«Живая сущность слова». Подготовка к ГИА.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Урок комплексного применения знаний – практикум – составление модуля сочинения – рассуждения на лингвистическую тему. Урок развития речи.

Цель:  выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к ГИА.

9 класс

Образовательная система  «Школа 2100»,  УМК по русскому языку и литературе под редакцией Е.В. Бунеева.

«Живая сущность слова». (И.Бунин)

2 урока

Цели урока: 

  1. Продолжить работу по совершенствованию навыков написания сочинений – рассуждений;
  2. Раскрыть важность языковых знаний, речевых умений в реальной жизнедеятельности;
  3. показать многообразие русского языка, его богатство в разных языковых сферах (в области морфологии, синтаксиса, орфографии, лексике, культуре речи);
  4.  развивать навыки грамотного письма, выразительность речи, стремление избегать неоправданного употребления канцелярской лексики;
  5. - обучать школьников лингвистическому анализу текста.
  6. формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
  7. - развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
  8. - развивать навыки исследовательской деятельности.
  9. воспитывать гордость за могучий, сильный, выразительный русский язык.

Оборудование урока:

  1. Мультимедийная программа с подготовленной компьютерной презентацией в программе «PowerPoint»,
  2. - раздаточный материал – буклеты,
  3. Таблицы
  4. Наглядные пособия
  5. Файловый материал

Тип урока.

Урок комплексного применения знаний – практикум – составление модуля сочинения – рассуждения на лингвистическую тему. Урок развития речи.

Цель:  выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Ход урока.

Живую сущность слова, языка мы постигаем,

когда общаемся с языком как с живым человеком.

М.ПРИШВИН

1. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии.

  1. Как вы понимаете это высказывание? (Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно.)
  2. Каковы задачи нашего  урока? (Бережное отношение к родному языку, многообразие и выразительность речи, умение составлять собственные суждения на основе прочитанного текста).
  3.  Каждый этап урока будет сопровождаться высказываниями великих людей о русском языке. В них могут быть ошибки, которые вы должны найти и исправить.

2. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала

В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, в нем отражается не одна природа родной страны, но вся история духовной жизни народа.

К.Ушинский

- Найдите ошибки и исправьте их.


- Сейчас мы проведем речевую разминку. Прослушайте тексты и определите их стилистическую принадлежность. (Тексты записаны на компьютере). В тетрадях отметьте стиль по порядку прослушивания.

Ответы. 1- научный, 2- публицистический, 3- художественный.

Обоснуйте свой выбор.

Текст 1

Камчатский край — один из наиболее перспективных золоторудных регионов Северо-Востока России. Значительная часть Камчатки входит в систему островных дуг Тихого океана, в которых располагаются крупнейшие месторождения Японии и Индонезии. Другая часть - Корякия - сопоставима с геологическими структурами Аляски, прославившейся своими золотыми месторождениями. Самые простые сопоставления Камчатки с Японией показывают, что в недрах края находится не менее 1200 тонн золота и более 8000 тонн серебра. В целом прогнозные ресурсы драгоценных металлов в Камчатском крае оцениваются наукой в десять тысяч тонн.

Обоснование.

Научный! Логичность, объективность, использование слов в прямом значении, отсутствие образности (тропов и фигур), неэмоциональность текста – это характерные черты научного стиля. Для описания общего понятия или явления используются термины.

Текст 2

Последнее десятилетие смело можно назвать началом эры информационных технологий. Персональные компьютеры, на первый взгляд, призваны облегчить труд и высвободить энергию для занятия искусствами. Труд-то они облегчают, однако культурной эволюции в связи с этим почему-то не наблюдается, не видится. Компьютер, компьютерные игры и Интернет — злостные конкуренты телевидению, газетам, книгам и прочим традиционным носителям искусства. Компьютер способен один перекрыть все духовные потребности человека.

Обоснование. Для текстов публицистического стиля характерны социально-оценочный и информационный характер речи, использование широкого спектра выразительных языковых средств, употребление устаревших слов, слов в переносном значении. При написании текста автор стремится к образности и эмоциональной насыщенности. Наиболее информационно значимыми частями речи в текстах публицистического стиля являются глагол и имя существительное, что соответствует классическому для русского языка распределению информационной нагрузки.

Целью публицистического стиля является воздействие на читателя.

