УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ Тема. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА .
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ Тема. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА . Уровень изучения – базовый. Тип урока - урок усвоения новых знаний. | |
Планируемые результаты: | |
Личностные . - проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, - умения самоконтроля, - сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека | |
Метапредметные .
Базовые логические действия - выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; -устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; - классифицировать языковые единицы по существенному признаку. Базовые исследовательские действия: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; - формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное. 2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями Общение - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах. Совместная деятельность: - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; -уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться. 3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация: - ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); - самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений. Эмоциональный интеллект: - развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; - понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; - регулировать способ выражения собственных эмоций; - признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; - проявлять открытость; - осознавать невозможность контролировать всё вокруг. | |
Предметные. Морфология. Культура речи. Орфография. Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач. Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы Глагол. Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в речи. Текст. - создавать текст-повествование | |
Ключевые слова : части речи, глагол, признаки глагола, спряжение, глаголы-исключения. Краткое описание. Доска, мел, учебник «Русский язык. Учебник для 7 кл. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. в 2-х частях, 2021 г. | |
Ход урока.
Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность |
Учим(-ся) использовать подходящие по смыслу глаголы (дифференциация и интеграция знания) в тексте глаголы. / С раздаточным материалом обучающиеся работают в парах. |
Карточка Погода стала менят….ся. Из-за далёкого гор…зонта неслись и прибл…жались кучевые облака. Со…нце улыбнулось нам из-за туч и и..чезло. Вмиг потемнело. _________ холодный ветер. Он зашумел трос..ником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Будет дождь», - сказала мама. Ветер _________ с новой силой, и на воде ____________ кружки от первых капель. Река ____________пузырьками, когда сплошной полосой хлес…нул резкий, проливной дождь. Я громко ___________: «Бежим, мама!» Но вот ветер ______________, выглянуло солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце. Задания по формированию личностных УУД: -Прочитайте текст. О каком явлении природы говорится в тексте? Случалось ли Вам встретиться с грозой? В каком предложении выражена основная мысль? Каким видят мир вокруг себя герои текста? Почему рассказчик решил, что пойдет дождь? Знаете ли вы говорящие приметы, по которым можно догадаться, что пойдет дождь?(Например: кучевые облака, становится мрачно, солнце исчезло и т.д.) Свой ответ аргументируйте примерами из прочитанных книг или жизненных наблюдений. Какие прилагательные и глаголы из текста помогают автору передать приближающуюся грозу? Приходилось ли вам наблюдать грозу? Какие чувства вы испытывали? - Вставьте подходящие по смыслу глаголы. Какую роль глаголы выполняют в тексте? - Докажи, что это текст. -Прочитайте текст по ролям (работа в парах). Оцените выразительное чтение соседей по парте. -Обменяйтесь тетрадями, проверьте текст упражнения. -Спишите, вставляя пропущенные буквы. -Определите грамматические признаки глаголов. -Найдите языковые средства выразительности ( эпитеты, олицетворение ). |
Этап 2. Актуализация опорных знаний |
Учим(-ся ) синтезировать и обобщать.
- Приходилось ли вам, ребята, застать грозу на берегу моря или океана ? Что вы видели? Что чувствовали? Что слышали? Поделитесь своими впечатлениями. Как называется такое природное явление ? ( Шторм). Читаем стихотворение. Сегодня с рассвета Как будто бы вызов И ветер мохнатое К какому стилю относится предложенный для анализа текст? Докажите свою точку зрения Выразительно прочитайте стихотворный текст. Оцените ответ одноклассника. |
Этап 1.3. Целеполагание |
-В словах какой части речи пропущены буквы? Спрогнозируйте цель урока. -Какие морфологические признаки глаголов вам известны? |
Этап 3 Освоение нового материала. |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Какого спряжения может быть глагол? Как определить, к какому спряжению относится глагол? Зачем нужно уметь определять спряжение глагола? Составьте алгоритм определения спряжения глагола.
