Работа над ошибками
материал по русскому языку (5 класс) по теме
Обучение учащихся работе над ошибками по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_rabotat_nad_oshibkami2.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Как работать над ошибками
Памятка для ученика 5 класса
Прочитай слово, определи тип ошибки.
Прочти, как правильно над ней поработать.
Не допускай появления этих ошибок в своей работе!
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.
Делай так: звонок, ученик.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: у\чи \тель - 3 сл.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: оси-на.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши еще 2
слова с этой орфограммой.
Например: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
7. Сочетания чк} чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например: дочка, речка, мощный.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Например: алфавит, азбука, портфель.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением
(а, о, е, и, я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне под черкни безударную гласную, Обозначь орфограмму. Подбери про верочное слово и запиши рядом.
Делай так: сады – сад,
волна - волны
червивый - червь.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударе нием.
Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь уда рение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например: ягода, ягода, ягодка, ягодный.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Делай так: морозы - мороз, ягода - ягодка
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфо граммой.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Саратов.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, го родов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ь.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак ь и гласную букву.
Например: 'вьюга, лисья, 'соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак пишется после соглас ных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запи ши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ? !).
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Например: Слава нашей Родине! Слава труду!
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь час ти речи. Выпиши слова парами с вопросами.
сущ. глаг.
Делай так: Седые туманы плывут к облакам. (Пов., невоскл., прост., распр.)
Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1-2 однокоренных слова.
а
Например: Поездк , заезд, переезд, подъезд.
18. Правописание непроизносимых согласных.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так: звезда, звёздочка, звёздный.
честь - честный.
19. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще
2 слова с этой же приставкой.
Например: Налетели, 'побежали, потянули,
отнёс, отбежал, отлетел.
20. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом
(орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вмес те с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
пр.
Делай так: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог - это отдельное слово. Не смешивай при ставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Например: Лодка отплыла от__берега.
22. Разделительный твердый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфо граммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Например: Съезд, объявление, объем.
Запомни! Разделительный твердый знак ь пишется только пос ле приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например: Луч (м.р.), шалаш, товарищ.
Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще 1 слово с этой орфограммой.
Делай так: водовоз, самолет.
25.Не с глаголом (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
глаг. глаг. Глаг.
Например: не_пришёл, не_выучил, не_знал.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
=
=
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. , .
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по доро ге.
=
=
и .
27. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
е
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.е
Делай так: на опушк (на земл , 1 скл., П.п), и
и
у речки (у земл , 1 скл., Р.п.).28. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существитель ного. Определи род, число и падеж прилагательного по существи тельному. Выдели окончание прилагательного.
ему
ому
Делай так: к лесу (как ?} дальн - м.р., ед.ч., Д.п.).
29. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще 2 примера на эту орфограмму.
пр. пр. пр.
Например: у нас, ко мне, с тобой.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола с этой орфо граммой.
Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст. вр., 2-е лицо, ед.ч.}.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пи шется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в
начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
ет
ит
Делай так: пиш - писать, глаг., 1 спр., (-е, -ут, -ют)Став - ставить, глаг., 2 спр., (-и, -ат, -ят).
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
= __ , = __ .
33. Предложение с прямой речью.
Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.
Например: Князь печально отвечает: „Грусть-тоска меня съедает". А: «П.»
«А ты кем будешь на карнавале?» - спросил Мишка. „П?" - а.
34. Мягкий знак в неопределенной форме глагола
(-ться, -чь)
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.
Например: пытаться (н.ф., что делать?), беречь (н, ф., что делать?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы над ошибками через анализ контрольных работ как фактор повышения качества обученности (выступление)
Выступление на заседании педагогического совета «Аналитическая деятельность учителя: содержание, результаты, пути совершенствования"...
ФГОС Урок развивающего контроля: Работа над ошибками контрольной работы по теме: "Изменения, происходящие с веществами"
Урок развивающего контроля состоит из двух этапов: контрольная работа и работа над ошибками....
Работа над ошибками контрольной работы по теме "Словосочетание" 8 класс (презентация)
Работа над ошибками контрольной работы по теме "Словосочетание" 8 класс (презентация)...
Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Работа над ошибками итоговой контрольной работы. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи"
Предложен материал для самостоятельного закрепления орфограммы, вызвавшей трудности при написании контрольной работы....
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Работа над ошибками итоговой контрольной работы.
Предложен материал для самостоятельной работы над устранением выявленных проблем....
3 класс. Материал для работы над ошибками в контрольной работе по теме "Внешность"
Данный материал может быть использован при проведении работы над ошибками в контрольной работе по теме "Внешность"...
Работа над ошибками письменных работ (сочинений и изложений) на уроках развития речи - формирование коммуникативной компетенции школьников. (методические материалы – обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы Гончар Т.А.)
методические материалы – обобщение педагогического опытаучителя русского языка и литературы Гончар Т.А....