Рабочая программа по русскому языку. 11 класс. гольцова
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

Лисица Марина Дмитриевна

Рабочая программа с включением всех необходимых разделов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_11_klass.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы».- М.: Русское слово, 2004 г. (учебник:  Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин.  Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2006)

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов

- соответствует  стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

 - способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.

          Цели обучения русскому языку:                                                                                                          

• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения;

• развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;

• применение полученных знаний и умений в речевой практике.

            Период обучения в 5-11 классах охватывал практически все этапы становления языковой личности. Содержание обучения русскому языку отобрано и структури ровано на основе компетентностного подхода и направлено на развитие и совершенствование языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компе тенции.

            Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литератур ного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенст вование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться раз личными лингвистическими словарями.

            Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой дея тельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в раз личных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

            Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения культуры, на ционально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры меж национального общения.

Задачи обучения русскому языку в старшей школе определяются с позиций компетентности подхода:

  1. воспитать гражданина и патриота;
  2. сформировать представления о русском языке как ду ховной, нравственной и культурной ценности народа с осознанием национального своеобразия русского языка и овладением культурой межнационального общения;
  3. развивать и совершенствовать способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационные умения и навыки; навыки самоорганизации и саморазвития;
  4. углубить знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развиваю щейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различ ных сферах и ситуациях общения;
  5. совершенствовать овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать истори ческий комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и рече вые нарушения;
  6. применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения; совершенствовать нормативное и целе сообразное использование языка в различных сферах и ситуациях общения.

           Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане.

           Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, по требности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнооб разной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

           В учебном плане МОУ СОШ №42 на изучение русского языка в 11 классе отводится 34 часа

           Организация образовательного процесса построена на классно-урочной форме обучения с применением фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.

           Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения:

  1. личностно-ориентированное обучение;
  2. ИКТ;
  3. метод проектов;
  4. исследовательские работы обучающихся;
  5. технология подготовки к ЕГЭ;
  6. игровые технологии.

            Формы промежуточного контроля в 11 классе: объяснительный, выборочный, графи ческий, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты, диктант с грамматическим заданием, тестирование, изложение, сочине ние на свободную тему, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, сочинение на грамма тическую тему, сочинение по данному началу, проверочная работа с выбором ответа, лингвистический, речеведческий, комплексный анализы текста.

           

2. Календарно-тематическое планирование

Тематическое распределение часов

основные разделы

количество часов

Количество

Письмо по памяти

сочинений

тестов

словарных диктантов

6

Повторение.

4

-

1

1

-

7

Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание.

3

-

-

1

-

Простое предложение.

18

1

1

3

2

Сложное предложение.

3

-

-

-

-

Предложения с чужой речью.

2

8

Культура речи.

2

-

-

1

-

9

Стилистика.

1

ИТОГО:

34

1

2

6

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

тема,

основное содержание урока

цифровые и электронные образовательные ресурсы

планируемый результат

формы контроля

дата

1-3

Повторение и обобщение  материалов по фонетике, лексике, морфемике, морфологии, орфографии.

«Репетитор ЕГЭ»:

1. Лексическое значение слова

2. Разбор слова по составу.

3. Самостоятельные части речи».

4. Служебные части речи.

(свободный тренинг)

орфоэпический тренажёр

Владеть материалом, изученным в ходе уроков русского языка в 10 классе

4

Урок контроля по теме «Повторение и обобщение  материалов по фонетике, лексике, морфемике, морфологии, орфографии».

«Репетитор ЕГЭ»

(экзаменационный тест №3)

Правильно выполнять тесты  в форме и по материалам ЕГЭ (части А, В, С)

тест №1

домашнее сочинение №1

(часть С теста ЕГЭ)

5

Словосочетание. ХКК ГОС

«Репетитор ЕГЭ»

(свободный тренинг)

 

модули ЭОР

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61310/?interface=teacher&class=50&subject=8

Знать, что такое словосочетание, что не является словосочетанием, выделять словосочетания из предложения, доказывать принадлежность сочетаний слов к группе словосочетаний

6

Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетаний.

