Рабочая программа по русскому языку. 11 класс. гольцова
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме
Рабочая программа с включением всех необходимых разделов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_11_klass.doc | 211 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы».- М.: Русское слово, 2004 г. (учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2006)
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов
- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.
Цели обучения русскому языку:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения;
• развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
• применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Период обучения в 5-11 классах охватывал практически все этапы становления языковой личности. Содержание обучения русскому языку отобрано и структури ровано на основе компетентностного подхода и направлено на развитие и совершенствование языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компе тенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литератур ного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенст вование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться раз личными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой дея тельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в раз личных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения культуры, на ционально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры меж национального общения.
Задачи обучения русскому языку в старшей школе определяются с позиций компетентности подхода:
- воспитать гражданина и патриота;
- сформировать представления о русском языке как ду ховной, нравственной и культурной ценности народа с осознанием национального своеобразия русского языка и овладением культурой межнационального общения;
- развивать и совершенствовать способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационные умения и навыки; навыки самоорганизации и саморазвития;
- углубить знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развиваю щейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различ ных сферах и ситуациях общения;
- совершенствовать овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать истори ческий комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и рече вые нарушения;
- применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения; совершенствовать нормативное и целе сообразное использование языка в различных сферах и ситуациях общения.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, по требности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнооб разной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
В учебном плане МОУ СОШ №42 на изучение русского языка в 11 классе отводится 34 часа
Организация образовательного процесса построена на классно-урочной форме обучения с применением фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.
Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения:
- личностно-ориентированное обучение;
- ИКТ;
- метод проектов;
- исследовательские работы обучающихся;
- технология подготовки к ЕГЭ;
- игровые технологии.
Формы промежуточного контроля в 11 классе: объяснительный, выборочный, графи ческий, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты, диктант с грамматическим заданием, тестирование, изложение, сочине ние на свободную тему, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, сочинение на грамма тическую тему, сочинение по данному началу, проверочная работа с выбором ответа, лингвистический, речеведческий, комплексный анализы текста.
2. Календарно-тематическое планирование
Тематическое распределение часов
№ | основные разделы | количество часов | Количество | |||
Письмо по памяти | сочинений | тестов | словарных диктантов | |||
6 | Повторение. | 4 | - | 1 | 1 | - |
7 | Синтаксис и пунктуация. | |||||
Словосочетание. | 3 | - | - | 1 | - | |
Простое предложение. | 18 | 1 | 1 | 3 | 2 | |
Сложное предложение. | 3 | - | - | - | - | |
Предложения с чужой речью. | 2 | |||||
8 | Культура речи. | 2 | - | - | 1 | - |
9 | Стилистика. | 1 | ||||
ИТОГО: | 34 | 1 | 2 | 6 | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | тема, основное содержание урока | цифровые и электронные образовательные ресурсы | планируемый результат | формы контроля | дата |
1-3 | Повторение и обобщение материалов по фонетике, лексике, морфемике, морфологии, орфографии. | «Репетитор ЕГЭ»: 1. Лексическое значение слова 2. Разбор слова по составу. 3. Самостоятельные части речи». 4. Служебные части речи. (свободный тренинг) орфоэпический тренажёр | Владеть материалом, изученным в ходе уроков русского языка в 10 классе | ||
4 | Урок контроля по теме «Повторение и обобщение материалов по фонетике, лексике, морфемике, морфологии, орфографии». | «Репетитор ЕГЭ» (экзаменационный тест №3) | Правильно выполнять тесты в форме и по материалам ЕГЭ (части А, В, С) | тест №1 домашнее сочинение №1 (часть С теста ЕГЭ) | |
5 | Словосочетание. ХКК ГОС | «Репетитор ЕГЭ» (свободный тренинг)
модули ЭОР | Знать, что такое словосочетание, что не является словосочетанием, выделять словосочетания из предложения, доказывать принадлежность сочетаний слов к группе словосочетаний | ||
