(о) для организации вечера.

3. Большинство учеников отлично справилось(лись) с заданием.

4. Все три всадника ехали (о) молча.

5. В ряду стояли(а) тысяча книг.

6. Десять бойцов бросилось(и) в атаку.

7. Три книги лежало(и) на полках.

8. Несколько женщин ходило(и) по площади.

9. Красных мухоморов ряд, как карлы сказочные спят(ит).

10. Большинство приобретают(ет) несколько специальностей.

11. Молодежь едут(ет) на новостройки.

12. Майора сопровождало(и) несколько командиров.

13. Семеро одного не ждет(ут).

Если времени мало, можно выполнить задание по вариантам.

1 вариант – 1-5 предложения,

2 вариант - 7-13 предложения.

6. Индивидуальная работа.

Карточка:

1)  Прочитайте предложение:

Инженер с дочерью в воскресенье пошли на каток, врач с сыном тоже пошел туда.

Определите, кто старше: дочь инженера или сын врача?

Обоснуйте свой ответ. Найдите главные члены предложения.

( Ответ: Дочь инженера старше сына врача, потому что дочь входит в состав подлежащего и является равноправным членом, участником действия, а сын врача еще маленький, отец привел его на каток.)

IV. Закрепление изученного.

Самостоятельная работа (по вариантам). (5-7 минут) Выполнение заданий ЕГЭ.

1 вариант

1.  Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений текста?

ничего не знал (предложение 3)

он, вероятно, не знал (предложение 3)

он не знал (предложение 3)

выдвинул проект (предложение 5)

(3) Он, вероятно не знал ничего о книгах Циолковского. … (5) По существу,

американский профессор выдвинул проект сооружения вокруг Солнца сплошной

гигантской сферы радиусом около 150 миллионов километров, то есть примерно на

уровне орбиты Земли.

2.  Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

композитор не мог различать (предложение 3)

который не мог различать (предложение 3)

потом выяснилось (предложение 6)

эти два вида слуха (предложение 6)

(3) Но вот у нас под наблюдением был один известный композитор, который после

болезни не мог различать звуки речи. … (6) И действительно, как потом выяснилось, эти два вида слуха даже формируются в разных областях головного мозга.

3.  Какие слова не являются грамматической основой в одной из частей сложного предложений текста?

что приводит (предложение 3)

оно повысилось (предложение 4)

нет движения (предложение 4)

это приводит (предложение 5)

(3) Атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к

значительному увеличению углекислого газа на планете. (4)Такой тревожный рост

содержания СО2 сейчас констатируется не только в городах, где оно повысилось в 3-5

раз, но даже и на Южном полюсе, в центре Антарктиды, где автомобильного движения нет. (5) Углекислый газ, как стекло, пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в атмосферу дальше за пределы Земли, а это приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы.

2  вариант

1.  Какое сочетание слов является грамматической основой во втором (2)

предложении текста?

фрагменты должны

фрагменты должны войти

все должны войти

войти в реферат

(2) Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат.

2.  Какое сочетание слов является грамматической основой в простом или в одной из частей сложного предложения текста?

излучение было (предложение 3)

являются колебание и вращение (предложение 4)

электромагнитные волны излучают (предложение 5)

излучают тела (предложение 5)

(3) Невидимое излучение (учитывая его место в спектре)было названо инфракрасным.

(4) Источником инфракрасного излучения являются колебание и вращение молекул

вещества. (5) При этом электромагнитные волны излучают нагретые тела, молекулы которых движутся особенно интенсивно.

3.  Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

интуиция и воображение необходимы (предложение 3)

страсть бывает слепой (предложение 4)

это может (предложение 5)

может направить (предложение 5)

(3) Действительно, страсть к науке, интуиция и воображение необходимы подлинному

учёному. (4) Но страсть бывает слепой, а чувства нередко обманывают человека. (5)

Иногда это может направить на ложный путь исследователя, первоначально

натолкнувшегося на новые интересные факты.

V. Домашнее задание.

Урок №2. Грамматические ошибки и их виды.

Цели:

·  продолжить работу с грамматической основой предложения;

·  показать своеобразие и виды грамматических ошибок;

·  вырабатывать навыки правильной речи;

·  подготовка к ЕГЭ.

Ход урока:

I. Знакомство с видами грамматических ошибок (карточки на каждую парту).

Подчеркнуть: отличие грамматических ошибок от орфографических заключается в том, что грамматические ошибки мы слышим, а орфографические – нет.

Разновидности грамматических ошибок.

1.  Словообразовательные (нет время, более интереснее, около его, исследоваемый…)

2.  Синтаксические:

- нарушение управления (жажда к славе);

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым (молодежь добиваются);

- неверное построение предложения с причастным и деепричастным оборотом; (проезжая по мосту, у меня слетела шляпа).

- разрушение ряда однородных членов (эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей);

- нарушение границы предложения (Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке);

- местоименное дублирование (Кусты, они покрывали берег реки);

- смешение сочинительной и подчинительной связей (Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят);

- отрыв придаточного предложения от определяемого слова (На деревьях сидят грачи, которые совсем еще голые);

- смешение прямой и косвенной речи (Л. Н. Толстой писал, что в «Войне и мире» я люблю мысль народную);

- разрушение фразеологического оборота;

- пропуски слов, нарушение границ предложений;

II. Проверка домашнего задания. ЕГЭ (А1-8).

III. Проверочная работа.

Предложения без грамматической ошибки – а;

Предложения с грамматической ошибкой – б;

1.  Кто из учеников читали эту книгу? 1-б.