«Репетитор ЕГЭ»

(свободный тренинг)

орфоэпический тренажёр

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61310/?interface=teacher&class=50&subject=8

Определять вид словосочетания по синтаксической связи между словами, делать разбор словосочетания, находить словосочетания указанного вида в предложении

7

Итоговый урок по теме «Словосочетание».

«Репетитор ЕГЭ»

(свободный экзамен)

Правильно выполнять тестовые задания по материалам ЕГЭ по теме раздела

тест №2

8-9

Понятие о предложении.

Виды предложений по цели высказывания.

Виды предложений по эмоциональной окраске.

Предложения одно и двусоставные.

орфоэпический тренажёр

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61314/?interface=teacher&class=50&subject=8

«Репетитор ЕГЭ»

(свободный тренинг)

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61316/?interface=teacher&class=50&subject=8

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61341/?interface=teacher&class=50&subject=8

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61342/?interface=teacher&class=50&subject=8

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61343/?interface=teacher&class=50&subject=8

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61345/?interface=teacher&class=50&subject=8

Знать признаки предложения, отличать предложение о набора слов, определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске, разграничивать предложения утвердительные и отрицательные

Определять тип предложения по составу грамматической основы, способ выражения грамматической основы, находить грамматическую основу предложения

10

Тире между подлежащим и сказуемым.

ХКК ГОС

«Репетитор ЕГЭ»

(свободный тренинг)

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61323/?interface=teacher&class=50&subject=8

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61325/?interface=teacher&class=50&subject=8

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61326/?interface=teacher&class=50&subject=8

Выполнять пунктуационный разбор предложений, правильное интонировать предложения, выявлять структуру грамматической основы и структуру предложения, правильно ставить тире в простом полном предложении

словарный диктант №1

11

Предложения (не)распространенные.

Предложения (не)полные.

Тире в неполном предложении.

Соединительное тире. Интонационное тире.

«Репетитор ЕГЭ»

(свободный тренинг)

орфоэпический тренажёр

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61316/?interface=teacher&class=50&subject=8

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61347/?interface=teacher&class=50&subject=8

Находить второстепенные члены предложения, выполнять, определять тип второстепенных членов предложения,

Знать, чем полные предложения отличаются от неполных, выполнять пунктуационный разбор предложений, правильно интонировать неполные  предложения, определять тип предложения и набор необходимых для каждого типа членов, правильно ставить тире в простом неполном предложении, знать об особенности употребления на письме интонационного и соединительного тире

12

Контрольный урок  по теме «Пунктуация простого неосложнённого предложения».

Грамотно воспроизводить произнесённый текст, сверять написанное по образцу, редактировать написанное, выполняя орфографический и пунктуационный разборы

Тест № 3

13

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Знаки препинания при (не)однородных определениях.

«Репетитор ЕГЭ»

(свободный тренинг)

орфоэпический тренажёр

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61356/?interface=teacher&class=50&subject=8

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61357/?interface=teacher&class=50&subject=8

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61362/?interface=teacher&class=50&subject=8

Знать признаки, находить в предложениях, находить и классифицировать союзы в однородном ряду, строить схемы предложений, составлять предложения

Знать, что такое определение и находить его в предложении, отличать однородные и неоднородные определения друг от друга

сочинение №2

(часть С теста ЕГЭ)

14

Знаки препинания при (не)однородных приложениях.

Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами.

Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и составными  союзами.

орфоэпический тренажёр

«Репетитор ЕГЭ»

(свободный тренинг)

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61358/?interface=teacher&class=50&subject=8

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61359/?interface=teacher&class=50&subject=8

Знать, что такое приложение и находить его в предложении, отличать однородные и неоднородные приложения друг от друга

Находить в предложении, выделять и классифицировать по значению и структуре союзы в однородном ряду, строить схемы предложений с, правильно ставить знаки препинания в предложениях с

Находить в предложении, выделять и классифицировать по значению и структуре союзы в однородном ряду, строить схемы предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях

Знать, что такое обобщающее слово, подбирать обобщающие слова, строить схемы однородных рядов с обобщающим словом, правильно выбирать необходимые знаки препинания, исходя из месторасположения обобщающего слова и продолжения предложения

15

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

орфоэпический тренажёр

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61360/?interface=teacher&class=50&subject=8

16

Урок контроля по теме «Пунктуация предложений с однородными членами предложения».