6 | Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетаний. | «Репетитор ЕГЭ» (свободный тренинг) орфоэпический тренажёр | Определять вид словосочетания по синтаксической связи между словами, делать разбор словосочетания, находить словосочетания указанного вида в предложении | ||
7 | Итоговый урок по теме «Словосочетание». | «Репетитор ЕГЭ» (свободный экзамен) | Правильно выполнять тестовые задания по материалам ЕГЭ по теме раздела | тест №2 | |
8-9 | Понятие о предложении. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения одно и двусоставные. | орфоэпический тренажёр «Репетитор ЕГЭ» (свободный тренинг) | Знать признаки предложения, отличать предложение о набора слов, определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске, разграничивать предложения утвердительные и отрицательные Определять тип предложения по составу грамматической основы, способ выражения грамматической основы, находить грамматическую основу предложения | ||
10 | Тире между подлежащим и сказуемым. ХКК ГОС | «Репетитор ЕГЭ» (свободный тренинг) | Выполнять пунктуационный разбор предложений, правильное интонировать предложения, выявлять структуру грамматической основы и структуру предложения, правильно ставить тире в простом полном предложении | словарный диктант №1 | |
11 | Предложения (не)распространенные. Предложения (не)полные. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. | «Репетитор ЕГЭ» (свободный тренинг) орфоэпический тренажёр | Находить второстепенные члены предложения, выполнять, определять тип второстепенных членов предложения, Знать, чем полные предложения отличаются от неполных, выполнять пунктуационный разбор предложений, правильно интонировать неполные предложения, определять тип предложения и набор необходимых для каждого типа членов, правильно ставить тире в простом неполном предложении, знать об особенности употребления на письме интонационного и соединительного тире | ||
12 | Контрольный урок по теме «Пунктуация простого неосложнённого предложения». | Грамотно воспроизводить произнесённый текст, сверять написанное по образцу, редактировать написанное, выполняя орфографический и пунктуационный разборы | Тест № 3 | ||
13 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при (не)однородных определениях. | «Репетитор ЕГЭ» (свободный тренинг) орфоэпический тренажёр | Знать признаки, находить в предложениях, находить и классифицировать союзы в однородном ряду, строить схемы предложений, составлять предложения Знать, что такое определение и находить его в предложении, отличать однородные и неоднородные определения друг от друга | сочинение №2 (часть С теста ЕГЭ) | |
14 | Знаки препинания при (не)однородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и составными союзами. | орфоэпический тренажёр «Репетитор ЕГЭ» (свободный тренинг) | Знать, что такое приложение и находить его в предложении, отличать однородные и неоднородные приложения друг от друга Находить в предложении, выделять и классифицировать по значению и структуре союзы в однородном ряду, строить схемы предложений с, правильно ставить знаки препинания в предложениях с Находить в предложении, выделять и классифицировать по значению и структуре союзы в однородном ряду, строить схемы предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях Знать, что такое обобщающее слово, подбирать обобщающие слова, строить схемы однородных рядов с обобщающим словом, правильно выбирать необходимые знаки препинания, исходя из месторасположения обобщающего слова и продолжения предложения | ||
15 | Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах. | орфоэпический тренажёр | |||
16 | Урок контроля по теме «Пунктуация предложений с однородными членами предложения». | «Репетитор ЕГЭ» (свободный экзамен) | Правильно выполнять тестовые задания по материалам ЕГЭ по теме раздела | тест №4 | |
17 | (Не) обособленные определения. | «Репетитор ЕГЭ» (свободный тренинг, свободный экзамен) | Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными определениями, правильно интонировать предложения, видеть условия обособления определений, пунктуационно выделять обособленные определения на письме, составлять схемы предложений | ||
18 | Обособленные приложения. | «Репетитор ЕГЭ» (свободный тренинг, свободный экзамен) | Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными приложениями, правильно интонировать предложения, видеть условия обособления приложений, пунктуационно выделять обособленные приложения на письме, составлять схемы предложений | ||
19 | Обособленные обстоятельства. ХКК ГОС | «Репетитор ЕГЭ» (свободный тренинг, свободный экзамен) орфоэпический тренажёр | Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными обстоятельствами, правильно интонировать предложения, видеть условия обособления обстоятельств, пунктуационно выделять обособленные обстоятельства на письме, составлять схемы предложений | П.п. | |
20 | Обособленные дополнения. | «Репетитор ЕГЭ» (свободный тренинг) | Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными дополнениями, правильно интонировать предложения, видеть условия обособления дополнений, пунктуационно выделять обособленные дополнения на письме, составлять схемы предложений | ||
21 | Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения. | «Репетитор ЕГЭ» (свободный тренинг) | Выполнять пунктуационный разбор предложений, правильно интонировать предложения, видеть условия уточнения, пояснения, пунктуационно выделять уточняющие, поясняющие, присоединительные конструкции на письме, составлять схемы предложений | ||
