открытый урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме
Тема урока: "Правописание приставок на -з, -с". На данном уроке учащиеся закрепляют знания по теме, используя разнообразные упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_5_klass.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТУРДЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Открытый урок
русского языка в 5-м классе по теме "Правописание приставок на З и С"
Подготовила: Подколзина О.В., учитель русского языка и литературы
Турдей - 2011
Дата проведения урока: 26 декабря 2011 года.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков.
Форма урока: урок-практикум.
Цели урока:
Образовательные: закрепить правило написания приставок на з (с) , учиться находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи; различать группы приставок.
Развивающие: развитие орфографической зоркости, развитие речи, развитие навыков применения на практике полученных знаний.
Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, умение объективно оценивать свои знания, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Оборудование:
- алгоритм правописания приставок;
- опорные конспекты учащихся;
- перфокарты;
- репродукция картины Т.Н.Яблонской “Утро”;
- лист достижений (После выполнения каждого задания учащиеся оценивают свою работу).
Ход урока:
1. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. На нем присутствуют гости. Я думаю, что у нас с вами все получится. Чтобы настроиться на урок, вы сейчас назовете мне слова с разными приставками. Учащиеся 1-го варианта сядут, когда назовут слова с неизменяемыми приставками; 2-го ряда– с приставками пре-, при-.
- Какие приставки мы не назвали? (приставки на з (с)) Назовите слова с этими приставками.
2. Сообщение целей и задач урока.
- Сегодня у нас урок закрепления знаний, умений и навыков в форме практикума. Тема урока “Правописание приставок на –з (-с)”. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (ответы учащихся)
Мы будем совершенствовать умение писать слова с приставками на з (с) , находить их в предложениях, употреблять в речи.
Запишем в тетрадях число, тему урока.
3. Актуализация знаний.
Звонкие и глухие ходят парами.
Сказка о написании чередующихся приставок на –з и -с
Жили – были глухие деды, старые беззубые, шум и кашель от них да и только. Были у них крикливые, шумные внуки. Отгадайте, о ком идет речь? Правильно, деды – это приставки, оканчивающиеся на глухой согласный с: бес-, вос-, нис-, рас-, ис- и т. д. Внуки – это приставки, оканчивающиеся на звонкий з: без-, воз-, низ-, раз-, из- и т.д.
Службу деды и внуки в словах несли исправно, потому что обязанности у них давно поделены очень демократично. Звонкоголосые внуки – приставки, оканчивающиеся на з, ищут себе звонкую пару, т.е. корень, начинающийся на звонкую согласную. А как иначе? Молодежь любит тусовки, звонко песни попоют, на гитаре поиграют. А старые деды совсем глухие, слышат плохо, но дело знают. Если начинается слово с глухого звука, ковыляет к нему приставка на глухой с, вместе им хорошо: о политике поговорят, покряхтят, помолчат.
Так и ходят парами: звонкий со звонким, глухой с глухим. Внуку со внуком интересней время проводить, а деду с дедом.
4. Устная разминка.
- Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой з, а в другом – с буквой с?
- Перед какими буквами в приставках пишется с? Приведите примеры.
- Перед какими буквами в приставках пишется з? Приведите примеры.
- На какие группы делятся приставки?
- Назовите неизменяемые приставки. Приведите примеры.
Пропедевтические знания:
- А с правописанием каких приставок мы будем знакомиться в 6 классе?
- Кто запомнил, в каких случаях пишется приставка при-? Приведите примеры.
- Кто расскажет, в каких случаях пишется приставка пре-? Приведите примеры.
5. Проверка домашнего задания.
1) Ребята, Клава Ошибкина выполняла домашнее задание. Ей очень хочется получить “5”. Помогите ей. Спишите данные слова, выделите приставки. Исправьте ошибки, если есть.
Бесчувственный, безшумный, расстановка, безжизненный, зжигать, восстановление, зделать, расделить, рассердиться, восдать, разпределить.
Вы помогли Клавочке выполнить домашнее задание, а как сами справились с домашним заданием?
2) Проверка индивидуальной домашней работы по карточкам.
Карточка № 1
Задание: выписать слова с приставками на с:
Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.
Карточка № 2
Задание: выписать слова с приставками на з:
Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…ринуть, ни…падать.
Физминутка для улучшения мозгового кровообращения
И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный
И.п. – сидя, руки на плечи, кисти сжать в кулаки. 1 – наклонить голову назад. 2 – и.п. То же вперед. Повторить 6-8 раз.
6. Практическая часть.
1) Творческий диктант.
Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес-
1. Ребенок без забот (беззаботный)
2. Небо без звезд (беззвездное)
3. Жидкость без цвета (бесцветная)
4. Дорога без конца (бесконечная)
5. Плач без звука (беззвучный)
6. Движение без шума (бесшумное)
7. Шоколад без вкуса (безвкусный)
8. Вход без платы (бесплатный)
9. Ребенок без помощи (беспомощный)
10. Океан без предела (беспредельный)
11. Облако без формы (бесформенное)
12. Пустыня без воды (безводная)
Физминутка для глаз
Крепко зажмурить глаза, считать до 3-х, открыть, посмотреть вдаль, считать до 5-ти. Повторить 4-5 раз.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, считать до 5-ти. Повторить 4-5 раз.
2) Самостоятельная работа.
Списать предложения, обозначить орфограмму.
