Комплексный анализ текста
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока в 5 классе по теме "Повторение изученного о существительном". Комплексный анализ текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Повторение изученного по теме
«Имя существительное».
Комплексный анализ текста.
Цели урока: познакомить учащихся с текстом И.С. Соколова – Микитова; обобщить изученное о существительном с помощью комплексного анализа текста; подготовиться к контрольному диктанту; воспитывать в учащихся бережное отношение к природе.
Оборудование: текст рассказа И.А. Соколова – Микитова «Сосновый бор»; портрет писателя, иллюстрация картины Шишкина И.И. «Утро в сосновом бору».
Ход урока
- Эмоциональный настрой класса
- Работа по комплексному анализу текста
1. Сообщение учителем темы и целей урока
- Ребята, мы закончили изучение одной из самостоятельных частей речи – имени существительного. Не только с новым материалом знакомились вы на уроках изучения существительного, но и повторили ранее изученное в начальных классах. Каждый из вас обогатил себя знаниями по этой части речи. И комплексный анализ текста Ивана Сергеевича Соколова – Микитова поможет вам показать свои знания не только по названной теме, но и по другим разделам языкознания: «Орфографии», «Синтаксису», «Фонетике», «Словообразованию». Я думаю, что сегодняшний урок поможет вам в написании сочинения.
Итак, начнём нашу работу.
- Сообщение учителя об авторе рассказа
Прежде чем начать знакомство с текстом, мне хотелось бы немного рассказать вам о его авторе.
У Ивана Сергеевича Соколова – Микитова много рассказов о природе, он много путешествовал, плавал на кораблях матросом, бывал в экспедициях на севере нашей страны. Его произведения пробуждают в читателях любовь к родной земле, умение дорожить природой. И сейчас мы убедимся в этом , прочитав его небольшой текст.
- Работа с текстом
Выразительное чтение текста подготовленным учеником.
Очень хорош и красив чистый с..сновый бор. Идёш.. , и, точно огромные свечи, возвышают..ся над г..ловой ств..лы старых дерев..ев, чуть не касаются неба своими в..ршинами. Седым мя..ким мхом поросли невысокие кочки. Зеленеют блестящие листья брусники. Через высокие вершины дерев..ев пробиваются лучи солнца. Светлые з..лотистые зайчики загораются на ств..лах.
Тихо в соснов..м лесу. Пахнет см..лой и з..млёй. Сказочными великанами ст..ят старые сосны среди молодого подр..стающего леса. Одна к другой тесно жмутся п..крытые зелёной хвоей молодые сосенки. Ранней весной здесь р..стут сморчки, а летом кр..суются жёлтые рыжики.
На болотистых местах располагается низкая болотная осина. Идёшь по сосновому болоту, и нет конца мягким моховым кочкам с дозревающей клюквой.
(По И.С. Соколову – Микитову)
- Докажите, что это текст.
- О чём он? Озаглавьте. (О сосновом боре. «Сосновый бор»)
Бор,-а, предл. о боре, в бору, мн. боры, м. Сосновый лес, растущий на сухом возвышенном месте.
- Ребята, кто – то из вас был в сосновом бору? Если были, то текст, с которым мы познакомились, напомнил вам о тех ощущениях, которые вы получили во время прогулки по такому замечательному месту. Если же вы ещё не были в сосновом бору, после сегодняшнего урока вы обязательно захотите там побывать.
Не только И.А. Соколов – Микитов описывал сосновый лес. Многие писатели и художники изображали это чудо природы в своих произведениях и полотнах.
- Кого из писателей, описывающих лес, вы знаете? (К.Г. Паустовский, М.И. Пришвин). Большая часть произведений этих писателе посвящена описанию природы. А вот художник Иван Иванович Шишкин также любил сосновый лес и несколько картин посвятил этому уголку природы. В конце урока мы сделаем вывод, что общего в тексте Соколова – Микитова и на картине Ивана Шишкина.
А сейчас продолжим анализ текста.
- К какому стилю речи относится данный текст? Обоснуйте своё мнение. (К художественному. В тексте ярко выражена авторская оценка увиденного при помощи различных средств выразительности. Тексту присуща образность.)
- К какому типу речи отнесём текст? (Это описание, т.к. в нём изображается природа.)
