технологическая карта урока по педтехнологии В.Монахова
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Методическая разработка по теме "Сложносочиненное предложение" включает технологическую карту по данной теме, информационную карту урока "сложносочиненное предложение. Особенности структуры ССП с общим второстепенным членом",карточка-зачёт к уроку взаимообмена знаниями В-3, коррекционная карта к требованию №1, домашнее задание к требованию №1.

Скачать:


Предварительный просмотр:

По технологии Монахова В.М.                                                                                             Учебник «Русский язык.9класс» под ред. С.Г.Бархударова (3часа в нед.)

                                                             Технологическая карта «Сложносочиненное предложение»    10  часов.

Русский язык 9 класс. Тема №2

Логическая структура

учебного процесса        НМ   НМ   НМ   У   НМ   НМ   У      ВЗ       КАТ   КР

                                                                    1     2       3       4     5       6       7       8           9       10

                                                                                             Т1                     Т2

Целеполагание                               Дата        Номер урока                      Диагностика                                                                               Коррекция

Т1.

Знать: определение простого и сложного предложения

Уметь: находить в тексте простое и сложное предложение и расставлять знаки препинания в предложенных конструкциях;  расставлять знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом и без него.

Различать виды сложных предложений.

на

4 уро-ке

СР № 1

1.Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2.Подчеркните грамматические основы и выделите средства связи частей сложного предложения.

3.Составьте схемы предложений.

4.Дайте характеристику одного предложения (по выбору учащегося).

Для правильного пунктуационного оформления любого сложного предложения нужно произвести три очень простых действия:

1)найти в каждой части сложного предложения грамматическую основу, т.е. подлежащее и сказуемое, и подчеркнуть их;

2)найти  союз или союзное слово, соединяющее эти части, и выделить их графически;

3)поставить между этими частями запятую или точку с запятой.

Т2.

Знать: группы сочинительных союзов

Уметь: редактировать свой текст и тексты других авторов

Различать предложения с однородными членами и сложные предложения, если у них одни и те же союзы

на

7 уро-ке

 СР № 2

 

1.Спишите предложения, вставьте необходимые по смыслу союзы и расставьте знаки препинания.

2.Подчеркните грамматические основы и укажите, чем они выражены.

3.Составьте схемы предложений.

4.Закончи начатое предложение, чтобы получилось описание осени.

                   

Наряду с выделением грамматических основ и средств связи частей сложного предложения можно прибегнуть к другим средствам анализа строения предложения: использованию нумерации каждой из частей сложного предложения.

                                                              Дозированное домашнее задание

                     Стандарт  (удовлетворительно)

                          Хорошо

                   Отлично

 Д – 1           Задания № 1-3

Задания № 4-6

Задания №7-9

  Д – 2          Задания № 1-2

Задания №3-4

Задания №5-6


                                                   

                                             Требование 1   

 Учащиеся должны знать: определение простого и сложного предложения

Уметь: находить в тексте простое и сложное предложение и расставлять знаки препинания в предложенных конструкциях;  расставлять знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом и без него.

Различать виды сложных предложений.

                                        Самостоятельная работа № 1

   

   

  3

 1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы и знаки препинания.

Я велел ехать к коменданту и через минуту кибитка ост…новилась перед деревя…ым домиком выстроен…м на высоком месте близ деревя…ой же церкви.

Прошло несколько недель и жизнь моя в Белогорской крепост… сделалась для меня не только сносною но даже и приятною.

2.Подчеркните грамматические основы и выделите средства связи частей сложного предложения.

    4

3. Составьте схемы предложений.

 

    5

4. Дайте характеристику одного предложения (по выбору учащегося).


                                                                                                                         

                                                                 Информационная карта урока.

                 Урок 3. Сложносочиненное предложение. Особенности структуры ССП с общим второстепенным членом.

                                                                                                          З А Д А Ч И

1.Сформировать понятие об особенностях структуры ССП с общим второстепенным членом.

2.Закрепить умение определять структуру ССП и его частей.

3.Углублять и совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.

1.Развитие пунктуационной и орфографической зоркости.

2.Развитие монологической речи учащихся.

1.Приобщение учащихся к активной работе с книгой и другими источниками знаний.

2.Развитие самостоятельности мышления.

                СОДЕРЖАНИЕ

    МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

         РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач.

3.Актуализация знаний (запись и анализ текста, синтаксический разбор одного предложения, работа над пунктограммами, орфограммами, значением слов).

4.Изучение нового материала:

  1. Объяснение нового материала на записанных примерах
  2. Работа с новым теоретическим положением , данным в примечании учебника на с.9
  3. Чтение отрывка из книги Граник Г.Г.,Бондаренко С.М. «Секреты пунктуации».