Текст 3

Под Москвой леса были насквозь просвечены золотом. Особенно много этого лиственного шумного золота скопилось в оврагах, куда не проникал ветер. А на холмах ветер начисто срывал сухую листву, кружил её и уносил вдаль. И там, в этой дали, в холодном блеске октябрьского солнца листья временами летели по ветру так густо, что воздух казался от них желтоватым.

К.Паустовский

Обоснование.

Данный текст является примером художественного стиля. К.Паустовский в этом отрывке описал листопад. Текст наполнен восхищением красотой подмосковного леса. Автор назвал осенние листья золотом. Он, называя один и тот же предмет по- разному, использует антитезу: золото и сухая листва. В данном тексте есть метафора, которая показывает насыщенность листопада (так густо, что воздух казался желтоватым). Наличие всех изобразительно-выразительных средств доказывает, что перед нами текст художественного стиля.

Вывод: слово живет в тексте.

- Напомните, что такое текст?

-Назовите основные этапы работы с текстом.

1. Определить стиль, тип речи

2.Определить тему и основную мысль

3.Как связаны предложения в тексте

4.Определить языковые средства.


- Найти соответствие. (Один ученик работает на доске). Правильный ответ впоследствии проецируется.

Объяснить, где тропы, а где стилистические фигуры. Запись сделана на доске заранее.

Эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, сравнение, анафора, эпифора, инверсия, параллелизм.

Слова для справок.

ТРОПЫ (греч. tropos– оборот, поворот), речевые обороты, в составе которых слово меняет прямое значение на переносное.

Виды тропов: метафора– перенос характеристики с одного предмета на другой, осуществляемый на основе ассоциативно установленного тождества их отдельных признаков;

метонимия– перенос названия с предмета на предмет на основе их объективной логической связи (перенос по смежности);

синекдоха как разновидность метонимии– перенос названия с предмета на предмет на основе их родовидового соотношения (перенос по количеству);

ирония в виде антифраза или астеизма – перенос имени с предмета на предмет на основе их логического противопоставления (перенос по контрасту).

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ — особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) или колоритности высказывания (например, анафора, эпифора, эллипс, амплификация, антитеза, оксюморон).

  1. Класс в это время находит ошибки в следующем высказывании и объясняет их.

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения

народа в одно великое целое.

Он не только выражает жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь.

К.Ушинский.

- Как вы понимаете это высказывание?

- В первом предложении найти грамматическую основу, назовите вид сказуемого.

Физкультминутка. Зарядка для глаз.

3.Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Борьба за очищение книг от «неудачных фраз» так же

необходима, как и борьба против речевой бессмыслицы.

С величайшим огорчением приходится указать,

что язык речевой обогатился такими нелепыми

словечками и поговорками, как, например: «мура», «буза»,

«волынить», «шамать»…

 М.Горький.

  1.  Как вы понимаете это высказывание?
  2. Прослушайте текст и определите основную мысль.

ЛЮДОЕДКА ЭЛЛОЧКА РЯДОМ С ВАМИ

Вы, конечно, не забыли, читатель, роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»? Среди персонажей этого романа есть Людоедка Эллочка. Двадцать вторая глава произведения начинается так: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:


Хамите. Хо-хо! (Выражает в зависимости от обстоятельств: иронию,удивление,  восторг,  ненависть,  радость,  презрение и удовлетворенность.) Знаменито.

Мрачный.   (По  отношению  ко  всему. Например: «мрачный Петя   пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т. д.)

Мрак. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.) Не учите меня жить. Как ребенка. («Я бью его, как ребенка»,— при игре в карты.  «Я его срезала, как ребенка»,— как видно, в разговоре с ответственным съемщиком.)  Кр-р-расота!

Толстый и красивый.    (Употребляется как характеристика неодушевленных и одушевленных предметов.)

Поедем на извозчике.  (Говорится мужу.)

Поедем в таксо.  (Знакомым мужского пола.)

У вас вся спина белая. (Шутка.)   Подумаешь.

Уля.  (Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зинуля.)

Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)

Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов».

Слово учителя.

Эллочку Щукину не обременяли серьезные мысли и добрые чувства по отношению к близким и далеким ей людям. Ее душевный мир скуден и однотонен. Так зачем ей сильный и гибкий язык ее народа?

-Какой вывод можно сделать?  (Не уподобляться Эллочке).

- К сожалению много ошибок встречается в речи людей. Это и грамматические, и речевые ошибки. Найдите ошибки в образовании формы слова. (Тексты у каждого на парте. Впоследствии правильные ответы проецируются на доске.). 

