Урок по повести В.Распутина "Живи и помни" (подготовка к выпускному сочинению)
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Александрова Марине Анатольевна

Творческий и жизненный путь В.Распутина, анализ повести В.Распутина “Живи и помни”;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_povesti_v_rasputina_zhivi_i_pomni.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по повести В.Распутина "Живи и помни" (подготовка к выпускному сочинению)

Тип занятия: комбинированный.

Цель:  формирование принципиальной позиции учащихся по отношению к нравственному выбору главных героев повести.

Задачи:

Образовательные:

  • дать представление о жизни и творчестве писателя - современника В. Распутина;
  • познакомить с повестью “Живи и помни”, способствовать усвоению творческого мира писателя, пониманию нравственно – философских проблем его произведений на примере повести “Живи и помни”;
  • сопоставить проблемы изучаемого произведения с ранее изученными произведениями русской литературы XIX века (Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстого “Война и мир”)

Воспитательные:

  • познакомить с духовными ценностями человеческой жизни и культуры на примере художественной литературы, в частности творчества писателя В. Распутина;
  • способствовать воспитанию патриотизма, коллективизма, интереса к истории своей страны, активной гражданской позиции, морального облика студентов, мотивации учебной деятельности;

Развивающие: способствовать развитию:

  • логического мышления и интеллектуальных умений и навыков в процессе пересказа отдельных отрывков, ответов на проблемные вопросы при анализе произведения;
  • навыков устной связной речи и культуры речи при индивидуальных сообщениях, ответах на поставленные проблемные вопросы, анализе центральных эпизодов повести, художественном пересказе отрывков повести;
  • выразительного чтения, внимания и памяти при чтении произведения, работе с книгой, учебником;
  • литературного познавательного интереса при знакомстве с новым автором и произведением, поставленных в нем проблемах;
  • профессиональных качеств, интересов и способностей в процессе выполнения домашнего задания и практического выполнении обязанностей студентов при подготовке к уроку; мировоззренческих (нравственных) представлений в процессе усвоения нового материала;
  • развития связной письменной речи в процессе выполнения домашнего задания.

Приемы обучения:

  • вступительное слово преподавателя;
  • индивидуальные задания и сообщения учащихся;
  • самостоятельная работа с текстом;
  • ответы на аналитические вопросы;
  • выразительное чтение отдельных отрывков;
  • художественный пересказ эпизодов.

Наглядные пособия:

Учащиеся должны:

         иметь представление:

  • о писателе В. Распутине, его жизненном и творческом пути, проблематике произведения “Живи и помни”;
  • о Великой Отечественной войне и ее отражении в художественной литературе;

Знать:

  • творческий и жизненный путь писателя, текст повести В.Распутина “Живи и помни”;

Уметь:

  • комментировать прочитанный фрагментотвечать на аналитические и проблемные вопросы, давать оценку центральным эпизодам, высказывать свою точку зрения на проблемы произведения и аргументировать их, выразительно читать, художественно пересказывать, сопоставлять изученные произведения XIX–XX века, поведение их героев, работать с учебным пособием по литературе, текстом произведения;

Структурные элементы занятия:

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Слово учителя. В современной литературе XX–XXI веков есть имена, без которых ее мы уже не сможем представить. Одно из таких имен - Валентин Распутин.

Сегодня мы познакомимся с его творчеством. Писатель Валентин Распутин - один из признанных современных писателей, который тоже продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего, с точки зрения нравственно – философских проблем, каких - вот и должны мы это с вами увидеть, размышляя над произведением его повести “Живи и помни”. Таким образом, целями и задачами нашего урока являются:

Познакомиться с личностью писателя-современника Валентина Григорьевича Распутина; рассмотреть проблемы повести “Живи и помни”; сопоставить данное произведение с ранее изученными произведениями 2-й пол. XIX века;

Эпиграф к уроку: Стыдно жить… Страшно жить… Незачем жить…

Из повести “Живи и помни”

3. Сообщения учащихся «Жизнь и творчества В. Г. Распутина»

4. Слово преподавателя: Валентин Григорьевич – верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Вкусив хлеб книг Валентина Распутина, познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться никакой другой литературой, ни любовными романами, ни дешевыми детективами, над которыми не надо думать - прочитал и все. Его хлеб – с горчинкой. Он всегда свежевыпечен, не способен зачерстветь. Такой продукт испокон века выпекали в Сибири, и назывался он вечным хлебом. Так и произведения Валентина Распутина несут незыблемые, вечные ценности. А при прочтении произведений Распутина приобретаешь только духовный и нравственный багаж.

Валентин Распутин и сейчас продолжает жить в родной ему Сибири, в городе Иркутске, тем самым показывая, что край ему дорог.

5. Беседа по биографии писателя:

Что вы узнали о жизни и творчестве писателя?

Назовите основные его произведения и темы этих произведений.

Как писатель стремился к знаниям?

Что помогло ему стать талантливым писателем и достойным гражданином России?

6. Слово преподавателя - переход к изучению произведения В.Распутина “Живи и помни”.