2. Самолет с восьмидесятью пассажирами на борту совершил посадку. 2-б.

3. В своем романе Толстой рисует не только картины военных сражений, но и быт русского дворянства. 3-а.

4. В школе объявили конкурс на лучшее сочинение к юбилею города. 4-а.

5. Соня сильно тревожилась за Раскольникова. 5-а.

6. Он не учел все возможности. 6-б.

7. Инцидент удалось предотвратить благодаря вмешательству милиции. 7-а.

8. Он потерял словарь, служивший ему как справочник. 8-б

9. Я склонен, что его решение ошибочно. 9-б.

10. Поднявшись более выше, я увидел дальние вершины. 10-б.

Домашнее задание: параграф 68(Н. Г.Гольцова), упр.335

Урок №3. Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Однородные и неоднородные определения.

Цели:

·  обобщить знания по теме;

·  закрепить навык постановки знаков препинания при однородных членах;

·  дать понятие о таких изобразительных средствах, как эпитет, ряды однородных членов, многосоюзие, градация, лексический повтор, показать их роль в тексте;

·  подготовка к ЕГЭ.

Ход урока.

1). Повторение, обобщение теоретического материала на примере предложения, которое записывается под диктовку.

Парень был широкоплечий, коренастый, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно.

1. Дать характеристику предложению по интонации, цели высказывания;

2. Доказать, что оно простое. Найти и охарактеризовать грамматическую основу;

3. Дать характеристику по наличию второстепенных членов;

4. Полнота?

5. Чем осложнено?

6. Объяснить орфограммы и знаки препинания. Почему не поставили запятую между большими и голубыми?

7. Дать понятие однородности;

8. Как связаны однородные члены? (перечислительная интонация, сочинительные союзы);

9. Являются ли повторяющиеся слова однородными членами? Не являются.

Записать до урока на доске:

Каждый день дожди, дожди…(усиление);

Корабль виден в тумане еле-еле (сложное слово);

Пойду посмотрю на море (простое осложненное сказуемое);

Ни рыба ни мясо. (фразеологизмы);

10. Какие знаки препинания ставятся между однородными членами? (параграф 80, стр. 251)

2) Проверка домашнего задания.

3) Выявление стилистической роли однородных членов (снова работаем с 1 предложением).

- Какую роль играют несколько рядов однородных членов? (помогают создать портрет героя);

- Прочитать предложение на доске, назвать однородные члены, определить их стилистическую роль:

Бросившись к Сабурову, Масленников схватил его, поднял с места, обнял, расцеловал, схватил за руки, и отодвинул от себя, и опять придвинул, и посадил обратно – все в одну минуту.

Однородные члены, выраженные глаголами, помогают создать впечатление динамичности и напряженности. А многосоюзие подчеркивает множество действий.

Вспомнить, что основу градации составляют также однородные члены.

4) Работа с заданиями ЕГЭ (А-22). На каждую парту раздаются задания 2011 г. несколько вариантов. Решение, объяснение.

Домашнее задание: упражнение 366 (Н. Г. Гольцова).

Методы и формы работы:

·  фронтальная работа;

·  мини-тесты;

·  самостоятельная работа по вариантам;

·  практикум;

·  лекция;

·  индивидуальная работа;

·  проверочная работа

Технологические особенности:

·  использование компьютеров;

·  карточки;

·  словари;

·  схемы;

·  таблицы;

·  листы контроля;

·  тесты

Список литературы:

1. Будникова Н. Н. Поурочные разработки по русскому языку. М.,«Вако», 2009

2. Влодавская Е. А. Поурочное планирование по русскому языку к Единому Государственному экзамену. М., «Экзамен», 2006

3. Гольцова Н. Г. Русский язык 10-11 классы. М., «Русское слово», 2008

4. Егорова Г. Т. Сборник задач и методических рекомендаций. М., «Экзамен», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система уроков русского языка на базе школьного этнографического музея 5-7кл.

Система знаний и система деятельности.№ уро каТема урокаВид урокаСистема знанийСистема деятельности5 класс1.Язык – важнейшее средство общения.Урок – беседа.1.Изучение высказываний известных людей о ру...

Система уроков русского языка и литературы. 6 класс.

Данный материал предназначен для организации работы учителей русского языка, работающих по УМК М.Т. Баранова, предназначен для 6-часовой учебной недели....

Семинар в системе уроков русского языка.

Урок-семинар как разновидность повторительно-обобщающего урока может стать основой разработки системы уроков по изучаемой теме. Уже на первом уроке по теме предлагаю ученикам серию  взаимос...

Система уроков русского языка по теме "Причастие" в 7 классе

Учителем предлагаются примерные конспекты уроков по теме "Причастие как часть речи" в 7 классе. В каждом уроке имеют место психологические упражнения, работа над понятиями, цель каждого урока ра...

Система уроков русского языка по теме "Предложения с разными видами связи" ( 9 класс)

Предлагаю свой вариант изучения темы "Предложения с разными видами связи" в 9 класссе по учебнику Баранова. В предложенном материале много различных схем, алгоритмов,шаблонов....

«Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка (6 класс) система заданий к УМК В.В. Бабайцевой»

Русский язык традиционно считается одним из наиболее сложных учебных предметов. Большое количество правил, высокие требования к уровню умений и знаний, необходимость сдачи ЕГЭ по предмету – все это де...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...