«Репетитор ЕГЭ»

(свободный экзамен)

Правильно выполнять тестовые задания по материалам ЕГЭ по теме раздела

тест №4

17

(Не) обособленные определения.

«Репетитор ЕГЭ»

(свободный тренинг, свободный экзамен)

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61332/?interface=teacher&class=50&subject=8

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61372/?interface=teacher&class=50&subject=8

Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными определениями, правильно интонировать предложения, видеть условия обособления определений, пунктуационно выделять обособленные определения на письме, составлять схемы предложений

18

Обособленные приложения.

«Репетитор ЕГЭ»

(свободный тренинг, свободный экзамен)

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61333/?interface=teacher&class=50&subject=8

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61376/?interface=teacher&class=50&subject=8

Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными приложениями, правильно интонировать предложения, видеть условия обособления приложений, пунктуационно выделять обособленные приложения на письме, составлять схемы предложений

19

Обособленные обстоятельства.

ХКК ГОС

«Репетитор ЕГЭ»

(свободный тренинг, свободный экзамен)

орфоэпический тренажёр

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61334/?interface=teacher&class=50&subject=8

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61383/?interface=teacher&class=50&subject=8

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61386/?interface=teacher&class=50&subject=8

Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными обстоятельствами, правильно интонировать предложения, видеть условия обособления обстоятельств,  пунктуационно выделять обособленные обстоятельства на письме, составлять схемы предложений

П.п.

20

Обособленные дополнения.

«Репетитор ЕГЭ»

(свободный тренинг)

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61334/?interface=teacher&class=50&subject=8

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61382/?interface=teacher&class=50&subject=8

Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными дополнениями, правильно интонировать предложения, видеть условия обособления дополнений, пунктуационно выделять обособленные дополнения

на письме, составлять схемы предложений

21

Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения.

«Репетитор ЕГЭ»

(свободный тренинг)

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61391/?interface=teacher&class=50&subject=8

Выполнять пунктуационный разбор предложений, правильно интонировать предложения, видеть условия уточнения, пояснения, пунктуационно выделять уточняющие, поясняющие, присоединительные конструкции на письме, составлять схемы предложений

22

Знаки препинания при сравнительном обороте.

«Репетитор ЕГЭ»

(свободный тренинг)

знать, что такое сравнительный оборот, сравнительные союзы, условия (не)выделения сравнительного оборота на письме знаками, составлять схемы предложений, выполнять пунктуационный разбор предложений

23

Знаки препинания при обращении.

Вводные слова и вставные конструкции.

«Репетитор ЕГЭ»

(свободный тренинг)

орфоэпический тренажёр

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61404/?interface=teacher&class=50&subject=8

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61400/?interface=teacher&class=50&subject=8

Выполнять пунктуационный разбор предложений, правильно интонировать предложения с обращением, знать, что такое обращение и каким оно бывает,  условия выделения обращений, уметь видеть их в тексте и правильно выделять при помощи , и !, составлять схемы предложений

Выполнять пунктуационный разбор предложений, правильно интонировать предложения с +++, знать, что такое +++ и каким оно бывает,  условия выделения +++, уметь видеть их в тексте и правильно выделять при помощи знаком, составлять схемы предложений, определять значение вводных конструкций

24

Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

Синтаксический разбор простого предложения.

«Репетитор ЕГЭ»

(свободный экзамен)

орфоэпический тренажёр

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61406/?interface=teacher&class=50&subject=8

Правильно ставит знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах

Выполнять разбор №4 простого предложения

словарный диктант №2

25

Урок контроля по теме «Пунктуация в предложениях с обособленными и уточняющими членами» с грамматическим заданием.

Грамотно воспроизводить произнесённый текст,  редактировать написанное, выполняя орфографический и пунктуационный разборы

Тест № 5

26

Понятие о сложном предложении.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным.

