"Основные правила цитирования". Урок русского языка в 11 классе
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Русский язык 11 класс. Раздел/блок: Синтаксис и пунктуация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
citaty.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДМЕТ: русский язык, 11 класс.
РАЗДЕЛ/БЛОК: Синтаксис и пунктуация.
ТЕМА: Основные правила цитирования.
ЦЕЛЬ: познакомиться с правилами употребления цитат, повторить правила оформления цитат.
ЗАДАЧИ: образовательная: формирование новых знаний и способов действий, повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала;
воспитательная: воспитание самоконтроля, аккуратности, эстетических навыков при оформлении записей, самостоятельности;
развивающая: развитие речи, навыков работы в группе, творческих способностей, мыслительной деятельности, внимания.
ФОРМА УРОКА: традиционный урок (комбинированный).
ТИП УРОКА: урок формирования и совершенствования знаний.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: разноуровневое обучение, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, групповые технологии,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ: модельный метод (элементы ролевой игры), метод конструирования правил, метод ошибок, исследовательский метод, самооценивание, рефлексия.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, доска, карточки с примерами, сборники пословиц, крылатых фраз и афоризмов.
ХОД УРОКА:
- Организационно-психологический этап.
- подготовка психологического настроя;
- обеспечение порядка;
- проверка состояния классного помещения;
- взаимное приветствие;
- проверка отсутствующих;
- проверка рабочих мест, внешнего вида учащихся
- Этап проверки домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Задачи:
- установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися класса ;
- выявить, устранить и скорректировать обнаруженные в ходе проверки пробелы в знаниях;
- осуществить дальнейшее совершенствование знаний, умений и навыков.
На предыдущих уроках мы с вами повторяли тему «Предложения с прямой речью».
Вопросы для повторения (устная работа):
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
1) Для чего нужна прямая речь? | Передать дословно чужую речь. |
2) Какие знаки препинания используются при прямой речи? | Кавычки, двоеточие, тире, запятая, точка, восклицательный и вопросительный знаки. |
3) Из каких частей состоит прямая речь? | Авторские слова и прямая речь. |
4) Когда между авторскими словами и прямой речью ставится тире? | Когда сначала стоит прямая речь, а потом авторские слова. |
5) Когда между авторскими словами и прямой речью ставится двоеточие? | Когда сначала стоят авторские слова, а потом прямая речь. |
6) Расскажите об особенностях постановки знаков завершения в прямой речи. | Вопросительный и восклицательный знаки ставятся внутри кавычек, а точка – после кавычек. |
Проверьте свои знания на практике: карточки с заданиями разного уровня сложности
(курсивом выделены правильные ответы)
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант |
Задание: поставьте знаки препинания. | Задание: поставьте знаки препинания. | Задание: поставьте знаки препинания. |
1. Нет ничего здоровее говорил отец как просыпаться на заре. | 1. Кто тебя научил этой премудрости спросил Алексей. | 1. Что вы говорите воскликнула Лиза. |
«Нет ничего здоровее, - говорил отец, - как просыпаться на заре». | «Кто научил тебя этой премудрости?» - спросил Алексей. | «Что вы говорите!» - воскликнула Лиза. |
2. Ты не обманешь меня спросил Алексей. | 2. Дай мне слово сказала она наконец что ты никогда не будешь искать меня в деревне. | 2. Мне не нужны клятвы сказала Лиза довольно одного твоего обещания. |
«Ты не обманешь меня?» - спросил Алексей. | «Дай мне слово, - сказала она наконец, - что ты никогда не будешь искать меня в деревне». | «Мне не нужны клятвы, - сказала Лиза, - довольно одного твоего обещания». |
Карточки сдаются на проверку.
III. Этап постановки темы, цели и задач урока:
Задачи:
- организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся;
- показать значимость изучения нового материала;
- поставить перед учащимися учебную проблему.
Правила, изучаемые на уроках обязательно пригодятся в жизни.
Блиц-опрос класса (фронтальная работа).
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
1)Где и когда нам потребуются знания правильного оформления прямой речи? | Сочинение, доклад, реферат, научная работа. |
2) Какую функцию выполняют предложения с прямой речью в текстах? | Речь героев в художественных произведениях или цитаты. |
3) Что такое цитата? | Включаемая в устное выступление или письменную работу чужая речь, переданная дословно. |
4) Для чего нужны цитаты? | В качестве аргумента, для подтверждения или опровержения какого-либо факта, мнения, утверждения. |
5) Понадобится ли умение цитировать на итоговой аттестации (ЕГЭ)? | Умение цитировать понадобится при написании части С1 (сочинения). |
Вывод: | Надо знать основные правила цитирования. |
Поэтому цель нашего урока – (обучающиеся называют цель самостоятельно)- освоить основные правила цитирования.