  1. Работа с тестом

Задания, проверяющие владение морфологическими нормами

1.        Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. у подмастерьев
  2. свыше четыре тысячи метров
  3. не дремли на уроке
  4.  новые паспорта

2.        Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. к две тысячи двадцать второму году
  2. несколько помидоров
  3. совсем озяб
  4. самый важнейший

3.        Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. килограмм яблок
  2. будущие выборы
  3. до двух тысяч второго года
  4. ошиблась

4.        Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. более  нужнее
  2. несколько гектаров
  3. с четырьмястами рублями
  4. поезжай домой

  1. Работа по развитию коммуникативной компетенции . Умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи.

Исходя из критериев, предлагаемых для оценки сочинений, можно заключить следующее:

  1. Это должно быть рассуждение, в котором обосновывается какое-либо суждение.
  2. Цель этого рассуждения заключается в том, чтобы убедить «оппонента» в своей правоте с помощью специально подобранных аргументов.
  3. Сочинение может строиться по следующей логике рассуждения:

а)        описание ситуации, которая воплощает проблему («Однажды между мною и моим другом возник спор...», «Как-то раз мы ехали по улице и увидели...») или прямая актуализация проблемы («Для чего же мы учим в школе русский язык целых одиннадцать лет?!», «Сегодня, когда люди работают на компьютерах, снабженных очень умными и мощными спеллерами, невольно возникает вопрос: а нужно ли убивать время на то, чтобы думать, какую букву писать в слове корова?»);

б)        формулирование генерального тезиса («Я считаю, что...», «Трудно согласиться с мнением тех, кто утверждает, что...»); 

в)        обоснование тезиса с помощью подобранных аргументов; причем источником для аргументации может стать языковой материал исходного текста («Чтобы подтвердить        , достаточно   обратиться   к   любому   тексту.   Вот,   например,

        »);

г) вывод («Итак, ...», «Следовательно, ...»).

Возможные способы развертывания текста сочинения-рассуждения.

Модель № 1.

Нам предлагается объяснить практическое значение тех или иных знаний или речевых умений для осуществления эффективной жизнедеятельности: «Какая польза от орфографии?», «Для чего мы разбираем слова по составу?», «Почему нужно правильно произносить слова?» и т.д.

  1. Определяем проблему в виде вопроса.

Нужна ли современному человеку пунктуация? Для чего мы учимся правильно расставлять знаки препинания?

  1. Тезис.

Пунктуация выполняет очень важную функцию в письменной речи.

  1. Обоснование. (Обратите внимание на использование вводных слов, организующих движение мысли.)

Во-первых, с помощью знаков препинания мы выражаем различные эмоциональные оттенки: удивление, восторг, растерянность. Подтвердим это примером из текста: «                         ».

Во-вторых, знаки препинания выполняют разделительную функцию, помогают понять смысл высказывания. Прочитайте предложение: «Я отец мой дядя Сергей и Петя пошли купаться на реку». От того, как мы расставим запятые, зависит и сколько людей имеется в виду, и каковы их родственные связи.

  1. Вывод.

Таким образом, мы видим, что знаки препинания на самом деле играют важную роль: они позволяют правильно понять письменное сообщение, обеспечивают пишущего эффективными возможностями для передачи различных смысловых и эмоциональных оттенков.

Модель № 2.

Нам предлагается раскрыть смысловую, стилистическую, художественную роль тех или иных языковых явлений в тексте, обосновать их назначение личными примерами.

Прочитайте текст «Суворов на посту» (Упражнение № 5, I часть). Объясните, с какой целью С. Григорьев использует в своем тексте историзмы.


1.        Представьте предмет исследования.

Автор рассказывает, нам о великом полководце 18 века Александре Суворове. В тексте встречаются слова, которые вышли из активного употребления, потому что прошло уже много лет и в обществе произошли серьезные перемены.

2.        Обозначьте проблему. (Наиболее оптимальная форма – с помощью вопроса.)

С какой же целью автор использует историзмы? Почему их нельзя заменить словами, которые были бы понятны современному читателю

3.        Тезис.

С. Григорьев употребляет устаревшие слова, чтобы точнее передать характер эпохи, ее особый колорит, убедить читателя в жизненности изображенных событий.

4.        Обоснование.