21 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Началась Великая Отечественная война.

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года

Страна приготовилась дать отпор, началась всеобщая мобилизация на фронт, все: и стар, и млад стремились отдать свой долг Родине, встать на ее защиту.

Сорок первый! Июнь!
Год и месяц борьбы всенародной,
Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна,
И на фронт уходила пофронтно.

Уходили на фронт под только что созданную песню Лебедева – Кумача “Священная война”.

Ушел  на фронт и герой повести Распутина “Живи и помни” Андрей Гуськов.

Распутин, казалось, не был, не воевал на той Великой Отечественной, но познал военное лихолетье и не мог высказать свою точку зрения на те события, к которым он, как гражданин своей страны, был причастен. Ведь в 60–70-е годы вновь возрос интерес к военным событиям, в печати появились произведения «новой» военной прозы, и Валентин Распутин решил сказать «свое» писательское слово об этом страшном событии в истории страны. Но повесть Распутина нельзя отнести более всего к “военной” прозе, она скорее психологическая, философская, как, впрочем, и другие, появившиеся военные повести, так как всех писателей больше всего стали волновать не исторические масштабные сражения Великой Отечественной войны, а поведение человека на войне, судьба личности на фоне судьбы народной в годы тягостных испытаний, сохранение человеческого в человеке. ( Можно задать вопрос: А с какими произведениями о войне вы знакомы по школе?) Возможные ответы: В.Быков, В.Кондратьев, Б.Васильев.

7. Проверка знаний содежания текста повести.

8Аналитическое прочтение произведения. 

 ВопросПочему же Гуськов оказался дезертиром? Когда Гуськов дезертировал с фронта, о ком он прежде всего думал?(Жизнь на войне была временами не в меру тяжелой, но никто не роптал, не жаловался, потому что всем доставалось поровну. «И столько они, кто дрался, с первых дней войны, вынесли и выдержали, что хотелось верить: должно же для них выйти особое, судьбой данное помилование, должна смерть от них отступиться, раз они сумели до сих пор от нее уберечься».

Когда же стал виден конец войне, не одно сердце дрогнуло от щемящей надежды на скорое и чудесное избавление от страха и смерти. Но не наступало передышки, хоть уже на исходе были силы. Страшно становилось от мысли, что можешь не дожить до победы…

И самое тяжелое нравственное испытание выпало на долю Андрея Гуськова перед самым концом войны: он, раненый, оказался в госпитале недалеко от дома. Не выдержало его сердце, мысль о смерти, что он может погибнуть в конце войны, не давала ему покоя, обратно на фронт так не захотелось. Поддавшись какому- то не вполне осознанному чувству, Андрей выбрал для себя наихудший исход, жизненный выбор, гораздо более тяжкий и горький, чем смерть от вражеской пули. Он подчинился инстинкту самосохранения и нашел удобный случай спастись, пошел на сознательное бегство.

Вопрос: Что же это за выбор, который хуже вражеской пули? И почему именно такой? Можно ли назвать это преступлением?  (Проявились трусость, эгоизм, слабость…

Конечно, человек без слабостей не бывает, человек должен быть с грехом, иначе он не человек. Но с таким ли? Искупить ли такой грех? Ведь война еще не закончилась, и Гуськову никто приказов не воевать, не идти обратно на фронт не давал. Возможный ответ: Вот- вот конец войне, а он может погибнуть. Боязнь за свою жизнь. Обычно надежный Андрей Гуськов, смелый, а тут проявил трусость.)

Вопрос: Как вы думаете, могла ли Настена оставить мужа в трудную минуту? (Когда на ее долю выпадает такое страшное испытание, как дезертирство мужа, ей и в голову не приходит не только отказаться от него, но и просто отделить свою судьбу от его судьбы: она считает себя участницей содеянного мужем.)

-Выразительное чтение по ролям эпизода 1-й встречи Настены и Андрея Гуськова.

Вопрос: Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа?(Ей приходится врать, обманывать, скрываться от людей, от родителей мужа, она понимает и принимает мужа, делает все, чтобы спасти его, мечется в зимнюю стужу, пробираясь в его логово, скрывая страх, таится от людей. Она любит и любима, быть может, впервые вот так, глубоко, без оглядки. Результат этой любви – будущее дитя. Долгожданное счастье. Да нет же – позор! Считается, что муж на войне, а жена – гуляет. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане.»

Вопрос: Героиню какого романа 2–й пол XIX в. напоминает Настена? (Соню Мармеладову из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, у которой воедино тоже слились жалость, сострадание, милосердие. Думая об Андрее, любя его горькой и заботливой любовью, она любила его, жалея, и жалела себя – эти два чувства неразрывно сошлись в ней в одно. Верность, долг, жалость – вот что оказывается главным в жизни этой женщины. Она испытывает одиночество среди людей.)

-Чтение по ролям встречи воина – односельчанина Максима Вологжина или пересказ.

Вопрос: Почему она не может быть счастливой, несмотря на то, что рядом муж, и даже ожидается появление ребенка, тогда как в мирной жизни она никак не могла родить.  (Ей невозможно поделиться счастьем с односельчанами, стыдно, надо объяснять происшедшее, открыться нельзя, иначе предаст мужа.)