Задачи урока: познакомиться с правилами употребления цитат, повторить виды цитат и правила их оформления.
IV. Этап актуализации знаний и умений учащихся.
Задачи:
- воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации;
- установление внутрипредметных и межпредметных связей;
- опора на жизненный опыт учащихся.
Вы хорошо знаете, что такое цитата, для чего нужно цитирование. Давайте выясним, какие требования мы выдвигаем к цитате?
Проблемный вопрос: «Какой должна быть цитата?»
Основных правил цитирования пять. Попробуйте назвать их самостоятельно и объясните. Работа у доски и в тетрадях (Таблица получается в результате совместной работы обучающихся при помощи учителя)
ПРАВИЛО | ОБЪЯСНЕНИЕ |
1) Точность | Цитата должна подходить по смыслу. |
2) Уместность | Цитата должна подходить по стилю, назначению текста. |
3) Необходимость | Употребление цитаты должно быть оправдано. |
4) Минимальный объем | Небольшая по объему цитат легче запомнится. |
5) Правильная пунктуация | Дает правильный смысл и избавляет от ошибок. |
Рассмотрим все эти правила.
V. Этап организации восприятия и осмысления новой информации.
Задачи:
1. дать учащимся конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса;
2. добиться осознания осмысления, первичного обобщения и систематизации новых знаний;
3. на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.
Постараемся применить на практике первое правило: цитата должна быть точной. Очень часто в своих сочинениях и других работах учащиеся нарушают это правило, приводя в пример цитаты, не подходящие по смыслу.
Ролевая игра: вы - студент вуза, успешно сдавший год назад ЕГЭ. Вас пригласили в вашу бывшую школу для выступления перед выпускниками, которым предстоит этот экзамен. Они не уверены в себе, боятся, что не справятся.
Подберите цитату для речи (работа с карточками):
Начните работу с определения того, какой смысл должен быть у цитаты.
Работа в карточках (анализ дается письменно). Все цитаты представлены на экране.
Совместная проверка. Самооценка.
ЦИТАТА | АНАЛИЗ (работа обучающихся) |
1) «Разумное понимание своеволия есть высшее понятие человека». Герцен | Цитата не подходит, так как она относится к другой теме. |
2) «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать». И.С. Тургенев | Цитата не подходит, так как она относится к другой теме. |
3) «Ты можешь, потому что ты должен». Кант | Цитата подходит, так как напоминает об ответственности, долге, а также придает веры в свои силы : «Ты можешь…» |
4) «Порой и мудрецу расчет глупцом прикинуться». Эсхил | Цитата не подходит, так как она относится к другой теме. |
5) «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». Пословица | Эта цитата скорее навредит, так как может быть понята как призыв к поиску возможности избежать испытания. |
6) «Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки». Лессинг | Цитата слишком жесткая, но может быть использована с объяснением ее смысла. |
Проблемный вопрос: Каким требованиям должна соответствовать цитата для данной темы? | У цитаты, необходимой для указанной темы, должен быть акцент на долг, мобилизацию всех сил и возможностей. |
Рассмотрим на практике соблюдение второго правила. Очень часто бывает так, что цитата подходит по смыслу, но использовать ее нельзя по этическим или стилевым нормам. И в части С1 ЕГЭ одним из критериев является отсутствие этических ошибок.
Ролевая игра: Вы с коллегой представляете Россию в ООН. В мире сложная ситуация. Некоторые страны хотят развязать войну, которая грозит перерасти в третью мировую. Вы должны произнести пронзительную речь против войны, подобрать точные и уместные аргументы.
Подберите цитату для речи (работа по карточкам):
Работа в карточках (анализ дается письменно). Работа в парах. Все цитаты представлены на экране.
Взаимопроверка, самооценка.
