УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ Тема. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА .
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок усвоения новых знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spryazhenie_glagola_5_klass.docx611.31 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Тема.  СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА .

Уровень изучения – базовый.

Тип урока - урок усвоения  новых знаний.

Планируемые результаты:

Личностные .

- проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации,

- умения самоконтроля,

- сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека

Метапредметные .  

  1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями

 Базовые логические действия

- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

 -устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

- классифицировать языковые единицы по существенному признаку.

Базовые исследовательские действия:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

- формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное.

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

 Общение

        - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах.

Совместная деятельность:

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

-уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

Самоорганизация:

        - ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.

Эмоциональный интеллект:

 - развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

- понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

-  регулировать способ выражения собственных эмоций;

- признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая;

-  проявлять открытость;

- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Предметные.

Морфология. Культура речи. Орфография.

Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач. Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы

Глагол.  Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в речи.

Текст. - создавать текст-повествование

Ключевые слова : части речи, глагол, признаки глагола, спряжение, глаголы-исключения. 

Краткое описание. Доска, мел, учебник «Русский язык. Учебник для 7 кл. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. в 2-х частях, 2021 г.

Ход урока.

Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность

Учим(-ся) использовать подходящие по смыслу глаголы (дифференциация и интеграция знания) в тексте глаголы. / С раздаточным материалом обучающиеся работают в парах.

Карточка  

Погода стала менят….ся. Из-за далёкого гор…зонта неслись и прибл…жались кучевые облака. Со…нце улыбнулось нам из-за туч  и и..чезло. Вмиг потемнело.  _________ холодный  ветер. Он зашумел трос..ником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Будет дождь», - сказала  мама.

Ветер _________ с новой силой,  и на воде ____________ кружки от первых капель. Река ____________пузырьками, когда сплошной полосой  хлес…нул резкий, проливной дождь. Я  громко ___________: «Бежим, мама!»

Но вот ветер ______________, выглянуло солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце.

Задания по формированию личностных УУД:

-Прочитайте текст. О каком явлении природы говорится в тексте? Случалось ли Вам встретиться с грозой? В каком предложении выражена основная мысль? Каким видят мир вокруг себя герои текста? Почему рассказчик  решил, что пойдет дождь? Знаете ли вы говорящие приметы, по которым можно догадаться, что пойдет дождь?(Например: кучевые облака, становится мрачно, солнце исчезло и т.д.)

Свой ответ аргументируйте примерами из прочитанных книг или жизненных наблюдений.  Какие прилагательные и глаголы из текста помогают автору передать приближающуюся грозу?  

Приходилось ли вам наблюдать грозу? Какие чувства вы испытывали?

- Вставьте подходящие по смыслу глаголы.  Какую роль глаголы выполняют в тексте?

- Докажи, что это текст.

-Прочитайте текст по ролям (работа в парах). Оцените выразительное чтение соседей по парте.

-Обменяйтесь тетрадями, проверьте текст упражнения.

-Спишите, вставляя пропущенные буквы.

-Определите грамматические признаки глаголов.

-Найдите языковые средства выразительности ( эпитеты, олицетворение ).

Этап 2. Актуализация опорных знаний

Учим(-ся ) синтезировать и обобщать.

  1. Задания по формированию личностных УУД:

- Приходилось ли вам, ребята, застать грозу на берегу моря или океана ? Что вы видели? Что чувствовали? Что слышали? Поделитесь своими впечатлениями. Как называется такое природное явление ? ( Шторм).

https://kartinkin.net/uploads/posts/2022-12/1670234727_51-kartinkin-net-p-parusnik-kartinki-dlya-detei-oboi-60.jpg

Читаем стихотворение.

Сегодня с рассвета
Бесну..тся море,
Вороча..т камни,
Встаёт на дыбы.
И пен..тся волны
В широком просторе,
С разбега дробясь
О гранитные лбы.

Как будто бы вызов
Природою брошен,
И листья шуршат
На крутом берегу.

И ветер мохнатое
Небо ерош..т
И гнёт кипарис
На бульваре в дугу.
Крикливые чайки
Пугливо притихли.
Баркасы укрылись
За каменный мол.
По улицам города
Нос..тся вихри,
И тополь стоит
Весь до веточки гол.

К какому стилю относится предложенный для анализа текст? Докажите свою точку зрения

Выразительно прочитайте стихотворный текст.

Оцените ответ одноклассника.

Этап 1.3. Целеполагание

-В словах какой части речи пропущены буквы? Спрогнозируйте цель урока.

-Какие морфологические признаки глаголов вам известны?        

Этап 3 Освоение нового материала.

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Какого спряжения может быть глагол? Как определить, к какому спряжению относится глагол? Зачем нужно уметь определять спряжение глагола? Составьте алгоритм определения спряжения  глагола.