22 | Знаки препинания при сравнительном обороте. | «Репетитор ЕГЭ» (свободный тренинг) | знать, что такое сравнительный оборот, сравнительные союзы, условия (не)выделения сравнительного оборота на письме знаками, составлять схемы предложений, выполнять пунктуационный разбор предложений | ||
23 | Знаки препинания при обращении. Вводные слова и вставные конструкции. | «Репетитор ЕГЭ» (свободный тренинг) орфоэпический тренажёр | Выполнять пунктуационный разбор предложений, правильно интонировать предложения с обращением, знать, что такое обращение и каким оно бывает, условия выделения обращений, уметь видеть их в тексте и правильно выделять при помощи , и !, составлять схемы предложений Выполнять пунктуационный разбор предложений, правильно интонировать предложения с +++, знать, что такое +++ и каким оно бывает, условия выделения +++, уметь видеть их в тексте и правильно выделять при помощи знаком, составлять схемы предложений, определять значение вводных конструкций | ||
24 | Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. Синтаксический разбор простого предложения. | «Репетитор ЕГЭ» (свободный экзамен) орфоэпический тренажёр | Правильно ставит знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах Выполнять разбор №4 простого предложения | словарный диктант №2 | |
25 | Урок контроля по теме «Пунктуация в предложениях с обособленными и уточняющими членами» с грамматическим заданием. | Грамотно воспроизводить произнесённый текст, редактировать написанное, выполняя орфографический и пунктуационный разборы | Тест № 5 | ||
26 | Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным. | орфоэпический тренажёр http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df- «Репетитор ЕГЭ» (свободный экзамен) | Анализировать структуру предложения, определять тип предложения, выполнять синтаксического разбор предложения, строить схемы предложений, анализировать средства связи между частями Выполнять синтаксический разбор ССП, правильно ставить знаки препинания в ССП | ||
27 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. ХКК ГОС | орфоэпический тренажёр | Выполнять синтаксический разбор, правильно ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными, анализировать структуру СПП с несколькими придаточными, составлять схемы СПП с несколькими придаточными, определять тип подчинения | ||
28 | Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении. Синтаксический разбор сложного бессоюзного предложения. | «Репетитор ЕГЭ» (свободный экзамен) | Анализировать структуры предложения, выполнять синтаксический разбор СБП, владеть правилами пунктуации в бессоюзном предложении, подбирать к СБП синтаксические синонимы в виде СПП, ССП | ||
29 | Способы передачи чужой речи. | «Репетитор ЕГЭ» (свободный тренинг) | Знать четыре способа передачи чужой речи, определять способы передачи чужой речи, использовать разные способы передачи чужой речи на практике | ||
30 | Сочетание знаков препинания, факультативная, авторская пунктуация. | орфоэпический тренажёр | Анализировать структуру и содержание синтаксической конструкции, комментировать авторскую или факультативную пунктуацию | ||
31 | Урок контроля по теме «Способы передачи чужой речи». | Выполнять тестовые задания по теме раздела в форме и по материалам ЕГЭ | тест № 6 | ||
32-34 | Культура речи. Повторение основных орфоэпических, морфологических, синтаксических норм языка. Основные функциональные стили речи. | «Репетитор ЕГЭ» (свободный тренинг) орфоэпический тренажёр | Правильно ставить ударение в словах, образовывать формы слов разных частей речи, грамотно составлять словосочетания и предложения Знать основные стили речи и их особенности, определять принадлежность текста к функциональному стилю речи |
3. Содержание обучения
Основное содержание курса
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.
Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Диалог в ситуации межкультурной коммуникации.
Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).
Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.
Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Литературный язык и язык художественной литературы.
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
Текст и его место в системе языка и речи.
Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка.
Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Употребление слова в строгом со ответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Использование нормативных словарей русского языка.
Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Особенности русского речевого этикета.
4. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных электронных носителях;
говорение и письмо
- создавать и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Контроль за уровнем обучения учащихся 10 - 11 классов осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами литературного произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста владение изобразительно – выразительными средствами языка;
- учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:
- Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный,словарно-орфографический).
- Диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический)..
- Сочинение - рассуждение.
- Тест по материалам и в форме ЕГЭ.
- Словарный диктант.
- Устное монологическое высказывание на лингвистическую тему.
- Эссе (классическое, аргументированное).
Средства обучения
- Словари и энциклопедии по русскому языку;
- Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;
- Раздаточный и дидактический материал.
- Печатные пособия.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для старшеклассников.
- Диапозитивы.
Русские и советские лингвисты.
- Мультимедийные пособия.
- «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
- 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
- Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
- Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
- Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
- Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
- Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Войлова И.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку, М.: Русское слово, 2006.
- Гольцова Н.Г., Русский язык. Программа курса. 10-11 классы, М.: Русское слово, 2004.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в старших классах. 10-11 классы — М.: Русское слово, 2005-2008.
- Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Профильный, базовый уровень. Русский язык. 10-11 классы. Поурочное планирование, М.: Русское слово, 2007.
- Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя, М.: Русское слово, 2006.
- Гольцова Н.Г., Рупосова Л.П. Практикум по русскому языку. Орфография.- М., 1978; Пунктуация.-М., 1986.
Для учащихся:
- Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных школ. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. М., Русское слово, 2008.
- Егорова Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций / Г.Т. Егорова. – М.: «Экзамен», 2008.
- Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 класс: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2006.
- Розенталь Д.Э. Русский язык для поступающих в вузы. Орфографии. Пунктуация / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2007.
- Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10 – 11 классы: Грамматика. Речь. – М.: Просвещение, 2006.
- Дейкина А.Д. Русский язык: учебник – практикум для старших классов / А.Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. – М.: Вербум-М, 2002.
- Козловская, М. В. Русский язык: анализ текста : пособие для подготовки к Единому госу дарственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб. : САГА : Азбука-классика, 2008.
- Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста : рабочая тетрадь. 10-11 классы / А. Б. Малюшкин. - М.: Сфера, 2009.
- Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к части 2 (В) – М.: «Экзамен», 2010.
Для учителя:
- Программа Н.Г. Гольцовой. Русский язык 10-11 классы.М.: «Русское слово», 2008.
- Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных школ. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. М., Русское слово, 2008.
- Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ-2010. Вступительные испытания: Учебно – методическое пособие.-Ростов н/Д: Легион, 2008.
- Никитина Е.И. Уроки развития речи. 11 класс. Методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2006.
- Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык в таблицах, 10-11 класс.- М.: «Русское слово», 2009.
- Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Контрольные тесты: орфография и пунктуация, 10-11 класс.- М.: «Русское слово», 2005.
- Золотарёва И.В. и др. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. – М.: ВАКО, 2004.
Литература ко всем разделам
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобр. школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Рус. слово – РС», 2005. – 464с.
- Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие / И.Б.Голуб – М.: Эксмо, 2008
- Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 класс: Учебник для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев с углубл. изуч. рус. яз. – М.: Дрофа, 2002
- Баранова И.В., Баранов Д.М. Русский язык. Периодическая система элементов русской речи. Полный учебный курс. – Изд-во СПбГТУ, 200
- Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория: Учебник для 5—9 классов общеобразовательных учреждений. — 4-е изд. — М., 1994 (и последующие издания).
- Баранов М. Т., Григорян Л. Т., Ладыженская Т. А. и др. Русский язык: Учебник для 5—9 классов общеобразовательных учреждений. -16-е изд., дораб. — М., 1993 (и последующие издания).
- Войлова К. А., Гольцова И. Г. Справочник-практикум по русскому языку. — М., 1996.
- Ковалев В. П. Практикум по современному русскому языку. — М., 1974.
- Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык: Учебное пособие для 10—12 классов вечерних (сменных) общеобразовательных учрежде ний. — 4-е изд., дораб. — М., 1995.
- РозентальД. Э. Русский язык. — М., 1988.
- Чешко Л. А. Русский язык. — М., 1981.
Фонетика, орфография, словообразование, морфология, синтаксис
- Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. — Л., 1993.
- Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 3-е изд., дораб. — М., 1997.
- Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? (Опыт сло варя-справочника.) — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1982.
- Волгина Н. С., Светлышева В. Н. Орфография и пунктуация: Спра вочник. — М., 1993.