№ п/п | ЦИТАТА | АНАЛИЗ |
1 | Жалкий человек! Чего он хочет!...небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он –зачем? М.Ю. Лермонтов | Эта цитата точная, подходит к теме, но она может показаться оскорбительной. Не подходит. |
2 | «Война не терпит никаких возражений. Оружие и законы не уживаются друг с другом». Кай Юлий Цезарь | Цитата точная, но она слишком агрессивна. Ее автор известен как великий завоеватель. Не подходит. |
3 | «На армию я всегда смотрел, как на сборище актеров героического амплуа, которые упорно отказываются стать взрослыми людьми». Джеймс Олдридж | Эта цитата скорее всего покажется оскорбительной. Не подходит . |
4 | «Для чего мы пишем кровью на песке? Наши письма не нужны природе». Булат Окуджава | Цитата точная, но она не будет уместной, так как слишком поэтична. Не подходит. |
5 | «Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уж видно будет». Наполеон Бонапарт | Цитата может быть использована только в качестве опровержения. |
6 | «Самый великий маршал тот, кто не начнет войны». Ярослав Смеляков | Цитата точна и уместна. |
Вывод: | Подбирая цитату, нужно учитывать назначение текста (речи, сочинения), чтобы она не оказалось смешной или оскорбительной. |
Когда пишется рецензия или сочинение по тексту (как в ЕГЭ), уместно использовать цитаты из самого текста.
Попробуем самостоятельно подобрать цитату для сочинения из текста.
Самостоятельная работа по вариантам.
Даны исходный текст и сочинение (все небольшого объема).
Задача обучающихся – добавить в сочинение цитату из исходного текста.
Все цитаты представлены на экране.
ВАРИАНТ № 1.
Текст | Не то, что мните вы, природа – Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И. Тютчев |
Сочинение | В этом стихотворении Ф.И. Тютчев говорит о природе как о живом существе, у которого есть душа. Поэт утверждает, что окружающий нас мир одухотворенный, гармоничный, постоянно развивающийся, имеющий свой язык, свои чувства, главное из которых – любовь. |
Добавление цитаты | Не необходимости в цитировании, так как даже частичное цитирование повторит слова сочинения, цитата не будет оправдана. |
ВАРИАНТ № 2.
Текст | Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать - В Россию можно только верить. Ф.И. Тютчев |
Сочинение | В понимании Ф.И. Тютчева Россия – необычная страна, в которой всё и все руководствуются не разумом, а чувством, инстинктом. Поэт долгое время прожил за границей и мог сравнить разумность и педантичность европейских стран с непредсказуемостью России, в которой вера сильнее разума. |
Добавление цитаты | Поэт долгое время прожил за границей и мог сравнить разумность и педантичность европейских стран с «особенной статью», непредсказуемостью России, в которой вера сильнее разума. ИЛИ Поэт долгое время прожил за границей и мог сравнить разумность и педантичность европейских стран с непредсказуемостью России, которую «аршином общим не измерить». |
Дискуссия: обсуждение вариантов, обмен мнениями, примерами.
В требованиях к части С1 ЕГЭ есть такое: «Избегайте чрезмерного цитирования».
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
Как вы понимаете это требование? | Не нужно использовать большое количество цитат. |
Не нужно включать в текст сочинения большие цитаты. |
Четвертое правило цитирования: «Цитата должна быть короткой».
Представьте, что я беру у вас интервью. Очень коротко ответьте на вопрос: «Почему цитата должна быть короткой?»
Ответы:
- Легче запоминается.
- Легче воспринимается.
- Показывают умение точно выражать свою мысль.
- «Краткость – сестра таланта». А.П. Чехов
- Быстрее «попадают в цель».
В русском фольклоре, так же как в любом фольклоре, много мудрых высказываний, созданных народом – пословиц. Из жизненного опыта вы, наверное, знаете, что речь талантливых людей изобилует пословицами, крылатыми фразами. Таких людей интересно слушать, их речь привлекает внимание, запоминается. И пословицы, и крылатые фразы имеют маленький объем и не перегружают речь человека и его память, но говорят о его эрудиции, находчивости, грамотности.
Давайте проверим, знаете ли вы русские пословицы, тем более, что они вполне могут быть процитированы в сочинении в качестве примера или аргумента. Существуют сборники русских пословиц, в которые полезно иногда заглядывать.
Задание: устно привести примеры пословиц разной тематики. Фронтальный опрос.
- Капля камень точит.
- Ученье – свет, а неученье – тьма.
- Тише едешь – дальше будешь.
- Родная земля – мать, а чужая –мачеха.
- Век живи - век учись.