1. Звезды видны, а месяц еще не в…ходит.
2. Остановился Жилин, ра…думывает.
3. Сидит девочка, глаза ра…крыла, глядит на Жилина.
4. Костылин ра…сказал, что лошадь под ним стала.
5. Ра…сердился Жилин: “Так я же один уйду. Прощай”.
6. Все руки и…бил он, а колодку не сбил.
7. И…мучился Жилин, остановился.
Физминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
И.п. – руки на пояс. 1 – локти свести вперед и голову наклонить вперед. 2 – и.п. 3 – локти назад, голову наклонить назад, прогнуться. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз, затем руки опустить вниз и расслабленно потрясти.
И.п. – руки прямо. 1 – правую руку вперед, левую – вверх. 2 – и.п. 3 – левую руку вперед, правую – вверх. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз, затем опустить руки вниз и встряхнуть кистями.
4) Творческая работа
(Используя данные словосочетания, составить предложения или текст по репродукции картины Т.Н.Яблонской “Утро” на тему “Здоровый образ жизни”)
В…дохнула глубоко
Ра…крыла балконную дверь
И…гиб пальцев
Вещи не ра…бросаны
5) Работа с перфокартой.
1. бе…болезненный | ра…жимать |
2. в…дыхать | в…крикнуть |
3. бе…жалостный | бе…граничный |
4. бе…цельный | во…вышенность |
5. ра…писание | ра…валиться |
6. ра…дарить | во…награждение |
(Если все выполнить верно, то при соединении по порядку всех букв з, получится цифра 5)
7. Рефлексия:
- Довольны ли вы тем, как прошел урок?
- Было ли интересно?
- Были ли вы активны?
- Было ли трудно?
- Сумели ли вы показать свои знания?
8. Итог урока, выставление оценок.
9. Домашнее задание:
Выполнить упражнение 349, повторить параграф 44 (по учебнику Разумовской М.М.).
Приложение 1.
Лист достижений
ученицы 5 класса Сорокиной Оксаны
по теме “Правописание приставок на з – с”
Творческий диктант |
|
Самостоятельная работа |
|
Творческая работа |
|
Работа с перфокартой |
|
Общая оценка |
Лист достижений
ученицы 5 класса Кудрявцевой Ассоль
по теме “Правописание приставок на з – с”
Творческий диктант |
|
Самостоятельная работа |
|
Творческая работа |
|
Работа с перфокартой |
|
Общая оценка |
Приложение 2.
Не меняются на письме | Меняют -З на-С (перед глухими согласными) | Различаются по лексическому значению | Сохраняют- И - после приставок |
за- | без-(бес-) | пре- | сверх- |
на- | вз-(вс-) | при- | меж- |
над- | воз-(вос-) | контр- | |
о- | из-(ис-) | супер- | |
об- | низ-(нис-) | после остальных приставок корень слова начинается на Ы | |
от- | раз-(рас-) | ||
пере- | роз-(рос-) | ||
по- | чрез-(чрес-) | ||
под- | |||
пред- | |||
про- | |||
с- |
Приложение 3.
Алгоритм №2
Буквы - З-, С- в конце приставок:
Найди в слове приставку
корень начинается с глухого согласного | Запомни слова исключения. | корень начинается со звонкого согласного |
Здесь, здание, здоровье, ни зги. | ||
Пиши в приставке -С- | Пиши в приставке -З- |
Приложение 4.
1. бе…болезненный | ра…жимать |
2. в…дыхать | в…крикнуть |
3. бе…жалостный | бе…граничный |
4. бе…цельный | во…вышенность |
5. ра…писание | ра…валиться |
6. ра…дарить | во…награждение |
1. бе…болезненный | ра…жимать |
2. в…дыхать | в…крикнуть |
3. бе…жалостный | бе…граничный |
4. бе…цельный | во…вышенность |
5. ра…писание | ра…валиться |
6. ра…дарить | во…награждение |
Приложение 5.
Самостоятельная работа.
Списать предложения, обозначить орфограмму.
1. Звезды видны, а месяц еще не в…ходит.
2. Остановился Жилин, ра…думывает.
3. Сидит девочка, глаза ра…крыла, глядит на Жилина.
4. Костылин ра…сказал, что лошадь под ним стала.
5. Ра…сердился Жилин: “Так я же один уйду. Прощай”.
6. Все руки и…бил он, а колодку не сбил.
7. И…мучился Жилин, остановился.
Самостоятельная работа.
Списать предложения, обозначить орфограмму.
1. Звезды видны, а месяц еще не в…ходит.
2. Остановился Жилин, ра…думывает.
3. Сидит девочка, глаза ра…крыла, глядит на Жилина.
4. Костылин ра…сказал, что лошадь под ним стала.
5. Ра…сердился Жилин: “Так я же один уйду. Прощай”.
6. Все руки и…бил он, а колодку не сбил.
7. И…мучился Жилин, остановился.
Приложение 6.
Карточка № 1
Задание: выписать слова с приставками на с:
Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.
Карточка № 2
Задание: выписать слова с приставками на з:
Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…ринуть, ни…падать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)
В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...
Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»
Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...
Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".
Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...
открытый урок русский язык 6 класс ФГОС
технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...
Открытый урок русского языка 8 класс
Односоставные предложения...
Открытый урок русского языка 8 класс. Развитие речи. II четверть.Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин».
Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин»....
Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"
Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана с учетом требований адаптированной основной...