     

Опираясь на опорную схему-алгоритм, расскажите, как правильно написать орфограмму гласную букву в личных окончаниях глаголов?

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/14/s_58a3329c9e20e/img1.jpg

Оцените ответ одноклассника.

Спишите текст, выделите орфограммы.

Этап 3.  Проверка первичного усвоения

Это действие является самым первым при определении спряжения глаголов. Всегда надо начинать с неопределённой формы глаголов. А что делать дальше, прочитаем по учебнику с. 255.  Запомни!  Чтение алгоритма по учебнику.

        Предлагаю запомнить это правило в виде стихотворения:

         Учащиеся хором проговаривают.         

Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е-   спрягать нельзя.

Этап 4. Применение изученного материала

Этап 4.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Используй алгоритм, выполните тренировочные упражнения учебника. Докажите истинность  вашего решения. Аргументируйте собственное мнение.

Упр.680

Этап 4.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни.

Используя данную лексику, напишите сочинение-миниатюру «Гроза », « Шторм на море» ( по вариантам):

Грохотать, гнать, крутить, расстилаться, сверкать, катить.

1. Обдумайте тему сочинения. Составьте план. Напишите ключевые слова.

2. Обдумайте свой замысел. Что и как вы напишете.

3. Отберите лексический материал для своего сочинения.

4. Проследите: раскрыта ли тема и основная мысль вашего сочинения.

5. Обратите внимание, насколько удачно выражены ваши мысли и чувства.

6. Прочитайте свое сочинение.

7. Обозначьте изученную орфограмму.

8 . Обсудите сочинения - миниатюры. Обменяйтесь мнениями .

9. Оцените работы своих товарищей (работа в парах).

Этап 4.3. Задания ОГЭ, ЕГЭ.

Поиграем в игру  «Четвёртое лишнее» (глаголы в 3 л. ед. ч.)

1. Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т

2. Ла..т, се..т, чита..т, клее..т

3. Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..т

Этап 4.4. Развитие функциональной грамотности.

Поезд – один из самых популярных видов транспорта. Ежегодно им пользу..тся более 12 миллионов человек. Семья Петровых  люб..т путешествовать именно в поезде. В этом году они  полетят  на отдых в Крым.

Какой вид транспорта самый популярный?

Сколько ежегодно человек путешествует поездом?

Куда планируют полететь семья Петровых?

Объясните пропущенные орфограммы.

Этап 4.5. Систематизация знаний и умений.

Из произведений художественной литературы выпишите 5 предложений, в которых есть глаголы с безударными личными окончаниями ( используйте  учебник литературы)

Этап 5. Диагностика/самодиагностика.

Распределительный диктант.

Записать словосочетания, распределив их в два столбика. Графически обозначьте изученную орфограмму, умейте её объяснить.

Читаешь книгу,  строим дом, борется с ленью, терпишь невзгоды, стирает бельё, стелется в низине, клеит конверты, услышит речь, растает на солнце, увидит корабль.

 Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения задания по ключу (слайд 5)

Оцените работу товарища. (Взаимопроверка :

5 – нет ошибок, 4 – 1,2 ошибки, 3,4 ошибки – 3)

Этап  6. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия

466500_2.png

Отправьте СМС учителю , ответив на вопрос, что вызвало  у Вас затруднение.

Этап 7. Домашнее задание. Запишите 4-5  предложений: Сколько здоровья и бодрости приобретёт тот, кто дружит с природой и заботится о ней.  Выполните задания:Определите спряжение использованных глаголов, обозначьте окончания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Виды глагола".

Данный материал  поможет учителю провести урок по теме, опираясь на материал презентации....

План-конспект урока русского языка по теме "Виды глагола"

ПЛАН-КОНСПЕКТ  МАСТЕР-КЛАССА  В  5 «А» КЛАССЕПО ТЕМЕ «ВИДЫ ГЛАГОЛА»Учитель русского языка Л.Н.Нагаева 2011/2012 уч.год ТЕМА УРОКА: Виды глагола.ЦЕЛИ: 1) Ознакомить с новой гр...

Урок русского языка по теме "Безличные глаголы" (6 класс)

Материал содержит конспект урока и презентацию....

Урок русского языка "Правописание НЕ с глаголами"

конспект урока по теме "Правописание не с глаголами"...

Урок русского языка по теме "Безличные глаголы"

Урок изучения нового материала...

Урок русского языка в 6 классе. Глагол. Повторение изученного

Цель: повторить и закрепить изученное о глаголе, формировать умения распознавать морфологические признаки глагола...

презентация к уроку русского языка в 6 классе. Глагол.Повторение изученного.

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Глагол. Повторение изученного....