Урок по русскому языку в 5 классе "I и II спряжения глаголов настоящего времени"
материал по русскому языку (5 класс) по теме
Данный урок разработан в форме путешествия по сказкам Пушкина, закрепляет знания по теме «I и II спряжение глаголов настоящего времени».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 5 классе.
Тема. «I и II спряжения глаголов настоящего времени»
Цели урока: через сказки А.С.Пушкина закрепить знания об окончаниях глаголов I и II спряжения настоящего времени; развивать умения распознавать спряжения глаголов по личным окончаниям.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, выставка работ к сказкам А.С.Пушкина, отрывки из музыкальных произведений.
Ход урока.
1. Организационный момент.
У. - Ребята, что у нас за урок?
Д. - У нас урок русского языка.
У. - Чем мы занимаемся на этом уроке?
Д. - Красиво пишем буквы, слова, предложения, разбираем слова по составу, предложения — по членам предложения и т. д.
У. - Для чего нам нужен урок русского языка?
Д. - Чтобы быть грамотными.
2. Вступительное слово.
Звучит музыка Г.Свиридова.
У. - Ваш милый образ снится мне,
С пером, бумагой, при луне.
Все Ваши строчки хороши,
Частичка Вашей в них души.
Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и в каждый дом
Вошел прекрасный наш поэт.
Он гений, в этом спору нет.
-Ребята, эти строки посвящены замечательному поэту А.С.Пушкину. Наш урок пройдет в форме путешествия по сказкам Пушкина. А попутно закрепим знания по теме «I и II спряжение глаголов настоящего времени».
- А сейчас запишите в тетради число и месяц нашей встречи.
3. Чистописание.
У. - Минутка чистописания сегодня будет проходить необычно. С помощью букв и соединений мы изобразим морские волны.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
На доске запись.
ат ят ут ют Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. |
У. -Перед тем, как писать, вспомним правила письма:
(произносим хором)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(Дети записывают строчки букв и предложение).
4. Тема урока.
У. - Вот мы и прибыли в волшебную страну Лукоморье. Где встречается это название у Пушкина?
Д. - В поэме «Руслан и Людмила».
У. - Перед вами известный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Подчеркните все глаголы, которые А.С.Пушкин употребил для обозначения действия сказочных героев.
(Дети работают в парах).
Ходит, идет, заводит, говорит, бродит, сидит, стоит, прихлынул, выходят, пленяет, несет, тужит, служит, бредет, чахнет, пахнет. |
У. - Что вы можете сказать о глаголах? Какой глагол «лишний»? Определите спряжение глаголов.
(Дети выполняют задания).
У. - Как будете различать глаголы I и II спряжения?
Д. - По личным окончаниям.
( Работа по вариантам: дети, работающие по I варианту, называют глаголы I спряжения, по II варианту — II спряжения.)
У. - Образуйте от глаголов 3-го лица глаголы 2-го лица единственного числа.
(Дети выполняют задание).
Ходишь, идешь, заводишь, говоришь, бродишь, сидишь, стоишь, прихлынешь, выходишь, пленяешь, несешь, тужишь, служишь, бредешь, чахнешь, пахнешь. |
У. - Какова особенность написания окончаний глаголов 2-го лица единственного числа?
Д. - У глаголов 2-го лица пишется Ь после шипящих.
У. Запишите глаголы в тетради, выделите окончания.
(Мальчики записывают глаголы I спряжения, девочки — II спряжения.
При проверке дети произносят слова орфографически).
5. Физкультминутка.
Легкие прыжки.
Мягкие шажки.
Вот и вся зарядка.
Тихая посадка.
6. Продолжение темы урока.
У. - На острове, куда мы с вами попали, есть и другие чудеса.
(Звучит отрывок из музыкального произведения Н.А.Римского-Корсакова «Три чуда»).
У. - Ребята, какого героя из сказки Пушкина вы представили? Я вам помогу.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
- Как автор называет белочку?
Д. - Затейница.
(Объяснение значения слова «затейница»).
У. - Запишите это слово и подберите к нему однокоренные слова.
Д. - Затейливый, затевать, затея, затейник.
У. - Разберите слово затейница по составу.
(Дети выполняют задание).
У. - Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву...
- Какие чудеса еще таит в себе волшебный остров?
Д. -Не знаем.
У. - Разгадка таится в этих конвертах. Но злой волшебник рассыпал строчки Пушкина. Вам их следует восстановить.
(Дети работают с карточками по рядам).
Карточка 1.
блистают латы У ворот идут в палаты И стоят Все теперь в глаза царя Тридцать три богатыря |
Д. - Все теперь идут в палаты;
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря.
Карточка 2.
Звезда горит Под косой Смотрят- что ж? луна блестит Княгиня — диво А во лбу |
Д. - Смотрят — что ж?
Княгиня — диво;
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит.
Карточка 3.
и в море Гибель близкую Злого коршуна Лебедь около Бьет крылом топит плывет клюет торопит |
Д. - Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом в море топит.
(После того как все четверостишия «расшифрованы», дети выписывают глаголы в два столбика: в первый- глаголы I спряжения, во второй — глаголы II спряжения, затем объясняют написание безударных гласных.
Далее следует взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями, проверяют и выставляют оценки).
У. - Теперь я проверю ваши работы и посмотрю, какие вы были внимательные.
(Учитель открывает запись на доске)
Глаголы I спряжение Глаголы II спряжение идут стоят блистают смотрят плывут блестит клюет торопит бьет топит |
7. Итог урока.
У. - Вот и закончилось наше путешествие. Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки А.С.Пушкина.
Пушкин очень любил сказки, он слышал их от своей няни — Арины Родионовны Матвеевой. И каждый раз поэт восклицал: «Что за прелесть эти сказки!».
(За работу на уроке детям выдаются «золотые» и «серебряные орешки»).
8. Домашнее задание.
Выписать из сказок Пушкина по десять глаголов I и II спряжения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема:"Спряжение глаголов"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе....
Урок русского языка в 7 классе Тема: «Страдательные причастия настоящего времени» урок сочетает в себе ряд технологий: диалоговая, технология игрового обучения, здоровьесберегающие, компьютерные
Данный урок в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в тему «Причастие» и связан с предыдущими уроками по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, ...
Спряжение глагола настоящего времени по лицам и числам Хикәя фигыльнең зат-сан белән төрләнеше (таблица)
Спряжение глагола настоящего времени по лицам и числам...
Спряжение глагола настоящего времени по лицам и числам Хикәя фигыльнең зат-сан белән төрләнеше 2 (таблица)
Спряжение глагола настоящего времени по лицам и числам...
Урок русского языка в 7 классе "Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме :"Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"...
Наглядный материал по русскому языку для 5-6 кл. Спряжение глаголов/Разноспрягаемые глаголы
Наглядный материал, который можно распечатать и раздать учащимся. В файле 2 таблицы -спряжение глаголов и разноспрягаемые глаголы....
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ Тема. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА .
Урок усвоения новых знаний....