Опираясь на опорную схему-алгоритм, расскажите, как правильно написать орфограмму гласную букву в личных окончаниях глаголов? Оцените ответ одноклассника. Спишите текст, выделите орфограммы. |
Этап 3. Проверка первичного усвоения |
Это действие является самым первым при определении спряжения глаголов. Всегда надо начинать с неопределённой формы глаголов. А что делать дальше, прочитаем по учебнику с. 255. Запомни! Чтение алгоритма по учебнику. Предлагаю запомнить это правило в виде стихотворения: Учащиеся хором проговаривают. Ко второму же спряжению |
Этап 4. Применение изученного материала |
Этап 4.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Используй алгоритм, выполните тренировочные упражнения учебника. Докажите истинность вашего решения. Аргументируйте собственное мнение. Упр.680 |
Этап 4.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни. |
Используя данную лексику, напишите сочинение-миниатюру «Гроза », « Шторм на море» ( по вариантам): Грохотать, гнать, крутить, расстилаться, сверкать, катить. 1. Обдумайте тему сочинения. Составьте план. Напишите ключевые слова. 2. Обдумайте свой замысел. Что и как вы напишете. 3. Отберите лексический материал для своего сочинения. 4. Проследите: раскрыта ли тема и основная мысль вашего сочинения. 5. Обратите внимание, насколько удачно выражены ваши мысли и чувства. 6. Прочитайте свое сочинение. 7. Обозначьте изученную орфограмму. 8 . Обсудите сочинения - миниатюры. Обменяйтесь мнениями . 9. Оцените работы своих товарищей (работа в парах). |
Этап 4.3. Задания ОГЭ, ЕГЭ. |
Поиграем в игру «Четвёртое лишнее» (глаголы в 3 л. ед. ч.) 1. Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т 2. Ла..т, се..т, чита..т, клее..т 3. Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..т |
Этап 4.4. Развитие функциональной грамотности. |
Поезд – один из самых популярных видов транспорта. Ежегодно им пользу..тся более 12 миллионов человек. Семья Петровых люб..т путешествовать именно в поезде. В этом году они полетят на отдых в Крым. Какой вид транспорта самый популярный? Сколько ежегодно человек путешествует поездом? Куда планируют полететь семья Петровых? Объясните пропущенные орфограммы. |
Этап 4.5. Систематизация знаний и умений. |
Из произведений художественной литературы выпишите 5 предложений, в которых есть глаголы с безударными личными окончаниями ( используйте учебник литературы) |
Этап 5. Диагностика/самодиагностика. |
Распределительный диктант. Записать словосочетания, распределив их в два столбика. Графически обозначьте изученную орфограмму, умейте её объяснить. Читаешь книгу, строим дом, борется с ленью, терпишь невзгоды, стирает бельё, стелется в низине, клеит конверты, услышит речь, растает на солнце, увидит корабль. Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения задания по ключу (слайд 5) Оцените работу товарища. (Взаимопроверка : 5 – нет ошибок, 4 – 1,2 ошибки, 3,4 ошибки – 3) |
Этап 6. Подведение итогов, домашнее задание |
Рефлексия |
Отправьте СМС учителю , ответив на вопрос, что вызвало у Вас затруднение. |
Этап 7. Домашнее задание. Запишите 4-5 предложений: Сколько здоровья и бодрости приобретёт тот, кто дружит с природой и заботится о ней. Выполните задания:Определите спряжение использованных глаголов, обозначьте окончания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Виды глагола".
Данный материал поможет учителю провести урок по теме, опираясь на материал презентации....
План-конспект урока русского языка по теме "Виды глагола"
ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА В 5 «А» КЛАССЕПО ТЕМЕ «ВИДЫ ГЛАГОЛА»Учитель русского языка Л.Н.Нагаева 2011/2012 уч.год ТЕМА УРОКА: Виды глагола.ЦЕЛИ: 1) Ознакомить с новой гр...
Урок русского языка по теме "Безличные глаголы" (6 класс)
Материал содержит конспект урока и презентацию....
Урок русского языка "Правописание НЕ с глаголами"
конспект урока по теме "Правописание не с глаголами"...
Урок русского языка по теме "Безличные глаголы"
Урок изучения нового материала...
Урок русского языка в 6 классе. Глагол. Повторение изученного
Цель: повторить и закрепить изученное о глаголе, формировать умения распознавать морфологические признаки глагола...
презентация к уроку русского языка в 6 классе. Глагол.Повторение изученного.
Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Глагол. Повторение изученного....