орфоэпический тренажёр

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-

«Репетитор ЕГЭ»

(свободный экзамен)

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61427/?interface=teacher&class=51&subject=8

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61428/?interface=teacher&class=51&subject=8

Анализировать  структуру предложения, определять тип предложения, выполнять синтаксического разбор  предложения, строить схемы предложений, анализировать средства связи между частями

Выполнять синтаксический разбор  ССП, правильно ставить знаки препинания в ССП

27

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.

ХКК ГОС

орфоэпический тренажёр

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61442/?interface=teacher&class=51&subject=8

Выполнять синтаксический разбор, правильно ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными, анализировать структуру СПП с несколькими придаточными, составлять схемы СПП с несколькими придаточными, определять тип подчинения

28

Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении. Синтаксический разбор сложного бессоюзного  предложения.

«Репетитор ЕГЭ»

(свободный экзамен)

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61459/?interface=teacher&class=51&subject=8

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61460/?interface=teacher&class=51&subject=8

Анализировать структуры предложения, выполнять синтаксический разбор  СБП, владеть правилами пунктуации в бессоюзном предложении, подбирать к СБП синтаксические синонимы в виде СПП, ССП

29

Способы передачи чужой речи.

«Репетитор ЕГЭ»

(свободный тренинг)

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61474/?interface=teacher&class=51&subject=8

Знать четыре способа передачи чужой речи, определять способы передачи чужой речи, использовать разные способы передачи чужой речи на практике

30

Сочетание знаков препинания, факультативная, авторская пунктуация.

орфоэпический тренажёр

Анализировать структуру и содержание синтаксической конструкции, комментировать авторскую или факультативную пунктуацию

31

Урок контроля по теме «Способы передачи чужой речи».

Выполнять тестовые задания по теме раздела в форме и по материалам ЕГЭ

тест № 6

32-34

Культура речи. Повторение основных орфоэпических, морфологических, синтаксических норм языка. Основные функциональные стили речи.

«Репетитор ЕГЭ»

(свободный тренинг)

орфоэпический тренажёр

Правильно ставить ударение в словах, образовывать формы слов разных частей речи, грамотно составлять словосочетания и предложения

Знать основные стили речи и их особенности, определять принадлежность текста к функциональному стилю речи

             

3. Содержание обучения

Основное содержание курса

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.

Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Диалог в ситуации межкультурной коммуникации.

Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).

Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.

Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Литературный язык и язык художественной литературы.

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

Текст и его место в системе языка и речи.

Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка.

Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом со ответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Использование нормативных словарей русского языка.

Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Особенности русского речевого этикета.

4. Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  1. связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  2. смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  3. основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  4. орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:        

  1. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  2. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления;
  3. проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  1. использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  2. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных электронных носителях;

говорение и письмо

  1. создавать и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  2. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  3. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  4. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  5. использовать основные  приёмы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  2. развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  3. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  4. совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  5. самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Контроль за уровнем обучения учащихся 10 - 11 классов осуществляется по трём направлениям:

  1. учитываются умения производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания;
  2. учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами литературного произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста владение  изобразительно – выразительными средствами языка;
  3. учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:

  1. Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный,словарно-орфографический).
  2. Диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический)..
  3. Сочинение - рассуждение.
  4. Тест по материалам и в форме ЕГЭ.
  5. Словарный диктант.
  6. Устное монологическое высказывание на лингвистическую тему.
  7. Эссе (классическое, аргументированное).

Средства обучения

  1. Словари и энциклопедии по русскому языку;
  2. Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;
  3. Раздаточный и дидактический материал.
  1. Печатные пособия.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для старшеклассников.

  1. Диапозитивы.

Русские и советские лингвисты.

  1. Мультимедийные пособия.

