Конспект урока "Обучение сжатому изложению"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_szhatomu_izlozheniyu.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение сжатому изложению
Конспект урока русского языка в 5 классе
Цели:
- учащийся должен уметь структурировано воспринимать исходный текст;
- уметь выделять в нем микротемы;
- видеть главное и отсекать второстепенное;
- отбирать лексические и грамматические средства;
- уметь кратко передавать полученную информацию.
Ход урока
- Первичное чтение текста.
Братишка
У угла моей дачи стояла кадушка, полная воды. Рядом куст бузины. На бузине сидели бок о бок два молодых воробья, совсем еще молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев, с ярко-желтыми пазухами по краям клювов. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил - и все поглядывал на другого, и перекликался с ним на звенящем своем языке. Другой – чуть поменьше – серьезным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. А пить – то, видимо, хотелось,- клюв был разинут от жары.
И вдруг я ясно увидел: тот, первый,- он уже давно напился и просто примером своим ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял ее из клюва, и поглядывал на брата и звал его. Братишка на ветке решился, слетел к кадушке. Но только коснулся лапками сырого, позеленевшего края,- и сейчас же порхнул назад на бузину. А тот опять стал его звать.
И добился, наконец: братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, все время трепыхая крылышками, и напился. Оба улетели.
(В.В.Вересаев)
1. Этап определения темы и идеи текста.
- О чем прочитанный текст?
- Почему он назван «Братишка»?
- Какова идея текста?
- Какова позиция автора в тексте?
- От чьего лица ведется повествование?
- Какова позиция автора в тексте?
2. Этап определения структуры текста.
- К какому типу мы отнесем прочитанный текст? (Повествование с элементами описания)
- Какого он стиля? (Художественный)
- Вспомните особенности построения повествовательного текста.
Повествование:
- Начало действия (завязка)
- Развитие действия
- Самый острый момент в развитии действия (кульминация)
- Коней действия (развязка)
- Учитывая особенности построения повествовательного текста, составим его план.
3. Составление плана.
- Два молодых воробья у кадушки.
- Старший брат обучает младшего.
- Воробей добился своего.
- Какой момент будет кульминационным в тексте?
- Зачитайте предложение, раскрывающее острый момент в развязке действия. («И добился наконец…»)
- Второе чтение текста.
- Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как общей части темы.
- Итак, сколько абзацев в тексте?
- Сколько выделим микротем? (3)
1 микротема.
- Выделите основную (главную) и второстепенную информацию в тексте первого абзаца. (Второстепенной информацией будет описание воробьев)
У угла моей дачи стояла кадушка, полная воды. Рядом рос куст бузины, на котором сидели два воробья.
- Чем отличается исходный текст от сжатого? (Мы сократили предложения за счет второстепенной информаии)
- Продолжая работу над первым абзацем , попытайтесь передать содержание последних двух предложений, заменив их синонимичным выражением.
Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Другой – чуть поменьше – опасливо косился на кадушку и открывал клюв от жары.
2 микротема.
- Какова композиция второго абзаца? (Кольцевая)
- Перечислите глаголы, помогающие описать действия воробьев. (Ободряет, показывает; прыгал, опускал, захватывал, ронял, поглядывал, звал. Решился, слетел. Коснулся, порхнул, стал звать)
- Выделите во второй части главную и второстепенную информацию.
И вдруг я увидел, как тот первый своим примером ободрял и показывал, как пить воду. Братишка на ветке решился и слетел к кадушке, но коснувшись ее края, испуганно порхнул назад. А тот опять стал его звать.
- Сколько предложений у нас получилось во второй микротеме? (2)
- Сколько их в исходном тексте? (5)
- Какой прием сжатия текста мы использовали? (Исключение фрагмента предложения, имеющее менее существенное значение. Так как текст повествовательный, мы не стали перечислять подробно все действия, а остановились лишь на существенных глаголах, помогающих сохранить композицию второй микротемы)
3 микротема.
- Удалось ли воробью научить своего братишку пить из кадушки? (Да)
- Какая второстепенная информация содержится в третьей микротеме?
И добился, наконец: братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, все время трепыхая крылышками, и напился. Оба улетели.
- Передайте содержание третьего абзаца, упростив его.
Но воробей все-таки добился своего: братишка перелетел на кадушку и напился. Оба улетели.
- Этап моделирования сжатого изложения.
- Соедините микротемы в текст, сохраняя абзацное членение. Обратите внимание, вторую и третью микротему удобнее всего соединить при помощи союза НО.
- Написание работы детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Обучение сжатому изложению"
Данный урок помогает в подготовке девятиклассников к ГИА, закрепляет умение работать с текстом, правильно использовать приемы сжатия текста....
"Устное обучающее сжатое изложение" конспект урока в 9 классе
«Устное обучающее сжатое изложение"....
Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.
Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....
Пишем сжатое изложение. Роль плана при написании сжатого изложения
Для подготовки учашихся к ГИА...
Конспект урока развития речи в 9 классе "Обучение сжатому изложению"
Цели.Учащиеся должны знать:понятия тема, идея текста, ключевые слова, микротема, абзац,композиционные части текста,приемы компрессии текста (исключение, обобщение, упрощение);понимать:о чем...
Конспект урока русского языка: Готовимся к ГИА. Как писать сжатое изложение.
Данный урок русского языка повторяет и обобщает сведения учащихся о сжатом изложении, что особенно важно для подготовки к ГИА....