5.Закрепление :

  1. Выписать ССП с общим второстепенным членом из упр.11
  2. Пунктуационный анализ предложений(вставить в предложенные преложения общий второстепенный член, в3 предложении графически обозначить орфограммы.
  3. Упражнение с выборочным ответом «Проверяю себя»
  4. Выборочный диктант с последующим восстановлением текста по опорным (выделенным ) словам, правописание которых учащимся предлагается объяснить.

6.Домашнее задание

1.Методы:

  1. Объяснительно-иллюстративный
  2. Словесно-наглядный
  3. Рассказ, объяснение
  4. Реконструирования и конструирования

2.Средства:

  1. Таблица «Виды сложных предложений»
  2. Записи ССП
  3. Развитие интереса в построении предложений и постановке знаков препинания

3.Формы:

     

     групповые форма и способ обучения.

                     Результаты

1.Находить в тексте ССП с общим

второстепенным членом и без него.  

2.Характеризовать ССП.

3.Составлять ССП, используя выделенные

 слова в качестве

 общих второстепенных членов.

4.Объяснять постановку знаков препинания.

5.Интонационно правильно читать

 предложенные тексты и предложения.


                                                                             

                                                                     

                                      Домашние задания  к требованию № 1

(все задания на оценку «стандарт» к этому требованию выполняются по учебнику  «Русский язык» 9 класс, под.ред. С.Г.Бархударова ;

на «хорошо» и «отлично» - по дополнительным литературным произведениям).

         

         3

1.Прочти параграф №3 и выполни упр. №7

2.Прочти параграф № 4 и выполни упр. №12 (1часть).

3.Прочти  примечание на с.9 учебника и выполни упр. № 14 (1часть:1, 6, 7, 9, 13 предложения)

           

          4

4.Выпиши 5 сложных предложений из «Слова о полку Игореве» и подготовь связанный рассказ о сложном предложении.

5.Выпиши 5 сложносочиненных предложений из литературных произведений и объясни значение союзов.

6.Выполни упр.№13 (2часть: 1,2 предложения)

           

         5

7.Выпиши из словарей сведения о словах: асфальт, прогресс, колосс.

8.Выполни упр.№15.

9.Составьте 5 сложносочиненных предложений на одну из тем «Осень», «Закат солнца».

       


               

              Карточка-зачет к уроку взаимообмена заданий (ВЗ).

1.Спиши текст и расставь пропущенные знаки препинания.

                              В полях кровавых Марс страшился

                              Свой меч в Петровых зря руках

                              И с трепетом Нептун чудился

                              Взирая на российский флаг.

                                                       ( Ломоносов М.В.)  

 Обратить внимание!

 Зреть (взирать) – зря.

2. Сделать синтаксический разбор предложения.

3.Дай характеристику предложения.

  1. На примерах показать стилистическую роль двух сочинительных союзов.

  1. Выписать из словарей сведения о словах: античный, классицизм, поэма.

  1. Сделать фонетический разбор слова «флаг».

  1. Сделать морфологический разбор слова «страшился».

8. Прочитать предложение, соблюдая правильную интонацию


                             Коррекционная  карта к требованию № 1.

                                    Узнавание и запоминание.

1.Составьте определения, правильно соединив элементы левого и правого столбиков.

 

а) Сложносочиненное              г) это такие сложные предложения,

        предложение                 в которых главным средством связи частей

                                                    является интонация, характер которой

                                                    обусловлен значением предложения.

б) Сложноподчиненное            д) это такие сложные предложения,

предложение                   которые состоят из главной и придаточной

                                                     частей. Придаточная часть подчинена главной

                                                     по смыслу и присоединяется к ней с помощью

                                                     подчинительных союзов или союзных слов.

в) Бессоюзные                            е) это такие сложные предложения, части

    предложения                           которых равноправны по отношению друг к

                                                      другу и связаны с помощью сочинительных

                                                      союзов.

                                   Понимание          

2.Используя материалы учебника с.9 , заполни таблицу:

 Выражаемое смысловое значение

Союзы, служащие для выражения этих значений

1.Одновременность

2.Последовательность

3.Противопоставление

4.Чередование

5.Возможность одного явления из названных

3. Прочти примечание к параграфу 4 на с.9 и выполни задание упр.№11,пользуясь алгоритмом:

1.Есть ли в ССП общий второстепенный член или общее вводное слово?        

  Нет                                                                                    Да

 Части ССп разделяются запятой.

 2.Соединяются ли части ССП союзами и, да(и), или, либо ?

 Нет                                                                                      Да

Части ССП разделяются запятой.

3.П о в т о р я ю т с я   л и   с о ю з ы   и, да(и), или, либо ?

  Нет                                                                                     Да

Части ССП  НЕ  разделяются запятой                     Части ССП разделяются запятой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)

Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме,  ...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...