а)        У каждой эпохи есть свои черты, которые обозначены определенными словами. Обоснуем суждение примером. Например, в средние века зависимые крестьяне вынуждены были работать на помещика, и этот принудительный труд назывался барщина. Каким современным понятием можно заменить слово «барщина», если такого явления больше нет?! А можно ли заменить историзм «колет» современным словом «куртка», ведь наша куртка совсем не похожа на ту, что носили в 18 веке?!

б)        Чтобы убедить читателя в правдивости созданных картин, автору важно передать колорит определенной эпохи. {Обоснуем примером.) Давайте представим, что у какого-то писателя в историческом романе древние полководцы летают на самолетах, передают приказы по радио! Какие чувства, кроме удивления и насмешки, вызовет такое произведение?

5.        Вывод.

Таким образом, мы видим, что правильное использование исторической лексики позволяет автору более точно реализовать свой замысел.

4 Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных связей.

  1. Работа над сочинением на лингвистическую тему по предложенному тексту.

У каждого учащегося на парте лежит текст.

(1)Детские мечты редко сбываются.

(2)Хочешь стать дворником, а становишься академиком.

 (3)Хочешь вставать раньше всех, вдыхать чистую прохладу рассвета, шурша гнать метлой осенние листья, поливать асфальт из шланга, собирать всякие интересные вещи, потерянные накануне прохожими, здороваться с идущими на работу жильцами — все тебя знают, все улыбаются, и никакое тебе начальство не страшно, их много, а дворников не хватает, не понизят тебя — некуда, не уволят — самим улицы мести придётся, а вместо этого таскаешься со скрипкой в музыкальную школу, с огромной папкой — в художественную, с портфелем пособий — на курсы английского языка. (4) Получаешь взбучки после родительских собраний, маршируешь строем в пионерских лагерях, занимаешься с репетиторами, трясёшься перед выпускными экзаменами, наживаешь неврастению после конкурсных. (5) Сессии, курсовые, диплом, распределение...(6) Мама в обмороке, папа звонит старым друзьям. (7) Женишься, стоишь в очередях, получаешь квартиру, покупаешь мебель, защищаешь кандидатскую, а дети подрастают, и только хочешь, чтобы они были счастливы.

(8)И без остановки: начальству нужны статьи, жене — шуба и машина, детям — штаны и велосипеды, потом — карманные деньги и свобода, потом высшее образование, потом им нужны жёны и мужья, а тебе нужна неотложка.

(9)Дети разъезжаются по городам, женятся, становятся на ноги, перестают тебе писать, хорошо ещё поздравляют с праздниками, ты становишься дедушкой, выходишь на пенсию и получаешь возможность делать всё, что душе твоей угодно.


(10)И получив, наконец, возможность делать всё, что душе моей угодно, я пошёл в ЖЭК и легко устроился дворником. (11)И теперь я встаю раньше всех, вдыхаю чистую прохладу рассвета, шурша гоню метлой осенние листья, и все жильцы знают меня и, идя на работу, здороваются со мной и улыбаются. (12)И я поливают асфальт из шланга и я думаю, неужели мир устроен так, что обязательно надо сделать круг длиною в жизнь, чтобы прийти к тому, чего хотел? (13)Наверное, это неправильно. (14)И вся надежда, что хорошую сивку горки не укатают.  Веллер 

С2.1. Напишите сочинение-рассуждение «Зачем надо изучать морфологию?»

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст.

Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие ваше понимание роли морфологических знаний.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

 Объём сочинения -  не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

5.Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

6. Информация о домашнем задании. 

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Что в имени твоём, слово?» (Значение слова. Подготовка к ЕГЭ)

Данный урок способствует совершенствованию умения в определении лексического значения слова; выработки умения различать значение слова, соблюдая нормы лексической сочетаемости; совершенствованию культ...

Открытое внеклассное мероприятие. «Священный храм живых печатных слов».

Открытое внеклассное мероприятие.  «Священный храм живых печатных слов». Посвящен дню школьных библиотек...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Мы живем коротким словом -Память»

Литературно-музыкальная композиция «Мы живем коротким словом -Память» может использоваться при проведении классного часа, посвященного ВОВ...

Предметная неделя " Живое русское слово".

Методические материалы предметной недели "Живое русское слово"....

Урок по повести В.Распутина "Живи и помни" (подготовка к выпускному сочинению)

Творческий и жизненный путь В.Распутина, анализ повести В.Распутина “Живи и помни&rdquo...

Предметная неделя "Живое русское слово"

Методические материалы предметной недели "Живое русское слово"....