Очень короткие, но емкие по смыслу строчки из художественных произведений уходят в народ, становятся крылатыми фразами. Их знают все и используют в своей речи, часто не зная автора. Какие крылатые фразы знаете вы? Я буду начинать фразу, а вы попробуйте ее закончить. Устная работа.
Примеры :
- «И дым отечества нам сладок и приятен». А.С. Грибоедов
- «Счастливые часов не наблюдают». А.С. Грибоедов
- «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей». А.С. Пушкин
- «Красота спасет мир». Ф.М. Достоевский
- «А воз и ныне там». И.А. Крылов
- «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». Антуан де Сент Экзюпери
Существует много мудрых высказываний, собранных в отдельных книгах. Там они распределены по тематике или по авторству. При подготовке к ЕГЭ эти книги могут очень пригодиться.
Задание: приведите примеры коротких цитат. Работа с книгой в парах.
Примеры:
- «Труд есть совесть». А. Платонов
- «Нельзя правду доказывать ложью». В.Г. Белинский
- «Человек хуже зверя, когда он зверь». Р.Тагор
Повторим правила пунктуации при оформлении разных цитат. Работа на доске и в тетрадях. Учитель называет вид цитаты, один ученик рассказывает правила оформления цитаты, другой пишет на доске схему.
Вид цитаты | Правила оформления (называется обучающимися) | Схема (выполняется обучающимися) |
1. Полная цитата | Пунктуация как при прямой речи. | А: «Ц». |
2. Неполная цитата | Пунктуация как при прямой речи, где многоточие указывает на пропуск слов. | А: «…ц….». |
3. Частичное цитирование | Цитата – несколько слов – включается в предложение, пишется со строчной буквы в кавычках. | …… «ц»……. |
4. Стихотворная цитата | Пишется без кавычек, в центре страницы, каждая строка с прописной буквы. | А: Ц, Ц – Ц Ц. |
- Этап первичной проверки понимания учащимися новых знаний.
Задачи:
- установить, осмыслили ли учащиеся содержание новых понятий;
- выявить и устранить обнаруженные пробелы в понимании нового материала;
- выявить неверные представления и скорректировать их.
Перечислите основные правила цитирования, объясните их. Класс слушает отвечающих, исправляет, дополняет, оценивает.
(Взаимопроверка, самооценка)
- Этап творческого применения знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на ранее усвоенных знаний и умений.
Задачи:
- научить применять знания, сформированные задания в переформулированных вопросах;
- организовать деятельность учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях;
- использование творческой деятельности учащихся при выполнении проблемных упражнений, позволяющих по-новому взглянуть на ранее изученное.
Задание: Исправь ошибку! Карточки с примерами. Индивидуальные задания в 6 вариантах. Все цитаты представлены на экране. В процессе проверки на экране появляются правильные варианты.
№ варианта | Пример с ошибкой (задание варианта) | Правильный вариант (ответы обучающихся) |
1 вариант | Она промолвила, что да, я посещала этот дом. | Она промолвила: «Да, я посещала этот дом». |
2 вариант | «Бабушка пела мне песни» - сказал мальчик. – «Спой и ты.» | «Бабушка пела мне песни, - сказал мальчик. – Спой и ты». |
3 вариант | Он прибавил, понизив голос, «что мне было тяжело с моим товарищем». | Он прибавил, понизив голос: «Мне было тяжело с моим товарищем». |
4 вариант | Людовиг XIV говорил - «Государство- это я». | Людовиг XIV говорил: «Государство- это я». |
5 вариант | Д.С. Лихачев говорил: человек должен жить в сфере добра, созданной им самим. | Д.С. Лихачев говорил: «Человек должен жить в сфере добра, созданной им самим». |
6 вариант | «Здравствуйте, дорогие телезрители»!: - Сказала ведущая программы.» | «Здравствуйте, дорогие телезрители!» - сказала ведущая программы. |
IX. Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
Задачи:
1. выделить основное и сформулировать выводы;
2. формировать целостную систему ведущих знаний по теме, курсу;
3. выделять мировоззренческие идеи;
4. установить причинно-следственные связи между понятиями.
Сегодня на уроке мы повторили правила цитирования, которые вам обязательно пригодятся и на следующих уроках русского языка, и на уроках по другим предметам, и на экзаменах, и в дальнейшей жизни.
