Урок повторения в 7 классе по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок повторения в 7 классе по теме "Наречие", в котором использовани материал для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_povtoreniya_v_7_klasse_po_teme_narechie.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Черемшанская сош №1» Черемшанского района Республики Татарстан
Учитель: Овчинникова Наталия Петровна, первая квалификационная категория.
Повторительно-обобщающий урок в 7а классе по теме «Наречие»
Цели урока:
- Обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречий;
- Совершенствование умений находить заданную орфограмму и графически её обозначать;
- Ликвидация пробелов в знаниях учащихся по теме «Наречие»;
- Подготовка учащихся к успешной сдаче контрольного теста в формате ЕГЭ;
- Развивать умение организовывать самостоятельную работу.
Оборудование урока: стенд «Материал к уроку» (словарь-свиток наречий, правописание которых надо запомнить, образование наречий), карточки-памятки по теме «Наречие», карточки-информаторы по этимологии наречий, карточки для самостоятельной работы сильным учащимся, карточки-тесты (2 варианта в формате ЕГЭ) для тематической проверки обобщённого материала, карточки №1,2 с домашним заданием.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Погружение в тему урока.
- Проверка домашней работы
* Контрольные вопросы:
- Что такое наречие?
Самостоятельная часть речи – наречие ещё очень молода, но происходит из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень –речь- . Он был известен ещё в древне русском языке. Этот корень имел древнерусский глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова , как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.
Это потому, что наречие всегда живёт и работает с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а наречие, как может, помогает глаголу: примыкает к нему, поясняет, уточняет его, придаёт ему чёткость. Хотя наречие и родилось позже других частей речи, его молодость отнюдь не мешает ему дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на главную особенность наречия - неизменяемость. Оно всегда уверено в том, что говорит, и никогда ни перед кем не склоняется, не изменяет своего окончания, да у него его и нет. В предложении чаще всего бывает обстоятельством, но может быть и определением, и сказуемым.
- Какие орфограммы связаны с правописанием наречий?
- Как образуются наречия?
* «Слово о словах» - ребята выступают с сообщениями (индивидуальная домашняя работа) о происхождении наречий (остальные учащиеся записывают называемые наречия в специальную тетрадь-словарик):
а) ДОТЛА – слияние предлога ДО с древнерусским существительным ТЬЛО – что обозначает почва, пол, основание; этимологически родственно слову тлеть.
б) НЕВЗНАЧАЙ – собственно-русское слово, корень наречия тот же, что и в словах час, отчаяться (отъчаяти – терять надежду, от чаяти – ждать).
в) НЕВМОГОТУ – собственно-русское слово, является сращённым сочетанием выражения не в моготу (записывается на доске), в котором могота – это сила, мочь, возможность. Слово этимологически родственно слову вельможа (вель – большой, можа – силач, богач).
г) НАЧЕКУ - собственно-русское слово, возникло в результате сращения предлога НА и формы предложного падежа существительного чек - стража, ожидание, ныне утраченное. Существительное чек родственно слову чекать – ждать. Буквально быть начеку значит «быть на страже».
д) НАРУЖУ - собственно-русское слово, образовалось путём слияния предлога на и винительного падежа единственного числа существительного ружь – внешность, вид, в некоторых диалектах это слово ещё присутствует.
е) ИСПОДВОЛЬ - собственно-русское слово, образовано путём сращения сложного предлога из-под с формой родительного падежа единственного числа существительного воля: из-под-воли (запись на доске), позже конечная и была утрачена.
3. Работа по теме урока
- Запишите число, классная работа, начнём тему с повторения.
1) Словарный диктант (один учащийся выполняет у доски, остальные в тетради)
- Запишите наречия, отметив графически орфограммы; укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква О.
1.дочерна, начисто
2. ещё, дотла
3. свежо, задолго
4. горячо, снова
- Почему в слове свежо пишется О? (орф.№60: после шипящих под ударением О, без ударения Е)
- Почему в слове задолго пишется О? (орф.№61: нет приставок из-, до-, с- …)
- Запишите наречия, отметив графически орфограммы; укажите ряд, в котором все наречия пишутся раздельно.