- Какие изобразительно – выразительные средства языка делают это описание ярким? (Эпитеты: чистый бор, седым мхом, блестящие листья, золотистые зайчики, сказочными великанами, мягким кочкам; сравнение: точно огромные свечи; олицетворение: пробиваются лучи, зайчики загораются, жмутся сосенки, красуются рыжики).
- Какую роль в тексте выполняют художественные средства выразительности? (Они служат для усиления выразительности речи, делая её яркой, образной.)
- Найдите в тексте ключевые слова, выпишите их, определите, какие это части речи. (Бор, стволы деревьев, кочки, вершины деревьев, лучи солнца, сосны, сосенки, осина, клюквой – имена существительные.)
- Выполните морфологический разбор существительных
I вар. – неба (2-е предл.)
II вар. – мхом (3-е предл.)
I. Неба – сущ, (чего?)
II. Н.ф. –небо; нариц., неодуш., II скл., в род. п., в ед. ч.
III. Не касаются (чего?) неба
I. Мхом – сущ. (чем?)
II. Н.ф. – мох; нариц., неодуш., м. Р., II скл.., в твор. п., в ед. ч.
III. Поросли (чем?) мхом.
- Найдите в тексте существительные, которые могут иметь только форму единственного числа. Запишите их. (Брусники, клюквой названия ягод; солнца – светило; смолой – название вещества; хвоя – собирательное значение). Эти существительные обладают значением, не допускающем множественности, счиаемости.)
- Выпишите по 3 существительных 1 скл., 2 скл., 3 скл.. Существительных какого склонения не оказалось в тексте? (3 скл.)
- Какие сущ. Относятся к 3 склонению? Приведите примеры.
- А сейчас выясним, как вы научились определять род существительного. Найдите в тексте по 2 сущ. Мужского, женского и среднего рода.
- С этим заданием вы справились хорошо. Молодцы.
- Ребята, в начале урока я сказала, что сегодня мы повторим некоторые разделы языкознания. Начнём с орфографии.
Задание: Вставить пропущенные орфограммы и графически их обозначить
I вар. – в 1-м абзаце;
II вар. – во 2-м абзаце. (Проверяется это задание по «цепочке»)
- На каждом уроке очень много внимания мы уделяем синтаксическому разбору предложения. Думаю, что сегодня продолжим эту традицию.
Найдите предложения, соответствующие схеме, выполните синтаксический разбор и дайте характеристику предложения:
I вар. – в 1-м абзаце
II вар. – во 2-м абзаце
- Очень хорош и красив чистый сосновый бор. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., осл. Однород. Сказ.)
- Ранней весной здесь растут сморчки, а летом красуются жёлтые рыжики. (Повеств., невоскл., сложносоч.)
- Докажите, что в предложении ( Седым мягким мхом поросли невысокие кочки.) существительное кочки «командует» формами числа прилагательного невысокие и глагола поросли. (Прилагательное и глагол ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительное._
- Подберите синоним и антоним к существительному великанами (гигантами, карликами)
- Произведите морфемный разбор слов:
I вар. – вершинами, мхом, зайчики
II вар. – сосенки, бор, хвоей
- Найдите в тексте слова с чередующейся гласной в корне. Выпишите. Объясните их правописание (подрастающего, растут).
- И, наконец, последнее задание к тексту. Произведите фонетический разбор существительных
I вар. - листья
II вар.- стоят
- Ребята, наш урок мы завершим творческим заданием. Перед вами висят репродукции картин, на которых изображены лесные пейзажи. Представьте себе, что ваша картина ожила. Вы очутились в лесу. Напишите сочинение – миниатюру о том, каким вы увидели лес. (Задание выполняется, пока звучит музыка «Звуки весеннего леса». После того, как отзвучит мелодия, читаем несколько работ.
- Ребята, чьё сочинение вам особенно понравилось? Почему?
- В начале урока я поставила перед вами вопрос: «Что общего в тексте И.С. Соколова – Микитова и в картине И.И. Шишкина? (Их восхищение красотой соснового леса, любовь к нему.)
V. Итоги урока. Выставление оценок.
- Наш урок окончен. Я думаю, что текст, который мы анализировали, поможет вам по – другому посмотреть на окружающий мир, полюбить его так же, как писатели и художники, чьи имена упоминались нами.
Домашнее задание
Подготовиться к тесту по теме «Имя существительное».
Ответить на вопросы на стр. 212 учебника.
Выполнить упр. 562 (письм.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.
Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире, для закрепления навыков анализ текст...
урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")
Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....
Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.
Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.
Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...