Вопросы классу (фронтальная работа):
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
* Перечислите основные правила цитирования. | Точность, уместность, необходимость, минимальный объем, правильная пунктуация. |
* Какие знания необходимы человеку, чтобы правильно использовать и написать цитату? | Эрудиция, знание синтаксиса, пунктуации, правил цитирования. |
* Для чего нужны цитаты в тексте? | Для аргументации, примера. |
* Что нужно делать человеку, чтобы быть эрудированным и легко находить нужную цитату? | Много читать, знать русский язык. |
X. Этап контроля за результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.
Задачи:
- стимулировать класс к овладению рациональными приемами обучения и самообразования;
- выявить качество и уровень знаний;
- обеспечить коррекцию знаний;
Чтобы понять, как вы усвоили сегодняшнюю тему, проведем небольшую творческую работу. Прочитайте предложенный текст, согласитесь или не согласитесь с утверждением автора, подтвердите свое мнение цитатой. Используйте для этого книги: сборники пословиц и поговорок, мудрых мыслей, афоризмов.
Текст представлен на экране.
ТЕКСТ:
Ты, оставивший в мире злодейства печать,
Просишь, чтоб на тебя снизошла благодать.
Не надейся: вовеки не будет прощенья,
Ибо сеявший зло – зло и должен пожать.
Абу Али ибн Сина (Авиценна)
Мнения обучающихся разделяются. Одни считают, что человек, совершивший зло, должен понести заслуженное наказание. Другие полагают, что надо уметь прощать. Поэтому цитаты, выбранные обучающимися в качестве ответов, посвящены темам прощения, возмездия, справедливости.
- «Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло надо платить добром?» Учитель сказал: «А чем тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро – добром». Конфуций
- «Справедливость проявляется в воздаянии каждому по заслугам». Цицерон
- «Нельзя прощать тем, кто не умеет прощать». Ф. Ницше
- «Прощайте , и прощены будете» Евангелие от Луки
- «Мы все хотим быть прощены с той же силой, с какой не хотим прощать остальных». Лорин Хилл
- «За преступлением следует наказание». Гораций
- «Безнаказанность бывает лишь временной» Сенека
XI. Этап подведения итогов урока, рефлексии.
Задачи:
1. дать возможность обучающимся оценить важность и нужность
изученного материала, свою работу на уроке;
2. дать анализ и оценку успешности достижения цели;
3. наметить перспективу дальнейшей работы.
Образная рефлексия. (Обучающиеся отвечают на вопросы теста) | Тест «Поставь оценку»
4. Твоя активность на уроке. |
Вербальная рефлексия. Вопрос: Каков результат учебной деятельности на уроке? (Обучающиеся высказывают свое мнение) | Высказывания обучающихся: * Темы, которые мы изучали и повторяли сегодня, позволят нам грамотно использовать цитаты в речи и письменных работах. * Теперь я знаю, как правильно выбрать и оформит цитату. * Полученная сегодня на уроке информация поможет мне при написании докладов, рефератов, сочинений. * Все, что изучали сегодня на уроке, я смогу использовать при написании частей С на ЕГЭ по русскому языку и литературе. |
Перспектива дальнейшей работы. (Объявляет учитель) | На следующем уроке нам предстоит работать над сочинением по заданию теста ЕГЭ (часть С1), у вас появится возможность применить ваши знания правил цитирования на практике. |
Домашнее задание. (Объявляет учитель) |
|
Оценки (Объявляет учитель) | Анализ работы каждого учащегося, оценивание работы на уроке, оценки за работу по карточкам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение трудного орфографического правила на уроках русского языка.
На своих уроках я стараюсь, чтобы каждый ученик сознательно выбирал задание по своим возможностям. Систематически предлага...
Основные требования к урокам русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Какие же требования предъявляются к сов...
Урок русского языка 10 класс "Основные понятия морфемики и словообразования"
Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Вид урока: урок-практикум. ...
Формирование УУД в основной школе на уроках русского языка
Развитие связанной речи учащихся - это раздел школьного курса, по которому возрастает ряд проблем у поколения сегодняшних школьников....
Формирование УУД в основной школе на уроках русского языка и литературы
Формирование УУД в основной школе на уроках русского языка и литературы...
Прием "Поиск правила" на уроках русского языка в 5 классе
Новые стандарты образования гласят, что учитель должен организовать педагогический процесс таким образом, чтобы обучающиеся могли сами добывать новые знания, а не получать их в готовом виде. Прием, оп...
Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Русский язык» 5 класс к учебнику Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и другие. Русский язык (в 2 частях), 5 класс/ ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»
Программа создана на основе конструктора "Единого содержания общего образования" https://edsoo.ru/...