1. заговорить по-итальянски, запомнить навсегда
2. жить по-новому, сделать получше
3. запомнить крепко-накрепко, жить напротив
4. идти по одному, вскочить на ходу
- В каких случаях наречия пишутся через дефис?
- Запишите наречия, отметив графически орфограммы; укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишутся две буквы НН.
1. вышли организованно, отнестись дружелюбно
2. выглядел испуганно, тепло по-весеннему
3. жить беспечно, смеяться непринуждённо
4. приехать неожиданно, общался вольно
- В каких случаях в наречиях пишется НН?
- Почему в слове весенний пишется НН?
2) Синтаксическая минутка (один ученик работает у доски, остальные в тетради).
- Запишите предложение, подчеркните в нём наречие как член предложения и определите, к какой смысловой группе оно относится:
Стали гости расходиться, но мало побрело восвояси. (Н.В.Гоголь)
Ямщики засвистели по-степному (А.Толстой)
Моя сестра намного красивее и задорнее меня.
Справа от нас, не далеко, а где-то близко, журчал ручеёк.
3) Работа с текстом
- Прочитайте выразительно текст, озаглавьте его.
- Определите стиль речи текста.
- Каков тип речи текста?
-Выписать из текста наречия с определяемыми словами, определить их смысловую группу.
Вечереет. Ярко полыхает на горизонте заходящее солнце. Несмело дует теплый ветерок. Удивительно2 красиво и красочно выглядит закат.
Мы стоим на вершине холма, а внизу тихо плещется море. Вдали белеет парус рыбацкой лодки. Незаметно2 наступают сумерки, резко темнеет, а на вечернем небе неожиданно появляется лунный диск.
- Определите роль наречий в данном тексте.
- Сделайте морфемный разбор отмеченных слов.
4) Физминутка.
Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, чуть-чуть подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.
4. Закрепление пройденного материала.
1. Выполнение самостоятельной работы - тематического теста в формате ЕГЭ
1 вариант.
I. В каком предложении употреблено наречие меры и степени?
1) Охотник вечером несколько раз проверял капкан.
2) С верхушки дерева по-весеннему чирикала какая-то пташка.
3) Много нового и полезного узнали мы на экскурсии.
4) Летом на нашей речке шумно и весело.
II. Укажите ряд, в наречиях которого пишется суффикс –О.
- добел…, дочист…
- направ…, задолг…
- допоздн…, постепенн…,
- сначал…, досрочн…
III. Отметьте ряд, где все наречия пишутся через дефис.
- (где)нибудь, (до)сыта
- (в)верх, (во)первых
- (мало)помалу, (точь)(в)точь
- (по)суше, (едва)едва.
IV. Укажите ряд, в наречиях которого пишется одна буква Н.
1) испуга…о, рассея…о
2) мужестве…о, разосарова…о
3) вниматель…о, присталь…о
4) взволнова…о, иступлё…о
V. Отметьте ряд, в котором все наречия пишутся слитно.
1) (до)ныне, (в)открытую
2) (за)частую, (по)пусту
3) (в)охотку, (в)расплох
4) (на)яву, (без)устали
VI. В каком предложении употреблено наречие в сравнительной степени?
1) После дождя солнце светило ярче.
2) Медленно выплывало из-за леса солнце.
3) Потоки воды бешено неслись вниз.
4) На море в полдень солнце светит очень ярко.
VII. Укажите предложение с наречием, на конце которого после шипящего пишется буква Е.
1) После грозы было свеж… .
2) Над головой оглушающ… разлилась тишина.
3) Горяч… и взволнованно билось моё сердце.
4) Мы постарались выполнить эту работу хорошо.
2 вариант.
I. В каком предложении употреблено наречие меры и степени?
1) Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся.
2) С верхушки дерева по-весеннему чирикала какая-то пташка.
3) Много нового и полезного узнали мы на экскурсии.
4) Летом на нашей речке шумно и весело.