- «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

- 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

- Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

- Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

- Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

- Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

- Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  1. Войлова И.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку, М.: Русское слово, 2006. 
  2. Гольцова Н.Г., Русский язык. Программа курса. 10-11 классы, М.: Русское слово, 2004.
  3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в старших классах. 10-11 классы — М.: Русское слово, 2005-2008.
  4. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Профильный, базовый уровень. Русский язык. 10-11 классы. Поурочное планирование, М.: Русское слово, 2007.
  5. Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя, М.: Русское слово, 2006.
  6. Гольцова Н.Г., Рупосова Л.П. Практикум по русскому языку. Орфография.- М., 1978; Пунктуация.-М., 1986.

Для учащихся:

  1.  Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных школ. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. М., Русское слово, 2008.
  2.  Егорова Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций / Г.Т. Егорова. – М.: «Экзамен», 2008.
  3.  Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 класс: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2006.
  4.  Розенталь Д.Э. Русский язык для поступающих в вузы. Орфографии. Пунктуация / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  5.  Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10 – 11 классы: Грамматика. Речь. – М.: Просвещение, 2006.
  6. Дейкина А.Д. Русский язык: учебник – практикум для старших классов / А.Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. – М.: Вербум-М, 2002.
  7.  Козловская, М. В. Русский язык: анализ текста : пособие для подготовки к Единому госу дарственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб. : САГА : Азбука-классика, 2008.
  8. Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста : рабочая тетрадь. 10-11 классы / А. Б. Малюшкин. - М.: Сфера, 2009.
  9. Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к части 2 (В) – М.: «Экзамен», 2010.

Для учителя:

  1. Программа Н.Г. Гольцовой. Русский язык 10-11 классы.М.: «Русское слово», 2008.
  2. Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных школ. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. М., Русское слово, 2008.
  3. Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ-2010. Вступительные испытания: Учебно – методическое пособие.-Ростов н/Д: Легион, 2008.
  4.  Никитина Е.И. Уроки развития речи. 11 класс. Методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2006.
  5.  Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык в таблицах, 10-11 класс.- М.: «Русское слово», 2009.
  6.  Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Контрольные тесты: орфография и пунктуация, 10-11 класс.- М.: «Русское слово», 2005.
  7.  Золотарёва И.В. и др. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. – М.: ВАКО, 2004.

Литература ко всем разделам

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобр. школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Рус. слово – РС», 2005. – 464с.
  2. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие / И.Б.Голуб – М.: Эксмо, 2008
  3. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 класс: Учебник для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев с углубл. изуч. рус. яз. – М.: Дрофа, 2002
  4. Баранова И.В., Баранов Д.М. Русский язык. Периодическая система элементов русской речи. Полный учебный курс. – Изд-во СПбГТУ, 200
  5. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория: Учебник для 5—9 классов общеобразовательных учреждений. — 4-е изд. — М., 1994 (и последующие издания).
  6. Баранов М. Т., Григорян Л. Т., Ладыженская Т. А. и др. Русский язык: Учебник для 5—9 классов общеобразовательных учреждений. -16-е изд., дораб. — М., 1993 (и последующие издания).
  7. Войлова К. А., Гольцова И. Г. Справочник-практикум по русскому языку. — М., 1996.
  8. Ковалев В. П. Практикум по современному русскому языку. — М., 1974.
  9. Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык: Учебное пособие для 10—12 классов вечерних (сменных) общеобразовательных учрежде ний. — 4-е изд., дораб. — М., 1995.
  10. РозентальД. Э. Русский язык. — М., 1988.
  11. Чешко Л. А. Русский язык. — М., 1981.