 Вопрос: Детально и обстоятельно Распутин исследует характер преступления, совершенного Гуськовым. Чем оправдывается Гуськов? (он силится оправдаться войной, тем, что не стал власовцем, оправдывается предстоящим рождением ребенка.)

Вопрос: К чему привело преступление Гуськова, его предательство и индивидуализм? Докажем это эпизодами. (Все это привело Андрея Гуськова к отчуждению, к одичанию, превращению в загнанного зверя. Встречи с Настеной в банных потемках, где они как “слепые”, немая встреча с отцом, «оглушенность» от одиночества, усиливающаяся еще от глухоты, полученной при контузии, переживаний Настены он тоже словно не слышит. Начинается нравственная деградация человека, человек постепенно превращается в животное. Гуськов начинает чувствовать себя животным: у него вместо кожи – шкура, живет, как крот, в потемках, называет себя «зверюгой лесной», у него «звериный аппетит». Превращение Гуськова в зверя тщательно подготовлено.)

Пересказ эпизодов: “Убийство теленка”; “Вой по - волчьи”; (показ кадров фильма)

Вопрос: Как всякого хищника его ждет возмездие: облава. Расскажите, как односельчане догадались, что Андрей Гуськов – дезертир? (Власти подозревают ее в связи с дезертиром и следят. Пойти к мужу – указать место, где он скрывается. Не пойти – уморить его голодом. Круг замыкается.)

-Выстройте “цепочку” превращения человека в животное, оступившегося, выстроившего свою теорию самосохранения:

Страх – предательство – преступление – нравственная деградация – гибель души;

Вопрос: Почему же предпочитает гибнуть Настена? Ведь она ждет “новую жизнь”? (Непосилен груз от чувства стыда, совестливости, одиночества, душевной муки.)

Вопрос: О чем думает Настена перед смертью? Можно ли посчитать ее самоубийство необычным гимном замечательной русской женщине, способной на подвиг самопожертвования? (В самые тяжелые, последние дни Настена помнит прежде всего о стыде, на котором держится человеческая совесть. Настена до конца осталась верной мужу и будущему ребенку, которого не захотела отдать на позор и людское проклятие. Страшный грех совершила эта женщина, погубив себя и будущую жизнь, но смертью своей она заслужила единственно возможное для нее прощение.)

 Вопрос: Как вы относитесь к самоубийству Настены? Почему о Гуськове в конце повести нет ни слова? (Это суровый приговор ему. Неискупимая вина его погубила всю семью, и он исчезнет с лица земли, не оставив после себя следа.)

Итоги анализа повести

Вопрос: Как вы понимаете смысл заглавия повести? О чем нужно помнить человеку?

Вывод: Живи и помни, человек: о долге гражданском и долге человеческом, будь верен Родине, неси ответственность за свои поступки, будь совестлив, а главное – в годину тяжких испытаний будь вместе с народом, со страной.

А.Яшина:

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, Верность, Братство.
А есть еще: Совесть, Честь.                            

А если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали…

                          (А.Яшин)

11. Домашнее задание: (по выбору)

1. Написать сочинение – рассуждение по повести В.Распутина “Живи и помни, человек. О чем?” 2.Написать сочинение – рассуждение “Какие чувства вызвало у вас это произведение?”

12. Подведение итогов урока.

Литература

  • Русская литература ХХ века. 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч. Под ред. В.П.Журавлева..
  • Русская литература ХХ века Е.С. Роговер. Санкт–Петербург–Москва-Сага–Форум.: 2008.

Методические пособия для преподавателя:

  • Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс.-М.: “ВАКО”, 2003.

Дополнительная литература:

  • биографический материал о писателе В.Распутине;
  • текст произведения писателя “Живи и помни”;
  • журнал “Литература в школе” № 9, 2005;
  • журнал “Литература в школе” №7, 2007;
  • приложение к журналу “Литература в школе” № 9, 2008;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика написания выпускного сочинения по литературе

Презентация содержит рекомендации для обучающихся, помогающие разобраться в особенностях композиции выпускного сочинения по литературе...

Подготовка к выпускному сочинению по направлению "Вопросы, заданные человечеству войной" (По повести В.В. Быков «Сотников»)

Задачи урока:Личностные: совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе; совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источн...

Выпускное сочинение в 11 классе. Темы выпускных сочинений от 03.12.14.

Выпускное сочинение в 11 классе. Темы выпускных сочинений от 03.12.14...

Выпускное сочинение в 11 классе. Темы выпускных сочинений от 05.02.15

Выпускное сочинение в 11 классе. Темы выпускных сочинений от 05.02.15...

Выпускное сочинение в 11 классе. Темы выпускных сочинений от 06.05.15

Выпускное сочинение в 11 классе. Темы выпускных сочинений от 06.05.15...

Выпускное сочинение в 11 классе. Содержание статей к сочинению

Выпускное сочинение в 11 классе. Содержание статей к сочинению...