- Виды разбора на уроках русского языка. — 2-е изд., перераб. — М., 1984.
- Гольцова Н. Г., Рупосова Л. П. Практикум по русскому языку. Ор фография. — М., 1978; Пунктуация. — М., 1986.
- Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфогра фия. — 4-е изд., испр. и доп. — М., 1983.
- Колесников Н. П. Словарь двойных согласных. — М., 1990.
- Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Ф. П. Филина. — М., 1981.
- Милославский И. Г. Как разобрать и собрать слово. — М., 1993.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. (Любое издание.)
- Орфографический словарь русского языка. (Последнее издание.)
- Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р. И. Аванесо-ва. — 2-е изд. — М., 1985.
- Панов Б. Т., Текучее А. В. Школьный грамматико-орфографиче-ский словарь русского языка. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1991.
- Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — М., 1987.
- Правила русской орфографии и пунктуации. — 2-е изд. — М., 1962.
- РозенталъД. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского язы ка. — 4-е изд., стереотипн. — М., 1985.
- Розенталъ Д. Э. Управление в русском языке: Словарь-справоч ник. Для работников печати. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1986.
- Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? // Справоч ное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. — М., 1980.
- Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П. Н. Дени сова, В. В. Морковкина. — М., 1983.
- Словарь-попутчик: Малый толково-этимологический словарь иностранных слов. — М., 1994.
- Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд., перераб. — М., 1991.
- ФедоренкоЛ. П., Лотарев В. К. Практикум по орфографии и пунк туации. — М., 1979.
- Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. — М., 1994.
- Шанский Н. М., Боброва Т. А. Снова в мире слова. — М., 2001.
- http://www.yamal.org/ook
Лексика
- Александрова 3. Е. и др. Словарь синонимов русского языка. — М., 1993.
- Алекторова Н. М. и др. Учебный словарь синонимов русского язы ка. - М., 1994.
- Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. — 2-е изд., стереотипн. — М., 1980.
- Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современно го русского языка. — М., 1994.
- Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литератур ного языка. — М., 1979.
- Зимин В. И. и др. Учебный словарь синонимов русского языка. — М., 1994.
- Иванов В. В., Смолицкая Г.П., Галанова Е. И., Василевская И. А. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 3-е изд., перераб. — М., 1994.
- Комлев Н. Г. Словарь новых иностранных слов (с переводом этимологии и толкованием). — М., 1995.
- Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — 2-е изд., перераб. — М., 1987.
- Поспелов Е. М. Школьный топонимический словарь. — М., 1988.
- Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших лов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII— XX вв. — М., 1996.
- Энциклопедический словарь: Славянская мифология / Под ред. Петрухина и др. — М., 1995.
Фразеология
- Ашукин И. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. — 4-е изд., доп. — М., 1987.
- Бабкин А. М., Шендецов В. В. Словарь иноязычных выражений и лов. — Т. 1—2. — 2-е изд., перераб. и доп. — Л., 1981, 1987.
- Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд., перераб. — М., 1994.
- Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. — 4-е изд., стереотипн. — М., 1986.
Текст и стили речи
- Власенков А. И. Русская словесность: Интегрированный курс русского языка и литературы: 9—11 кл. — М., 1997.
- Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. — М., 995.
- Львова С. И. Уроки словесности. — М., 1996.
- МихальскаяА. А. Основы риторики: Мысль и слово. — М., 1996.
- Павловский А. И. Популярный библейский словарь. — М., 1994.
- Сопер П. Л. Основы искусства речи. — М., 1992.
- Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 1987.
Орфография и пунктуация с компьютерной поддержкой
- Алгазина Н. Н., Ларских 3. П. и др. Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой: Пособие для учащихся —7кл. — М., 1996.
- Алгазина Н. И., Гац И. Ю. и др. Дидактические материалы по пунктуации с компьютерной поддержкой: Пособие для учащихся 5—9 кл. — 1, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку. 11 класс. По программе Н.Г.Гольцовой, Н.В.Шамшина, М.А.Мищериной.
Программа предназначена для учителей, работающих в общеобразовательных классах....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику «Русский язык.10-11кл.» (Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.).
Рабочая программа составлена на основе Программы Гольцовой Н.Г. к учебнику «Русский язык.10-11кл.» (Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.). Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...