Фонетика, орфография, словообразование, морфология, синтаксис

  1. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. — Л., 1993.
  2. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 3-е изд., дораб. — М., 1997.
  3. Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? (Опыт сло варя-справочника.) — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1982.
  4. Волгина Н. С., Светлышева В. Н. Орфография и пунктуация: Спра вочник. — М., 1993.
  5. Виды разбора на уроках русского языка. — 2-е изд., перераб. — М., 1984.
  6. Гольцова Н. Г., Рупосова Л. П. Практикум по русскому языку. Ор фография. — М., 1978; Пунктуация. — М., 1986.
  7. Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфогра фия. — 4-е изд., испр. и доп. — М., 1983.
  8. Колесников Н. П. Словарь двойных согласных. — М., 1990.
  9. Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Ф. П. Филина. — М., 1981.
  10. Милославский И. Г. Как разобрать и собрать слово. — М., 1993.
  11. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. (Любое издание.)
  12. Орфографический словарь русского языка. (Последнее издание.)
  13. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р. И. Аванесо-ва. — 2-е изд. — М., 1985.
  14. Панов Б. Т., Текучее А. В. Школьный грамматико-орфографиче-ский словарь русского языка. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1991.
  15. Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — М., 1987.
  16. Правила русской орфографии и пунктуации. — 2-е изд. — М., 1962.
  17. РозенталъД. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского язы ка. — 4-е изд., стереотипн. — М., 1985.
  18. Розенталъ Д. Э. Управление в русском языке: Словарь-справоч ник. Для работников печати. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1986.
  19. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? // Справоч ное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. — М., 1980.
  20. Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П. Н. Дени сова, В. В. Морковкина. — М., 1983.
  21. Словарь-попутчик: Малый толково-этимологический словарь иностранных слов. — М., 1994.
  22. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд., перераб. — М., 1991.
  23. ФедоренкоЛ. П., Лотарев В. К. Практикум по орфографии и пунк туации. — М., 1979.
  24. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. — М., 1994.
  25. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Снова в мире слова. — М., 2001.
  26. http://www.yamal.org/ook   

Лексика

  1. Александрова 3. Е. и др. Словарь синонимов русского языка. — М., 1993.
  2. Алекторова Н. М. и др. Учебный словарь синонимов русского язы ка. - М., 1994.
  3. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. — 2-е изд., стереотипн. — М., 1980.
  4. Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современно го русского языка. — М., 1994.
  5. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литератур ного языка. — М., 1979.
  6. Зимин В. И. и др. Учебный словарь синонимов русского языка. — М., 1994.
  7. Иванов В. В., Смолицкая Г.П., Галанова Е. И., Василевская И. А. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 3-е изд., перераб. — М., 1994.
  8. Комлев Н. Г. Словарь новых иностранных слов (с переводом этимологии и толкованием). — М., 1995.
  9. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — 2-е изд., перераб. — М., 1987.
  10. Поспелов Е. М. Школьный топонимический словарь. — М., 1988.
  11. Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших лов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII— XX вв. — М., 1996.
  12. Энциклопедический словарь: Славянская мифология / Под ред. Петрухина и др. — М., 1995.

Фразеология

  1. Ашукин И. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. — 4-е изд., доп. — М., 1987.
  2. Бабкин А. М., Шендецов В. В. Словарь иноязычных выражений и лов. — Т. 1—2. — 2-е изд., перераб. и доп. — Л., 1981, 1987.
  3. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд., перераб. — М., 1994.
  4. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. — 4-е изд., стереотипн. — М., 1986.

Текст и стили речи

  1. Власенков А. И. Русская словесность: Интегрированный курс русского языка и литературы: 9—11 кл. — М., 1997.
  2. Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. — М., 995.
  3. Львова С. И. Уроки словесности. — М., 1996.
  4. МихальскаяА. А. Основы риторики: Мысль и слово. — М., 1996.
  5. Павловский А. И. Популярный библейский словарь. — М., 1994.
  6. Сопер П. Л. Основы искусства речи. — М., 1992.
  7. Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 1987.

Орфография и пунктуация с компьютерной поддержкой

  1. Алгазина Н. Н., Ларских 3. П. и др. Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой: Пособие для учащихся —7кл. — М., 1996.
  2. Алгазина Н. И., Гац И. Ю. и др. Дидактические материалы по пунктуации с компьютерной поддержкой: Пособие для учащихся 5—9 кл. — 1, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку. 11 класс. По программе Н.Г.Гольцовой, Н.В.Шамшина, М.А.Мищериной.

Программа предназначена для учителей, работающих в общеобразовательных классах....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику «Русский язык.10-11кл.» (Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.).

Рабочая программа составлена на основе Программы Гольцовой Н.Г. к учебнику «Русский язык.10-11кл.» (Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.). Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...