II. Укажите ряд, в наречиях которого пишется суффикс –А.
- издавн…, сначал…
- запрост…, досух…
- бесследн…, неверн…,
- слев…, осторожн…
III. Слова какого ряда пишутся через дефис.
- (по)моему, (в)шестых
- (по)больше, (на)крепко
- (в)одиночку, (с)нова
- (кое)как, (по)весеннему небу.
IV. Укажите ряд, в наречиях которого пишется две буквы НН.
1) дружелюб…о, одновреме…о
2) неумолч…о, обыкнове…о
3) постепе…о, жизнерадост…о
4) медле…о, иступлё…о
V. Отметьте ряд, в котором все наречия пишутся слитно.
1) (на)ходу, (по)хорошему
2) (не)задолго, (не)внимательно
3) (по)турецки, (на)двое
4) (в)пустую, (в)срок
VI. В каком предложении употреблено наречие в сравнительной степени?
1) В горах воздух чище, свежее, прохладнее.
2) В этот раз время на отдыхе мы провели более весело.
3) Сегодняшнее выступление спортсменов успешнее вчерашнего.
4) Старше всех деревьев в лесу этот могучий дуб.
VII. Укажите предложение с наречием, на конце которого после шипящего пишется буква О.
1) В лицо освежающ… хлынула прохлада летнего утра .
2) Мальчик понимающ… кивнул головой.
3) Мать смотрела на сына испытывающ… и сурово.
4) Ярко и горяч.. светило полуденное солнце.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
1. Собеседование по контрольным вопросам:
- Какие части речи есть в русском языке?
- Какое место занимает в них наречие?
- С какими частями речи и в чём оно сходно?
- Каков секрет его названия?
- Изменяются ли наречия?
- Каким членом предложения являются наречия?
6. Домашняя работа.
1) фронтальная – повторить теорию §§37-50, подготовиться к контрольной работе
2) развивающая – заменить фразеологизмы синонимичными наречиями и определить их смысловую группу.
Кот наплакал - Положа руку на сердце –
У черта на куличках – Хоть глаз выколи -
Рукой подать – Как в аптеке –
Черепашьим шагом - Черным по белому –
Битый час – Рукой подать –
Из рук вон - Бок о бок -
На вес золота – Душа в душу -
3) творческая – списать текст, вставить подходящие по смыслу наречия, подчеркнуть их как члены предложения, расставить пропущенные знаки препинания:
Был полдень_______ палило солнце. На горизонте появилась чёрная туча, которая ____ двигалась с запада на восток. _____ подул ветер. Молодая берёзка_____ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния _______ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _________ заметались птищы.
Литература:
- М.Т. Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др.
Учебник Русский язык. 7 класс.
Москва. Издательство «Просвещение». 2008 год.
- М.В.Фёдорова «Уроки русского языка в 7 классе».
Москва. Издательство «Просвещение». 2001 год.
- Н.А.Сенина «Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 класс».
Ростов-на-Дону. Издательство «Легион». 2009 год.
- А.Г.Нарушевич. «Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку»
Газета «Русский язык» №23. Москва. Издательство «Первое сентября». 2008 год.
- Автор-составитель Н.А.Шарова «Русский язык. Тематические тесты. Итоговое тестирование. Система подготовки 9-11 классы».
Волгоград. Издательство «Учитель». 2009 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»
Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...
Урок Повторение 6 класс Имя существительное
Повторение и обобщение изученного об имени существительном. ...
Урок повторение 5 класс - турнир
Автор предлогает урок повторение по теме Древний Восток в форме турнира...
Урок повторения 6 класс
Урок повторения 6 класс...
"Решение уравнений. Разложение многочлена на множители". Урок - повторение. (7 класс)
Урок в презентации. Повторение пройденного мтериала за 7 класс: решение уравнений, разложение многочлена на множители....
Анализ урока "Повторение" 2 класс
Анализ открытого урока Поиграем? Споем? 2 класс...
Методическая разработка Урок -повторение 9 класс "Действия с обыкновенными дробями"
урок для 9 класса...